Евгения Кравчик: Сусия: магнетизм древнего еврейского города

Loading

Евгения Кравчик

Сусия: магнетизм древнего еврейского города

Если поставить хупу в продуваемой всеми ветрами пустыни синагоге Сусии — семейная жизнь сложится счастливо. Главное — не забыть сфотографировать молодоженов под двумя центральными колоннами при выходе из древней синагоги, фрагмент мозаичного пола которой был восстановлен в ходе археологических раскопок.

Если отметить в Сусии бар-мицву, это событие запомнится юноше не меньше, чем восхождение к Торе в Иерусалиме, у Стены плача.

Если вы мечтаете увидеть в летнюю ночь самые крупные и яркие звезды в мире, езжайте в Сусию: телескоп не нужен — задери голову и смотри!

Если хотите знать, каким способом производили в старину оливковое масло и как выглядели колодцы, вырытые в сердце пустыни без помощи экскаваторов, бульдозеров и гастарбайтеров, — заказывайте экскурсию в Сусию (гиды дают объяснения на разных языках, в том числе по-русски).

Каждый уголок древнего города — это потрясение, открытие, сюрприз. Миквы (ритуальные бани); пресс, использовавшийся для производства оливкового масла; точило, которому не менее полутора тысяч лет; огромная сеть подземных туннелей; удивительно изящные украшения из камня, мозаичные полы и везде, повсюду — надписи на иврите.

В Сусию школьников возят на традиционные экскурсии, которыми завершается каждый учебный год. Трудовые коллективы ездят на завершающиеся дегустацией лекции на винзавод поселка Ятир. Здесь проводятся романтические ночные экскурсии и музыкальные туры. В общежитии Сусии живут студенты и археологи, пытающиеся найти разгадку феноменальной истории города, основанного примерно 1500 лет назад и просуществовавшего несколько столетий — с 4-го по 9-й век Новой эры.

Даже председатель регионального совета «Дром Хар Хеврон» Цвики Бар-Хай — хладнокровный ветеран боевых частей ЦАХАЛа говорит о Сусии с придыханием, хотя и пытается тщательно скрыть волнение.

Цвики Бар-Хай с Яиром Шамиром в Сусии

Министр сельского хозяйства Яир Шамир, посетивший Сусию на прошлой неделе, бывал здесь не раз, но сейчас посмотрел новым взглядом на древний город, расположенный в юго-восточной оконечности Хевронского нагорья.

На предприятии по выращиванию семян экзотических растений

«Много веков назад основатели Сусии крайне эффективно использовали землю по прямому назначению — ее возделывали, — сказал Шамир. — А сейчас наши фермеры внедряют в поселках южной части Хевронского нагорья самые передовые в мире технологии сельскохозяйственного производства».

К северу от Сусии находится Хеврон — столица нашего древнего царства, к югу — Беэр-Шева, «столица» Негева. От Беэр-Шевы до Сусии — 40 километров, от Арада и Кирьят-Арбы — 30, а от Иерусалима — 65.

Уникально не только географическое положение Сусии, но и история: этот еврейский город, основанный уже после разрушения Второго храма, примерно через 200 лет после восстания Бар Кохбы, просуществовал в пустыне сотни лет.

Расцвета Сусия достигла к окончанию Византийского периода — на это указывают многочисленные артефакты, открытые в ходе археологических раскопок.

Древняя Сусия является убедительным свидетельством того, что после разрушения Второго Храма крупной еврейской общине удалось не просто выжить в пустыне, но построить высокоразвитый город (разве не тем же занимаются в наши времена еврейские поселенцы, вдохнувшие в самые отдаленные уголки пустыни новую жизнь!).

Один такой поселок — «тезка» древнего города, находится рядом с Сусией. Он был основан в августе 1983 года. Поселенческий отдел Всемирной сионистской организации (ВСО) завез сюда первые караваны (сейчас в старом квартале живут молодые семьи, дожидающиеся окончания строительства капитальных домов). Периодом самого активного жилищного строительства в Сусии стали 90-е годы: алия дала развитию еврейских поселений новый импульс. Прилегает к Сусии поселок Мицпе Яир.

В 2008 году в Мицпе Яире была основана уникальная ферма, на которой высококачественные йогурты производят из козьего молока. Здесь используются технологии завтрашнего дня, что вполне естественно для южной части Хевронского нагорья: секрет успеха действующих в этом краю сельскохозяйственных предприятий заключается в том, что основали и управляют ими энергичные молодые специалисты — сыновья основателей еврейских поселков.

Представители второго поколения первопроходцев руководят основанной в Сусии в 1985 году полевой школой, со временем превратившейся в популярный туристический центр. Здесь организуют экскурсии по самым заповедным уголкам Иудейской пустыни, Негева и Иудейских гор. В общежитии Сусии 31 комната, но желающих провести здесь хотя бы пару дней столько, что места всем не хватает: ведь даже Цвики Бар-Хай, председатель регионального совета «Дром Хар Хеврон», произносит название древнего еврейского города с придыханием!..

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Евгения Кравчик: Сусия: магнетизм древнего еврейского города

  1. апропо Суссия была в новостях на прошлой неделе: “Рассуждения о том, какую опасность таит в себе идеологическая тирания и как нам необходимо развивать подлинно либеральное мышление, касаются отнюдь не только силовых или правительственных структур, но и многих других вещей, в том числе – попытки не допустить выступления известного израильского исполнителя Эхуда Баная в поселении Сусия, которое находится на месте древнего еврейского города на юго-востоке от Хеврона.
    С моей точки зрения, именно эта попытка представляет собой ярчайший пример идеологической тирании со стороны левых экстремистов: вместо того, чтобы аргументированно вести цивилизованную дискуссию со своими идеологическими противниками, они пытаются запугивать деятелей искусства! Это прискорбное явление, но именно такими методами левые пользуются постоянно. Разве не такую же кампанию вели они против выступлений артистов, певцов и музыкантов в домах культуры в Ариэле и Кирьят-Арбе?! Помню, как несколько лет назад левые запугивали Идана Райхеля перед выступлением в поселке Нокдим – точно так же, как сейчас Эхуда Баная. Райхелю угрожали бойкотом, но акция левых провалилась. Такие бойкоты лишь разжигают ненависть евреев к самим себе. Катастрофические результаты внутренних дрязг известны – чтобы еще раз вспомнить о самых страшных из них, достаточно обратиться к древней истории нашего народа. Я рад, что Эхуд Банай принял правильное решение и выбрал искусство и культуру, а не бойкоты и ненависть.” (А.Либерман)
    Так что, Сэм: פישי איסצ’ו

  2. Какая красота, какая прелесть!

    Уважаемая Женя,
    покажите, пожалуйста, на карте где это.

Обсуждение закрыто.