Михаил Ривкин: Недельный раздел Трума

Loading

Йехезкель был величайшим пророком своего поколения, и, при этом, коэном «знающим Тору», однако и его авторитет был не достаточен! По мере того, как усложнялось и совершенствовалось служение в Храме, росла роль коэнов и их особый, священный статус во всех сферах общественной жизни Израиля.

Недельный раздел Трума

Михаил Ривкин

Источник Р

Наставление о Мишкане (Скинии) (Шемот гл. 25-27)

Переходя от раздела Мишпатим к разделам Трума и Тецаве мы, одновременно, переходим и от источника Е к источнику Р… И попадаем в совершенно иной мир! Представления автора Е об отношениях между Всевышним и человеком были достаточно просты и наивны. И яснее всего эта наивность проявилась в описании ритуальных атрибутов жертвенного служения. Всё, что мы знаем о правильном способе и месте принесения жертвы это повеление воздвигнуть жертвенник «на всяком месте, где Я положу память имени Моего». Желательно, чтобы жертвенник был земляной, но, в крайнем случае, можно возвести его из неотёсанных камней. Вот, пожалуй, и всё, что требует Создатель от человека в части орудий и способов жертвенного служения, по версии Е.

Для источника Р само жертвоприношение это регламентированный в малейших деталях ритуал. Чуть дальше, в книге Ваикра, мы увидим насколько подробно было расписано каждое движение исполняющих его коэнов. Но ещё важнее, что каждое такое движение было жёстко привязано к одной из конкретно обозначенных точек особого сакрально пространства, Шатра Соборного. Никакое жертвоприношение, никакой сопровождающий обряд для Р был абсолютно немыслим вне Шатра Соборного, или даже внутри него, но без точного указания места и Священных Сосудов, используемых в этом обряде. И, само собой разумеется, существует один-единственный Шатёр Соборный. Не может быть и речи о «всяком месте»! Весь ритуал централизован до предела!

Такое мировоззрение характерно для одной из самых поздних стадий создания текста Пятикнижия. В начале эпохи Второго Храма потребовалось приложить великие усилия, чтобы обосновать и освятить именно такой порядок жертвенного Б-гослужения и именно такую планировку Мишкана. Но наилучший способ освятить и канонизировать т от или иной закон состоит в том, чтобы указать в прошлом некую авторитетную фигуру, на которую можно было бы сослаться. В первом или во втором поколении после восстановления жертвенного служения нашёлся коэн, из потомков Цадока, который приписал такую планировку и такой порядок жертвоприношений пророку Йехезкелю. Но и этого было мало, и уже автор Книги Хроник указывает в качестве такого авторитета Царя Давида. Но и это было не слишком убедительно, особенно для коэнов из рода Цадока. И, наконец, автор Р, ничтоже сумняшеся, приписывает эту планировку самому Моше, который, разумеется, получил её прямо из уст Творца. Йехезкель был величайшим пророком своего поколения, и, при этом, коэном «знающим Тору», однако и его авторитет был не достаточен! По мере того, как усложнялось и совершенствовалось служение в Храме, росла роль коэнов и их особый, священный статус не только в самом этом служении, но и во всех сферах общественной жизни Израиля. И неизбежным результатом этой доминирующей роли и этого священного статуса стало появление источника Р, в котором они явно сформулированы и освящены авторитетом Моше. Описание Мишкана стало своего рода проекцией этого священного статуса коэнов во внешнее трёхмерное пространство. Конкретные детали описания представляют собой контаминацию Видения Йехезкеля и описания Храма в Книге Хроник.

Чтобы подчеркнуть особую важность Наставления о Мишкане, автор Р поместил его сразу вслед за десятью Речениями (в версии Р, Шемот 20:1-17). Этим подчёркнуто, что именно наставления ритуального характера являются самыми важными в той множестве законов и заповедей, которые Моше получил на Горе Синай. В результате, последовательность изложения в источнике Р такова: Десять Речений, наставление о Мишкане и Священных Сосудах, одеяния коэнов, ритуал помазания коэнов, заповедь о Шаббате, Скрижали Завета, сияющая кожа лица Моше, повторное наставление о Мишкане. Мы видим, какие большие усилия приложил автор, чтобы соединить между собою эти, не всегда прямо связанные, рассказы. Насколько это ему удалось, попробуем понять, читая продолжения этого рассказа в следующих недельных главах.

А пока что постараемся, ещё раз, резюмировать все аргументы в пользу позднейшего происхождения источника Р:

1. В книге пророка Йехезкеля мы находим подробное описание одеяний коэнов (Йехезкель 44:17-19). Однако эти одеяния довольно просты, и не отличаются внешним блеском и роскошью. Между одеяниями обычного коэна и одеяниями Велико Коэна (первосвященника) не существенных различий.

2. Описание Вечного Огня в источнике Р выглядит так:

Ты же вели сынам Исраэйлевым, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно. В Шатре собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, да устроит его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред Господом. Это устав вечный для поколений их от сынов Исраэйлевых (Шемот 27:20)

Из сказанного ясно, что следует поддерживать огонь в лампаде с вечера и до утра. Однако в ранних описаниях Мишкана и Шатра Соборного мы не видим никаких указаний на соблюдение этого закона. Первое пророческое видение Шмуэлю, когда он был ещё ребёнком, описано так::

И светильник Б-жий еще не погас, а Шемуэйл лежал в храме Г-споднем, где ковчег Б-жий. И воззвал Г-сподь к Шемуэйлу, и сказал тот: вот я!(IШмуэль 3:3-4)

Из этих слов ясно, что с вечера зажигали «светильник Б-жий», он горел какое-то время, пока обитатели «храма» (точнее — Шатра Соборного) укладывались ко сну. Затем огонь угасал сам собою, и никто его не поддерживал. Автор специально подчёркивает, что «светильник ещё не погас», указывая, что всё случилось в начале ночи, затем сказано, что Шмуэль лежал всю ночь без сна.

3. Во дни Нехемии было установлено обязательство платить налог на Храм в размере треть Шекеля (Нехемия 10:33). Из самой формулировки этого установления ясно, что речь идёт именно о новом налоге:

И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шэкэля ежегодно для службы в храме Б-га нашего (там)

Однако в книге Шемот указан налог сходного назначения, но только увеличенный до половины шекеля позднейшими поправками:

Вот что давать им, каждому, проходящему для пересмотра: половину шекэля, по шекэлю священному, шекэлю двадцати гэйр: полшекэля приношение Г-споду. (Шемот 30:13)

4. Книга Шемот устанавливает особый состав елея, применявшегося исключительно для помазания коэнов. И далее сказано:

На тело (любого) человека не должно возливать его, и по составу его не делайте подобного ему. Святыня оно; святынею да будет оно для вас. Кто составит подобное сему и кто возложит из него на постороннего, тот истребится из народа своего. (Шемот 30:32-33)

Упомянутое в данном случае наказание, «истребится из народа своего», на иврите — «карет» фигурирует исключительно в источнике Р, и не встречается в более ранних книгах ТАНАХа.

5. Такое же наказание установлено для тех, кто использует не по назначению особое курение, которое надлежит поместить пред откровением в шатре соборном, где Я буду являться тебе (там 30:35)

Все эти, и некоторые другие детали ясно указывают, что описание Мишкана и Шатра Соборного относятся к самому позднему этапу формирования жертвенного ритуала, и что они были зафиксированы в самом позднем по времени источнике, в источнике Р.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.