Аркадий Гайсинский: Анаким

Loading

Наличие в русском языке слова «исполин» — с библейскими великанами не связано. Оно происходит от имени народа «палы-поляне», обитавшего в древности на землях Северного Причерноморья: вряд ли поляне были великанами, но наверняка — народом высоким и сильным, а отсюда: «из полин».

Анаким

Аркадий Гайсинский

Аркадий Гайсинский1.

О исполинах говорится в Торе:

«И было, когда стал человек умножаться на земле и дочери родились у них. И видели сыны сильных дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из всех, каких выбирали.. И сказал Господь: Не спорить духу Моему из-за человека вовек, ведь к тому же он плоть; и будет дней его сто двадцать лет. Исполины были на земле в те дни, также и после того, когда входили сыны сильных к дочерям человеческим, те рождали им. Это богатыри, что извечно мужи именитые».[1]

Первая встреча с исполинами обернулась для вышедших из Египта евреев, сорокалетним блужданием в пустыне. После того, когда:

«И послал их Моше высмотреть землю Кнаана, и сказал он им: Поднимайтесь здесь, на юге, и взойдите на гору. И осмотрите землю, какая она, и народ, обитающий ва ней, крепок он или слаб, мал он или велик числом.

… И поднялись они на юге, и дошли до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Талмай, порожденные Анаком.

И возвратились они, высмотрев землю, по прошествии сорока дней..

И пошли они, и пришли к Моше и Аарону, и ко всей общине сынов Исраэля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли им ответ и всей общине, и показали им плод земли.

И рассказали они ему, и сказали: Пришли мы на землю, куда ты послал нас, и подлинно течет она молоком и медом, и вот ее плод.

….. Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, это земля, пожирающая своих обитателей, а весь народ, который мы видали на ней, люди великорослые. . И там видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов. И были мы в наших глазах саранчой, и такими были мы в их глазах»[2]

«… И подняла вся община голос свой и возопила, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Исраэля, и говорили им они, вся община: Умереть бы нам на земле Мицраима, или в этой пустыне умереть бы нам! И для чего Господь ведет нас на эту землю, чтобы нам пасть от меча! Наши жены и дети наши станут добычей (врага)! Лучше уж нам возвратиться в Мицраим. И сказали они друг другу: Поставим главу (над нами) и возвратимся в Мицраим!»[3]

Реакция Всевышнего на недоверие к Нему «всей общины» известна:

… «Все люди, которые видели славу Мою и знамения Мои, которые сотворил Я в Мицраиме и в пустыне, и испытывали Меня уже десять раз, и не слушали голоса Моего…..

Не увидят они землю, которую клятвенно Я (обещал) их отцам, и все гневившие Меня не увидят ее»[4]

Обратим внимание на то, что для разведчиков Моисея встреча с исполинами не была удивительной — они рассказывают о них, как о чём-то хорошо известном: они знают и имена исполинов, и имя их отца (предка).

2

В фольклёрном наследии многих народов мира имеются рассказы о необычайно больших с точки зрения физических размеров людях, которых называли великанами. Начнём с «Одиссеи», в 9-й песне которой Гомер рассказал о встрече хитроумного царя Итаки и его спутников с циклопом (великаном) Полифемом:

«Далее поплыли мы, сокрушённые сердцем, и в землю
Прибыли сильных, свирепых не знающих правды циклопов.
Там беззаботно они, под защитой бессмертных имея
Всё, ни руками не сеют, ни плугом не пашут, земля там
Тучная, щедро сама без паханья и сева даёт им
Рожь, и пшено, и ячмень, и роскошных кистей винограда
Полные лозы, сам их Кронион дождём оплождает.
Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов,
В тёмных пещерах они иль на горных вершинах высоких
Вольно живут, над женой и детьми безотчётно там каждый
Властвует, зная себя одного, о других не заботясь»

Для Одиссея, как и для разведчиков Моисея, существование великанов не было неожиданностью — он знает не только о «земле циклопов», но и о образе их жизни, ещё до того, как попал в пещеру Полифема. Те, кто помнят содержание упомянутой «9-й песни», представляют себе, что знакомиться с бытом и обычаями циклопов у Одиссея не было никакой возможности: хорошо ещё, что он, как говорится, ноги унёс.

Действуют великаны и в русском фольклёре — это, например, Святогор-богатырь, у которого далеко не хилый известный Илья Муромец разом с конём размещались на ладони. По мотивам народных преданий написана А.С. Пушкиным поэма «Руслан и Людмила», где один (точнее, одна) из героев-огромная, издали похожая на холм, голова, была некогда головой великана. Упоминаются исполины в сказаниях и легендах скандинавов, германцев, индийцев, аборигенов Южной Америки, жителей Юго-Восточной Азии, Африки.

3

В Торе нет праздного вымысла: всё в ней сказанное всегда содержит следы действительных событий и поэтому наша задача сводится к поиску информации их подтверждающей.

Те, кто считают существование великанов выдумкой, выдвигают тот аргумент, что не сохранилось каких-либо вещественных доказательств существования на Земле подобных существ — имеются ввиду скелетные останки, которые должны были бы иметь соответствующие размеры при формах, подобных человеческим. Но вот лишь некоторые свидетельства:

В 1912 г. фермер южноафриканской провинции Трансвааль обнаружил на гранитной скале в джунглях гигантский отпечаток левой стопы человека глубиной 16см. Длина этого следа равнялась 130 см, а ширина 76 см. Вырубить такой отпечаток практически невозможно. Длина стопы современного человека нормального телосложения относится к его росту как 1/7-1/8. Из этого соотношения следует, что рост трансваальского гиганта был не менее 10 м!

2-футовый окаменелый гигант был найден в 1895 году во время горных работ в английском городе Антрим. Фотографии гиганта взяты из британского журнала «Стренд» за декабрь 1895 года. Его высота — 12 футов 2 дюйма (3,7 м.), обхват груди — 6 футов 6 дюймов (2 м.), длина рук — 4 фута 6 дюймов (1,4 м.). Примечательно, что на его правой ноге 6 пальцев.(Шесть пальцев на руках и ногах напоминают людей, упоминавшихся в Библии).

В 1936 году немецкий палеонтолог и антрополог Ларсон Коль нашел скелеты гигантских людей на берегу озера Элайзи в Центральной Африке. 12 мужчин, захороненных в братской могиле, имели при жизни рост от 350 до 375 сантиметров. Любопытно, что их черепа имели скошенные подбородки и по два ряда верхних и нижних зубов.

На острове Пасхи стоят около 500 каменных скульптур высотой до 8 метров и весом до 50 тонн, которые были высечены из вулканических пород, перевезены на расстояние в несколько десятков километров и воздвигнуты вдоль берега острова. Исследователи убеждены, что эти скульптуры создавали и устанавливали не обычные люди, а великаны. Все попытки воссоздать возможнсть перемещения скульптур но основе деревянных конструкций ни к чему не привели.

4

Факт существования на нашей планете исполинов переходит из сферы мифической в область реалий — и всё же законное требование скептиков о предъявлении каких-либо вещественных тому доказательств остаётся неудовлетворённым, хотя, как выяснилось, таковые имелись. Но почему найденные останки великанов, даже ставшие музейными экспонатами исчезали?

Таковое отношение к артефактам приписывают религии, дабы не возбуждать излишнего любопытства верующих, могущего привести к нежелательным выводам.

Дело в том, что буквальный перевод библейской строфы

«וַיִּרְאוּ בְנֵי-הָאֱלֹהִים אֶת-בְּנוֹת הָאָדָם, כִּי טֹבֹת הֵנָּה»

не:

«И видели сыны сильных дочерей человеческих, что хороши они»,

а:

«И видели сыны Б-жьи дочерей человечечских, что хороши они»,

то есть вместо «сыны сильных» должно быть «сыны Б-жьи»

И вот ту-то возникает проблема: о каких таких «сынах» Единого Творца может идти речь? Разумеется наши мудрецы задались этим вопросом, а один из самых мудрых — знаменитый Раши — предложил такой, ставший каноническим, комментарий:

«Сыны сильных (или: сыны Б-жьи). Сыновья правителей и судей. Другое объяснение: «сыны Б-жьи» — это ангелы, пришедшие посланцами Вездесущего. Они также смешивались с ними. Везде в Писании слово הים — אל означает власть, господство. (Следующие примеры) докажут это: «А ты будешь ему אלקים, повелителем» [Имена 4, 16]. «Смотри, Я поставил тебя אלקים, повелителем Паро» [там же 7, 1]».[5]

Но если «сыны сильных — «сыновья правителей и судей», то, выходит, что эти должности занимали только исполины (или в исполинов их превращали «занимаемые должности»?). Не говоря уже о том, что в Торе нет даже намёка на существование в допотопные времена «правителей и судей»:

«Исполины были на земле в те дни, также и после того, когда входили сыны сильных к дочерям человеческим, те рождали им. Это богатыри, что извечно мужи именитые».[6]

Непонятно и то, почему ангелы, известные только как посланники, сообщающие и исполняющие волю Б-га, здесь объявляются «сынами Божьми»?

Нельзя усмотривать смысловую параллель и между словами הָאֱלֹהִים и אלקים, где первое определяет Повелевающего всем, всеми и всюду, а второе — повелителя чего-то ограниченного

Не объясняется в Торе и существование великанов после потопа — ведь на ковчеге Ноя такой пары точно не было, и на это, конечно же, обратили внимание толкователи Священного Писания, выдвинув свои соображения:

«во время потопа один из исполинов по имени Ог сумел спастись, получив у Ноя разрешение держаться за ковчег снаружи». (Вавилонский Талмуд. Звахим.11:36)

«Ог, который также не мог поместиться внутри судна и сел на крышу, спасшись таким образом от потопа. Ноах подавал Огу пищу через отверстие в крыше» (Пиркей де раби Элиэзер, 23)

Но обратимся ещё раз к вышеприведенному комментарию Раши, в котором он под «сыными Б-жьими» предлагает понимать или «сынов сильных (сыновей правителей и судей)» или «ангелов, пришедших посланцами Вездесущего».

И давайте не будем ханжами, и зададимся житейскими вопросами: насколько реален с физиологической точки зрения факт любовных отношений между дочерью человеческой и исполином, и как дочери человеческие рожали детей, размеры которых во много раз превышали их детородные возможности?

Нет ни малейшего сомнения в том, что, создания Б-жьи (то есть мы с вами)— ответа на этот вопрос не знают. Поэтому под «сынами Б-жьими» нашими мудрецами и было предложено понимать «сыновей правителей и судей», то есть обычных людей, или ангелов, способных принимать человеческий облик. В Книге Еноха также говорится о том, что исполины обязаны своим появлением ангелам.

А как же в таком случае быть с «сынами Б-жьими» — ведь в Торе нет ни единого случайного слова?

Люди из поколения в поколение, поднимаясь на всё более высокий уровень знаний, будут открывать в текстах Священного Писания смысл, ранее недостуный для понимания — откроют и тайну того, что понимал Автор под «сынами Б-жьими».

А мы, исходя из нашего житейского опыта, остаётся согласится с тем., что «сыны сильных» (правителей и судей) имеют гараздо большие возможности стать «именитыми», чем дети обычных людей

5

С великанами евреи встретились и после отбытия сорокалетнего срока наказания в пустыне и возвращения в Ханаан, но, кроме уже известных им анаким, пришлось воевать с также великанами — народом рефаим, хотя, наверное — это другое название одного и того же народа:

«Рефаим считались они так же, как анаким, а моавим называли их эмим» [7].

Окончательно вытеснил великанов «из земли сынов Израэля» приемник Моисея — Иешуа бен Нун (Иисус Навин):

«И пришел Йеошуа в то же время, и истребил анаков с горы, из Хэврона, из Девира, из Анава и со всех гор Йеуды, и со всех гор Исраэйльских: с городами их разгромил их Йеошуа. (Не осталось анаков в земле сынов Исраэйля, только в Азе, в Гате и в Ашдоде остались они». [8]

Вероятно, потомком анаким (рефаим) был и Голиаф из Гефа. Сделать такое такое предположение позволяет описание этого филистимлянского единоборца, противостоящего Давиду:

«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец». [9]

7

В истории человечества есть множество тайн, но пребывание на Земле великанов всё-таки следует отнести к реальному факту.

А вот наличие в русском языке слова «исполин» — с библейскими великанами не связано. Оно происходит от имени народа «палы-поляне», обитавшего в древности на землях Северного Причерноморья: вряд ли поляне были великанами в том смысле, какой мы вкладываем в это слово, но наверняка — народом высоким и сильным, а отсюда: «из полин».

___

[1] Берешит.6/1-4

[2] Бемидбар.13/3-33

[3] Бемидбар. 14/1-4

[4] Бемидбар.14/22-34

[5] Тора с комментариями Раши и Сончино

[6] Берешит.6/1-4

[7] Дварим. 2/10-11

[8] Иешуа.11/21-22

[9]1Цар. 17/4-7.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Аркадий Гайсинский: Анаким

  1. Уважаемый Авраам! Горы в Чехии, которые Вы упоминаете называются Krkonossy Hori, что действительно переводится на русский как Исполинские(гигантские)горы. Но слова «спалы» в чешском названии не присуствует.
    Что до спалов,то в 1в. грек Диодор Сицилийский рассказывает о племени «палов»- обитателях Северного Причерноморья и приводит легенду, согласно которой Пал,является одним из двух сыновей Скифа.
    Римский историк Плиний в то же время и в том же месте упоминает неких «спалеев»» и,судя по единству времени,места и схожести этнонимов речь идёт об одном и том же народе.
    По прошествии 4-х веков известный Иордан сообщает о спалах, населявших землю Ойюм,которая находилась в Причерноморской Скифии
    Подробнее см. в книге «Путешествия евреев с Авраамом и Одином»

  2. Слово «исполин» есть и в других славянских языках, есть и Исполинские горы, в Чехии вроде. Там когда-то обитал народ «спалы». «Исполин» происходит от «Спал» точно по тому закону ка к «изба» от «штубе» готского, давно, правда.

Добавить комментарий для Avraam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.