Сергей Баймухаметов: «Вы все врете, никакого могильника тут нет»

Loading

Радиационный фон там превышен в десятки раз… Неужели чиновники думают, что они живут на другой планете, и радиация на них не распространяется?

«Вы все врете, никакого могильника тут нет»

Сергей Баймухаметов

Сергей Баймухаметов

Противники строительства так называемой Юго-Восточной хорды подали групповой иск к федеральному унитарному предприятию «Радон» и к столичному управлению дорожно-мостового строительства. Протесты жителей района Москворечье-Сабурово против прокладки автомагистрали по радиоактивному могильнику, оставшемуся от производственной деятельности завода полиметаллов, длятся уже более полугода.

«Строительные работы на этой территории могут привести к подвижкам грунта, оползням, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию и выветриванию. При попадании радионуклидов в организм человека с дыханием и пищей происходит внутреннее облучение, которое повышает риски онкологических и других заболеваний», — говорится в заключении экспертов российского отделения Гринписа.

Суть конфликта можно выразить в одной фразе: общественники и представители независимых организаций утверждают, что радиационный фон там превышен в десятки раз, а уполномоченные властью структуры их опровергают.

Для пущей объективности мы будем ссылаться здесь только на эти самые официальные структуры — на МЧС и «Радон».

30 апреля 2019 года «Радон» и МЧС зафиксировали на одном из участков мощность гамма-излучения в 61,4 мкЗв/ч. Это больше, чем сегодняшний фон напротив взорвавшегося четвертого реактора Чернобыльской атомной станции, — уточнили эксперты программы «Безопасность РАО» Российского социально-экологического союза.

А 20 марта 2020 года генеральный директор ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий успокоил: «Если говорить в целом об обстановке, то она там благоприятная. Если мы говорим об общем фоне, то он соответствует радиационному фону города Москвы»

Чему верить?

И тут разразился скандал. Оказалось, что прошлогодний акт «исправили», «подчистили». 25 марта депутат Мосгордумы Павел Тарасов заявил: «В акт от 30 апреля 2019 внесена правка, перенесена запятая, и получилось — 6,14 мкЗв/ч, то есть в 10 раз меньше». Иначе говоря — подлог.

«Даже если там 6,1 — это все равно очень много, — пояснил член экспертной группы Мосгордумы физик-ядерщик Андрей Ожаровский. — Даже при дозе выше 0,6 мкЗв/ч строительные работы невозможны».

30 января 2020 года генеральный директор ФГУП «Радон» Алексей Лужецкий объявил: «Работы по рекультивации склона Москвы-реки и вывоза зараженного радиацией грунта в районе строительства Юго-Восточной хорды могут начаться в конце 2020 года».

Но они начались уже сейчас. Что-то случилось? Надо срочно перевыполнить какой-то строительный план? Или уже все обследовали? Мы не знаем.

Тогда же, 30 января, Лужецкий в рамках круглого стола в Мосгордуме информировал депутатов: «Мы провели полностью обследование территории под застройку и выявили 5 радиационных аномалий… Общая площадь аномалий — тысяча квадратных метров, около 450 кубометров радиационно загрязненной земли, материалы с повышенным содержанием».

450 кубометров — примерно 50-60 «Камазов». Вроде бы — никаких проблем. Пустяки.

Но в 2006 году бывший главный инженер «Радона» Александр Баринов рассказал в интервью корпоративному журналу, что «загрязненными здесь остаются десятки тысяч тонн радиоактивного грунта, а вывезти его со склона нереально, очень дорого».

Это — лишь один «объект» в Москве. А всего их сколько, и в каком они состоянии? В 2002 году руководительница пресс-службы «Радона» Елена Тер-Мартиросова говорила журналистам: «Из 65 существующих в России особо опасных производств, использующих радиоактивные материалы, 20 расположены в Москве. Кроме того, в столице сосредоточены около двух тысяч организаций, использующих в своей деятельности фонящие материалы, в том числе здесь «пыхтят» 11 ядерных реакторов. Это единственный город в мире, где сосредоточено такое большое количество предприятий, работающих с источниками ионизирующего излучения».

Многое ли изменилось с тех пор? И насколько — в лучшую сторону? Мы не знаем.

18 марта на радиоактивном холме, на склоне Москвы-реки начались работы. Муниципальный депутат Сергей Власов, постоянно дежурящий там, написал в Твиттере: «Это какое-то безумие. Копают радиоактивный могильник экскаватором, без каких-либо обследований и контроля, у рабочих с лопатами и у полиции нет никаких средств защиты от радиоактивной пыли, которая может быть под грунтом в любом месте».

24 марта на месте рекультивации побывал член экспертной группы Мосгордумы физик Андрей Ожаровский: «Я как раз еду со склона. Мы там видели работников, которые не использовали средства защиты. У них были масочки, так как песок летит. И они там устроили перекур, прямо в одной из радиоактивных ямок, где показатель дозы гамма-излучения — 0,9 мкЗв/ч. Сцена ужасная. Мы через забор кричим: «Хотя бы отойдите, там могильник!». А сотрудник «Радона» отвечает: «Вы все врете, никакого могильника тут нет». Вот такой уровень диалога».

25 марта на объект привезли оборудование для санитарно-пропускного пункта и спецодежду для рабочих.

Гринпис предупреждает, что облучение радиоактивной пылью коснется, разумеется, не только рабочих и местных жителей, радиус распространения может достигать ста километров, под угрозой вся Москва. Нелишне будет добавить, что от этого «объекта» до Кремля — 15 километров.

И потому возникает естественный вопрос к чиновникам, которые дают нам такую запутанную, противоречивую (мягко говоря) информацию:

«Неужели вы думаете, что живете на другой планете, и радиация на вас не распространяется?»

Это даже не бездумье. Это — боязнь не угодить высокому начальству и потерять должность. Но ведь и высокое начальство живет на этой же земле. Загадка…

О населении и речи нет.

P.S. Работы прекратились после введения в стране и, особенно, в Москве фактически карантинного режима в связи с пандемией коронавируса. Возобновятся ли они потом в прежнем порядке?

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.