Сёма Давидович: Евреи или израильтяне?

Loading

Бытие определяет сознание. Ментальность человека определяется проблемами, с которыми он сталкивается, общность людей определяется общностью их ментальности, другими словами — схожестью проблем, которые надо решать.

Евреи или израильтяне?

Вопросы, вопросы… Вопросы без ответа

Сёма Давидович

Евреи победили израильтян!
Шимон Перес

На первый взгляд всё просто: евреи — народ, израильтяне — нация. У каждого израильтянина в его дарконе[1] стоит אזרחות (эзрахут[2]) — ישראלית (исраэлит). И, на всякий случай, временно конечно, пока иврит не стал таким же языком международного общения, как английский, рядом написано по-английски: Nationality — ISRAELI.

В этих понятиях царит большая путаница, по крайней мере по отношению к евреям. Путаница началась в начале прошлого, ХХ, века, когда появилось такое не мыслимое ранее явление как светский еврей. Раньше понятие еврей и иудей были тождественны, и был приговор: «Жид крещеный — что вор прощеный». Общепринято, что понятие нация появилось вместе с появлением государств в современном смысле этого слова.

А национальность?

А как быть с многонациональными государствами?

А как быть с «советскими гражданами еврейской национальности», многие из которых, как выяснилось начиная с 70-х годов того, прошлого, века, не очень-то хотели быть «советскими»? Есть страны, которые многонациональности не признают. К примеру — Франция, где все — французы. Это обстоятельство помогло выжить многим французским евреям в Холокосте — не было учёта граждан по их конфессиональной принадлежности. А вот в соседних Нидерландах, где население много сильнее пыталось препятствовать уничтожению своих евреев, процент погибших евреев был много больше — их просто-напросто было просто определить по записи о принадлежности к конфессии. Вопросы… Но в основном это вопросы схоластические, или, в лучшем случае, из сферы лингвистики.

Эта статья, толчком к написанию которой послужила недавно опубликованная в Мастерской статья Льва Мадорского: «Есть такая нация, или восьмая задача тысячелетия» совсем о другом — смотри заглавие. (Автор благодарит Льва за подталкивание к давно интересующей его теме, а читатель, которого этого тема не интересует, без проблем, двумя кликами, может перейти к другой, более интересной статье.). И я не буду здесь о том, что название статьи Льва не точно — по сути он пишет не о нации, а о народе. Я буду о другом.

В мае 1996 года Шимон Перес, этот вечный «лузер» израильских выборов, проиграв чуть меньше 1% победителю выборов Биньямину Нетанияху, в интервью газете «Гаарец воскликнул с раздражением: «Евреи победили израильтян!»

Абсурд? Не совсем.

Держа в уме создание Еврейского государства, сионисты долгое время, до Билтморской декларации 1942 года, говорили не об Еврейском государстве, а об Еврейском доме (или очаге). И это должен был быть «Еврейский дом» для тех евреев, которые захотят жить среди своих. Другими словами — для евреев-сионистов. А их было тогда не так уж и много. К примеру в 1917 году, на момент принятия Декларации Бальфура из около 300 тысяч британских евреев сионистами считали себя 8 тысяч[3], в 3-х миллионом американском еврействе в 1918 г. в Федерации американских сионистов состояла 147550 членов[4], а через 15 лет, перед приходом Гитлера к власти, на полмиллиона немецких евреев приходилось около 20 тысяч сионистов[5]. Главное для создателей будущего Еврейского государства было «перевернуть пирамиду» — изменить сложившуюся в странах рассеяния искаженную социальную структуру, пирамиду, у которой «верхушка» (коммерсанты, финансисты, представители свободных профессий) чрезвычайно велика, а «основание» (земледельцы и рабочие) почти отсутствует. Без этого ни о каком функционировании Еврейского дома, не говоря уже о создании Еврейского государства, речь идти не могла.

Вся идеология Ишува, вся прекрасная система воспитания, были направлены на воспитание Нового Еврея, Человека Реального (физического) Труда, еврея, ставшего израильтянином. Получилось! И не имеет значения, что сегодня в основании пирамиды выделяются люди не физического, а умственного, труда, не земледельцы и рабочие, а программисты и электронщики, а национальный продукт производится сегодня больше не в пардесах[6] под жгучим ближневосточным солнцем, а в офисах под жужжание кондиционеров. Вырос человек с новой ментальностью, противоположной ментальности давно ушедших в небытие местечек Черты оседлости. (Но порою хочется, чтобы эта новая ментальность не была так непохожа на ту, прежнею, исчезнувшую навсегда. Или не надо судить о ментальности тех евреев по рассказам Шолом Алейхема?)

Ментальность. Этот термин я впервые услышал только по приезде в Израиль. Одно слово заменяет несколько предложений. Ментальность советского еврея отличалась от ментальности других членов многонационального Союза? Конечно. Но не больше, чем отличалась ментальность грузин или узбеков. Впрочем, среди тех, пожалуй, не было стольких, кто из кожи вон лез, чтобы не отличаться.

В Израиле любят говорить: каждая алия — это зеркало страны исхода. Поляки — с гонором, немцы — пунктуальные, румыны — хитрецы, грузины — деловые люди, советские — твердокаменные. Невооружённым взглядом было видно отличие в ментальности людей нашей «Великой алии» из СССР конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия от ментальности израильтян, выходцев из других стран Европы. Как ни парадоксально, в чём-то она оказалось даже ближе к ментальности израильтян, выходцев из стран Магриба, но это отдельная тема. Есть, конечно, и хорошее: ментальность привезённых нами детей уже вполне израильская. А уже об их родившихся в Израиле детях и говорить нечего! 100% израильтяне. Правда некоторые бабушки-дедушки возят внуков и внучек показать, откуда были выкорчеваны их корни.

Но вернусь к теме, к вопросу: кто же живёт в Израиле — евреи или израильтяне? Вот на этот вопрос ответ как раз есть — и те и другие живут. И есть ответ на следующий вопрос: А кого больше?

В 2014-15 годах было проведено социологическое исследование, в ходе которого израильским евреям, в числе прочих был задан вопрос:

«Кем они себя видят в первую очередь: евреями или израильтянами?»

46% ответили — евреями, 35% — израильтянами, 20% (получился 101%, очевидно из-за округления) затруднились (или не захотели) ответить.

Интересно «сделать зум» — посмотреть ответы разных категорий израильтян. Около девяти из каждых десяти ультраортодоксов (91%), примерно восемь из десяти религиозных (80%), и около шести из десяти традиционалистов (59%) видят себя в первую очередь евреями, а шесть из десяти светских (59%) думают наоборот и говорят, что видят себя в первую очередь израильтянами.

Эта статистика подтверждает правоту Переса.

Но на вопрос можно посмотреть и с другой стороны.

Бытие определяет сознание. Ментальность человека определяется проблемами, с которыми он сталкивается, общность людей определяется общностью их ментальности, другими словами — схожестью проблем, которые надо решать.

И с кем у меня будет больше схожих проблем, а значит и общая ментальность:
с мои соседом Николаем, абсолютно не евреем, на 100% русским, приехавшим вместе со своей женой-еврейкой Иланой, начавшего вкалывать чуть ли не со второй недели по приезде, ни дня не просидевшего на пособии, дети которого служили в ЦАХАЛе, а родной язык его внуков — иврит; или с живущим в Бостоне стопроцентным евреем Борей, или оставшимся в Москве таким же стопроцентным евреем Гришей?

Ответ ясен. Значит…?

Но как быть тогда вот этим:

За тридевять земель, в далёкой Африке, около знаменитого водопада Виктория (оказавшимся пожалуй главным разочарованием той замечательной поездки, но это совсем другая история) к нашей группе израильтян, услышав наш оглашавший окрестность иврит, подошёл человек из соседней группы, еврей из Нью Йорка. И я остро почувствовал, что он — «Свой»!

Вопросы, вопросы… Вопросы без ответа.

___

[1] Заграничный паспорт.

[2] Гражданство.

[3] Balfour Declaration

[4] СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ. АМЕРИКА

[5] Сионистское движение в отдельных странах. Европа

[6] Цитрусовые плантации.

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев для “Сёма Давидович: Евреи или израильтяне?

  1. Сегодня в Израиле совсем не обязательно быть и/или чувствовать себя евреем и/или сионистом.
    Это серьезная проблема, которая разрушает общество.
    Только когда евреи будут иметь преимущества по сравнению с не евреями, процент людей, идентифицирующих себя с евреями — начнет расти.
    Предстоит вернуться к сути сионистского проекта, а именно: Израиль — страна для евреев.

    Первые и очевидные шаги в этом направлении >
    1. ВСЕ арабы между Иорданом и морем получают гражданство своего новообразования со столицей в Рамалле. Правительство в Рамалле начинает заботиться о рабочих местах, образовании, здравоохранении, пособиях и т.п. для ВСЕХ местных арабов.

    2. Закон о возвращении приводится к начальному варианту, т.е. закрывается въезд в Израиль для «внуков» и сотен тысяч их родственников, не имеющих никакой связи с еврейским народом.

  2. “На первый взгляд всё просто: евреи — народ, израильтяне — нация. У каждого израильтянина в его дарконе[1] стоит אזרחות (эзрахут[2]) — ישראלית (исраэлит). ”

    Да нет, нет так все просто. Для сравнения: поляки — народ, польская нация, гражданство — польское. Греки — народ, греческая нация, гражданство — греческое. Японцы — народ, японская нация, гражданство японское … и тд.
    Израильтяне — не нация, а определение гражданства (אזרחות). Израильское гражданство есть у евреев, арабов, друзов, бедуинов, черкесов, армян, русских … и тд. Т.е. все они израильтяне, граждане г-ва Израиль. Но они не являются членами одной наций, титульной наций страны. Ведь не существует такого понятия как “израильская свадьба” или “израильское кладбище”.

  3. AD
    15 января 2021 at 0:39 | Permalink
    «А в Голландии евреев записывали именно по их конфессиональной принадлежности.
    Если не ошибаюсь, сегодня так делают в ФРГ
    »
    …………….
    Куда записывали ?
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Если я правильно помню, то в Голландии учёт вёлся в муниципалитетах. Но если автор Портала Юлия Могилевская прочтёт этот мой ответ, то буду благодарен ей за поправку или подтверждение.
    Что касается ФРГ – то я читал, что этим занимается МВД. Впрочем на сайте много живущих там и они могут меня поправить.
    У нас в Израиле этим занимается МВД. Какое то время назад в теудат зеуте (удостоверении личности) прямо было записано יהודי …., потом по требованию политкорректности эту запись убрали. Но кому надо без проблем может определить «кто есть кто» по первым цифрам теудат зеута.

  4. КТО ТАКИЕ «ИЗРАИЛЬТЯНЕ» ИЗ ПАРТИИ ХУЛЬДАИ ?-
    Мэр Тель-Авива Хульдаи объявил о создании новой партии — израильтяне. Левая интеллигенция условно разделяет евреев на два народа:
    — израильтяне (евреи левых взглядов, арабы и нелегалы, которые должны со временем слиться в один народ);
    — евреи (с правыми взглядами).
    Ниже прилагается статья, написанная несколько лет назад, посвященная этому вопросу.

    В мире этом, зыбком и суровом,
    тихо мы бормочем как умеем:
    лучше быть богатым и здоровым,
    чем больным, чем нищим, чем евреем.
    Игорь Губерман
    Евреи должны понимать, что они чужие в этом мире.
    Адин Штейнзальц
    Любить наш народ и ценить сокровища его духа, которые рассеяны по всем глухим закоулкам необъятного мира.
    Шолом Алейхем

    Тяготясь своим еврейским происхождением, ультралевые с самого создания государства Израиль пытались создать нового еврея, оторванного от духовного наследия своих предков. Они надеялись, что арабы и евреи (а теперь еще и выходцы из Африки) будут жить в мире и безопасности и со временем сольются в один народ – израильтяне. Но, ни вчера, ни «сегодня», ни завтра, ни потом, этим фантазиям не суждено сбыться: евреи и арабы не живут в «мире и безопасности». Убийство евреев арабами началось еще до создания государства Израиль и продолжается до настоящего времени. Организация Освобождения Палестины была создана за три года до того, как евреи «оккупировали» Иудею, Самарию и Иерусалим.
    Не сбылись надежды левого лагеря на превращение Израиля в светское государство. Население Израиля носит смешанный характер: в нем есть место как людям светским, так и религиозным. Религиозные сионисты (вязаные кипы), имеющие более высокую рождаемость по сравнению со светским населением, занимают все больше и больше командных мест в политике, экономике, армии и т.д. И, естественно, это вызывает обеспокоенность и неуверенность в левом лагере. Кстати, создание «двух государств для двух народов» не позволит избежать двунационального характера государства Израиль: израильские арабы останутся жить в еврейском государстве.
    Примечание; Когда Шимон Перес проиграл на выборах после смерти Рабина партии Ликуд во главе с Нетаниягу, он сказал, что победили евреи, а проиграли израильтяне.
    В Израиле одну из проблем составляют нелегалы из Африки, 95% которых прибыло в Израиль не законно. В Африке от голода и войн умирают миллионы людей. Этих людей по-человечески жалко. Но на своей крохотной полоске Израиль не может принять миллионы жителей Африки – с голоду умрут и местное население, и африканцы. Либеральная мораль на словах призывает оказывать им помощь и принимать нелегалов. Но на деле все страны начинают осуществлять меры по ограничению проникновения к себе нелегалов. Так одна из самых богатых стран мира США строят заградительный забор на границе с Мексикой. Крохотный же Израиль принимал при поддержке пяти левых правозащитных организаций (таких как «Центр внедрения африканских беженцев» и др.) каждый месяц (на июнь 2012г) более 2000 нелегалов из Африки. Это привело к тому, что в Тель-Авиве, Эйлате и других городах значительно возросла преступность, безработица, наркомания, проституция. Согласно данным полиции, 40% преступлений в Тель-Авиве совершаются нелегалами Увеличилась нагрузка на полицию и социальные службы (детские сады, школы, органы здравоохранения). Обостряются жилищные проблемы. Среди нелегалов примерно 80% мусульман. И это притом, что в самом Израиле состав населения не однороден и евреи составляют примерно 75%. «Человеческий трафик из Африки в Израиль превратился в целую индустрию, — заявил бывшим тогда министром иностранных дел Авигдор Либерман в эксклюзивном интервью порталу IzRus.
    На вопрос, является ли организация человеческого трафика из Африки исключительно бизнесом или же крупномасштабной демографической диверсией арабских спецслужб, глава МИД лаконично ответил: «И то, и другое». В этой индустрии крутятся огромные деньги. Эти люди не идут пешком тысячи верст, как многие думают. Они покупают билет на самолет в Каир. Там их уже ожидают автобусы, которые отвозят этих людей практически к египетско-израильской границе. Их доставляют на расстояние полутора километров от границы и говорят: вот видите тот столб — это уже Израиль, туда идите пешком. При этом они получают четкие инструкции, что говорить, когда встретят наших военных на границе», — пояснил Либерман. По его данным, абсолютное большинство африканских мигрантов в Израиле составляют граждане Эритреи и (Северного) Судана – около 35 и 15 тысяч, соответственно». Израиль не может позволить себе принимать нелегалов из Африки: страна, созданная для евреев, превратится в еще одну мусульманскую… Привоз нелегалов левыми правозащитными организациями производится для того, чтобы Израиль потерял свой еврейский характер, стал еще более многонациональным. Предполагается, что в будущем нелегалы будут голосовать за левых.
    Многолетний опыт существования государства Израиль показал, что евреи и арабы (а теперь и нелегалы из Африки):
    — не живут в мире и безопасности;
    — не смогли слиться в единый народ.
    Существование государства Израиль может быть оправдано, если Израиль имеет целью построение государства, которое могло бы стать национальным домом еврейского народа. Как секулярного, так и религиозного населения, без противопоставления двух этих общин в условиях колоссального давления внешних и внутренних сил. Это государство должно помочь евреям собраться на Святой Земле, обеспечивать их безопасность, благосостояние и возможность всестороннего развития. И, в заключение, хочется пожелать, чтобы израильтяне не забывали, что они — евреи.

    1. Арье, с Вашего позволения я не буду отвечать на написанное Вами — частично устарело, частично вообще никогда не было.
      Замечу только, что у Вас сильно искажённое представление об истории становления нашей с Вами страны.
      Об её истории написано очень много, в т.ч. и на этом сайте, в т.ч. и в моей последней статье, окончание которой ожидается в следующем № Заметок.
      Всего наилучшего

    2. Нет, отреагировать, пожалуй стоит
      Особо пикантно читать про очередной грех «евреев левых взглядов», стремящихся «слиться в один народ» – как Вы, уважаемый Арье, блюдёте чистоту своей крови?- сегодня, после того, как наш ПМ, «еврей правых взглядов» сделал чуть ли основную ставку в своей предвыборной компании на привлечении арабских голосов, пообещав. В т.ч. и решить палестинскую проблему.

  5. Юрий Деген12 января 2021 at 14:13 | Permalink
    Обратил и ответил (в неявном виде): легко сочетаются (поскольку «оба»).
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Напомнило:
    На ёлку влезть и не поцарапаться

  6. «Уважаемый Юрий, вариант, конечно, привлекательный, только «ло бар бицуа» – не реализуемый».
    Не только реализуемый, но уже реализованный:
    «Около 1,27 млн. репатриировалось из СССР (и впоследствии — из стран постсоветского пространства), начиная с 1948 года. Среди них примерно 300 тыс. неканонических евреев, то есть прибывших в Израиль по Закону о возвращении, однако не считающихся евреями по иудейскому канону Галахе.
    Израильские демографы выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население». В это понятие для других стран входят все члены семей, в которых хотя бы одно лицо входит в «ядро» еврейского населения. Для Израиля в «расширенное еврейское население» входит всё еврейское население страны и лица, которые получили гражданство согласно «Закону о возвращении». По переписи населения 2008 года, «расширенное еврейское население» составляло около 80 % населения страны, включая, кроме собственно евреев, также людей других этнических корней (главным образом, это русские, украинцы и выходцы из других республик бывшего СССР), состоящие в браке с евреями, а также дети и внуки от таких браков, не всегда являющиеся евреями согласно иудейскому каноническому праву Галахе»
    .
    (Из цитируемой Вами статьи в Википедии)
    А Кто, как и в течении какого времени будет определять солидарность «в еврейско-арабском конфликте» единичных маргиналов — с инженерной точки зрения несущественно. Я, например, отношу к их числу евреев Офера Касифа и Амира Хецрони, и литературного персонажа рассказа Иона Дегена «Новый Израильтянин» Николая (лично я с такими не сталкивался, но по свидетельствам Натальи Рутенберг и Елены Римон их больше, чем мне кажется).
    Теперь о статистике. Неужели Вы забыли, чему Вас, инженера, учили в ВУЗе? Для понимания тенденции следует исследовать не функцию (в нашем случае %), а её производную. Итак: «темпы прироста мусульманского населения снизились с 3,8% в 2000 году до 2,8% в 2008 году» (Википедия). Далее, из приведенных Вами данных, прирост арабского населения каждые 3 года с 2006 до 2018: 0.47%, 0.38%, 0.17%, 0.14% — соответственно, темпы прироста: 2.4%, 1.9%, 0.83%, 0.67%.

    1. Уважаемый Юрий, честно говоря, я не понял, чем то, что Вы написали отличается от того, что написал я: а) Не важно – еврей или не еврей, главное, чтобы не араб.
      Похоже, что Вы относитесь к тем 8% религиозных израильтян (דתיים), которые видят себя прежде всего израильтянами.
      При этом возникает вопрос: а как быть тогда с Законом об еврейском характере государства, который, я уверен, Вы поддерживали?
      Очевидно те, кто его продвигал и принял, забыли посоветоваться с израильскими демографами, которые выделяют также такое понятие как «расширенное еврейское население»
      Но я, просто на основании своего опыта могу спокойно сказать, что Ваше Около 1,27 млн. репатриировалось из СССР (и впоследствии — из стран постсоветского пространства), начиная с 1948 года. Среди них примерно 300 тыс. неканонических евреев, то есть прибывших в Израиль по Закону о возвращении, однако не считающихся евреями по иудейскому канону Галахе не корректно. В моём ульпане в 1991 году евреями были все. В прошлогодней алие – треть.
      Не знаю, как Вы, но я себя демографом не считаю и по поводу необходимости ориентироваться не на данные, а на их производные, (хоть 1-ой, хоть какой степени) ничего сказать не могу.
      Но данные, повторюсь достаточно ясны:
      В 1948 году арабское население было немного меньше 18%, в 2015 году – около 20.5%, в 2018 году – чуть меньше 21%. По прогнозу к 2030 году дойдёт до около 24%
      cbs.gov.il/he/publications/doclib/2019/forcast65/2030/01_08_056t3.pdf

      1. «…я не понял, чем то, что Вы написали отличается от того, что написал я: а) Не важно – еврей или не еврей, главное, чтобы не араб» — тем, что важно – еврей, в расширенном смысле слова.
        «Похоже, что Вы относитесь к тем 8% религиозных израильтян (דתיים), которые видят себя прежде всего израильтянами».
        Отнюдь. Во-первых, не к 8%, а к 6%. Во-вторых, я не уверен, что уже заслужил титул «дати» (религиозный). Я себя определяю, как «масорти (традиционалист), соблюдающий шаббат». И в-третьих, я отношусь к тем 24% «масортим», среди которых были ответившие «оба».
        «По прогнозу к 2030 году дойдёт до около 24%».
        Вот именно этот прогноз мой анализ опровергает. И я себя демографом не считаю, но к такому же выводу приходят многие авторитеты, как, например, Яаков Файтельсон и Гай Бехор.

        1. Яаков Файтельсон, бывший менаджер и абсолютно ангажированный политик, не имеющий специального образования, но использующий вопросы демографии для продвижения своих идей.
          Насколько я знаю, Гай Бехор тоже не профессиональный демограф.
          В отличии от авторов приведённого мною документа.
          И жаль, что в Вашем прекрасно составленном ответе Вы не обратили внимание на мой вопрос о том, как сочетаются Ваши взгляды с новым Законом.
          P.S.
          Когда я писал эту статью, то сам себе сказал:
          Только в этот раз без политики.
          Увы, не получилось

          1. Обратил и ответил (в неявном виде): легко сочетаются (поскольку «оба»).

  7. Мне не вполне понятно это противопоставление, уважаемый Сэм.
    Еврей, израильтянин… Я и то и другое. Я нерелигиозен. По национальности, по корням — еврей. С чего мне считать себя не евреем? Конечно, еврей. А кто же еще!? То, что для части религиозных евреев я, возможно, недостаточно еврей, меня совершенно не трогает.
    И я гражданин Израиля. Значит, израильтянин. А кто же еще? Российское гражданство у меня забрали.. Значит, только израильтянин.
    Может быть, я не самый «правильный» еврей, и не самый «правильный» израильтянин. Но я с трудом могу себе представить ситуацию выбора — быть «или-или». Я могу уехать из Израиля, но до тех пор, пока не изменю гражданство, останусь израильтянином в глазах абсолютно всех (и себя самого). А евреем вообще не могу перестать быть — для нерелигиозного человека такой вариант просто не существует.

  8. По-моему, вопрос «евреи или израильтяне» так же НЕ серьёзен, как и вопрос «прав ли ты или лев» («лев» в смысле «царь зверей»).

    По-моему, серьёзный вопрос это «кто суверен»: граждане национального государства или чиновники и юристы прогрессивного государства.

  9. Редкий случай, когда я во всем согласен с С. Давидовичем. Как-то читал очень мне понравившееся определение того, что такое еврейство (если не ошибаюсь, это был Фейглин): евреи- это семья (родственники). Об этом же и окончание статьи Сёмы. В России говорят: «В семье не без урода», но это не значит, что ты можешь от него отказаться. А если что не так — терпи!

  10. В свое время Бней-Биньямин, одно из 12 колен Израилевых, отказались принять Единого и уверовать. Были изгнаны и осели в Крыму, получив от греков прозвище Россов. В последствии распространились на Север и стали русскими. Теперь им надо принести справку о происхождении и может быть, кого примут.

  11. «Как быть с тем,..?» Не еврей, приехавший в Израиль, нарушил закон, значит он преступник.

  12. Хорошо написано, но у меня тоже вопрос:
    Как быть с тем, что треть сегодня олим- не евреи и вообще процент евреев все меньше?

    1. Уважаемый Алекс, вопросы Ваши, конечно, интересные, как говорится на $1000.
      Но они из другой оперы – политической. А мне в этот раз хотелось именно что отключиться от политики.
      Но как говориться «взялся за гуж…», очевидно без политики никак не получается.
      Попробую высказать ИМХО.
      Прежде всего вопросы надо сформулировать иначе:
      1 вопрос: А нужно ли нам резко и искусственно увеличивать население страны? Ведь по населению Израиль почти сравнялся со Швецией и Чехией и почти в 2 раза превосходит Данию.
      2 вопрос: Если да, нужно, то за счёт кого, по какому критерию?
      Есть 2 варианта ответа:
      а) Не важно – еврей или не еврей, главное, чтобы не араб.
      б) Только, что б еврей.
      Вариант а) логически подводит к принятию превращение алии в иммиграцию и, сл-но, введение критериев отбора, как в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. Только ясно, что в этом случае щи получаться пожиже.
      Вариант б) будет означать отрицательный ответ на 1 вопрос.
      Просто нет в мире сегодня «маагара» (резервуара) евреев, готовых на алию.
      Нет и не предвидется.
      Потому что Холокост был, к счастью, (Элла, пардон) явлением уникальным.
      Ну а насчёт сокращения % евреев в Израиле, то обсуждение этой беды прямо ведёт к признанию безальтернативности решения по принципу 2*2, т.е. отделения от палестинцев.
      Но об этом уже столько написано…

      1. «1 вопрос: А нужно ли нам резко и искусственно увеличивать население страны?»
        Ответ: Да!
        «2 вопрос: Если да, нужно, то за счёт кого, по какому критерию?
        Есть 2 варианта ответа:
        а) Не важно – еврей или не еврей, главное, чтобы не араб.
        б) Только, что б еврей»
        .
        Есть 3-й вариант, правильный: солидарный с евреями в еврейско-арабском конфликте и органически вливающийся в еврейское сообщество в Израиле, вне завиимости от hалахичесого определения его национальности.
        «Вариант б) будет означать отрицательный ответ на 1 вопрос.
        Просто нет в мире сегодня «маагара» (резервуара) евреев, готовых на алию.
        Нет и не предвидется»
        .
        Это не факт, а лишь Ваше мнение.
        זו כבר לא השערה, אלא הנחת עבודה: הקורונה מניעה יותר ויותר יהודים בתפוצות לשקול ברצינות את אפשרות העלייה ארצה. יו»ר הסוכנות היהודית יצחק הרצוג צופה ש»כרבע מיליון עולים יגיעו לישראל בשלוש עד חמש השנים הקרובות».
        Это уже не гипотеза, а рабочее предположение: корона мотивирует все большее количество евреев в диаспоре серьезно рассматривать возможность иммиграции в Израиль. Председатель Еврейского агентства Ицхак Ѓерцог прогнозирует, что «около четверти миллиона иммигрантов прибудут в Израиль в следующие три-пять лет».
        Но и без этого о сокращении % евреев в Израиле уже давно речи нет.

        1. 1. Есть 3-й вариант, правильный: солидарный с евреями в еврейско-арабском конфликте и органически вливающийся в еврейское сообщество в Израиле, вне завиимости от hалахичесого определения его национальности.
          Уважаемый Юрий, вариант, конечно, привлекательный, только «ло бар бицуа» – не реализуемый.
          Кто, как и в течении какого времени будет определять солидарность » в еврейско-арабском конфликте»? И какова должна быть позиция? Ведь она и среди евреев совсем не одна. К примеру, наши с Вами позиции сильно друг от друга отличаются.
          Да как выяснилось и среди арабов не всё твердокаменно. Вот же наш с вами ПМ налаживает связи с арабской партией, если не ошибаюсь, РААМ.
          2. «Вариант б) будет означать отрицательный ответ на 1 вопрос.
          Просто нет в мире сегодня «маагара» (резервуара) евреев, готовых на алию.
          Нет и не предвидется«».
          Это не факт, а лишь Ваше мнение.
          Это уже не гипотеза, а рабочее предположение: корона мотивирует все большее количество евреев в диаспоре серьезно рассматривать возможность иммиграции в Израиль. Председатель Еврейского агентства Ицхак Ѓерцог прогнозирует, что «около четверти миллиона иммигрантов прибудут в Израиль в следующие три-пять лет»
          .
          Ицхак Герцог, очень уважаемый человек, не может говорить иначе –»нобле́с обли́ж». Вспомните, как совсем недавно, после серии терактов во Франции было предвкушение алии из Франции. Где она.
          (Хотя в Натании знаю один магазин французских сыров). А алия из Аргентины, где она?
          Я тут в шутку приглашал наших со-чатников-американцев – у нас нет ни голосования по почте, да и левых почти не осталось. И что в ответ? В ответ – тишина.
          3. «Но и без этого о сокращении % евреев в Израиле уже давно речи нет»
          Год 1948 2009 2011 2012 2013 2014 2014 2015 2016 2018
          Евреев, % 82,12 75,90 75,47 75,36 75,26 75,36 75,04 74,89 74,83 74,00
          Арабов, % 17,88 19,74 20,21 20,49 20,59 20,68 20,68 20,76 20,78 20,90
          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

          1. Уважаемый Сэм, вы предложили только 2 варианта ответа на вопрос Алекса К, а на мой взгляд 3-ий вариант, который дал уважаемый Юрий Деген, самый правильный. И дело совсем не в том, что я смотрю на этот вопрос с точки зрения “паровоза” (у меня русская жена), а в том, что в мире весьма немного мононациональных (с численностью национальных меньшинств менее 5%) государств. Израиль к таким государствам не относится (даже если оставить израильских арабов за скобками). И что с того? Это как-то влияет на то, что Израиль-еврейское государство с еврейским характером? Кого пугает весьма незначительный рост доли нееврейского населения кроме журналиста К. Либскинда, депутата Б.Смотрича да авторши нескольких статей Е.Римон? На мой взгляд, подход Юрия Деген укрепляет еврейское демократической государство Израиль. При этом крайне важно, чтобы израильский плавильный котел работал правильно, и чтобы из него выходили настоящие израильтяне-патриоты своей страны. А цвет их кожи, национальность и даже отношение к религии не важны.
            Ну и пара замечаний по тексту вашей статьи. Сэм, слово “nationality” в паспорте любой страны указывает гражданство, а не на национальность обладателя паспорта. Так что я бы, во всяком случае сегодня, поостерегся говорить что израильтяне-это нация. Относительно вашего примера по Франции -конфессиональная принадлежность тоже не национальность и я не знаю ни одной страны в паспортах которых бы указывалась конфессиональная принадлежность (католик, суннит или шиит, синтоист, протестант, ортодоксальный иудей и т.д.) гражданина этой страны.

          2. Кстати, о “сокращении количества евреев” в Израиле. В смешанных семьях (папа-еврей, мама-не еврейка) репатриировавшихся в 90-х уже родились дети. Эти дети-стопроцентные ИЗРАИЛЬТЯНЕ, но евреями ни их, ни их детей наше хитромудрое государство не признает. Вот и портят они статистику;)

      2. На данный момент аннексировать территории нельзя, но «всё течёт, всё изменяется» (Гераклит).

      3. Добавлю чуток. Можно немного переиначить известный анекдот и сказать так: “Евреи, берегите у себя в стране неевреев! Они для вас как громоотвод. Не будет их и вы друг друга поубиваете”

        1. Уважаемый Влад, во-первых рад снова встретиться с Вами. Обратил внимание, что на том сайте, где мы познакомились, Вы появляться перестали. Впрочем, и я там всё реже и реже.
          Теперь по Вашим замечаниям:
          Я уже написал в своём ответе Юрию, что не вижу принципиальной разницы между тем, что написал он, (и что пишите Вы), и что написал я, приводя в пример своего соседа.
          И я сам написал что אזרחות (эзрахут) – гражданство. И повторюсь, ИМХО это всё прежде всего филология и схоластика.
          А в Голландии евреев записывали именно по их конфессиональной принадлежности.
          Если не ошибаюсь, сегодня так делают в ФРГ.
          P.S.
          А с переиначкой анекдота вы попали в точку.
          100%

          1. «А в Голландии евреев записывали именно по их конфессиональной принадлежности.
            Если не ошибаюсь, сегодня так делают в ФРГ.»
            Куда записывали ?

  13. Дорогой Сэм!
    У меня сложилось представление, что у большинства жителей Израиля моложе 50 лет понятие «еврей» ассоциируется с жителями Восточной Европы, шедшими, по представлениям этих жителей Израиля, «как овцы» в газовые камеры нацистов. Понятие же «израильтянин» наоборот корреспондирует с гордыми и свободолюбивыми людьми, расправившими плечи и разогнувшими спину, никогда более не позволяющими делать с ними это и никогда более не позволяющими вести себя подобным образом.

    1. Уважаемый Ефим, я читал, что так было после образования страны и до суда над Эйхманом.
      В статье я привёл сегоднящнею статистику по различным категорям населения.

Добавить комментарий для Eugene Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.