Михаил Пархомовский: Восьмая книга серии «Русские евреи в Америке»: достоинства и недостатки

Loading

Вторым и третьим ее достоинствами общего характера назову высокий уровень научной и литературной редакции, которыми большинство современных книг, к сожалению, похвастать не могут.

Восьмая книга серии «Русские евреи в Америке»[1]: достоинства и недостатки

Михаил Пархомовский

Разнообразие рубрик нового 300-страничного тома о русских евреях в Америке (История, Литература, Искусство, Наука, Образование и Политика) впечатляет и дает широкую картину темы.

Количество эмигрантов ни правительство Российской империи, ни тем более советское правительство, не стремились разглашать, и четких сведений об этом важном аспекте истории пока нет. Русские и советские историки не могли дать объективного анализа эмиграции — они зависели от идеологических установок властей в отношении эмиграции вообще и еврейской в частности. Даже нынешние российские историки из-за неоднозначности ответа на вопрос, относить ли евреев к числу русских эмигрантов, зачастую вовсе не учитывают эмигрантов-евреев, или относят их к русским[2].

Поэтому содержащиеся в книге новые аспекты еще очень молодой науки эмигрантоведения играют весомую роль. В статье Э. Путятовой[3] приведены две группы малоизвестных сведений: о выезде евреев России в Южную Америку через различные порты Европы (Гамбург, Антверпен, Либава, Бремен) и некоторые подробности российского законодательства об эмиграции.

«Американский» сборник статей последние годы испытывает трудности при поиске авторов — не многие готовы на предоставление своего материала в издание, как правило, не могущее платить гонорары. Следствие — многократное участие составителя книги в качестве автора — пять из 15 статей, написаны им (а если включить предисловие, то шесть!). Это украшает Э. Зальцберга, говорит об его эрудиции и способностях как литератора, но не украшает книгу. В подобных ситуациях наиболее распространенным выходом из положения является использование псевдонима. Однако при составлении рецензируемого тома был еще один выход из положения, и, думаю, более подходящий, — вместо 15-страничного справочного текста о 25(!) американских композиторах-евреях российского происхождения[4] написать статью о каждом из них и опубликовать по одной-двух в следующих книгах. Музыковедческое образование, огромный опыт, прекрасное знание английского (Эрнст Абрамович живет и работает в Канаде с 1980 года) и, следовательно, доступность искусствоведческой литературы и Интернета на двух языках, — все это дает гарантию того, что статьи Э. Зальцберга о многих музыкантах могли бы украсить следующие книги не в справочном, а в полноценном виде.

В рубрике «Искусство», богатой статьями (их здесь пять), содержится также эссе одного из лучших русско-еврейских стилистов современности Шаламит Шалит. Она написала о блестящем американском клейзмере Дэйве Тарасе, выходце из-под Умани.

Содержательные статьи раздела «Науки» (В.Л. Телицына о петербургском юристе Борисе Шацком в Чили и Ильи Куксина о нобелевском лауреате по экономике Саймоне Кузнеце родом из Пинска) огорчили меня одним — отсутствием ссылки на характеристику научных достоинств С. Кузнеца, приведенных профессором-науковедом А.Я. Черняком: «При помощи безупречной логики, смелых суждений и неустанной, тщательной перепроверки он извлек из обширного круга данных основу для построения ясной и последовательной картины производства и дохода. В области исследования национального дохода многих стран он был пионером»[5].

В цивилизованном обществе дети раньше всего (после членов семьи) сталкиваются с педагогами и медицинскими работниками, которые в значительной степени формируют их сознание, представление о внешнем мире. И если в прежних книгах Эрнста Абрамовича особый интерес у меня вызвала статья о социализации русских евреев-врачей в США[6], то в этой книге такой стала статья Аделы Розенштрах «Российские учителя-евреи в Америке»[7]. Высокий уровень школьного образования в СССР, в котором евреи в своем энтузиазме и инициативности традиционно отличались, очень непросто переносился в совершенно иную систему ценностей Соединенных Штатов, где учителя-энтузиасты не «заражают» учеников своими предметами, где учеников, не интересующихся знаниями, не «тянут», где страна нуждается в интеллектуалах, но не слишком независимых…[8]

Замечательным достоинством этой новой книги в первую очередь является то, что она вышла в свет. Как писал о наших организациях один из авторов тома д-р Алек Эпштейн[9] — его статью «Другие» американские евреи: выходцы из СССР/СНГ и выборы президента США см. в рубрике «Политика», — «… Две дюжины книг, подготовка которых велась без поддержки каких-либо организаций, ассоциаций, конгрессов и форумов (само отсутствие подобной поддержки видится мне явлением не только крайне печальным, но и откровенно скандальным — какие издания, как не эти, многочисленным русско-еврейским организациям и фондам стоит поддерживать?!)[10]».

Вторым и третьим ее достоинствами общего характера назову высокий уровень научной и литературной редакции, которыми большинство современных книг, к сожалению, похвастать не могут.

Михаил Пархомовский


[1] Русские евреи в Америке. Ред.-сост. Э. Зальцберг. — Санкт-Петербург: Изд-во «Гиперион», 2013. 300 с.

[2] Сведения об эмиграции евреев появились в российской печати только в последние годы — см.: Горелик Б.М. Российская иммиграция в Южную Африку: вчера и сегодня. М., 2007. 256 с.; Гузевич Д., Макаренкова Е. при участии Гузевич И. (Публ.) Российская эмиграция во Франции в 1940-е. Полицейский отчет 1948 года «La colonie russe de Paris» («Русская колония в Париже») // Диаспора: новые материалы. VIII. Париж — С. Петербург, 2007. С. 341, 342, 402.

[3] «Где она, эта Америка?» (Странствование евреев из России в Южную Америку в конце XIX — начале XX в.). // Рецензируемая книга. С. 9–22.

[4] Речь идет о статье «Российские композиторы-евреи в США (1880–1970)» // Рецензируемая книга. С. 147–162.

[5] Черняк А. Русские евреи-эмигранты в науке // РЕВЗ. Т. 6 (1998). С. 73.

[6] Мельман Н. О социализации русских евреев-врачей в США // РЕВА. Кн. 2. С. 286302.

[7] Розенштрах А. Российские учителя-евреи в Америке // Рецензируемая книга. С. 257267.

[8] Там же. С. 259.

[9] НИЦ «Русские евреи в Америке» возник в рамках деятельности израильского НИЦ «Русское еврейство в Зарубежье».

[10] Несколько фрагментов из писем к руководителю Центра и выдержек из публикаций о Центре // О Научно-исследовательском центре «Евреи России в Зарубежье и Израиле» и его изданиях. — ЕРЗИ: Иерусалим, 2013.

Print Friendly, PDF & Email