Белла Езерская: Лицом к лицу с Леонардо. Время летних отпусков

Loading

Белла Езерская

Лицом к лицу с Леонардо

Время летних отпусков

Милан был в планах уже давно. С тех блаженных времен, когда путешествие за океан еще не было событием, требующим напряжения всех душевных и физических сил, а было просто приятным путешествием с удовольствием, и не без морали.

В Милан хотелось не ради Дуомо — так называют свой Собор миланцы — этого игольчатого готического чуда. Нет, конечно же, из-за Дуомо тоже. Но, в первую очередь из-за фрески Леонардо. Которая не фреска совсем, а картина темперой на сухой стене, покрытой слоем смолы и мастики. Фреской ее называют по привычке. Фреску не исправишь, не сотрешь: влажная штукатурка держит краску намертво. А Леонардо писал свою «Тайную Вечерю» три года, и многократно ее переделывал. Особенно не давалась ему голова Иоанна, похожего на прекрасную женщину в бело-голубом хитоне. Чем-то этот Иоанн его не устраивал. Он то и дело бросал работу и занимался полетом мух, ос и шмелей, которые, он надеялся, откроют ему тайну летательного аппарата. Или, к ужасу своего любимого ученика Марко, весь уходил в сочинение герба несуществующей Миланской академии живописи. В ответ на робкие напоминания Марко, что синьор (герцог Милана Лодовико Моро — Б.Е.) торопит Мастера с окончанием, цедил сквозь зубы: — Не уйдет, успеем.

Работа, тем не менее, была закончена в 1498 году в срок. Она была частью грандиозного проекта, задуманного Лодовико Моро для увековечения династии Сфорца. Для этой цели в церкви Санта Мария делле Грацие была сооружена кафедра по проекту Браманте. Там же предполагалось соорудить надгробия Людовико Сфорца и его жены, Беатриче работы Кристофора Солари. На противоположной стене трапезной Моро планировал разместить еще одну фреску, которую Леонардо предстояло написать, связанную с темой Распятия, несмотря на то, что на этой стене уже была написана фреска художника Донато Монторфано. заказанная монахами-доминиканцами. Она и сейчас там. Предполагал ли Моро закрасить ее фреской Леонардо? Он ценил Леонардо, и тот исполнял все пожелания своего покровителя и патрона. Хотя тот пригласил его не в качестве художника, а в качестве архитектора, гидротехника, гражданского инженера, мостостроителя и конструктора военных машин. Арочные пролеты— люнеты — Леонардо расписал виньетками с гербом Сфорца. Леонардо первый воспроизвел глубину перспективы: помещение, которое он изобразил, больше, чем реальная монастырская трапезная. Он создал иллюзию продолжения реального помещения в глубину.

Прошло совсем немного времени после окончания работы, и краски стали отслаиваться. Началась четырехвековая история реставрации Тайной Вечери, которая привела к почти полному исчезновению оригинала под слоем позднейших напластований. Четыре столетия монахи и посетители трапезной видели на стене Тайную Вечерю, не имеющую к Леонардо никакого отношения. Наводнением 1500 года фреска была основательно подпорчена. Люди тоже внесли посильную лепту в разрушение шедевра Леонардо: в 1652 кто-то власть имущий, но не очень умный распорядился пробить дверь в стене. В результате бесследно исчезли скрещенные под столом ноги Христа. В 1796 солдаты армии Наполеона устроили в трапезной конюшню и склад сена. Бомбёжка Милана в 1943 году и последующая реставрация разрушенной восточной стены трапезной привели к тому, что фреска покрылась липкой грязью из-за пыли и высокой влажности.

Научная реставрация началась в 1978 году, и продолжалась 21 год. Это — отдельная история, знаменующая переворот в реставрации настенной живописи.

Задумав поездку, я первым делом заказала экскурсию по Милану, включающую посещение Собора, Музея ла Скала, и, конечно же, трапезной Доминиканского монастыря. Эта экскурсия была запланирована на следующий день после прилета. Но у нас произошло смещение времени — мы летели на Восток — и «следующий день» оказался днем сегодняшним. Короче — мы опоздали. В Милане была пасмурная погода, и лил дождь. Обменяв в аэропорту 200 долларов, мы получили на руки несколько бумажек, и заплатили ими за такси. Такси с фиксированной платой до Милана стоило 90 евро. Эта цена показалась чрезмерной даже двум американским бизнесменам, подошедшим к стоянке вместе с нами. Но у нас не было выбора. В дальнейшем мы не раз убеждались в унизительной слабости доллара относительно евро. Мы явно вылезали из запланированного бюджета, едва ступив на итальянскую землю. И нам было обидно за державу.

Водитель домчал нас до Милана за 30 минут, и потом целый час кружил по городу, видимо желая доказать, что он не зря слупил с нас 90 евро. Мы попали в гостиницу лишь в пятом часу, до предела измученные.

О роковой ошибке мы догадались наутро. Дождь лил не переставая. Нас охватил ужас. Ошибка была непоправима: экскурсии в трапезную — по 15 минут каждая — были строго расписаны и распроданы на несколько месяцев вперед. Попытки менеджера отеля нам помочь ни к чему не привели. Делать нечего: мы поехали в монастырь без всякой надежды на « лишний билетик». Женщина-администратор, выслушав нашу печальную повесть, посмотрела в компьютер и спросила:— Билеты на 12.10 вас устроит? Вы согласны подождать? Я даже не поняла о чем она говорит. Спасибо этой милой женщине. У входа в святилище нас пересчитали. Группы были маленькими, человек по 15. Экскурсовода не было. Наушников — тоже. Говорит нужно было шепотом. Фотографировать и снимать на видео не разрешалось. На барьере были разложены рисунки апостолов под номерами. Пока мы разглядывали фреску и разбирали, кто есть кто, 15 минут пролетели как одно мгновение. Нас вывели, и впустили очередную группу. Все это очень напоминала конвейер.

Знаменитая фреска показалась мне несколько и размытой, как не до конца проявленная водяная картинка. Происходящее за длинным столом, меньше всего напоминало прощальный ужин Учителя и учеников, каким он канонически изображается: Христос благословляет хлеб — свою плоть и вино — свою кровь. Ничего этого в картине Леонардо нет. Все двенадцать апостолов отчаянно жестикулируя взволнованно обсуждают поразившую их новость. В центре композиции печальный Христос. Он только что произнес сакраментальную фразу: «Один из вас предаст меня». Потрясенные апостолы пытаются выяснить, кого он имел в виду. Иуда не принимает участия в общем волнении. В руке у него кожаный мешочек— то ли 30 сребреников, то ли касса евангелистов — Иуда был казначеем. За его спиной Петр, наклонившись, что-то шепчет Иоанну. Он просит его спросить у Христа, кто этот «один». Вполне вероятно, режиссер Сидни Люмет вдохновился фреской Леонардо в создании своей замечательной картины «12 разгневанных мужчин», где та же тема предательства перенесена в современный мир.

Перед реставраторами стояла задача невероятной сложности: выявить из-под многовековых наслоений куски, принадлежащие кисти Леонардо, идентифицировать их, а там где живопись безвозвратно утеряна, заполнить ее смесью на основе масляной краски и впоследствии написать ее тончайшей акварелью на основании четырех сохранившихся вариантов и подготовительных рисунков к Тайной Вечере. Эти наброски Леонардо сохранились на листах в Королевской библиотеки Виндзорского замка. На их основании можно предположить, что Леонардо начал работать над подготовительными эскизами для Тайной Вечери лет за десять до начала работы над фреской. Реставрация велась на месте, на основе современных технологий — перенести фреску в специальное помещение было невозможно. Такое помещение было создано в трапезной, Пришлось заложить окна, чтоб создать определенный температурный режим. Руководила работами замечательный реставратор и самоотверженная женщина Пинин Брамбилла Барчилон. Через 14 лет после окончания реставрации можно судить о результатах.

За это время фреску посмотрели сотни миллионов людей. Их дыхание не могло не отразиться на атмосфере трапезной. И, следовательно, на фреске. Ученые не предсказывают ей долгой жизни. Поэтому — спешите видеть.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Белла Езерская: Лицом к лицу с Леонардо. Время летних отпусков

  1. Уважаемая Бэлла, спасибо за ценнейшую экскурсию, которая не в пример Вам досталась нам так легко.
    Читаешь, смотришь — сколько в мире создано прекрасного. Что делать с «людьми», которых интересует только власть или хуже того — убийства и разрушения?
    проф. Роман Трахтенберг Реховот

  2. Спасибо! Лучше не надо. Слишком хороша была старая, испорченная…

Обсуждение закрыто.