Михаил Бялик: Запечатлевший историю. 90 лет Леониду Могилевскому

Loading

Жителям и гостям Петербурга, приходящим к расположенному в Невском районе величавому и очень человечному Мемориалу героическим защитникам города, именуемому в народе «Журавли», имя Могилевского вряд ли известно…

Запечатлевший историю

90 лет Леониду Могилевскому

Михаил Бялик

Леонид Могилевский

Мне хочется от всей души приветствовать живущего, как и я, в Гамбурге известного скульптора, заслуженного художника России Леонида Могилевского, которому 23 января предстоит пересечь важный жизненный рубеж (мною уже преодоленный) — 90-летие. Я не специалист в области изобразительных искусств, моя профессия — музыкальный критик. Я близко знал, среди прочих, композиторов и поэтов, создававших замечательные песни. Их подхватывали и с радостью пели миллионы людей, причем большинство этих людей не знало, кто сочинил полюбившиеся им стихи и музыку. Но авторов это обстоятельство не огорчало — напротив, радовало. Безымянные песни бытовали как народные, и это было их высшим признанием. Подобную радость, я думаю, должен испытывать и наш юбиляр.

Жителям и гостям Петербурга, приходящим к расположенному в Невском районе величавому и очень человечному Мемориалу героическим защитникам города, именуемому в народе «Журавли», имя Могилевского вряд ли известно. Им кажется, что органично вписавшаяся в пространство скульптурная композиция располагалась тут всегда и просуществует еще немало веков (надеюсь, так оно и будет).

Мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге

То же можно сказать по поводу другой работы Леонида — удивительного изображения вольно летящих птиц. Эта скульптура, находящаяся на Карельском перешейке, в знаменитом питерском пригороде Репино (бывшая Куоккала), давно уже стала художественным символом тех мест.

Скульптурная композиция «Летящие лебеди» в Репино

В гамбургском районе Шнельзен, на деньги, собранные жителями окрестных улиц, был установлен изваянный Могилевским памятник двадцати еврейским детям, зверски замученным фашистами. В ноябре 1944 года их привезли в Гамбург из Освенцима, чтобы ставить на них медицинские опыты. Когда война подходила к концу, в ночь с 20 на 21 апреля 1945 года, желая скрыть преступление, эсесовцы повесили больных ребят. По инициативе церковной общины и проживающих в строившемся районе людей, было решено назвать улицы именами погибших выходцев из разных стран, а имя одного из них, 10-летнего уроженца Польши Романа Целлера, дать новой площади. На ней и стоит небольшой, но выразительный намятник с именами и портретами безвинных жертв. Каждый год 20 апреля тут проходит день поминовения, с участием многочисленных школьников, их родителей и учителей.

Памятник погибшим детям в Гамбурге

В другой части города, респектабельном Эппендорфе, на одном из домов улицы Байм Андреасбруннен, висит созданная Леонидом красивая мраморная доска с барельефом выдающегося композитора Альфреда Шнитке, напоминающая о том, что здесь жил он в свои последние годы.

Памятная доска на гамбургском доме, где жил А. Шнитке

На протяжении уже многих лет Могилевский связан с Еврейской общиной Гамбурга. Раньше здесь ему было предоставлено ателье, где благодарный мастер выполнил по просьбе руководства общины несколько работ. Всякого, кто входит в вестибюль Образовательного центра на Гриндельхоф 30, встречает большой портрет-барельеф Йозефа Карлебаха, чье имя носит центр.

Л. Могилевский у выполненного им барельефа Й. Карлебаха

Упомяну еще обаятельный скульптурный «набросок», сделанный Леонидом под впечатлением поездки в Иерусалим и запечатлевший фигуры молящихся у Стены плача.

«Стена плача»

В предоставленном ему помещении он изваял также фигуры таких популярнейших людей, как Аркадий Райкин, Людмила Белоусова и Олег Протопопов, братья Виталий и Владимир Кличко.

Портрет Аркадия Райкина
Скульптурная композиция «Л. Белоусова и О. Протопопов»

К сожалению, через некоторое время комната, где располагалась мастерская Лёни, понадобилась общине для других целей, и его «выселили». Для него это оказалось ударом, пагубно отразившимся на его здоровье. Всю жизнь он привык с утра до вечера трудиться, и вдруг, готовый реализовать многочисленные художественные идеи, оказался не у дел. А тут еще подоспела пандемия…

Могилевский живет в Эппендорфе, неподалеку от парка, который славится небольшим, но необычайно живописным озером, кстати, недавно подвергнутым «санации». Дивный пейзаж портит лишь странная, никому не нужная кирпичная колонка, кем-то возведенная на берегу. Лёню осенила отличная мысль: использовать ее в качестве пьедестала для скульптурной композиции, которая представляла бы собой вариацию на излюбленную им, полную многочисленных символических смыслов, тему летящих птиц. Он даже поделился через местную газету с жителями района своей мечтой выполнить и подарить парку это изваяние, а также продемонстрировал сделанный пока из бумаги макет. Мастер попросил помочь ему: для того, чтобы осуществить «привязку» объекта к местности, решить ряд технических и бюрократическим задач, ему нужен соавтор-архитектор. А еще — сравнительно небольшая денежная сумма, дабы перелить гипсовый макет, когда он будет готов, в металл. Конечно, сейчас, пока свирепствует ковид-19, ведомствам не до того. Но я надеюсь, когда коварный вирус будет побежден, найдутся люди и благотворительные институции, которые поддержат художника, и в ганзейском городе появится еще одна любимая его жителями достопримечательность.

Поздравляя Мастера с юбилеем, я хочу также обратиться с добрым словом и к его музе, прекрасной Галине, чья любовь и постоянная забота обеспечили ее мужу долголетие. Желаю им обоим многих, насколько возможно, здоровых и счастливых лет!

Галина и Леонид Могилевские
Леонид Могилевский (справа) и автор статьи Михаил Бялик у мемориальной доски на доме, где жил Альфред Шнитке
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Михаил Бялик: Запечатлевший историю. 90 лет Леониду Могилевскому

  1. Спасибо за статью! Для меня это открытие еще одного имени. Я ведь из Невского р-на, прожил там без малого 30 лет, а вот памятника «Журавли» на правобережье не помню. Позор мне, позор… Зато прекрасно помню замечательных «Журавлей» в Репино, где бывал неоднократно.
    От души поздравляю мастера и желаю долгих лет!

    1. Мой папа Эдуард Якобсон, ему 94, ведёт активную переписку по возвращению мемориального комплекса » Катюша» на прежнее место — не существующий завод им. Карла Маркса, на котором он проработал 50 лет. Он с удовольствием бы пообщался с Леонидом Георгиевичем, поскольку живёт тоже в Германии.

  2. Cтатья Михаила Григорьевича Бялика в честь юбиляра — скульптора Леонида Могилевского стала для меня его открытием. В Петербурге, где воздвигнуты его замечательные скульптуры, меня давно нет. А в Ленинграде, где я жила до возвращения городу первоначального имени, по-видимому их еще не было. Талант и печаль в скульптуре «Журавли». Эти же чувства оставляют и другие работы, посвященные тяжелому историческому прошлому. Жаль, что и в Гамбурге автор глубоких произведений недооценен. Иначе бы его не лишили мастерской. Это говорит о том, что всюду начальство к искусству глухо, а власть бюрократии непобедима. И все-же Леонид Могилевский своими созданиями уже вошел в историю искусства. И хочется верить, что ему еще удастся воплотить новые замыслы. Спасибо автору за рассказ об этом талантливом человеке. И выражаю надежду на плодотворное долголетие обоим — автору и герою его поздравления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.