Борис Гулько: Педагогическая трагедия

Loading

«Снежинками» принята «культура отмены» — это когда профессора, несущего не разделяемые «снежинками» взгляды, «отменяют» — изгоняют из жизни — профессиональной и общественной… Может показаться, что в Америке выросло трогательно нежное, беззащитное поколение. Это не так. «Снежинки» предельно агрессивны.

Педагогическая трагедия

Борис Гулько

В последние сто лет цивилизация пережила два провала — российский и германский, а сейчас в ужасе наблюдает надвигающийся третий — американский. Можно выделить частные причины каждого из них, но есть общая. Она, эта причина, гнездится в господствующих доктринах воспитания и образования в провалившихся обществах.

Воспитание начинается со сказок. В российской и европейской традициях считалось, что ребёнка в детстве следует как можно сильнее напугать. Русская баба Яга ест детей. Под стать ей Кащей Бессмертный. Недобрые сказки рассказывали братья Гримм и Шарль Перро — в них детей уплетали великаны, а родители запросто могли отвести своих детей в лес на съедение диким зверям.

Самая русская из сказок — про Емелю, желания которого осуществлялись «по щучьему велению», прививала детям мечту о светлом будущем, в котором можно будет не работать и сытно жить. Учителя народа указывали пути в это счастливое будущее: Чернышевский звал народ «к топору», Нечаев основал «Общество народной расправы», Бакунин и Кропоткин стали теоретиками анархизма, а эсеры — практиками терроризма. Ленин призывал установить диктатуру пролетариата и экспроприировать экспроприаторов, другими словами — всё отнять и поделить. Адепты прогрессивных идей, «опростившись», понесли эти идеи в народ. Народники становились школьными учителями, эсдеки пропагандировали в рабочих кружках. Учительница насилия всплыла в рифмах у Евгения Евтушенко:

Гремит «Авроры» эхо,
пророчествуя нациям.
Учительница Элькина
на фронте в девятнадцатом.
Ах, ей бы Блока, Брюсова,
а у нее винтовка.
Ах, ей бы косы русые,
да целиться неловко.

Бунин донёс в «Окаянных днях» о наиболее известной из таких «учительниц» — об Александре Коллонтай:

«Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы — «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку — и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!»

Чудовищное изуверство революции и Гражданской войны в России можно пытаться объяснять тем, что страна не знала Ренессанса с его гуманистическими идеалами. Другое дело Германия. Тамошние национальные социалисты тридцатых годов трудились для своего народа, объединили его нацистской идеологией, агрессия которой была направлена вовне, на других. В советских книжках писали неправду, будто нацизм являлся идеологией мелкой буржуазии, лавочников, мясников. Историк Пол Джонсон в книге «Интеллектуалы» сообщает, что наиболее горячими сторонниками фюрера были студенты и школьные учителя. Последние обучали учеников ненависти не классовой, а расовой. В целом получилось у них с их Ренессансом изуверства не меньшее, чем в России.

Современная американская педагогика отвергла заокеанские методы воспитания. Детей в США с колыбели оберегают от жестокости и любого столкновения с насилием — и в жизни, и в книжках. Понятно — никаких «братьев Гримм» — американские педагоги создают для детей бесконфликтные сказки. Так и живёт нынешнее поколение молодёжи, названное за свою чувствительность «поколением снежинок», перешагивая из детских садов в школы, а оттуда в колледжи и университеты, с иллюзией, а потом с требованием бесконфликтного мира вокруг них. В американском педагогическом пространстве возникли новые понятия: «микро-агрессия» — нечто незначительное, что можно при желании счесть за агрессию, направленную против меньшинств, к которым относят всех, кроме гетеросексуальных белых мужчин; «безопасное пространство» — место, в котором студент гарантированно защищён от опасности услышать нечто, что может его огорчить; триггер — предупреждение, что «безопасное пространство» студента в опасности. Например, что преподаватель собирается сообщить студентам-биологам о том, как волки питаются зайцами. Вегетарианцам и защитникам животных это может быть неприятно. «Снежинками» принята «культура отмены» — это когда профессора, мыслителя или писателя, несущего не разделяемые «снежинками» взгляды, дружными усилиями «отменяют» — изгоняют из жизни — профессиональной и общественной. Понятно, запрещены шутки, так-как шутка может содержать нечто, что в состоянии кого-то обидеть. А чтобы обидеть «снежинку» — требуется немного. Поэтому неожиданно стали проблемой наряды на Холуин, родившие как-то скандал в Йельском университете.

По приведённому реестру может возникнуть впечатление, что в Америке выросло трогательно нежное, беззащитное поколение. Это не так. «Снежинки» предельно агрессивны, когда что-то может нарушить созданный ими хрустальный дворец политкорректности и прогрессивных ценностей. Несколько лет назад либеральный профессор социологии пригласила прочесть лекцию своим студентам выдающегося учёного Чарльза Мюррея, одного из авторов классического исследования The Bell Curve о неравномерном распределении интеллекта среди человеческих рас. Мюррею удалось благополучно бежать от разъярённой толпы студентов, но меньше повезло пригласившей Мюррея профессорше — какая-то «снежинка» попыталась снять с неё скальп, вцепившись обеими руками в её волосы. Профессорше потребовалась врачебная помощь.

Вообще учебный процесс в американских вузах приобрёл обратную динамику: теперь не профессора решают, чему учить «снежинок», а те выбирают, чему согласны учиться. Если попробовать учить их чему-то, не соответствующему их, «снежинок», представлению о «безопасном пространстве», то можно разделить судьбу пострадавшей профессорши.

В начале 2016 года я опубликовал эссе «Американские университеты в роли Великого инквизитора» о индоктринации левыми профессорами студентов. Эссе устарело. Сейчас сами студенты из поколения «снежинок» выбрасывают из университетов даже левых профессоров, если левизна тех не такая, какая им требуется. Один из таких несчастных пришёл жаловаться на свою судьбу в студию правого канала «Фокс» — кто же ещё его выслушает?

— Вы, конечно, голосовали на последних выборах за Хиллари? — спросил профессора ведущий, желая удостовериться в левизне профессора.

— Конечно нет, — ответил тот. — Я прогрессивный, — что означало голосование за какого-нибудь крайнего социалиста или энвайронменталиста.

Особое место в идеологии американской молодёжи — категории, расширенной сегодня на всех моложе 40 лет — занимает борьба с «привилегией белых» — врождённой виной белолицых, предполагается — мужчин, заключающаяся в их успешности в науке, культуре, предпринимательстве, управленчестве, что унижает остальных. Ноэль Игнатьев, идеолог «новых левых», страдающих от «привилегии белых», планируя уничтожение белой расы, делал исключение для женщин:

«Некоторые братья любят иметь белых женщин. В конце концов белых женщин можно использовать для размножения».

Происходящая в США «культурная революция» собрана из частей российской, китайской и немецкой. От первой «снежинки» усвоили агрессивность и анархизм, от второй — тотальность индоктринизации молодёжи, а американская борьба с «привилегией белых» есть перевёрнутый нацизм. Доктрина виновности белой расы в её доминировании в культуре, науке, экономике не менее абсурдна, чем ненависть нацистов к евреям, давшим Германии религию, национального поэта и крупнейшие достижения во многих областях жизни.

Огорчительно, что все попытки педагогики преодолеть былые неудачи — воспитание идеалистов-террористов в России, нацистов в Германии, хунвейбинов в Китае, приводят лишь к новым неудачам. Кажется, в Америке учли ошибки прошлого и воспитывали детей на иных основах. Но почему-то сейчас в США выросла молодёжь Антифы и BLM с такой же ненавистью к неправильной расе как у немецких штурмовиков, к культуре — как у хунвейбинов, к инакомыслящим — как у большевиков. Можно сказать, что все эти идеологии, включая нынешний прогрессивизм, антирелигиозны. Так ведь и по святой инквизиции мы не больно скучаем. Это какая-то заколдованная наука, обречённая на неудачу — педагогика!

В конце 60-х годов в Москве издали «Письма к сыну» лорда Честерфилда, по словам Вольтера «самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании». Студенты психфака МГУ бросились покупать этот великий педагогический труд. Над самими письмами я быстро затосковал, но с интересом узнал, что Честерфилд-сын, к которому были обращены письма, вырос непутёвым и умер в 36 лет, ничем достойным не отличившись в нашем мире. И это типичная судьба детей великих педагогов, обычно выраставших никудышними.

Особо удивительна участь детей Жан-Жака Руссо, автора теории естественного развития ребёнка, изложенной им в книге «Эмиль, или О воспитании». «Все хорошо, при выходе из рук Творца: все портится в руках человека» — писал великий педагог и предлагал совсем не вмешиваться в процесс воспитания, оставляя его природе. Это выражение крайнего педагогического пессимизма чревато производством дикаря.

Пятерых своих детей, чтобы не мешали ему работать, Руссо сдал в приют. У воспитанников этих приютов, писал Пол Джонсон, были два пути: на погост или в бродяги. Не мудрено, что, по мнению биографов Жан-Жака, его убила жена, родившая этих несчастных детей.

Впрочем, одного по-настоящему великого педагога человечество имело. 33 с половиной столетия назад Моисей за 40 лет странствований по пустыне воспитал из толпы бывших рабов, которых вывел из Египта, сварливых идолопоклонников — великий народ. Значительная часть потомков созданного Моисеем народа до сих пор хранит верность его урокам.

По Маймониду один из 13 принципов иудаизма — вера в приход Машиаха. Туманна его предполагаемая роль.

Маймонид полагал, что Машиах выиграет войны и соберёт евреев в Земле Израиля. Войны свои израильтяне чудесным образом уже выиграли. А нынешние события в США могут привести в Израиль из галута последнюю большую общину евреев, завершив собирание. Машиах должен восстановить Храм. Ничто не мешает нам сейчас, не дожидаясь его, совершить эту работу самим.

Может быть, Машиах принесёт нам искусство педагогики? В этом случае все израильтяне станут достойными мессианского времени, в которое мы живём, и наша молодёжь не будет по ночам бузить с чёрными флагами, подозрительно напоминая этим своих американских сверстников из Антифы и BLM.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Борис Гулько: Педагогическая трагедия

  1. Суравикин, Вы пишете, «что происходит что-то «по-крупному» аварийное, и что ляпы с педагогикой — лишь частный случай». А я думаю, что «ляпы с педагогикой» являются причиной того, что «происходит что-то «по-крупному» аварийное». Владимир Козловский сообщил в сегодняшней статье для «Еврейского мира», что в Орегоне, где уже давно буйствуют «протестующие», арестовали 20 членов Антифы. 14 из них оказались учителями…

  2. «…Моисей за 40 лет странствований по пустыне воспитал из толпы бывших рабов, которых вывел из Египта, сварливых идолопоклонников — великий народ». Стоило бы напомнить, что Моше обращался с отступниками совсем не как со «снежинками».

  3. Для начала — просто факт: Б. Гулько написал очередной отличный очерк. Всё так, всё правильно. Придирки могут быть только к тому, что автор НЕ написал. А в них, не исключено, «зарыта собака» и некоторые другие вещи.
    Отмечаемые здравыми наблюдателями «странности» педагогики (особенно университетов) и медиа упоминаются так часто по простой причине: они у всех на виду, и именно там полно анекдотических, «бющих в нос» примеров. Но, да простится повторение, гротескные вещи — не меньших масштабов — происходят и в других, рискну сказать — практически во всех сферах общества. Только что пронаблюдали (и продолжаем наблюдать) немыслимые ранее ляпы у «силовиков» (попытка свержения Трампа), «Новые зелёные курсы», немыслимые для людей даже с минимальным образованием, требования «открыть границы», «запретить полицию», немыслимые для минимально нормальных… Не пора ли осознавать, что происходит что-то «по-крупному» аварийное, и что ляпы с педагогикой — лишь частный случай?
    .

  4. Что прежде всего бросается в глаза? То, что лежит на поверхности. А на поверхности — развал семьи и развал педагогической школьной системы. И ничего, кроме мрачного пессимизма эти факты не пробуждают…
    Лучи света в тёмном мрачном царстве:
    — через несколько дней после погромов и грабежей здесь, в Лос-Анджелосе, молодые ребята, среди которых дети многих моих знакомых, вышли на разграбленные, рагромленные улицы с мётлами, с тряпками, с тазиками для воды, чтобы очищать стены домов от копоти, тротуары от стёкол и мусора; вышли сами, без родительских или учительских подсказок, пожалуй, это — само главное, ибо они оказались выше взрослых;
    — жаль, не сохранил я видео, на котором изображён был юноша(белый), он стоял возле мусорного бака в окружении в основном чернокожих и руками собирал мусор на земле и отправлял его в бак. А непосредственно рядом с ним стояли три чернокожие женщины и с остервенением выбрасывали мусор из бака на землю и всё повторялось сначала. И опять юноша молча, с достоинством собирал мусор и отправлял его в бак. Что поразительно было в этом эпизоде? Юноша был раза в два моложе и этих чернокожих \»матрон\» и этого молчаливого окружения;
    — сынишка моего заводского бригадира Алфредо Сибериана, Уилли, в 13 лет твёрдо знал, что он хочет стать адвокатом. Поэтому и учился в школе на \»А\», то есть на \»5\». Забыл сказать, что сам Алфредо попал в США в возрасте 15 лет из Сальвадора;
    — в 2017 году в январе сразу после инаугурации Президента, по Америке прокатилась волна антитрамповских демонстраций, в которых активное участие приняла школьная система США. Учеников снимали с анятий и выводили на улицы под антитрамповскими лозунгами. Но… \»был один, который не стрелял…\» Мой внук маотрез отказался выходить на улицу и остался в школе. К счастью, он был не один, с ним были его друзья, пятнадцатилетние мальчишки;
    — Внук закончи в этом году школу и поступил в каледж. Разговариваю с ним пару недель назад. И слышу от него вещь совсем поразительную:\» Дед, я сейчас читаю \»Мастер и Маргарита\». Книги он читает только в бумажном варианте, читает, естественно, на английском.
    Так что, не всё так мрачно…
    \»Вакцину! Вакцину!\» — требует человечество, спасаясь от пандемии короновируса. Будем надеяться, что какой-нибудь неизвестный ещё человечеству изобретёт вакцину от пандрмии мозга…

  5. Никакая школа семью не заменит, а что с семьей происходит — сами видите.
    **
    А в семье происходит то, что в окружающей среде: аутсорсинг, «третья форма собственности» т.е.собственность менеджеров, которым главное выполнить квартал, оголтелая несправедливость в доходах: у одних доходы не меняются уже много лет, а другие получают многомиллионый «золотой парашют», после «успешного руководства» и т.д. Видите ли, Элла, можно сколько угодно говорить о «еврейском засильи» во Вьетнаме и без толку, но заговоришь о «китайском иге» и станешь суперстар — евреи-то бог весть где и бог весть кто, а китайцы — вот они здесь: хамят, пристают к нашим девочкам, да и вчера «ваш китайчонок Ли» меня обсчитал. Это я к тому, что мозги промывают тем, кто к этому готов

  6. Элла, согласен с Вами, что семья является единственной защитой от провальной педагогики. Поэтому, наверное, нынешние либеральные общества тратят столько сил на развал семьи. Америка преуспела в уничтожении семей среди чёрных – платя за детей, рождённых вне брака. Поэтому там больше 80% детей рождаются вне брака. А до идиотской программы Джонсона «Великие общество» чёрные семьи были прочнее белых. Второй бич для семей – феминизм.
    Эдуард, Вы, я думаю, точно указали на причину провала нынешней американской педагогики, растившей «снежинок» – только я бы использовал слово агрессивность. Об этом — знаменитый фильм «Заводной апельсин». Русская, нацистская и китайская педагогики отлично утилизовали человеческую агрессивность, только цели наметили безумные.
    Моисей дал евреям правильную моральную основу, и с агрессивностью у нас со временем стало всё в порядке. Если перед рассечением Красного моря сотни тысяч мужчин не были готовы защищаться перед египтянами, то в конце пути примерно такое же количество евреев выигрывало войны против народов «более многочисленных и более сильных», чем мы.
    Вопрос, равномерно ли распределена агрессивность «между правой и левой сторонами политического спектра», как Вы пишете? В Америке, да и здесь, бунтуют, в основном левые. А большинство в Израиле, определённо – правые. Особенно, если считать только евреев. То есть агрессивность выше у левых.
    Ключевой вопрос нашего времени – каково соотношение левых и правых в Америке. Это выяснится 3-го ноября.

  7. Никакая школа семью не заменит, а что с семьей происходит — сами видите.

  8. Борис, педагогика не при чем. Потребность в ненависти — первейшая потребность человеческой души. Поэтому она равнораспределена между правой и левой сторонами политического спектра. Мировые религии это знают. Некоторые идеологии притворяются, что это не знают.

Добавить комментарий для Yakov Kaunator Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.