Михаил Ривкин: Недельный раздел Ваэра

Loading

Нигде не сказано о колебаниях Паро, что он подумывал отпустить Иврим. Но при описании каждой казни ясно сказано, что «заупрямилось сердце Паро». В дальнейшем появляется иная формулировка: «Г-сподь ожесточил сердце Паро».

Недельный раздел Ваэра

Михаил Ривкин

Казни Египетские

Важно отметить, что не только числительное «десять», но и сам термин «казни» (מכות) отсутствует в Торе. В оригинале те несчастья, которые обрушились на египтян обозначены как язвы (מגפתי) (Шемот 9:14) и напасть (נגע) (там 11:1). Термин «казнь» появляется только в IШмуэль 4:8, а круглое число казней установлено лишь в позднейшей раввинистической традиции. Всё это ясно указывает на длительную и сложную эволюцию предания о казнях египетских. Как мы уже писали, на первом, самом раннем этапе, речь шла о смерти первенца Паро, как о наказании отцу умершего. Надо полагать, что некогда такое событие действительно имело место. Сын одного из египетских фараонов умер ребёнком, и глубокий многодневный траур, в который погрузился весь Египет, произвёл сильное впечатление на пришельцев-Иврим. На втором этапе смерть одного-единственного сына Паро превратилась в одновременную смерть всех первенцев в Египте, и, наконец, на третьем этапе к этой смерти первенцев стали добавлять другие казни, переосмысливая и преувеличивая те природные явления, с которыми египтяне сталкивались и от которых они сильно страдали. Помимо рассказа Торы, сохранилось ещё два разных перечня казней в Тхилим, причём и в том, и в другом случае речь идёт именно о семи, а не о десяти казнях. Возвращаясь к тексту Пятикнижмя, важно понимать, что в разных текстуальных источниках (Е и Р) упоминаются разные казни, при этом число их ни в Е, ни в Р не дотягивает до десятки.

Источник Е

И сказал Г-сподь Моше: упорно сердце Паро; он не хочет отпустить народ. Пойди к Паро утром; вот, как выходит он к воде, ты стань против него на берегу реки, и посох, который превращался в змея, возьми в руку твою. И скажешь ему: Г-сподь, Б-г Иврим, послал меня к тебе сказать: «отпусти народ мой, чтобы он послужил мне в пустыне»; но вот, ты не послушался доселе. Так сказал Г-сподь: из этого узнаешь, что Я Г-сподь: вот, я ударю посохом, который в руке моей, по воде, что в реке, и она превратится в кровь; И рыба, которая в реке, умрет; и река воссмердит, и Египтянам невозможно будет пить воду из реки./…/ И поднял он посох, и ударил по воде, что в реке, пред глазами Паро и пред глазами рабов его, и превратилась вся вода, что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река, и не могли Египтяне пить воду из реки /…/ И оборотился Паро, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось даже и этим. И копали все Египтяне вокруг реки, (чтобы найти) воду для питья, потому что не могли пить воду из реки. И исполнилось семь дней после того, как Г-сподь поразил реку. И сказал Г-сподь Моше: зайди к Паро и скажи ему. так сказал Г-сподь: «отпусти народ Мой, чтобы послужили они Мне». Если же ты отказываешься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою лягушками. И воскишит река лягушками, и они поднимутся и войдут в дом твой и в спальню твою, и на постель твою, и в дом рабов твоих, и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои; И на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих поднимутся лягушки /…/ и навели лягушек на землю Египетскую. И призвал Паро Моше и Аарона, и сказал: помолитесь Г-споду, чтобы Он удалил лягушек от меня и от народа моего; и я отпущу народ, и пусть принесут жертвы Г-споду. И сказал Моше Паро: назначь мне сам, когда помолиться мне за тебя и за рабов твоих, и за народ твой, чтобы истребить лягушек у тебя и из домов твоих, чтобы остались они только в реке. И сказал он: на завтра. И тот сказал: по слову твоему, дабы ты узнал, что нет подобного Г-споду, Б-гу нашему. И удалятся лягушки от тебя и от домов твоих, и от рабов твоих, и от твоего народа; только в реке они останутся. И вышел Моше и Аарон от Паро; и воззвал Моше к Г-споду о лягушках, которых Он навел на Паро. И сделал Г-сподь по слову Моше. И вымерли лягушки из домов, из дворов и из полей. И собрали их многими грудами, и воссмердела земля. И увидел Паро, что стало легче, и отягчил сердце свое /…/ сказал Г-сподь Моше: встань рано утром и стань пред лицо Паро. Вот, как выйдет он к воде, и скажешь ты ему: так сказал Г-сподь: «отпусти народ Мой, чтобы послужили Мне, (17) Ибо если ты не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в дома твои аров (массу диких зверей или насекомых), и наполнятся дома Египтян аровом, как и сама земля, на которой они живут. И отличу в тот день землю Гошэн, на которой пребывает народ Мой, чтобы не было там арова, дабы ты знал, что Я Г-сподь среди земли. И Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим. Завтра будет сие знамение». И сделал Г-сподь так, и явился тяжкий аров в дом Паро и в дом рабов его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от арова. И призвал Паро Моше и Аарона, и сказал: пойдите, принесите жертвы Б-гу вашему в этой земле. Но Моше сказал: нельзя этого сделать; ибо отвратительно для Египтян то, что мы жертвуем Г-споду, Б-гу нашему; если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? На три дня пути мы уйдем в пустыню и принесем жертвы Г-споду, Б-гу нашему, как Он скажет нам. И сказал Паро: я отпущу вас, и будете жертвовать Г-споду, Б-гу вашему, в пустыне; только далеко не уходите; помолитесь за меня! И сказал Моше: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Г-споду, и удалится аров от Паро и от рабов его, и от народа его завтра; лишь бы не продолжал. Паро издеваться, не отпуская народ жертвовать Г-споду. И вышел Моше от Паро, и помолился Г-споду. И сделал Г-сподь по слову Моше, и удалил аров от Паро, от рабов его и от народа его; не осталось от него ни одного. Но Паро отягчил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа. /…/ И сказал Г-сподь Моше: зайди к Паро и скажи ему: так сказал Г-сподь, Б-г Иврим: «отпусти народ Мой, чтобы они послужили Мне. Ибо, если ты отказываешься отпустить и еще будешь удерживать их, То вот, рука Г-сподня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, — моровая язва весьма тяжкая. И различие сделает Г-сподь между скотом Исраэйльским и скотом Египетским, и не умрет из всего, что у сынов Исраэйлевых, ничего». И назначил Г-сподь время, сказав: «завтра сделает это Г-сподь в земле этой». И сделал это Г-сподь на следующий день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Исраэйлевых не умерло ничего. И послал Паро, и вот, не умерло из скота Исраэйльского ничего. Но отягчилось сердце Паро, и он не отпустил народа. /…/ И сказал Г-сподь Моше: встань рано утром и стань пред лицо Паро, и скажи ему: так говорил Г-сподь, Б-г Иврим: «отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне. Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле. Ведь если бы Я простер теперь руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой мором, и ты истреблен был бы с земли; Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою, и чтобы возвестить имя Мое по всей земле. Ты еще противостоишь народу Моему, не отпуская его: Вот, Я ниспущу завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне. Итак, пошли собрать скот твой и все, что есть у тебя в поле; все люди и скот, которые останутся в поле и не будут убраны домой, — на них низринется град, и они умрут». Тот из рабов Паро, который убоялся слова Г-сподня, загнал рабов своих и стада свои в дома; А кто не обратил сердца своего к слову Господню, оставил рабов своих и скот свой в поле. И сказал Г-сподь Моше: простри руку твою к небу, и будет град на всей земле Египетской, на людях, на скоте и на всей траве полевой в земле Египетской. И простер Моше посох свой к небу; и произвел Г-сподь грохоты грома и град, и огонь разливался по земле, и ниспустил Г-сподь град на землю Египетскую. И был град и огонь, пламенеющий среди града, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской с тех пор, как досталась она народу. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град, и все деревья полевые поломал. Только в земле Гошэн, где были сыны Исраэйлевы, не было града. И послал Паро, и призвал Моше и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Г-сподь праведен, я же и народ мой виновны. Помолитесь Г-споду; и довольно быть громам Б-жиим и граду; и я отпущу вас, и не останетесь более. И сказал ему Моше: когда выйду я из города, простру руки мои к Г-споду, громы перестанут и града не будет более, дабы ты узнал, что земля Г-сподня; (30) Но ты и рабы твои, я знаю, что еще не убоитесь Г-спода Б-га. И лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен был в стеблях; А пшеница и полба не были побиты, потому что они поздние. И вышел Моше от Паро из города, и простер руки свои к Господу; и прекратились громы и град, и дождь уже не лился на землю. И увидел Паро, что перестал дождь и град, и громы, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое, он и рабы его. И заупрямилось сердце Паро, и он не отпустил сынов Исраэйлевых, как и говорил Г-сподь чрез Моше. (Шемот 7:14-18, 20б-21а, 23-29, 8:3б-11а, 16-28, 9:1-7, 13-34)

Главные особенности рассказа о казнях в этой версии:

  1. Какие казни упомянуты? кровь, лягушки, аров, моровая язва, град.
  2. Какую тактику выбирает Моше в общении с Паро? Моше просит «отпустить народ, чтобы он послужил Г-споду в пустыне», иными словами, речь идёт о временном отпуске. В одном случае Паро прямо предлагает компромиссный вариант: совершить служение Всевышнему не в пустыне, а в Египте, но Моше отклоняет этот компромисс (там 8:21-23).
  3. Какова реакция Паро? Паро несколько раз соглашается отпустить народ, но когда очередная казнь минует, вновь отказывается, и «ожесточает своё сердце» (там 8:4-11, 8:24-28, 9:7, 9:27-34).
  4. Избирательность казней: Аров поражает египтян избирательно, Земля Гошен от него не пострадала (там 8:18-19), моровая язва избирательна (там 9:6), особенно интересна избирательность града: не только земля Гошен спасена, но и «те египтяне, которые убоялись слова Г-сподня» (там 9:20).
  5. Роль Аарона: упомянут всего несколько раз, в паре с Моше, самостоятельной роли не играет.
  6. Роль волхвов: не упомянуты вовсе.

Источник Р

Всевышний призывает Моше

И говорил Б-г Моше, и сказал ему: Я Г-сподь. Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову Б-гом Всемогущим, а именем Моим «Превечный» не открылся им. И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Кынаанскую, землю пребывания их, в которой они пребывали. И Я услышал также стенание сынов Исраэйлевых, которых Египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой, Потому скажи сынам Исраэйлевым: Я Г-сподь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом, и вы узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш, выведший вас из-под ига Египетского. И введу вас в землю, о которой Я поднял руку Мою, (клянясь) дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову, и дам Я ее вам в наследие. Я Г-сподь. И говорил так Моше сынам Исраэйлевым, но они не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы. И сказал Г-сподь Моше, говоря: Войди, скажи Паро, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Исраэйлевых из земли своей. И говорил Моше пред Господом, сказав: вот, сыны Исраэйлевы не слушают меня, как же послушает меня Паро? А я тяжел устами./…/ Вот главы отеческих домов их: сыны Рыувэйна, первенца Исраэйля: Ханох и Фаллу, Хэцрон и Карми: это семейства Рыувэйна. Сыны же Шимона: Йымуэйл и Ямин, и Оад, и Яхин, и Цохар, и Шаул, сын Кынаанеянки: это семейства Шимона. Вот имена сынов Лейви по родам их: Гэйршон и Кыат, и Мырари. А годов жизни Лейви сто тридцать семь лет. Сыны Гэйршона: Ливни и Шими, по семействам их. А сыны Кыата: Амрам и Ицар, и Хэврон, и Узиэйл. А лет жизни Кыата было сто тридцать три года. А сыны Мырари: Махли и Муши. Это семейства Лейви по родам их. И взял Амрам Иохзвэд, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моше. А годов жизни Амрама сто тридцать семь лет. Сыны же Ицара: Корах и Нэфэг, и Зихри. А сыны Узиэйла: Мишаэйл и Элцафан, л Ситри. И взял Аарон в жену Элишеву, дочь Амминадава, сестру Нахшона; и она родила ему Надава и Авиу, Элазара и Итамара. Сыны Кораха: Асир и Элкана, и Авиасаф — это семейства Кораха. (25) А Элазар, сын Аарона, взял себе в жену из дочерей Путиэйла; и она родила ему Пиныхаса. Вот главные отцы Лейвитов по семействам их./../ Но Г-сподь сказал Моше: смотри, Я поставил тебя (вместо) Б-га пред Паро; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, из земли своей. Но Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. И не послушает вас Паро, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Исраэйлевых, из земли Египетской великими казнями. И узнают Египтяне, что Я Г-сподь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Исраэйлевых из среды их. И сделали Моше и Аарон; как повелел им Г-сподь, так они и сделали. Моше был восьмидесяти лет, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали они говорить с Паро (Шемот 6:2-12, 14-25, 7:1-9).

Главные особенности Откровения Всевышнего в версии Р.

  1. Имя Всевышнего: Б-г, Г-сподь
  2. Как Всевышний сам называет и объясняет Себя? Всевышний, как и в других версиях, говорит о том, что «поставил завет Свой» с патриархами, чтобы даровать им Землю Обетованную. Вместе с тем особо выделено, что «Именем Предвечный (Четырёхбуквенное Имя) не открылся им (Там 6:2-4). Для автора Р очень важна идея «стадиальности» Завета: Завет с патриархами, это только первая ступень Завета, вторая, более высокая ступень, это Завет с Моше и Синайское Откровение. Этой, более высокой степени, соответствует Четырёхбуквенное Имя, сокрытое и табуирования для всех неевреев, и даже Патриархам до времени не раскрытое. Надо отметить, что в источнике Р Четырёхбуквенное Имя, действительно, встречается впервые только в этом рассказе.
  3. Как Всевышний объясняет своё вмешательство в судьбы людей: Я услышал также стенание сынов Исраэйлевых, которых Египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой (там 6:5).
  4. Как выглядит место Откровения? Не указано.
  5. В чём именно заключается миссия Моше? Как и в источнике Е, прийти к Паро и потребовать «отпустить сынов Израиля» (там 6:10-11). Но есть и нечто новое: «Я поставил тебя (вместо) Б-га пред Паро» (там 7:1).
  6. Что обещано? Помимо избавления из Египетского рабства и Земли Обетованной, Народ Израиля должен стать Избранным Народом: «Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом, и вы узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш, выведший вас из-под ига Египетского» (там 6:7).
  7. Как следует Моше вести себя по отношению к Паро? Никаких уловок и увёрток, никаких просьб о «трёхдневном отпуске»: «Войди, скажи Паро, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Исраэйлевых из земли своей» (Там 6:10-11).
  8. Какова миссия Аарона? Миссия Аарона вполне сопоставима с миссией Моше: Если Моше — это Б-г (по крайней мере, для Паро), то Аарон — его пророк (там 7:1), Если Моше просто «будет говорить все, что Я повелю тебе», то Аарон «будет говорить Паро, чтобы он отпустил сынов Исраэйлевых» (там 7:2-3). В данном случае роль Аарона вовсе не сводится к роли «толмача», как в источнике Е. Его миссия — поистине пророческая!
  9. Какова реакция Моше? Моше уклоняется, ссылаясь на косноязычие и на то, что сыны Израиля его не послушали (там 6:10-12).
  10. Как следует вести себя самим израильтянам? Какова их возможная реакция на Откровение? «они не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы» (там 6:9).

Казни египетские

И пришел Моше и Аарон к Паро, и сделали так, как повелел Г-сподь. И бросил Аарон посох свой пред Паро и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал Паро мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи. И заупрямилось сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Г-сподь. /…/ И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: возьми посох твой и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое стечение вод их; и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской, и в деревянных, и в каменных (сосудах). И сделали так Моше и Аарон, как повелел Г-сподь. /…/ и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские сделали то же чарами своими. И заупрямилось сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Г-сподь. / …/ И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: простри руку твою с посохом твоим на реки, на потоки и на озера; и наведи лягушек на землю Египетскую. И простер Аарон руку свою на воды Египетские; и вышли лягушки, и покрыли землю Египетскую. Но то же сделали и волхвы чарами своими /…/ И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: «простри посох твой и ударь в прах земной, и превратится он во вшей на всей земле Египетской. И сделали они так: и простер Аарон руку свою с посохом своим, и ударил в прах земной; и появились вши на людях и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской. Пытались сделать так и волхвы чарами своими, чтобы произвести вшей, но не могли. И были вши на людях и на скоте. И сказали волхвы Паро: это перст Б-жий. Но сердце Паро заупрямилось, и он не послушал их, как и говорил Г-сподь /…/ И сказал Г-сподь Моше и Аарону: возьмите полные горсти ваши пепла из печи, и пусть бросит его Моше к небу в глазах Паро; И станет он пылью во всей земле Египетской, и станет на людях и на скоте воспаление, развивающееся в нарывы, во всей земле Египетской. И они взяли пепла из печи, и предстали пред лицо Паро. И бросил его Моше к небу, и сделалось воспаление, развивающееся в нарывы, на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моше по причине воспаления; потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Г-сподь ожесточил сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Г-сподь Моше. (Шемот 7:10-13, 19-20а, 21б-22, 8:1-3а, 12-15, 9:8-12)

Главные особенности рассказа о казнях в этой версии:

  1. Какие казни упомянуты? Посох превращается в змея (в канонический перечень десяти казней это чудо не включено, но стилистика изложения сходна с рассказом о других казнях). А также: кровь, лягушки, вши, нарывы (воспаления) на людях и на скоте.
  2. Какую тактику выбирает Моше в общении с Паро? Об общении Моше и Паро ничего не сказано.
  3. Каков реакция Паро? Нигде не сказано о колебаниях Паро, о том, что он подумывал отпустить Иврим. Но при описании каждой казни ясно сказано, что «заупрямилось сердце Паро» (там 7:13, 7:22, 8:15). В дальнейшем появляется иная формулировка: «Г-сподь ожесточил сердце Паро» (9:12).
  4. Избирательность казней: ничего не сказано.
  5. Роль Аарона очень велика. К нему обращается Г-сподь с повелением совершить очередную казнь, иногда — напрямую, наряду с Моше (там 7:8, 9:8), иногда — через посредство Моше (там 7:19, 8:1, 8:12). При исполнении Б-жественного повеления Аарон использует свой посох, с которым происходят чудесные превращения (там 7:10, 7:19-20, 8:1, 8:12).
  6. Волхвы присутствуют постоянно: они повторяют чудо обращения посоха в змия (там 7:11-12), превращают воду в кровь (там 7:22) казнь лягушками (там 8:3), пытаются, но не могут повторить казнь вшами (там 8:14). Однако по мере умножения казней становится всё более заметно, что волхвы не могут уже конкурировать с Господом и его посланниками: «И не могли волхвы устоять пред Моше по причине воспаления; потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах» (там 9:11).

Различные версии рассказа о Казнях египетских будут продолжены в следующем недельном разделе.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.