Арье Барац: Опознание обознания («Ваишлах»)

Loading

Как и многие отцы церкви, Шеллинг, и в особенности Гегель, по крупному обознались. Гегель принял Воланда за Бога, он вообразил, что позаимствованный им у Шеллинга Мировой дух — это полностью очищенная от мифологических привнесений последняя версия библейского божества, в то время как это был Ангел Смерти.

Опознание обознания

(«Ваишлах»)

Арье Барац

Арье БарацОпознание

В недельной главе «Ваишлах» описывается возвращение Йакова в Святую землю и его встреча с братом Эсавом, которой предшествует борьба с неведомым противником.

«И остался Яаков один. И боролся некто («иш») с ним до восхода зари, И увидел, что не одолевает его, и коснулся сустава бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова, когда он боролся с ним. И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. Но он сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. И сказал тот ему: как имя твое? И он сказал: Яаков. И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил. И спросил Яаков, сказав: скажи же мне имя твое. И он сказал: зачем спрашиваешь об имени моем? И благословил он его там. И нарек Яаков имя месту тому Пыниэйл, ибо ангела видел я лицом к лицу, а жизнь моя спасена». (32:26-31)

Далее происходит встреча братьев, описываемая в следующих словах:

«И сказал Эйсав: есть у меня много, брат мой; пусть у тебя будет то, что твое. Но Яаков сказал: о нет, если я нашел милость в глазах твоих, то прими дар мой от руки моей, за то, что я увидел лицо твое, как увидел лицо ангела, и ты был благосклонен ко мне». (33:10)

В трех местах этого эпизода слово «Элоким», обыкновенно переводимое как Бог, всеми комментаторами дружно трактуется как ангел.

Согласно классическому иудейскому пониманию, в этой сцене Йаков боролся с Ангелом — с Ангелом-покровителем своего брата — Эсава.

Начавшееся еще в материнской утробе, и продолжавшееся на протяжении всей жизни, соперничество между братьями завершается этим эпизодом — победой Якова над астральным патроном Эсава и последующим примирением братьев. Причем в знак победы Яков получает духовный трофей — имя Израиль.

Дальнейшую историю, в ходе которой потомки Эсава (христиане) присвоили это имя себе, небезинтересно рассмотреть в свете их трактовки приведенных фрагментов: во всех трех случаях слово «элоким» понимается христианами буквально, т.е. переводится как «Бог».

Так Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» пишет:

«Дабы он (Яков) самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека вступает в борьбу с праведником».

Православный богослов профессор А.П. Лопухин (1852-1904) следующим образом подытоживает этот подход. «Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (12:3-4), был Богом. Сам Иаков признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира — Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного — Ангела Бога, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт.48:16), Сына Божия. «Из всего рассказа (Быт.32:24-34) познаем, — говорит блаженный Феодорит, — здесь явился Иакову единородный Божий Сын и Бог»

В ТАНАХе встречается немало мест, которые христиане и иудеи трактуют по-разному, но расхождение относительно личности побежденного Йаковом неведомого противника, пожалуй, самое поразительное, самое символичное расхождение.

Итак, потомки Йакова считают боровшегося с их праотцем незнакомца — Ангелом Эсава, возглавляющим демонический мир. Потомки Эсава — видят в нем самого Бога!

Обознание

Расхождение это на протяжении веков своеобразно проявлялось в христианской теологии, точнее — в обеспечивающей эту теологию философии, которая на каждом шагу отождествляла Бога с Разумом.

В чем-то эти образы действительно перемежаются. С одной стороны Верховный Ангел (Метатрон), поддерживающий порядок мироздания, трудноотличим от Творца, как сказано:

«Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, так как имя Мое в нем». (Шмот 23:20)

С другой стороны, согласно Зоару, Верховный Ангел и Ангел Смерти — одно лицо. Да и сам Ангел Смерти, согласно иудаизму — не противник Создателя, а его служитель.

Таким образом, обознаться между Творцом и Ангелом, в котором «имя Его» не всегда означает выбрать смерть. Во всяком случае, не всегда означает отречься от Бога, но лишь понизить свой духовный профиль. И все же это весьма скользкий путь.

Лев Шестов пишет:

«Библия была представлена миру простыми, неучеными людьми, которые совсем и не способны были защищать ее теми методами, которыми ее люди ученые оспаривали. Но философов такая Библия не удовлетворяла… Греческие учителя усыпили нашу бдительность, внушив нам уверенность, что плоды с дерева познания были, должны быть началом философии для всех времен… Основные начала и техника античного мышления, точно гигантский плющ, обвились вокруг иудейско-христианского «откровения» и душили его в своих могучих объятиях. Вера стала суррогатом знания. Об этом все открыто говорили, благо такие речи не могли вызвать насмешек у неверующих и негодования у инакомыслящих. Все очевидности свидетельствовали в пользу такой иерархической установки. Против нее говорило только Писание. Но Писание всегда можно “истолковать”.»

Как бы то ни было, в эпизоде борьбы Йакова с Незнакомцем христианская теология обозналась, не распознала с кем имеет дело!

Своей кульминации эта ошибка достигла в классической немецкой философии, в гегелевском выведении учения церкви из чистого разума.

Классическая немецкая философия рассматривала историю, как диалектическое самораскрытие Мирового духа, который отождествлялся этой философией с тем самым Богом, который в «примитивной форме» подразумевается авторами Библии.

Шеллинг и Гегель считали свой Мировой дух тем самым Всевышним, который вдохновлял еврейских пророков. Но на деле он был лишь Его астральным «двойником», тем ангелом, с которым бился Иаков и которого он победил.

При этом, если Гегель в первую очередь видел в Мировом духе — Философа, то Шеллинг Поэта.

По Шеллингу, самопознание Мирового духа осуществляется не столько в философии, сколько в художественной литературе:

«Роман есть как бы окончательное прояснение духа».

Шеллинг писал:

«В искусств мы имеем как документ философии, так и ее единственный извечный и подлинный органон… Всякий великий поэт призван превратить в нечто целое открывающуюся ему часть мира, и из его материала создать собственную мифологию; мир этот находится в становлении, и современная поэту эпоха может открыть ему лишь часть этого мира; так будет вплоть до той лежащей в неопределенной дали точки, когда Мировой Дух сам закончит им самим задуманную великую поэму и превратит в одновременность последовательную смену явлений нового мира…»

В своей книге «День Шестой» я доказываю, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз и является тем самым романом, в котором Мировой дух окончательно прояснился, в котором он изобразил самого себя. «Великая Поэма» завершается автопортретом Воланда.

Как и многие отцы церкви, Шеллинг, и в особенности Гегель, по крупному обознались. Гегель принял Воланда за Бога, он вообразил, что позаимствованный им у Шеллинга Мировой дух — это полностью очищенная от мифологических привнесений последняя версия библейского божества, в то время как это был Ангел Смерти.

Отдельное место в моем исследовании занимает техника этой подмены.

Как это случилось? Где произошел этот сбой?

Я показываю, что борьба Йакова с Ангелом повторилась тысячелетия спустя, повторилась одним из его потомков, а именно Йешуа Аноцри, так же «оставшимся одним», как сказано:

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4:1)

Там в пещере, из которой открывался захватывающий вид на Эдом, на землю Эсава, Йешуа повстречался с его Ангелом.

Как и его пращур, Йешуа, казалось бы, вышел в той схватке победителем, как сказано:

«… берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол». (Мф 4:10)

Но победа обернулась поражением. Человек претендовавший избавить Израиль, превратился в икону преследователей еврейского народа! Каким образом? Как Ангел Смерти провел правоверного еврея? Как проиграв праведнику «по очкам», Ангел сумел ввести его в нокаут?

В своей книге «День шестой» (во входящей в нее повести «Назначенное время»), я показываю, как это могло произойти.

Шеллинг совершенно прав — «роман есть как бы окончательное прояснение духа». Существуют материи, в которые можно проникнуть только художественными средствами.

P.S. Обращаю внимание читателей, что в эти дни в Издательском доме Лены Лимоновой увидело свет второе (исправленное и пополненное новыми изысканиями) издание «Дня Шестого».

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Арье Барац: Опознание обознания («Ваишлах»)

  1. С моей, еврейско-ортодоксальной точки зрения, христианская теология действительно имеет несколько постулатов, которые ТЕОРЕТИЧЕСКИ затрудняют духовный рост личности.
    В данном случае: из христианского выбора толкования истории «борьбы с то ли ангелом, то ли Богом» из Торы следует пропасть и даже конфликт между Верой и Разумом.

    Но ПРАКТИКА христианских обществ (периода расцвета христианства) научилась обходить постулаты своей-же теологии. Например, пословица «на Бога надейся, но сам не плошай» прекрасно преодолевает на практике теоретический конфликт между Верой и Разумом. Конкетно это и дисциплина каре русского пехотного батальона под атакой многократно превосходящего количества турецкой конницы, и уважение к Власти Закона и к нажитому своим трудом богатству у протестантов.

    1. Я бы разделял «свою» и еврейско-ортодоксальную точки зрения — тем более, что последних по множеству вопросов столько же, сколько и течений в ортодоксальном иудаизме. Не из скромности — из осторожности 🙂

  2. Думаю, что Яаков тоже стратегически проиграл Ангелу — проиграл, когда попросил того благословить его.

    «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
    М.А.Булгаков устами Воланда

    И Иисуса Ангел Смерти оставляет на пике проявления того, что христиане потом назовут «Гордыня». Оставляет, поскольку… добился своего…

Добавить комментарий для Benny B Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.