Кинорецепт от Бориса Бермана. «Оккупированные»

Loading

Несбё, конечно, не Шекспир, но героев шекспировских я по ходу просмотра вспоминал не раз… Герои «Оккупированных» грешат, и почти всех настигает возмездие. Но мне, признаюсь, никого из них не жалко. Жалко лишь детей. Их отцы и матери бросили свои судьбы в политическую топку, забыв про тех, кто с ними рядом.

Кинорецепт от Бориса Бермана

Сериал «Оккупированные» (“Okkupert” / “Occupied”)

Борис Берман

Продолжение. Начало

Я совсем не читаю детективов, но несколько лет назад мне порекомендовали норвежца Ю Несбё — и я запал… А на прошлой неделе обнаружил в сети норвежский сериал «Оккупированные», там автор идеи и один из сценаристов — Ю Несбё. Первый сезон вышел в 2015-м, а в 2019-м — третий, заключительный.

Это антиутопия с довольно рискованной завязкой: США вышли из НАТО, в Персидском заливе очередной конфликт, поэтому в Европе дефицит нефти, а в Норвегии тем временем к власти в пришли радикальные противники углеводородной экономики, они решают прекратить добычу нефти и газа. Это вызывает панику у европейцев, они давят на норвежское правительство, но — безуспешно. И тогда Евросоюз обращается к России, чтобы та выступила в роли «кризисного менеджера» и взяла под свой контроль добычу углеводородов в Норвегии…

В общем, знаменитое «русские пришли». Именно такую трактовку я обнаружил в немногочисленных публикациях после премьеры первого сезона «Оккупированных». Спорить не стану, потому что переубедить невозможно.

Я смотрел все 24 эпизода с неослабевающим интересом. Потому что этот сериал не столько про политические распри, сколько про жизнь.

О чем эта антиутопия?

  1. О том, что политика и честность — две вещи несовместные.
  2. О том, что цель, какой бы благородной она ни была, теряет своё благородство, если ее достигают грязными методами.
  3. О том что «простой народ» (в данном случае норвежский) доверчив, как малое дитя, и, как то же дитя, жесток и лишён рефлексии…

Все три вышеперечисленных мною пункта — из арсенала «капитана Очевидность», но Несбе закручивает сюжет с такой изобретательностью, с таким вниманием к деталям, что это вооружает зрителя какой-то новой, незамутненной оптикой.

У каждого героя в этом многофигурном сериале есть своя линия, за ней интересно следить не только в силу детективного допинга, но и потому, что характеры героев меняются от эпизода к эпизоду. Благородный подличает, а подлец вдруг проявляет благородство…

Несбё, конечно, не Шекспир, но героев шекспировских я по ходу просмотра «Оккупированных» вспоминал не раз…

Герои «Оккупированных» грешат, и почти всех настигает возмездие. Но мне, признаюсь, никого из них не жалко. Жалко лишь детей. Их отцы и матери бросили свои судьбы в политическую топку, забыв про тех, кто с ними рядом. «Мама, — говорит одна из юных героинь сериала, — ты ведь даже когда разговариваешь со мной, думаешь не обо мне…»

Не стану называть имена норвежских артистов, потому что они вам ничего не скажут (да и мне тоже), но они, на мой взгляд, работают первоклассно. И режиссеры (их несколько) знают толк в профессии. Из наших артистов — в третьем сезоне небольшая, но интересная роль у Дарьи Екамасовой, и во всех трёх сезонах царит Ингеборга Дапкунайте, она играет посла России в Норвегии.

Кто-то из зарубежных комментаторов высказал мысль о том, что этот сериал, дескать, про «норвежский характер». Быть может. Но, думаю, не только про норвежский.

Поэтому его и смотрят во всем мире.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Кинорецепт от Бориса Бермана. «Оккупированные»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.