Яков Шульман: Доброе слово о Г.Р. Державине

Loading

Положение о евреях 1804 года, гарантировав евреям неприкосновенность религиозных убеждений, открыло перед ними доступ во все учебные заведения.

Доброе слово о Г.Р. Державине

Яков Шульман

Существует мнение, что Г.Р. Державин (1743−1816), русский поэт и государственный деятель, был антисемитом. Факты его биографии, если их внимательно проанализировать, говорят о другом. То, что он в своих письмах использовал слово «жид» не говорит об его антисемитизме. Такова была традиция. Ведь слово «жид» пришло из Польши после присоединения к Российской империи значительных территорий в результате трёх разделов её Россией, Австрией и Пруссией в 1772, 1793 и 1795 годах.

В 1787 году Екатерина II по просьбе евреев Шклова, небольшого города на Днепре в нынешней Белоруссии, расположенного в 35 км вверх по течению Днепра от Могилёва, приняла решение о запрете слова «жид», как оскорбительного, и замене его во всех официальных документах словом «еврей». Этого правила в Российской империи неизменно придерживались.

В 1800 году в Белоруссию, в которой проживало большое число бывших польских евреев, приехал Г.Р. Державин с целью ознакомления с обстановкой на месте и выработки предложений по включению евреев в общероссийскую жизнь. Врач Илья Франк из местечка Креславка Витебской губернии встретился с ним и затем прислал ему записку на немецком языке, озаглавленную: «Может ли еврей стать хорошим и полезным гражданином».

Державин сказал Франку:

«Раз Промысел сохранил до сих пор этот маленький рассеянный народ, то и мы должны позаботиться о его сохранении».

Франк придерживался взглядов тогдашних берлинских просветителей, отрицательно относившихся к традиционному иудаизму. Он считал, что еврейский народ коснеет в невежестве и поэтому еврейская реформа в России должна начаться с открытия общественных школ, в которых евреи могли бы изучать русский, немецкий и еврейский языки.

Державин включил предложения Франка в проект реформы и, в свою очередь, предложил, чтобы дети первоначально обучаясь в начальных религиозных школах (хедерах), поступали с 12-летнего возраста в нормальные школы. В результате Положение о евреях 1804 года, гарантировав евреям неприкосновенность их религиозных убеждений, открыло перед ними доступ и во все учебные заведения. При этом было оговорено, что если евреи не воспользуются этим правом, то за их счёт будут открыты специальные школы.

Однако евреи не пошли в общие школы. Этому способствовали отрицательное отношение к реформе религиозных наставников, незнание русского языка и нищета большинства еврейского населения присоединённых территорий и, сложившаяся веками, отчуждённость от жизни вне общины.

Следует отметить, что в момент принятия Положения о евреях Г.Р. Державин уже был вне государственной службы.

Образованный в 1802 году для разработки еврейской реформы Еврейский комитет, который возглавлял Г.Р. Державин, должен был придерживаться предписаний, полученных ещё в период правления Павла I.

В 1799 году Павел I повелел Державину отправиться в Шклов, чтобы на месте рассмотреть насколько основательны жалобы на действия генерала Зорича, владельца Шклова, против евреев и других жителей поселения.

Г. Р. Державин узнал в ходе этой поездки о серьёзных претензиях к Зоричу со стороны крестьян и других обывателей-христиан, а также со стороны крестьян на помещиков.

Он обратился в Петербург за разъяснением от кого и на кого следует ему принимать жалобы.

Вот что ему ответил генерал-прокурор:

«Государь Император повелел позволить: 1) чтобы ваше превосходительство, держась точной силы высочайшего указа, единственным предметом отправления вашего поставили исследование жалоб, приносимых от евреев на притеснения Зорича… 3) жалобы крестьян на их помещика, составляя для вас обстоятельство побочное, не могут быть вами принимаемы, тем более…, что пример их может произвести волнование».

7 сентября 1803 года Г.Р. Державин был уволен в отставку и освобожден от всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Я думаю, что увольнение было связано с прочтением соответствующими государственными службами его частного письма, в котором он делился своими личными впечатлениями и мыслями от поездок в Белоруссию в связи с намечаемой еврейской реформой.

Вот что он писал:

«Трудно без погрешения и по справедливости кого-либо строго обвинять. Крестьяне пропивают хлеб жидам и от того терпят недостаток в оном. Владельцы [помещики] не могут воспрепятствовать пьянству для того, что они от продажи вина весь доход имеют. А и жидов в полной мере обвинять также не можно, что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм [продают им вино]. Словом, надобно бы всем сохранять умеренность и чрез то воспользоваться общим благоденствием. Но где же, и кто таков, кто бы в полной мере соблюдал оную. Всяк себе желает больше выгод».

В заключение одно из лучших стихотворений Гавриила Романовича Державина:

«Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы».

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Яков Шульман: Доброе слово о Г.Р. Державине

  1. Осталось только вспомнить, что принесла евреям в это же время Великая Французская Революция, котрую тут столько проклинают

Добавить комментарий для Сэм Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.