Яков Иовнович: Памяти Александра Печерского

Loading

Прах Александра Печерского должен быть перевезен в Израиль. Герой еврейского народа должен покоиться в родной Земле. Справедливость не восторжествует, пока останки народного героя покоятся в не оценившей по достоинству его подвиг стране.

Памяти Александра Печерского

(Послесловие к докладу М. Кишиневской «Восстание в Собиборе», прочитанного 24.4.14 ко Дню Катастрофы и Героизма в Доме ученых и специалистов Реховота)

Яков Иовнович

Около года назад, после кончины большого еврейского писателя Михаила Льва, жившего со дня репатриации в Израиль и до последних дней жизни в Реховоте, близкие передали часть материалов его библиотеки в Дом ученых и специалистов. Эти книги составили основу «Уголка идишской культуры», цель которой дать новую жизнь наследию самого писателя и идишской культуры в целом.

Сам покойный М. Лев считал основным делом своей жизни распространение правды о восстании в лагере смерти Собибор, находившемся на территории Польши, где были зверски убиты 250 тысяч евреев из разных стран. Остаток жизни привезенных в лагерь невинных жертв немецкого террора, проводимого с молчаливого согласия мировой общественности, исчислялся от силы тремя часами, включая снятие обуви, одежды и стрижку волос. После чего очередная партия жертв загонялась в газовые камеры, а после удушения тела сжигались в огромном рву, вырытом вблизи. Такова была схема преступления, хладнокровно совершенного роботами, несправедливо называемыми людьми. Ведь человек — это существо, действия которого соответствуют моральным установкам, отличающим его от примитивных особей, неспособных на осознание этих норм.

Заключенные лагеря Собибор, возглавляемые Александром Печерским, советским военнопленным, попавшим в лагерь смерти из-за своего еврейского происхождения, восстали против своих убийц, перебив большую часть (12 из 17-ти находившихся в тот день в лагере) немцев, перерезали проволочное заграждение и, преодолев минные поля, устремились в ближайшую лесную рощу. Спаслась только треть из 450-ти восставших. Остальные погибли. После восстания немцы уничтожили лагерь, сравняв его с землей.

Подвиг писателя М. Льва заключается в том, что он открыл тайну, скрываемую сначала гитлеровским режимом, а потом и мировой общественностью во главе с советской системой. Что касается немцев, то здесь все понятно: под прикрытием тайны существования Собибора, они хотели ускорить уничтожение еврейского народа. Но какой смысл было советской идеологии это скрывать?

Смысл был, и большой. Необходимо было скрыть факт того, что евреи могут бороться сообща и побеждать. Такие опасения были вполне обоснованы. Доказательством тому служит Шестидневная война, показавшая способность маленького народа, обреченного, казалось бы, на верную смерть, бороться и одержать блестящую победу. После этого проснулось самосознание советских евреев ( и не только советских), что привело к Исходу в Израиль. М. Лев отыскал героя восстания в Собиборе Александра Печерского, проживавшего в забвении на юге СССР. Информация, полученная от руководителя восстания, позволила во всех подробностях восстановить картину происходившего.

Во время блестящего доклада М. Кишиневской возник вопрос, на котором хотелось бы остановиться. Александр Печерский — главный герой восстания в Собиборе, умер незаслуженно забытым, и его подвиг никаким образом не отмечен. Более того, власти СССР чинили препятствия его контактам с теми на Западе, кто интересовался историей этого восстания.

Вопрос, поднятый во время доклада, касался восстановления справедливости в деле присвоения А. Печерскому Звания Героя посмертно. В связи с этим приводилась информация о том, что на имя Президента России подавались петиции за подписью ряда общественных деятелей России и Израиля с такой просьбой, но она осталась безответной. И нужно отметить, вполне заслуженно.

Ну, с какой стати Россия должна считать А. Печерского своим героем? СССР и Россия никогда не считали себя ответственными за еврейский народ, существование которого они отрицали (лица еврейской национальности относились к категории «другие народы»). Вспомните сталинское определение «народа», которое, кстати, до сих пор никто не отменял. Советские евреи как народ под это определение не подходят. Так для чего заставлять Россию совершать над собой насилие и называть героем А. Печерского, совершившего подвиг во имя еврейского народа?

А совершили восставшие почти невозможное:

— была осуществлена удавшаяся попытка спасения людей, обреченных на гибель (спасены 150 жизней),

— в результате восстания взбешенные гитлеровские вожди приказали стереть лагерь смерти Собибор с лица земли. Таким образом, было предотвращено уничтожение сотен тысяч еврейских жизней!

— А. Печерский и его соратники, опровергли теорию о превосходстве «высшей расы».

Восставшие доказали, что превосходит других не тот, кто сильнее физически и имеет тот или иной цвет глаз или волос. Вспомним подвиг Давида в борьбе с Голиафом. Победа Давида была достигнута, несмотря на безусловное преимущество Голиафа по всем физическим параметрам. Так и восставшие узники Собибора показали превосходство над служителями Рейха, победив их благодаря своей воле и умению.

Файл:Pechersky.jpgТак кто же должен признать подвиг А. Печерского? Безусловно, тот, во имя кого он действовал — еврейский народ. Еврейский народ представляет сегодня Государство Израиль. Но кто конкретно должен поднимать обсуждаемый вопрос? Для части израильтян А. Печерский — «руси эхад», один русский из миллиона, тем более так и оставшийся в галуте. В этой связи приведем пример того же Давида. Кто он: ашкеназ, сефард, йеменец? Каждая из этих общин сегодня считает Давида своим. Так почему же сравнимый с подвигом Давида подвиг А. Печерского не заслуживает того, чтобы считать его героем всего народа — ведь благодаря его подвигу были спасены жизни и ашкеназских и сефардских евреев!

Признанием подвига А. Печерского и других восставших в Собиборе должно быть исполнение принципа «расскажи сыну своему». Расспросите окружающих вас о восстании в Собиборе. Вряд ли найдется больше 10% из них, кто сможет внятно рассказать о происшедшем там. Нужно рассказывать всем, включая детей, внуков и правнуков, правду об Александре — герое и его соратниках, защитивших честь и свою, и честь своего народа.

И еще. Прах Александра Печерского должен быть перевезен в Израиль. Герой еврейского народа должен покоиться в родной Земле. Справедливость не восторжествует, пока останки народного героя покоятся в не оценившей по достоинству его подвиг стране.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Яков Иовнович: Памяти Александра Печерского

Добавить комментарий для Soplemennik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.