Хаим Соколин: Тора и нефть. Из истории поисков нефти в Израиле

Loading

Хаим Соколин

Тора и нефть 

(Из истории поисков нефти в Израиле)

В погоне за нефтью, как за легендарным золотым руном, израильская реальность тесно переплелась с мифами древней Греции — здесь и призывные песни сирены, и труд упорного Сизифа, и муки несчастного Тантала. За минувшие 60 лет не раз казалось, что вот-вот, еще немного, еще чуть-чуть и… держатели акций нефтяных компаний станут миллионерами, а государство начнет экспортировать не только фруктовые соки, но и маслянистый сок земли. Однако проходят годы и десятилетия, а нефти все нет. Правда, из офисов нефтяных компаний продолжают звучать сладкие песни сирены, но они уже не заставляют израильского вкладчика бросать текущие дела и мчаться на биржу. А если он все-таки бежит туда, то скорее по привычке, а не как раньше, повинуясь искренней вере в неизбежность еврейского счастья.

Парадокс (а может ирония) состоит в том, что нефть в Израиле все-таки есть. И если внимательно читать Тору, то можно увидеть, что этот дар земли обещан народу Израиля, как говорится, открытым текстом — точно так же, как молоко и мед. В книге Берешит (книга Бытия) содержится первое в мире письменное упоминание об асфальте, который есть ни что иное, как окисленная нефть. “А в долине Сиддим (Мертвое море — Х.С.) было много ям, заполненных асфальтом. И цари Содома и Гоморры бежали и упали в них. А остальные убежали на гору” (Берешит, 13-14,10). Эта неприятная история случилась с царями в те далекие времена, когда Аврам разделился с Лотом, поселился в Хевроне и еще не стал Авраамом. Очень древняя история. Настолько древняя, что ни Кувейта, ни Саудовской Аравии, ни Ирака тогда еще в помине не было, не говоря уже об их несметных сокровищах. А цари Содома и Гоморры уже успели убедиться в том, что нефть приносит не только богатство, но и несчастья.

Некогда нам потребовалась смена целого поколения, чтобы добраться из земли Египетской до земли Обетованной. Возможно, и до израильской нефти суждено добраться лишь следующему поколению тех, кто вот уже 60 лет неустанно ищет ее. А ведь в обоих случаях до цели было рукой подать. Но на все воля Божья (если у других народов эта мысль воспринимается всего лишь как фигура речи, то в Израиле, как известно, она таковой не считается). А коль скоро это так, то и при поисках нефти здесь следует полагаться не только на современную науку и технологию, но и на указания Торы — явные и завуалированные.

Читатель верующий отнесется к моим словам с пониманием. А читатель неверующий не должен видеть в них розыгрыш или мистификацию. История, которую я хочу рассказать, предназначена в первую очередь для него. Началась она в 1979-м, а завершилась в 1985 году. 22 августа 1985 года ведущая газета американских деловых кругов Уолл — Стрит Джорнэл опубликовала на первой странице статью своего специального корреспондента Джорджа Гетшоу из небольшого мало кому известного поселка Атлит, расположенного на берегу Средиземного моря в 10 км южнее Хайфы. Приведу отрывок из нее.

“В Библии говорится, что Моисей поднялся на гору Нево, что напротив Иерихона, осмотрел с нее обещанную Землю и благословил 12 сыновей Якова. Наделы, предназначенные Звулуну и Иссахару, содержат сокровища, спрятанные в песке, — сказал Моисей. А Ашер ногами своими будет ступать по маслу, запоры же сделает из железа и меди.

Это древнее пророчество вдохновило в наши дни величайшую во все времена охоту за подземными сокровищами. Сотни американских христиан-евангелистов вкладывают миллионы долларов в надежде найти здесь крупнейшее в мире месторождение нефти. Вместо сейсмических исследований нефтяники-евангелисты полагаются на карту колен Израилевых и на интерпретацию библейских текстов. Слово ‘масло’ (на иврите ‘шемен’) истолковано ими как ‘ойл’ (нефть), а железо и медь указывают, по их мнению, на металлы, применяемые в бурении. Когда при бурении скважины возникают сложные технические проблемы, которые заставили бы большинство техасских буровиков прибегнуть к бутылке виски, евангелисты начинают молиться. А когда требуются дополнительные инвестиции, они обращаются не к брокерам Уолл Стрита, а к известным евангелическим священникам. Знаменитый телевизионный проповедник Пэт Робертс сообщил миллионам телезрителей, что в ближайшие дни будет объявлено об открытии в Израиле крупнейшего нефтяного месторождения из всех когда-либо обнаруженных в мире. ‘Я благодарю Бога за этот проект, который означает исполнение библейского пророчества’, — заявил Робертс”.

Так писала 28 лет назад газета Уолл-Стрит Джорнэл. А мы должны благодарить Бога за то, что израильское телевидение не транслировало это выступление Робертса. Иначе штурм Зимнего показался бы детской забавой по сравнению со штурмом Тель-Авивской биржи.

Инициатором и главной движущей силой проекта, о котором говорил преподобный Робертс, был Эндрю Сорелл, 64-летний инженер-нефтяник и совладелец фирмы Энерджи Эксплорэйшн в Хьюстоне. Сорелл, бывший военный летчик и верующий христианин, сделал после войны приличное состояние на добыче нефти. В 1968 году он впервые побывал в Израиле и с тех пор был одержим идеей открыть здесь нефть. Сорелл рассказывал позднее, как начинался проект и как он осуществлялся. А я дополню эту историю и расскажу, как и чем он и другие подобные проекты завершились.

“Однажды, в конце 1979 года, — вспоминает Сорелл, — я и мой давний друг и коллега разглядывали библейскую карту колен Израилевых. Нам вспомнился отрывок из Библии, где говорилось, что Ашер будет ступать ногами по маслу. Мы нашли на карте надел Ашера. Он протягивался полосой вдоль Средиземного моря, из Ливана до Кесарии. Я знал, что геология района между Кесарией и Хайфой почти не изучена. В начале 1980 года мы уже были в Израиле и оформили разрешение на разведку. Первым делом были проведены сейсмические исследования, обнаружившие на глубине 6000 метров древнюю рифовую структуру, перспективную для поисков нефти”. Как видим, есть разница в том, как преподносит эту историю корреспондент газеты Уолл-Стрит Джорнэл (“Вместо сейсмических исследований нефтяники-евангелисты полагаются на карту колен Израилевых”) и как обстояло дело в действительности.

В феврале 1981 года израильская компания Лапидот начала бурение скважины Ашер-Атлит 1 для группы Сорелла. Скважина располагалась на территории секретной военно-морской базы Атлит. По требованию армии буровая вышка и все наземные сооружения были наглухо задрапированы, чтобы исключить возможность наблюдения за деятельностью базы. В августе 1983 года была достигнута глубина 6500 метров. В интервале 6230-6460 метров был обнаружен пласт известняка с признаками легкой нефти. Образцы и диаграммы исследований скважины были отправлены на анализ в две американские лаборатории, и обе рекомендовали проведение испытаний.

Обратимся снова к Уолл-Стрит Джорнэл.

“Аллилуйя! — прокатилось по евангелическому поясу Америки (штаты Кентукки, Теннесси, Алабама, Джорджия, Флорида — Х.С.). В то время как буровики в ожидании нефтяного фонтана поспешно устанавливали доставленное из США специальное оборудование, евангелисты заказывали самолеты, чтобы успеть в Израиль к историческому событию”.

И в этот решающий момент, как часто бывает в жизни, произошла авария. Буровики уронили в скважину несколько секций бурильных труб, полностью перекрывших пласт, предназначенный для испытания. Многочисленные и дорогостоящие попытки извлечь трубы оказались безрезультатными. Молитвы не помогли. Узнав об этом, партнер Сорелла, евангелический священник Ларри Напьер из Теннесси, собравший среди своей паствы 28% от стоимости проекта, воскликнул в отчаянии: “Это работа дьявола! Он задумал сорвать самое важное событие в истории и помешать исполнению пророчества”. Халатность буровиков (или профессионализм дьявола — как посмотреть) обошлась Сореллу в 13 миллионов долларов. Но он не был готов примириться с неудачей. Сразу же начались попытки сбора средств для бурения новой скважины Ашер-Атлит 2. Однако на этот раз желающих участвовать в проекте оказалось намного меньше, и требуемую сумму собрать не удалось. Тогда Сорелл расширил географические рамки кампании по сбору денег и приехал в Калгари.

Однажды коллега — верующий христианин пригласил меня на встречу с Эндрю Сореллом в деловом клубе Калгари. Зал был заполнен евангелистами, многие из которых профессиональные нефтяники. Сорелл начал с рассказа о том, как он пришел к Богу. Во время войны его самолет был подбит над Францией. С большим трудом он развернул машину и взял курс на Ла-Манш. Ему удалось перелететь через пролив и приземлиться на английском побережье. Механики осмотрели самолет и заявили, что в таком состоянии он не мог перелететь через Ла-Манш. “И вот тогда, — патетически воскликнул Сорелл, — я понял, что Бог позаботился обо мне! С тех пор я во всем полагаюсь на него. И я горжусь, что наш Лорд избрал меня для исполнения пророчества”. Я впервые видел, как взрослые люди, мужчины и женщины, плакали, не стесняясь слез. “О, Лорд! О, Лорд! Аллилуйя!” — раздавались взволнованные голоса в зале. После такой психологической подготовки Сорелл перешел к историческому проекту бурения скважины Ашер-Атлит 2. Он рассказал о нескольких случаях во время бурения первой скважины, когда возникали, казалось бы, неразрешимые технические проблемы, но с помощью молитвы они были благополучно преодолены. За исключением последней аварии, о которой он упомянул лишь вскользь.

Среди прочего, Сорелл поведал о том, как однажды буровики по ошибке соединили бурильные трубы с долотом, диаметр которого был больше диаметра нижней части скважины. Спохватились лишь, когда спустили половину колонны (ствол скважины подобен телескопу, сужающемуся книзу), Чтобы не поднимать трубы, сотворили молитву, и свершилось чудо — долото благополучно дошло до забоя вопреки законам геометрии. В заключение Сорелл обратился к присутствующим с горячим призывом участвовать в проекте, который призван осуществить библейское пророчество. Однако большого энтузиазма этот призыв не вызвал. На сей раз не было ни слез, ни взволнованных возгласов.

В перерыве я подошел к Сореллу и спросил — как с технической точки зрения можно объяснить спуск в скважину долота, диаметр которого больше диаметра самой скважины? “Технически это объяснить нельзя, — Эндрю улыбнулся, — но дела Господа и не нуждаются в этом, не так ли?” Воистину так, подумал я и задал следующий вопрос — как могло случиться, что никто до него не обратил внимания на “нефтяное” пророчество Моисея, связанное с коленом Ашера? “О, это еще одно проявления замысла Божьего, — оживился Эндрю, — ведь если бы нефть была открыта в Израиле раньше, например, в то же время, что и в Саудовской Аравии, то англичане никогда не ушли бы из Палестины. И библейское пророчество о возрождении государства не было бы исполнено”. Два-ноль в пользу Сорелла. Было ясно, что любые дальнейшие вопросы лишь увеличат этот сухой счет.

Не все американские нефтяники-евангелисты соглашались с Сореллом. Его коллега Гарольд Стефенс был убежден, например, что нефть нужно искать не в земле Ашера, а в районе Мертвого моря где цари Содома и Гоморры провалились в асфальтовые ямы. “Это как раз то, что происходило у нас в Техасе до открытия первых месторождений, — говорил Стефенс, — только здесь в асфальтовые ямы проваливались коровы”. Автору этих строк, который впервые обосновал высокие перспективы нефтеносности Мертвого моря, такая аналогия представляется весьма разумной.

В качестве общего замечания следует сказать, что направить мысль разведчика нефти в нужном направлении могут не только цари или коровы. Известен случай, когда нефтяное месторождение было открыто с помощью вороны. Произошло это в начале века в Америке, во времена освоения дикого Запада. Нефтяная компания перевозила буровую установку из нефтяного штата Пенсильвания в Калифорнию. В пути вышел из строя тягач, и, пока его ремонтировали, буровики решили от нечего делать пробурить скважину (тогда это было не так сложно, как сейчас). Возник вопрос — в какой точке бурить? “Видите ворону на верхушке дерева? — сказал бригадир. — Я сейчас выстрелю, она взлетит, а потом где-то сядет. Бурить будем там”. Так и сделали. Долго работать не пришлось. С глубины 120 метров ударил фонтан, ознаменовавший открытие нового нефтяного района.

Конечно, некоторые евангелисты просто хотели разбогатеть на израильской нефти. Но были и такие, кто связывал с ней далеко идущие планы глобального характера. Один из них, Гилман Хилл, нефтяник-евангелист из Денвера, пробурил скважину на горе Кармель, также во владениях Ашера. Его любимым пророком был Элияху, обещавший “Провозглашу славу Господа народу Его”. Соответственно, скважина была названа Элияху 1. На вершине горы Хилл водрузил гигантский флаг с надписью “Бог любит Израиль, и я тоже”. Все 3,5 миллиона долларов, заработанных им на добыче нефти в Америке, он вложил в этот проект. Но дело стоило того. Вот что говорил Гилман Хилл о своих планах и надеждах: “Открытие колоссального месторождения нефти в Израиле неминуемо приведет к целому ряду судьбоносных событий. Русские и арабские армии вторгнутся в страну, чтобы захватить нефть. Начнется мировая война, и человечество окажется на грани уничтожения. И вот тогда явится Иисус и создаст новое царство со столицей в Иерусалиме”. К счастью, Хиллу не повезло. У русских и арабов не оказалось столь явного повода для вторжения, человечество было спасено, и второе пришествие не состоялось. Единственное судьбоносное событие произошло с самим Хиллом — он разорился. Но такова, видимо, была воля Божья…

Другие евангелисты вынашивали не менее честолюбивые планы, хотя и не такого глобального размаха. Так, например, стоматолог Джеймс Мюллис из Джорджии, вложивший в евангелическое бурение 30 тысяч долларов, уповал на то, что нефть откроет сердца евреев Иисусу Христу, и они станут истинно верующим народом. За это же денно и нощно молилась 76-летняя вдова Этель Франклин из Кентукки, вложившая в проект все, что у нее было — две тысячи долларов.

К тому времени правительство Израиля уже израсходовало на разведку более 250 миллионов долларов и после бурения сотен сухих скважин отказалось от дальнейших попыток найти нефть (в 2012 г эта сумма превысила 600 миллионов, а число скважин перевалило за 400). Поэтому, в надежде на чудо, оно поддержало евангелический проект и на всякий случай приняло в нем небольшое долевое участие в размере 10%. Профессор Лео Пикар, 85-летний патриарх израильских геологов и советник правительства по разведке нефти, заметил по этому поводу: “Если Иисус смог превратить воду в вино, то может быть христиане найдут здесь нефть. Многие из нас считают, что нефть в Израиле может быть открыта только с помощью чуда”. Профессор Пикар внес огромный вклад в обеспечение страны подземной пресной водой, но в отношении нефти не был большим оптимистом.

Такова в общих чертах история драматических попыток христианских друзей Израиля осуществить исполнение пророчеств, содержащихся, по их мнению, в библейских текстах. И было бы очень странно, даже несправедливо, если бы религиозные евреи оказались в стороне от этого дела. Поэтому в заключение я хочу рассказать об одном проекте, который если и не уравновешивает полностью активность христиан в этой области, то хотя бы спасает репутацию наших верующих соотечественников на фоне этой активности.

В 1988 году ко мне обратился геолог Тувия (Анатолий) Лускин, который лет за десять до этого окончил Московский университет, затем работал в Канаде и Австралии, и, наконец, совершил алию в Израиль. За время странствий на Западе он стал глубоко верующим евреем и приехал на историческую родину не с пустыми рукам. При первой же встрече Лускин раскрыл Тору и показал мне отрывок, который, как он полагал, содержал прямое указание на существование нефтяного месторождения в неком конкретном районе Израиля восточнее Тель-Авива. В отличие от концепции евангелистов, это был надел не Ашера, а Эфраима и Менаше. Вскоре Лускину удалось собрать деньги среди ортодоксальных евреев и создать еще одну карликовую нефтяную компанию в Израиле «Гивот Олам» (Холмы мира). Компания пробурила несколько разведочных скважин, в одной из которых обнаружено небольшое количество нефти.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать на тему Тора и нефть. Суммируя эти истории, следует лишь отметить, что описанные здесь проекты столь же далеки от современного профессионального подхода к поискам нефти, как шестидневная концепция сотворения мира от научной теории образования Вселенной. О том, как искать нефть, написаны сотни книг. Тора, к сожалению, не входит в их число. Значение имеет только личный опыт разведчика, а также знание и использование опыта, накопленного нефтяными компаниями во всем мире.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Хаим Соколин: Тора и нефть. Из истории поисков нефти в Израиле

  1. В Израиле, уже давно бытует «бородатый» анекдот о том, что Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, но не мог отыскать Земли Обетованной, поскольку везде плохо пахло (к сожалению, у него было хорошее обоняние, а ведь пахло нефтью). Наконец-то он нашел, по его мнению, подходящее место, «текущее молоком и медом», и без плохого запаха. Поэтому, почти вся нефть досталась арабам.
    Что касается молока и меда, то, судя по их нынешним ценам, Моисей и в этом ошибся.
    Время от времени, но достаточно регулярно, в израильской прессе появляются сообщения об открытии новых месторождений нефти, которые, к сожалению, большей частью являются блефом, необходимым нефтяным компаниям для успешного сбыта своих акций.
    В наши дни трудно представить себе человека, который не знал бы как котируется баррель нефти, ибо без нефти сегодня не может существовать ни одно современное государство.
    Поскольку передовой мировой научно-обоснованный опыт поисков и разведки углеводородов, успешно оправдавший себя во многих регионах мира открытием крупных месторождений, здесь не пригодился «из-за бюрократизма, уродливых амбиций и профессиональных ошибок» (Х. Соколин), то начали искать нефть по Библии, Торе, библейской карте колен израилевых и др. аналогичным «божественным» источникам, правда, с привлечением современных геофизических методов, особенно, сейсморазведки, ибо «на Б-га надейся, но сам не плошай».
    Когда мы однажды посетили компанию «Givat Olam», одного из совладельцев и апологетов религиозного подхода к поискам нефти Т.Лускина, то увидели на стене рядом с сейсморазрезами изданные нами (М.Рыбаков, В.Гольдшмидт и др.) в 90-ые годы карты магнитного и гравитационного поля Израиля, широко используемые специалистами.
    Несмотря на то, что практический результат всех этих усилий почти нулевой (имеется в виду только нефть), несмотря на неудачи, поиски нефти в Израиле будут продолжены, как на научно-обоснованной, так и на библейской основе, кто-то это сделает из любви к стране, которой хотелось бы принести пользу, другие чтобы просто заработать, но в любом случае цель оправдывает средства.
    Все же целесообразно продолжить поиски нефти в Израиле с учетом успешного научного и практического мирового опыта, а не на основе оригинальных библейских толкований.

  2. Очень интересно – спасибо. Охочусь за такими статьями, а тут – пожалуйста, в родной Мастерской! Так «бум» или «не бум» – бум иметь нефть? Но это вопрос, скорее, риторический.
    А вот вопросы по ходу. В долине Сиддим, пишете вы, (Мертвое море)… Так было тогда Мертвое море? Иммануил.Великовский в свое время задался вопросом, когда образовалось Мертвое море.
    «В самом деле, когда в Палестине появилось Мертвое море? В библейской книге Бытия о нем ни слова. Похоже, в те времена, когда Авраам со своими людьми пришел из Ура в Землю обетованную, Мертвого моря не было. Лот, племянник Авраама, поселился как раз в тех местах, в долине, обильно орошаемой водами и цветущей, «как сад Господень». Тогда там стояло пять городов, в их числе Содом и Гоморра, позже уничтоженные взрывом…
    Цветущий край, и ни малейшего намека на море. Сегодня там Мертвое море, в котором нет жизни, а кругом бесплодная пустыня.
    Впервые Мертвое море упоминается в книге Иисуса Навина, в том месте, где говорится о переправе его войска через Иордан, – столетия спустя после прихода Авраама в Ханаан.
    Оно могло появиться в ту пору, когда в огне и пламени погибли Содом и Гоморра. Или когда перед бежавшими из Египта израильтянами обнажилось дно моря. Или когда содрогался Синай и происходили иные, невиданные события…»
    В одном надо согласиться с упомянутыми вами евангелистами и, конечно, с нашими верующими: в книгах Торы имеется реальная история мироздания, с элементами высшей истории, геологии, астрономии и медицины, в том числе и генетической. Но в то же время будущее использование нефти не освещалось, т.е. было неведомо даже на высшем уровне!

    1. Ася Крамер: «Охочусь за такими статьями, а тут — пожалуйста, в родной Мастерской»
      ——————————————————————————————————-
      У этого же автора есть книга «И сотворил Бог нефть», опубликована в «7 Искусств», №№ 8 — 11.
      Читал ее давно, но, насколько помню, там содержатся ответы на многие из Ваших вопросов. .Хотя использование нефти в будущем не затрагивается, но кое-что об этом говорится.

  3. Это чрезвычайно интересно.
    Но вот не о нефти, а о других полезных вещах очень конкретно пишет книга Иова. Наиболее подробно это описано в комментарии, который написал Яков Кумок. Комментарий называется «Величие из праха и пепла».
    Начиная с потрясающей фразы «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Галилей и Дж. Бруно сказали все несколько позже), до 28.1; 28.2 — Железо получается из земли, из камня выплавляется медь — 28.3; 28.4 — Вырывают рудокопный колодезь в местах…. И так далее. Так что, вполне возможно какое-то утерянное знание. Насколько я знаю, Книга Иова написана еще до Синая…

Обсуждение закрыто.