Анатолий Стеклов: Евреи и поляки

Loading

Польша говорит, что в Израиле неправильно поняли новый закон, неправильно перевели с польского языка… И ни слова о том, что на самом деле произошло. Для чего принят глупый и лживый закон о непричастности Польши к Холокосту?.. Я верю, вам воздастся за все, что сотворили. Не будет вам покоя, поляки, в этом мире.

Евреи и поляки

Анатолий Стеклов

Памяти моего отца польского еврея Янкеля Глейзера посвящается

Польский Сейм принял новый закон о «Холокосте». Согласно этому закону предполагается уголовное преследование за выражения «Польские лагеря смерти», а также за обвинения Польши в пособничестве нацистам в уничтожении евреев. Принятие этого закона вызвала серьезные трения между Израилем и Польшей. Правительство США также указало Польше на вредность этого закона, искажающего историческую правду.

… Итак, Польша. Идем с женой по широкой улице Варшавы. Вот мост через Вислу. Вот столовая, где подают вкусные вареники. Прекрасная гостиница прямо в центре города на Иерусалимском шоссе. Послевоенная Варшава — это не Будапешт и не Прага, — это совершенно новый город с прямыми улицами, высокими домами. И только превращенный в музей исторический квартал в центре города напоминает о тех временах, когда Варшава была другой.

Важное место в туристической Варшаве занимает Мемориал восставшим евреям Варшавского гетто. Кладу маленький камень на памятник гордым евреям, вступивших в неравный бой с немецкой армией.

Но что это? Польский гид так подает историю восстания Варшавского гетто:

— Варшавяне восставали против немцев дважды. Первый раз в 1943 году, второй в 1944-м. О том, что в первый раз это были евреи, — ни слова. О том, что евреи, хоть и получили за деньги некоторое количество оружия от поляков, не имели никакой поддержки местного населения — ни слова. Наоборот, вырвавшихся из гетто евреев поляки загоняли обратно на смерть…

… История евреев Польши насчитывает почти тысячу лет. Именно Польша стала местом спасения и убежищем для гонимых по всей Европе евреев. Король Казимир III Великий считается покровителем евреев Польши. Король в 1334 году не только принял евреев, но и уравнял их в правах с поляками. Польша, по письмам того времени, стала «раем для евреев», единственной толерантной к евреям страной Европы. На протяжении веков еврейские общины Польши жили нормальной жизнью, имели возможность развиваться. Здесь были созданы первые еврейские университеты, больницы, построены синагоги, библиотеки, театры. В Польше зародился сионизм, и бело-голубые цвета израильского флага также родились в Польше.

Все кончилось в 1795 году, когда Россия присоединила к себе польские земли. Император российский приписал к своему имени слова: «и Король польский». Захватив Польшу, в Москве были удивлены большим количеством евреев, проживавших на ее территории. Екатерина II подписывает указ о создании Черты оседлости, т.е. искусственной границы мест проживания евреев, недопустимости евреев в столицу и другие города России. Черта оседлости включала и другие оскорбительные ограничения для евреев: например, ограничения заниматься некоторыми профессиями и ремеслами, ограничения на учебу в университетах, религиозные ограничения. В современной России, так любящей напоминать США — рабство, «изгнание» местных индейцев с их земель, ни слова не говорят о черте оседлости. А не мешало бы России извиниться, ввести в учебники по истории описание этого позорного явления. Черта оседлости — это ли не форма угнетения и унижения?

Потом Польша как-то отделилась от России, приобрела опять самостоятельность. Евреи и поляки в общем-то жили мирно. Польша стала самым еврейским государством того времени. Каждый пятый польский подданный был евреем.

Но наступил 1939 год. Началась самая большая война в истории людей. Началась именно в Польше. Германия и Россия буквально разорвали Польшу на части. Несильная и не современная польская армия Польши была уничтожена очень быстро. Польское правительство переехало в Лондон. Польша, как государство, перестала существовать. Российские войска вошли на территорию Западной Украины, запретили польский язык, а заодно и еврейский. СССР в то время был связан особым договором с нацистской Германией о разделе Европы. Этот союз продолжался до 1941 года, пока Германия, ломая договора со Сталиным, вероломно напала на СССР…

… Мой отец, родившийся в еврейском местечке в Западной Украине, бывшей Польше, говорил на идиш, по-украински и по-польски. Русский язык выучил, будучи солдатом Красной Армии. Он рассказывал: русские вошли неожиданно. Никто из местных ничего и не понял, от кого и почему русские пришли спасать Польшу…

Фашистская Германия решила завоевать мир. Сумасшедший Гитлер, брызгая слюной, орал о превосходстве арийской расы над другими недочеловеками, погнал немецкие армии на Восток. Важной частью немецкой военной кампании Гитлер назвал и решение еврейского вопроса: все без исключения евреи должны быть уничтожены. На территории Польши и других завоеванных нацистами землях были организованы концентрационные лагеря смерти. Видов и способов уничтожения евреев было множество. Описывать их мне, еврею, трудно. Из большой нашей семьи, состоящей из семей сестер и братьев отца и матери, остались только несколько: мама, спасшаяся в эвакуации на Урале, и отец, всю войну прошедший в Красной Армии.

Остальных немцы свезли в Треблинку…

… Рассказывают евреи Америки, чудом убежавшие из Польши:

— Поляки помогали немцам. Поляки выдавали немцам своих соседей евреев, служили немцам в лагерях, расстреливали, бросали в крематории. Поляки сами убивали евреев.

Что случилось с поляками? Почему? Зависть к более успешной еврейской общине? Немецкая пропаганда ненависти?

У нас своя еврейская точка зрения. Нам безразлично, кто был боссом, а кто подчиненным, немцы или поляки. Понятно, что Польша — жертва немецкой Германии. Понятно, что множество поляков погибло во время той войны. Понятно, что лагеря смерти на территории Польши нельзя считать польским, а только немецкими. Понятно, что Польского государства не существовало 6 лет. Но как нам, евреям называть, десятки тысяч поляков — убийц или пособников убийц евреев? Поляки — которые не поляки? Поляки — не граждане Польши? Поляки — подчиненные немцев? Поляки — обманутые пропагандой? Поляки — жертвы нацистской Германии? Поляки — не принадлежащие к польскому народу?

Для евреев нет разницы: убил ли их немец, выстреливший из винтовки, или поляк, толкнувший в расстрельную яму.

Были, были поляки, спасавшие евреев. Их две тысячи. Их благословенная память увековечена в музее Катастрофы Европейского Еврейства Яд Вашем в Израиле. Евреи назвали их Праведниками мира сего. Но три миллиона евреев Польши, сгоревших в Холокосте, — это кровавое дело рук не только немцев, но и поляков.

Выданных немцам, замученных, проданных, задушенных, застреленных, сожженных.

Не спасенных!

Детей, стариков, женщин.

Профессоров, раввинов, студентов, рабочих, домохозяек…

Евреи погибли от рук поляков уже и после войны. Возвращавшихся домой евреев встречали погромами, убийствами, орали о втором нашествии евреев на Польшу. Еврейское имущество было разграблено не немцами, а поляками. Надо сказать, что польские евреи — это не советские евреи. Им принадлежали фабрики, заводы, госпитали, дома, мастерские. Живы еще прямые потомки и наследники. Где это всё?

Приехав в Америку, евреи запретили польский язык у себя дома, повторяя: антисемитизм у поляков в крови.

… Много, много лет прошло с тех времен. Многое изменилось, в том числе и в отношениях между евреями и поляками. Варшава, на мой взгляд, и сегодня антисемитский город. По всему городу продаются карикатурные игрушки, изображающие евреев. Нет анекдота в Польше без еврея, жадного, алчущего, нечестного.

И все же:

Польша поддерживает Израиль на международной арене. Польша сотрудничает с Израилем. Польша говорит, что в Израиле неправильно поняли новый закон, неправильно перевели с польского языка, что принятие оскорбительного закона в День памяти жертв Холокоста — просто неудачно выбранная дата.

И ни слова о том, что на самом деле произошло.

Для чего принят глупый и лживый закон о непричастности Польши к Холокосту?

Почему не писать историю правдивыми красками. Для чего врать?

Что было-то было!

Не забыть, не стереть, не простить!

P.S.

Один из немногих евреев, оставшихся в современной Польше, прожил там довольно много лет, считая, что в современной демократической стране нет места национализму, антисемитизму. Окончил там школу, затем факультет Русской филологии Университета Вроцлава. Работал…

… Не смог. Из-за угроз и открытого антисемитизма, не выдержав, в 80-е годы уехал из Польши навсегда. Написал это стихотворение.

Меня попросили перевести на русский язык.

Pożegnanie

I zyściło się hasło: Polska dla Polaków,
Nie masz w Polsce Mojżeszy, Abramów, Izaaków.
Nie Ruwenów, Haimów, Amosów, Danieli.
Josków, Berków, Aronów, Nachmanów, Szmueli.

Znikły Salcia i Rózia, Rebeka i Haja,
Peśka, Dwora, Cipora, Sara, Malka, Raja.
Puste domy modlitwy, zburzone buźnice,
Zbezcześczone cmentarze, groby i tablice.

Cóż bozbyłaś się miła ojczyzno żydłaków,
Tych Rudnickich, Słonimskich, Staffów i Korczaków.
Już nie zagra ci Jankiel Marsza Dąbrowskigo,
Nie zaśpiewa ci Zylska i nie masz Lemego.

Więc wyrzekłaś się swoich Sternów, i Tuwimów,
Młodożeńców, Ważyków, Herców i Leśminów.
Mickiewiczów, Wandurskich, Bruno-Winawerów,
Rubinsztejnów, Wagmanów, Pajper-Bramsztaterów.

Czyste knajpy, bufety; nigdzie nie masz żydka,
Wolna Polska, szlachetna, znikła rasa brzydka.
Nie ma komu posyłać groźnych anonimów.
Każdy pije swobodnie, już nie ma rabinów.

I w sobotę dla furdy nie zapalą łuny,
Nie splondrują buźnicy, niet żydo-komuny!
Nie wykszyknie ci Juluś: «rżnij w bruk karabinem!»
Idź z Moskalem na Czechy, huźia na Węgrzyny!

A nie pomnisz Sarmato w sobie zadufany,
Że pięćdziesiąt pokoleń w Polsce pochowanych,
Od Chrobrego i Mieszków z Polakiem współżyło?
Budowało, karmiło, szyło i leczyło?

Że cmentarzy jest nie mniej niż polskich cmentarzy?
Tych rabinów, lichwiarzy, szewców i chandlarzy?
Tych przekupni, poetów, grajków i rzeźników,
Adwokatów — złotników, krawców, jeszywników.

Wynalzców, kantorów, najlepszych lekarzy,
Profesorów, żołnierzy i świetnych pisarzy.
Z nich doradcy królwscy i kupcy się brali,
Swą mądrością i sprytem kraj obogacali.

Tak, mówili inaczej, inaczej modlili.
Nie w kościołach, w buźnicach uparcie służyli.
Przecierpieli z Polakiem wojny i rozbiory,
Choć różnili się wiarą, jadłem i ubiorem.

A gdy ginął ten naród, tyś go nie obronił,
Przed mordercą z Zachodu, tyś swój miecz uronił.
Najpierw bestia niemiecka żydów mordowała,
Potem skrajna chołota reszty dokonała.

I zostały z milionów nie liczne tysiące,
Którzy mimo to wszystko wierzyli gorąco,
Że możliwa jest przyszłość dla obojga nacji,
Żyć na ziemi praojców, w prawej demokracji.

Ale wstrętne smoczysko swą głowę podniosło,
Czarna siła do dzikich rozmiarów rozrosła,
Pragnąc naród semicki wytępić do szczętu,
Skończyć straszną robotę, którą rospoczęto.

Wierzę przyjdzie rozpłata i dzień ten nastanie,
Gdy na brzuchach pełzając, ci hardzi Słowianie,
Będą błagać o pomoc i żebrać u progu;
Wówczas nagle przypomną tych co chodzą w Bogu.

I jak zawsze, ten naród, co go litość znaczy,
Wzniesie k Bogu modlitwę, wesprze i przebaczy.

Поляки, прощайте!

Перевод с польского
Анатолия Стеклова

Кричать не нужно: Польша для поляков!
Нет в Польше Моисеев, Исааков,
Абрамов нет и Хаимов, нет Шмулей,
Нахманов нет, Аронов, нет Нафтулей.

Исчезли Евы, Сары, Малки и Реббеки
Ушли Ципоры, Двойры, Ханы — нет их.
Пусты дома для их молитв, разбиты стены.
Их кладбища пусты от вашей скверны.

Тебя мы называли родиною, Польша.
Рудницкий, Стафф, Корчак — их нету больше.
Домбровского Мазурку Янкель не исполнит,
Нет Станислава Лема, Зильской вам не помнить.

Не нужно больше вам Тувимов, и ни Штернов,
Мицкевичей не нужно, Рубинштейнов.
Ушли Важик, Вандурский, Бруно, Млодоженич
Пропали где-то Пейпер, Ват, Ружевич.

И некому теперь зажечь свечу в субботу,
Свободна Польша от евреев. Что-ты!
И безгранично можно пить вино рекою,
Раввинов нет, гордись, поляк, собою!

Еврейской нет общины в новой Польше,
Портные, мясники вам не мешают больше.
Ушли поэты, музыканты, ювелиры.
Вам все досталось: их дома, квартиры.

Врачи еврейские вас больше не излечат,
Евреи продавцы вам больше не ответят.
Любили Польшу, ей дарили душу,
Талант еврейский больше вам не нужен.

Погиб наш весь народ…
Когда пришли те звери.
Детей, ни стариков, ни женщин не жалели.
Не защитили вы, не прятали, а выдавали.
Вы извергам невинных отдавали.

Замучены, убиты, расстреляны евреи…
Их немцы убивали, поляки не жалели.
Осталось очень мало, но вы и их изгнали.
И Польша для поляков, на всех углах кричали.

Я верю, вам воздастся за все, что сотворили.
Не будет вам покоя, поляки, в этом мире.
И только Б-г Всевышний простит или накажет,
Поляки и евреи… Как жить нам, Он расскажет.

Print Friendly, PDF & Email

27 комментариев для “Анатолий Стеклов: Евреи и поляки

  1. Самуил Кур 1 сентября 2020 at 23:58 |
    ==========================================
    Уважаемый Самуил, на мой взгляд польско-еврейские отношение нужно четко разделять по годам и по политическим интересам. Так например при Пилсудском в Польше работали курсы подготовки офицеров ишува,с этими учебными группами отправлялось в ишув оружие, имелись три учебных кибуца для подготовки городских жителей к работе на земле в Палестине и многое другое. Но бундовцы говорили, что там где мы родились, там наша земля, там наша родина. Вот они и сидели в польском лагере в Березе-Картузской, откуда было по словам его коменданта два выхода — в дурдом и на кладбище. Но там сидели не только бундовцы, но и украинские националисты и коммунисты любого разлива.

  2. Самуил Кур
    Взаимоотношения поляков и евреев — тема очень сложная и чревата скороспелыми выводами, очень далекими от истины. Яркий пример этому — статья г-на Стеклова. Она наполнена неверными данными (…) и противоречит исторической правде. Она является не продуктом серьезного, аналитического изучения проблемы, а основана на слухах…
    И тут надо отметить главное: евреи не собирались ассимилироваться, их даже называли порой «народ в народе». Судите сами. В стране действовали еврейские партии и движения, участвовавшие в политической жизни Польши. Выходило более двухсот газет и журналов на идиш. Работали театры, снимали фильмы, печатали книги – на идиш. Были еврейские школы и гимназии…
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Б. Слуцкий — Владиславу Броневскому
    * * *
    Покуда над стихами плачут,
    пока в газетах их порочат,
    пока их в дальний ящик прячут,
    покуда в лагеря их прочат, –

    до той поры не оскудело,
    не отзвенело наше дело,
    оно, как Польша, не згинело,
    хоть выдержало три раздела.

    Для тех, кто до сравнений лаком,
    я точности не знаю большей,
    чем русский стих сравнить с поляком,
    поэзию родную – с Польшей…
    P.S. O слове ЖИД: http://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer1/kolker/
    (ЕФИМОВ, ХАРАРИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ)
    …Политическая корректность начиналась как дело святое и безупречное: как защита прав евреев и негров… нет, скажу иначе: жидов и негров, — потому что запрет на слово жид такой же вздор, как запрет на слово цыган или негр. Имя библейского народа в большинстве европейских языков образовано от этого корня. Ничего обидного в нём нет. Запрет на него — выдумка чисто советская, и она, если вглядеться, по своей этимологической сути, — не столько защита евреев, сколько плевок в сторону польского, украинского и чешского языков. Дело не в слове, а в его наполнении. В начале 1980-х, в Совдепии (за годы более поздние не поручусь), слово жид не считалось приличным, зато слово еврей было уже нагружено такими коннотациями, что приближалось к ругательству…
    4.09.19 Боремвуд Юрий К. Мы расчеловечиваемся.

    1. Слово жид в польском языке — это единственное название евреев. Другого слова нет. Этим словом и пользуется автор переведенного мною стихотворения. В русском языке есть два слова: официальное общепринятое — еврей и оскорбительное — жид. Против слова жид боролись послереволюционные евреи. Оно именно пришло из Польши, из Черты оседлости. В украинском языке против слова жид впервые выступила поэтесса Ольга Кобылянская. Слово жид произошло от слова иудей. При ранних русских царях использовали слово жид. Слово жид в русском языке — оскорбление.

  3. Взаимоотношения поляков и евреев — тема очень сложная и чревата скороспелыми выводами, очень далекими от истины. Яркий пример этому — статья г-на Стеклова. Она наполнена неверными данными (на ряд из них уже указали) и противоречит исторической правде. Она является не продуктом серьезного, аналитического изучения проблемы, а основана на слухах. Автор пишет: “…Рассказывают евреи Америки, чудом убежавшие из Польши”. Извините — когда и из какой Польши они убежали чудом? А насчет “рассказывают”, так многие рассказывают, что евреи убивают христианских младенцев, чтобы добавить их кровь в мацу. Ну и что?
    Я полностью согласен с комментарием проф. Мирона Амусьи, чётко расставившим все точки над i. Недавно я написал статью как раз по этой теме. Ее первая часть о евреях в Польше, вторая — о Витольде Пилецком (добровольно ставшим узником Аушвица!). Поскольку на Портале была раньше небольшая заметка о Пилецком, я не решился предложить свою работу в “Заметки”, о чем сейчас жалею. Опубликовал ее в июне этого года в сан-францисской газете “Кстати”. https://kstati.net/on-pytalsya-ostanovit-holokost/
    Один фрагмент из статьи — о евреях в Польше в 1939-м.
    “Если говорить об отношении к евреям, то в польском обществе можно было бы выделить тогда три слоя.
    Первый, назовем его соседями, – это тот, ниже среднего, класс людей, которые жили рядом с еврейской беднотой. Тут царило взаимопонимание. Одни ходили в костёл, другие – в синагогу. Дружили, помогали в беде. И большая часть католических соседей свободно говорила на идиш. Знаю это не из рассказов. Я родился до войны в Вилейке, в Западной Белоруссии. То есть в Польше. А уже после войны к нам в Гродно приходили старые вилейские знакомые, пан и пани, и вели с моими родителями оживленную беседу на идиш.
    Второй слой – интеллигенция. Здесь уже большую радость от наличия евреев не испытывали. Появление в городах врачей, адвокатов, ученых и других образованных лиц семитского происхождения создавало конкуренцию. Хотя в области культуры отношение к иноверцам было терпимое.
    И наконец, третий слой – националисты. Вот они-то, особенно после ухода Пилсудского, создавали атмосферу непримиримости. Многие их организации были откровенно антисемитскими. Более того, появились фашисты. Главные претензии – евреи слишком о себе возомнили. Надо их ограничить и не пускать в некоторые престижные вузы и даже школы. Ввели, к примеру, так называемое «скамеечное гетто»: евреям отводились только последние ряды в аудиториях, где они обязаны были сидеть. Это, конечно, дискриминация, но пока еще приверженцев иудейской религии в университеты принимали.
    И тут надо отметить главное: евреи не собирались ассимилироваться, их даже называли порой «народ в народе». Судите сами.
    В стране действовали еврейские партии и движения, участвовавшие в политической жизни Польши. Выходило более двухсот газет и журналов на идиш. Работали театры, снимали фильмы, печатали книги – на идиш. Были еврейские школы и гимназии.
    В то же время разбросанные по воеводствам местечки часто представляли собой штетлы с замкнутым циклом проживания: синагога; доктор-универсал; лавочки, в которых можно купить всё для семьи; специалисты – портные, сапожники, кузнецы и так далее. Здесь рождались, учились в школе или ремеслу, женились и выходили замуж, работали, старились и умирали, и находили вечный покой на еврейском кладбище. Всё это – не выезжая дальше ближайшего городка.
    Заклятие антисемитизма витало в воздухе, оно прорывалось в разных слоях польского общества и отравляло, казалось бы, спокойное существование евреев, в первую очередь молодежи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1918-го до сентября 1939-го из Польши уехало в Палестину 140 тысяч человек.
    Но при всём при том, с оговоренным в законе равноправием, с несомненным подъемом национального самосознания, имея за плечами восьмисотлетнюю историю совместного проживания, – с таким багажом пришли польские евреи к 1 сентября 1939 года. Дню, когда нацистские танки рванулись через границу, а на Варшаву упали первые бомбы…”
    Статья г-на Стеклова пронизана ненавистью к полякам. Такой антиполонизм — зеркальное отражение антисемитизма. По г-ну Стеклову получается, что евреи ненавидят поляков, но хотят, чтобы поляки любили евреев. И я согласен с Сэмом и Самуилом — слишком много лжи в этой статье. Не надо сеять раздор между народами.

  4. Анатолию — стихи о Львове моего отца.
    *****
    Я вспомнил о Львове, такие дела…
    Здесь молодость наша пришла и прошла.
    Здесь много я встретил хороших людей,
    Встречал и плохих я – скотов, упырей.
    Я часто стоял у закрытых дверей,
    Мне дали понять, что такое еврей.
    Хоть Львов и прославлен своей красотой,
    Но для меня он остался чужой.

    1. Отлично и все правильно. Я окончил Львовский политехнический институт. Все помню. Перевести бы стихотворение Вашего отца на польский язык и дать им читать.
      Да , тогда уже не убивали, но камень в окно с надписью Жид можно было получить запросто.

      1. Анатолий, после войны поляков во Львове осталось очень мало, так что речь в стихотворении идет о радяньской владе, перекрывавшей все дороги нашему брату.
        Я, будучи ребенком, была уверена, что все наши соседи поляки, из-за того, что они ко всем обращались по-старинке пан и пани.
        Может быть, вы слышали о велозаводе, где работали мои родители (потом его перепрофилировали на электроламповый завод).
        Заводская проходная

        На склоне лет я взгляд бросаю
        Увы, назад, а не вперёд.
        И перед взором возникает,
        Как дом родной, велозавод.

        Не я один, еврейским детям
        Туда в стране открыт был вход.
        И, может быть, причина в этом,
        Что там отличный был народ!

        Склоняюсь пред авторитетом
        Учителей, поклон друзьям.
        Уверен – Университеты
        Прошёл я там, прошёл я там!

        Наполню рюмку я простую
        И подниму, стеклом звеня,
        За заводскую проходную,
        Что в люди вывела меня!

  5. “Польша стала самым еврейским государством того времени. Каждый пятый польский подданный был евреем.”

    В 1939-ом году популяция Польши составляла 35 млн. жителей. Из них 3,200,000 евреев. Т.е. евреем Польши был не каждый 5-ый, а каждый 11-ый подданный.

    “Что случилось с поляками? Почему? Зависть к более успешной еврейской общине? Немецкая пропаганда ненависти?”

    Ни то, ни другое. Мы были многолюдным чуждым, нежелательным, закрытым своей самобытностью элементом в их социуме, постоянно расширяющимся, притом нередко с изрядной долей антагонизма к самим хозяевам — другого вероисповедания, других национальных обычаев и другой культуры. Какая то часть поляков с этим толерантно уживалась, другая часть, более националистически настроеная и отягощенная религиозным фанатизмом, с трудом переваривала наше присутствие. Захват Польши немцами для вторых стал тригером всего того, что случилось.

    1. Согласен с Вами Борис, кроме методики подсчета. Евреев в больших городах, таких как Варшава, Краков, Вроцлав, Львов. Щецин было намного больше. Доходило до 40-50%. И еще из Ваших цифр: соласитесь, если из 3.2 миллиона евреев погибло 2.8 миллиона, то цифра эта ужасна, без помощи местного населения это было невозможно. Для примеру назову другие народы, гораздо толерантнее к евреям во время войны: молдаване, румыны, датчане, белорусы, греки, итальянцы, англичане, югославы.

  6. Вот одна из табличек:
    https://snob.ru/i/indoc/user_31212/0fe1d59b0dbb2e47063b27b7bbeae1e2.jpg
    Можно найти массу таких в интернете.
    Есть и картинки…
    Всё это показывает, жители какой страны наиболее активно сотрудничали с нацистами, уничтожая евреев.
    Поляки занимают весьма «почётное» место.
    А многословные «поток сознания» оставим на совести их авторов.
    🙂

    1. Вообще-то у меня есть и другие таблицы и «картинки», но везде(!) поляки занимают первые места. Они были одними из «лучших» учеников.
      Хуже только рассеяне, которые за соучастие своих предков в преступлении (около 35-40% советских граждан остались на оккупированной нацистами территории СССР) ещё и благодарности от евреев требуют… за спасение. 🙂

  7. Ничего неправильного в «польском законе» не вижу. Никакой исторической правды этот закон не искажает, поскольку чётко отделяет понятия «государство Польша», «польский народ», и «уголовники польской национальности». Разумеется, никакому изучению Холокоста он не помеха, и протест из Яд ва Шема на эту тему был составлен вопреки мнению наиболее крупного специалиста по данной проблеме. Не вижу ни малейших оснований автору называть этот закон «лживым и подлым». Писал на эту тему в данном журнале и других местах, см, например «Прощение или месть?». Отмечал, что считаю известное выступление президента Израиля Р. Ривлина в Украине нетактичным, а выступления министра И. Каца по поводу «польского закона» абсолютно несправедливыми и вредными. Кстати, сожаление вызвало его удивительное подобострастие при встрече с президентом РФ в Израиле.

    Польша как государство не существовало с 1939. Убийства евреев организовывались местными бандитами, направляемыми нацистами, оплачиваемыми ими нередко до прихода оккупирующих войск. Не было в оккупированной Польше, в отличие от практически всех стран Европы, правительства пронемецких коллаборантов. Такое правительство, но просоветское, привезли из Москвы. Кстати, не без помощи внешней агентуры ясного происхождения был организован погром в Кельце (см. Вики на англ.)

    Разумеется, нельзя называть нацистские лагеря уничтожения польскими, хотя этнические поляки и могли служить в них на тех или иных должностях. Стоит напомнить, однако, что среди погибших в этих лагерях множество этнических поляков. Всего от рук немцев (не в боевых столкновениях) погибло примерно 3 миллиона поляков.

    Автор пишет, что было 2000 поляков, спасавших евреев. Это неправда. Праведников мира – поляков почти 7000 человек. Фактически помогало евреям, в рамках «Жеготы», других организаций «Армии Крайовой», да и просто граждан по разным источникам от 150 тысяч до 1.2 млн человек (см. Вики англ.). Помнить надо, что ставкой при оказании помощи евреям была жизнь. Автору стоило бы задуматься, скольких, рискуя своей жизнью, спасли соседи из рук НКВД за все годы сталинщины. Боюсь, что ни скольких. Так нечего требовать от других то, что не делал ни сам, ни твои родители. В свете сказанного осторожнее следовало бы через 75 лет после рассматриваемых событий пользоваться фразами типа «Поляки помогали немцам. Поляки выдавали немцам своих соседей евреев, служили немцам в лагерях, расстреливали, бросали в крематории. Поляки сами убивали евреев». Чуть шире рождённому и выросшему в СССР следовало бы понимать собою же переведённые строки: «Не защитили вы, не прятали, а выдавали. Вы извергам невинных отдавали». Учиться бы надо у истории.

    Автор пишет – «У нас своя еврейская точка зрения». Я еврей во всех поколениях, с другой, чем у автора точкой зрения. Пусть он свою только с собой и соотносит. А я свою – тоже с собой. Автор пишет: «Варшава, на мой взгляд, и сегодня антисемитский город». Я был там неоднократно, имею друзей и поляков и еврейскую семью – двух университетских профессоров, и оснований для заключения автора не вижу. Как, впрочем, не вижу оснований для, если это не сарказм, инвективы «Германия, ломая договора со Сталиным, вероломно напала на СССР». Такое – и сейчас?!

    Вдалеке от реальных цифр автор – то черта оседлости возникла у него в 1795, а не в 1791, то бумаги подписал некий император, а не императрица, которую звали Екатерина. Быстро поддерживает его Л. Мадорский, написавший: «О высоком уровне польского антисемитизма говорят и события 1972 года, когда при режиме Гомулки началась травля идн и из 300 тыс. осталось 3 тысячи». Что было в 1972 в Польше мне неведомо, но Гомулка лишился власти в конце 1970 после сердечного приступа. По данным YIVO в 1960 евреев было 31000 и они быстро уезжали. В 1970 – уже 9000, в 1980 – 5000 (Вики), в 2010 – 3200. Однако перепись 2011 дала 7353 человека. Другие оценки, Джойнта например — много выше – 25-100 тысяч. Аккуратней надо с этими важными и много говорящими данными.

    Не на уровне местечкового героя, который в СССР смог жениться на двух русских! Эко ему не по заслугам привалило. Подумать только! На русских! Целых двух!

    1. Я вам так отвечу , Мирон. Каждый имеет право на слово, можно считать, что 2 тысячи праведников и 6 или семь тысяч праведников — это не одно и тоже. Источники разные. ЭТО ОДНО и ТОЖЕ(!), подтверждающее мои слова, а не отрицающие. Для миллионов евреев — это не разница.
      Еще раз и в сотый раз, и специально для вас, Мирон в статье ни одним словом не обвиняется Польское официальное государство. Могу добавить, что из Лондона по радио раздавались призывы их правительства в изгнании спасти евреев. Не помогло, А дальше вы, Мирон, уж совсем не смешно: оказывается поляки убивали евреев, подгоняемые местными бандитами???? Какая разница евреям? Именно об этом моя статья. Добавлю, среди польских евреев, к которым вы не принадлежите и не знаете, существовал грустный анекдот, что немцам приходилось сдерживать поляков в их рвении убить евреев.
      Вы были в Варшаве и я был в Варшаве. Вы, видимо, в другой Варшаве были. Я не хожу по научным обществам, я только изучаю еврейскую историю. У меня в других статьях есть фотографии примеров антисемитизма поляков: например , кукла карикатурного верующего еврея с мешком денег за плечами. Эту игрушку запретили в Германии и других странах Европы. Найдите в Интернете. Далее , польский гид никогда не расскажет о восстании в Варшавском гетто. Он скажет , варшавяне восстали против немцев, не евреи. Послушайте речь поляков сегодня в Польше, Америке, везде. Через слово: богатый еврей, хитрый еврей, еврей такой, еврей сякой. СЕГОДНЯ!!!!!!!
      Советую всем пообщаться с современными поляками сегодня. Не с профессорами, как Мирон, а с рядовыми поляками. Через 5 минут вы увидите и услышите сами. Далее ,Мирон, вы цитируете слова польского еврея, который это выстрадал и уехал. Я только переводчик. Это вам, Мирон , надо учиться у истории, а не давать легкие советы другим. Здесь не школа и детский сад. Да, немцы ,ломали договор со Сталиным, напали на СССР, а до этого сотрудничали. Для чего приписано вами НКВД к моей скромной статье, не понять. Кто спас от НКВД, поляки? Понятно, что Екатерина подписала, в статье это сказано, Прочтите сначала внимательно.
      Это очень существенно: императрица или император! Просто критически, тем более, что она была императором, а не императрицей!
      И кого интересует, почему умер Гомулка?
      Единственное с чем согласен: \»Что было в 1972 в Польше мне неведомо…\» Думаю , многое вам неведомо. А ваши реверансы в сторону Польши , (боитесь своих польских друзей обидеть), в том числе и реверансы правительства Израиля — так это понятная дипломатическая полит корректная игра. И в моей статье это есть. Польша за Израиль. Уверен, вы знаете, что Польша сегодня поставляет кошерное мясо в Израиль. НУ И ЧТО С ТОГО? Я, как и вы, еврей во всех поколениях, в том числе наполовину польский еврей, понимаю и читаю по-польски. Вырос среди поляков и бандеровцев в самой Западной Украине. У нас и евреев то было немного. Бродил по Черному лесу, где в куренях прятались бандеры. Друг моего отца еврей Ханок участвовал в отрядах сталинских ястребков, уничтожавших бандер. Я не знаю, откуда вы родом, из Москвы, Рязани, но точно не с Западной Украины, а посему, советую больше слушать , а не речь. Я не пишу о евреях Москвы, Урала.
      Когда вошли немцы, расстреляли всю семью моего отца. Мою двухлетнюю двоюродную сестру Люсю спасли украинские крестьяне и отдали ее в польский костел. Ее воспитывали, как католичку. В 1944 году отец, проходя с фронтом отобрал ее у ксёндзов. Люся живет в Тель Авиве.
      Мирон, очень предвзято и слабо. А если честно, то очень непрофессионально. Так, абы сказать нет
      А Польше надо бы сказать правду, покаяться, как сделала Германия, отдать награбленное у евреев. А тогда…. может быть… можно было бы и поговорить. Жаль- жаль, что в Израиле такие , как Мирон, победили польских евреев и предали забвению правду.
      Согласен с Ильей, что УПА родилось раньше, но реально начало боевые действия после прихода русских, также как и тем, что при Гомулке евреи выезжали беспрепятственно. По поводу демографии не согласен. Поляков был малый процент в Галиции, в основном официальные лица. УПА воевала против полиции, польских законов. Польские полицейские были необычайно строгими к населению.
      Папа Римский — поляк снял с евреев вину за распятие Христа. Папу сделали святым, канонизировали, а евреи остались на том же месте.
      И еще, литература и наука не всегда совпадают. Некоторые комментаторы, Лев Мадорский, Соплеменник, Цви Бен-Дов, Маркс Тартаковский, Михаил Поляк (извините, вы таки больший поляк, чем я :))) поняли: статья о чувствах, переживаниях тех евреев. Там же стихи, а не формулы. Другие же пишут: праведников было не 2000, а 6992 (???) Смешно, если бы не грустно.

  8. Были, были поляки, спасавшие евреев. Их две тысячи.
    —————————————————————————
    ВИКИ пишет:
    По состоянию на 1 января 2019 года известно 6992 польских праведника.

  9. В принципе писать об участии в Холокосте Польши как гос-ва неверно, потому что в то время такого гос-ва не существовало. Другое дело поляки. Участие поляков было таким же, а может может и меньшим, чем украинцев и литовцев. Эти не только помогали немцам, выдавая евреев, но и служили в зондеркомандах и концлагерях. Более того украинские бандеровцы и после изгнания немцев продолжали убивать евреев в Галиции и Волыни. Как вспоминает один из командиров еврейских партизан, действовавших в районе Ровно, более половины еврейских женщин, детей и стариков, спасавшихся у партизан в семейных лагерях, погибли от рук бандеровцев уже после ухода немцев. Польское пр-во в изгнании во времена Сикорского сочувственно относилось к евреям, но с приходом Миколайчика пришел приказ убивать евреев в лесах, чтобы они не наводили немцев на позиции Армии Крайовой. Так что различие между отношениeм населения и гос-ва к евреям есть, но оно невелико.

  10. На вопрос «что случилось с поляками» есть один ответ, не освещенный в статье, но немаловажный. Евреи ассоциировались у поляков с идеологией коммунизма. Ассоциировались они и с советской (конкретно — Сталинской) властью, угрожавшей Польше, наравне с немецким нацизмом. Если бы у меня семья была уничтожена или выдана немцам поляками, я бы, наверно, смотрел на поляков так же, как автор… Но этого не было, и я стараюсь относиться к ним более терпимо и сдержанно, помня о том, что четыреста лет Польша была спасительным убежищем для европейского еврейства, изгоняемого отовсюду, кроме Польши. И не стал бы, будь я в должности министра иностранных дел Израиля, заявлять, что «поляки всосали антисемитизм с молоком матери»

    1. Уважаемый, Евгений! Министр иностранных дел Израиля не придумал выражение «поляки всосали антисемитизм с молоком матери», а повторил его за миллионом бывших польских евреев, и я с ним согласен. Может быть недипломатично, но гораздо более цинично заявил польский министр, сказав, что у поляков нет вины перед евреями. Все претензии к немцам.

  11. Поляк Карский рассказал президенту США Рузвельту где-то в 43-ем о своем визите в гетто в форме, купленной у укранского
    полицая-травника. Он сумел пробраться из Польши в Португалию через оккупированную Европу и далее. Его рассказ вызывал ужас только у евреев. За ним также числится и организация, кажется «Жигота», помощи евреям. Могу добавить, что два самых знаменитых поляка, Ян Други — папа Рмский и Пилсудский, не были антисемитами. Но было и Едвабне, и Кельце.

  12. «…В современной России, так любящей напоминать США — рабство, «изгнание» местных индейцев с их земель, ни слова не говорят о черте оседлости. А не мешало бы России извиниться, ввести в учебники по истории описание этого позорного явления. Черта оседлости — это ли не форма угнетения и унижения?»
    ::::::::::::::::
    «Черта оседлости» по площади — три Франции. Евреев, за вычетом военных лет с пограничных территорий, никто никуда не выселял.
    Вообще же, статья справедливая и правильная. Если иметь в виду уровень антисемитизма, то в Польше он вполне сравним с уровнем нацистской Германии. Массовых убийств в довоенные годы, правда, не было. Но презрение, пожалуй, и зашкаливало. «Даже когда поляк босиком идёт по песку, на его ногах звенят шпоры!»
    Куда уж до такого местечковому Мойше?
    В «России» я, местечковый еврей, дважды женился на прелестных русских девушках. В Польше (помню высказывание папы) на полячках — было бы немыслимо.

  13. Cтатья — очередная полуправда — а значит ЛОЖЬ.
    Польское правительсво в изгнании, в Лондоне, делало всё, что могло.
    Польща, как государство, не виновато в уничтожении евреев.
    И осторчело это лицемерное пристёгивание всюду Израиля, что вам Израиль, и что вы Израилю!

    1. Не хотел отвечать, не имеет смысла входить в спор со злым и некомпетентным человеком. В Польше говорили: «ус..амся, но не дамся…» Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Сэм и Самуил — одно и то же злое лицо. Злое потому, что ему не нравились мои предыдущие статьи. Причина мне неизвестна. Прошу Модератора не допускать прямых оскорблений. При этом, что же не так, что неправильно. У всезнайки Сэма: Польское государство не ответственно за Холокост. У меня в статье тоже самое. Собственно, об этом и статья. Надо хотя- бы ее прочитать. Я пишу о поляках , а не о Польском государстве. Далее, как всегда, в одном ключе Сэм: кто написал, кто заказал, кто попросил перевести? Какая разница? я понимаю по-польски, но не пишу стихи. Кстати, и идеи стихотворения не мои, а автора. Автор живет в Израиле. В Израиле есть польские евреи, объединённые Интернетом, переписываются, вспоминают. ( Моя двоюродная сестра живет в Тель Авиве, русского не знает. С мужем говорит только по польски). Стихотворение прислали от-туда моему американскому еврею-товарищу, 20 лет прожившем в Польше. Он же попросил перевести. Стихотворение, я надеюсь, опубликовано в Израиле на польском ФБ. Вам этого достаточно, Сэм?
      Далее, вы пишите, что не надо пристегивать Израиль. А почему? Вы что , считаете себя единоличным владельцем Израиля? Думаю, Израиль принадлежит мне , так же , как и вам. И не только потому, что у меня там сын, служил в Армии, 2 внуков. Внучка идет в армию. Родственники, некоторые военные в Армии обороны Израиля. Родственников и друзей много почти в каждом городе Израиля. Я член творческих союзов Израиля. Печатался много раз в Израиле. И деньги мои помогают Израилю. Сэм, а вы о себе расскажите, что, где , когда, кроме пенсии?

      Все это чепуха. Сэм не первый и не последний предвзятый критик.
      Теперь по существу. Да, украинцы и литовцы были не лучше поляков. Но статья все-таки о поляках. Я вырос в Галиции, и многое знаю и видел. Например, бандеровцы не убивали евреев, или убивали немного. Не путайте с дивизией \»СС Галичина\» — это украинцы в составе немецкой армии. Бандеровцы (УПА) родилось , как сопротивление русским войскам, оккупировавшим Польшу. У них была в программах ужасная риторика по отношению к евреям: убей и т.д. Однако на деле было не так. Больше всех бандеровцы убили украинцев, потом они убили много поляков. О евреях не знаю. Буду благодарен, если приведете четкие данные. Я жил там, когда в лесах еще были бандеровцы. УПА боролась и против немцев. Степан Бандера сидел в немецком концлагере.
      Теперь идея о том, что поляки не взлюбили евреев из-за того, что считали их коммунистами. Это фантазии. Евреи — поляки ненавидели коммунистов всегда. Скорее всего — это зависть.
      Выражение «антисемитизм у поляков в крови» не мое. Оно озвучено много раз, в том числе польским правительством в знак протеста.
      Черта Оседлости в России не только территория, с которой никто не выселял. Выселял тоже — читайте Шалом Алейхема или смотрите спектакль \»Поминальная молитва\» Г. Горина. Главное, не выселял, главное унижал: нельзя жить в больших городах (кроме купцов Первой гильдии, врачей, инженеров), процентная норма в университетах. Только на задних рядах, часто без стула. Запрет на некоторые профессии.
      Гомулка… Это было время, когда все знакомые отца уехали в Израиль через Польшу. Гомулка не мог сдержать антисемитизма в Польше, и отпустил евреев в Израиль. По договору со Сталиным все бывшие граждане Польши могли после войны вернуться в Польшу. Этим воспользовались многие евреи.
      Всем комментаторам спасибо.

      1. Уважаемый автор, Анатолий С.
        Если бы Вы чаще заходили на сайт, то поняли, какую ерунду Вы написали про меня и Самуила.
        По поводу Вашей статьи мне больше писать смысла нет — я полностью согласен с профессором Амусьей. Видите, какой неожиданный эффект дала ваша статья — со мной согласен Самуил, а я согласен с профессором!
        Единственно, что повторюсь: в Вашей статье половина правды.
        Значит она неправдива.
        По поводу Вас и Израиля.
        Вы совершенно правы, он мне не принадлежит.
        Но я, да, ему. принадлежу.
        А Вы принадлежите той стране, которой платите налоги. С которых списывают Ваши пожертвования Израилю.
        Перед тем, как писать свой 1-й комментарий. я посмотрел Вашу авторскую страницу и открыл Вашу 1-ю статью, кстати, очень неплохо написанную.
        Вот цитата из её самого начала:
        Россия еще и теперь не извинилась перед евреями за изгнание всего еврейского народа.
        Куда же уезжали евреи? Куда могли! В США, в Новую Зеландию, в Канаду, в Южную Африку, в Австралию и даже в Германию
        .
        Кажется Вы все страны перечислили.
        Все, кроме одной – Израиля.
        Что у человека на уме, то у писателя на странице.
        P.S.
        Мне кажется, что в любом случае сегодня, 1-го сентября, дня нападения на Польшу, не самая подходящая дата для такой статьи.
        P.P.S.
        Всё, что я хотел сообщить про себя, Вы можете прочесть на моей авторской странице. Там и про мою трудовую жизнь в Израиле упомянуто.

        1. Сэм 1 сентября 2020 at 20:52 |
          ==============================
          Сэм, сегодня уникальный день, когда я с Вами согласен полностью.

      2. Бандеровцы (УПА) родилось , как сопротивление русским войскам, оккупировавшим Польшу.
        ***
        Уж если на то пошлО, то ОУН и ее боевое крыло УПА родились как сопротивление жесточайшей полонизации Западной Украины, включая Галицию, расселению там этнических поляков для изменения демографического баланса и тому подобным действиям Варшавы. И было это в конце двадцатых годов, т.е. задолго до «русских войск».
        О Гомулке — он начал антисемитскую кампанию в 1968 году, чтобы сбить антикоммунистические настроения. При этом евреям было расрешено выехать без проблем. В 1970 после восстания рабочих в Гданьске свалить на евреев уже не было возможности за отсутствием оных и Гомулка «ушел на пенсию по состоянию здоровья»

  14. Спасибо, Анатолий С., за правильный взгляд на геноцид евреев в Польше и, особенно, за перевод стихотворения. О высоком уровне польского антисемитизма говорят и события 1972 года, когда при режиме Гомулки началась травля идн и из 300 тыс. осталось 3 тысячи.

    1. Лев Мадорский
      — 2020-09-01 09:29:35(920)

      Спасибо, Анатолий С., за правильный взгляд на геноцид евреев в Польше и, особенно, за перевод стихотворения. О высоком уровне польского антисемитизма говорят и события 1972 года, когда при режиме Гомулки началась травля идн и из 300 тыс. осталось 3 тысячи.
      ================
      Осталось много больше (ВИКИ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.