Семен Талейсник: Жозеф Кун-Ренье и его «Медицина Гиппократa»

Loading

Семён Талейсник 

Жозеф Кун-Ренье и его «Медицина Гиппократa»

Стиль ар-деко, или «арт-деко» (фр. art déco, букв. «декоративное искусство») — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Оно представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль «аrt déco» включает в себя монументальность, элегантность стилизации, хороший вкус.

Ар-деко был роскошен, его продукции всегда была изысканной штучной, а не массовой или поточной, и считается, что эти богатство и роскошь — психологическая реакция на аскетизм и материальные ограничения в годы Первой мировой войны.

Стиль ар-деко в искусстве и в других областях жизни людей незаметно начал исчезать после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения после Второй мировой войны. Предполагают, что сегодняшний глянец в искусстве является отголоском арт-деко…

Влияние такого роскошного штучного вида искусства коснулось очень многих предметов, изделий, особенно ювелирных, моды, включая архитектуру, машиностроение, и даже живопись…

В СССР под влиянием этого направления были построены несколько зданий, и даже станция метро «Аэрофлот». В Нью Йорке — высотное здание компании «Крайслер». В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Живопись в стиле ар-деко родилась из абстракционизма Василия Кандинского, супрематизма Казимира Малевича, испытала влияние Амадео Модильяни. Ставший на многие годы законодателем мод, знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре сделал многое для пропаганды экзотического и красочного стиля aрт-деко, начало которому было положено «Русскими сезонами» в Париже Сергея Дягилева. Модели Поля Пуаре утверждали идеальный образ богатой и модно одетой современной женщины.

В Википедии можно прочитать о художниках, работавших в стиле ар-деко. Среди них много российских. Но только на двух французских сайтах я нашел кое-какую, весьма скудную информацию об этом художнике.

Итак, знакомьтесь! Жозеф Кун-Ренье (Joseph Kuhn-Regnier). Полное имя — Жозеф Уилфрид Луи Кун-Ренье (Joseph Wilfrid Louis Kuhn-Regnier). (1873-1940)

О нём пишут: — французский художник ар-деко, портретист, карикатурист и иллюстратор. О жизни художника практически ничего не известно. Я с большим трудом нашёл портрет очень небольшого размера (и весьма невысокого качества) и увеличил его, но не могу гарантировать, что это истинный Жозеф Кун-Ренье.

Иллюстрациями Жозефа Кун-Ренье были оформлены четыре тома избранных трудов по античной медицине, выпущенные в период с 1932 по 1934 гг. издательством «Javal et., тиражом 2 335 экземпляров. В своих замечательных рисунках художник создал декоративные иллюстрации древних методов диагностики и лечений, описанных отцом современной медицины — Гиппократом, одним из самых знаменитых врачей древности и основоположником научного подхода к лечению травм и различных заболеваний человека.

Эти иллюстрации стали самыми известными картинами художника. Мне было очень интересно рассматривать их, восхищаться смелостью художника в описании методов диагностики и лечения пациентов, вовсе не похожих на больных, а больше на актёров, имитирующих различные медицинские ситуации, вызывающие улыбку и доставляющие эстетическое удовольствие.

Хотя я не специалист в оценке художественных произведений, а дилетант, описывающий только то, что мне более или мене нравится и понятно с точки зрения врача. Тем более что художник вторгся в сугубо медицинский аспект. Однако, я не могу согласиться с мнением комментаторов литографий Жозефа Кун-Ренье, что на них представлены настоящие или реальные примеры методов лечения, распространенных в Древней Греции во времена Гиппократа. И не могу отнести их к эротике, о чём есть намёки в Интернете.

Это, скорее, своеобразная пародия, но выполненная не в виде карикатуры, а как представление условных взаимоотношений, поз и жестов, манипуляций и пособий в процессе диагностики и лечения врачей и пациентов, красивых, приятных и привлекательных женщин и серьёзных мужественных мужчин, с расчётом на снисходительные улыбки и чувство юмора у зрителя.

Женщины напоминают богатых и ухоженных патрицианок, а мужчины — воинов, легионеров или сенаторов и вельмож… Причём, так смотрятся как врачи, так и пациентки. А некоторые женские образы вообще напоминали куртизанок или гетер по их поведению в свободных раскрепощённых, даже фривольных позах и игривому настроению на отдельных репродукциях. Такой подход автора сохранился и в изображении очаровательных пациенток, с воплощением на рисунках их женственности, манер и поз.

Объектом в основном были совершенные тела красивых женщин с идеальными фигурами и даже иногда во фривольных позах, то есть пациентки в несколько шутливом, но не карикатурном виде. Показные страдания и болезненные манипуляции вызывают у зрителя улыбку сочувствия, но не ужас сопереживания настоящим страданиям и врачебным манипуляциям…

Этому соответствует их одежда — тога со свободной драпировкой и римские сандалии, причём все персонажи естественно относились к богатому или свободному сословию, ибо рабам тоги носить запрещалось. Художник также тщательно, хотя и несколько схематично показал интерьер «врачебных кабинетов, манипуляционных и даже операционных, где проходило лечение больных, порой больше смахивающий на будуар или спальню.

Итак, приступим к просмотру некоторых отобранных мною наиболее типичных и характерных литографий Жозефа Кун-Ренье, которые отражают их медицинский аспект. Что и позволило автору отнести все эти рисунки к «Медицине Гиппократа», хотя они могут таковыми считаться только лишь условно.

Естественно, что мы начинаем показ диагностического процесс, завершающегося КОНСИЛИУМОМ и беседой с пациенткой.

На этой картине трое глубоко задумавшихся эскулапов обсуждают результаты обследования бледной, но вполне приятной на вид женщины с аккуратно уложенной причёской, слегка накрашенными губами и смиренным выражением лица, накрывшей своё обнажённое тело одеялом до груди.

Жесты врачей напоминают театральные, лица подчёркнуто серьёзны перед окончательным решением предстоящей диагностической задачи.. Мизансцена вполне правдоподобно декорирована, хотя белье, как мы увидим и дальше легкомысленно цветастое, а ложа для осмотра пациентов скорее будуарные, нежели больничные… Отнюдь, не аскетичны, какими мы привыкли видеть столы, лежанки и другую мебель для обследования и лечения.

На втором рисунке отображена сцена объяснения врачом результатов обследования либо проведенного консилиума. Если бы эта миловидная молодая женщина не была так хороша и одета топлес, а выглядела бы не столь эффектно и в обычной закрытой одежде, то это был бы реалистический рисунок, а не в стиле арт-деко…

Об этом свидетельствует театральная поза и жест врача, держащего в руке свёрнутый пергамент истории болезни, театрально возвещая скорее вердикт, нежели сообщение о диагнозе, а также несколько грустное выражение лица пациентки с опущенными долу полузакрытыми глазками и волнительным румянцем на щеках… Но с красиво подобранными в причёске волосами.

Я поместил этот рисунок, чтобы спросить у врача, изображённого на нём, что он мог услышать или понять, обнимая грудь такой красивой нагой женщины? Хорошо было работать врачом во времена Гиппократа! Теперь такое обследование расценивалось бы как сексуальные домогательства… Хотя сидящая рядом женщина, похожая на мать пациентки, зорко следит за ходом обследования. Но, может быть, я и ошибаюсь. Тем более, что это только пародия или схема предположенных приёмов обследования шутника-художника…

Нас вовсе не шокирует применение клизмы у стоящей и нагнувшейся пациентки, что показывает плохое знакомство художника с этой процедурой. Необходима ведь определённая поза, уж, конечно, не стоя. Всё остальное, как будто, предусмотрено вплоть до задёргивания шторы, однако, это всё же не помещение для данной процедуры.

Для той манипуляции с введением в рот трубки для вдыхания лекарственного препарата, естественно раздевать пациентку догола никому не придёт в голову. Ведь и пациент догадывается, что необходимости в этом нет. Но пациентку её нагота не беспокоит, и она совершенно спокойно относится к процедуре, доверяя молодому красивому медику, удобно, или даже кокетлива, заложив ножку за ножку… Что у него в голове сейчас, какие мысли, даже подумать страшно. И завидно…

Не зря же бытует одесский анекдот, когда врач предложил пациентке раздеться за ширмой, наверняка имея в виду только до пояса, последняя, сняв всю одежду, сказала: «Доктор я уже разделась. А вы?». Я бы точно промахнулся и не попал пациентке трубкой для ингаляции в рот, испытывая неловкость и отвлекаясь её прелестями. Кстати, ингаляцию проводят преимущественно через носовые ходы…

Действительно, принято считать, что Гиппократ по запаху выдыхаемого воздуха, мочи, пота мог диагностировать или предполагать то или иное заболевание у человека. Этот метод помогает и сейчас опытному врачу поставить диагноз. Например, запах гниющих яблок изо рта или ацетона при диабете… На рисунке выше изо рта милой нагой (?) женщины виден прорисованный выдыхаемый воздух, который с серьёзной миной на лице улавливает врач.

Зачем надо искушать врача прекрасным голым телом молодой красивой женщины, проводя такое исследование, под силу объяснять только автору этого рисунка в его стиле… Как мы видим обследование нагих женщин, всегда производит одетые в тогу врачи. Это даёт возможность избегать непристойных предположений или намёков. Художник оставался джентльменом, отдавая предпочтение обнажению пациенток, что, несомненно, усиливает интерес к картинам у зрителей мужского пола…

Даже неприятная процедура кровопускания, проводившаяся на картине дедовским кровавым способом через разрез сосуда на тыле стопы, представлена вполне элегантно. Хотя некоторое страдание можно заметить на нежном личике пациентки, отвернутом от действа эскулапа, а сестрица готова предложить ей испить успокаивающий или обезболивающий настой из чаши.

У следующей пациентки врач скальпелем надрезает, по-видимому, созревший в горле гнойник. Обе пациентки одеты. Оказывается голышом и во времена Гиппократа не обязательно лечиться. Это уж премудрости автора рисунков. Как хочет, так и рисует. Чтобы было приятно разглядывать… Арт-деко, однако!

Следующая литография показывает нам подготовку к гинекологическому обследованию такой очаровательной пациентки, что вызывает у нормального мужчины не столько сочувствие к этой милой женщине, сколько невольное любование её телом. По мнению художника, с коим нельзя не согласиться, во времена Гиппократа не было ещё гинекологических кресел, и бедняжке довольно трудно сохранять удобную для обследования позу. Да и демонстрация инструмента для манипуляции выглядит нарочито искусственной и опять же театральной. Но всё без вульгарности и натурализма, с юмором и некоторым скепсисом по отношению к вольной интерпретации образов и действий на картинах художника.

Сюда же следует отнести и картинку с показом лечения мастита подобием какого-то отсасывающего красного цилиндра, на который с любопытством смотрит пациентка.

А вот и десмургия времён Гиппократа (наложение повязок) при лечении воинов с ранением ноги и тяжёлым ранением руки.

На этом рисунке на голеностопный сустав хирургом накладывается повязка. За процедурой подглядывает женщина в зелёной накидке, возможно родственница, медсестра держит его руку и успокаивает. На стене, возможно, для аллегории, видно панно с изображением воина в бою с мечом и щитом в руках.

А на этой литографии заканчивается наложение повязки и пращевидной косынки после ранения предплечья. В руке у медсестры шлем пострадавшего с ярко красным гребнем, символизирующем, возможно, его офицерское звание и принадлежность к определённому роду войск, а в другой — чаша с вином или успокоительным напитком.

На следующих иллюстрациях показано лечение массажем.

Это единственная литография, попавшаяся мне, где получает массаж стоящий во всей своей красе совершенно голый мужчина. Голень пациента массирует женщина, а руку — мужчина. Оба облачены в тоги. Перед массажисткой стоит зелёная бутылочка с маслом, а массажист держит в руке зелёную мочалку, либо смоченную из той же бутылки маслом того же цвета. Поза пациента театрально показная. Прекрасное гармоничное тело, спортивная фигура, молодое красивое лицо. Он стоит, подбоченясь, опираясь правой рукой о бок. Массажистка старается не всматриваться в подробности его телосложения…

Нежный массаж мышц поясничной области прекрасной молодой патрицианке проводят одновременно две массажистки с применением различных масел, находящихся в амфороподобных сосудах. Помещение, оборудовано с некоей роскошью, а не строго, как для медицинских процедур. Пациентка и массажистки сегодня побывали в руках парикмахеров, судя по модным причёскам «времён Гиппократа». Хотя, кто его знает. Может быть, это рабыни провели обычный утренний туалет своим госпожам…

Обнажённая пациентка, лежащая на постели, с красивыми завитыми локонами, отвернув лицо от зрителей, с румянцем не видимой щеке, спокойно реагирует на лечебный массаж живота, производимый обеими руками врача-массажиста. Эскулап с женоподобным лицом, полузакрытыми глазами и нежным румянцем, сосредоточен на ощущении силы создаваемого им давления и осторожности манипуляций своими чувствительными пальцами. Он пытается не доставлять неприятных ощущений или боли пациентке, улавливая её реакцию на массаж. Рядом стоит помощница или медицинская сестра, с ярко красным округлым предметом на салфетке, накинутой на её ладонь. Возможно, что это пузырёк с лекарственным снадобьем или с ароматическим маслом, добавляемым по мере надобности. Перед нами типичная сцена лечения, окрашенная глянцем и театральностью…

Пациент, принимающий ножную ванну, изображен нагим. Такой модус, как показывает художник, касается не только пациенток, но и пациентов. Но никогда — обслуживающего медперсонала. Неужели ванна для стоп и голеностопных суставов требует полного обнажения пациента? Конечно, нет. Или так было во времена Гиппократа, в чём я сомневаюсь, а Жозеф Кун-Ренье, напротив, нет.

Весьма элегантно и тактично показал художник сидячую ванну для пациентки, сидящей в ней спиной к зрителям. В ванну медсестра добавляет какое-то снадобье (ароматическое масло или лекарство), которое в соединений с водой оказывает лечебный эффект по одному из заболеваний, о котором мы можем догадываться, но этого вряд ли стоит делать. Ведь суть в сидячей ванне… Мы можем ещё раз убедиться, что персонал всегда одет. А помещение — всё тот же будуар или жилая комната.

В комплекс лечебных процедур, по мнению Жозефа Кун-Ренье, Гиппократ рекомендовал ещё «терренкур» — прогулки на свежем воздухе, ходьбу и как можно более длительную. Что и видно на следующей литографии, во время демонстрации лечебной ходьбы двух милых дам, налегке, чтобы одежда не обременяла… Под солнечным зонтиком и с веером для обмахивания и охлаждения…

Следующая литография для выздоравливающего с применением музыкальных процедур, весьма современна, ибо мелодии теперь звучат и в некоторых операционных, и для релаксации пациентов в депрессии.

Не всех больных, однако, можно было успокоить удачным лечением даже с применением музыки. И во времена Гиппоrрата встречались невропаты или психопаты, которые весьма несдержанно могли себя вести по отношению к врачам. Что видно на этом рисунке, когда пациент замахивается на сестру металлической вазочкой, предварительно поломав и разбросав вокруг мебель…

Не знаю и не уверен, что эта картинка имеет отношение к медицине, но она находится в том же собрании литографий «Медицина Гиппократа». Однако, обращает на себя внимание страдальческая гримаса юноши с прижатыми к животу руками и подгибающимися коленями, что говорит о возможной боли у него в животе. Но при чём здесь тогда эта загадочная и нагло улыбающаяся красавица в раскованной сексуальной позе, вальяжно раскинувшаяся на постели перед страдальцем, кокетливо и вызывающе помахивающая при этом шикарным веером из перьев тропической птицы?

Её повязки на плечах и ленточка на правом бедре, сочетающиеся с обручем на шикарной причёске с локонами, отнюдь не скрывающие, но подчеркивающие её наготу, не позволяют отвергнуть мысль о принадлежности красавицы к гетерам либо к суррогатным дамам для суггестии… Для лечения функциональной импотенции и снятия комплексов.

Тогда, возможно, что этот неискушённый юноша так перенёс свой первый опыт оплаченной любви. До боли внизу живота, а не в желудке, как написано в названии картины. Либо у него другая причина боли. Тогда ему следует обратиться к медикам и бежать от этой «волчицы»… Не знаю, право, как комментировать этот фривольный рисунок «шалящего» Жозефа Кун-Ренье, склонного к эпатажу.

Ну, а последняя картинка, вообще привела меня в смущение. Не только из-за типично кокетливого жеста согнутой ножкой, заигрывающей и соблазняющей строгого, пожилого эскулапа, опустившего глаза и не смотрящего на вызывающую, завлекающую позу весёленькой очаровательной молодой девицы. Но и из-за непонятного мне намёка на какую-то загадочную процедуру, желаемую этой женщиной… Не решаюсь делать предположения, но уверен, что и во времена Гиппократа пациентки могли соблазнять врачей. Как я однажды это уже описал (через много веков после Гиппократа) в моём эссе «Соблазнительные пациентки»…

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Семен Талейсник: Жозеф Кун-Ренье и его «Медицина Гиппократa»

  1. Уважаемый коллега,
    с большим интересом прочитал вашу статью. Древнегреческие темы и обстановка картин — один из источников этого стиля (арт-деко). Где-то в таком стиле рисовала в Париже блестящая художница-еврейка из Петербурга, объединившая арт-деко и кубизм — Тамара де Лемпицка. Иллюстрации хорошо подобраны и мило прокомментированы. Правда совсем уж оригинальным ваш герой не был: в этом стиле рисовало тогда немало художников. Жаль что так мало известно о жизни мастера.
    Спасибо за информацию.

  2. Интересная статья.С именем Жозефа Кун-Ренье (Joseph Kuhn-Regnier) я встречался, но в сокровищнице «аrt déco» так сложно найти нужную жемчужину и остановить на ней свое внимание!
    Спасибо автору за проделанную за нас работу.
    М.Ф.

    1. Спасибо, уважаемый Марк, за почин и доброжелательную оценку представленной работы.
      СТ.

  3. Какая интересная статья. И какой замечательный художник. Ну а стиль Арт Деко вообще чудо

    1. Уважаемая Майя! Спасибо за интерес, проявленный к статье и рад, что вам понравился художник и чудный стиль арт деко, в котором он и представил нам свои литографии.

Обсуждение закрыто.