Даниэль Гольденберг: Загадка картины Рериха

Loading

В юности я заметил поразительное сходство между девушкой на этой картине Рериха и Юдифью на картине Боттичелли «Юдифь возвращается из лагеря Олоферна».

Загадка картины Рериха

Даниэль Гольденберг

Стремительное и не всегда упорядоченное развитие в пору юности и молодости оставляет много белых пятен в нашей картине мира. Самые важные из них мы сознательно стараемся заполнить, некоторые становятся неактуальными и со временем забываются, а некоторые остаются с нами на всю жизнь — пока не созреют обстоятельства для их заполнения. Одним из таких белых пятен в моей жизни — не очень важным, но всё же интригующим — была картина «За морями земли великие».

В юности я заметил поразительное сходство между девушкой на этой картине Рериха и Юдифью на картине Боттичелли «Юдифь возвращается из лагеря Олоферна». Сходство двух женских фигур, подмеченное мною, действительно почти полное: те же пропорции фигуры, та же поза, поворот головы, наклон тела, положение рук и ног. Различны только лицо, причёска, одежда, украшения и то, что они держат в руках: у Юдифи — острый меч и небольшая ветка, у девушки на картине Рериха — ветка дерева с листьями и цветами.

Я был уверен, что это совпадение не случайно, но не мог понять — зачем Рерих использовал фигуру Юдифи с своей картине? Вряд ли это было бессознательно: вариант Остапа Бендера, «сочинившего» стихи Пушкина, а потом вспомнившего — кто их настоящий автор, исключался. Н.К. Рерих был серьёзным художником, так что, скорее всего, сделал это сознательно; но зачем? Никто не мог ответить на этот мой вопрос, и он так и оставался для меня без ответа — до тех пор, пока Н.К. Рерих был для меня только художником. Интересно, что и на интернет-сайте, содержащем каталог картин Н.К. Рериха с комментариями к ним, найденное мною сходство не упоминается, а обсуждаются только художественные детали картины (одежда девушки и т.п.).

Недавно мы с женой и младшим сыном посетили музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Главной целью было, конечно, расширение кругозора нашего сына, но в душе я надеялся также узнать что-то новое об описанной загадке двух женских образов. И действительно, хотя картины «За морями земли великие» не было ни в самом музее и ни в одной из продаваемых там книг с иллюстрациями картин Рериха, тем не менее, это посещение помогло мне решить давнюю проблему, хотя и с несколько неожиданной стороны. В будний день в музее было немного посетителей, что дало нам возможность спокойно посмотреть выставленные там картины. В зале на втором этаже несколько женщин о чём-то оживлённо беседовали; одна из них явно была служительницей музея. Когда я обратился к ней с вопросом по поводу одной из картин, она сразу объяснила нам, что картины Рериха можно понять только познакомившись с его учением. Удовлетворяя проявленное нами любопытство, она вкратце объяснила нам, что супруги Рерихи развивали новую всеобщую этику, основанную на учениях индийских и тибетских мудрецов. Особое внимание в её рассказе было уделено жене Н.К. Рериха, Елене Ивановне Рерих, большой портрет которой висел в том же зале, где мы беседовали.

Вооружённые новым знанием, мы продолжили осмотр музея и обнаружили там много картин, посвящённых святым и основателям разных религий: и Магомету, и Моисею, и пророку Илье, и святому Франциску. Естественно, все эти картины отсутствовали в знакомом мне с юности альбоме, выпущенном в бывшем СССР. В это время в покинутом нами зале собралось около дюжины женщин разного возраста, говорящих, как и все служители музея, по-русски. Они встали в круг в центре зала и , заслушав для начала вполне обычный короткий доклад одной из них, посвящённый одной из сторон деятельности Рериха, приступили к весьма необычным действиям. Повторяя какие-то странные заклинания обще-медитативного содержания за ведущей — той самой женщиной, которая нас просвещала — они смотрели то друг на друга, то на ведущую, но дольше всего — на картину Рериха «Матерь мира», висящую в том же зале. Затем они дружно закрыли глаза и стали издавать странные звуки — нечто среднее между жужжанием и дудением — после чего молча медитировали, а потом опять смотрели на картину, внимая заклинаниям ведущей. Мы наблюдали всё это служение из соседнего зала, стараясь не мешать ни словом, ни движением.

Почтение, с которым служащая музея говорила о жене Н.К. Рериха, наводило на мысль, что она могла быть вдохновительницей и прообразом некоторых его картин, и что именно ей поклонялись в своём служении эти женщины. Тем более, что в Индии, где Рерихи провели вторую половину своей жизни, очень популярны культы «Великой Матери». Имеющиеся данные подтверждают эту гипотезу, по крайней мере в том, что касается художника: кроме описанной выше «Матери мира», Н.К. Рерих посвятил своей жене картины «Держательница мира», «Ведущая», «Мадонна Орифламма», «Агни Йога» и др. Уже сами названия этих картин свидетельствуют о важной роли Елены Рерих в духовной деятельности её мужа. Большинство книг, представленных в музее, принадлежало перу Елены Рерих; меньшая часть — Н.К. Рериху. Книги Елены Рерих написаны выспренним тоном: так, как апостолы пишут своей пастве. Из них вырисовывется образ женщины, которая, по-видимому, считала себя пророчицей или основательницей новой религии, поучающей и наставляющей свою паству на «путь истинный». Елена Рерих пережила своего мужа на 8 лет, и по-видимому, за это время укрепила и расширила теоретический базис Учения.

Биографии супругов Рерих необычайно увлекательны, полны драматизма и вполне достойны пера романиста и кинодраматурга. Современное «рериховедение» включает десятки книг и сотни статей; деятельность супругов Рерих, кратко описанная в русскоязычной «Википедии», полна загадок и допускает разные интерпретации. Н.К. Рерих известен не только как художник (автор около 7000 картин), но и как общественный деятель, миротворец, автор «Пакта Рериха» (международного договора, защищающего произведения искусства) и основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Эти стороны его деятельности наводят на мысль, что использование образа Боттичеллевской Юдифи — это сознательное противопоставление мирной девушки (славянской внешности) «воинственной» Юдифи (западно-европейской внешности), в котором цветущая ветка занимает место меча — и в этой замене, по-видимому, заключена основная идея картины. Подтверждением этой гипотезы может служить стихотворение Н.К. Рериха «Пора» из сборника стихов «Цветы Мории» (1916 г.), которое начинается со строк:

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.

а заканчивается так (подчёркнуто мною):

Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.

Однако, все эти активности Н.К. Рериха, по-видимому, были вторичными следствиями его главной деятельности. Судя по доступным материалам, супруги Рерихи считали себя основателями и пророками новой религии, которую они стремились утвердить где-нибудь в Азии, используя средства своих европейских и американских поклонников. Николай и Елена Рерихи разработали этическое учение «Агни Йога» — Живая Этика или Учение Жизни, «претендующее на синтез всех йог и религий, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества» (цитируется по энциклопедии «Философия. ХХ век»). Интересно, что в начале ХХ века, когда спиритизм был необычайно популярен, в доме Рерихов проводились спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Во время спиритических сеансов «столоверчения» Рерихи устанавливали контакт с Учителями («Махатмами»). Однако, позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритизм для этих целей, объявив, что они могут сами устанавливать контакт с «Махатмами». По-видимому, это был первый шаг к фактическому объявлению себя пророками. Действительно, вертеть стол и чревовещать могут многие, а получать «прямые указания» от «Махатм» — только Избранные.

Известно, что Рерихи в 1926 году пытались убедить Советское правительство «взять на вооружение» разработанное ими этическое учение. В Википедии указано, что «Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и что там проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском музее изобразительных искусств. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чем в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».

Наиболее интригующими и полными загадок являются две азиатские экспедиции Рерихов. В США Н.К. Рерих увлёк своими идеями двух влиятельных людей, которые финансировали его деятельность, пока оба не разочаровались в нём. Американский бизнесемн Луис Хорш финансировал среднеазиатскую экспедицию Рерихов 1924-1928 гг., а также построил для Н.К. Рериха 29-этажный небоскрёб на Манхэттене «Дом Мастера», в котором располагался музей художника (его картины купил для музея тот же Хорш). Позднее Хорш разочаровался в Рерихе, выселил его из этого дома и предъявил через суд огромный иск. Средне-азиатская экспедиция Рерихов, проходившая под пристальным вниманием разведок разных стран, вылилась в самостоятельное Тибетское путешествие (1927-28 гг.), известное как «Миссия Западных буддистов в Лхасу». Н.К. Рерих рассматривался своим окружением как «Западный Далай-лама»; соответственно, Рерихи хотели придать этой экспедиции статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Неудивительно, что реакция настоящего Далай-ламы на всё это была негативной: можно представить, как реагировал бы Римский Папа на самозванную делегацию «Западного Папы», жаждущего своей легитимации. Осенью 1927 года экспедиция Рерихов была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, откуда Рерих рисовал Лхасу, а также писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство». Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и с трудом добралась до Индии.

Аналогично и Маньчжурская экспедиция Рерихов (1934-1935) была организована благодаря поддержке Г.Э.Уоллеса, министра сельского зозяйства в администрации Франклина Рузвельта. Формальная миссия экспедиции — доставка в США новых засухоустойчивых трав и лекарственных растений — провалилась. Зато Рерих, разделявший идеи панмонголизма и евразийской роли России, и решивший, что в середине 30-х годов сложилась благоприятная обстановка для «единения Азии», погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции (такие идеи могли придти в голову только «западному буддисту»!). Рерих вёл также активную деятельность среди русской эмиграции, чем вызвал недовольство властей США и Японии. После политического скандала в международной прессе Маньчжурская экспедиция Рерихов была досрочно прекращена, а финансовый иск Хорша навсегда закрыл для них возможность вернуться в США.

В статье о Н.К. Рерихе в «Википедии» разбираются возможные версии того, что было главной целью средне-азиатской экспедиции Рерихов: художественные и этнографические цели, выполнение заданий ОГПУ, поиск Шамбалы и политическме цели, а именно: попытка осуществить утопическую мечту о «Новой Стране». По мнению исследователя Владимира Росова, Рерихи разрабатывали «общий план «Единой Азии», главный тезис которого состоял в том, чтобы в государственном масштабе объединить учение буддизма с коммунистической идеологией». По-видимому, главный акцент здесь всё же следует делать не на Государстве, а на Учении, которое было для Рерихов первостепенным (включая их роль как Махатм). Они действительно пытались воплотить своё Учение в каком-нибудь конкретном государстве — в СССР, или в так и не созданной «Азиатской республике», подобно Платону, который дважды ездил в Сиракузы, пытаясь убедить тамошних тиранов (сначала отца, потом сына) воплотить в жизнь его идеальное Государство, — с одинаковым успехом…

Примечательно, что в англоязычной “Wikipedia” статья о Н.К. Рерихе «приглажена» и «прилизана». В ней есть только «положительные» факты из жизни и деятельности Рериха, и совсем не упоминаются ни его увлечение спиритизмом, ни попытки совместить буддизм с коммунизмом, ни его авнтюрные политические приключения в азиатских экспедициях, ни его размолвки с американскими филантропами. Кто-то очень старательно «подчистил» эту статью, явно переведённую с русского оригинала.

В заключение — ещё одна гипотеза-догадка. В «Золотом телёнке» Остап Бендер показывает спутникам афишу своих выступлений в качестве «жреца» — брамина, йога, который потом назван «любимцем Рабиндраната Тагора». Среди его номеров указаны «курочка-невидимка, свечи с Атлантиды, пророк Самуил отвечает на вопросы публики, материализация духов и раздача слонов». Н.К. Рерих изучал труды Рабиндраната Тагора. Его инициатива в 1926 г. по внедрению своего этического учения в СССР наверняка была отражена в прессе, а роман «Золотой телёнок» авторы начали писать в 1928 г. В одной из последних глав романа — «Индийский гость» — Остап приходит к заезжему философу-индусу спросить о смысле жизни; философ ответа на этот вопрос не знает, но зато знакомит Остапа «с обширными материалами» о постановке «дела народного образования в СССР». Быть может, эти образы жреца и философа являются пародией на Н.К. Рериха с его увлечением спиритизмом (в 1920-х годах) и стремлением совместить коммунизм с буддизмом. Эта спекулятивная гипотеза, конечно, может иметь значение только для почитателей знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова, тогда как главная гипотеза данной статьи — о неслучайном совпадении двух женских образов, созданных Рерихом и Боттичелли, и о сознательной замене меча на мирную ветку — имеет значение не только для «рериховедения», но и для истории искусства и идейных учений первой половины XX века.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Даниэль Гольденберг: Загадка картины Рериха

  1. На самом деле, картин под названием «за морями земли великие» имеется три. Что хотел сказать художник этими картинами, он сам объяснил, и объяснила его жена.

    «За морями земли великие» — эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом.

    Н.К. Рерих. Эстония3
    При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы — «за морями — земли великие». Но ко всяким таким землям далёким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно найти какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал.

    Н.К. Рерих. Злата Прага4
    В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании суждённых сокровищ духа, казался мне в этой картине.

    Н.К. Рерих. Женщинам5
    Радостная, раскрепощённая женщина быстро движется вперёд. Здесь удивительно передано её стремительное движение вперёд, к будущему, к Новому Миру. (…) Она хочет познавать мир, она хочет уйти из своей тесной клетки. …Быть со всем миром, помогать ему и понимать его.

    Н.Д. Спирина. Письма Елены Рерих6

    Что подсознательно имел художник ввиду, мы никогда не узнаем. Должен сказать, что «позу Юдифи» бессознательно копируют и другие художники.

  2. Да…. Замечательно подмеченное сходство.

  3. Похоже, не Вам одному явилась эта похожесть.

    http://www.livemaster.ru/topic/519255-momenty-tvorchestva

    Я думаю, что Н.К. Рерих непроизвольно заимствовал сей момент у Бооттичелли. Все-таки, нахоят их художесвенное родство

Обсуждение закрыто.