Михаил Ковсан: Книги ТАНАХа в переводе и с комментариями раввина Михаила Ковсана. Анонс

Loading

Цари — стилистически очень разнообразная книга. Историческое повествование включает в себя как подробные рассказы (характерный пример — о Шломо), так и лаконичные летописные хроники. Войны, перевороты, пророчества, Храм и борьба с язычеством — все видится глазами человека, верного Творцу истории, союзу с Господом, который вывел отцов из Египта.

Книги ТАНАХа в переводе и с комментариями раввина Михаила Ковсана

Михаил Ковсан

Новая книга этого цикла — «Шмуэль. Цари».

Шмуэль — восьмая, а Цари — девятая книга ТАНАХа. В Септуагинте они составляют книгу Царств, и каждая из них разделена на две части. У евреев разделение обеих книг на две части появляется лишь в поздних рукописях и венецианских печатных изданиях.

Септуагинта (Перевод семидесяти) — первый перевод книг ТАНАХа, перевод на греческий язык, сделанный в 3-2 веках до н.э. в Александрии. Именно этот текст — основа христианского канона, с него выполнены переводы на различные языки, в том числе на церковнославянский, до сегодняшнего дня являющийся языком православной церкви. Состав Септуагинты шире ТАНАХа: в нее включены книги, которых нет в еврейском каноне, часто изменен порядок глав. ТАНАХ и Септуагинта восходят к различным древнейшим редакциям. Таким образом, православный Ветхий завет и еврейский ТАНАХ не являются идентичными текстами!

В книге Шмуэля рассказывается об историческом периоде протяженностью более ста лет: 10 — первая треть 11 вв. до н.э. Это время, когда народными лидерами были Эли, Шмуэль, Шауль и Давид, и значительная часть книги посвящена биографиям этих людей, находившихся в центре исторических событий, особенно последних трех.

Несмотря на различные жанровые и стилистические элементы, книга Шмуэля отличается исключительным литературным единством. Повествования об исторических событиях и «частной» жизни, новеллы, молитвы, плачи, притчи, экспрессивные диалоги и монологи героев — все это делает книгу Шмуэля с литературной точки зрения чрезвычайно разнообразной. Книге Шмуэля характерен исключительный драматизм, пластичность в описании героев, отношения между которыми полны глубоких, нередко противоречивых чувств. Так, отношения Шауля к Давиду или Амнона к Тамар нельзя определить иначе, как любовь-ненависть. Поразительны и отношения Ионатана, сына Шауля, к Давиду, которые в Тексте определены однозначно: любовь.

Личность Давида при всем пиитическом отношении к нему Текста далека от идеализации. Так, совершивший немало благородных поступков Давид (в особенности по отношению к ищущему его души Шаулю), творит немало грехов, самый известный из которых — поступок с Бат Шевой, ради любви к которой он руками врагов убивает ее мужа, посылая Урию на смерть.

Книга Царей — историческое повествование, охватывающее приблизительно четыреста лет (960-е гг. до н. э. — 561 г. до н. э.). Начинается она с рассказа о смерти царя Давида и воцарении Шломо, золотом веке его царствования: строительстве Храма, разумном государственном устройстве, мудрости Шломо, обширности и великом богатстве царства. Однако в старости у Шломо было множество жен, принесших в Израиль языческие культы.

Иной характер история государства приобретает после смерти Шломо. При его сыне Рехаваме царство разделилось на северное — Израиль, и южное — Иеѓуду. Десять колен составили отделившееся царство, в котором был введен культ тельцов. Все цари Иеѓуды были из дома Давида: сын сменял на троне отца на протяжении более четырехсот лет, весь период Первого храма. Цари Израиля принадлежали к девяти домам, царствовавшим на протяжении около двухсот сорока лет. Повествование строится в соответствии с принципом синхронизации летописей обоих царств. Завершается книга рассказом об изгнании Израиля, а затем и Иеѓуды.

Цари — стилистически очень разнообразная книга. Историческое повествование включает в себя как подробные рассказы (характерный пример — о Шломо), так и лаконичные летописные хроники. Войны, перевороты, пророчества, Храм и борьба с язычеством — все видится глазами человека, верного Творцу истории, союзу с Господом, который вывел отцов из Египта. Значительная часть текста посвящена деятельности пророков, в особенности Элияѓу и Элиши. Речь героев книги чрезвычайно разнообразна: от высокого стиля царей, пророков до речи простых людей. Прозаическое повествование периодически обретает отчетливый ритм, гранича с поэзией. Пример — последние слова Давида:

Дух Господа во мне говорит,
на языке моем — Его слово.
Бог Израиля мне говорил, Утес Израиля мне сказал: Властитель людей — праведник, властитель — Бога страшащийся.
Как свет утра — солнце сияет,
утро без туч, от сияния, от дождя — трава из земли.
Не таков дом мой у Бога,
Он дал мне вечный союз, согласный во всем и хранимый, спасенье мое и жажду не Он ли взрастит?
Как колючку, унесет негодяев,
в руку ее не возьмут.
Уничтожить — железом и древком копья вооружиться,
на месте будет дотла сожжена
(Шмуэль 2 23:2-7).

В исторический период, который охватывает книга, разворачивалась деятельность четырех пророков: Иешаяѓу, Ѓошеи, Амоса и Михи. Книга Царей отличается большим количеством параллельных мест, иногда совершенно идентичных, чаще — с небольшими изменениями, что потребовало от переводчика особой чуткости к смысловым и стилистическим нюансам текстов, мало отличимых один от другого. Между книгой Царей и пророчеством Ирмеяѓу много общего и в мотивах, и в стиле, что дало основание утверждать, что книга Царей написана Ирмеяѓу (Вавилонский талмуд, Бава батра 14б-15а).

Print Friendly, PDF & Email