Марк Штейнберг: Петр Шафиров и Антон Дивиер

Loading

Марк Штейнберг

Петр Шафиров и Антон Дивиер

Выдающийся израильский историк С. Дудаков сообщает:

«…Дед Петра Шафирова — смоленский еврей Шафир — крестился в 1654 году, получив имя Павел. Крещён был и его сын, также Павел, знавший несколько несколько иностранных языков, почему и был приглашён на службу в Посольский приказ. А его сын Петр стал при Петре Великом «тем самым» Шафировым».

Он родился в 1669 году, получил прекрасное даже и по недавним временам домашнее образование, владел в совершенстве польским, немецким, французским, голландским, итальянским и латинским языками. Так же, как и отец, Петр Шафиров в 1691 г. поступил на службу переводчиком в Посольский приказ и смог быстро выдвинуться. Во время Великого посольства — русской дипломатической миссии в Западную Европу в 1697–1698 гг. — на Шафирова, который был переводчиком, обратил внимание Петр I и приблизил его к себе.

Шафиров участвовал в подготовке русско-датско-польского союза 1699 г. и русско-польского союза 1701 г. В 1709 г. назначен вице-канцлером и управляющим почтами. За участие в подписании брачного договора между царевичем Алексеем Петровичем и Софьей Шарлоттой Брауншвейгской, Шафиров был удостоен титула барона. После неудачного Прутского похода 1711 г. Шафиров, отправленный посланником в Турцию, проявил незаурядные дипломатические способности, добившись сравнительно легких условий мира; подписал в 1713 г. Адрианопольский договор, предотвратив новую войну с Турцией.

Вернувшись в Россию в 1714 г., Шафиров при учреждении Коллегии иностранных дел Шафиров был назначен ее вице-президентом. В 1722 г. он был произведен в сенаторы и стал действительным тайным советником, согласно «Табели о рангах» — персона 2-го класса, соответствующая чину генерала-аншефа (современный генерал армии). Шафирову принадлежит инициатива расшифровки дипломатической почты иностранных посольств. Он же первый в России стал применять секретное кодирование почты царя и крупных военачальников. Шифры для этого Шафиров изобретал сам.

В 1723 г. в результате борьбы с А.Д.Меншиковым он был обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной — на эшафоте — ссылкой в Нижний Новгород. В 1725 Шафиров был возвращен из ссылки Екатериной I, получил все свое состояние, звания и награды и стал президентом Коммерц-коллегии. При Петре II находился в отставке. С 1730 г. возвращен на дипломатическую работу, был послом в Иране. С 1733 г. до конца жизни был президентом Коммерц-коллегии. Петр Шафиров умер в 1739 году. 

ПОТОМКИ ШАФИРОВА

Шафиров был женат на крещённой еврейке Анне Степановне (Самуиловне) Копиевой. Она родила ему сына Исайю и пять дочерей. Сын по себе потомства не оставил. Дочери же сочетались браком с самыми родовитыми аристократами России. Естественно, их дети являются галахическими евреями и еврейками. Весьма любопытно и важно для еврейской военной истории проследить этот процесс.

Согласно данных «Истории родов русского дворянства», изданной в 1886 году, старшая дочь барона Шафирова Анна вышла замуж за князя Алексея Гагарина и родила сына Матвея, генерал-майора, не имевшего потомства и дочерей: Анну, в замужестве — графиню Матюшкину и Дарью — супругу фельдмаршала князя Александра Голицына. Таким образом князь генерал-майор Матвей Алексеевич Гагарин, внук барона Шафирова был галахическим евреем.

Вторая дочь барона — Марфа Петровна вышла замуж за князя Сергея Долгорукова. Третья дочь — Наталья Петровна стала супругой графа Александра Головко, а их дочь вышла замуж за Степана Лесовского. Четвертая дочь барона — Екатерина Петровна сочеталась браком с князем Василием Хованским и родила пять сыновей: Алексея, гвардии поручика; Александра, гвардии капитана; Николая, полковника; Петра, камергера и Юрия, полковника Стародубского полка — внуков барона Шафирова и дочерей, которые стали женами князя Трубецкого и графа Александра Строганова.

Наконец, пятая дочь — Мария Петровна вышла замуж за крупнейшего российского вельможу Михаила Салтыкова, а их дочь стала женой генерала Чичерина. Мы проследим далее кем стали правнуки барона Петра Шафирова, потому что и они являются галахическими евреями. Естественно, нас будут интересовать только те из них, кто стал российскими военачальниками или сыграл важную роль в военной политике страны.

Думается, для многих читателей немалой сенсацией будет сообщение, что среди героев и выдающихся военачальников Отечественной войны 1812 года был галахический еврей во втором поколении. Звали его Павел Александрович Строганов. Он родился в 1774 году, отцом его был граф обер-камергер Александр Сергеевич Строганов, матерью — Екатерина, внучка барона Шафирова. Таким образом, Павел является правнуком Шафирова по линии матери и бабушки, следовательно — галахическим евреем.

Он получил прекрасное домашнее образование и первые годы молодости провёл в Париже, во время французской революции был якобинцем, членом клуба «Друзья Закона». В 1790 Строганов вызван отцом в Россию. Записанный еще в детстве, как тогда принято было, в гвардию, он числился корнетом в лейб — гвардии Конном полку с 1779, в 1791 стал поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. Далее цитирую послужной список Павла Александровича Строганова:

«… В 1792 переименован в камер-юнкеры, в 1798 пожалован в действительные камергеры. В 1802 получил чин тайного советника, звание сенатора и должность товарища министра внутренних дел. В 1805 г. находился при Императоре Александре I во время Аустерлицкой битвы.

В 1807 г. вступил волонтёром в действующую армию и командовал казачьим полком. После окончания кампании 22 августа 1807 награждён орденом Св.Георгия 3-го кл. («за прогнание неприятеля за р.Пассаргу») и 21 декабря 1807 переименован в генерал-майоры. Затем 27 января 1808 определен в лейб-гвардии Измайловский полк, воевал со шведами в 1808-09, под начальством генерала П.И. Багратиона участвовал в переходе на Аландские острова.

С 1809 по 1811 г. находился в Дунайской армии и отличился в нескольких боях с турками. 28 мая 1809 назначен командиром лейб-гренадерского полка и бригадным начальником 1-й гренадерской дивизии. 15 сентября 1811 пожалован в генерал-адъютанты. В 1812 командовал 1-й гренадерской дивизией, в Бородинской битве заменил раненого генерала Н.А. Тучкова на посту командира 3-го пехотного корпуса и был 31 октября 1812 награжден чином генерал-лейтенанта. Во главе корпуса находился в сражениях при Тарутине, Малоярославце, Красном.

В 1813 принимал участие в Лейпцигской битве (награждён орденом Св. Александра Невского) и руководил штурмом крепости Штаде близ Гамбурга. В 1814 воевал на территории Франции, за умелые действия вверенного ему корпуса в Краонском сражении был 23 апреля 1814 награждён орденом Св. Георгия 2-го кл. 3 сентября 1814 назначен командиром 2-й гвардейской пехотной дивизии…»

Как видим, воевал правнук Петра Шафирова доблестно. Но 23 февраля 1814 года Павел Строганов получает страшное известие — в битве при Краоне погиб его единственный сын Александр. С прахом сына Павел Строганов уезжает в Петербург. Слишком тяжела личная утрата. Он заболевает чахоткой. Едет за границу для лечения. По дороге Павлу Строганову становится хуже, в июне 1817 года он ушел из жизни. Было ему всего 45 лет. 

АНТОН ДИВИЕР

Дивиер, Антон Мануйлович, граф — сподвижник Петра Великого, сын португальского еврея Эммануэля, бежавшегося в Голландию. Родился в 1682 г. При встрече с Петром он был юнгой в голландском флоте, и Петр, которому он очень понравился, принял к себе на службу.

О судьбе Дивиера повествует документальный фильм режиссеров Олега Акласа и Эдвина Троммелена «За тридевять земель. Удивительная судьба графа Антона Девьера», премьера которого состоялась в амстердамском культурном центре Het Ketelhuis 26 ноября 2006 года. 3 декабря фильм был показан по голландскому телевидению.

Постановщики фильма считают, что «…Антон Девьер (так они именуют его М.Ш.) вообще-то никогда не рождался. Зато человек с другим, похожим именем, — Арон Виерра, действительно родился в Амстердаме, примерно в 1683 году». Хотя некоторые историки предполагают, что возраст свой он впоследствии изменил, исправив документы и скостив себе лет десять. К сожалению, архивы амстердамской еврейской общины конца XVII века не сохранились. Но когда летом 1698 года будущий император Петр спешно покидал Европу, в его свите оказался молодой человек, бывший моряк, повидавший свет. Звали его на французский манер — Антуан Вьер. Где-то по пути в Россию к этой фамилии прибавилась облагораживающая приставка «де», намекавшая на аристократическое происхождение хорошо воспитанного и прекрасно одевавшегося европейца, которого Петр приблизил к себе и осыпал невиданными почестями. Впрочем, изысканные манеры при петровском дворе ценились куда меньше крепкого кулака, мастеровитых рук и ясного разума. Как раз этими талантами Девьер (или, как иногда пишут, Дивьер) обижен не был. Но судьба новоиспеченного графа оказалась столь же переменчивой, как и написание его фамилии.

Можно считать доказанным, что отцом нашего героя был Мануэль Виерра, обедневший амстердамский торговец, чьи родители, в свою очередь, оказались в числе сефардских беженцев, которые в связи с инквизиционными преследованиями эмигрировали из Португалии в Голландию. Юный Арон получил неплохое образование в школе при португальской синагоге. Красноватое кирпичное здание, хотя и перестроенное, по сей день стоит в Амстердаме на том же месте, что и 300 с лишним лет назад. Выпускники знали несколько европейских языков, обладали, среди прочего, обширными знаниями по географии и математике. Все это, вкупе с богатым жизненным опытом, помогло молодому еврею, когда он оказался в России в свите одного из самых могущественных европейских монархов…

Природный ум, веселый характер, исполнительность и рвение в делах скоро выдвинули Дивиера; в 1718 г. он получил чин генерал-лейтенанта. Таким образом Антон Дивиер стал первым этническим евреем, произведенным в генералы. Желая войти в русское общество полноправным членом, Дивиер добивается руки сестры Меншикова; получив у брата отказ, он все же достигает цели при содействии Петра. К тому же она была беременна от него.

В 1718 г. Петр учреждает должность генерал-полицейместера города Петербурга и назначает на этот пост Дивиера, подчинив его непосредственно сенату. Установление порядка и благочиния во вновь устраиваемом городе представляло большие затруднения. Дивиер справился с этой задачей, предприняв ряд мер к благоустройству города: сформировал штат полиции, устроил пожарную команду, осветил улицы, главные — замостил камнем, завел фурманщиков для свозки нечистот, учредил надзор за продажей съестных припасов, установил регистрацию населения и перегородил улицы шлагбаумами для ночной охраны. За нарушение издаваемых постановлений были определены строгие наказания. Дивиер лично каждый день объезжал город и наблюдал за исполнением постановлений; современники рассказывают, что обыватели дрожали при одном имени строгого полицеймейстера. Наконец, он сопровождал Петра во многих военных операциях, был его советником и по проблемам стратегическим.

По смерти Петра, при Екатерине I, Дивиеру пришлось выдержать борьбу с Меншиковым, и, несмотря на личное расположение императрицы, возведшей его в графское достоинство и дававшей ему серьезные дипломатические поручения, в год смерти императрицы был арестован, подвергнут пытке, бит кнутом, лишен чинов и орденов и сослан в Сибирь. В Жиганске, Якутской губернии, он оставался до 1739 г., когда по указу Анны Иоанновны назначен был командиром во вновь отстраивающийся Охотский порт. На этом посту Дивиер опять блестяще проявил свои административные способности: раскрыл злоупотребления, допущенные прежними должностными лицами, быстро довершил снаряжение экспедиции Беринга, достроил порт и основал школу, превратившуюся впоследствии в штурманское училище сибирской флотилии.

Императрица Елизавета указом 1742 г. вернула его из ссылки, возвратила ему чины и ордена и восстановила в графском достоинстве. В 1743 г. Дивиер вновь назначен генерал-полицеймейстером и ему пожаловано 1600 душ из имения Меншикова. Продолжительная ссылка пошатнула здоровье Дивьера, и он умер в 1745 г. В Петербурге про Девиера помнят до сих пор. Там живут и его прямые потомки, которых удалось разыскать создателям фильма «За тридевять земель». Одна из его самых впечатляющих сцен разыгрывается в Эрмитаже: прапраправнук графа Девиера, Константин Соченко, смотрит на портрет своего знатного предка, обнаруживая свое с ним сходство.

От брака с Анной Меньшиковой Антон Дивиер имел дочь и трех сыновей. Все служили в гвардии, но только старший, Петр, в 1752 году был произведен в генерал-майоры, через три года — в генерал-лейтенанты, в 1760 году — в генерал-аншефы. В отставку уволен в 1762 году и умер в 1773. Петр Антонович был первым в России сыном еврея, ставшим полным генералом.

Print Friendly, PDF & Email