Александр Балтин: Заметки о нравственности

Loading

Александр Балтин

Заметки о нравственности

 

ПРОГРАММА  СОВЕСТИ

Программа совести так часто
Сбивается пудами лжи —
Но нами управляют властно
Неведомые этажи —
Высоты — их не представляем —
Вновь корректируют её
Программу совести — не знаем
Их фронт работы, и ещё
Не представляем механизмов,
Посредством коих снова я
Душой болею от трюизмов
Обыденного бытия.
И снова жжёт и душит совесть —
Раз не помог, а мог помочь.
Всечеловеческая повесть
Идти никак не может в ночь…

 

ПОЧЕМУ  НАМИ  ПРАВЯТ  ОТБРОСЫ?

Жизнь – как  градация  метафизических  форм  речи; градация  сложная  и  многоступенчатая, с  бессчетным  количеством  нюансов, но  агрессия  есть  одна  из  самых  низовых – чёрных  и  пещерных – форм  оной  метафизики. Дщерь  мрачных  инфрапещер, агрессия  обладает  тяжёлой  сутью  выживаемости – сутью, которая  равна  антисути: будто  создана  из  духовной  антиматерии. Люди  с  превалирующей  в  духовном  составе  агрессией  отличаются  повышенной устойчивостью, способностью  к  бесконечному  лавированию  во  враждебной  среде – в  то  время, как  световое  естество  души  тонко  и  нежно: поднимая  человека  вверх, увлекая  выше  и  выше, оно  ставит  его  в  невыгодное  положение  в  видимой  реальности, позволяя  оставлять  по  себе  световые  следы  в  форме  мудрых  книг, тонких  стихов, совершенных  холстов, ярких  теорий. Сумма  подобных  явлений – над  бездной  яви, воспринимаемой  нами  как  заурядная  жизнь – а  в  кислотной, лютой, враждебной  среде  гребень  кипения  способны  одолеть  только  максимально  агрессивные – в  сущности  те, чьи  души  не  далеки  от  отбросов, — а  прикоснувшись  к  возможности  светового  движения  вверх  они  бы  перестали  быть  собой  и  легко  бы  отошли  и  от  жажды  власти  и  от  самой  власти…

 Власть – пласт, тяжёлый, давящий  пласт; сущность  эта  её  заложена  уже  в  названии, в  тугом  сочетании  четырёх  согласных, и  мягкий  знак  на  конце – фонарик  возможного  умягчения.

 Власть – пласт  агрессии; пласт, спрессованный  из  отбросов; пласт  для  тех, чьи  души  оттиск  с  оного  пласта…Было, есть, будет…Влияние  на  нас  тонких  и  умных  стихов, яркой  и  сложной  прозы  существенно  меньше, нежели  гипноз  змиеподобных  носителей  власти, обольщающих  толпы…

 Конденсация  света  в  душе  есть  существенная  форма  протеста, пока…пока – по  выражению  Достоевского «человек  не  изменится  физически…»

  НРАВСТВЕННАЯ  ЭКОНОМИКА

Экономические  трактаты  и  статьи – в  большинстве  своём – представляют  экономику, как  некую  объективную  субстанцию – как физику, химию – то  есть  нечто, существующее  помимо  человека (хотя и в связи с ним) и  изучаемое  человеком – в то  время как  экономика — всего  лишь производная  деятельности  человека, и  выбрасывать  интересы  огромных  слоёв  населения  из  сущности  рассуждений  о  ней  также  нелепо, как , к примеру, охотиться  в  зоопарке, или на  основании  филологического  анализа с  пустым  щеголяньем  терминами  судить  о  качестве  стихотворения.

Отсюда  убеждение, что  нравственная  экономика  невозможна  по  сути – мол, пряников  не  хватает  на  всех; с  кнутом  же  всегда  дело  обстоит  лучше.

В  то  время, как  суть  экономики – суть, каковой  она  должна  быть, суть в  приближении  к  идеалу – сделать  достойным  существование  всех  людей, всех, сколько  их  не  будь, вне  деления  на  классы, прослойки  и  проч., обеспечить  им  сносное  материальное  существование  ради  необходимейшего  духовного  роста  и  умного  творчества  всякого.

Узел  завязан  крепко – сложно  представить  нувориша, обеспокоенного  жизнью  сограждан – если  только  это  не  сулит  ему  новые  барыши; и  в  ближайшее  время  вряд  ли  придётся  стать  свидетелями  экономического  чуда – не  в  смысле  процветания  производств, а в  сфере  экономики  взаимопомощи, экономики, организованной  умно  и  щедро.

 К  примеру, так  называемая  «жёлтая  пресса» – казалось  бы, нет  ничего  проще  устранить этот  мерзкий  поток  пустых  сплетен  и пересудов: любой  компетентный  совет  психологов, собранный  на  правительственном  уровне даст  заключении  о  вреде  оной  прессы, вреде, наносимом  ею  душам  сограждан, забивающей  их  мозги  галиматьёй…а  дальше – нет, не  надо  никаких  репрессий, просто  следует  принять  закон – об  огромном, разорительном  штрафе  за  публикацию  информации  о  частной  жизни  так  называемых «звёзд» ( подлинные звёзды  человечества – Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, — так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный штраф.

Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но…дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных  свободах  и  проч.

 Пронизать  экономику  нравственным  пафосом, осветлить  её  светом  взаимопомощи  и  состраданья – дело  не  прагматиков, всегда  стоящих  у  власти – и  значит, увы, дело  не  сегодняшнего  дня, но  утверждать, что  нравственная  экономика  невозможно  вовсе  так  же  нелепо, как  имея  множество  свидетельств  существования  иных  миров  и  жизни  после  смерти  продолжать  утверждать, что  жизнь  наша – короткий  отрезок  между  двумя  потоками  тьмы, и  делать  из  этого  вывод – Бери  от жизни  всё!

Print Friendly, PDF & Email