Анатолий Пекуровский
ВОРМС
В последние годы всё больше занимал меня вопрос :
— а какой ПУТЬ проделали мои предки из Иудеи, в результате которого
мои дедушка и бабушка в 1930г. приехали жить в г. Биробиджан.
Получается так :
— Иудея — Германия — Польша — Украина – Биробиджан.
Могу ли я такой путь предположить?
Да, могу. И здесь в Германии получил я косвенное подтверждение этому.
В 1997 г. мы с женой учили немецкий на Курсах языка. А надо отметить,
что ИДИШ был языком моего детства. Много осталось в памяти. И я не
боялся говорить на немецком, как мог,
и однажды преподаватель, прослушав мой ответ, сказала :
— Ваши бабушка и дедушка, г-н Пекуровский, наверное, родом из южной
Германии. У Вас ярко выраженный южно-германский диалект.
Сейчас исторический круг замкнулся :
— мы с женой в Германии, а наши внуки родились в Тель – Авиве.
Первая остановка на Большом Пути моих предков из Иудеи была в Германии.
Предположим это было «поселение», где сегодня расположен г. Вормс на
Юго – Западе Германии. Дело в том, что мы были там на экскурсии. И я могу
рассказать и сделать какие-то обобщения.
Итак следы жизни наших древних предков в г.Вормс.
Синагога вместе с Миквой и еврейское кладбище.
Можно предположить,что первые евреи появились на Германских землях
во времена Римской Империи. А после двух недачных восстаний в Иудее
против Римлян и после падения 2-го Храма, по уже проторенным тропам
множество евреев уходят в Германские земли.
Первая Синагога в г.Вормсе была построена в 1034г. и считается самой старой
Синагогой в Германии.
Первый раз была разрушена в 1096г. во времена Крестовых походов. И восстановлена
в 1175 г.
Второе полное разрушение произошло в 1938 г. – Хрустальная ночь.
В 1961 г. построена заново. Частично на старом фундаменте с использованием
уцелевших камней от бывшей с Синагоги. И в этом – определённый Символ.
Сейчас здесь музей и действующая Синагога.
МИКВА или ритуальная ванна была построена в 1185/1186г.
Ниже уровня земли.
Underground mikveh, a Jewish ritual bath, dating from 1186. Alte Synagoge, Worms, Germany.
СТАРОЕ ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ. Название – «Святой песок».
Считается самым старым еврейским кладбищем в Европе.
Землю под кладбище выделили внутри городских стен
вероятно в 9 или 10 веке.
Недалеко от входа стоит камень на могиле Рабби Меира
из Ротенбурга, почитаемого,как большого учёного и
мученика, годы жизни 1220 – 1293.
Мы видели надгробные камни 10 и 11 веков.
Кладбище окружено стеной из камня.
Гид рассказывала нам интересную историю о том, как
в 1943 г. в Вормсе побывал Гимлер, увидел это кладбище
и повелел городскому Совету его снести. Но члены Совета,
ссылаясь на « Закон о сохранности памятников старины»
затеяли переписку с Берлином до конца войны и спасли
это кладбище от разрушения.
С одной стороны всё это история гос-ва Германия.
Но также верно, что это и НАША ИСТОРИЯ. Сегодняшних евреев – ашкеназим.
Ну и предполагаемый, и известный дальнейший путь моих предков.
В 13 – 15 веках было, известное всем, изгнание евреев из Германии.
Евреи уходят в страны Восточной Европы.
В частности в Польшу, куда их пригласили Польские короли.
В конце 19 века мой прадед, Хаим Скрибовский, попадает /или переезжает/
из Польши в Украину, г.Умань. Создаёт семью – 9 детей.
В 30-х годах прошлого века все Скрибовские перезжают в г. Биробиджан и
строят новую жизнь.
P.S.
Я как – то подсчитал.
Массовое переселение евреев в Германию происходило ТРИ раза.
- После падения 2-го Храма в Иудее.
- В результате Наполеоновских войн – в конце 18 века и далее.
- 90-е годы прошлого века.
Victor-Avrom
— Sat, 28 Apr 2012 21:57:20(CET)
Получается так :
— Иудея — Германия — Польша — Украина – Биробиджан.
Могу ли я такой путь предположить?
Вряд ли. Германские общины евреев в массовидном порядке
возникают только после разгрома Хазарского Каганата князем
Святославом.
Значит, скорее всего:
Иудея -> Персия (или Византия)-> Хазария -> Украина ->
Польша -> Германия-> Польша-> Германия-> Польша->
Украина-> Биробиджан.
Но можно было попасть в Германию и в 16-м веке из Испании
через Францию (так в 1576 году в Вюртемберге осели hа
Галеви, будущие Френкели).
öööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööö
Я нахожу что уважаемый Виктор намного более близок к истине. Были евреи, которые остались в России целыми сёлами, хотя их усиленно крестили и официально о них не упоминали. А уж об Украине, бывшем Хазарском каганате, и говорить нечего. Только вот «жидовствующих ересь» и «жидовствующие» — это факт русской истории. Вообще позиции г-на Пекуровского в этом вопросе и в отношении делегитимации Израиля представляюся несколько наивными.
Поскольку мои публикации о Хазарии в 90-х годах привлекли внимание, то однажды ко мне обратился почитатель, симпатичный еврей, уверявший меня что он хазарин.
-Ну, вот нутром чувствую что я хазарин…
Тут-то и сказать-то нечего
Спасибо автору.
Вспомнилось по прочтении:
Мартин Бубер
«Я живу недалеко от города Вормса, с которым меня связывает традиция моих предков, и время от времени я туда приезжаю. Приехав, я всегда вначале иду к Собору. Это воплощенная гармония всех членов, цельность, где ни одна часть не покачнет совершенства. Обходя Собор, я обозреваю его в полнейшей радости. Потом направляюсь на еврейское кладбище. Оно состоит из косых, расколотых, бесфороменных камней, глядящих в разные стороны. Я останавливаюсь и смотрю сквозь кладбищенский беспорядок на восхитительную гармонию, и мне кажется, будто я поднимаю взгляд от Израиля к Церкви. Здесь внизу нет ни крупицы формы; лишь камни и прах под камнями. Здесь – прах, хоть прах и летуч… Я там стоял, я был связан с прахом, и через него – с моими праотцами. Это – воспоминание о Событии с Богом, дарованное всем евреям. И от него меня не отвлечет совершенство христианского божественного пространства, ничто не отвлечет меня от божественного времени Израиля. Я там стоял и я познал все сам; вся смерть свершилась со мной: весь прах, вся расколотость, все беззвучные стенания – мои; но союз со мной не расторгнут. Я лежу на земле, свалившись, как эти камни. Но союз со мной не расторгнут. Собор – такой как он есть. Кладбище – такое как оно есть. Но союз с нами не расторгнут».
(Мартин Бубер, 1933 год — год эмиграции из Германии)
Уважаемый автор. Спасибо за интересное сообщение. Но мне кажется, в Вашем сообщении есть несколько неточностей. Вы пишете, что «Землю под кладбище выделили внутри городских стен вероятно в 9 или 10 веке». Но согласно общему правилу всех германских рейнских городов, землю под кладбища выделяли за пределами городских стен. Это потом оно уже оказалось внутри. И поскольку синагога в Вормсе была основана в 1034 году, то кладбище вряд ли было основано в 9 или 10 веке. Какой-либо информации о существовании еврейской общины Вормса в 10 веке не существует. Самое раннее упоминание о евреях Вормса датируется 1000 годом и весьма проблематично, относится ли оно именно к евреям этого города.
Вы пишете — «Мы видели надгробные камни 10 и 11 веков». Это, наверно, описка: самое старое могильное захоронение на этом кладбище датируется 1076 годом — одиннадцатым веком.
Я был на этом кладбище, и думаю, что запомнил правильно. Да и английская ВИКИ подтверждает.
Очень славная статья, хорошо иллюстрированная. Но насколько обоснованы выводы, судить трудно. Хотя все правдоподобно. В сочетании с предыдущей статьей получается хороший тандем.