Юрий Кирпичев: Путями Авраама и Христа

Loading

Авраам явился из Ура Халдейского — Ур Касдим еврейского текста и Калду клинописных текстов из Мари. Ур это глубокая древность, он стар, как само время. Это первый (или второй после Эриду) шумерский город на земле Месопотамии, а, значит, вообще один из первых на Земле. Ему более пяти тысяч лет! Библейская традиция относит Авраама к XX веку до н.э.? Но почему тогда Книга уточняет, что Ур именно халдейский? Не потому ли, что был еще один Ур?

Путями Авраама и Христа

Юрий Кирпичев

В августе 2013 г. турецкая газета Hurriyet Daily News сообщила, что неподалеку от города Килис археологи обнаружили потерянный город бронзового века, в котором, по утверждению руководителя раскопок, профессора Республиканского университета Турции Атиллы Энгин, мог жить библейский пророк Авраам. «Согласно папирусу железного века, обнаруженный здесь потерянный город был тем городом, где жил пророк Авраам. Это важно для региона и для туризма в стране».

На какой именно документ ссылается Энгин, где он был обнаружен и что в нем говорится, из сообщения не ясно, результаты археологов не опубликованы в рецензируемых международных журналах, поэтому следует полагать, что сенсация вызвана именно стремлением привлечь туристов. Не думаю, однако, что те устремятся в район, расположенный рядом с сирийской границей.

Газета пишет, что раскопки холма Ойлум (Oylum tumulus) велись в течение трех сезонов, были найдены клинописные таблички и печати хеттских царей. Документы 3-тысячного года до нашей эры говорят о важности места и о том, что оно, возможно, было столицей. Ученые полагают, что оно соответствует древнему городу Уллис (Ullis), но ждут обнаружения дополнительных артефактов. И это верно! Слишком много несообразностей в утверждениях турецкого профессора. Никаких хеттов за три тысячи лет до нашей эры там не было, они создали империю тысячелетием позднее, да и к Аврааму город не имеет никакого отношения. И все же местность эта действительно историческая, а ошибки профессора или журналистов газеты позволяют нам перейти к иным городам — и к ошибкам куда более удивительным.

Дело в том, что сравнительно недалеко, всего лишь километрах в полутораста к востоку от Килиса действительно лежит город Авраама. А главное, такие же претензии, что к профессору, можно предъявить к… Библии. И к Евангелиям.

1. Путь Авраама

Увы, это так. Вот уже две с половиной тысячи лет тщательнейшим образом изучается Библия, теологи и ученые анализируют каждую ее строчку, каждое слово, а ясности все нет. Как всегда в делах веры — похоже, она принципиально исключает знание. Касается это и ключевых эпизодов и фигур, начиная с праотца Авраама, на лоне которого мы находим вечный покой. Что удивительно, ибо три главных религии мира — авраамические, то есть возводящие родословную народов, пророков и мессий именно к нему.

По Библии Отец народов (так переводится это имя) не автохтон Ханаана. Откуда же и когда он пришел? В Книге написано: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, Внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране»». (Быт. 11:31,32)

Итак, Авраам явился из Ура Халдейского — Ур Касдим еврейского текста и Калду клинописных текстов из Мари. Ур это глубокая древность, он стар, как само время. Это первый (или второй после Эриду) шумерский город на земле Месопотамии, а, значит, вообще один из первых на Земле. Ему более пяти тысяч лет! Библейская традиция относит Авраама к XX веку до н.э.? Но почему тогда Книга уточняет, что Ур именно халдейский? Не потому ли, что был еще один Ур? Поскольку никаких халдеев в XX веке до н.э. не было! Первое упоминание о них относится к IX веку до н. э., халдейским же шумерский, затем аккадский и вавилонский Ур стал еще через два века, через тысячу триста лет после Авраама.

Теологи объясняют хронологические неувязки тем, что люди мельчают и живут все меньше, но ученые утверждают обратное. Поэтому возьмем не мафусаиловы веки, коими славились потомки Адама, и не 205 лет жизни Фарры, а стандартный срок чередования поколений — 25 лет. Тогда согласно евангельскому списку предков Христа («Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» Мф. 1:17) получим всего лишь тысячу лет от Авраама до нашей эры.

Кстати, Матфей, деля предков Иисуса на три эпохи по 14 поколений, не просто подгонял цифры под священное число семь, но и занимался идеологической цензурой. Не поленитесь сравнить его данные с данными Старого Завета: оказывается, четыре пращура мессии в его список не вошли, ибо вели себя недостойно и не оправдали доверия Бога. Увы, еще один век за их счет библейскую традицию не спасает, зато, как видим, время появления халдеев на исторической сцене неплохо согласуется с реальной древностью Отца народов!

Вслед за хронологией возникают вопросы, касающиеся и топонимики с географией. Почему Фарра отправился в Ханаан через Харран, до которого от Ура более полутора тысяч километров? Взгляните на карту ‑ экий крюк!

Да, вполне возможно, что надежнее двигаться вдоль рек, а не через пустыню, хотя в те времена пустыня лежала южнее. Как видим, даже сейчас ее граница проходит намного южнее пути гипотетического Авраама. К тому же в Харран ближе идти вдоль Евфрата, не отклоняясь в Ниневию. Известно также, что северную часть Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта — вот ими и двинуться бы Аврааму прямо к своей цели, если ею была земля обетованная. Но, похоже, что цель у него была иная, посещение родных мест и родственников. В связи с чем снова встает вопрос, а нет ли иного Ура? Именно халдейского?

Кажется, есть. И расположен он неподалеку от Харрана! Причем топонимика окрестностей поражает своей тесной связью с семьей и предками Авраама настолько, что напрашивается вывод о связи обратной, о том, что имена праотцов порождены местной топонимикой!

Харран также один из древнейших городов мира, он имел торговые сношения с Тиром (Иез.27:3) и был покорен ассирийцами (4Цар.19:12). Там умер и был погребён отец Авраама Фарра (Быт.11:32), а у колодца за городскими стенами внук Авраама богоборец Иаков встретился с красавицей Рахилью и впоследствии взял в жены. Возможно, об этом же колодце идет речь и в рассказе о встрече матери Иакова Ревекки со слугой, который был послан с караваном в Харран за женой для Исаака, сына Авраама.

Ревекка — внучка Нахора, брата Авраама (Быт.22:23; 24:15, 24, 47) и родная сестра Лавана, отца Рахили (Быт.27:43). Прибыв в город Нахора (Харран), Элиезер встретил ее у колодца, и она начерпала воды для всего каравана, восхитив всех добротой и приветливостью.

Действительно, рядом с Харраном есть древний колодец, который местные жители считают Ревеккиным. Как видите, родня Авраама связана именно с Харраном, а вовсе не с далеким Уром шумеров. Так, согласно Библии, брат Авраама Нахор не пошёл с ним, но остался на родине. Другой брат, Аран, умер раньше: «И умер Аран при Фарре, отце своём, в земле рождения своего, в Уре Халдейском» (Быт.11:28). Совпадение имени Арран и названия местности вряд ли случайно.

Ныне это юго-восток Турции близ границы с Сирией. После высыхания местных речушек плодородная равнина Харран пришла в упадок, опустела, от былой славы остались лишь руины, но сейчас она снова зазеленела благодаря воде из построенного на Евфрате водохранилища имени Ататюрка. Взгляните на фото, как быстро ожила местность! А ведь второй снимок сделан в августе, когда все в округе выгорает, что ясно видно по соседним землям.

Кстати, к западу от Харрана, там, где Евфрат пересекает турецко-сирийскую границу, расположен древний город Каркемыш. Некогда он был столицей одного из хеттских царств. А в двадцати километрах к северо-востоку от Харрана идут раскопки Гёбекли-Тепе, самого древнего храма в мире — ему не менее 11 тысяч лет. Воистину древняя земля!

Тем более приятно, что Харран существует и поныне и дорожный указатель лучшее тому доказательство. Стал он, правда, крошечной деревушкой, сохранившей однако дома, архитектура которых восходит к временам Авраама. Возможно, праотец даже бывал под их кровом. Но их немного, руины же былой славы занимают огромную территорию — город процветал не только потому, что был торговым (Библия красочно описывает богатства его купцов), но и важнейшим религиозным центром, настоящим вторым Уром.

Действительно, совпадения налицо! Так, главным божеством Ура являлся Нанну (аккадский Суэн, позднее имя стали произносить как Син), бог Луны, в честь которого в XXI веке до н.э. и был воздвигнут знаменитый шумерский зиккурат Экишнугаль. Но из хеттских надписей XVIII-XVII вв. до н.э. известно, что самый ранний воздвигнутый в Харране храм также был посвящен богу луны Сину.

Любопытно, что бог этот почитался и в Риме и весной 217 г. сам Каракалла прибыл в Харран, чтобы принести ему жертву. Там император и был убит в результате заговора префекта претория Макрина. Мало того, город сей — римляне называли его Карры — известен еще и тем, что именно здесь, на харранских полях в 53 г. до н.э. потерпел от парфян страшное поражение и погиб Марк Лициний Красс, коллега Цезаря и Помпея по первому триумвирату.

Более двух тысяч лет текли верующие в храм Сина — вдвое дольше, чем в Иерусалимский храм, но в 382 году, вскоре после того, как христианство победило в Римской империи, император Феодосий Великий закрыл его. Однако культ Луны оказался необычайно стойким, и община его приверженцев существовала вплоть до XII века, несмотря на преследования христианских и мусульманских властей. Она уцелела за счет гадальщиков и астрологов из числа жрецов Сина — прорицатели процветают во все времена. Лишь султан Саладин, разрушив храм до основания (иногда эту «честь» приписывают крестоносцам) и построив на его фундаменте мечеть, положил конец древнему культу. Впрочем, через полвека и эту мечеть вместе со всем городом уничтожили монголы, на чем его история фактически закончилась.

Вода Евфрата оживила этот край, сейчас равнины Харрана снова зеленеют, курдские женщины и дети собирают там хлопок и я рад за них, но не пора ли поискать наш халдейский Ур? Он рядом, в получасе езды, в сорока километрах к северо-западу от Харрана, называется Урфа (в 1973 г. переименована в Шанлыурфу, славную Урфу) и сонм богов, которым некогда поклонялись местные племена, назывался… Халдис!

Дело в том, что совсем рядом жили урарты, верховным богом которых был Халди. Есть сведения, что к моменту наивысшего расцвета их государства, а это VIII век до н.э., когда границы Урарту проходили чуть севернее и западнее Харрана, богу Халди поклонялись не только урарты, но и жители северной Месопотамии. Мало того, поскольку этноним урарту связывают с Араратом, к которому причалил ковчег Ноя, то вполне вероятны близкие связи жителей Харрана с северными соседями. Об этом говорит и созвучие названий Ур и Урарту. Недаром Иосиф Флавий так писал о маршруте Авраама: «…земля выше Вавилона, называлась страной Халдейской… из этой земли вышел он со своим народом и направился в земли Ханаана…»

Мусульманское предание гласит, что именно в пещере под городской стеной родился Авраам. Неподалеку находились также селения Серух (так звали прадеда Авраама), Нахор, Фарра и Аран. Нахор это Накхуру или Тил Накхири в письмах города Мари и ассирийских надписях XVIII-XII вв. до н.э. Фарра это Тил Турахи — руины Фарры — в ассирийских надписях IX в. до н.э. С течением времени названия изменились и Серух (Serug) сегодня называется Сурук (Suruc) — сейчас там идут большие ирригационные работы.

На этот Ур есть ссылки в табличках Эблы, найденных в 1970-х гг. Они датируются 2500 г. до н. э. и в них упоминается о городе, «именуемом Ур в землях Харрана», о Phaliga = Peleg (Фалек), Til-Turakhi = Terah (Фарра), Nakhur = Nahor (Нахор), Haran (Аран).

Весьма показательны в этой связи комментарии Роберта Грейвса, британского писателя и поэта, автора исторического романа «Я, Клавдий» и мифологического трактата «Белая богиня». Он пишет:

[b] Женой Аврама была Сара, его единокровная сестра, ибо Фарра взял в жены Амифлой, дочь Варнавы, и Эдну, дочь старшего родича по имени Аврам. Нахор Второй взял в жены племянницу Милку, дочь Арана. Имя жены Арана забылось, но она родила ему Лота и еще одну дочь Иску. Некоторые считают, что Аран был отцом Сары. (2).

[c] Аран умер молодым, и Фарра покинул Ур, город, где он родился, и в сопровождении Аврама, Сары и Лота отправился в землю Харран; а Нахор Второй остался в Уре со своими предками, из которых все еще были живы. Сим достиг шестисот лет; Арфаксад — четырехсот тридцати восьми лет; Сала — четырехсот тридцати трех лет; Евер — четырехсот шестидесяти четырех лет; Фалек — двухсот тридцати девяти лет; Рагав — двухсот тридцати девяти лет; Серух — двухсот тридцати лет; Нахор Первый — ста сорока восьми лет; и Фарра — двухсот пяти лет. (3).

[d] Халдейский Ур был назван в честь своего основателя Ура, сына Кесседа, потомка Ноя — злобного и жестокого правителя, который заставил своих подданных поклоняться идолам. Рагав, предок Аврама, взял в жены Ору, дочь Ура, и назвал своего сына Серухом, печалясь тому, что он повернется к греху. Серух научил своего сына Нахора Первого астрологической мудрости Касдима (халдеев); и Нахор назвал своего сына Фаррой из-за страданий, которые он претерпел, когда бесчисленные стаи воронов склевали его урожай в Уре. Фарра назвал сына, рожденного ему халдеянкой Джессикой, Аврамом в честь отца Эдны. (4).

1. Бытие XI. 10-32; XX. 12.
2. Jubilees XI. 1-15; В. Baba Bathra gia; PRE, ch. 26.
3. Бытие XI. 10-32.
4. Jubilees XI. 1-15.
(Hebrew Myths. The Book of Genesis (with Raphael Patai). New York: Doubleday, 1964; London: Cassell, 1964).

Итак, ни Библия, ни археологические материалы, ни этнография с географией, ни топонимика, ни исторические реалии, ни здравый смысл — ничто не подтверждает связи Авраама, его предков и родственников с Уром шумеров. Им там совершенно нечего было делать. Зато имеется множество доказательств их связей с Харраном! Возможно, самое естественное объяснение заключается в том, что их предки родом отсюда.

2. Где родился Христос?

Если в поисковой системе вы наберете Бетлехем (в церковно-славянской традиции Вифлеем), то получите ссылку на палестинский город Западного Берега. Сейчас он фактически южный пригород Иерусалима, их разделяет не более полукилометра. Главная отрасль экономики туризм, что и понятно, ведь Бейт Лэхем свят для евреев — согласно Библии это город Давида. Но еще более свят он для христиан, ибо Новый Завет утверждает, что здесь родился Христос, прямой потомок великого царя. Иначе и быть не могло — согласно пророчествам мессия должен был родиться именно здесь!

Кто же мог знать, что все эти пророчества окажутся несущественными, ибо народ Израиля новую религию не принял, для эллинов же тонкости родословной Христа особого значения не имели. В отличие от мест, связанных с ним.

Вот на снимке пещера, где мессия появился на свет (кстати, много домов в окрестностях построено именно перед пещерами, которые служат загоном для скота и складом для запасов). А вот и место в ней, где стояли ясли, оно отмечено звездой на полу. С тех пор слово ясли приобрело второй смысл.

И все бы хорошо, если бы не одно но. Дело в том, что существуют два Вифлеема. Причем есть веские основания полагать, что пригород Иерусалима, куда стекаются тысячи и тысячи христиан-паломников, вовсе не является местом рождения Христа, а значит и мировой религии.

Вообще-то легенда о рождении Иисуса в пещере восходит к середине II века, о ней писали Иустин Мученик, а также Иаков в своем протоевангелии. Хотя Ориген, родившийся в 182 году, сообщал, что пещера была найдена уже в его дни. То есть спустя почти два века после Рождества. Иными словами, это действительно легенда, сочиненная задним числом и довольно поздно, когда христианство широко распространилось и верующим потребовались реалистичные детали жизни и деяний своего бога.

Евангелие от Иакова потому «прото», что оно одно из нескольких дошедших до нас т.н. «евангелий Детства», написанных для утоления жажды ранних христиан знать больше о юности Иисуса, весьма скупо описанной в Новом завете. Увы, в них прослеживается явное незнание авторами жизни евреев и даже несоответствие Библии, поэтому, несмотря на свою популярность, в канон они не вошли.

Согласно каноническому евангелию от Матфея, Иосиф и Мария жили в иудейском Вифлееме, где и родился Иисус, и лишь затем перебрались на север, в Галилею, в Назарет. Однако Матфею противоречит Лука, он в своем евангелии пишет, что Иосиф и бедная Мария (на последнем месяце беременности!) преодолели полторы сотни километров от Назарета до родного вифлеемского дома Иосифа, чтобы попасть в римский ценз. Но в главном они согласны и широкие массы верующих, текущие к святому месту, не испытывают никаких сомнений, что перед ними именно оно. Да вот беда, данные археологии этого не подтверждают!..

Так, в статье «Где родился Иисус?» (Where Was Jesus Born? By Aviram Oshri, Archaeology, November/December 2005) Авирам Ошри, сотрудник Israel Antiquities Authority (Управления древностей Израиля), пишет, что огромная база данных IAA описывает Бетлехем как древнее поселение с материалами железного века, церковью Рождества четвертого века и строениями византийского и средневекового периода. Но информация об античности времен Ирода, то есть о времени рождения Христа, полностью отсутствует! При ранних раскопках, которые вел Департамент античности британской подмандатной Палестины в середине 30-х, археологи нашли мозаичный пол шестого века, а ниже — остатки церкви императора Константина. Из траншеи глубиной шесть футов на церковном дворе извлекли артефакты Средних веков. Раскопки 20-х годов обнаружили свинцовый позднеримский гроб и христианские византийские погребения. Исследования после Шестидневной войны 1967 года дали множество керамики железного века. И ни единого артефакта времен Ирода!

Отсутствие археологических доказательств связи Бетлехема со временем рождения Христа стало большим сюрпризом. Более того, доказано, что в то время прямо через город проходил акведук из прудов Соломона в Иерусалим. Этот факт усиливает вероятность отсутствия поселения на этом месте, ибо согласно Витрувию акведуки никогда не проводили через центр города. Отсутствие археологических находок периода Ирода поражает, поскольку, как вы понимаете, их искали особо настойчиво. Лишь в полумиле от Бетлехема были найдены остатки строений того времени — возможно, в это время началось повторное заселение города.

Зато в галилейском Бетлехеме, небольшой сельской общине, что в шести милях от Назарета, где Ошри одиннадцать лет вел раскопки, жители сразу сообщили ему, что Христос родился именно здесь! Что подтверждает и евангелие от Иоанна (7:41-43) в стихе, где ставится под вопрос легитимность Иисуса как мессии, поскольку он родом из Галилеи. Да и я так всегда думал. Назарянин ведь. Но традиция оказалась настолько сильна, что вопрос о возможности рождения Христа в Галилее стал рассматриваться лишь в конце XIX века.

Известно, что во времена Христа этот северный Бетлехем был шумным центром еврейской жизни. Исследования позапрошлого века описывают руины синагоги и церкви, остатки главного зала которой были разрушены уже в 1965 г. во время прокладки дороги до Назарета. При этом был вскрыт красивый мозаичный пол шестого века, с декоративными медальонами из вьющихся лоз, фигурами животных и растительными мотивами. Здесь также раскопана мастерская, производившая каменные сосуды для иудаистских очистительных ритуалов, а также остатки резиденций времен Ирода с керамическими и каменными сосудами, характерными для еврейского населения.

Ошри открыл в Бетлехеме фонтан церковного баптистерия и продолжение мозаик церкви. Та оказалась весьма внушительной: 145 на 100 футов! Это самая большая византийская церковь в Израиле и возникает вопрос, почему это вдруг огромное здание христианской церкви было возведено в самом сердце еврейской земли? Мало того, рядом с церковью команда Ошри раскопала остатки монастыря и двухэтажного постоялого двора, причем пол верхнего этажа также был устлан мозаикой. Похоже, что здесь долгое время существовал важный центр христианства и в шестом веке город был даже окружен каменной оборонительной стеной с земляными валами и башнями (сооружения были разрушены персами в начале седьмого века). Все это резко контрастирует с запустением иудейского Бетлехема.

Читая евангелия, нетрудно убедиться, что большая часть приводящихся в них фактов, имен, названий, в том числе и топонимических, связана с Галилеей. Самого Христа знали как Галилеянина, почти всю свою жизнь он провел там, все его апостолы, кроме Иуды Искариота, были родом из Галилеи и в Иерусалиме их сразу отличали по говору. Возможно, именно поэтому его проповеди и не имели большого успеха в гордой Иудее, высокомерно относившейся к провинциальной, не вполне даже еврейской Галилее: «Что может быть доброго из Назарета?»

Сейчас жители галилейского Бетлехема процветают благодаря сельскому хозяйству и туризму и очень счастливы, что толпы религиозных пилигримов текут мимо, в Иудею. Что касается свидетельств евангелистов, то придется заключить, что они не только подгоняли историю жизни Христа под идеологические требования, но и плохо знали ее. Что, впрочем, совершенно несущественно в делах веры.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Юрий Кирпичев: Путями Авраама и Христа

  1. Несмотря на большое внимание, уделяемое Торой глобальным событиям, имеющим национально-религиозное значение, эти глобальные события передаются здесь через восприятие главными героями Торы Авраамом, Ноем, Ицхаком, Иаковом, Моисеем и др., что говорит о персонификации основных религиозно-национальных идей Торы. Сказанное выше можно проиллюстрировать на примере стихов книги Берешит 11:31 и 12:1-4. Противоречие этих стихов заключается в том, что сначала Терах, отец Аврама, вместе со всей семьей, в т.ч. с Аврамом, выходит из Ура , «чтобы пойти в землю Ханаанскую (11:31). По дороге в Ханаан Терах умирает в Харане. В 12-ой же главе Берешит Авраму дается странный приказ «уйти из дома отца твоего и из земли твоей в землю, которую я укажу тебе», т.е. опять же в Ханаан, как будто они, Аврам и его отец, еще не вышли туда. Для нас здесь важна именно персонификация. Терах пошел в Ханаан сам по себе, хотя и со своим сыном Аврамом. Переход (же) Аврама (из Ура в ту же землю Ханаан) – плод божественного замысла – предназначения истории, в центре которого стоит превращение Аврама в родоначальника избранного народа, который унаследует землю Ханаан. Комментаторы вышеуказанных отрывков из Берешит разрешают противоречия этих отрывков примерно так: «Если мы откажемся от предположения, что оба отрывка принадлежат одному автору, то сможем понять процесс составления Торы из нескольких сочинений». Противником такого подхода является израильский ученый М.-Д. Кассуто. По мнению Кассуто инициатива исхода из Ура принадлежит Авраму, а имя отца Аврама упоминается только как имя главы семьи. Мне бы хотелось продолжить объяснение Кассуто. Я думаю, что Харан был запланированной промежуточной точкой путешествия, а после смерти отца в Харане Аврам лишь продолжил запланированное путешествие. Возможно также объяснение, что когда вся семья временно поселилась в Харане, Господь сказал Авраму, чтобы он ушел из «новой земли твоей (т.е. из Харана), от родни твоей и из (нового) дома отца твоего в землю» Ханаан. Это мои предложения по развитию идей Кассуто, но, конечно, не по критике его.

  2. Юрий Кирпичев
    — Mon, 10 Mar 2014 01:42:35(CET)

    Уважаемый Борис, желтые линии на третьей карте указывают на современные границы пустыни по версии Всемирного фонда дикой природы (Пустыни Аравийского полуострова — Википедия).
    Отклик на статью: Юрий Кирпичев: Путями Авраама и Христа
    ————————————————————————-
    А что с пунктирами по морю?

    1. Это уже фантазия картографа.

  3. Итак, Авраам явился из Ура Халдейского — Ур Касдим еврейского текста и Калду клинописных текстов из Мари. Ур это глубокая древность, он стар, как само время. Это первый (или второй после Эриду) шумерский город на земле Месопотамии, а, значит, вообще один из первых на Земле. Ему более пяти тысяч лет! Библейская традиция относит Авраама к XX веку до н.э.?

    Вы понимаете различие между временем основания города и продолжительностью его cуществования. Ур шумеров (Халдейский) просуществовал тысячи лет. Во времена, к которым относят библейского Аврама/Авраама, это был крупный цветущий (по тем понятиям) город. В наше время раскопан и исследован Леонардом Вулли и его преемниками

    Возьмем не мафусаиловы веки, коими славились потомки Адама, и не 205 лет жизни Фарры, а стандартный срок чередования поколений — 25 лет. Тогда согласно евангельскому списку предков Христа («Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» Мф. 1:17) получим всего лишь тысячу лет от Авраама до нашей эры.

    Вы надёжнее справитесь с «допотопной» хронологией, если прочтёте в моей работе «Откровение Торы» 2-ю главу «Родословия»: @http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer3/Tartakovsky1.htm@

    Вслед за хронологией возникают вопросы, касающиеся и топонимики с географией. Почему Фарра отправился в Ханаан через Харран, до которого от Ура более полутора тысяч километров? Взгляните на карту экий крюк!

    «Экий крюк» — это дуга т.н. «Благодатного полумесяца». Люди всегда предпочитали двигаться не по бездорожью (да ещё пустынному), но проторенными, сравнительно безопасными путями, снабжёнными водой, пищей, да и попутчиками.
    Аврам с семейством из Ура Халдейского проходил последовательно по этой Дуге через крупные цивилизованные центры – Урук, Вавилон, Мари; после Харрана («перекрёсток» по аккадски), повернув к югу, — Киркемиш, Алеппо (Халеб), Дамаск, Сихем (Шхем)…

    Харран процветал не только потому, что был торговым (Библия красочно описывает богатства его купцов), но и важнейшим религиозным центром, настоящим вторым Уром.

    Харран не был «вторым»: оба города существовали одновременно. Там процветало поклонение ночному светилу.
    Упомянутого «красочного описания» что-то не вспомню. Не могли бы дать ссылку?

    А также ссылку на то, что «всего лишь километрах в полутораста к востоку от Килиса действительно лежит город Авраама»? Ур Халдейский примерно в тысяче км к юго-востоку от Килиса…

    1. Извините, Маркс, но Ваша манера вести дискуссию с помощью поверхностных комментариев и в неуважительной форме мне совершенно не импонирует, поэтому я не буду Вам отвечать.

  4. Уважаемый Юрий,
    в вашем тексте отсутствует толкование третьей карты с жёлтыми маршрутами через Аравию и пунктирами через Красное море и Залив. Хотелось бы услышать ваш комментарий.

    1. Уважаемый Борис, желтые линии на третьей карте указывают на современные границы пустыни по версии Всемирного фонда дикой природы (Пустыни Аравийского полуострова — Википедия).

Обсуждение закрыто.