Олег Векслер: 10 дней, которые потрясли Германию Часть вторая

Loading

А теперь скажите, 3,5 года Ули Хенесса, в общем-то ни у кого ничего напрямую не укравшего, человека, создавшего в Германии множество рабочих мест, — это много или мало? И еще: ни один политик пока не поплатился ничем за разбазаренные не миллионы, а миллиарды денег налогоплательщиков. Причем не только не попал в тюрьму, но даже не лишился своего кресла…

10 дней, которые потрясли Германию

Часть вторая, читайте часть первую здесь

Олег Векслер

Налоговые скандалы

Тут, как и в предыдущем случае, большому скандалу предшествовал скандал поменьше. Вначале в уклонении от налогов и укрывательстве миллионных сумм в Швейцарии уличили Алису Шварцер — социал-демократическую и феминистическую совесть Германии, как ее нередко называют.

А 13 марта мюнхенский суд приговорил Ули Хенесса, бывшую футбольную звезду, в прошлом — чемпиона мира, Европы, многократного обладателя Кубка европейских чемпионов, а в настоящем — президента клуба «Бавария» (Мюнхен) и главу его Наблюдательного совета, к трём с половиной годам тюрьмы за неуплату налогов на сумму в 27,2 миллионов евро на счетах в швейцарских банках. Хенесс, как и Шварцер с Эдати, тоже в некотором роде претендовал на роль совести, обличая «турбокапитализм» и другие пороки современности.

Российские комментаторы еще за день до этого дружно повторяли, что ничего-де Хенессу не дадут, как пить дать, выпустят с условным приговором. Но немецкая юстиция — не басманная, поймает, так не выпустит, даже такого человека (зато других — легко, но об этом позже).

Ули Хенесс — не просто футбольный менеджер. Во-первых, на сегодняшний день это самый успешный в мире футбольный менеджер. В прошлом сезоне «Бавария» выиграла все, что только возможно, взяв чемпионат Германии, Кубок, Межконтинентальный Кубок и Чемпионскую лигу, да и в этом сезоне громит всех подряд. Но в то время как остальные гранды, особенно испанские, в долгах как в шелках (долги «Барселоны» и «Реала» составляют сотни миллионов евро), «Бавария» отстроила себе новенький стадион (это сделал тот же Хенесс) и располагает огромными суммами на покупку игроков и тренеров (а ее тренер, Пеп Гвардиола, считается лучшим тренером мира и является таким же попаданием в девятку, как и его предшественник Хайнкес). А кто выбрал их обоих? Тот же Ули. Создал он с нуля и мощную баскетбольную «Баварию», которая в день вынесения приговора победила мадридский «Реал», посвятив победу Хенессу. Это во-вторых и в-третьих. Ну, а в-четвертых, чуть ли не полГермании боготворит Хенесса, зато другая половина дружно ненавидит. Причем не только из-за клубных предпочтений. Ибо в-пятых Ули Хенесс был еще и самопровозглашенной совестью страны (как и Алиса Шварцер), горячо выступал в различных ток-шоу, требовал, обвинял, бичевал. Все помнят его острые перепалки с Кристофом Даумом, который, будучи без пяти минут тренером сборной Германии, был обвинен Хенессом в наркомании, зачем-то добровольно сдал волосы на проверку, которой от него никто не требовал и которая действительно выявила его сильное увлечение кокаином, после чего Даум надолго исчез из Германии. Однако перед этим вся общественность дружно встала на сторону Даума и так же дружно и яростно освистывала Ули на каждой игре.

При всем при этом Хенесс потратил больше 5 миллионов евро на благотворительность. Как легендарный царь Мидас, он превращал в золото все, к чему прикасался. Однажды даже спас от верного банкротства своего основного конкурента — дортмундскую «Боруссию». В Наблюдательном совете «Баварии» сидят руководители и хозяева «Фольксвагена», «Альянца», «Адидаса», «Ауди», да и сам Ули входит в наблюдательные советы множества крупнейших фирм и компаний. Кроме того, Ули Хенесс и сам предприниматель, владеет колбасной фабрикой в Нюрнберге, выпускающей фирменные сосиски «HoWe» (Hoeneß Weiß), поступающие во многие торговые сети, от «Альди» до «Макдональсов», отчего игры «Бавария»-«Шальке» иногда называют «противостоянием колбасных королей» Хенесса и Теньеса. Впрочем, фабрикой давно уже фактически управляют сын и дочь Хенесса, но вот как он все остальное-то успевал?

Помимо всего, выяснилось, что при всей своей сверхзанятости Ули Хенесс много лет как одержимый играл на бирже, совершив за несколько лет 50 тысяч биржевых трансакций! Далеко не каждому дилеру удается такое. В годы своей наибольшей биржевой активности — с 2003 по 2006 — Ули успевал провернуть до 100 биржевых операций за день, днем и ночью проверяя курсы на своем пейджере и гоняя деньги не только на швейцарских, но и на германских счетах и чаще всего играя на курсах валют. До 2006 года его биржевая деятельность была весьма успешной (а на бирже, если верить множеству исследований, менее 10% биржевых спекулянтов имеют успех, остальные по большей части просаживают там все или почти все свои деньги), лишь после этого он начал спускать нажитое состояние.

Биржевая зависимость — это болезнь сродни игровой зависимости и во многом похожая на наркоманию. Но все эти годы никто из окружающих, очевидно, ничего не замечал. И все эти годы Ули исправно ездил и летал на все матчи «Баварии», заседал в наблюдательных советах, строил стадион, давал многочисленные интервью, участвовал в ток-шоу, искал, нанимал на работу и увольнял сотни игроков и тренеров.

История «чистосердечного признания» Хёнесса началась в январе 2013 года. Тогда он сообщил налоговому ведомству, что утаил от налогообложения на своих счетах в швейцарских банках часть доходов и остался должен государству 3,2 миллиона евро. Было возбуждено уголовное дело по обвинению в уклонении от уплаты налогов, хотя именно этого Ули и стремился избежать. Было ли это признание действительно чистосердечным? Следствие пришло к отрицательному ответу на этот вопрос. По своим каналам Хенесс узнал, что компромат на него уже передан властям. Вроде бы репортеры «Штерна» разнюхали, что некий человек из немецкого футбольного мира располагает суммой в 500 миллионов евро на швейцарских счетах и укрывает их от налогообложения. Судя по порядку этой суммы, принадлежать она могла только Хенессу. Его нынешнее состояние оценивается в 400 миллионов евро.

Весь процесс занял всего три дня, но зато каких! 11 марта, в первый день процесса, вдруг выяснилось, что речь идет вовсе не о 3,5 миллионах евро, укрытых от налогообложения, а о 18 миллионах! Об этом заявил сам Хенесс. Но уже на следующий день обвинение подняло ставки: 18 миллионов превратились в 27, с чем сам Хенесс и его адвокаты тут же согласились. Вдобавок 5 миллионов Ули, очевидно, незаконно получил от государства как компенсацию за убытки. И вот на третий день грянул гром, который, впрочем, уже мало кого удивил: 3,5 года тюрьмы (прокуратура требовала 5,5) с отбыванием в знаменитой мюнхенской тюрьме «Штадельхайм», где когда-то нацисты отрубили головы на гильотине юным антифашистам — брату и сестре Шолль. Потом, правда, решили заключить Хенесса в другую тюрьму, в 60 км. от Мюнхена.

62-летнего человека-легенду — в тюрьму, да еще на 3,5 года? Много это или мало?

С одной стороны, мало: в 1997 году отец Штеффи Граф Петер получил 3 года и 9 месяцев тюрьмы за укрывательство от налогов 12 миллионов марок, то бишь 6 миллионов евро. А ведь Штеффи Граф была тогда красой и гордостью Германии, самой популярной спортсменкой страны с большим отрывом, лучшей теннисисткой мира. И речь шла о сумме, гораздо меньшей, чем в случае Ули Хенесса.

С другой же стороны, это много, очень много, когда я вспоминаю о случае Джонни К. Полтора года назад он, 20-летний сын немецкого отца и таиландской матери, был зверски убит в Берлине шестерыми турецкими парнями в возрасте от 20 до 29 лет, а сопровождавший его товарищ навсегда остался инвалидом. Били ни за что, безо всякого повода, чтобы покуражиться, но со звериной жестокостью, долго и очень профессионально, один из них был профессиональным боксером и племянником известного боксера, чемпиона Европы Октая Уркала, Онур Уркал:

Уркал сбежал в Турцию, но был выдан Эрдоганом по требованию Меркель. Уркал, ранее трижды судимый, в мае прошлого года был осужден на 4,5 года тюрьмы. Остальные пятеро были выпущены в зале суда! Двое из них хотя и получили по 2 года и 8 месяцев, но их защитники обжаловали приговор и преступников как ни в чем не бывало выпустили на свободу, где они теперь похваляются своими подвигами. А еще трое бивших Джонни были оправданы. И такой приговор для Германии — теперь не редкость, а норма.

Зайдем и с еще одной стороны. Ули заплатил миллионы евро налогов. Это плюс.

Он не заплатил меньшие миллионы за выигранные на бирже деньги, которые потом снова проиграл. Это минус.

Чисто количественно плюс больше минуса.

В конечном итоге своих биржевых манипуляций Ули Хенесс остался в минусе, просадив около 4 миллионов. Почему же он остался должным фискусу?

Дело тут в иезуитском законе, принятом красно-зелеными в 1999 году, согласно которому убытки на бирже нельзя списывать с прибыли, если вторая была получена раньше, чем первые (наоборот — можно). Ничего, кроме желания лишний раз ободрать своих граждан, за этим законом не стоит. О справедливости речь идти не может, если Вы проиграли больше, чем выиграли, но, тем не менее, остались должны государству. Так что и с этой точки зрения приговор вызывает сомнения.

А теперь скажите, 3,5 года Ули Хенесса, в общем-то ни у кого ничего напрямую не укравшего, человека, создавшего в Германии множество рабочих мест, — это много или мало?

И еще: ни один политик пока не поплатился ничем за разбазаренные не миллионы, а миллиарды денег налогоплательщиков.

Причем не только не попал в тюрьму, но даже не лишился своего кресла. Таких примеров много, ярчайшие из них — Клаус Воверайт с берлинским аэропортом и Курт Бек с Нюрнбургрингом.

При этом себя никто из политиков не забывает, депутаты Бундестага только что в очередной раз резко подняли себе зарплаты, да притом еще рассказывали сказки, что взамен у них понизятся пенсии. О том, что пенсии понизятся только у тех, кто просидел в Бундестаге не менее 26 лет, а у остальных они повысятся, причем тоже резко, предпочитали молчать. Теперь за один срок работы (4 года) депутат зарабатывает бОльшую пенсию, чем среднестатистический немец за 32 года работы.

На следующий день после окончания суда Ули Хенесс громко хлопнул дверью: отказался от пересмотра приговора и ушел в отставку со всех постов. Таким мы его знаем. Даже канцлер Ангела Меркель выразила ему после этого свой респект. Зато журналисты, мечтавшие увидеть его в тюрьме (как и бывшего президента страны Вульфа, но та их мечта разбилась буквально неделей раньше), неистовствуют. Второй телеканал ZDF тут же посвятил Хенессу сатирическую передачу, где наиздевался над ним вдоволь.Такая уж это публика.

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев для “Олег Векслер: 10 дней, которые потрясли Германию Часть вторая

  1. Очень хорошая, глубокая и серьёзная работа! Желаю Вам Олег всегда быть таким.

  2. Олег! Большое спасибо за статью — эмоциональную и информативную. Очень жалко мне Ули Хенесса.

    1. Cпасибо, Мина.
      Мне тоже его немного жалко, хотя человек он вообще-то не из самых приятных, надо сказать.
      Но большие люди редко бывают комильфо.

  3. Мне кажется, карой за экономические преступления без отягощающих обстоятельств не должны караться тюремным заключением. Если неуплатившего пассажира карают штрафом, вдесятеро-в двадцать раз превышающим стоимость билета (в СССР в городском транспорте — тремя рублями, в Германии — сорока евро), чем же отличается (кроме размером \»экономии\») неплательщик налогов и тому подобные экономические преступники. Наказывать их надо бы штрафами, превышающими \»украденное\» в те же 10-20, может быть — и в 40 раз (в зависимости от состоятельности преступника). Это и справедливо, и гуманно (всё же не убийство и не грабёж с причинением ущерба психике ограбленного) — да и выгодно обществу.

    1. Мне кажется, карой за экономические преступления без отягощающих обстоятельств не должны караться тюремным заключением. Если неуплатившего пассажира карают штрафом, вдесятеро-в двадцать раз превышающим стоимость билета (в СССР в городском транспорте – тремя рублями, в Германии – сорока евро), чем же отличается (кроме размером \\”экономии\\”) неплательщик налогов и тому подобные экономические преступники. Наказывать их надо бы штрафами, превышающими \\”украденное\\” в те же 10-20, может быть – и в 40 раз (в зависимости от состоятельности преступника).

      Ну, на это даже его денег не хватило бы. \»Украденное\» составляло около 28 миллионов. Он все это \»вернул\» и вдобавок заплатил штраф на такую же сумму. До этого он много лет платил налоги, на десятки миллионов евро, создал сотни, если не тысячи, рабочих мест в Германии (как на своей фабрике, так и в \»Баварии\», которую превратил в гигантское предприятие с полумиллиардным оборотом), сделал счастливыми миллионы немцев. Правда, он же сделал их несчастными в 1976 году, когда не забил пенальти в финале чемпионата Европы, это было единственное поражение Германии по серии пенальти.

      Закон, по которому он подлежит наказанию, не справедливый. Поясню примером: в первый год человек вкладывает 10 миллионов и выигрывает еще 50. На второй год он снова вкладывает эти 60 миллионов в акции и теряет все. У него остается ноль, тем не менее, он остается должен государству 25 миллионов. Его сажают в тюрьму и вдобавок СМИ пригвождают его к позорному столбу. Это примерно то, что произошло с Хенессом.

  4. Замечательно интересно и — информационно. Спасибо!

  5. Олег, просто блеск — снимаю шляпу! Подряд! Г-споди, что только Вам ни под силу. Успехов и конечно — здоровья! Я — уже не мечтаю, но Вы — помоложе, Вам!

Обсуждение закрыто.