Семён Талейсник: Предтечи изображений пациентов художниками

Loading

Мне доставит большое удовлетворение показать одно полотно малоизвестного живописца прошлого века, американского художника Тома Роберта, написанное на тему античной медицины из серии его 45 картин о великих врачах и их заслугах.

Предтечи изображений пациентов художниками

Семён Талейсник

Ещё задолго до появления холстов с изображением на них больных людей, врачей и пациентов, а также медицинских манипуляций, существовало желание художественных натур или просто энтузиастов из народа увековечить, оставить потомкам эти следы врачевания. Их находят на стенах пещёр в виде пиктограмм палеолитического искусства первобытных людей каменного века, далее их можно видеть на керамических или ещё позднее на металлических вазах, на фресках святилищ, а потом уж и на стенах, сводах и куполах храмов и базилик.

Очевидно, первым художником был первобытный человек, житель пещер, на стенках которой он в часы досуга, свободные от охоты, еды, секса и сна, рисовал кремневым осколком первые картины… Это были автопортреты, рисунки с натуры или по памяти членов своих стай или племён, сцены охоты.

Наскальных рисунков, отображающих оказание лечебной помощи пострадавшим на охоте или в междоусобицах мне неизвестно, хотя не исключаю, что они есть в архивах археологов или исследователей пещерных надписей и изображений — пиктограмм.

Однако, на камнях Ика, названных по имени города и найденных в Перу, такие сцены были нарисованы. Некоторые учёные, сомневаясь в их реальности, считают их поделками. Но, тем не менее, на них обнаружены изображения сложнейших медицинских манипуляций, вплоть до пересадки сердца. У меня эти трактовки, как и сами округлые камни, найденные только в одном месте также вызывают сомнение. Привожу один из рисунков на крупном овальном (типа «голыша») камне.

«ПЕРЕСАДКА СЕРДЦА?» Рисунок на камне Ики

Оказание первой помощи было зафиксировано на росписях кубков, ваз и на старинных фресках.

Ниже показана греческая фреска со скифским мотивом. Оказание помощи: перевязка раны или иммобилизация перелома (Medicine and Artist) (Рубеж VI-V вв. Шарлоттенбург, музей). Художник из мастерской Сосия написал (нарисовал, вырезал…) Ахилла, перевязывающего локоть Патрокла, предварительно удалив из него стрелу.

Если на пиктограммах вообще трудно узнаваемые черты людей, то на вазах уже можно получить общее представление о происходящем, позах, жестах, но без деталей изображённых лиц травмированного и лекаря.

Вашему вниманию представлена ваза из кургана КУЛЬ-ОБА близ Керчи (конец 5-го — начало 6-го в. до н.э.) Государственный Эрмитаж. С-Петербург.

На вазе изображено наложение повязки на рану или иммобилизация места перелома предплечья в виде взаимопомощи, либо эскулапом

Несколько слов о фресках — предшественницах живописи. Фрески — не живописные картины на холстах, а рисунки на влажной штукатурке. На некоторых фресках, как и на иконах (рисунках на твёрдой поверхности, обычно на липовой доске, покрытой алебастром на клею), можно различить глаза или общий облик лиц, условное положение рук, позу человека. То есть некоторое схематичное изображение.

Хотя религиозные люди и некоторые искусствоведы с этим не согласны и считают, что на фресках в храмах и на старинных иконах можно видеть отражение чувств, мимику, отражающие настроение нарисованных персонажей, и даже желание передать своё влияние на смотрящего или молящегося человека. Но увидеть реальное лицо с кажущимися живыми его чертами, копию какого либо конкретного человека, рисунок на фреске либо иконе не позволяет.

Фрески и иконы отражают эпоху, время их написания. Это находит своё воплощение в фоне, на котором иногда изображен храм, святой или человек, в его одежде, а также в символике, сопутствующих атрибутов в руках и на одеянии, платьях, кафтанах, рясах. Особенное значение придаётся головным уборам, носимым на груди знаков отличия, сана, принадлежности к той или иной касте, церкви, епархии… Могут быть символические сцены распятия, казней, исцеления, мученичества, чудотворения, самопожертвования. Однако, как и на фресках, изображение лиц и фигур остаётся схематическим, образным, но далёким от реалистической живописи.

Говоря об изображении страждущих и больных на иконах, следует оговориться, что иконы писались и древности и в средневековье, да и сейчас есть мастера иконописи. Поэтому они и включены мною по хронологии в эту часть описания. Но изображение на них пациентов или больных людей мало изменилось по информации и описанию деталей (симптомов болезни).

Например, на известной иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость» страждущие (больные или пациенты) размещены под изображением Христа, по обеим сторонам главной фигуры Божьей матери в виде молящихся фигур полуодетых людей, по-видимому, больных, в окружении ангелов, святых, учитывая нимбы.

Богородица «Всех скорбящих Радость»

«Не смотрите на икону. Сосредоточьтесь, можете смотреть на свечу, а еще лучше — в пол», советовал преподобный Серафим. Ибо икона скупа в изобразительных средствах. Она больше дитя душевных переживаний художника, по мнению митрополита Питирима и, как советуют иконоборцы, не создавайте себе кумиров и никакого изображения их. Им вторят иконопочитатели, не рекомендуя и даже считая недопустимым перенос поклонения архетипу на саму икону (изображение), как она должна быть лишь чувственным отражением образа.

Но я не в состоянии и не вправе описывать содержание и идею икон в силу своей некомпетентности, но только хочу подчеркнуть, что изображенные больные показаны настолько мелко и схематично, что рассмотреть в их обличии какие либо реальные (или объективные) признаки болезней невозможно.

Древнеегипетская фреска, изображающая лечебные манипуляции. Около 2300 года до н.э.

На этой египетской фреске, показывающей по её названию лечение больных, вообще обозначены только условные черты на лицах пациентов с их однообразным выражением. Лишь разными красками обведены фигуры сидящих «больных», но с разным положением их рук и ног.

На ниже представленной фреске из Помпеи на лицах Энея, его жены, сына и даже эскулапа Япига в момент удаления наконечника стрелы — одно и тоже застывшее выражение плохо прорисованных лиц. Не отражено страдание или сочувствие, если не считать закрытого лица рукой мальчика, чтобы всего этого не видеть.

Япиг удаляет наконечник стрелы из ноги Энея. Фреска из Помпеи. I век до н.э.

И следующая фреска, на которую я хочу обратить ваше внимание, является одной из последних работ итальянского мастера настенной живописи, фрескиста, Доменико ди Бартоло.

«УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» 1442. Фреска Доминико ди Бартоло. 1400–1445 гг. Госпиталь Санта Мария делла Скала, Сиена. (Spedale di Santa Maria della Scala, Siena)

Самым главным произведением Доменико ди Бартоло вне сомнения являются росписи сиенского госпиталя Санта Мария дела Скала, На этих фресках изображена повседневная жизнь больницы-приюта для страждущих, которым являлся названный госпиталь. На фресках базилики нет обычной религиозной возвышенности, ни помпезности. Но есть удивительное разнообразие сюжетов, поз, нарядов, и лиц. И наряду с этой обычной темой фресок, можно ещё увидеть признаки болезней и образы больных, не схематичных, а уже олицетворённых, приближенных к реальности.

Бледное страдальческое лицо раненого мужчины в центре картины. Обеспокоенный испуганный взгляд. На его правом бедре — огромная зияющая рана, вокруг которой засохшие разводы крови. Он что-то нервно и возбуждённо рассказывает внимающему ему врачу, отчаянно жестикулируя. Видны напряжённые мышцы конечностей. Слева в изголовье кровати видно бледные лицо и торс мужчины, хватающего рукой одежду склонившегося над ним медика с мольбой о помощи или просьбой уменьшить боль.

Стоящие вокруг врачи или санитары горячо обсуждают состояние пострадавших, а эскулап или аптекарь в халате несёт в руках и протягивает какие-то снадобья… То есть, мне хочется подчеркнуть, что эта фреска уже приближается к живописному холсту по качеству рисунка на ней.

***

Приступая к показу и обсуждению холстов с изображением больных людей, я хочу оговориться, что рассматривать их постараюсь в хронологическом порядке, так как другая группировка мне кажется неконструктивной и затруднительной. Но иногда всё же придётся нарушать хронологию при просмотре картин имеющих общие их объединяющих сюжетов или персоналий. Они могли быть нарисованы в разное время по наитию художниками разных стран и направлений в искусстве от жанровых сцен до автопортретов самих авторов в изображении больных.

Если среди зарубежных авторов таких полотен видна некоторая театральность, условности, религиозные, мифологические мотивы, то русские живописцы придерживались обычно реалистического направления. Причём русская живопись появляется позже зарубежной, но оставляет позади её числом картин и художников, изображавших больных людей. (О них пойдёт речь в следующей части).

Только двух современных зарубежных авторов картин о больных я умышленно предвосхищаю разбору более поздних, так как они изобразили античную медицину на холстах. Это были Джон Пойнтер и Том Роберт.

«ВИЗИТ К ЭСКУЛАПУ» 1880. Пойнтер, сэр Эдвард-Джон (Poynter) — английский живописец. (1836-1919).

Джон Пойнтер любил заимствовать некоторые сюжеты из античного мира и выводить на сцену нагие или классические изящно задрапированные женские фигуры. Так, мною была представлена читателям его картина «Визит к гадалке» в эссе «Отражения ритуала гадания в живописи».

Представшие перед Асклепием красивые нагие женщины на картине Джона Пойнтера «ВИЗИТ К ЭСКУЛАПУ» отражает античный период, но написана в конце 19-го или начале 20 веков и на этом холсте видна огромная разница в изображении персонажей. Они выписаны чётко и красиво, цвета натуральны, а позы вообще идеальны, как и тела, молодые и соблазнительные. Хотя группа нагих девушек изображена на некотором отдалении, можно себе представить выражение их сочувствующих и любопытных лиц. Как и страдающее лицо пациентки, показывающей раненую или ушибленную ножку, сидящему в раздумье, мудрому Асклепию. Но это не работа живописца над обликом пациентки и врача, а общее представление о могущей быть ситуации в те далёкие времена.

Мне доставит большое удовлетворение показать одно полотно малоизвестного живописца прошлого века, американского художника Тома Роберта, написанное на тему античной медицины из серии его 45 картин о великих врачах и их заслугах. На картине он изобразил великого врача древности Гиппократа в момент осмотра им мальчика в присутствии матери.

На этом холсте мы можем представить себе, хотя и несколько театрализованную, но близкую к возможной, сцену осмотра ребёнка. Художник приблизился к реальному описанию на холсте образов его персонажей.

«Hippocrates: Medicine Becomes a Science» («Гиппократ: медицина становится наукой») Том Роберт (Robert Thom), (1915-1979), США. Художник погиб в автокатастрофе вместе с женой после осмотра их нового дома…

Как мне представляется эта сцена осмотра больного?

Гиппократ ощупывает живот в области печени у стоящего мальчика, приведенного матерью и держащей его за руку для поддержки и стимуляции «храбрости». Кожные покровы ребёнка слегка желтушны, что подтверждает возможную болезнь печени. Лицо эскулапа доброе, сосредоточенное. У мальчика отрешенный взгляд и сдерживаемый испуг. Мать своей затаённой тревогой и спокойным выражением лица пытается сгладить напряжённую атмосферу перед заключением врача о диагнозе. Она волнуется, что выдаёт пунцовый цвет её щеки…

***

Следующие картины художников с изображением больных людей появятся хронологически после  перерыва, равного  500 либо даже 600 лет. Не по моей прихоти, а волей провидения, ибо другой причины я не нашёл. И первая картина Иеронима Бохса на интересующую меня тему датирована 1475-1480 годами, то есть, когда примерно пройдёт это время. А я, надеюсь, встречаться с вами чаще, но фрагментарно, чтобы не переутомлять…

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Семён Талейсник: Предтечи изображений пациентов художниками

  1. Согласен с Вами, уважаемый Борис. Я и сам, как видно из моего текста высказал сомнения в трактовке этой картинки на камне Инка, как и реальность самих камней.
    Благодарю Вас за столь доброжелательный отклик

  2. Хорошо и интересно написано, прекрасные иллюстрации.
    Только на камне Ика, IMHO, вполне могло быть изображено изъятие сердца в виде вивисекции? Это была довольно известная практика принесения людей в жертву у ацтеков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.