Джонатан Сакс: Арка моральной вселенной. Перевод Бориса Дынина

Loading

Зло побеждает в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной терпит поражение. Нечестивые подобны траве, а праведники — деревьям. Трава растет за одну ночь, но дереву требуются годы, чтобы достичь полной высоты. Империи приходят в упадок и падают. В последней битве победят добро и справедливость.

בס״ד

Арка моральной вселенной

The Arc of the Moral Universe (Ha’azinu 5781)

Джонатан Сакс
Перевод с английского Бориса Дынина

В величественной песне Моисей оставляет израильтянам свое завещание, полное силы и страсти. Он начинает драматично, но мягко, призывая небо и землю засвидетельствовать то, что собирается сказать.

«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву». (Втор. 32:1-2)

Эти слова будут повторены почти дословно через тысячелетия Шекспиром в «Венецианском купце».[i]

Но они только прелюдия к основному посланию, которое Моисей шлет народу. Это бенедикция, известная как циддук ха-дин («оправдание суда»), подтверждает справедливость Бога. Моисей говорит:

«Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4)

Такова фундаментальная доктрина иудаизма и его отношения к злу и страданиям в мире — трудная, но необходимая доктрина. Бог справедлив. Почему же тогда случаются плохие вещи?

«Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный». (Втор. 32:5)

Бог отвечает добром на добро и карает за зло. Плохие вещи случаются с нами потому, что мы сами виноваты в плохих поступках. Вина не в наших звездах, а в нас самих.

Моисей пророчески предвидит то, что уже предсказывал еще до пересечения реки Иордан и вхождения в землю. На протяжении всей книги Дварим он предупреждал об опасности забвения на своей земле невзгод пустыни и битв. Народ почувствует себя комфортно и успокоится. Евреи начнут приписывать свои достижения самим себе и будут отходить от своей веры. Когда это произойдет, они навлекут на себя беду:

«И утучнел Израиль [йешурун[ii]], и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя». (Втор. 32:15-18)

Это первое использование слова йешурун в Торе намеренно иронично. Израиль знал, что значит быть праведным, но будет сбит с толку изобилием, безопасностью и ассимиляцией по образу своих соседей. Он отступит от условий Завета, и когда это произойдет, он обнаружит, что Бога уже нет рядом с ним. Он обнаружит, что история — хищный волк. Изолированный от источника своей силы, он будет подавлен своими врагами. Все, чем когда-то наслаждалась нация, будет потеряно. Это суровое и устрашающее слово.

И все же Моисей завершает Тору темой, которая звучала в самом начале. Бог, Творец вселенной, создал мир, который в основе своей хорош: слово, которое повторяется семь раз в первой главе книги Берешит. Именно люди, владеющие свободой воли по образу и подобию Бога, вносят зло в мир и затем страдают от его последствий. Поэтому Моисей и настаивает на том, что при возникновении проблем и трагедий мы должны искать причину внутри себя, а не винить Бога. Бог праведен и справедлив. Это наши недостатки, недостатки Его детей.

Здесь выражена, я думаю, самая сложная идея иудаизма. И она открыта для, каак кажется, очевидных возражений, которые звучали почти в каждом поколении. Если Бог справедлив, почему с хорошими людьми случаются плохие вещи?

Это вопрос не скептиков, сомневающихся, а самих героев веры. Мы слышим его в мольбе Авраама: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Мы слышим его в возгласе Моисея: «Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей?» И снова у Иеремии:

«Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12: 1).

Этот аргумент никогда не затихал. Он звучит в раввинской литературе и в кинот, плачах, вызванных преследованием евреев в средние века. Он звучит в литературе, созданной после изгнания из Испании, и его отголоски продолжают отражаться в воспоминаниях о Холокосте.

Талмуд говорит, что из всех вопросов, которые Моисей задал Богу, это был единственный вопрос, на который Бог не дал ответа.[iii] Самое простое и глубокое толкование дается в Псалме 92 ( «Песне на день субботний»);

Хотя «нечестивые возникают, как трава», они, в конце концов, будут уничтожены. Праведники же, напротив, «цветут, как пальма, и возвышаются подобно кедру на Ливане».

Зло побеждает в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной терпит поражение. Нечестивые подобны траве, а праведники — деревьям. Трава растет за одну ночь, но дереву требуются годы, чтобы достичь полной высоты. В конечном итоге тирании побеждены. Империи приходят в упадок и падают. В последней битве победят добро и справедливость. Как сказал Мартин Лютер Кинг, следуя псалмопевцу:

«Арка моральной вселенной длинная, но она склоняется к справедливости»

Стремление увидеть справедливость в истории под суверенитетом Бога — трудная вера. Но рассмотрим альтернативы. Их три. Во-первых, можно сказать, что в истории нет никакого смысла. Homo hominis lupus est, «Человек человеку волк». Как сказал Фукидид от имени афинян: «Сильные поступают, как хотят, а слабые страдают так, как и должны». История — это дарвиновская борьба за выживание, а справедливость это только ярлык на воле более сильной стороны.

Второй альтернативой, которую я обсуждаю в книге Not In God’s Name ( «Не во имя Бога»), является дуализм — идея, что зло исходит не от Бога, а от независимой от Него силы: Сатаны, Дьявола, Антихриста, Люцифера, Князя Тьмы и многих других имен, данных тем, кто не является Богом, противостоит Ему, не поклоняется Ему. Эта идея, проявляющаяся в сектантских формах в каждом из авраамических монотеизмов, а также в современных светских тоталитаризмах, является одной из самых опасных в истории. Она делит человечество на непреклонно добрых и непоправимо злых и вызвала долгую историю кровопролития и варварства, которое видно и сегодня во многих частях мира под лозунгом священной войны против некой сатаны. Это дуализм, а не монотеизм, и мудрецы, говоря о штей рашуйот («двух верховных силах»)[iv], были правы, полностью отвергая его.

Согласно третьей альтернативе, широко обсуждавшейся в раввинской литературе, — справедливость, в конечном счете, торжествует в Грядущем Мире, в жизни после смерти. Хотя это существенный элемент иудаизма, поразительно, насколько мало иудаизм обращался к нему, признавая, что центральное внимание ТаНаХа направлено на этот мир, на жизнь перед смертью. Именно здесь мы должны работать во имя справедливости, беспристрастности, сострадания, порядочности, уменьшения бедности, совершенствования общества и нашей индивидуальной жизни., насколько в наших силах. Танах почти никогда не концентрируется на этой третьей альтернативе. Бог не говорит Иеремии или Иову, что ответ на их вопрос существует на небесах, и что они узнают его, как только закончат свою земную жизнь. Страсть к справедливости, столь характерная для иудаизма, полностью рассеялась бы, если бы эта альтернатива была бы единственным ответом. Хотя иудейская вера, несомненно, трудна, на протяжении всей истории она побуждала нас помнить: если случились плохие вещи, не надо никого винить, кроме самих себя, и давайте работать, чтобы стать лучше. Я верю, что именно поэтому евреи находили силы снова и снова преодолевать трагедии. Потрясенные, израненные, хромающие, как Иаков после встречи с ангелом, они решали снова и снова посвящать себя своей миссии в мире и вере, приписывая свои достижения Богу и свои поражения себе.

Я верю, из такого смирения рождается огромная сила.

I believe that out of such humility, a momentous strength is born.

Шаббат Шалом,

___

[i] Порция: «Не действует по принужденью милость; Как теплый дождь, она спадает с неба На землю и вдвойне благословенна: Тем, кто дает и кто берет ее». Шекспир, «Венецианский купец», Акт 4. (Примечание переводчика)

[ii]Слово «Йешурун» — ישרון — поэтическое название народа Израиля, встречающееся в Торе несколько раз (Дварим 32, 15; 33, 5, 26; Йешаягу 44, 2). Значение термина «Йешурун» может быть понято по-разному. По-видимому, это искусственно образованный эпитет, который должен обозначать черту народа в идеале — его справедливость (от слова ישר — «прямой»). (Примечание переводчика согласно Толдот Йешурун).

[iii] Brachot 7a.

[iv] Brachot 33b

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Джонатан Сакс: Арка моральной вселенной. Перевод Бориса Дынина

  1. «Добpо всегда побеждает зло, значит, кто победил, тот и добрый.»
    М.Жванецкий

    1. «Добpо всегда побеждает зло, значит, кто победил, тот и добрый.»
      М.Жванецкий
      ======
      В иудаизме р. Сакса добрый это тот народ, кто победил и создал общество, где граждане и власти ценят человеческую жизнь и достоинство.

      1. Benny B
        — 2020-09-23 20:37:
        В иудаизме р. Сакса добрый это тот народ, кто победил и создал общество, где граждане и власти ценят человеческую жизнь и достоинство.
        ===================
        Я думаю, рабби Сакс написал бы, прочитав сказанное Вами, Бенни: «100%!» (насколько я знаю, он не пишет по-русски)

  2. Согласно третьей альтернативе, широко обсуждавшейся в раввинской литературе, — справедливость, в конечном счете, торжествует в Грядущем Мире, в жизни после смерти.
    ——————
    Спасибо, дорогой Борис, за прекрасный перевод. Как хочется верить, что мир построен на именно этой, третьей альтернативе.

    1. Лев Мадорский
      — 2020-09-23 09:15:47(5)

      Согласно третьей альтернативе, широко обсуждавшейся в раввинской литературе, — справедливость, в конечном счете, торжествует в Грядущем Мире, в жизни после смерти.
      Как хочется верить, что мир построен на именно этой, третьей альтернативе.
      ====================
      Да, но рабби Сакс почеркивает:
      «Согласно третьей альтернативе, широко обсуждавшейся в раввинской литературе, — справедливость, в конечном счете, торжествует в Грядущем Мире, в жизни после смерти. Хотя это существенный элемент иудаизма, поразительно, насколько мало иудаизм обращался к нему, признавая, что центральное внимание ТаНаХа направлено на этот мир, на жизнь перед смертью. Именно здесь мы должны работать во имя справедливости, беспристрастности, сострадания, порядочности, уменьшения бедности, совершенствования общества и нашей индивидуальной жизни., насколько в наших силах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.