Лев Мадорский: Пусть они встретятся

Loading

Лев Мадорский

Пусть они встретятся

В апреле 92-го в Москве было холодно. С хлебом перебои. На прилавках одни трёхлитровые банки с берёзовым соком. Молчаливые, хмурые очереди выстраивались задолго до открытия магазинов. Двери брали штурмом, отметая слабых и чересчур интеллигентных. Поэтому радостным событием стал этот телефонный звонок в квартире моих престарелых родителей. Приветливый, женский голос произносил слова правильно и излишне отчётливо. С чуть заметным акцентом.

— Здравствуйте. Здесь проживают Софья Моисеевна и Рувим Монусович Мадорские? С вами говорят из финского общества «Евреи за Иисуса». Приезжайте, пожалуйста, 3 мая к 10 часам утра по адресу Б.Дмитровская 6 за продуктовым набором. Спаси вас Христос.

Несмотря на рабочий день, 3 мая во дворе на Б.Дмитровской уже за полчаса до срока собрались человек 40-50. В основном, соплеменники. Народ прибывал и прибывал. Двор с трудом вмещал желающих отовариться на халяву. Обратил внимание на высокого, могучего телосложения мужчину, лет 40. Он выделялся не только ростом, но и тем, что единственный был в кипе, с трудом зацепившейся за густую, чёрную шевелюру. Евреи подходили и откровенно его рассматривали, так как больше в этом обычном, грязноватом московском дворе глазу зацепиться было не за что. Я тоже подошёл.

— Зачем в кипе? Здесь же христанские дела.

Гигант посмотрел на меня. Не почувствовал насмешки и ответил откровенно: — Продукты для евреев. А я по паспорту русский. Но только по паспорту. Так что, думаю, кипа не помешает. — И добавил, как бы, оправдываясь, — надо родителям помочь.

Ровно в 10 во двор въехал «рафик», груженный большими, картонными коробками. Судя по тому, с каким напряжением выгружал их водитель, коробки были серьёзными. Толпа одобрительно загудела. Сначала принял водителя, высокого роста, аккуратно одетого, за финна. Но когда он споткнулся и, чуть не уронив коробку, длинно выругался, понял, что ошибся.

В другом конце двора высокая, средних лет женщина отмечала получателей продуктов и желающим выдавала Библию. Новый завет. Никто не отказывался. В придачу к Библии евреи получали, тоже бесплатно, устные сентенции. Примерно, одинакового содержания: «Первые христиане были евреи. Христос был еврей. Евреи — избранный народ». Мы, привыкшие слушать в свой адрес высказывания совсем другого рода, смущённо улыбались. Доброе слово и кошке приятно.

Потом раздавали коробки. Наиболее дотошные стали проверять, что дают. Маленького роста, бочкообразный мужчина пошёл жаловаться. У него не оказалось бутылки масла, которую он заметил у других. После долгих поисков бутылку нашли.

И тут, по-театральному неожиданно, в центре двора возник невысокого роста молодой человек. Похожий на еврея. В чёрном до пят пальто. С длинными волосами. Непокрытой головой. Угольными глазами. Вскинутыми к небу руками. Он молчал. И было в его молчании, в его позе что-то завораживающе-напряжённое. Разговоры прекратились. Воцарилась тишина. Как музыканту, мне ближе слово «пауза». Долгая пауза. Нарушаемая отдалённым, уличным шумом. Точно выдержать паузу большое искусство. Ещё мгновение и она оборвётся. И в это мгновение молодой человек заговорил. Отчётливо произнося каждое слово. По-артистически непринуждённо.

— Величайшая трагедия человечества — евреи вне христианства. И христианство без евреев. Избранный Б-гом народ отказался от сына Б-га — Иисуса Христа. От этой чудовищной ошибки тянется цепь кровавых событий: от Крестовых походов до двух Мировых войн и Катастрофы. Он неё — неисчислимые страдания израильского народа. Они кончатся, когда евреи вернутся к Христу. К предкам, которые первыми пошли за Христом. Первые поняли его божественную суть…

Молодой человек говорил долго. Рассказывал о рождении Христа — Царя Иудейского. Крещении евреев в Иордане. Чудесах, которые творил Иисус. Учении его и учениках. Говорил вдохновенно. Казалось слова рождались прямо сейчас. В эту минуту. Серый, московский двор раздался, посветлел. Я огляделся. Евреи стояли отрешённо. С задумчивыми, торжественными лицами. Словно не слушали, а вслушивались в себя. Показались мне они другими. Не суетливыми и замотанными, как ещё полчаса назад, а спокойными и уверенными. Потомками великого, древнего народа. Осознавшими своё величие.

Потом мы окружили еврея-христианина. Он выглядел вблизи симпатичным парнем, лет 25-ти. Держался просто, естественно.

— Вы еврей?

— Да.

— Почему ушли к Христу?

— Я не уходил. Я пришёл.

— Но почему пришли не к своей религии? Почему изменили религии отцов?

— Потому что поверил. Этим объясняется всё.

Молодой человек застенчиво улыбнулся:

— Я не считаю, что изменил. Христианство — дерево. Огромное и прекрасное. Иудаизм — корни. Христианство — тоже учение отцов. — Закончил неожиданно, как бы, сам удивляясь тому, что говорил. — Иисус не нарушал еврейских законов. И ученикам своим не велел: «Не нарушать пришёл я, а исполнять».

Среди евреев не нашлось по -настоящему религиозных. Знатоков Торы. Никто не мог возразить юному христианину. Мы молчали и растерянно переглядывались. Да и не хотелось спорить с хозяевами после таких прекрасных подарков. Уходил я вместе с гигантом в кипе.

— Что скажете?

Он заглянул в коробку:

— Ради таких продуктов готов записаться куда угодно. Даже в адвентисты седьмого дня.

В пяти минутах ходьбы от двора, где нас обращали на «путь истины», находилось израильское посольство. Около него, прямо на улице располагался рынок, на котором можно было купить всё — от магендовида до квартиры. Пообщаться. Узнать последние новости. Придерживая драгоценную коробку двумя руками, я направился туда, надеясь приобрести саквояж. Мы собирались на постоянное жительство в Германию. Походил между рядами, с удивлением рассматривая евреев со всего Союза. Из Грузии — в огромных кепках. Среднеазиатских — небольшого роста, смуглых, даже, кажется, слегка раскосых. Высоких, блондинистых — из Прибалтики. Две тысячи лет не прошли бесследно. Прочитал объявление о том что в Хайфе одинокой женщине до тридцати лет могут на определённых условиях сдать комнату бесплатно…

И вдруг замер поражённый. Не может быть! За маленьким столиком, на котором лежали непонятные вещи, стоял тот самый еврей-христианин, с которым я расстался недавно. Или его брат-близнец. Подошёл поближе. Присмотрелся. Нет. Всё-таки не он. Но до чего похож! Те же пронзительно-чёрные глаза. Длинные волосы. Даже пальто того же покроя

— Что продаёте?

— Я не продаю, — возразил молодой человек и внимательно посмотрел на меня. — Вы еврей?

— Да.

— Мать еврейка?

— Да.

— Хотите сделать тфилин?

Моё невежество было безграничным:

— Что это такое?

— Молитва. Еврей должен делать ежедневно. — Близнец смотрел спокойно и приветливо. — Особенно важно тфилин сделать первый раз. Это Ваш первый шаг к Б-гу.

Я шёл к Б-гу уже несколько лет и обидно было узнать, что не сделал ещё и первого шага..

— Хотите? — повторил молодой человек.

— Хочу.

Вскоре понял, что согласился легкомысленно.

— Снимите плащ, пиджак, часы. Закатайте рукав на левой руке. Закройте глаза. Повторяйте за мной. — Команды следовали одна за другой. Одновременно близнец еврея-христианина намотал мне чёрную ленту выше локтя, как будто собирался измерить давление, одел предмет непонятного назначения на голову. Чтобы поглазеть на спектакль, стал собираться народ.

Я повторял слова молитвы. Тягучие, странные, ни на что не похожие: «Барух ата Адонай…» До чего прекрасен язык, на котором Б-г говорил с людьми. Лёгкое, светлое чувство захватило и понесло. Всевышний слышал меня. Остальное не имело значения.

Потом, взволнованный таинством молитвы, рассказал молодому человек о событиях сегодняшнего утра. Он слушал внимательно, не перебивая, с непонятным мне внутренним напряжением. Долго молчал А когда заговорил, я поразился сходству с евреем христианином. Та же непринуждённость. Чёткая дикция. Такая же подчёркнуто-интеллигентная манера растягивать слова:

— Господи, почему не могут оставить евреев в покое. Тысячелетиями одно и то же. Примите христианство. Примите мусульманство. Тех, кто отказывался, сжигали, вешали, расстреливали. Тысячелетиями… — Молодой человек помолчал. Как-то по особому, с усмешкой посмотрел на меня. — Впрочем, действовали не только кнутом, но и пряником. Евреев, принявших христианство или мусульманство, во все века гладили по головке, освобождали от налогов, предоставляли высокие должности. Короче, подкармливали. Как вас сегодня.

Оно снова помолчал, перебирая религиозные принадлежности. И сказал фразу, которая поразила меня: «Что же касается Христа, то он жил по законам Галахи. И ученикам своим велел». Час назад, примерно, те же слова произнёс еврей-христианин.

Не знаю почему, но домой шёл в радостно-приподнятом настроении.

— Как было бы здорово,— фантазировал я, — если бы они встретились. Поговорили. Может быть, даже подружились. Ведь у них так много общего. У обоих мать еврейка. Оба, как говорится, руками всевышнего вылеплены. Оба одинаково относится к Христу. Или почти одинаково. Верят в одного Б-га…

С тех прошло много лет. Что они делают? В какой стране живут? Наверно этого мне узнать не удастся. А очень бы хотелось…

Print Friendly, PDF & Email

66 комментариев для “Лев Мадорский: Пусть они встретятся

  1. Дорогой Лев, ох уж эти неверно записанные, неправильно запомненные, потерянные, в порыве порванные телефоны молодости! У меня они были судьбоносные. А вот у Вас – пропущена такая интересная встреча! Спасибо за ответ. К о.Меню, человеку, безусловно, неординарному, отношение двойное. С одной стороны- нельзя недооценить его призыв к декультолизации православных святых Гаврила и Евстратия , до сих пор они считаются “умученных от жидов”.С другой стороны – его работа по привлечению в православную церковь Советских евреев, дала, на мой взгляд, толчок непрекращающегося до наших времен явления христианизации российских евреев. У меня, в отличии от Вас, никакой толерантности к ним нет, не в обиду Вам будет сказано, конечно. Насколько я знаю, ни имена убийц о.Меня, ни причины убийства до сих пор неизвестны. Поэтому я оставляю за собой удовольствие считать, что убили его за оскорбление православных святых, то бишь за защиту жидов, которые никого никогда не умучивали.
    Кстати, был он необыкновенно, ну просто чертовски красив, и в жизни, как на фотографиях?

    1. Мадорский-Ане Г.
      А вот у Вас – пропущена такая интересная встреча!

      Дорогая Аня! Я тоже в то время очень жалел. Но время и энергии поехать к нему в приход ( я позже узнал от сестры, где он служит) не хватило. Я совершенно согласен, что авторитет А.Меня сыграл немалую роль в уходе евреев в христианство. Однажды, лет пять назад я пошёл посмотреть вместе с сестрой и её мужем ( он был старостой большой общины в Москве, она кассиром ) как проходит служба и был прямо-таки, поражён какое количество выкрестов в их приходе. Видимо, потому, что священник был еврей. Сейчас сестра живёт в Мюнхене. Я, действительно, отношусь к Меню, сестре, брату Даниэлю терпимо и с уважением ( это их выбор), но не значит, что поддерживаю.
      Вид у Александра Меня был очень приятный, представительный ( не исключаю, что в молодости он был, как Вы пишите «чертовский красив), причём, его пятый пункт не вызывал никаких сомнений. Помню, что он как-то не очень вписывался в общество окруживших его простых, деревенских бабуль.

  2. Уважаемый Лев.Излагаю свои впечатления по порядку.
    Во-первых, мне нравится Ваша открытость изложения от первого лица. Это внушает не только доверие к истинности излагаемого, но и к искренности автора.
    Во- вторых, предлагаемый Вами вниманию читателей отрывок из Вашей биографии и далеко идущие выводы о желаемости встречи христиан и иудеев свидетельствует , как правильно заметила Соня Тучинская, безусловно что Вы еще полны юншеского романтизма и веры в реализацию того , что по-моему, не реализуемое . Ибо мост, который надо построить для слияния этих двух религий, надо строить с двух сторон . А пока его хотят строить только отдельные евреи и небольшое число, опять таки евреев, их поддерживающих.
    Так что жить в это время прекрасное ….. а далее по тексту этой поэмы.
    И, наконец, в-третьих, спасибо за то что благодаря Вам получился этакий малый(но очнеь интересный и поучительный) референдум : Быть или не быть » братанию» евреев и христиан.
    С неизменным уважением , искренне

    1. Мадорский-Ружанскому.
      Ибо мост, который надо построить для слияния этих двух религий, надо строить с двух сторон

      Уважаемый Сэм! Тут всё-таки не всё так однозначно. Православные и католики, действительно, пока не слишком активно принимают участие в строительстве моста. Но некоторые ( число их растёт) протестанты уже поставили опоры со своей

      1. Извините, продолжаю: со своей стороны, протянули руки навстречу. Как и Ваш герой брат Даниэль. Спасибо за отзыв.

  3. Дорогой Лев! Чтобы не утонуть в бушующем море комментов на Вашу статью, скажу,что мне было грустно читать о том распределении продовольственных благ. И все понимаю… И грустно… В Израиле, когда хотять принизить значение нашей «алии», ее называют колбасной «алией». Да. возможно, кто-то приехал сюда из-за меркантильных интересов. Но в кругах моего общения — слава Богу, интересы к этой стране другие. И не обязательнодля этого уходить в религию. Просто нужно жить с чувством принадлежности к своему народу. И никакие коробки с продуктами от добрых дядечек не могди бы изменить моего отношения к еврейству, как части моей души. Спасибо за тему, которую подняли.

    1. Да. возможно, кто-то приехал сюда из-за меркантильных интересов. Но в кругах моего общения – слава Богу, интересы к этой стране другие.
      Дорогая Лина! Для меня дорог Ваш отзыв. Вы правы. Русскую алию, в своей значительной части, нельзя назвать колбасной. Евреи, которые могли поехать в Штаты или в Германию, но выбрали Израиль, это настоящие, я бы сказал, лучшие потомки Авраама. Я к ним, к сожалению, не отношусь.

  4. Я, как надежник, рекомендую высоких блондинистых прибалтов с рынка у израильского посольства в 1992 году убрать, ибо, после провозглашения независимости в 1991 году, для поездки в Россию нужна была весьма дорогостоящая виза.
    Лев

  5. Владимир Янкелевич, Натания
    — Mon, 05 Aug 2013 14:19:29(CET)
    Как руководитель еврейской общины я много контактировал с православным духовенством. Выпить с ними водки — это запросто, но подавляющее большинство — зоологические антисемиты.
    Ты пытаешься выдать свои красивые мечты за действительность, но народ порождает лидеров, светских и духовных, под стать себе.
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::МСТ:::::::::::::::::::::::::::::::::

    Т.е. это уже не о лидерах, но — о целом народе. Вам не нравится русский народ. Повторю вопрос, на который здесь не было ответа: а какие народы вам нравятся?
    В этом ведь всё дело.
    Справка. Государств две сотни, народов на порядок больше.
    Так — какие?

  6. Уважаемый Лев,

    коллеги всё разложили по полочкам. Поэтому то, что вы своей статье празднуете, не «встреча», а обычная Judenmission..
    Активные миссионеры и ловцы душ евреев занимаются настоящей охотой, без которой разваливается их теология. Советую посмотреть фильм, который сделал Саша Барон Коэн после своего первого оглушительного успеха в толерантной Америке.

    1. Мадорский-Альшуллер
      Активные миссионеры и ловцы душ евреев занимаются настоящей охотой

      Согласен абсолютно, уважаемый Борис! Вся эта акция ( а это была именно акция) носила ярко выраженный миссионерский характер. Тут вопросов быть не может. Есть в Германии приятель, которому не понравилось в общине и который вступил в секту: «Евреи за Иисуса» Говорит, что ему там нравится: «Лёва, приходи!» Но нет. Подобные сальто не для меня.

  7. Левочка, извини, к твоей статье добрался только сегодня утром с умилением в твоей работоспособности. Обнаружил там уже 48 (теперь уже 51) комментариев. Ты явный чемпион по интересу к твоим материалам. Не стал перечитывать ни уважаемого мною Янкелевича, ни Тартаковского.
    Я уже писал, что ты видно по натуре слишком добр, и ряд твоих последних работ носят на мой взгляд наивно — идеалистический характер, как по отношению к религии,
    в т.ч. к харидим, по отношениям общин с государством, так и израильско — палестинским
    отношениям. При этом, как твой доброжелатель, советовал тщательнее выбирать темы.
    В Штутгарте тоже имеется община «Евреи во Христе», материально хорошо поддерживаемая лютеранами, и. соответственно, активно привлекающая иммигрантов.
    Гонялись и за мной и Белой, но мы с ними не в с т р е т и л и с ь.
    К твоей статье пришел лишь сегодня, ибо напряженно работал над своим земляком
    Максимом Марголиным, которого поместил вчера вечером на Форуме
    «Холокост и Вторая мировая»
    Твой Лев.

    1. Мадорский-Гавартину
      При этом, как твой доброжелатель, советовал тщательнее выбирать темы.

      Дорогой тёзка! Спасибо за коммент. Я совсем не поддерживаю секту «Евреи за Иисуса» Об этом не может быть и речи. Я просто рассказал. стараясь по-журналистски не показывать своего отношения к событиям, о том что видел. Твою статью на форуме о Холокосте почитаю обязательно.

  8. Уважаемый Лев, у меня осталось смешанное чувство после прочтения вашего искреннего рассказа.
    Дискуссии об историчности Христа и об Евангелиях вспыхивают на Портале каждые пару месяцев. Я уже писал в одной из дискуссий, что Евангелия были совершенно новой формой демократической литературы: не в свитках до 12-15 м, а в форме книг. Массовое возвращение из персидской диаспоры и поиски новой нравственной ориентации в Эрец Исраэль 6-5 веков до н. э. получили новую динамику после завоеваний Александра Македонского и быстрой эллинизации Ближнего Востока в 4 веке. Об этом свидетельствует также появление новых еврейских сект, особенно ессеев. Для создания, появления и оформления новой массовой религии исторически необходимо не менее полутысячелетия. Может быть именно в этом состояла слабость новой мессианской псевдорелигии коммунизма? Поэтому мы можем исходить из того, что оно было создано эллинизированными евреями. Упоминание Море hаЦедек (Учителя Справедливости) можно найти в рукописях Мёртвого моря. Легенда об Иисусе планировалась и обрабатывалась как совершенная ЛИТЕРАТУРА в течение нескольких веков.
    В принципе Евангелие, восхитительная смесь поэзии и нравственного чувства; рассказ, витающий между грезами и действительностью; в раю, где не измеряется время и, кроме того, блестящий криминальный роман завоевало сердца людей. Во всем было много литературной неожиданности. Необходимо уделить значительную часть успеха Евангелия на долю удивления, вызванного у тяжеловесных европейских языческих племен необычайной восхитительностью семитского рассказа, искусным подбором фраз и разговоров, удачными, ясными и соразмеренными периодами. Непривычные к искусству Агады, благодушные язычники-европейцы так были очарованы ими, что и в настоящее время трудно себе представить, насколько в подобных рассказах может отсутствовать фактическая правда.
    По информации Ренана Еврейское Первоевангелие сохранялось до пятого века н. э. среди назарян в Сирии. Существовали и греческие переводы. Один из экземпляров подобного перевода имелся в библиотеке священника Памфила в Кейсарии: св. Иероним сообщает, что он переписал еврейский текст в Алеппо и даже перевел его. Все отцы церкви находили это еврейское Евангелие весьма сходным с греческим Евангелием, носящим имя Матфея. По большей части они приходили к заключению, что греческое Евангелие, называемое от Матфея, переведено с Еврейского.
    Уничтожение иудео-христиан Сирии повело к исчезновению еврейского текста. Греческие и латинские переводы этого Евангелия, находившиеся в нежелательном диссонансе с каноническими, погибли. Но многочисленные цитаты отцов церкви дают возможность иметь некоторое представление об оригинале. Отцы церкви правы, сближая его с первым Евангелием (Quelle Q). Еврейское Евангелие назарян очень походило на Евангелие, приписываемое Матфею, своим планом и расположением. По размером оно занимало среднее место между Евангелиями Марка и Матфея. По Ренану план повествования был таким же, как у Марка, более простой, чем у Матфея и Луки. Девственное зачатие Иисуса там отсутствовало.

    1. Мадорский- Альтшуллеру!
      Уважаемый Борис ! большое спасибо за отзыв. Всё что Вы написали, как обычно, интересно и глубоко. Но я хочу подчеркнуть, что написал не столько рассказ, сколько журналистский очерк. Очерк, в котором. практичсски отсутсвует фантазия, и,если так можно выразиться, «литературщина», и в котором теологические проблемы, вообще, практически, не затрагиваются. Некоторые разногласия возникли в комментариях. Дело в том, что далеко не все на нашем сайте, особенно верующие иудеи, разделяют моё желание примерить две великие религии. В этом смысл и пафос рассказа. Янкелевич пишет, что все священники, с которыми он встречался, будучи председателем еврейской общины во Владисостоке, оказывались злостные антисемиты и это подталивает к мысли, что мои планы не более чем Маниловские прожекты. Если так, то очень печально… Правда. я встречался с одним православным священником в Магдебурге, которого антисемитом никак нельзя было назвать. Но, возможно, Владимир, прав. Это, как и Мень, штучный товар.

  9. Мадорский-Янкелевичу
    —————————————————————
    ….церковь не школа и священник не учитель. Но в России для, в значительной массе, невежественного населения, она становится, особенно, в деревне, именно школой. а священник учителем. Имею в виду не математику и географию, а более важной науки отношения к людям
    =====================================
    Все в жизни бывает. Бывает и среди невежественного населения неизвестно откуда появляются просвещенные священники-учителя ведущие народ по пути «науки отношения к людям». Но невежественный народ не производит вежественных физиков, инженеров, врачей, и инженеров человеческих душ. Это самообман. Штучно — бывает, но ты пишешь о системе. Именно потому ты и помнишь Меня, что он резко отличался от своих коллег. Ну найдешь ты еще с десяток, и все на этом, хотя думаю, что не найдешь.
    Как руководитель еврейской общины я много контактировал с православным духовенством. Выпить с ними водки — это запросто, но подавляющее большинство — зоологические антисемиты.
    Ты пытаешься выдать свои красивые мечты за действительность, но народ порождает лидеров, светских и духовных, под стать себе.

    1. Мадорский- Янкелевичу.
      Но невежественный народ не производит вежественных физиков, инженеров, врачей, и инженеров человеческих душ.

      Дорогой Владимир! Спасибо за продолжение разговора. Мне с тобой всегда приятно обменяться мнениями. Я уже написал, ссылаясь на твой коммент, Борису Альшуллеру, что,возможно, моё искреннее желание помирить две религии это воздушные мосты. Время покажет.Что касается невежественного народа и «вежественной» интеллигенции, то так бывает. Из глухой российской деревни вслед за Ломоносовым вышли многие и многие. Короче,на главный предмет спора- можно ли перевоспитать антисемита по незнанию, по невежеству. вряд ли мы сможем дать вразумительный ответ. Короче, религия-дело тонкое. Религиозная тема для спора одна из самых трудных, и вызывает самые болезненные реакции. Я тут как-то написал в «Еврейскую газету» в Германии, что надо поставить общинам перед собой цель, как в Америке, как было до войны в Германии, постепенно отказываться от государственных дотаций. А пока жить скромно и работать в общинах на общественных началах. Господи, что началось! Хотя я считаю и сейчас, что толкотня и склоки в наших общинах, в основном, из за халявных денег.

  10. Владимир Янкелевич, Натания — Sun, 04 Aug 2013 23:18:38(CET)
    Тартаковский — г-ну Янкелевичу.
    Янкелевич — господину ТАРТАКОВСКОМУ
    «На что только ни пойдёшь в идейном раже…» — для меня это слишком тонко и интеллигентно.

    :::::::::::::::::::::::::::::МСТ::::::::::::::::::::::::::::::

    Иначе нельзя: предупреждён модерацией.
    Вообще же, заурядное явление. Бывшие члены КПСС, которых угораздило родиться русскими, слошь православные. Естественно — самые истовые. Истовее не сыскать.
    Так что не удивлен. Могу понять.

  11. L.M: Таким учителем был Мень, с которым немного знаком.
    Не могли бы немного поподробнее о Вашем знакомстве с Менем? Интересовала всегда меня эта не совсем понятная личность.

    1. Мадорский-Лине. Ане.
      Да. возможно, кто-то приехал сюда из-за меркантильных интересов. Но в кругах моего общения – слава Богу, интересы к этой стране другие.
      Дорогая Лина! Для меня дорог Ваш отзыв. Вы правы. Русскую алию, в своей значительной части, нельзя назвать колбасной. Евреи, которые могли поехать в Штаты или в Германию, но выбрали Израиль, это настоящие, я бы сказал, лучшие потомки Авраама. Я к ним, к сожалению, не отношусь.
      Мадорский-Ане.
      Не могли бы немного поподробнее о Вашем знакомстве с Менем? Интересовала всегда меня эта не совсем понятная личность.
      Уважаемая Аня! Что- то не срабатывает в компьютере и отвечаю в одном посте с ответом Лине.
      Мы познакомились с Менем совершенно случайно. В середине 80-тых я, был на платформе Пушкино станции Ярославской ж.д. и на противоположной плвтформе увидел священника в сутане с большим крестом, абсолютно еврейской внешности, возле которого стояли старушки. Сразу подумал- это Мень. Я знал, что его приход где-то неподалёку. Мне, как и Вам, личность священника была очень интересна, я читал его книгу, сейчас не припомню какую, в Самиздате. В то время я активно занимался радиожурналистикой, писал книги на педагогичекую темптику. Поезд должен был подойти скоро, но я перебежал на платформу, где был Мень и подошёл к нему Никогда не разговаривал раньше с православными священниками и обратился к Меню по- светски: «Александр Владимирович, здравствуйте. Я журналист. Не могли бы Вы найти время и дать мне интервью.» Мень посмотрел на меня внимательно: » Позвоните мне» и назвал номер телефона.
      В это время показался мой поезд. » Большое спасибо, — крикнул я. И кинулся на другую платформу. К сожалению это всё, так как номер по которому я позже позвонил не отвечал. Скорее всего, я неверно его запомнил.
      В прошлом году в Москве встретился с другом моей сестры, психиатором и писателем Владимиром Леви. Разговор зашёл о Мене, я вспомнил этот случай, а Владимир рассказал:
      — В 70 годы я жил у Меня дома несколько дней. Он сам позвонил мне и пригласил к нему приехать.У меня в то время был тяжёлый кризис, я развёлся с женой, но приехал. Мы проговорили всю ночь Мень оказался в моей роли, психотерапевта, и мне после разговора с ним стало легче. Я нахально спросил: » Могу ли у него пожить немного?» Домой ехать не хотелось. Мень выделил комнату в его довольно большом доме. Работали мы по утрам на одной пишущей машинке ( он писал с пяти утрадо семи. а я с семи до десяти утра.), много разговаривали. «Мень- закончил рассказ Леви,- был великий человек»

  12. Янкелевич — господину ТАРТАКОВСКОМУ
    «На что только ни пойдёшь в идейном раже…» — для меня это слишком тонко и интеллигентно.

  13. Дорогой, Лев!
    Так не пойдет.
    1. Цитата: «Один и корней антисемитизма- невежество. Не расизм, не ксенофобия, а элементарное невежество. С таким невежеством можно бороться только через просвещение. Если бы священник говорил о еврейском происхождении христианских святых, то уровень такого ( именно такого) антисемитизма снизился бы, как мне кажется, в разы».
    — Мне все годы жизни казалось, что к священнику в церковь ходят не за просвещением. Для этого существуют другие учреждения.
    2. Еще цитата: «Яркий пример- некоторая часть протестантов. Им пастор ( знаю одного такого верубщего лютеранина) говорил постоянно о происхождении христианства и вот результат- они друзья евреев и даже финансируют еврейскую алию».
    — Классический пример подмены причинно-следственной связи. Сначала они друзья евреев и даже финансируют еврейскую алию, а потом им пастор говорит о происхождении христианства от евреев, то есть то, что они принимают и сами по себе.
    Если ты не согласен, то давай аргументы. Но практика такова, что временна Саванаролы прошли, да и в те времена его слушали-слушали, а потом повесили. С тех пор священники говорят, что согласны слушать, а если иначе, то они становятся странствующими священниками — нужно же найти место, где тебя согласны слушать.
    3. Я с большим пиететом отношусь к японцам. На моих глазах велосипедист в Токио не справился с управлением и наехал на полицейского. Оба упали. К месту происшествия прибежал еще один полицейский. Они подняли велосипедиста и потом минут десять друг другу кланялись. А во время 2-й мировой войны в Кобэ стали появляться немецкие офицеры. Раввин закрасил вывеску на синагоге. Его вызвал начальник полиции, спросил, зачем тот закрасил вывеску, и велел восстановить — никто Вас не посмеет тронуть. Ему что, объяснял синтоистский «батюшка», что апостолы от евреев?
    Так что, нужно переходить в синтоизм? Изобретать гибрид иудаизма и синтоизма? А если не изобрести такой гибрид, то это будет мешать относиться к друг другу с уважением и жить в мире?
    Кем быть твоей сестре, Руфайзену и еще очень многим — это их дело. И не надо туда никого тащить и наоборот, вытаскивать. «Нельзя сапожищами».

    1. Мадорский-Янкелевичу
      — Мне все годы жизни казалось, что к священнику в церковь ходят не за просвещением. Для этого существуют другие учреждения.

      Дорогой Владимир! Давай вмете поразмышляем над этим, пожалуй, основным твоим возражением. Конечно церковь не школа и священник не учитель. Но в России для, в значительной массе, невежественного населения, она становится, особенно, в деревне, именно школой. а священник учителем. Имею в виду не математику и географию, а более важнонауки отношения к людям

      1. Извини. Продолжаю….а более важной науки. Науки отношения к людям, науки любви и доброты. Потому что именно это одна из главных задач религии. Таким учителем был Мень, с которым немного знаком. Такими учителями становятся и многие раввины.
        А тащить кого-то куда-то, тем более в христианство я не собирался и собираюсь. Это не мой путь. Об этом и речи нет. Но, по моему, это тебе и без того ясно.

        1. Извините за орфографические ляпсусы. Нажал раньше времени и не смог поправить.

  14. «Один и корней антисемитизма- невежество. Не расизм, не ксенофобия, а элементарное невежество. С таким невежеством можно бороться только через просвещение. »

    Дорогой Лев, Ваши последние («еврейские») публикации вызывают жалостливое изумление, с оттенком зависти. (к юношеской вере в желаемое и способности к самоумилению в любой ситуации)
    Как же так? Как все Ваши познания не помешали Вам посчитать невежество корневым источником юдофобии.
    А я вот сейчас навскидку начну списочек один зловещий, а Вы можете продолжить по своему усмотрению
    Академик Игорь Шафаревич
    Дьякон Кураев
    Иван Аксаков
    Иван Гончаров
    Василий Розанов
    Федор Достоевский
    Петр Столыпин
    Павел Пестель
    Вольтер
    Блаженный Августин
    ……………

    Странно до неловкости видеть, когда очень взрослый человек погружается в юношеские грезы. Это напрямую влияет и на выбор слов. Они выспренние, деланные, искусственно разбитые на короткие предложения, что, тем не менее, не делает текст «стильным. Вся эта душераздирающая сцена распределения промеж евреев гуманитарной помощи, все эти отвратительно-жалкие слова ее получателей , явно вызывающие умиление автора своей «жизненностью», приводят на ум замечательный текст Дмитрия Радомышского «Израиль и Маленький Изя». Не сердитесь на меня, Лев. Ничего личного. Вы изумительно бесконфликтно-ко-всем-дружелюбно настроенный человек. Ни одной отрицательной рецензии ни под одним текстом за целый год, правда и цена этих рецензий резко снижена именно по этой причине. Но и в Вашем тексте про сына, которого автор пытался всеми правдами и нерпавдами «отмазать» от еврейства, а потом, вдруг, в самоотверженном порыве, решили, а не фига, пусть будет, и в этой вещице есть какой-то немужской, паточно-романтизированный взгляд на вещи. Есть снисходительность к себе, к своим слабостям, попыткам приспособиться к режиму, которых даже не самые смелые женщины, живущие ТАМ, в одно время с Вами, сумели избежать. Во всех этих вещах «о еврейчиках» есть какая-то невыносимая (для меня, только для меня, разумеется) извиняющаяся интонация.
    Как будто они написаны как раз тем самым «маленьким Изей», а не евреем, гордо сознающим свое высокое избранничество, к которому он предназначен не другими людьми, а сами знаете Кем.

    А возвращаясь к Вашей цитате «о невежестве», позвольте мне привезти цитату из дневника Томаса Манна. Это очень хорошо излечивает от грез, («Как было бы здорово,— фантазировал я»), опускает на грешную землю, и вместо патоки дает в руки кусок ржаного хлеба. Не так вкусно, но жить можно. (Томас Манн мой любимейший писатель)

    Летом 1919 года Томас Манн (невежество?) ехал первым классом из Мюнхена в Берлин. Вот как он описал в дневнике своих попутчиков по купе. «В первой половине дня я был один с еврейской парой, чья женская половина вобрала в себя все самые отвратительные бабские черты, сутулая, жирная и коротконогая, один вид которой вызывает рвоту, с бледным задумчиво-меланхолическим лицом и тяжелым запахом духов… Евреи постоянно ели, покупали все, что им во время поездки предлагали, хотя и так имели все с запасом».

    1. Мадорский-Тучинской
      Спасибо, дорогая Соня, за коммент, хотя и негативный. Замечу три вещи:
      1. Вы пишите: Как все Ваши познания не помешали Вам посчитать невежество корневым источником юдофобии.
      Это не совсем так. Я сказал уже в ответе Янкелевичу, что к списку приведённому Вами невежество как раз не имеет отношения. И это не корневой источник, -писал я,- а только один из корней наряду, повторяю. с ксенофобией и расизмом. Но в чём-то вы правы. я за тепимость и понимание между людьми, ( в этом суть человеческих отношений. к которой мы должны стремиться) и, в том числе, между религиями.
      2. Мои сплошь положительные комменты объясняются не неискренностью, а тем, что на статьи или рассказы, которые мне не нравятся, я просто ничего не пишу. Впрочем, многие материалы я просто не успеваю прочесть. Если я писал и, надеюсь, буду писать положительные отзывы на Ваши матералы, то только потому что они мне нравятся по языку, отточенности, свободе владения словом
      3. Я с уважением и терпимостью отношусь как к своей сестре, убеждённой христианке, так и к выкресту еврею, герою моего рассказа.

  15. Господин Чевычелов пишет: » В Евангелиях нет и никогда не было антисемитизма…»
    Уважаемый г-н Чевычелов позвольте с вами не согласиться.
    Посмотрите на реакцию людей, впервые прочитавших Евангелие. Слышали ли вы такие слова:
    «христопродавцы, богоубийцы, распявшие Христа» и тому подобное?… Позвольте сослаться на художественную литературу. Прочитайте, например, диалог из драмы М.Ю.Лермонтова «Люди и страсти». Горничная Дарья читает Новый Завет своей госпоже:
    Дарья.Иисус же глаголаше: Отче отпусти им, не ведают бо что творят…
    Марфа Ивановна. Ах злодеи-жиды нехристы проклятые…Как они поступили с Христом…всех бы их переказнила без жалости…
    Я по-прежнему стою на своей позиции. Текст Нового Завета составлен на Никейском соборе
    наскоро, на идеологической основе, неприемлемой в настоящее время. Он противоречит основному принципу христианства. Нельзя призывать к любви ко всем народам, кроме одного.
    Или любить всех, или никого.

    1. Анатолий Зелигер4 Август 2013 at 20:13 | Permalink
      ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////
      Ваши примеры только подтверждают мою мысль, что антисемитизм в головах людей.
      Ну давайте включим логику. В Иудее иудеи казнят иудея. Где здесь антисемитизм? Что же им правильнее только эллинов казнить или арабов? Или иудеев не казнить, чтобы не обвнили в антисемитизме. А как назвать италиков, казнивших в италии италика?

    2. Мадорский-Зелигер

      Уважаемый Анатолий, прочитав многочисленные рассуждения комментаторов на религиозные темы, я пришёл к неоднозначному выводу. С одной стороны, я как и Вы, прочитав Евангелие от Иоанна ( кстати, внимательно в первый раз), особенно ту часть которая касается распятия Христа, считаю, что у невежественных людей ( я уже коснулся этого в ответе Янкелевичу) этот текст вызовет приведённую Вами в комменте реакцию Марфы Ивановны из драмы Лермонтова «Люди и страсти» ( кстати, даже не знал о существовании такой пьесы): Ах злодеи-жиды нехристы проклятые…Однозначно. Но, с другой стороны, нет более болезненной темы для спора между верующими людьми, чем спор о религии.Даже в иудаизме многие верят по разному. У нас в городе, например, нет ортодоксальной синагоги. Только консервативная, где женщины выходят к Торе. Знакомый раввин сказал: «Лёва, не вздумайте туда ходить. Это совсем другая религия.» Короче, тут слова и эмоции надо расходовать очень осторожно, чтобы кого-нибудь ненароком не задеть. Помните, какой всплеск эмоций был после карикатуры датского художника? Поэтому, чтобы не задеть религиозные чувства оппонента, наверно было бы правильно от подобного спора уходить в сторону. Может быть, мы так и поступим?

  16. Владимир Янкелевич, Натания- Sun, 04 Aug 2013 16:43:24(CET)

    Я думаю, что суть проблемы в том, что в изучение христианских источников ты остановился на Евангелиях.
    «Помилуйте, – снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, – уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на Евангелия как на исторический источник…»

    :::::::::::::::::::::::::::::::::::МСТ::::::::::::::::::::::::::::::::::::

    Прекрасно — если проникнуться агитпроповскими максимами Емельяна Ярославского и встать на сторону профессора Берлиоза!
    На что только ни пойдёшь в идейном раже…

  17. Однако, уважаемые оппоненты, в книгах Евангелия утверждается,
    что Синедрион несправедливо осудил Иешуа, и представители
    Синедриона потребовали от Пилата казнить Иешуа. Я, лично, в
    эту историю не верю (смотрите мою версию: Google, Анатолий Зелигер).
    По моему мнению, этот глубоко ошибочный текст содержит в себе
    нежелательный антисемитский заряд.

    1. Анатолий Зелигер4 Август 2013 at 11:09 | Permalink
      Однако, уважаемые оппоненты, в книгах Евангелия утверждается,
      что Синедрион несправедливо осудил Иешуа, и представители
      Синедриона потребовали от Пилата казнить Иешуа. Я, лично, в
      эту историю не верю (смотрите мою версию: Google, Анатолий Зелигер).
      По моему мнению, этот глубоко ошибочный текст содержит в себе
      нежелательный антисемитский заряд.
      ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
      Здесь мы вступаем на скользкий путь обсужения — было или не было. Я тоже считаю, что не было. Но тогда вопрос о Синедрионе как еврейском орудии уничтожения Христа отпадает сам собой. В описании Синедриона в Евангелиях есть и реальные черты. Так, у того же Иоанна:
      28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
      29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
      30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
      31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого…
      Конец цитаты.
      В Евангелии от Иоанна вообще нет суда Синедриона (но, о том, что Синедрион в то время не мог осудить на смерть, есть у Флавия), но есть суд Народа
      «35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? »

      У Матфея тоже нет слова Синедрион:
      «1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
      2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. »
      Зато есть суд Народа:
      «24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
      25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. »

      И у Луки нет слова «Синедрион», оно есть у Марка, но сути это не меняет.

      В Евангелиях нет и никогда не было антисемитизма, антимсемитизм в головах людских.
      «…Я живу, но теперь окружают меня
      Звери, волчьих не знавшие кличей.
      Это псы, отдалённая наша родня,
      Мы их раньше считали добычей.»

      1. Синедрион не упоминается, т.к. это были пасхальные дни и поэтому совещание проводилось, кажется. в частном доме.

  18. Мадорский- Зелигеру, Чевычелову
    Надеюсь, что Анатолий пошутил в отношении редакции Нового Завета ( по мнению христиан Боговдохновенной книги), но я. уважаемый Сергей, вижу реальную возможность изменить “недоброжельную направленность”. Для этого священник должен как можно чаще напоминать прихожанам о том, что христианство вышло из иудаизма и что Христос и апостолы были евреи. Как можно чаще…
    /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
    Вы правы! Для священника перетрактовать Писание это раз плюнуть (прости Г-споди). Сам слышал в Киеве проповедь афто-кефальной церкви: «Хрыстос був украйинцэм, та балакав вин на украйинський мови…»
    На мой весьма непросвещенный взгляд, суть в том, что цитируемые, якобы антисемитские строки (антисемиты любые строки могут трактовать как «свои»), на самом деле есть именно то, что отделяет Новый Завет от Торы. Да, Новый Завет вырос из Торы. И здесь ключевое слово «вырос». Первое отличие это предательсто Отца, учеников и народа. Именно народа. Мы же сейчас не говорим: «русские» собрались на площади в поддержку Навального (я не о сопоставимости фигур, а о народе). У каждого верующего христианина должно быть только одно представление из Нового Завета: «Кровь Спасителя на ВСЕХ нас». Да и в толпе, одобрившей казнь Христа, наверняка, было немало эллинов, италиков, персов, арабов. Вот эта «безумная» идея спасения всех людей через кровавую человеческую (?) жертву, не доведенная до конца в Торе (Авраам в последний момент заменил сына на ягненка), и является тем приобретением Нового Завета, которое отличает его от Торы. На мой очень спорный взгляд, эта идея родилась в эссено-кумранской общине из-за кровавого преследования проповедников (последние результат, вероятно, уже радикальных элементов иудаизма — зелотов и сикариев) римскими наместниками Гратом и Пилатом и последующей Иудейской войны. Тогда же и там же родилось и второе отличие от Торы — повторный приход Мессии.
    P.S. Прочитав Вашу статью, я прослезился. Это со мной редко бывает.

    1. Мадорский-Чевычелову
      Думаю, что Вы и Анатолий правы в отношении Евангелия от Ионна. Я об этом уже написал. Спасибо за тёплый отзыв о рассказе.
      P. S. Заодно исправляю описку в предыдущем комменте: написал Еванглие, слндует читать Евангелие

  19. Я хочу напомнить уважаемым комментаторам, что в первых трех
    книгах Евангелия рассказывается подробно о процессе казни Иисуса,
    закончившимся распятием. В четвертой же книге излагается другая версия.
    «Евреи прибежали и распяли Христа». Прошу подумать, какие чувства эта
    версия вызывала и вызывает у верующих христиан.

    1. Анатолий Зелигер4 Август 2013 at 9:23 | Permalink
      Я хочу напомнить уважаемым комментаторам, что в первых трех
      книгах Евангелия рассказывается подробно о процессе казни Иисуса,
      закончившимся распятием. В четвертой же книге излагается другая версия.
      “Евреи прибежали и распяли Христа”.
      /////////////////////////////////////////////////////////////////////////

      Это как раз пример того, о чем я только что писал.
      Вот точная цитата из Иоанна:

      ГЛАВА 19

      1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
      2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
      3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
      4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
      5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
      6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
      7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
      8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
      9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
      10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
      11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
      12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
      13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
      14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
      15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
      Конец цитаты.
      Из контекста ясно, что речь идет о ЖИТЕЛЯХ Иудеи. Так понимают ВСЕ толкователи Евангелия. Интересно, что в этом тексте Иудеи написано с большой буквы. Так же как Он, Ему. То есть — три действующих лица великой трагедии: Бог, Сын и Иудеи (Народ).

    2. Мадорский- Зелигер, Viktor-Avrom
      В четвертой же книге излагается другая версия.
      “Евреи прибежали и распяли Христа”.

      Уважаемый Анатолий! После Ваших и Viktora-Avrom комментариев не поленился и перечитал Новый Завет. Четвёртую книгу Еванглие от Иоанна. Всё -таки Вы правы. В этой книге антиеврейские настроения нагнетаются долго и, я бы сказал, целеустремлённо и подогреть антисемитизм прихожан очень даже могут. Так что я был неправ, когда написал, что, видимо, Вы пошутили. Судя по этой ( другие пока не читал) книге Пилат. вроде бы умывает руки, а распятие организуют евреи. Хорошо если бы события прокомменировал уважаемый Бормашенко

  20. Беда в том, что существующий текст Нового завета настраивает
    читающего крайне недоброжелательно по отношению к евреям.
    Может быть, необходима современная редакция Нового завета.

    1. Анатолий Зелигер3 Август 2013 at 18:29 | Permalink
      Беда в том, что существующий текст Нового завета настраивает
      читающего крайне недоброжелательно по отношению к евреям.
      Может быть, необходима современная редакция Нового завета.
      _——————————————————————————
      Как интересно!
      Но.
      Если я Вас правильно понял, то кто будет редактировать, ведь это не «Краткий курс истории ВКП (б)»? Навскидку два варианта
      1. Совет патриархов христианских церквей и Папа Римский.
      2. Конечно, Христос, тогда надо ускорить Пришествие.

      1. Анатолий Зелигер3 Август 2013 at 18:29 | Permalink
        Беда в том, что существующий текст Нового завета настраивает
        читающего крайне недоброжелательно по отношению к евреям.
        Может быть, необходима современная редакция Нового завета.
        _—————————————————————————–
        Как интересно!
        Но.
        Если я Вас правильно понял, то кто будет редактировать, ведь это не “Краткий курс истории ВКП (б)”? Навскидку два варианта
        1. Совет патриархов христианских церквей и Папа Римский.
        2. Конечно, Христос, тогда надо ускорить Пришествие.
        Мадорский- Зелигеру, Чевычелову
        Надеюсь, что Анатолий пошутил в отношении редакции Нового Завета ( по мнению христиан Боговдохновенной книги), но я. уважаемый Сергей, вижу реальную возможность изменить «недоброжельную направленность». Для этого священник должен как можно чаще напоминать прихожанам о том, что христианство вышло из иудаизма и что Христос и апостолы были евреи. Как можно чаще…

        1. Дорогой Лев,
          Галич писал: «Как я устал повторять бесконечно все то же и то же,…» Из уважения к тебе, не смотря на усталость повторять:
          1. «Для этого священник должен как можно чаще напоминать прихожанам о том, что христианство вышло из иудаизма и что Христос и апостолы были евреи. Как можно чаще…»
          — Чтобы объяснить бессмысленность тезиса, вот тебе пример. Происхождение от «хороших» родителей, как-то извиняет сегодняшнего «нехорошего» человека? Ну, к примеру, Брейвик — правнук миролюбивых и богобоязненных родителей. И что?
          А Гитлер вышел из семьи таможенника, а не убийцы. И что?
          Постарайся понять, что евреи не должны оправдываться в силу прав человека, а тем более не доказывать ничего антисемитам своим происхождением от апостолов.
          Для изменения «недоброжелательной направленности » христианской пастве нужно просто заняться своими делами.
          Когда Президент Гаити решил поправить экономическое положение страны, то он вспомнил о «вине белого человека» и предъявил счет, если я не ошибаюсь, Франции за прошлые дела. Так вот — в ответ на подобные заявления нормальные люди не начинают искать оправданий, а если начинают, то их нужно пожалеть.
          Ну а по поводу иудео-христианского сближения — то я просто не в состоянии понять тебя. Чем для еврея христиане отличаются от мусульман? Или японцев? Почему сближение с японцами не имеет отношения к религии? Надеюсь тебе известно, что в религиозном плане мусульмане гораздо ближе евреям, чем христиане? Я думаю, что суть проблемы в том, что в изучение христианских источников ты остановился на Евангелиях.
          «Помилуйте, – снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, – уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на Евангелия как на исторический источник…»

          1. Мадорский-Янкелевичу
            Постарайся понять, что евреи не должны оправдываться в силу прав человека, а тем более не доказывать ничего антисемитам своим происхождением от апостолов.

            Дорогой, Владимир!
            По моему, речь о другом. Речь совсем не о том, чтобы оправдываться. Один и корней антисемитизма- невежество. Не расизм, не ксенофобия, а элементарное невежество. С таким невежеством можно бороться только через просвещение. Если бы священник говорил о еврейском происхождении христианских святых, то уровень такого ( именно такого) антисемитизма снизился бы, как мне кажется, в разы. Разумеется, такой метод борьбы не относится к таким просвящённым антисемитам как Шафаревич или Проханов. Там корни совсем другие. Яркий пример- некоторая часть протестантов. Им пастор ( знаю одного такого верубщего лютеранина) говорил постоянно о происхождении христианства и вот результат- они друзья евреев и даже финансируют еврейскую алию. Но я об этом уже писал.

    2. Мадорский- Victoru-Avrom
      Такое впечатление, что Новый Завет Вы не читали. Не читали
      ведь, признайтесь?
      Признаюсь, уважаемый Avrom. Читал давно и по диагонали. Хотя, согласитесь, что приведённый Вами текст, когда евреи потребовали распятия Христа, не настраивает христиан в пользу потоков Авраама и его можно назвать, как считает Зелигер, недоброжелательным к евреям.

  21. «…Ведь у них так много общего. …Оба одинаково относится к Христу.»
    Должна заметить, что христианство — это не учение Христа, это религия, созданная Павлом, а это уже две большие разницы. На мой взгляд, первые три Евангелия (кроме Иоаннова) — это искреннее продолжение Ветхого Завета, но христианская практика (с конца 1-го века) — это уже и принципы иные, и политика иная.

    1. Мадорский- Сильвии
      Должна заметить, что христианство – это не учение Христа, это религия, созданная Павлом, а это уже две большие разницы

      Я слышал об этой теории, что учение и проповеди Иисуса из Назарета-это одно, а религиозная система, которую, как бы, самостоятельно вывел из этого учения и проповедей Павел и которая стала называться христианство, это нечто другое. Другими словами, проповедническая и миссионерская деятельность Павла не всегда соответствует тому, что в действительности хотел Христос. Возможно, что и обожествление Иисуса исходит от Павла. Так ли это на самом деле или не так, вряд ли, кто-нибудь знает точно.

  22. Я не могу войти в христианскую церковь. Как только я подхожу к ее входу,
    мне видится старик у окна горящей синагоги. Он протягивает ко мне горящие руки
    и кричит: » Натан, что ты делаешь!»

    1. Мадорский-Зелигер
      Я не могу войти в христианскую церковь.

      Я очень Вас понимаю, уважаемый Анатолий! Мне. правда, никакие видения не являются при этом, но чувствую себя я там неуютно. Причём, в каталическом храме чувствую себя почему-то менее уютно, чем в протестанском или в православном. Может потому, что, как я знаю, некоторые протестанты настроены произраильски и даже материално поддерживают алию евреев в Израиль. Один лютеранин на площади в Магдебурге ( Германия)обратил меня в бегство, когда, узнав, что я еврей, встал на колени со словами: «Вы наши старшие братья»

    1. Мадорский-Левертову
      Думаю, что они обязательно встретятся. И поможет им в этом идея Бней Ноах,

      Уваажаемый Ефим! Я тоже считаю, что нужно использовать любые направления объединяющие людей. Семь заповедей сыновей Ноя, безусловно, один их таких путей. В этом смысле наши герои, принимающие эти заповеди, уже встретились. Теперь важно, чтобы они поговорили и увидели, что у них есть, несмотря на все разноласия, много общего и акцентировали внимание на этом,а не на том, что вызывает расхождения.

  23. «— Как было бы здорово,— фантазировал я….»
    Дорогой Лев!
    Я читал Ваш рассказ, с сознанием того, что наверное напишу отзыв и невольно искал фразу за которую смогу зацпиться.
    «— Как было бы здорово,— фантазировал я…» — вот она эта фраза, фраза — отправная точка, фраза — старт, подумал я, продолжил чтение, дошел до отзывов и понял, что опоздал. Фразу увели из под носа. Использовали уже. Ясное дело: грех не использовать такой подарок.
    Двойники проповедники в Замоскворечье в голодное время, симпатичные ребята вроде — евреи. «Псевдо» и настоящий. «Псевдо», правда готов за продуктовую посылку податься даже к хлыстам, благо возраст позволяет — это не очень хорошо. Неустойчив. Поставим минус. А «настоящий» хорош. Но еврей. Поставим плюс?
    Нет дорогой Лев и не может быть согласия и гармонии между вчерашним евреем и настоящим (во времени) потомком Авраама. Может быть только в фантазиях доброго и милого человека, а на практике?
    «Все не так ребята».
    А перо легкое и фантазии не отнять.
    Шалом!
    М.Ф.

    1. Мадорский-Фуксу
      Я читал Ваш рассказ, с сознанием того, что наверное напишу отзыв и невольно искал фразу за которую смогу зацпиться.
      “— Как было бы здорово,— фантазировал я…” – вот она эта фраза

      Дорогой Марк! Спасибо за отзыв. В отношении этой фразы: «Как здорово, если бы они встретились», то, признаюсь честно. я предвидел, что именно она будет камнем преткновения. Может быть это похоже на то как ( где-то я слышал,) когда в воинсакую часть приезжал с инспекцией генерал, то опытный начальник части оставлял во дворе неубранное бревно. Чтобы генерал мог на нём выплеснуть необходимую порцию критики А ,мол, остальное всё хорошо. Почему именно в этой фразе? Потому что вопрос об отношении двух религий самый трудный, самый спорный и самый болезненный. Я, конечно, не одобряю евреев-выкрестов, хотя по этому пути пошла моя родная сестра. Но и осуждать у меня нет права. Кто я такой чтобы осуждать другого? Думаю, что иногда, как в рассказе, или как поступил брат Даниэль Руфайзен, такой поступок может быть не то чтобы оправдан, но понят. Особенно, если человек действует не из коньюктурных соображений, а потому что поверил. Наверно, бывает и так…

      1. Конечно, не начальник, а командир части

  24. В апреле 92-го в Москве было холодно. С хлебом перебои. На прилавках одни трёхлитровые банки с берёзовым соком. Молчаливые, хмурые очереди выстраивались задолго до открытия магазинов. Двери брали штурмом, отметая слабых и чересчур интеллигентных.

    Victor : «Видимо, описка. Вероятно, подразумевался апрель 1991 год»

    Уважаемый Victor- Avrom, поговорил с женой и она говорит, что в 92 году проблема с продуктами были. И немалые. Но, возможно, хотя события происходили в 92 году. у меня в памяти ещё был 91-ый. Действительно, на стыке этих годов многое стало меняться: продукты появились, но на фоне дикой инфляции деньги превратились в ничто. Даже Ваши 4 тыс. зарплаты не спасали…

    1. Maдорский- Viktoru
      Ну 4000 у меня при Горбачёве были, когда делал алгоритмы нацеливания крылатых ракет.

      Да, я Вам немного завысил зарплату. Извините. Спасибо за подтверждённое документами напоминание о продовольственной ситуации в то время ( 1991-1992г.г.). Впечатляют цифры- преподаватель получает 7 долларов, студенты 1 доллар. И, особенно, поражет добавка Сороса студентам 50 долларов, которая ставит их в несравнимо привеллигерованное положение по отношению к преподавателям. Любопытно. Никогда не слышал о такой щедрости американского миллиардера.

      1. И, особенно, поражет добавка Сороса студентам 50 долларов, которая ставит их в несравнимо привеллигерованное положение по отношению к преподавателям. Любопытно. Никогда не слышал о такой щедрости американского миллиардера.

        Вот цитата из Пархоменко:

        А еще была большая-пребольшая история о том, как Борис Березовский заменил собою в России Джорджа Сороса. Об этом мало кто знает, а я хорошо знаю. Это происходило на моих глазах. Я много раз здесь в этой программе говорил о роли Сороса, например, в спасении российской науки. Он пришел сюда со 100 миллионами долларов и роздал эти 100 миллионов долларов в начале 90-х годов иногда малюсенькими порциями по 200 и по 300 долларов, раздавал их ученым, для которых это просто был вопрос пропитания. Кроме того, он на протяжении многих лет оплачивал российской науке, просто всей российской науке целиком оплачивал не больше не меньше, как участие в международной научной жизни. Потому что для любого хорошего серьезного ученого это жизненно важно передвигаться по миру, видеться с коллегами, участвовать в разного рода конференциях, иногда работать не у себя дома, а где-то в каких-то гостевых лабораториях. Особенно, кстати, это важно для ученых-естественников, для биологов, химиков, физиков и так далее, для астрономов, которым нужно ездить на другие телескопы и пользоваться разного рода другими инструментами в других концах мира.

        Вот сначала Сорос и платил за это за все. А потом прошло какое-то время, и Сорос сказал, что пожалуй хватит, что пожалуй он сделал все, что мог, для науки в этой стране. И, конечно, свою роль сыграло и то, что он был бесконечно оскорбляем и бесконечно, я бы сказал, поливаем грязью здесь, в России людьми, которые говорили, что он хочет что-то украсть, что он хочет кого-то обмануть, что он хочет что-то обманом выманить или что-нибудь вроде этого. И в какой-то момент Сорос сказал «Хватит. Я меняю свою деятельность в России, сокращаю радикально свою программу». И тогда он перешел из сферы научной в сферу скорее гуманитарную. Тогда был создан фонд «Открытое общество», еще не «Открытая Россия», которая впоследствии была создана во многом по этому образу, по этому примеру была создана Ходорковским, а «Открытое общество». И деятельность Сороса довольно радикально сократилась и довольно радикально изменилась.

        Но! Благотворительность в сфере науки не прекратилась. Кто подхватил, что называется, это знамя? Березовский. Нашлись люди, которые пришли к Березовскому. Одним из этих людей был тот самый Алик Гольдфарб, которого вы достаточно часто видите в последние несколько лет в качестве такого какого-то публичного говоруна от имени Березовского, отчасти его пресс-секретаря, что ли, или я не знаю, как еще это назвать. Он часто выступал от имени Березовского. Много он говорил и на протяжении этой последней недели после гибели Бориса Березовского. И вот этот самый Гольдфарб, который был сотрудником Соросовского фонда и очень тесно общался с Джорджем Соросом, именно он договорился о том, что Сорос передал Березовскому вот эту вот эстафету благотворительности в сфере российской науки. И Березовский много лет ее нес, нужно сказать. И очень существенные деньги были им потрачены на российскую науку. И я думаю, что найдется немало ученых, которые вспомнят это время. Вспомнят, как они стали ездить на эти самые международные конференции теперь за счет Березовского, как оплачивались разного рода стипендии, обучение, гранты, научные приборы, материалы, необходимые для научных экспериментов и так далее, и так далее, и так далее.

        Прошло время и деятельность Березовского (вот именно эта), благотворительная деятельность Березовского стала удивительным образом переходить и в область политики тоже.

        http://www.echo.msk.ru/programs/sut/1041086-echo/

      2. Мадорский- Карскому
        А еще была большая-пребольшая история о том, как Борис Березовский заменил собою в России Джорджа Сороса
        Спасибо, уажаемый Максим, что Вы, что называется, помянули добрым словом Б.Б. Его даже после смерти ( не обязательно естественной, есть разные версии) без конца обливают грязью. Хотя известно, что » De Mortius aus bene…» «О мёртвых хорошо или ничего»

  25. — «Как было бы здорово,— фантазировал я, — если бы они встретились.»

    Лев Мадорский, они встретились в Вашем сознании, но Вы не обратили внимания, что на эту знаменательную встречу они пришли не зная общего языка, понятного для них обоих. Каждый на этой встрече и сейчас говорит на своем языке. Один говорит на языке лжеучения Соломона и верит в вечность Иерусалимского храма. Другой же говорит на языке лжеучения Павла Тарсянина и верит, что Тора Моше — это Закон «Ветхий и негодный, подлежащий уничтожению». Но ни тот, ни другой не знают, что говорить они должны только на языке учения Моисея о вечности Мишкана — Прежней Скинии. Это учение Моисея о вечности Мишкана, и является основой взаимопонимания, основой толерантности. К сожалению, ни тот, ни другой не верили учению Моисея о вечности Мишкана. А иначе, они оба говорили бы финским миссионерам о том, что надо немедленно восстанавливать Мишкан и принимать участие в опосредованном служении Богу в Шатре Собрания через Десятины свои. Вы не заметили этой встречи, потому что в реале они говорили на разных языках. Подробнее смотрите про это в моем блоге: mishkan.tk
    Дина Яковлева

    1. Мадорский-Дине
      Лев Мадорский, они встретились в Вашем сознании, но Вы не обратили внимания, что на эту знаменательную встречу они пришли не зная общего языка, понятного для них обоих. Спасибо,

      Дина! По сути Вы, конечно, правы. Христанство и иудизм говорят на разных языках и плохо понимают друг друга. Моё пожелание встретиться, это пожелание к двум религиям найти общий язык. Не объединиться, конечно, но проявить больше понимания и уважения друг к другу. Я считаю, что в принципе, это возможно…

  26. А вот в Нижнем Новгороде в исторической его части некая дама хазарских кровей в течении 10 лет распространяла продуктовые наборы «бедным евреям» от имени Хеседа,а теперь подружившись с раввинами ФЕОРа возглавляет нац.культурную автономию евреев Нижнего Новгорода.Н.Сванидзе прав национальная идея в России провалилась.Гросман М(инвалид)

  27. Класс!!! Очень понравилось.

    Кстати,
    > С тех прошло много лет. Что они делают?
    Занимаются бизнесом, самым высокодоходным — с минимальным исходным капиталом, приносящим отменные дивиденды.
    Именуется — «религия» :-)))

    1. Занимаются бизнесом, самым высокодоходным – с минимальным исходным капиталом, приносящим отменные дивиденды.
      Именуется – “религия”
      Спасибо, Леонид, за хороший отзыв. Но с тем. что религия -бизнес не могу согласиться. Для очень многих верующих( я с такими лично знаком) -это дело абсолютно бескорыстное и святое. Даже если это их работа, то они воспринимают её как служение не столько людям, сколько Всевышнему. Кончнно, есть и исключения.

  28. Мадорский-Штильману.
    Большое спасибо, уважаемый Артур, за тёплые слова. Мне они особенно приятны после справделивой критики на несколько легкомысленный очерк о великих скрипачах

  29. Замечательно, Лев! В Вашем рассказе музыка слов! Искренне поздравляю! Двухчастная форма и абсолютная законченность. А мы встречали в Вене таких ребят — прямо после выхода из ХИАСа на Brahms Platz. Какой-то мордастый и упитанно-доброжелательный англичанин, отлично говоривший по-русски дарил карманные Библии. Я свою, купленную в 71 году в Вене подарил, уезжая из Москвы, и вот теперь она сама пришла ко мне обратно! Но никаких организованных атак эти ребята не производили — просто дарили Библии — полный текст Старого и Нового завета. Вот и всё. Вспомнился этот эпизод. Но Ваш рассказ замечательный! И смешной и грустный. Чудесно!

Обсуждение закрыто.