Оскар Шейнин: Мина замедленного действия

Loading

Умер Сталин, но страна забрежневела (выражение Солженицына), но я добавлю: и засуслилась, по имени Суслова, главного идеолога партии и серого кардинала Кремля. Никаких изменений быть не должно!

Мина замедленного действия

Оскар Шейнин

Недавно Пути н заявил, что конституция Советского союза содержала мину замедленного действия, право союзных республик на выход из него. Зюганов смягчил это утверждение: подобную статью потребовали ставшие независимыми национальные республики бывшей Российской Империи. Но можно сказать больше.

Эту статью конституции следовало уточнить законом о порядке выхода, но подобный закон так и не был подготовлен, выход республик был немыслим. Впрочем, Сталин ловко сослался на это несуществующее право.

Шел страшный 1937-й год, разгар Большого террора, но принималась новая конституция, разумеется, сталинская! Прошло всенародное обсуждение, и Сталин докладывал о нем. Принял некоторые мелкие поправки, например, воинскую повинность заменили обязанностью. Но оказалось, что руководство автономной республики Немцев Поволжья (да, была такая, пока Сталин не уничтожил ее) ходатайствовала о признании своей автономии союзной республикой, ведь по основным показателям она опережала Киргизию.

Да, опережает, согласился Сталин, но ведь союзные республики имеют право на выход из Союза (будто бы), а Немцам Поволжья выходить некуда, они со всех сторон окружены другими субъектами Союза, в том числе и Россией, куда она, эта автономия, и входила.

На самом деле по отношению к союзным республикам проводилась политика кнута и пряника. Жестоко подавлялось малейшее проявление национализма, и поощрялась верхушка республик. И культура могла быть национальной только по форме, но социалистической по содержанию. А религия, опиум народа? Ну, в ее смысле царило абсолютное равенство, даже православия не должно было оставаться и в помине.

Российская элита тоже не забывала себя: жила отдельно в свое удовольствие, женилась в своем кругу, лечилась и воспитывала детей обособленно, хоронилась на особых кладбищах, все как и в других республиках. Да что говорить! Ежедневно разжиревшему Жданову в умиравший от голода осажденный Ленинград на самолете доставляли кремлевский паек. Он, правда, мог бы быть и армянином.

И вот пример опасности намека на национализм. По случаю какого-то праздника второй секретарь ЦК партии Украины (второй, если не первый человек этой республики) делал доклад. После доклада видный журналист спросил его: почему докладывал на русском, а не на украинском языке? Вот ответ.

Если я украду миллион, друзьям, быть может, удастся избавить меня от тюрьмы, но после доклада на украинском языке меня на следующий же день здесь не было бы.

Этот журналист стал обозревателем радио Свобода и сообщил слушателям об этом эпизоде. Его фамилию я забыл.

Русификация национальных республик проводилась неукоснительно, и никакой мины не было. Нет, была, но совсем иная: слепое следование знаменитому лозунгу Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Вот где была собака зарыта! Не обращайте внимания ни на свою национальность, ни на свою (упаси, Господи!) религию. Этот лозунг, а точнее, его следствие, помощь Советского Союза социалистическим странам, беззастенчиво использовали социалистические страны. Так указал в своих воспоминаниях Добрынин, многолетний посол в Вашингтоне.

Можно вспомнить и об уродливой экономике, которая к тому же подчинялась идеологии, т.е. опять же помощи другим.

И многие русские продолжали считать себя выше всех наций, так ведь и верховный грузин отступил от равенства наций и в 1945 г. восславил русский народ (за его покорность в войне!).

Один из руководителей уже независимого Казахстана беседовал с еврейским юношей:

Я занимал высокую должность в Москве, но все равно считался чуркой, а ты — жидовской мордой.

Умер Сталин, но страна забрежневела (выражение Солженицына), но я добавлю: и засуслилась, по имени Суслова, главного идеолога партии и серого кардинала Кремля. Никаких изменений быть не должно! И вдруг многие евреи захотели вернуться на историческую родину. Это противоречило идеологии, тезису о неоспоримом превосходстве социалистической системы над загнивающим капитализмом, и этих предателей жестоко преследовали.

Но экономика рушилась, наступили новые времена, национальные республики забродили, и в 1991 г. Горбачев видимо вынужденно объявил референдум. Сведения о нем я почерпнул из Википедии, в основном из ее английского варианта.

Вопрос был поставлен так:

Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?

Надо было добавить:

… и в которой вы станете маршалом/женой маршала? У нас пойдет уж музыка не та, у нас запляшут лес и горы!

И вот результаты: участвовало 79,4% имевших право голоса, из которых 76,4% ответили положительно. Но вот главное: органы власти пяти союзных республик (Армении, Грузии и всех прибалтийских республик) провели свои собственные референдумы, на которых подавляющее большинство избирателей высказалось за полную независимость. Результаты в Молдавии оказались половинчатыми, а Казахстан и Украина изменили вопрос референдума. А Западная Украина? Неизвестно.

Демократическая конституция 1989 г. предоставила союзным республикам право устанавливать дипломатические и торговые отношения с другими странами, но пять республик видимо были по горло сыты и Союзом, и советским социализмом.

Референдум показал, что Союзу пришел конец.

Экономика страны катастрофически слабела, но привилегии элиты оставались! Тот же Добрынин неожиданно для себя стал заметной шишкой в партийной иерархии. Начал жить в роскошном доме с многочисленной обслугой (три официантки!). Пришлось ему лететь в Вашингтон, проститься с видными представителями администрации страны. В самолете кроме него никого не было… Все это также из его воспоминаний.

И развалился Союз. Республики явочным порядком стали независимыми. Было ли это катастрофой века, как когда-то заявил Путин? Да нет, то была историческая неизбежность. И как совместить катастрофу с тем, что революция была ошибкой (снова Путин)?

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Оскар Шейнин: Мина замедленного действия

  1. Такой великолепный автор (я только что перечитал опять от начала и до конца его давнюю, но и сегодны полезную, статью «Германия: еврейская жизнь») — и вдруг такая — с чужих слов! — неправда: «И вот пример опасности намека на национализм. По случаю какого-то праздника второй секретарь ЦК партии Украины (второй, если не первый человек этой республики) делал доклад. После доклада видный журналист спросил его: почему докладывал на русском, а не на украинском языке? Вот ответ.
    «Если я украду миллион, друзьям, быть может, удастся избавить меня от тюрьмы, но после доклада на украинском языке меня на следующий же день здесь не было бы.
    Этот журналист стал обозревателем радио Свобода и сообщил слушателям об этом эпизоде. Его фамилию я забыл. Русификация национальных республик проводилась неукоснительно».

    Да, русификация проводилась — но не слишком навязчиво: в основном, с помощью русской классики. Тогда как я, учащийся украинской школы (№ 49; Киев, Тимофеевская ул.) был оставлен в 9-м классе на второй год (1947 г.) из-за недостаточного знания УКРАИНСКОГО языка. Школьное образование в союзных республиках предполагало знание местного языка (разумеется, не обходилось без халтуры) — при обиходным владением русским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.