Яков Каунатор: Связь времён

Loading

После тридцати лет, проведённых в Сибири, декабристы, которым позволено было вернуться домой, с благодарностью вспоминали члена Следственного Комитета по расследованию восстания графа А.Х. Бенкендорфа. Уверяю вас, у них были основания быть благодарными ему.

Связь времён

Часть 1

Яков Каунатор

 Яков Каунатор Увертюра

«Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально. Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным — да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали, как бездомные собаки, с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью — поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет прекращено, так как они действительно поступают согласно собственной совести. Я жду. Нет никого?

Как странно… Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну.

И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!..

Так как вы ничем не можете доказать, что дело сие — политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь — всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!»

Вступает хор критиков-скептиков

— Опять! Да сколько же можно???!

— Да фейк это!

— Фейк! Фейк!

— Давно доказано, не было в истории такого факта!

— Не было! Не было! Фейк!

— Не мог граф в первый же день встечаться с декабристами! Он в ту пору командовал ротой!

— Нет! Ты здесь неправ! Он бригадой командовал!

— Вы ошибаетесь! Он в ту пору кимандовал дивизией!

— Фейк! Фейк! Фейк!!!

Ария (вступаю я)

— И соглашусь с вами, господа скептики. Не было в истории такого обращения графа Бенкендорфа к арестованным декабристам. Фейк это. Ох, не люблю я это слово — «фейк». Напоминает мне «фьюить, фьюить, фюить…» Ведь есть же pусское короткое и хлёсткое, как удар хлыста слово ЛОЖЬ, в смысле — КРИВДА, НЕПРАВДА.

И увертюра наша — не более как досужий вымысел неизвестного нам автора.

Однако… Заметил я, что в споре между человеком правых взглядов и человеком левых убеждений, существует одна закономерность или константа, как принято в математике. То есть, это постоянство в споре между правым и левым убеждениями по какому бы поводу этот спор не состоялся. Левые убеждения выхватывают из предмета спора что-то незначительное, даже постороннее и из этой незначительности раздувается величина вселенского масштаба. Всё, господа! Спор закончен. Ибо он перешёл в стадию обсасывания деталей мелких, посторонних от предмета спора, уводя содержание спора в туманное нEчто или ничтO.

Так произошло и в нашем случае. «Было или не было?» Вывод: НЕ БЫЛО! Браво!

И в этом обсуждении «было — не было» забылось главное.

Неизвестный автор «увертюры» нисколько не погрешил против исторической истины. Он лишь предположил возможность такой встречи графа Бенкендорфа и декабристов. На самом же деле он представил нам две позиции по одному из главных политических вопросов в России — об отношении к крепостному праву.

Граф Бенкендорф:

«Надо надеяться, что и губернии древней России последуют вскоре за этим прекрасным начинанием. Русский крестьянин для того гораздо более готов, чем те, что были освобождены; и если он мог так долго терпеть рабство, то легко стерпит и свободу…»

Граф был последовательным противником рабства. И доказал это конкретными делами. В своих поместьях в Курляндской губернии он освободил крестьян от крепостной зависимости с землёй, уплатив за них в государственную казну на 5 лет вперёд.

Из программы декабристов:

Южное общество, программа Никиты Муравьёва:

«1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства…

13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди — братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.»

Северное общество, «Русская правда» Павла Пестеля:

«… Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего, гласящего в священном писании, что люди перед, ним все равны, и что одни деяния их и добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать дозволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.»

Насколько язык Программы Муравьёва прост, лаконичен, доступен для понимания простолюдина, настолько же язык «Русской Правды» тяжеловесен и недоступен.

Обе программы едины в своём стремлении упразднения крепостного права.

От декабриста В. Ф. Раевского:

«Не честолюбие, но патриотизм управляет мною, могу ли видеть порабощение народа, моих сограждан, печальные ризы сынов отчизны, всеобщий ропот, боязнь и слезы слабых, бурное негодование и ожесточение сильных и не сострадать им?»

Как же на практике декабристы собирались освобождать крестьян?

Из духовного завещания будущего декабриста Михаила Лунина:

«2-е. Имея в виду благосостояние крестьян моих и сохранение в целости наследственного имения в нашем роде, завещаю брату моему, Николаю Александрову сыну Лунину, пещись о благе всего достающегося ему имения, не продавать его ни порознь, ни в целости, не закладывать, не дарить, и в другой род ни под каким предлогом не выпускать, а в течение пяти лет со дня моей смерти, войдя в подробное рассмотрение свойств того имения и средств получения доходов, непременно уничтожить в оном право крепостное над крестьянами и дворовыми людьми, не касаясь земель, лесов, строений, имуществ вообще и прочих угодий.

3-е. Уничтожение крепостного права на крестьян и дворовых людей должно последовать, во-первых, по распоряжению наследника моего,, брата Николая Александрова сына Лунина, не далее пяти лет от дня моей смерти; условия с крестьянами, образ освобождения их от крепостного состояния, предоставление им прав и обязанность крестьян в отношении доставления доходов избираемому мною ныне наследнику зависит от воли его, брата моего Николая Александрова сына Лунина, который в сем случае может руководствоваться правилами, ему от меня внушенными;

Но крестьяне и дворовые люди должны находиться в непосредственном брата моего повиновении до того времени, пока не уничтожится законным образом, по прошению брата моего, крепостное над ними право, и в сем случае главнейшее основание должно быть распоряжение оного брата моего.»

Декабрист И Д. Якушкин:

«Чтобы сблизиться сколько возможно скорее с моими крестьянами, я всех их и во всякий час допускал до себя и, по возможности удовлетворял их требования; скоро отучил я их кланяться мне в ноги и стоять передо мной без шапки, когда я сам был в шляпе.

… и изложил условия, на которых желаю освободить их. Я предоставлял в совершенное и полное владение моим крестьянам их дома, скот, лошадей и все их имущество. Усадьбы и выгоны в том самом виде, как они находились тогда, оставались принадлежностью тех же деревень. За все за это я не требовал от крестьян моих никакого возмездия. Остальную же всю землю я оставлял за собой, предполагая половину обрабатывать вольнонаемными людьми, а другую половину отдавать в наем своим крестьянам.

… но прежде мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предполагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и наконец спросили: «Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?» Я им отвечал, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня, — «Ну так, батюшка, оставайся все по-старому; мы ваши, а земля наша». Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтоб у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно.»

* * *

«Муравьев же прописал в своей «Конституции», что крепостные освобождаются без земли, оставляя за собой лишь огород. «Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими». Положение этой «Конституции» предполагало одномоментной акцией превратить многомиллионный преимущественно крестьянский народ российский в батраков, работающих по найму.

Все основные положения «Конституции Муравьева», «Русской правды» Пестеля, «Манифеста» Трубецкого представляли из себя выжимки из аналогичных западных документов, как уже реализованных в Европе (основной закон революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанская конституция 1812 года), так, вероятно, и планируемых к осуществлению в ходе предстоящих революций (1848 года). В территориально-государственном устройстве Никита Муравьев просто-таки копировал Соединенные Штаты, разделив Россию на штаты («державы»)».

Думается мне, что неизвестный автор неисторического не факта убедительно доказал своим вымыслом, что граф Бенкендорф был человеком ДЕЛА.

Декабристы же были людьми красивых, иногда непонятных русскому обывателю СЛОВ.

Маленький штрих к портрету Александра Христофоровича Бенкендорфа:

«Чиновники — это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов — вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят и не только отдельные, наиболее крупные из них, но в сущности все, так как им известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят всех, кто преследует взяточничество, и бегут от них, как сова от солнца…»

— писал Бенкендорф. И кто возьмется сегодня заявить, что его слова — преувеличение, что они неактуальны? А тогда прямолинейный и неподкупный генерал нажил себе немало недоброжелателей — он мешал воровать!

«В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего»

— фраза Петра Столыпина.

P.S. После тридцати лет, проведённых в Сибири, декабристы, которым позволено было вернуться домой, с благодарностью вспоминали члена Следственного Комитета по расследованию восстания графа А.Х. Бенкендорфа. Уверяю вас, у них были основания быть благодарными ему.

Продолжение следует

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Яков Каунатор: Связь времён

  1. Бенкендорф не мог отпустить крепостных ни с землей, ни без нее, потому что в Курляндской губернии не было. крепостного права, как и в Финляндии и на Волыни.

    1. Да, вот справка https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостное_право_в_России#Крепостное_право_в_поздний_период
      «В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель)».
      Но — было ли оно ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для помещиков? Было ли освобождение рабов запрещено?
      И — что известно об освобождении рабов декабристами?

    2. https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/24042019-krepostnoe-pravo-v-latvii-kak-rossiya-osvobodila-latyshey/
      Я сам из Латвии, поэтому знаком с её историей.
      Показательна история возникновения латышских фамилий. В 19 веке фамилии присваивались освобождаемым от крепостной зависимости крестьянам помещиками. (Владельцами крепостных являлись не русские помещики, а остзейские немцы)
      https://wiki2.org/ru/Латышские_фамилии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.