Aнатолий Тиктинер: Инакомыслие в иудаизме

Loading

… никакие заслуги, никакие усилия, не избавляют еврея Старого Света от тысячелетиями культивированной ненависти. Только собственное Государство, приняв на себя весь заряд европейской ненависти, в какой-то мере, избавил в Европе личность от преследования.

Инакомыслие в иудаизме

Aнатолий Тиктинер

Инакомыслие — удел таланта

Инакомыслие во все времена, почти при всех режимах преследовалось властью, церковью или общественным мнением. В советское время в ходу даже была знаменитая поговорка: все идут в ногу только Иванов или акомыслие Тиктинер идет не в ногу. И эта поговорка несла в себе определенный негативный оттенок. В тоже время именно инакомыслие в любой области деятельности было и есть главный рычаг прогресса в науке, технике, культуре, политологии и религии. Наиболее яркие примеры: возникновение иудейского, а затем христианского монотеизма, последствия которых кардинальным образом повлияли на все сферы человеческой деятельности. Инакомыслие Коперника изменило представление о вселенной и т.д. Но были и обратные следствия. Инакомыслие К. Марса привело к нескольким революциям, но в каждой стране победа этой идеологии приводила к застою в науке и технике, к обнищанию. Инакомыслие не всегда приводит к прогрессу, но прогресс всегда результат иного взгляда на действительность, т.е. инакомыслия.

Иудаизм, ─ религиозное учение монотеизма возникло в результате того, что наш праотец Авраам поверил внушению некой верховной силы — Бога, о том, что поклонение разнообразным идолам не отвечает истине, что идолы сотворенные из камня или дерева ими же и остаются, какую бы магическую силу не приписал им человек. Всевышний, как трактует Талмуд, пытался внушить эту мысль многим вождям разных племен и народов, но только Авраам сразу оценил и принял эту доктрину. Он разбил всех идолов своего отца, став первым в языческом мире инакомыслящем и монотеистом. Для такого неординарного шага нужно было обладать исключительной смелостью духа и глубочайшей верой в новую Идею. Действительно, по-видимому, из-за того, что он противопоставил себя, и свое мировоззрение окружающему миру, Авраам вынужден был покинуть родные места, и отправится в землю Ханаанскую указанную Всевышним.

Всемирное значение этого шага можно оценить в полной мере только в наше время, когда наука, т.е. разум человеческий осознал, что все в мире взаимосвязано и детерминировано, ─ логически обусловлено. Для создания и развития макро и микро миров невозможно себе представить участия множества специализированных божков, только Единому Всемирному Разуму под силу создание условий для развития столь сложных космических и биологических систем. Восприятие такой единой силы сотворившей все сущее и даже «саму материю» — Саади Гаон (9 век) в определенной последовательности, начиная от вселенной и кончая человеком, заключалось великое, гениальное инакомыслие Авраама. Это озарение знаменует собой поворотный пункт всемирной истории. Правда Праотец опередил свое время, по меньшей мере, на две тысячи лет, когда большая часть человечества, вслед за избранным народом, приняла Монотеизм..

Прежде чем говорить об инакомыслии в иудаизме, вспомним основные этапы канонизации первоисточника, ─ Библии. Относительно, которого и возникло инакомыслие.

Вернувшись из Вавилонского пленения в середине 4 века до н.э. писец Эзра и Иехемия ─ руководители еврейства обнаружили, что народ за прошедшие 50 лет полностью забыл боговдохновенную Тору и обряды богослужения. Наряду с решением первостепенной задачи: ─ восстановления Храма и богослужения в нем, они решили вновь собрать воедино все пять книг Моисея, книги пророков, книгу судей, книгу царей, писания, Екклесиаст, рассказы, предания и другие сохранившиеся в Вавилонии книги. К этому времени в Иерусалиме был созван Великий Синедрион как высший религиозный и судебный орган нового, хотя еще не самостоятельного Иудейского государства.

Синедрион состоял из старейшин оставшихся колен Израилевых: колена Иудино и колено Вениаминова. В задачу синедриона наряду с судебной и законодательной деятельностью, также вошла, как одна из главнейших ─ кодификация и канонизация Книги. Предстояло выбрать из сохранившегося множества преданий, писаний, и других раритетов истинно боговдохновенные книги, создав, таким образом, единую Книгу названную ТАНАХ ─ аббревиатура, составленная из начальных букв всех глав Книги. Эта работа продолжалась вплоть до 3 века до н.э., когда ТАНАХ был окончательно канонизирован в том виде, каким мы его сейчас знаем.

Втрое радикальное инакомыслие в иудаизме, отразившееся на мировом историческом процессе связанно, конечно же, с появлением Иисуса Христа и секты иудеохристиан.

Иудеохристиане, первые сторонки христианского учения, были одной из мессианских еврейских сект близких к ессеям и другим аскетическим сектам Кумрана известные нам из знаменитых «Рукописей мертвого моря»

Проповеди Иисуса и его мессианское самосознание легли на благодатную почву в тяжелый, беспокойный период еврейской истории. Это был период жесткого царствования Ирода ─ верного сатрапа Римской империи и правления одного из самых жестоких прокураторов ─ Пилата. Время раздела Израиля после смерти Ирода, на три части, время появления Зелотов ─ радикальной оппозиции Риму. Иудеохристиане, основываясь на пророчествах Иессаи и Даниила, полностью поверили проповедям Иисуса Христа, о скором наступлении мессианской эры, когда придет царство Божье, прекратятся войны, распри и исчезнет бедность.

Первые христиане, естественно, как и сам Иисус были евреями и полностью выполняли, законны Торы, но они, следуя проповедям Христа, с охотой принимали в свои ряды неофитов из язычников, которые обязаны были также исполнять предписания Закона. Последователь Иисуса Савл или Павел, проповедующий в синагогах диаспоры, в Передней Азии и Греции. Он делал упор на привлечение к учению Христа язычников, среди которых жили евреи. В первый период развития христианства Апостолом Павлом было выработаны компромиссное решение, которым предписывалось исполнение законов Торы только для христиан евреев, а христиане из язычников должны были исполнять только так называемые законы Ноя, предусмотренные Торой для всех людей, кроме избранного народа Израилева. Этими постановлениями, подтвержденными Иерусалимским христианским собором в 51г. н.э. было заложены основы для развития вселенской христианской церкви.

Массовое вступление в ранние иудеохристианские общины и синагоги диаспоры аборигенов-язычников, которые постепенно вытеснили евреев из синагог, исповедуя принципы противоречащие догматам иудаизма, превратив их, в первые христианские церкви. Секта же иудеохристиан сохранилась только в Палестине до 4 века, когда Палестина подпала под власть христианской Византии.

Христианское инакомыслие в иудаизме заключалось в том, что иудаизм, следуя принципам Торы, представляет себе сущность Бога, как всемогущую, бестелесную субстанцию не ограниченную ни временем не пространством. В то же время в Торе сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Лично мне представляется, что подобие заключается не в облике, а в разуме, единственным качестве отличающего человека от всего животного мира. Разумом, под которым понимается способность предвидеть результат деяния, т.е. мыслить. Оценивать не только сиюминутную ситуацию, но и более отдаленное следствие сделанного, что свойственно только человеку и Всемирному разуму или Богу, но в бесконечно большем объеме. Именно Разум подобен Божественной сущности.

Верующие евреи, ни при каких обстоятельствах не в состоянии принять доктрину Богочеловека. Они не могут принять доктрину триединства, как противоречащую принципу единобожия, четко очерченную в Торе и в главной иудейской молитве Амида, созданной еще во втором веке до н.э. Даже современный классик английской литературы и христианский мыслитель Льюис[1], создавший современную модель Рая, Ада и Дьявола, глубоко верующий христианин утверждает: «Кроме Бога нет ничего и никого несотворенного»

Таким образом, нестандартный, иной взгляд на образ Божий привнесенный Иисусом Христом и его апостолами привел к созданию новой Вселенской церкви и к иному миропониманию.

Караимы

В IX — X веках центр еврейкой учености переместился в Междуречье в города Сура и Пампетуда. К этому времени вся территория аравийского полуострова и Египта были во власти ислама — Багдадского эмирата. Еврейская община была очень большой вплоть до того, что верховный руководитель евреев эмирата «Эксиларх» входил в состав «Дивана» т.е. в число ближайших советников самого эмира. Порядок выбора нового эксиларха принадлежал ректорам обоих еврейских университетов. После смерти очередного эксиларха ректоры университетов выбрали не старшего брата умершего, а его младшего брата и именно эту кандидатуру утвердил эмир.

Тогда старший брат Анан бен Давид, как утверждают его последователи, обидевшись на несправедливость евреев, создал собственную секту под первоначальным названием «Ананиты». Конечно, один этот случай не мог бы повлиять на многовековое развитие одной из сект иудаизма. Сами караимы делятся по этническому принципу на караимов крымских, литовскх, западно-украинских и еще нескольким географическим местам расселения.

Духовные принципы, которыми руководствовали ананиты — караимы сводились к следующему: Талмуд, как и вся устная Тора не являются боговдохновенными книгами. Они созданы вполне конкретными людьми и, в отличии от древних пророков, не провозглашали от имени Всевышнего определенные этические установления или критические высказывания на конкретные политические события. Талмуд же написан был известными людьми в двух вариантах (Иерусалимский и Вавилонский), как комментарий к непризнанной караимами устной Торы Главный принцип секты был сформулирован самим Ананом: Библия является единственным источником Закона. Эта мысль выражена самим Ананом: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».

Анан привлек к своей секте немногочисленных последователей различных антираввинистических ересей, в частности саддукеев доталмудической эпохи. На словах Анан проповедовал самые передовые идеи даже для нашего времени. Свобода воли и свобода высказывания своего мнения. Однако со временем, как это часто бывает в религиозных общинах, да и в светской жизни появляются лидеры, которые любые идеи умело, трансформируют в жесткие авторитарные сообщества. По мнению ЭЕЭ именно караимы сегодня установили самые жёсткие ограничения в ритуальных правилах и бытие караимов. Например, праздник Субботы они проводят в темноте т.к. зажигать огонь в предсубботнее время тоже запрещается. И прочие установления.

В средние века иной взгляд на Библию ─ инакомыслие, высказал Аврахам Ибн Эзра (1089(1089), Тудела, Хайфа Худидов — 1164) — знаменит тем, что впервые высказал сомнение в том, что пятая книга Торы «Второзаконие» принадлежит перу Моисея в отношении (Второй Закон или повторение Закона) а впоследствии многие ученные, исследуя лексику, политические и религиозные установления этой книги пришли к выводу, что пятая книга найденная в тайнике Иерусалимского храма в 622 году до н.э. не может принадлежать перу Моисея и имеет все признаки более позднего происхождения. Эти ученные относят ее ко времени царя Иудеи Хизкия (720-695 гг. до н.э.), проведшего религиозные реформы. Он, в числе прочего, установил правила проведения главных религиозных обрядов ─ жертвоприношений и литургий только в Иерусалимском храме, централизовав, таким образом, религиозное и светское управление государством. Об этой реформе упоминается и во Второзаконие, хотя сам свиток был найден в тайнике Храма только 100 лет спустя, после реформ царя Хизкии

Аврахам Ибн Эзра родом из испанских эмиратов, прожил исключительно насыщенную жизнь. Совместно с Иегудой Галеви великим еврейским поэтом он совершил путешествие в Мавританию, затем путешествовал по Франции и Провансу к концу жизни посетил Англию, где написал знаменитые комментарии к Торе, в том числе и доказательства более позднего написания Второзакония. Двухтомник его поэзии недавно был издан в Израиле. В медицине Ибн Эзра придерживался учения Авиценны. Он впервые в еврейском счислении перешел на десятичную систему, обозначив буквами еврейского алфавита первые 9 чисел, ввел обозначение «0» отдельным знаком, а группу чисел второй десятки поставил впереди первой группы и т.д.

В то время в среде европейских евреев, не допускавших никаких сомнений относительно духа и буквы Торы, высказать критический взгляд на основную книгу иудаизма, требовало большой смелости и убежденности. Ибн Эзра оказался предтечей целой науки «Библейская критика» развившейся спустя 6 веков, в конце 18 и в19 веках.

Уриэль Акоста, философ из семьи португальских марранов ─ евреев насильственно обращенных в христианство. Его отец был верующий католик. Уриэль получил религиозное образование в католическом монастыре, где подробно изучил Библию, в том числе Ветхий завет. После смерти отца, увлеченный идеями иудаизма Акоста бежал в Голландию, где открыто вместе с семьей перешел в иудаизм. В новом своем качестве уже в стенах синагоги Акоста открыто высказывал совершенно еретические, с точки зрения иудаизма и даже христианства мысли

По его мнению, иудеи своим ультраортодоксальным, и формальным подходом к Учению исказили его. По мнению Акосты бессмертие и загробная жизнь не исходят из учения Моисея. Свои воззрения Акоста изложил в книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» за эту книгу, противоречащую общепринятым религиозным представлениям, автор был подвергнут проклятию (херему), а светские власти наложили штраф. Книга была сожжена. Несколько лет Уриэль Акоста провел вне стен общины и синагоги, что приводило по тем временам сильным испытанием, практически он был подвергнут жесткому остракизму. Отказавшись от своего исследования, он снова был принят в общину, и снова в стенах общины стал высказывать совсем уж еретические, деистические мысли, отрицая божественное происхождение Торы, всех ритуалов литургии и Традиции иудаизма, утверждая, что Бог заключен во всей окружающей природе и только этические законы имеют божественные корни.

Деизм ─ религиозно-философская доктрина, признающая Бога как мировой разум, сконструировавший «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в само движение природы. Деизм получил распространение среди мыслителей эпохи Просвещения в развитии свободомыслия 17-18 вв.

За эти свои взгляды Акоста вновь был подвергнут херему и вновь в 1640г. после публичного отказа от своих воззрений был прощен, но подвергнут ритуалу очищения. Его, как кающегося еретика приговорили к 39 ударам плетью, уложили на порог синагоги и каждый верующий должен был перешагнуть через него. Уриэль Акоста не выдержал столь унизительной процедуры и в то же дань, придя, домой, покончил с собой.

Акоста по существу был предтечей Баруха Спинозы, но в отличии от последнего он, на мой взгляд, обладая сильным протестным потенциалом критическим взглядом на существующий порядок вещей не был творцом, в отличии от Спинозы, он не смог предложить иной, альтернативной философской идеи.

О развитии инакомыслия в иудаизме в 19 и 20 веках, о хасидизме, консерватизме и либерализме, о ином взгляде на историю еврейского народа, о парадоксальных течениях в понимании места евреев в современном обществе постараюсь рассказать в следующих беседах.

Хасидизм 

Как уже упоминалось выше, мистицизм, увлечение каббалой, аскетизм, безнадежность и нищета большинства народа, резкий упадок качества детского обучения, сокращение количества иешив — основные черты упадка еврейского общества Польши в конце XVII первой половины XVIII веков. Причинноой столь резкого упадка сильных и богатых еврейских общин было несколько: в том числе полный разгром еврейского общества во времена Восстания Богдана Хмельницкого и его войны с Польшей. 1648 — 1653г.г. Историк Дубнов и современники утверждают, что во время восстания было вырезано(в буквальном смысле слова) больше половины еврейского населения Польши и западной Украины, оставшихся в живых подвергли полному разграблению. Множество евреев попало в плен к крымским татарам, и были проданы в рабство. Причем современники утверждают, что цены на рабовладельческом рынке упали настолько, что шляхтич стоил дешевле коня, я еврей дешевле овцы.

Традиционный раввинистический иудаизм не в состоянии был указать путь выхода из психологического тупика. Евреи погружались в глубокий пессимизм. Но, как это обычно бывает, нация в таких случаях рано или поздно находит выход.

В начале XVIII века в Польше, в Падолии теперь прикарпатская Украина, появился человек, которому суждено было создать новое религиозное направление «хасидизм» принципиально изменивший мироощущение простых евреев, приверженцев его доктрины.

ИСРАЭ´ЛЬ БЕН ЭЛИ‘Э´ЗЕР БА´‘АЛ-ШЕМ-ТОВ (также Ба‘ал-Шем) или сокращенноБешт, (около 1700, Окуп?, — 1760, Меджибож), основоположник и вдохновитель Хасидизма в Восточной Европе.

Бешт родился в бедной простой семье. До женитьбы был помощником Меламеда (учителя) в хедере, после женитьбы занимался тяжелым физическим трудом. Вместе с женой капал глину и обжигал известь, на Украине они были основными строительными материалами, и пользовались большим спросом. Затем приобрел собственный постоялый двор. Овдовев, Бешт оставил свое хозяйство, почувствовав в себе дар врачевания. Лечил амулетами и заговорами. Он обходил общины лечил и поддерживал словом, многих людей. Его искусство приобрело известность далеко за пределом округи. Люди потянулись к Бешту, обладающему большим личным обаянием — харизмой[2]. Очень быстро образовался круг его почитателей и сподвижников. Баал–шем-тов проповедовал строгое соблюдение Закона, разъяснял основные положения Лурианской кабалы, он был противником погружения в глубины Талмуда. Бешт проповедовал, что искренняя молитва и соблюдение законов Торы важнее знания тонкостей талмудической науки. Бешт был принципиальным противником аскетизма. Он говорил, что именно страстная, радостная молитва угодна Богу. Он призывал отказаться от постоянного пережевывания всех бед обрушившихся на еврейский народ в последнее время, а находить радость существования в мельчайших проявлениях окружающего мира, в Торе и молитве. Несмотря на свои мессианские чаяния, Бешт, по преданию, запретил пытаться приблизить приход Мессии с помощью магии и экстаза.

Ученики и последователи Бешта свидетельствовали, что Исраэль бен Эли‘эзер никогда не выступал с публичными проповедями, не писал никаких трудов и не разрешал записывать беседы, которые он вел в узком кругу последователей. Лишь через 20 лет после смерти Исраэля бен Эли‘эзера его ученик Я‘аков Иосеф из Полонного издал свой труд «Толдот Я‘аков Иосеф» («Житие Я‘акова Иосефа», первая публикация учения хасидизма; Корец, 1780), в который он включил слышанные им беседы и изречения Исраэля бен Эли‘эзера. Изречения Бешта приводятся и в других сочинениях Я‘акова Иосефа. Из произведений последнего, как и из сочинений других его учеников, явствует, что поучения Бешта, большей частью изложенные в форме афоризмов, перемежаемых притчами и рассказами, не отличались талмудической ученостью, хотя в них есть много заимствований из Аггады (литературная часть Талмуда), и каббалистических трудов.

Центральной фигурой в хасидизме является Цаддик — духовный наставник и административный лидер общины или группы общин. Иногда и целого направления в хасидизме. Авторитет цадика абсолютный, он связующее звено между Всевышним и верующем хасидом. Цадик обладатель всех человеческих достоинств. Культ цадика поддерживается всем духом хасидизма. Он судья, советчик и благодетель.

Пропагандой миссии цаддика занимались специальные посланники, которые пересказывали учение своего наставника и распространяли вести о его чудесах; этой же цели способствовали и поездки самого цаддика по еврейским местечкам

Хасидизм не изменил основ иудаизма, но в корне изменил ритуал молитвы, сидур, и даже ритуал забоя скота. Один из основных принципов хасидизма: Человек не только должен служить Богу в радости, радость должна стать обычным состоянием его жизни. Печалиться и падать духом не следует никогда, даже раскаиваясь в дурных поступках, даже в таких обстоятельствах, при которых человек обязан, по мнению дохасидских учителей нравственности, скорбеть и сокрушаться.

Поскольку известных и авторитетных цадиков много, Еврейская энциклопедия приводит более десятка фамилий цадиков основателей собственных направлений, мы не можем говорить о едином и монолитном хасидском направлении. Характерным примером может служить отношение хасидов к сионизму. Большинство направлений отрицательно относилось к этому политическому движению, считая, что только приход Мессии может собрать всех евреев в Стране Обетованной. Но Любавический ребе цадик Шнеерсон, основатель современного движения Хаббат наоборот поддерживал это движение. Хасиды хаббата даже создали свой сионистский штаб не входящий в общее движение, но сотрудничавший с ним. Хасида легко отличить, он носит пейсы, одет в черное старомодное платье и в черную же широкополую шляпу или меховую шапку.

Практически со времен Баал-Шем-Това(Бешта) раввинистический иудаизм вел непримиримую войну с Хасидизмом. Они обвиняли хасидов в создании культа цаддиков, т.е. в нарушении закона запрещающего создание кумира или культа человека, в полном изменении богослужебной традиции, в принижении роли Талмудического учения, в приверженности к лжемессианству, в утверждение хасидов о том, что Бог присутствует во всем, или в пантеизме Спинозы и пр.

Возглавил движение митнагдим (противники) Виленский Гаон раби Элиягу из Вильно (1720-1797). Гаон (гений, иврит) титул, присвоенный Рабби Элиягу в ранней молодости за его выдающиеся познания в Учении. Дважды Виленский гаон накладывал херем на всех хасидов. Главное опасение митнагдим видели в том, что хасидизм раскалывает еврейское общество. Они считали хасидов еретиками. Вторая половина XVIII и первая половина XIX века проходила в жесточайшем противостоянии эти двух направлений в иудаизме.

Только обоюдное неприятие движения Хаскалы — еврейского просвещения, стало сближать заклятых врагов. Но это тема следующей беседы: «Современные течения в иудаизме»

Борух Спиноза и Мозес Мендельсон

«Сомнение во всем»
Главный лозунг и метод познания Декарта

Барух Спиноза

Барух Спиноза ­ одна из самых ярких фигур европейского позднего Возрождения и еврейской истории, родился в 1632 в Амстердаме, умер в 1677 в Гааге. Выходец из португальской сефардской семьи марранов, эмигрировавших в Амстердам, где они вновь вернулись в лоно иудаизма. Отец Спинозы был богатым купцом и видным членом крупной амстердамской сефардской общины. Барух учился в привилегированной общиной школе, а затем в известнейшей в еврейском мире иешиве под руководством И. Ла Пейреры — известного вольнодумца из Парижа.

Получив глубокое религиозное образование и будучи по натуре человеком вдумчивым и склонным к критическому взгляду на окружающий мир, Спиноза заинтересовался трудами Абрахама ибн Эзры и Уриэля Акосты, со взглядами которых мы ознакомилисьна прошлой беседе..

Для получения более широкого общего образования Спиноза начал изучать латинский язык, причем его учителем оказался бывший доминиканский монах, также с довольно критическими религиозными взглядами. Таким образом, врожденная склонность Спинозы к неординарному мышлению и неортодоксальная окружающая среда благоприятствовали развитию в нем инакомыслия.

В общине среди членов кружка своих единомышленников Спиноза высказывал сомнения относительно основополагающих религиозных догматов: о боговдохновенности и Моисеевом авторстве книг Торы, о том, что Адам был первым человеком на земле и т.д. Эти еретические взгляды стали известны руководству общины и после ультимативного требования о публичном отказе от критики священных книг все члены кружка, кроме Спинозы, отказались от своих взглядов.

Но Барух Спиноза не внял настойчивым требованиям, и на него был наложен в 1656г херем (проклятье). По традиции человек, подвергшийся херему, изгонялся из общины, и все евреи обязаны были прекратить с ними любые контакты. Даже подходить к проклятому ближе четырех шагов строго запрещалось.

После изгнания из синагоги, Спиноза на философском факультете Лейденского университета (Голландия) закончил свое европейское образование, изучая математику, труды Платона и Аристотеля, других греческих и римских философов. Большое влияние на формирование взглядов Спинозы оказал его старший современник — великий математик и философ Рене Декарт (1596 — 1650). «Сомнение во всем», — главный лозунг и метод познания Декарта.

Барух Спиноза зарабатывал себе на жизнь шлифованием линз. Когда своими философскими трудами он получил европейскую известность, пфальцский курфюрст в1673 г. предложил Спинозе кафедру философии в Гейдельбергском университете. Спинозе была обещана полная свобода преподавания с условием, что он не станет нападать на государственную религию — на католицизм. Спиноза отверг это предложение, желая сохранить свою независимость. Спиноза также отверг просьбу принца де Конде посвятить королю Франции Людовику XIV его труд «Этика» в обмен на гарантированную Спинозе пенсию. Философ и тут предпочел полную независимость.

Все мы со школьной скамьи знаем, что в 17 веке в Голландии жил такой философ из евреев ─ Бенедикт Спиноза ─ пантеист или, что еще «лучше» атеист. Больше о нем мы, я, во всяком случае, ничего не знал. Теперь же с помощью авторов Электронной Еврейской Энциклопедии и других авторов попытаемся в общих чертах понять, чем же так велик философ Бенедикт (Барух) Спиноза?

Спиноза написал много трудов по философии, по критике библейских текстов, написал даже грамматику иврита. Но главными его трудами считаются два: «Этика» и «Богословско-политический трактат». В трактате автор критически рассмотрел Тору и пришел к выводу о том, что не все пять книг Откровения, написаны Моисеем. По его мнению, некоторые из книг были написаны значительно позже и при этом разными авторами.

Главным доводы: разные имена Бога и упоминание о едином месте жертвоприношения, которое было введено на много позже дарования Торы. Спиноза считал, что большую часть откровения была написана писцом Эзра в 4 веке до н.э. С этой точки зрения Спиноза был предтечей образования в 18-19 веках целой науки «Науки о еврействе», одним из направлений которой, было критическое изучение текстов Священного Писания. В этом же труде Спиноза отстаивал принципы интеллектуальной, религиозной и политической свободы. Подобные мысли опережали время минимум на сто лет.

Бенедикт Спиноза критиковал не только Тору, но и весь иудаизм в целом; и не только иудаизм, но и христианство; и не только религию, но и человеческое общество вообще. Он был республиканцем и не признавал богоизбранности власти суверенов. В тоже время Спиноза категорически отвергал обвинения в атеизме. Свое, отличное от общепринятых, представление о Боге мыслитель отстаивал с завидной последовательностью. Так он писал: «Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих Его сущность»

Спиноза много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с математиком Г.Лейбницем, во время путешествия последнего из Лейпцига в Англию, однако не пытался требовать от слушателей согласия со своими радикальными взглядами.

Исследования Спинозы намного опередили свое время, не вызвав отклика у современников. Евреи не читали сочинений «еретика», а христиане не были готовы к восприятию его идей.

«Этика» основной труд Спинозы, в котором он изложил основы своих взглядов на мир, на Бога, на сущность вещей, на этические проблемы человечества и на место Бога в сознании человека. Для понимания даже в самом общем виде философской системы Спинозы нам придется обратиться к некоторым понятиям, которыми оперировал автор «Этики»

Субстанция ─ природа в самом общем смысле, сущность и причина всех вещей и явлений. Она едина и бесконечна. Она — «Бог, присутствующий во всем».

Субстанция может быть только одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции по определению. Это положение принципиально отличает философию Спинозы от взглядов Декарта, утверждавшего существование сотворенных субстанций наряду с субстанцией их Творца. Например, «Протяженность» и «Мышление»

Однако Бог Спинозы — не пребывает вне мира. Это не трансцендентный, т.е. не запредельный по отношению к миру Бог теологии и теистической философии. По Спинозе Бог тождественен миру. Этот свой пантеистический взгляд Спиноза выразил в знаменитой формуле: «Бог или Природа».

Лишь Бог обладает свободой, свобода всех конечных существ обусловлена Богом.

Протяженность и Мышление. По Декарту протяженность ─ материальное пространство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной. Ее частицы находятся в постоянном движении, взаимодействуя между собой. Это взаимодействие подчиняется основным законам природы.

Мышление ассоциируется с духовностью можно сказать с Душой. Эти две известных миру сотворенные Субстанции в отличии от бесконечной Субстанции их творца ─ Бога.

По Спинозе, как я уже упомянул, Субстанция может быть только одна в силу своей бесконечности. Любая сотворенная дополнительная субстанция естественно ограничивает бесконечность первой, т.е. Бога, что нарушает принцип единобожия,─ главный догмат монотеизма.

Именно на этом основании Гегель усматривал в учении Спинозы высшее философское выражение еврейского монотеизма, «исходный пункт всей философии».

По Спинозе Протяженность (материальность, телесность) и Мышление (духовность) суть Атрибуты бесконечной Субстанции, то есть Бога. Мы знаем их только две, но по Спинозе их может быть множество.

Бог Спинозы тождествен вечной и бесконечной природе. Ему не присущи свойства личности, поэтому человек не может ожидать от Бога ответной любви.

Причинность. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий. «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом, и ни в каком другом порядке, чем произведены» Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».

Теократия. Спиноза приходит к выводу, что теократия (политическая власть духовенства) вообще не может существовать, а кажущийся теократическим режим есть в действительности замаскированное господство людей, считающиеся посланцами Бога. Это дальновидное утверждение Спинозы актуально и в наши дни, когда проснувшийся Ислам стремиться повсюду, насаждать теократические режимы.

Если признать, что однопартийная диктаторская коммунистическая власть, подтвержденная пресловутой шестой статьей брежневской конституции, была разновидностью религиозной власти, а она именно такой и была, то ее падение в России по Спинозе, было неизбежным. Будем надеяться, что Спиноза окажется прав и в приложении к исламским моделям теократии..

Аффекты. Учение об эмоциях. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Им противостоит разум, ограничивающий безудержные желания. Десять заповедей и этические ограничения из 613 законов Торы и есть воплощение деятельности Всевышнего по ограничению Аффектов

Восторженным поклонником Спинозы был великий поэт Г. Гейне. Последователем философии Спинозы был гениальный физик А. Эйнштейн. Особый интерес к философии Спинозы проявлял марксист Плеханов, определяя марксистскую философию как «род спинозизма».

Советская официальная философия восприняла плехановскую интерпретацию учения Спинозы с некоторыми поправками и отвела последнему, почему-то в качестве материалиста и атеиста, почетное место среди своих предшественников, хотя он, Спиноза, очевидно, не был ни тем, ни другим.

Республиканские взгляды Спинозы. В разумно устроенном государстве интересы отдельного человека совпадают с интересами всего общества. Государство ограничивает свободу действий гражданина, но не должно ограничивать его свободу мысли и свободу выражать свои мнения. Самостоятельное мышление является существенным свойством человека. Или, как мы сейчас говорим ─ его основным правом.

В заключение, еще раз могу повторить вслед за современными философами и теологами, что Бог Спинозы не слишком отличается от Всевышнего, изображенного в Торе, как бестелесного, бесконечного, охватывающего всю вселенную единого ─ Сущего. Бога давшего человечеству десять заповедей ограничивающих, как представлял себе Спиноза, «аффекты», т.е. удовольствия, неудовольствия и желания в пределах, необходимых для физического выживания и развития человеческого сообщества.

Сегодня в Израиле развернулась широкая дискуссия о снятии с Баруха Спинозы херема, как наказания, не соответствующего мировоззрению Спинозы. Такую же дискуссию надо было бы провести и Русской православной церкви по несправедливому отлучению от церкви Великого Толстова, искренне верующего в Христа человека, но имеющего свой взгляд на исполнение своей роли самой церковью, как института, объединяющего людей.

Мне представляется, что если бы Спиноза прожил дольше своих 47 лет, он не стал бы так настоятельно противостоять исполнению религиозных ритуалов. С годами он бы вероятно понял, что любая церковь есть человеческое сообщество, объединенное с целью совместного поклонения Богу, по сути, с целью получения верующим собственного удовлетворения и наслаждения именно в исполнении ритуала. Эта часть вероучения сплачивает людей в единое целое. Индивидуализм и церковь в некотором роде — антагонисты, что сильно проявилось в наше время значительного снижения религиозных чувств, а, следовательно, и ослабления сдерживающего начала проявления спинозовских «аффектов».

Мозес Мендельсон 1729 — 1786

Мы знаем Мозеса (Моше, Моисея) Мендельсона по его гениальному внуку немецкому композитору Мендельсону — Бартольди. Однако без деятельности не менее великого деда, философа и родоначальника движения за просвещение еврейского народа, не появился бы и его великий внук.

Мозес Мендельсон родился в г.Дессау в небогатой семье переписчика Торы. С детства, проявлял он стремление к учебе и, естественно, его готовили в раввины, сначала под руководством отца, затем раввина Френкеля, вместе с которым он переехал в Берлин, где устроился учителем в семье богатого еврея-фабриканта. В предпринимательской деятельности хозяиня Мозес проявил также недюжинные способности став сначала бухгалтером, а затем и совладельцем фирмы. Одновременно Мендельсон активно и самостоятельно изучал латынь, естественные науки, в особенности, труды Лейбница, Спинозы, Руссо и других деятелей эпохи позднего Возрождения и европейского Просвещения. К этому времени относится его попытка основания не религиозной газеты на иврите, но не найдя достаточной читательской аудитории, газета закрылась на втором номере. (Евреи того времени не были еще готовы к чтению светской литературы)

Знакомство с философом и драматургом Лессингом сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе Мендельсона. Их объединяла страстная преданность идеям Просвещения и Гуманизма. Однако, полностью разделяя гуманистические воззрения Лессинга, Мендельсон расходился с ним в отношении к вопросу полной ассимиляции евреев в немецком обществе. Он мечтал о максимальной интеграции при сохранении своей еврейской религиозной и национальной индивидуальности. Своей жизнью он хотел доказать реальность такой позиции.

В произведениях Мендельсон отстаивал право на свободу выбора религии, хотя сам он был верующим и вполне ортодоксальным евреем, регулярно посещавшим синагогу. Благодаря своему исследованию философии Спинозы он вызвал серьезную дискуссию в среде немецких философов и теологов относительно пантеизма Спинозы, чем извлек из небытия идеи и имя великого философа жившего за сто лет до Мендельсона.

Философские труды Мендельсона и его критические статьи, поддерживающие фундаментальные этические и эстетические законы бытия, сыскали ему европейскую славу и достойное место в научном мире по всей Европе, но не в Пруссии.

В одной из статей Мендельсон отважился на критические замечания в отношении короля ─ самого ФридрихаII Великого. Король хорошо запомнил этого строптивого еврея, и в последствии систематически вычеркивал его фамилию из списков кандидатов на избрание в Прусскую Академию наук.

Мендельсон был одним из немногих евреев, вошедший в круг наиболее выдающихся ученных и философов своего времени. Он дружил с Кантом, с естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом его братом Вильгельмом — филологом, философом и языковедом. И как уже упоминалось с драматургом и философом Лессингом, который, собственно говоря, и ввел его в элитный круг Прусских академиков. Лессинг настолько восхищался умом, разносторонними и глубокими знаниями Мендельсона, что написал свою лучшую драму «Натан Мудрый», где Мозес стал прототипом Натана. Идеи Мендельсона о светском обучении евреев и возможно более глубокой интеграции в немецкое общество, встретили серьезное противодействие со стороны еврейской общины Берлина, до такой степени, что Мендельсон опасался наложение херема за свои, слишком радикальные идеи.

В 1783 году Мендельсон издал капитальный труд «Иерусалим, или о религиозной власти в иудаизме» (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм.

По его убеждению, девизом государства должна быть веротерпимость, свобода совести и мысли, а различие веры не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь же не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения. Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора же не приказывает верить в те или иные догмы, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: «Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории».

Одной из главных заслуг Мендельсона был перевод на немецкий язык, по просьбе главы еврейской общины, ТАНАХа с собственными комментариями, причем написана Книга была ивритскими буквами. Перевод сыграл в дальнейшем значительную роль в освоении немецкими евреями языка страны проживания. Этой работе автор придавал особенно большое значение:

«После длительных размышлений, я пришел к выводу, что должен посвятить весь остаток моих сил детям и, может быть, значительной части моего народа, дав им в руки лучший перевод и объяснения священных книг, чем они до сих пор имели. Это первый шаг к культуре, от которой мой народ — к сожалению — был так отдалён, что возникло сомнение, а может ли вообще произойти в этом деле какое-либо улучшение».

Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции. Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации. Тем не менее, все его дочери крестились и вышли замуж за немцев из элитной части берлинского общества. Этот характерный момент и обратная сторона медали в борьбе за освобождение евреев от духовных оков гетто.

Его последователи пошли значительно дальше, и создали целую эпоху в развитии инакомыслия в иудаизме под названием Хаскалá. (эпоха еврейского просвещения) Об этом очень плодотворным и важном периоде еврейской, ашкиназийской истории мы говорили в одной из предыдущих бесед.

Повторюсь. Цели Хаскалы: образование, отказ от традиционной одежды, переход от занятия только торговлей или коммерцией к т.н. производительному труду. использование иврита как разговорного языка, освоение национального языка страны проживания интеграция в светское общество страны проживания. Хаскала по существу это еврейское возрождение ─ переход от средневекового в основном религиозно-общинного мировоззрения к современному, где индивидуум обладает самодостаточностью и преобладает над общностью.

Отказаться от всего того, в чем евреев обвиняют: самоизоляция, мышление и мировоззрение, ограниченное Торой и Талмудом и прочие «грехи». Главнее слиться с местным народом во всем, кроме религиозной доктрины и национальной индивидуальности. Определенный слой польских и русских евреев также поддерживал, и активно участвовал во всех этих процессах. Пример тому жизнь и творчество Шолом-Алейхема

Скажу только, что наряду с тем, что Хаскала вывела евреев из состояния самоизоляции и средневекового мышления, стимулировала невиданно активное и плодотворное участие евреев во всех сферах деятельности, как в Германии, так и в других европейских государствах, включая Россию. Это же движение несло в себе и отрицательный заряд ─ массовое стремление еврейской элиты к полной ассимиляции, для получения, по выражению Генриха Гейне, «…входного билета еврея в европейскую культуру».История показала, что ни ассимиляция, ни переход в христианство не защищает от антисемитизма.

Как реакция на усиление антисемитизма вызванного внедрением евреев в общественную жизнь стран Европы, появилось политическое движение ─ Сионизм.

В течении всей своей истории евреи испытывал на себе ненависть окружающих народов: сначала как единственный народ исповедующий монотеизм. Затем, как народ, отказавшийся от перехода к вероучению своих дочерних религий; затем, как народ индивидуалист разделивший весь мир на две части евреи и гои т.е. чужие. (этому принципу, кстати сказать придерживались и немцы ─ Deutsche und Framed), затем, как народ ведущий грязную, скученную, нищенскую жизнь в гетто, затем, как народ не занимающейся производительным трудом и, в конце концов, когда евреи с неожиданной быстротой стряхнули с себя причинны всех неудовольствий и могучим потоком влились во все области деятельности европейца, а внешне и по существу не в чем не отличались от окружающих народов, их стали обвинять в бесцеремонном вторжении в области знаний, к которым они никогда не проявляли интереса. Кроме того, возобновилось средневековые наветы, обвинения в шпионаже, в нелояльности по отношению к власти, одним словом вместо преследований на религиозной почве появился светский антисемитизм высшей точкой которого, стал Холокост. В наше время, когда явное проявление антисемитизма стало не престижным в приличном обществе, ненависть к евреям переместилась на Сионизм и Израиль, который из жертвы агрессии со стороны арабов антисемиты превратили в агрессора, прилепив ему ярлыки всех крайних националистов. Одним словом все получается точно по Крылову: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». В первых рядах этой копании находятся последователи К. Маркса т.е. левые радикалы.

Я напомнил об этих событиях, что бы подчеркнуть мысль: никакие заслуги, никакие усилия, не избавляют еврея Старого Света от тысячелетиями культивированной ненависти. Только собственное Государство, приняв на себя весь заряд европейской ненависти, в какой-то мере, избавил в Европе личность от преследования.

P.S. В этой беседе не упоминается о проявлении инакомыслия при создании в XIX веке в Германии мощного движения по коренной реконструкции иудаизма. О приближении его к условиям жизни в современном обществе. Я имею ввиду либеральный иудаизм. Эта тема требует отдельного разговора. Полтора миллиона евреев в основном в Америке исповедуют именно направление иудаизма.

Используемая литература:

1) Электронная Еврейская Энциклопедия

2) С.М. Дубнов, Краткая история евреев

 


[1] Льюис, «Письма баламута» М,:Fazenta «Дом надежды», 2003 стр. 8

[2] Термин широко ввел в социологию немецкий социолог М. Вебер. По его классическому определению: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Aнатолий Тиктинер: Инакомыслие в иудаизме

Обсуждение закрыто.