Борис Гулько: Что коронует Коронавирус?

Loading

Похоже, пандемия Коронавируса «смешает языки» возводящим современную Вавилонскую башню мировой либеральной империи и глобализации и коронует новый национализм — стремление народов реализовываться в своих национальных государствах.

Что коронует Коронавирус?

Борис Гулько

Первой — ещё в библейские времена — самоорганизацией человечества была империя, её императором — Нимрод, а проектом, призванным сплотить народ — Вавилонская башня.

Наверху этот проект одобрен не был, и Создатель смешал строителям языки, создав тем отдельные нации. Обозначился исторический конфликт оптимального объединения народа: империя или нация? Что должно соединять народ: интернационализм или национализм?

Судьбу Вавилонской башни часто разделяли другие устремлённые в небо имперские проекты. В 1931 году в Москве взорвали храм Христа Спасителя, а на его месте задумали возвести по проекту Бориса Иофана высочайшую в мире башню — Дворец Советов высотой 415 м, включая стометровую статую Ленина, венчающую его. Грандиозная стройка остановилась рано — на уровне котлована под фундамент, в котором в 1960 году соорудили открытый бассейн Москва. А потом бассейн засыпали, и на его месте установили бетонную копию разрушенного храма.

Советский Союз тоже был задуман как копия империи Нимрода, объединяющая все народы. Идейная основа такого объединения принадлежала немецкому еврею Марксу и выражалась в его призыве из Манифеста коммунистической партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А так как буржуазию полагалось уничтожить как класс, замышлялась всемирная империя пролетариев без разделения на нации, интернационализм. Организация, созданная Марксом, так и называлась: «Первый интернационал».

Мировая революция в один присест не удалась, поэтому руководители СССР почти до самого его конца пытались расширить империю «рабочих и крестьян» до всемирной-то за счёт Мозамбика, то за счёт Никарагуа. Надорвались они на Афганистане. А когда удавка коммунистической идеологии в стране ослабла, национальные чувства в «союзных республиках» оказались достаточно сильны, чтобы разорвать СССР на 15 частей. Национализм победил интернационал.

Народом, легче других входившим в национальную жизнь других народов, склонным к идее интернационализма, испокон веков были евреи. В районе 740 года до н.э. Ассирия захватила северное царство евреев и выселило из него 10 колен Израилевых. Следы переселенцев — а это были примерно 5/6 нации, поныне продолжают искать среди разных народов. Остались жить в Персии большинство евреев, угнанных в Вавилон Навуходоносором II после разгрома южного царства евреев в 586 году до н.э. В незапамятные времена евреи образовали многочисленные колонии по периметру Средиземного моря, а самое большое городское скопление евреев находилось в египетской Александрии и в древнем Риме. При этом верные иудаизму евреи в новых землях не ассимилировались.

Ситуация изменилась с возникновением во второй половине 18 века, под влиянием европейской эпохи Просвещения, еврейского движения Гаскала (просвещение). Пошёл процесс ассимиляции, евреи влились в европейские культуру и науку и, проявив невиданную приспособляемость, быстро заняли в них ведущее положение. Однако вместо благодарности за великие открытия, технологии и произведения искусства, евреи получили в ответ на эту свою экспансию тяжёлую неприязнь аборигенов.

Поводом к возвращению в свою историю самого интернационалистского народа Европы стало с виду малозначащее дело французского офицера Альфреда Дрейфуса. Власти, чтобы выручить из беды аристократа Эстерхази, попавшегося на шпионаже в пользу Германии, в декабре 1894 ложно обвинили и осудили на пожизненное заключение офицера-еврея Альфреда Дрейфуса. Часть общества этот приговор не приняла, в 1900 году Дрейфуса освободили, а через 12 лет после несправедливого обвинения вообще оправдали.

Однако публичность несправедливого преследования Дрейфуса развеяла надежды части еврейства на их успешное врастание в европейское общество как равноправного народа. Благодаря страсти и политическому таланту венского журналиста Теодора Герцля уже существовавший к тому времени сионизм быстро обрёл мировое звучание, и полвека спустя еврейский национализм нашёл удовлетворение в создании Израиля.

Но других евреев дело Дрейфуса не убедило. Они остались на путях интернационализма. Эти евреи стали немцами больше немцев (немцами Моисеева закона, как они себя называли), французами больше французов. Завершила путь европейских евреев трагедия Холокоста.

Счастливее оказалась судьба их собратьев, оказавшихся в США. Открытость американского общества позволила евреям стать полноправными американцами и, желающим, оставаться евреями. Как некогда в России и в Европе, евреи США стали самыми искренними интернационалистами Америки. В 50-е — 60-е годы 20 века они яростно боролись за права чернокожих, принося в жертву этой борьбы жизни энтузиастов, в последние годы добивались свободы въезда в США южноамериканцев и мусульман.

Однако с недавних времён в Америке возобладала «политика идентичности», при которой каждая оформленная группа населения самоутверждается неприязнью к другим. Этими другими зачастую оказываются евреи.

Велик антисемитизм среди стремительно повышающих свой общественный статус чернокожих. Даже столь вненациональное, казалось бы, движение, как феминизм, устами одной из лидеров «Женского марша» Линды Сарсур провозгласило, что евреек, поддерживающих Израиль, оно в своих рядах не потерпит. Два вопиющих эксцесса антисемитизма, потрясших недавно Америку, по сравнению с которыми дело Дрейфуса выглядит мелочью, отразили эти две тенденции.

В апреле 2014 года вся страна, всё общество во главе с президентом Обамой забились в припадке злобы, проклиная в едином порыве престарелого еврея, владельца баскетбольной команды Дональда Стерлинга. Старику запретили пожизненно посещать баскетбольные матчи, приговорили продать его команду и выплатить крупный денежный штраф. Он был без каких-либо оснований обвинён в расизме.

Недавно другого престарелого еврея, крупного кинопромышленника Харви Вайнштейна, на которого взъелись голливудские феминистки, суд приговорил к 23 годам тюрьмы несмотря на то, что оправдал в инкриминируемых тому изнасилованиях. Какие-то другие таинственные сексуальные обвинения, вроде «изнасилования 3-й степени» (видимо, через третьих лиц) остались, хотя всплывшие на суде анатомические особенности старика делают непонятным, о каком сексе с ним в принципе могла идти речь.

Другие случаи публичного антисемитизма — органы правопорядка США демонстративно не расследовали два громких убийства евреев: молодого служившего DNC Сэта Рича и крупного финансиста Джеффри Эпштейна, неосторожно приблизившихся к власть имущим.

Большинство американских евреев смиренно принимают антисемитизм либерального общества — в высших учебных заведениях, мейнстрима прессы, Демпартии, воспринимая его, по-видимому, как проявление близкого их душе интернационализма — ведь антисемитизм объединяет многие прогрессивные группы. Напротив, жгучую ненависть вызывает у американских евреев-интернационалистов национализм президента Трампа, обещающего вернуть американскую нацию к её великому прошлому и энергично поддерживающего Израиль.

Таким образом мировое еврейство условно поделилось сегодня на интернационалистов диаспоры и националистов Израиля. В этом делении есть нюансы: так религиозные евреи — к ним принадлежат около 10% американских, националисты. Так же, как проголосовавшие на последних выборах за национальный лагерь более 55% израильских евреев. Однако остальные израильские евреи предпочли левые партии, обещающие обезличить Израиль и сделать его «как все страны». Вступив в блок с партиями израильских арабов, декларирующих своё желание уничтожить Израиль как еврейское национальное государство, левые приобрели в Кнессете минимальное большинство. Такой пагубный альянс несёт еврейскому государству серьёзную опасность.

Это внутриизраильское противостояние повторяет внешний конфликт — Израиля и прогрессивной объединённой Европы. После трагедии МВ2 континент, в ужасе от пережитого, принял «Парадигму Анти-национализма», предложенную ещё в 1795 году Иммануилом Кантом в его программном произведении «К вечному миру». Великий философ настаивал:

«Нам следует ожидать, что цивилизованные народы, ныне объединенные в [национальные] государства, как можно скорее поспешат отказаться от столь унизительного состояния… Существует только один разумный путь, которым сосуществующие государства могут выйти из незаконного состояния вечной войны … Они должны отказаться от своей дикой и незаконной свободы, привыкнуть к обязательным общим законам и таким образом сформировать международное государство, которое будет продолжать расти, пока не охватит все народы земли».

И европейские народы отказались «от своей дикой и незаконной свободы» и объединились в Европейский союз. Этот планировался как конфедерация государств, но, что типично для подобных ситуаций, всё больше и больше власти перетекает в нём от стран-участниц к бюрократии «европейского правительства» в Брюсселе. Как мрачно заметил израильский философ Йорама Хазони: «Идея международной федерации — это просто идея империи».

Народом, не принявшим парадигму Канта и держащимся за свою «дикую свободу», остались евреи Израиля. У прогрессивных европейцев, удивительно быстро забывших о своём дружном участии в преступлении Холокоста, стало принято сравнивать национализм израильтян с нацизмом.

Но тут в мир пришёл «Корона-вирус», и мир увидел, что в серьёзной ситуации от безликого интернационализма проку мало. Достаточно сравнить сейчас (на 25 марта) катастрофическое положение в таких странах «объединённой Европы», как Италия и Испания — в первой 69,176 заболевших при смертности среди больных в 9.86%, — 112.9 на млн населения, во второй соответственно 42,058 и 7.11% — 64 на млн населения, с Израилем. Здесь национальное правительство Нетаньяху с начала эпидемии приняло решительные меры вроде полного закрытия страны для иностранцев. Сейчас в Израиле несколько более 2000 заболевших при смертности среди них 0,25% — 0,6 на млн населения.

Эксперты уже анализируют уроки эпидемии и подводят её политические итоги. Принстонский профессор политики и международных отношений Г.Д. Айкенберри предупреждает:

«… мы наверняка станем свидетелями усиливающегося движения в сторону национализма».

С ним согласен гарвардский профессор международных отношений С. Уолт: «Пандемия усилит государственную власть и укрепит национализм… Мы станем свидетелями дальнейшего отступления от гиперглобализации, поскольку граждане надеются на то, что их защитят национальные правительства». Ричард Хаасс — президент Совета по международным отношениям США предвидит: «Возникнет более жесткое сопротивление масштабной иммиграции». Сотрудник этого Совета Ш.К. О’Нил считает: «Теперь компании переосмыслят свою стратегию и уменьшат многоступенчатые и многонациональные цепочки поставок». А гарвардский профессор и бывший зам. госсекретаря США Николас Бернс смотрит за океан:

«Если Евросоюз не сумеет оказать более целенаправленную помощь своим 500 миллионам граждан, национальные правительства в будущем отнимут у Брюсселя очень многие полномочия».

Похоже, пандемия Коронавируса «смешает языки» возводящим современную Вавилонскую башню мировой либеральной империи и глобализации и коронует новый национализм — стремление народов реализовываться в своих национальных государствах.

___
Новая книга Бориса Гулько: Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы. $30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com. По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Борис Гулько: Что коронует Коронавирус?

  1. Осознанно. или интуитивно мотивацией многих евреев диаспоры.побудивших их переселиться в Израиль было. вероятнее всего, намерение избавиться от тягот антисемитизма. И это мало зависело от их мировоззренческих (национальных. или интернациональных) убеждений. Скорее всего вообще ,без тех и других. В условиях постоянной острой внутриполитической борьбы в стране, совковым евреям была уготована судьба разделиться на приверженным к правым или левым политическим идеям. Многим из них ближе оказались -левые, под воздействием которых они находились в стране исхода. Последствия известны.

  2. Борис, Вы проявляете поразительную НЕБЛАГОДАРНОСТЬ
    Сколько сил, сколько времени, сколько денег потратили эти так ненавидимые Вами «прогрессивные американские евреи» на свою борьбу за право на свободу выезда советских евреев!
    Пр этом и на Ваше персональное право.

    1. После того, как автор назвал дела двух поганцев Харви Вайнштейна и Джеффри Эпштейна «свидетельством публичного антисемитизма» и по сути прировнял их к капитану Дрейфусу, говорить не о чем и не о ком

  3. Тяжело ступая, в кабинет Ганца вошел мрачный Либерман. Грузная фигура приблизилась к столу, за которым сидел генерал с почерневшим от тяжких дум лицом. Вошедший достал из кармана пиджака пистолет, молча положил его на стол и также молча покинул кабинет.

    1. А.Т.- Тяжело ступая, в кабинет Ганца вошел мрачный Либерман. Грузная фигура приблизилась к столу, за которым сидел генерал с почерневшим от тяжких дум лицом. Вошедший достал из кармана пиджака пистолет, молча положил его на стол и также молча покинул кабинет…
      :::::::::::::::::::::::::::::::
      “Вошедший… покинул кабинет”…Мрачный Ганц взял пистолет, повертел его и положил на стол со словами: “Незаряжен, так я и знал, что патроны у Либера давно кончились…”

Добавить комментарий для Ю. Т. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.