Джонатан Сакс: Сообщество и толпа. Перевод Бориса Дынина

Loading

Социальныe сети обогатили существующие сообщества, но сами по себе они не создают сообщества… Я верю, создание сообщества требует тяжелой работы, но не многое в жизни более ценно. Строя что-то с другими, я обнаруживаю радость быть частью чего-то большего, чем я когда-либо смог бы достичь в одиночку.

בס״ד

Сообщество и толпа

Communities and Crowds (Vayakhel-Pekudei 5780)

Джонатан Сакс
Перевод с английского Бориса Дынина

Мелани Рид — журналист, ведущая регулярную колонку в The (London) Times. Страдая от квадриплегического паралича, она иронично и без жалости к себе, называет свои еженедельные очерки: «Спинной хребет». 4 января 2020 года она рассказала историю о том, как она, ее муж и их знакомые в шотландской деревне купили старинную гостиницу, чтобы превратить ее в паб и общественный центр — общее достояние района.

Затем произошло нечто необычное. Большое количество местных жителей предложило свои услуги, чтобы помочь открыть паб.

«К нам пришли известные музыканты, согласные чистить туалеты и убирать. За стойкой стоят скульпторы, рабочие-строители, общественные активисты, офицеры торгового флота, бабушки, администраторы и агенты по продажи недвижимости… Бывший руководитель большой корпорации на пенсии рубит дрова, семидесятилетние добровольцы прислуживают за столами, геодезисты изучают внутренние стены, чтобы их можно было перестроить, а умельцы чистят засоренные желоба».

Этот паб не только стал общественным центром, но резко поднял энергию всего окружающего района. Люди всех возрастов приходят сюда, чтобы играть, пить, есть, участвовать в специальных мероприятиях. Вокруг него выросли разнообразные коммунальные услуги и развлечения. Мелани говорит об «алхимии того, чего можно достичь в деревне, когда все собираются вместе для общей цели».

В своем очерке Мелани была достаточно любезна, чтобы процитировать мои слова о магии становления «я» в «мы»:

«Когда вы строите дом вместе… вы создаете что-то гораздо большее, чем всё то, что кто-либо может сделать в одиночку и получить оплату».

Книга, которую я написал на эту тему: «Дом, который мы строим вместе» (The Home We Build Together) была вдохновлена главой Торы на эту неделю: Ваяхель. Она представляет собой учебник строительства сообщества.

Она учит этому тонким образом, используя один глагол для описания двух очень разных видов деятельности. Первый упоминается в главе прошлой недели в начале истории о Золотом Теленке.

«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался (ваикаэйль) к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». (Исх. 32: 1).

О втором виде деятельности говорит вступительный стих этой недели:

«И собрал (ваякъxэйль) Моисей все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать». (Исх. 35: 1).

Звучит похоже. Оба случая можно перевести как «собранные» или «созванные». Но между ними есть принципиальная разница. У первого собрания не было лидера; у второго был лидер — Моисей. Первое было толпой, второе сообществом.

В толпе люди теряют свою индивидуальность. Возникает своего рода коллективный менталитет, и люди обнаруживают, что делают то, что никогда не думали делать самостоятельно. Чарльз Маккей замечательно сказал о безумии толпы. Люди, по его словам, «стадом сходят с ума, а в сознание приходят медленно и поодиночке». В толпе они впадают в исступление. Процесс нормального размышления нарушается. В одних случаях это выражается в насилии, в других — в импульсивном экономическом поведении, приводящем к неустойчивым подъемам и последующим крахам. Толпа не знает сдерживания и ограничений, формирующих самоконтроль личности.

Элиас Каннетти пишет в классической книге: «Масса и власть»:

«Масса повсюду равна себе: в разные эпохи, в разных культурах, у людей разного происхождения, с разным образованием, говорящих на разных языках она остается, в сущности, той же самой. Где бы она ни появилась, она бурно вбирает в себя все вокруг. Ее заразительному воздействию мало кто способен противостоять, она стремительно растет, изнутри ей не положено границ. Она может возникнуть всюду, где собираются люди, спонтанно и внезапно».

Толпа, окружившая Аарона, была в панике. Моисей был их единственным контактом с Богом и, тем самым, единственным источником наставлений, руководства, чудес и силы. Но сейчас его не было, и они не знали, что с ним случилось. Их просьба, чтобы «бог шел перед нами», была необдуманной и отбрасывающей израильтян назад. Их поведение после изваяния золотого теленка — «сел народ есть и пить, а после встал играть» — было недисциплинированным и распутным. Спустившись с горы, «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его». То, что увидел Моисей, иллюстрирует наблюдение Карла Юнга: «Психология большой толпы неизбежно опускается до уровня психологии стада». Такую толпу и увидел Моисей.

Ваякъxэйль в главе этой недели говорит о совершенно другом. Моисей стремится создать сообщество и побуждает людей вносить личный вклад в коллективный проект, Мишкан, Святилище. В сообществе люди остаются людьми. Их участие в основном добровольное: «От каждого человека, сердце которого пожелает того, пусть возьмут приношение для меня». Различия даров ценятся потому, что каждый может внести свой личный вклад. Одни давали золото, другие — серебро, третьи — бронзу. Другие приносили шерсть или шкуры животных. Кто-то нес драгоценные камни. Кто-то отдавал свой труд и навыки.

Их объединяла не динамика толпы, в которой люди погружаются в коллективное безумие, а скорее чувство общей цели — создать нечто такое, что будет лучше, чем кто-либо мог создать в одиночку. Сообщества строят; они не разрушают. Они выявляют в нас лучшее, а не худшее. Они вызывают в нас не низменные эмоции, такие как страх, но более высокие стремления, такие как строительство символического дома для Божественного Присутствия в своей среде.

Благодаря тонкому использованию языка Тора фокусирует наше внимание не только на результате, но и на процессе; не только на том, что люди сделали, но и на том, кем они стали в процессе строительства. Об этом я и говорил в книге «Доме, который мы строим вместе»: «Нация — по крайней мере, та нация, стать которой были призваны израильтяне, — создается самим актом творения. Все чудеса Исхода вместе взятые: чума, разделение моря, манна небесная, вода из скалы, даже откровение на горе Синай, не превратили израильтян в нацию. Командуя Моисею призвать израильтян построить скинию, Бог фактически скомандовал: преврати группу людей в народ Завета. Для этого они должны строить вместе.

«Свобода не может быть дарована ​​внешней силой, даже самим Богом. Она может быть достигнута только совместными усилиями самих людей. Отсюда строительство скинии. Люди формируются в действии. (A people is made by making) Нация строится путем строительства».

Различие между сообществом и толпой стало еще более значительным в 21 веке. Классическим примером является «арабская весна 2011 года». Массовые протесты прошли в большей части арабского мира: в Тунисе, Алжире, Иордании, Омане, Египте, Йемене, Судане, Ираке, Бахрейне, Ливии, Кувейте, Сирии и в других местах. И все это быстро превратилось в то, что было названо «арабской зимой». Протесты все еще продолжаются в ряде этих стран, но только в Тунисе это привело к конституционной демократии. Протестов самих по себе никогда не бывает достаточно для создания свободных обществ. Они принадлежат логике толпы, а не сообщества.

То же самое относится и к социальным сетям, даже в свободном мире. Они обогатили существующие сообщества, но сами по себе они не создают сообщества. Это требует личного общения и готовности идти на жертвы ради группы. Без этого, как заметил Марк Цукерберг в 2017 году, «социальные сети могут способствовать разобщенности и изоляции». Действительно, когда они используются ради распространения слухов, позора или агрессивного противостояния, они создают современную толпу — электронное стадо.

В своей новой книге «Время строить» Юваль Левин (Yuval Levin , A Time to Build) утверждает, что социальные сети подорвали нашу социальную жизнь.

«Они явно поощряют пороки, наиболее опасные для свободного общества. Они заставляют нас говорить, не слушая; относиться к другим враждебно, а не милосердно; распространять заговоры и слухи; пренебрегать чувствами друг друга; создавать изолированные группы; упрощать сложный мир, реагировать друг на друга слишком быстро и невнимательно. Такие социальные сети разрушают нашу способность терпеливо общаться, наше внимание, наши приличия, нашу сдержанность».

Это поведение толпы, а не сообщества.

Психология толпы все еще с нами. Но также, как демонстрирует шотландский паб Мелани Рид, и психология сообщества.

Я верю, создание сообщества требует тяжелой работы, но не многое в жизни более ценно. Строя что-то с другими, я обнаруживаю радость быть частью чего-то большего, чем я когда-либо смог бы достичь в одиночку.

I believe that creating community takes hard work, and that few things in life are more worthwhile. Building something with others, I discover the joy of becoming part of something greater than I could ever achieve alone.

Шаббат Шалом,

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Джонатан Сакс: Сообщество и толпа. Перевод Бориса Дынина

  1. К вопросу о психологии сообщества.
    Правление нашего дома переслало жильцам частное письмо:
    «Мы понимаем, что во время сегодняшнего чрезвычайного положения, может быть, страшно выходить из дома за предметами первой необходимости, прежде всего, за продуктами питания и лекарствами, особенно для пожилых людей и тех, у кого поблизости нет поддержки семьи.

    На данный момент мы планируем совершать покупки в магазине один раз в неделю и с радостью купим дополнительные товары для тех, кто в этом нуждается. Мы также хотели бы предложить свою помощь жителям, если они хотят размещать заказы на продукты онлайн для доставки, но, возможно, не знают, как работать компьютером. Не стесняйтесь позвонить нам по телефону ХХХ-ХХХ-ХХХХ, и мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам!»

  2. Рабби Сакс прав:
    «Общество» как-бы само сабой создаётся, когда люди успешно создают вместе что-то хорошее.
    Толпа — когда люди что-то вместе разрушают.
    Вражда и хаос — когда люди вместе делят что-то созданное НЕ ими.

Добавить комментарий для Benny B Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.