Михаил Ривкин: Недельный раздел Ницавим — Ваелех

Loading

Соблюдение Завета дарует жизнь и отвращает смерть. Если народ Израиля будет следовать завету, то он умножит свои материальные блага и достигнет высшего блаженста. Если оставит Завет — потеряет свою отчизну и свою землю.

Недельный раздел Ницавим — Ваелех

Михаил Ривкин

Церемония заключения Завета с народом Израиля (Деварим 29:9-14)

Мы всё время слышим голос Моше, но при этом не видим, где именно, и не очень понимаем, когда именно он произнёс одну из самых знаменитых своих речей.

«Каждый сын Израиля принимает участие в церемонии заключения завета с Б-гом. /…./ но мы не знаем, где именно церемония имела место, и в чём именно она состояла, поскольку текст нам ничего не рассказывает. У нас имеются и другие текстуальные памятники Древнего Востока, посвящённые завету, но и в них нет описания самой церемонии. Они описывают только содержание завета. В наши времена соглашение формально вступает в силу, когда стороны его подписывают. В древности завет вступал в силу после церемонии, которая включала его прочтение, запись главнейших моментов, зачтение проклятий тем, кто этот завет нарушит, возведения стелы и принесения жертвы, так, как это описано в Шемот гл. 24 и в Деварим гл. 27. Зачастую церемония включала ритуал, символизирующий судьбу того, кто завет нарушит, см Брейшит 15:19-18, Йермияху 34:18-20. Там описано, как стороны рассекают (כ-ר-ת) тушу животного, а затем, чтобы обозначить, что и их судьба будет такой же, в случае нарушения завета, проходят (ע-ב-ר) между этими частями. Глаголы כ-ר-ת (ст. 13) и ע-ב-ר (ст. 11), переведённые как «заключить» и «вступить» возникли именно при проведении таких церемоний, хотя они, со временем, стали обозначать само вступление в завет, независимо от того, какими церемониями оно»[1]

Предупреждения о бедах и несчастьях (Деварим 29:15-29)

Поскольку церемония завета включала в себя провозглашение проклятий тому, кто завет нарушит, сразу после описания церемонии следует перечень таких проклятий народу Израиля, если он отступит от Завета со Всевышним. Опустошение и запустение некогда плодородных земель Девтерономист описывает от имени «последующего (точнее было бы — последнего) поколения». Звучит, действительно, жутко!

«Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не всходит на ней никакая трава, как по истреблении Сыдома и Аморы, Адмы и Цывоима, которые ниспроверг Г-сподь во гневе Своем и в ярости Своей». (там 29:22)

Для всех народов Мира будет вполне очевидно, что это проклятье постигло Израиль за то, что он оставил Завет с Г-сподом.

И воспылал гнев Г-спода на землю ту, чтобы навести на нее все проклятие, написанное в книге этой; И изгнал их Г-сподь из земли их в гневе и ярости и негодовании великом, и забросил их в другую землю, как это ныне». (там 29:26-27)

Провозвестие утешения и избавления (там 30:1-10)

Предыдущий отрывок возвещает жуткие проклятия. За ним следует провозвестие утешения… Сама по себе идея, что Всевышний окончательно покинет народ Израиля была немыслима ни для Девтерономиста, ни для других пророков. Поэтому к словам проклятий и упрёков они всегда добавляли слова утешения и избавления. Разумеется, как проклятия, так и утешения Девтерономист вкладывает в уста Моше, чтобы придать им неоспоримый авторитет. Главным мотивом этого утешения является идея собирания рассеянных. Эта идея часто встречается у Пророков Израиля.

Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя; И приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих. (Там 30:4-5)

Ободрение и призыв выполнять заповеди (там 30:10-20)

Эта короткая притча служит уместным и логичным завершением слов пророчеств утешения и избавления. Она перекликается с образами Мишлей и книги Йеошуа, сына Сирахова. Главная идея этой вполне ясна: Законы Всевышнего — это не утопия, они вполне исполнимы в реальной жизни, они не «за морями за горами за дремучими лесами». Эти законы просты, понятны и логичны. И потому никакие оправдания, никакие ссылки на трудность постижения и исполнения этих законов в счёт не идут.

А весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его (там 30:14)

Соблюдение Завета дарует жизнь и отвращает смерть. Если народ Израиля будет следовать завету, то он умножит свои материальные блага и достигнет высшего блаженста. Если оставит Завет — потеряет свою отчизну и свою землю.

И завершается наша недельная глава Ницавим на самой высокой ноте:

В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое (там 30:19)

Это ясное, торжественное и убедительное отождествление соблюдения Завета, строго соблюдения всех нравственных требований и заповедей Торы с самой возможностью счастливо и безбедно жить на земле обращено не только к народу Израиля, но и ко всем людям.

___

[1] The JPS Torah Commentary Deuteronomy Philadelphia Jerusalem 1996 p. 277

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.