Михаил Ривкин: Недельный раздел Пинхас

Loading

Первый закон делал женщину полноценным субъектом права, давал её права собственности на самый важный экономический ресурс — на землю. Это ещё не равноправие женщины, но — существенное смягчение гендерной дискриминации. Второй закон «в обмен» требовал от женщины ограничить свободу выбора супруга.

Недельный раздел Пинхас

Михаил Ривкин

1. Исчисление израильтян (Бемидбар 26:1-55)

В первой главе книги Бемидбар сказано, что всех израильтян исчислили в начале второго года после Исхода, ибо Израиль уже готовился в это время вступить в землю Обетованную. Однако после Греха Разведчиков Израиль был осуждён на сорок лет странствий в Пустыне. Действие гл. 26 книги Бемидбар происходит по истечении этих сорока лет. Сыны Израиля вновь готовятся вступить в Землю Обетованную, и Моше вновь заповедано провести перепись, поскольку:

Им да будет разделена земля в наследие по числу имен. Многолюдному дай больший надел, а малолюдному дай меньший надел: каждому по исчисленным у него да будет дан надел. Только по жребию должна быть разделена земля; по именам колен отцов их должны они получить наделы. (Бемидбар 26:53-55)

Весь этот рассказ о переписи является «расширением» или прото-мидрашем, который призван добавить живописных подробностей к основной сюжетной линии — к странствиям Израиля в пустыне. Вероятно, его автор опирался на недошедшие до нас древние хроники, которые содержали несколько вариантов рассказа о переписи и несколько различных вариантов ее результата. Однако и сама история переписи, которую мы читаем в Бемидбар, и более древние источники, откуда заимствованы все числа, относятся к тому времени, когда разделение на колена уже отошло в далёкое прошлое, и потому конкретные числа в этой истории нельзя считать исторически достоверными. В основе всех этих чисел лежит прочно удержанное коллективной памятью народа древнее типологическое число «шестьсот тысяч пеших мужчин» (Шемот 12:37). Соответственно, на второй год исчислено 603.500 человек, не считая Левитов (Бемидбар 1:46-47). тогда как на исходе сорока лет странствий в пустыне исчислено 601.730 человек. Таким образом, за 39 лет число израильтян нисколько не увеличилось. Такая, на первый взгляд, странная динамика на самом деле вполне соответствует как самой идее что сорокалетние странствия были наказанием, так и некоторым эпизодам этих сорока лет в пустыне. Все вышедшие из Египта мужчины старше двадцати лет были обречены умереть в пустыне. Кроме того, Тора несколько раз указывает на повальный мор, как наказание за грехи перед Всевышним. За Грех в Баал-Пеоре умерли 24.000 сынов Израиля, включая и людей нового поколения, которому было суждено войти в землю Обетованную. Посмотрим теперь, как именно изменилось число людей в каждом из колен.

В начале странствий
(Бемидбар 3:39) (тыс. чел.)
На исходе странствий
(там 26:62) (тыс. чел.)
Реувен 46.5 43.73
Шимон 59.3 22.2
Гад 45.65 40.5
Йеуда 74.6 76.5
Иссахар 54.4 64.3
Зевулун 57.4 60.5
Эфраим 40.5 32.5
Менаше 32.2 52.7
Биньямин 35.4 45.6
Дан 62.7 54.4
Ашер 41.5 53.4
Нафтали 53.4 45.4
Левиты (не входят в состав колен) 22 23

В обоих списках порядок колен один и тот же, за единственным исключением. В первом списке колено Эфраима предшествует Менаше, и имеет большую численность, а во втором списке колено Менаше следует раньше Эфраима, и имеет большую численность. Эта перемена отражает очень непростые взаимоотношения между этими «братьями-соперниками». Первый список отражает общее правило «больший будет служить младшему», которое сформулировали для двух сыновей Йосефа сначала Яаков (Брейшит 48:15-22), а затем Моше (Деварим 33:17). Однако второй список возвращает первенство и численное преимущество тому, кто появился на свет раньше.

2. Дочери Целафхада и главы родов добиваются справедливости

И подошли дочери Целафхада, сына Хэйфэра, сына Гилада, сына Махира, сына Мынаше, из семейств Мынаше, сына Йосэйфа; и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца; И предстали пред Моше и пред Элазара, священника, и пред князей, и (пред) всю общину у входа шатра соборного, говоря: Отец наш умер в пустыне, и он не был в среде сборища собравшихся против Г-спода, в сборище Кораха, но за свой грех умер, и сыновей у него не было. Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его из-за того, что нет у него сына? Дай нам удел среди братьев отца нашего. И представил Моше дело их пред Г-спода И Г-сподь сказал Моше, говоря: Справедливо говорят дочери Целафхада; дай им наследственный надел среди братьев отца их и переведи надел отца их им. И сынам Исраэйля объяви так: если кто умрет, а сына у него нет, то переведите надел его дочери его. А если нет у него дочери, то передайте его надел братьям его. А если нет у него братьев, то передайте надел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то передайте надел его ближайшему его родственнику из семейства его, чтоб он наследовал его. И да будет это для сынов Исраэйля установленным законом, как Г-сподь повелел Моше. (Бемидбар 27:1-11)

И подошли главы родов по семейству сынов Гилада, сына Махира, сына Мынаше, из семейств сынов Йосэйфа, и говорили пред Моше и пред князьями, главами семейств сынов Исраэйля, И сказали: господину нашему повелел Г-сподь дать землю в надел сынам Исраэйля по жребию, и господину нашему было повелено Г-сподом отдать надел Целафхада, брата нашего, дочерям его. Если же они будут женами сынов кого-либо из других колен сынов Исраэйля, то отнимется надел их от надела отцов наших и прибавится к наделу того колена, в котором они будут (женами), а от надела нашего по жребию отнимется он; И когда будет юбилей у сынов Исраэйля, (окончательно) присоединится надел их к наделу того колена, в котором они будут (женами), и от надела колена отцов наших отнимется надел их. И заповедал Моше сынам Исраэйля по слову Г-сподню, говоря: справедливо говорит колено сынов Йосэйфа. Вот что заповедал Г-сподь о дочерях Целафхада, говоря: за хорошего в глазах их могут они выйти замуж, но только в семействе колена отца своего быть им женами, Чтобы не переходил надел у сынов Исраэйля из колена в колено; ибо каждый из сынов Исраэйля к наделу колена отцов своих должен быть привязан. И всякая дочь, наследующая надел в коленах сынов Исраэйля, должна она стать женою одного из семейства колена отца своего, дабы сыны Исраэйля наследовали каждый надел отцов своих. И чтобы не переходил надел из колена в другое колено, ибо колена сынов Исраэйля каждое к уделу своему должны быть привязаны. Как Г-сподь повелел Моше, так и сделали дочери Целафхада. (Бемидбар 36:1-10)

Рассказ о дочерях Целафхада несёт очень важное правовое и социальное содержание, это один из самых ярких примеров дальновидного и, вместе с тем, гуманного законодательства древнего Израиля. Рассказ о том, как добивались справедливости главы родов из колена Гилада по сводержанию тесно связан с историей дочерей Целафхада, поэтому следует эти две истории рассматривать как часть единого законодательства, регламентирующего наследование земельных наделов. Дочери Целафхада просят выделить им надел непосредственно перед тем, как завоёванную землю разделят на участки, поэтому автор Р поместил этот эпизод до рассказа о разделе завоёванных земель Ога и Сихона между Реувеном, Гадом, и половиной колена Менаше. Главы родов, по замыслу автора Р, просят внести уточнения и коррективы уже после того, как земля распределена по жребию, поэтому эту их просьбу мы видим в самом конце книги Бемидбар.

Попытаемся выделить историческое «жёсткое ядро» в этих двух рассказах. До какого-то момента в Израиле существовал закон, согласно которому если глава семьи умер, не оставив сыновей, то его земельный надел наследуют его братья или другие прямые наследники мужчины, но не дочери. В какой-то момент, вероятно — в период персидского владычества, этот закон был кардинально реформирован, и незамужние дочери получили права наследовать землю. Однако эта справедливая и разумная юридическая новация создала неизбежную сложность. Ведь если дочь унаследует земельный участок и выйдет замуж за мужчину из другого рода то и земельный участок отойдёт к другому роду. В ходатайстве глав родов (там 36:3-4) фигурирует возможность перехода участка от одного колена к другому. Но такая терминология — это нарочитый анахронизм. На самом деле речь шла о переходе участка от рода к роду. По возвращении из Вавилонского изгнания разделение на колена более не практиковалось, но зато разделение на роды играло в экономике, политике и праве огромную роль. Строгое разделение на роды и прохладно-скептическое отношение к бракам между представителями различных родов сформировалось ещё в Вавилонском изгнании. Оно было необходимо, как единственный реальный механизм для сохранения довольно широкой религиозной и административно-правой автономии, которой пользовались евреи в изгнании, а также как самое надёжное средство против ассимиляции. Браки между родами имели место, но их было не так много. После возвращения в Страну Израиля такие браки, как сказано выше, создали новую сложность при наследовании наделов. Главы родов получили в этот момент большое влияние на автономное государственное руководство, которое было сформировано на совершенно новых основах, весьма далёких от принятого в эпоху Первого Храма (Эзра 3:12, Нехемия 8:13 и пр.). Влияние каждого рода зависело от его численности и богатства, в первую очередь — от величины родового земельного надела. Поэтому для глав родов было так важно гарантировать, что никакая часть их земельных угодий не перейдёт в другой род. В результате и был установлен закон, согласно которому женщина может выйти замуж «только в семействе колена отца своего». Как мы уже отметили, упоминание колена — нарочитый анахронизм, который нужен, чтобы отнести эту достаточно смелую новацию ко времени Моше, который, якобы, установил этот закон по слову Б-га.

В результате эти два закона, в известной степени, уравновесили и дополнили друг друга. Первый закон делал женщину полноценным субъектом права, давал её права собственности на самый важный экономический ресурс древности — на землю. Разумеется, это ещё не равноправие женщины, но это — существенное смягчение гендерной дискриминации. Второй закон «в обмен» требовал от женщины ограничить, до некоторой степени, свободу выбора супруга. Надо сказать, что это ограничение не было, фактически, чем-то новым — на практике оно существовало и раньше, теперь его просто узаконили. Так или иначе — жить с этим можно…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.