Ури Андрес: Любите Россию

 207 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Ури Андрес

Любите Россию

 

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. 

Родина, М.Ю. Лермонтов

 

Россия — это женщина, у которой никогда не было мужа. Ее только насиловали — татары, цари, большевики. Единственным мужем ей могла бы быть Польша, но Польша была слишком слаба.                                    

В беседе с польским автором, Д. Мережковский  

 

 

Но никто нас русских не любит, кроме евреев, которые, даже оказавшись в безопасности, на земле своих предков, продолжают изнывать от неразделенной любви к России. Эта преданная, до стона и до бормотания, не то бабья, не то рабья любовь была единственным, что меня раздражало в Израиле.

Тьма в конце тоннеля,  Л.М. Нагибин

Пребывание евреев в России к сегодняшнему дню насчитывает 240 лет (1772-2012гг.). В протяженной еврейской истории эта страна занимает не менее существенное место, чем древние Египет, Вавилон, Персия, Эллада, Рим и средневековые арабские халифаты. Сегодня, следы контакта евреев с этими древними и средневековыми цивилизациями на их кружном двухтысячелетнем пути из античного Иудейского Царства в современную парламентскую республику Израиль носят лишь исторический характер. Они могут быть обнаружены в языке и некоторых элементах современной религиозной и светской еврейской культуры. В отличие от этих  стран Россия и в наши дни начала 21-ого столетья (5760-ые годы по еврейскому календарю) является важным геополитическим фактором существования еврейской нации среди народов мира.

В настоящем очерке рассматриваются некоторые общие аспекты русской культуры и затрагивается влияние России на судьбу евреев.

Большая часть (около трех миллионов) современных европейских евреев, уцелевших в нацистском Холокосте и живущих в наши дни на всех обитаемых континентах, являются выходцами из России (царской, советской или постсоветской). Преобладающая доля членов шестимиллионной еврейской общины Соединенных Штатов Америки и латиноамериканских стран имеет российских прародителей.

Поколение образованных евреев, эмигрировавших в последние декады 20-ого столетия в Израиль, Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, а также в Германию и другие европейские страны, живя за пределами покинутой ими России, проклиная прошлый и настоящий российские режимы и российский антисемитизм, по-прежнему  любят русский язык, бережно хранят в семьях русскую культуру.   Нередко они предпочитают ее культуре стран, которые их приняли и способствовали их освобождению из ослабевших когтей российской «империи зла». Однако у их детей и, особенно, у их внуков интерес к русской культуре в наши дни ослабевает или просто исчезает.

Любовь евреев к российской культуре не удивительна. Русская литература, поэзия, живопись и музыка 19-ого и начала 20-ого столетий продолжает привлекать внимание и восхищать образованных людей всего мирового сообщества. Русская культура признана одной из наиболее богатых и разнообразных мировых культур.

И верно, высокие образцы русской поэзии и прозы, прекрасны, а русская музыка, симфоническая, камерная и оперная, русские романсы и песни легко проникают в сердца людей. Русский балет находится в авангарде мировой хореографии и постоянно развивается, находя новые формы синтеза танцевальной пластики и музыки. Классический  балет достиг высочайших форм этого жанра. Но Новый балет Сергея Дягилева и Джорджа  Баланчина изменил саму сущность этой формы искусства, найдя в танце пластические эквиваленты классических музыкальных ритмов, используя классическую музыку как основу балета. Новый русский балет открыл неизвестные ранее прекрасные конфигурации движущихся человеческих тел.

Немногие литературы мира могут конкурировать с русским романом и  короткими повестями. Немногим мировым мастерам слова удалось создавать тексты, в которых смысл выражен столь точно выбранными и столь музыкально звучащими

словами, как этого достигали Иван Тургенев и Лев Толстой или Антон Чехов, Набоков и Бунин.

Страницы русской классической литературы неизменно проникнуты сочувственным пониманием человека и его слабостей, симпатией и состраданием к нему.  Русская литература призывает «сеять разумное, доброе, вечное», стремиться сделать человека милосердней, сострадательней, более чутким к  красоте мира.

Поэзия таких мастеров как Пушкин, Блок или Бродский, у которых глубокая мысль сплавлена с музыкой слов, научила русский язык творить словосочетания, захватывающиe дух у читателя, вызывающие ощущение откровения, необычайной, неизвестной ему ранее красоты. Русская поэзия пробуждает энергию и надежды, рождает чувство прикосновения к неведомой ранее красочности мира.

Русская наука имеет своих корифеев, заслуженно гордится достижениями Лобачевского, Менделеева, Ковалевской, Павлова.

Наверное, русская культура могла бы быть самой великой среди национальных культур, самым полным и самым всеобъемлющим духовным богатством человечества, будь она существенно глубже. Над русской культурой витает тень экзистенциальной философии Бердяева и Шестова, религиозной православной мысли Соловьева, Достоевского и Толстого. Метафизических и этических глубин, в которые проникали такие гиганты, как Спиноза, Кант и Гегель, Руссо и Вольтер или Милль и Бэкон, российская философская мысль не исследовала.

России читают больше, чем в других странах. Влияние писателей на общественное сознание, порой и на саму жизнь в России, значительно превосходит  влияние писателей на своих соотечественников в других странах.

*

В наши дни россияне, принадлежащие к “креативному классу”, с гордостью заявляют, что они граждане великой страны Пушкина и Лермонтова, Блока, Пастернака и Бродского, Чайковского, Рахманинова, Стравинского и Шостаковича, Толстого, Достоевского и Чехова, Серова, Сурикова и Репина, Кандинского и Малевича.

Они отвергают темные страницы русской истории, считают их противоестественным отклонением, царствование тирана Ивана Грозного, изуверские религиозные секты самосожженцев, скопцов или хлыстов они видят как искажение русского духа. Их ужасают русские бунты, “бессмысленные и беспощадные”, Россия в роли жандарма Европы в царское и советское время вызывает стыд. Они редко вспоминают удушающую еврейскую черту оседлости, кровавые еврейские погромы, большевистскую революцию Ленина и Троцкого и кровавое правление Сталина. Они скорбят об истреблении российского крестьянства, уничтожении образованного и инициативного класса россиян в годы большевистской революции, кровавого послереволюционного террора Дзержинского и беспрецедентного массового террора Ежова и Берии, при котором казни и заключение в концлагерях не в чем неповинных людей проводились по численным местным разнарядкам.

Неразрешимый парадокс русской цивилизации заключается в том, что при богатой и разнообразной гуманистической культуре нации в российском государстве извечно малой остается ценность человеческой жизни и свободы.

Не существует ответа почему в России человеческая жизнь так жестока и кратка.

Не существует удовлетворительного ответа и на вопрос, почему, дойдя до 21-ого века христианской цивилизации, русские люди, по прежнему покорно управляются единовластными национальными лидерами, поддерживаемыми коррумпированными бюрократами. Свободно посещающая страны Запада, контактируя с западными институтами, а нередко сотрудничая с западным бизнесом, россияне легко перенимают внешние черты западного стиля жизни, но все еще не могут усвоить повсеместно существующую в современном мире политическую самоорганизацию гражданского общества.

Почему суверенные права человека, равный для всех закон и независимый суд не могут устоять в России против произвола власти, коррупции чиновников на всех уровнях администрации, против криминальности, проникшей во все поры деловой и общественной жизни?

Почему, в наши дни, несмотря на мощный прогресс в современной медицине, русские вымирают, занимая первое место по абсолютной убыли населения и лишь 160-ое место среди 188 наций мира по продолжительности жизни?

Почему в наши дни Россия занимает первое место в мире по числу брошенных детей? Почему в детских приютах на содержании государства находятся  сотни тысяч детей, у 80% из которых есть живые родители? Почему в приютах для престарелых 8 стариков из 10 имеют родственников, которые могли бы их содержать, но отсылают их в неблагоустроенные богадельни?

Почему от наркотической передозировки в России ежегодно умирает более 30.000 человек? Почему алкоголизм в России превышает все существующие пределы потребления спирта, достигнув 15 литров на человека в год?

Почему Россия занимает 154-ое место по уровню борьбы с коррупцией среди 178 стран мира? Почему у русских столь сильна ксенофобия, расизм, антисемитизм, неуважение к закону, нетерпимость к различным меньшинствам (национальным, политическим, религиозным, сексуальным), глубоко укоренившееся неверие в естественные права человека?

Хотя термин западники и славянофилы возник в 19-ом веке, практическое разделение русского общества на эти две группы произошло в царствование Петра I. Антизападничество  стало вечной проблемой российской нации. Неприятие западных ценностей подчеркивает особую ментальность русских, их отказ от участия в демократическом процессе и расширении прав человека, непрерывно развивающимися в европейской культуре.

В России всегда существует и группа интеллектуалов – антизападников, журналистов и политиков, способствующая выработке антизападной риторики.

Российская внутренняя политика извечно основывается на противопоставлении Западу, антиамериканизме, выдуманных происках иностранных врагов внутри страны. Сегодня во внешней политике Россия вместе с коммунистическим Китаем оказывается на стороне фанатичного исламистского Ирана, кующего ядерное оружие, направленное на Израиль.

Несмотря на либеральный прогресс мировой геополитики  после двух Мировых Войн, крушения и всеобщего морального осуждения мирового империализма и империй,  российский истеблишмент и существенная часть нации рассматривают запоздалый распад Российской империи в конце 20-ого столетия, как национальную катастрофу и всеми силами пытается воссоздать ее в иной форме.

Современная Россия идентифицирует себя со странами, в которых ценность человеческой жизни и человеческого труда находятся на последних местах в статистике стран мирового сообщества. Ценность человеческой жизни в России близка к той, которая существует в перенаселенных в результате безответственного размножения Китае и Индии. В Китае в наши дни 68 преступлений, включая и вовсе несвязанные с насильем, подлежат высшей мере наказания. В стране ежегодно казнятся от 6 до 10 тысяч человек, а их органы используются в медицинских учреждениях для трансплантации. В Индии существует смертная казнь. В  стране 2.4 млн. больны спидом, детская смертность  составляет 47.6 на 1000 рождений и существует самая высокая смертность от самого большого числа инфекционных болезней. В Бразилии полиция по ночам отстреливает беспризорных детей, живущих на улицах городов и мешающих жизни мегаполисов Рио и Сан Пауло. В Южной Африке существует смертная казнь. Больше 1000 человек ежегодно казнятся через повешенье. В этой стране криминальные убийства достигли 48.000 в год, жилые дома в городах ограждаются колючей проволокой и охраняются вооруженной стражей, без которых они будут разграблены, а обитатели убиты.

Названные страны входят в новый экономический и политический  альянс государств с быстро развивающейся экономикой под общим названием БРИК+А. Россия, в которой смертная казнь приостановлена, но не отменена, является в нем активным членом, прилагает усилия придать альянсу международный политический вес и возглавить его. Хотя общечеловеческий характер и богатство русской культуры выделяет ее из стран БРИК+А,  низкая ценность человеческой жизни в ней делает естественным принадлежность России к этому альянсу.

В наши дни между Россией и Китаем возникла политическая и военная близость. В ООН они солидарно противоречат Западным демократиям, а в Тихом океане проходят совместные военно-морские маневры, подготавливающие флоты обеих стран к действиям против общего врага. Какого общего врага видят эти страны?

*

Современная история все чаще демонстрирует глубокий разрыв между культурой и гуманностью. Развитая национальная  культура вовсе не гарантирует высокой ценности человеческой жизни и свободы.

С высокой степенью неопровержимости это было доказано нацистскими организаторами Холокоста, являвшимися гражданами великой страны Канта и Гегеля, Гёте и Бетховена. Так, 20-ого января 1942г. в небольшом городке Ванзее в 21 км от Берлина, на вилле, расположенной на берегу живописного озера, излюбленного места летнего отдыха берлинских яхтсменов, европейская цивилизация прекратила существование. По приглашению Рейнхарда Гейдриха, Шефа государственной безопасности германского рейха, второй по значению фигуры в иерархии нацистской Германии, съехались 14 высокопоставленных чиновников, связанных с различными аспектами управления территориями в Восточной и Западной Европе, захваченными немецкой армией. Это были мужчины в возрасте 40-50 лет, отцы семейств, с университетским образованием. 8 из 14 приглашенных гостей имели докторские степени. Гейдрих происходил из семьи музыкантов. Его отец был композитором и основателем консерватории в городе Галле. Сам Гейдрих в юности был подающим надежды скрипачом и отличным атлетом. В Ванзее он прилетел на одноместном спортивном самолете.

На совещании по-деловому и эффективно обсуждался единственный вопрос — физическое уничтожение всего европейского еврейства. По справке, подготовленной для совещания Эйхманом, к этому моменту в странах Европы проживало 11 миллионов евреев. Совещание единогласно приняло решение о физическом уничтожении всех 11-ти миллионов. Участниками обсуждалась технология этой операции. После совещания гости перешли в гостиную, в которой был сервирован прекрасный обед с разнообразными французскими винам. Встреча закончилась  скрипичным соло Гейдриха, после чего гости разъехались.

К практическому исполнению ванзейского решения приступил Эйхман.

*

Имеется мнение, что начиная с 19-ого столетия в России одновременно сосуществуют две нации. Одна, малая по численности, состоит из образованных, самодеятельных, интеллигентных людей, до большевистской революции включавшая и дворянскую аристократию, которые, начиная с Петра Чаадаева, ориентированы в сторону культуры Запада, большинство которых  на философском уровне являются агностиками.

Другая, часть русской нации, более чем в 10 раз превосходящая по численности первую, состоит из работников, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, в силовых структурах государства, военных, мелких и средних чиновников, всегда зависящих от существующей власти,  убежденных  в постоянной угрозе со стороны внешнего врага. Эта часть нации относится к Западу с, унаследованным от славянофильства, подозрением и враждебностью. На философском уровне эти люди религиозны и традиционно православны, или циничные атеисты.

Неудивительно, что в последние почти 100 лет со времени свержения царизма, под влиянием марксистской идеологии с ее революционным обещанием, что «кто был ничем, тот встанет всем» российские властители являются выходцами из малокультурного большинства нации. Они всегда правят страной от имени этого большинства, находят в нем поддержку, несмотря на то, что интересами большинства российские властители всегда пренебрегают.

*

Существующее в России различие в образе жизни интеллигенции и большинства граждан, принадлежащих к малообразованным классам, значительно больше, чем в странах европейской цивилизации. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать эти две группы граждан, как отдельные русские субнациональности.

Такой подход не подтверждается фактами. Несмотря на большое различие между образованной, потребляющей культурные ценности, частью российской нации и, преобладающей по количеству, необразованной, равнодушной к культуре массе, русские люди есть народ с единой генетической основой, языком, традициями, религией, ментальностью,  элементами коллективного подсознания.

Чуждые научной объективности большевистские теоретики отрицали очевидный антропологический факт различия в национальных культурах народов, заменяя его универсальностью классового противостояния и призывом к «пролетариям всех стран соединяться!»

Современные исследования в области национальной ментальности подтверждают единство русской нации. Обнаружен ряд общих специфических национальных признаков, превосходящих разницу в образовании и классовой принадлежности людей.

Одним из ведущих исследователей национальных культур является Профессор Маастрихтского университета Греет Хофстеде (Greet Hofstede), предложивший новую концепцию критериев  национального менталитета, названную им «Теория аспектов культуры» (Cultural dimensions theory).

Общим выводом исследований Хофстеде явилось пессимистическое заключение о том, что «Культуры чаще являются источником конфликтов, чем синергии. Культурные различия всегда помеха, а часто и несчастье». Российское противостояние Западу подтверждает это заключение.

Найденные Хофстеде и другими современными антропологами критерии национальной ментальности позволяют по новому видеть культуру народов, как основу национального единства. Они имеют практическое значение для дипломатии и других сфер международных отношений.

В соответствии с теорией аспектов культуры и ее дальнейшего развития, первым критерием национальных различий предполагается отношение членов данного национального коллектива к социальному неравенству. Мера того, насколько добровольно более слабые члены коллектива готовы принять свое подчиненное положение в обществе. В какой степени неравенство узаконивается как со стороны лидеров, так и со стороны более слабых членов коллектива. Хотя власть и неравенство является фундаментальными чертами любого человеческого коллектива, их степень и источники носят существенные национальные различия.  У существующих и исчезнувших наций отношение к неравенству их членов  сильно различается. Русские люди, находящиеся как внизу, так и наверху социальной лестницы воспринимают неравенство как естественное и желательное положение вещей. Извечная «тоска по князю», желание вручить ответственность за свою жизнь сильному, пускай и жестокому, лидеру является устойчивой чертой русского национального менталитета.

Вторым критерием национальных различий является способность нации принимать неопределенность или двусмысленность положения в ходе исторического процесса. Важной характеристикой национального мышления является отношение людей к неструктурированной, новой, необычной, удивительной ситуации, мера  неудобства и нетерпимости людей к необычным и неопределенным положениям. В культурах некоторых наций неопределенность вызывает  стремление немедленно прояснить обстановку, свести к минимуму неясность перспективы с помощью строгого применения закона и правил безопасности, основанных на вере в абсолютную правду, исходя из убежденности, что есть лишь одна правда и члены данной нации её обладают. В случае бесполезности легальных действий такие нации готовы идти на баррикады.

Народы, принадлежащие к культуре нетерпящей неопределенности, являются более эмоциональными, мотивированными своей внутренней энергией.

Нации, которые мирятся с неопределенностью, со «смутным временем», «голодомором», «перестройкой» и т.п. являются более флегматичными, более терпеливыми, более выносливыми. Нетрудно видеть, что русские люди обладают этой чертой независимо от уровня образованности и классовой принадлежности.

Третьим критерием является соотношение индивидуализма и коллективизма  у членов национальной группы, степень интеграции индивидов в группы.

Есть общества, в которых связи между индивидами слабы. В общественной жизни таких наций ожидается, что каждый способен заботиться о самом себе и его семье.

У наций с коллективистской ментальностью люди с детства интегрируются в связанные группы, в большие семьи, включающие и отдаленных родственников, во главе которых стоит лидер клана.

В России преобладает коллективистская ментальность, коллективизм выражается в «соборности», в жизни в больших деревнях, в коллективной работе на полях, в колхозах советской эпохи.

Западный индивидуализм, западное семейное фермерство чуждо русскому человеку.

Четвертым критерием национальной ментальности является различие в чувстве собственного достоинства, самоуверенность и наличие комплекса неполноценности у мужской части населения. Установлено,  что существуют национальные культуры, в которых различие в ценностях женщин и мужчин минимально. Такие культуры условно называются женственными. Культуры, в которых различие в ценностях мужчин и женщин велико называются мужественными культурами. Ментальность русских не содержит элемента “мачизмо” и  относится к так называемой женственной культуре.

Пятым критерием  является прагматизм, ориентация на будущее, а не на короткие цели, традиция сбережения для завтрашнего дня, умеренность в удовольствиях. Русским людям несвойственна привычка к сбережению денег на будущее. Ориентация на быстро достижимые цели является более общей русской национальной чертой. Традиционным для русской культуры является большое число национальных праздников.

Шестым критерием национальной культуры является уважение закона. В русской национальной культуре традиционным является недоверие к закону, стремление обходить его всеми возможными средствами.

В свете такого подхода к национальной культуре и ментальности становится ясным, что русское население России является единой нераздельной нацией, несмотря на различие в образовании, материальном положении и образе жизни ее членов.

*

Русский этнос, получивший название Великороссов, сложился в раннем средневековии путем миграции и слияния нескольких славянских племен (кривичей, вятичей, северян, радимичей и финно-угорских народов) населявших центральную часть, северо-запад, юг и восточную часть современной России. Русские отделились от Белорусов и Малороссиян, имеющих некоторые этнические отличия в национальном характере, языке и культуре.

Зарождение русской культуры связано с Крещением Руси в 988г., принятием славянскими язычниками христианства, привнесенного из Восточной Римской Империи, и со слиянием византийской культуры с языческой культурой славянских племен.

Зарождение современной русской нации отсчитывается от середины 15-ого столетия.

В настоящее время русские являются крупнейшей этнической группой в Европе и одной из наиболее многочисленных мировых наций.

Существенное влияние на историю нации и на национальный характер русских оказали два исторических события: запоздалое принятие христианства (лишь в 10-ом столетии) в его наиболее консервативной византийской версии и затянувшаяся монголо-татарская оккупация русских княжеств в 13-ом столетии, просуществовавшая 300 лет.

Консервативная византийская версия христианства, развившаяся в последствие в православие, возникла в эпоху уже сложившейся у славян племенной языческой культуры. Вместо культурного лидерства православная церковь допускала компромисс с древними славянскими верованиями, что способствовало культурному обособлению русского христианства от европейской христианской церкви. Интерес к древнеславянскому язычеству в России никогда окончательно не исчезал, а в 20-ом и начале 21-ого веков и приобрел форму новых религиозных сект.

В российском царстве православная церковь всегда тесно сотрудничала с властью. В отличие от западной христианской церкви, активно боровшейся с институтом рабовладения, православная церковь уживалась с крепостным правом, просуществовавшим до второй половины 19-ог столетия. Традиция  тесного сотрудничества  церкви с государственной властью не изменилась и в 21-ом столетии

*

«Татарское Иго», глубоко отразившееся на русской культуре, выражалось не только в административной подчиненности татарским наместникам и уплате высокой дани Золотой Орде. Тесный контакт славянского населения и, особенно, его племенных князей, с этой азиатской цивилизацией, способствовал ее проникновению во все сферы жизни русских княжеств, включая и генетический уровень в результате смешанных браков, внебрачных связей между русскими и татарами, а также и сексуального насилия татар над русскими женщинами. Нашествие монголо-татарских кочевников произошло задолго до консолидации власти и культуры разрозненных славянских княжеств, вовлеченных в междоусобную борьбу, существенно облегчившую долгую азиатскую  оккупацию. Кроме дани князья поставляли татарам дружины в их походах на пограничные территории.

Участие русских войск в набегах татар на Литовское княжество и Польшу закончилось захватом литовцами Украины и юго-западных земель русских княжеств.

По мнению историков и антропологов, татарское иго и православие отделили русских от процесса европейского развития, в который были вовлечены соседние славянские нации. Предполагается, что эти два исторических факта создали особый русский характер, культуру и образ жизни.

Введение европейской культуры в России началось по воле царя Петра I. Однако западная культура противоречила ментальности россиян, и ее насаждение наталкивалось на почти непреодолимое сопротивление большинства населения страны.

*

Чаадаев (1794-1856), философ и социальный критик, в своем 1-ом Философическом Письме следующим образом охарактеризовал Россию: «тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не смягчило, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании…Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя…В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу».

После подавления восстания Декабристов в 1826г. в Москву прибыл сосланный польский классик, поэт Адам Мицкевич. На польского поэта Россия произвела тяжелое впечатление. Его привели в ужас «бесчеловечность просторов и отношений между людьми». Населяющий страну народ пугал его как «бесформенная глыба, которой еще не коснулся резец истории».

В это же время было разрешено приехать в Москву опальному Пушкину. Мицкевич был лишь на 5 месяцев старше Пушкина. Молодые поэты быстро сошлись. Их встречи и дружба, начавшиеся в 1826г., продолжались в течение 2.5 лет.

Близость и разрыв этих двух поэтов глубоко символичен. Они оба были выразителями культуры и ментальности двух, живших бок о бок, славянских народов, одновременно принявших христианство. Один из них перенес трехсотлетнее подчинение азиатской татаро-монгольской власти и культуре, а в качестве христианства принял его консервативную византийскую версию, вобравшую в себя и древние языческие верования. Другой народ, в тяжелых битвах и разрушениях городов, устоял против татаро-монгольской оккупации и продолжал развитие европейской культуры, усвоив западную, католическую версию христианства.

Татарская оккупация и православное христианство являются лишь базисными параметрами в создании русского национального характера. Климат, география и исторический процесс-другой набор факторов, нашедших отражение в психологии русской нации.

Поэзия, образованность, талант и личная симпатия сближали двух молодых гениев, однако различие в ментальности привело их к разрыву. «Поэзия и талант нас соединили, политика – разъединила» писал Мицкевич. Пример дружбы и разрыва этих двух молодых гениев показывает, что не образование и не классовая принадлежность определяет ментальность. Национальная культура на ее глубоком уровне подсознательных убеждений ответственна за реакцию индивидов на внешние события.

*

В личности и жизни Александра Пушкина, величайшего поэта, глубокого мыслителя, создателя современного русского языка, и безусловного русского патриота, с большой ясностью отражается отличие русского национального характера от характера западного европейца. Этот, самый любимый, человек  русской культуры, проживший  лишь тридцать семь с половиной лет в начале 19-ого столетия, знал и понимал человеческие отношения и устройство человеческого общества не меньше, чем теперь знаем и понимаем мы, люди 21-ого столетия с Интернетом, психотерапией, космическими ракетами и ядерной энергией.

Национальный характер людей меняется медленно, если он меняется вообще, и менее чем два столетия, отделяющие жизнь Пушкина от нашей жизни не мешают видеть в нем концентрированное выражение русского взгляда на человеческое существование.

Этот, по существу молодой человек, все еще остается великим учителем своей нации. У англичан есть великий Шекспир, у итальянцев есть Данте, у испанцев- Сервантес, у немцев Гёте. Однако никто из этих люминариев не служит столь незыблемой духовной опорой своей нации, какой является для русских Александр Пушкин. Ни в какой другой культуре не существует фигуры, подобной Пушкину.

В Пушкине, правнуке африканца, Россия выражается не в отдельных чертах, а как связанное целое. Пушкин это концентрированный, рафинированный высокой культурой и божественным талантом, субстрат русского национального мироощущения. Парадигма Пушкина олицетворяет социальные и персональные инстинкты русского человека.

Жизнь великого поэта прошла при царе Николае I (1796-1855г.), с которым у  него с первой встречи в сентябре 1826г. сложились дружеские отношения. Пушкин не был особенно религиозным человеком, однако в государе он чувствовал нечто, сходное с миропомазанником. Николай же видел в Пушкине величайшего поэта, понял его выдающийся интеллект, назвав его «самым умным человеком России». Царь поддерживал Пушкина материально, одалживал ему деньги, помогал ему справляться с цензурой.

Несмотря на особую жестокость правления Николая I, во время его царствования Россия пережила самый мощный расцвет литературы и поэзии. При нем началась русская оперная музыка. В его царствование в России была построена первая железная дорога.

В Николае I Пушкин видел  монарха с «широким и свободным взглядом на вещи». С царем Пушкина связывали 11 лет дружбы. Поэт искренне любил Николая, посвятил ему девять хвалебных стихотворений. Близость с царем играла важную роль в жизни поэта.

В жестокое и милитаристское царствование Николая I Пушкин был самым влиятельным и самым почитаемым глашатаем свободы, самым непримиримым критиком крепостничества. У многих арестованных декабристов, в основном молодых офицеров, были найдены его свободолюбивые стихи и многие заговорщики признавались следователям в сильном влиянии Пушкина на их решение примкнуть к Декабристам.

Элегия “Деревня”, написанная 20-тилетним поэтом в 1819г. содержит сокрушительные обвинения крепостного права: «друг человечества печально замечает везде невежества убийственный Позор…Здесь Барство дикое, без Чувства, без Закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность и время Земледельца… здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца…здесь девы юные цветут для прихоти бесчувственной злодея».

Но этот перечень обвинений, возбуждавший молодых декабристов, вовсе не заканчивается призывом к свержению «власти роковой». Он завершается ожиданием царской милости. Элегия заканчивается словами: «Увижу ли друзья народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя», что и произошло через 41 год именно таким образом, «по манию царя». В великом русском поэте необычным образом сочетался «певец свободы» и придворный поэт империи.

Его знаменитая ода «Вольность», написанная еще в лицейские годы (1817г.) по примеру одноименной оды Радищева, направлена против тиранов, ставящих себя выше закона. Но выбранные им примеры кровавого беззакония описывают войны Наполеона, гильотинирование Людовика ХVI и убийство императора Павла заговорщиками – офицерами. В качестве объектов защиты он видит не слабых и бедных, страдающих от сильных и богатых, но всесильных монархов, казненных заговорщиками или взбунтовавшейся толпой. В оде монархам  рекомендуется защищаться законом от толпы: «склонитесь первою главой под сень надежную закона». Слабые и бедные в оде не упоминаются.

Ода Вольность Пушкина затрагивает великую социальную проблему Закона, гарантирующего людям защиту от произвола. Пушкин, странным образом, не увидел разницы между казнью короля Франции, обвиненного в сговоре с Австрией с целью восстановить в стране монархию и убийством императора Павла заговорщиками: «Вином и злобой упоены идут убийцы потаенны, на лицах дерзость, в сердцах страх…».

Приговор королю Франции был вынесен Конвентом в результате судебного разбирательства, длившегося 5 дней, и голосования делегатов конвента при 387 за казнь и 334 против. Английский король Карл I был казнен в 1649г. по приговору парламента, обвинившего его в государственной измене. В обоих случаях существующий в данный момент закон соблюдался.

В тайном убийстве Павла, а позже Николая II, в казни без малейшей попытки какой либо судебной процедуры, четко видна глубокая разница европейской и российской ментальности в частном случае отношения к закону и регициду.

*

В своем первом долгом разговоре с царем в сентябре 1826г. Пушкин, «невольник чести», на вопрос царя примкнул ли бы он к восставшим друзьям, будь он в Петербурге – открыто заявил ему, что был бы с ними. Однако это мятежное признание он закончил  благодарностью  Богу, за то, что его там не было.

Трудно представить себе Пушкина сторонником Республики или даже Конституционной монархии в России, являвшимися  политическими целями различных союзов декабристов. Но и невозможно представить поэта, предавшим своих близких друзей в их смертельном бою. Каноны чести аристократического общества в России тех времен  ставили преданность друзьям выше политических убеждений.

Впоследствии Пушкин подписал у Бенкендофа, Шефа жандармов и Главного Начальника Третьего отделения (предшественника будущих ГПУ, НКВД, КГБ и ФСБ), обязательство не участвовать в тайной противоправительственной деятельности.

Пушкин всю свою жизнь был монархистом, убежденным врагом демократии, сторонником правления единовластным «национальным лидером». Он мудро считал, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человека». Координальный вопрос состоит в том возможно ли такое «улучшение нравов без насильственных потрясений», изменяющее жизнь к лучшему.

В статье, посвященной анализу недавно вышедшей книги профессора Московского университета С. П. Швырева «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов», Пушкин сформулировал свое отношение к власти. Он писал «Во все времена были избранные предводители; это восходит от Ноя и Авраама. Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством…Роковым образом, при всех видах правления люди подчинялись меньшинству или единицам, так что слово демократия в известном смысле представляется мне бессодержательным и лишенным почвы».

Пушкин много размышлял о судьбах России, об истории в целом. Он писал, что «бунт и революция мне никогда не нравились», называл себя «свободы друг миролюбивый». Он с осторожностью относился к критике российской действительности. В неоконченной статьей «Путешествие из Москвы в Петербург», написанной в 1833-35гг. для своего журнала Современник, обсуждалась широко известная книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин не одобрил критический дух знаменитой книги Радищева и охарактеризовал  ее как «исполненной мыслей, большей частью ложных, хотя и пошлых….Радищев…напал на Верховную власть с безумной дерзостью», писал поэт. В этой статье Пушкиным затронуто множество вопросов, касающихся российской действительности.

Между написанием элегии «Деревня» и статьи «Путешествие из Москвы в Петербург» прошло 14-15 лет. За эти годы взгляды Пушкина на жизнь крепостных крестьян изменились в корне. В статье он сравнивает жизнь российских крепостных с жизнью английских рабочих, которые, по его мнению, подвергаются «отвратительным истязаниям», сравнимыми с работой «евреев под бичами египтян». В противовес английской действительности Пушкин утверждал, что у русских крестьян нет «ничего подобного. Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром. Барщина определена Законом, оброк не разорителен…Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи…В России нет человека, который бы не имел собственного жилища…Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши: у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу, каждую субботу ходит в баню, умывается несколько раз в день».

В этом описании крепостного крестьянства не осталось и следа от «барства дикого», описанного в “Деревне”.

Писатель Пушкин был сторонником, критикуемой Радищевым цензуры. «Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет и может остановить раздачу рукописей… Действие человека мгновенно…действие книги множественно и повсеместно. Законы противу злоупотреблений книгопечатанья не достигают цели: не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое». В ответ на радищевскую критику этикета Пушкин писал, что «всякому имеющему честь приближаться к царским особам, необходимо знать свою обязанность и границы службы. Где нет этикета, там придворные в поминутном опасении сделать что-нибудь неприличное».

Пушкин был беззаветным патриотом России. «Хотя я лично сердечно привязан к Государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Как литератора -меня раздражают, как человека с предрассудками оскорбляют. Но клянусь честью, что, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал», писал поэт.

Пушкин считал своим долгом защищать Россию от западной критики. В 1830г. в письме к А. Х. Бенкендорфу он писал: «Озлобленная Европа нападает на Россию не оружием, но ежедневной бешенной клеветою. Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет».

Как знакомо и современно звучат эти слова.

В написанной в 1836г. рецензии на нашумевшую книгу американского исследователя Джона Теннера,  прожившего 30 лет среди индейских племен, Пушкин критиковал американскую демократию. «С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую подавленно неумолимым эгоизмом и страстью к довольству… Франция, средоточие Европы, представительница жизни общественной, жизни -все вместе- эгоистической и народной. В ней науки и поэзия не цели, а средства. Народ властвует в ней отвратительною властью демократии».

Поскольку демократия основывается на консенсусе большинства, по определению состоящего из людей более низкой, чем высоко образованное, культурное меньшинство, Пушкин — интеллектуал, поэт, аристократ, близкий к царю человек, является естественным противником неизбежной для демократии “тирании большинства”. Обращает на себя внимание, что всесилие закона и уважение к человеческим правам, которые несет демократия, Пушкиным не затрагиваются.

Вплоть до середины 20-ого столетия человеческие права не являлись ни частью  российской культуры, ни даже существенным предметом обсуждения русскими интеллектуалами и диссидентами.

*

 

Великий Ницше в его, посмертно опубликованной, работе «Воля к власти» писал, что «Сила и жестокость, с которыми одно государство подчиняет себе другое, индивиду не доступно. Государства не чувствуют испытываемой индивидом, связанным христианской моралью, ответственности за свои действия. Государства никогда не руководствуются христианской любовью к своему соседу. Действия государств наиболее ярко подтверждают, что по природе человек жесток и эгоистичен».

Пожалуй ни один народ, граничащий с Россией, не претерпел столь сильно от соседства с ней, сколько претерпел родственный славянский народ Польши, в отличие от русских принявший католичество и ставший легитимной частью Европы.

После подавления польского восстания за независимость от России, поднятого в 1795г. национальным героем, легендарным генералом Taдеушем Костюшко, страна была поделена между Россией, Австрией и Пруссией. После поражения этого восстания большая часть польских офицеров эмигрировала в католические Италию и Францию и примкнула к войскам Наполеона. В 1807г. Наполеон восстановил независимость Польши, образовав суверенное Герцогство Варшавское.

По приказу Наполеона генерал Хенрик Домбровский, сподвижник Костюшко, в Италии создал Польский Легион. Легион принял участие во многих военных кампаниях французского императора. Поляки участвовали в Египетском походе, подавляли восстание рабов на Гаити, входили в состав французской армии в войне 1812г. с Россией.

После поражения Наполеона в 1815г. Польша была вновь захвачена Россией и включена Николаем I в состав Российской империи, как царство Польское.

Поводом для нового восстания  Польши в 1830-31гг. послужило размещение в стране российских войск для прохода в Бельгию с целью подавления бельгийской революции. Поляков возмутил сбор в Польше средств на эту военную экспедицию и постоянное урезывания прав польского населения.

По решению сейма поляки потребовали от России восстановления независимости Польши в границах 1772г., включающих украинские (с Киевом) и белорусские земли.

Российская общественность времен Николая I не допускала мысли о возможном выходе Украины и Белоруссии из состава Российской Империи. Безрезультатными оказались попытки гетмана Скоропадского и генерала Петлюры завоевать отделение Украины от России во время гражданской войны, последовавшей за большевистской революции 1917г. Безнадежной оказалась борьба Степана Бендеры, Романа Шухевича и других сепаратистов в 40-50х годах за  выход Украины из Советского Союза. Отделение и независимость Украины и Белоруссии от России произошли в 1989г., через 158 лет после последнего польского восстания, по неумолимому диктату истории, в процессе тихого и бескровного распада Российской Империи, последней империи на земном шаре.

В 1830г. Россия отвергла требования Сейма и восстание началось. В обращении к русским войскам польские повстанцы заявили, что они не воюют с братским русским народом, а восстают за свободу своей страны против деспотии российской власти. (Очевидно, поляки исходили из теории существования двух Россий). На польских знаменах, обращенных к русским войскам, был написан лозунг «За нашу и вашу свободу».

Этот лозунг с перестановкой местоимений («За вашу и нашу свободу») был написан на плакате восьми московских диссидентов, выступивших против ввода советских войск в Чехословакию 25-ого августа 1968г. на Красной Площади, на Лобном Месте. Демонстрация продолжалась лишь несколько минут, участники были избиты агентами КГБ и арестованы.

Небольшое число российских либералов сочувственно отнеслось к польским повстанцам, но подавляющее большинство населения России, включая и образованные классы, выступило в поддержку правительства, подавившее восстание поляков.

В выборе между имперским великодержавным шовинизмом и общечеловеческой моралью Пушкин, человек высокой культуры и душевной организации,  склонился к поддержке империи и занял резкую антипольскую позицию. По просьбе царя он написал цикл антипольских поэм: «Перед гробницею святой», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «На взятие Варшавы» с резким осуждением  поляков и, поддерживающих восстание, западных политиков. Поэма «Клеветникам России» была обращена к депутатам французского парламента, решительно осуждавшим отсталую, деспотическую и варварскую Россию. Эти стихи Пушкин собирался перевести на французский и довести до членов французского парламента.

В трудно объяснимой позиции Пушкина видна российская ментальность. Но может быть Пушкин, вслед за его героем Сальери, не верил в справедливость? «На свете правды нет, но правды нет и ваше» сказал злой гений Моцарта.

В письме своему близкому другу князю Вяземскому Пушкин писал: «Их [поляков] надо задушить и наша медлительность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная наследственная распря, мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мысли». Странным кажется, что один из наиболее решительных критиков российского самодержавия, либерал и сторонник католицизма Чаадаев был в восторге от антипольских стихов Пушкина. Он написал ему:  «Вы, наконец, национальный поэт; вы, наконец, нашли свое призвание».

Жуковский опубликовал два антипольских стихотворения, срочно изданных вместе со стихами Пушкина отдельной брошюрой. Антипольские стихи опубликовали Лермонтов и Тютчев и большое число менее известных поэтов.

С пониманием к полякам отнесся князь Пётер Вяземский, писавший, что «Будь у нас гласность никогда Жуковский не подумал бы, Пушкин не осмелился бы воспеть победу Паскевича». «Мне досадно, что ты хвалишь Пушкина за последние его вирши. Он мне огадился, как человек, что я потерял к нему уважение как к поэту» писал в письме Н.А.Мельгунов, известный российский деятель культуры 19 века, писатель, переводчик и композитор. Друг Пушкина Александр Тургенев в письме своему брату Николаю писал: «Твое заключение о Пушкине справедливо: в нем есть варварство». С пониманием отнеслись к борьбе поляков князь Одоевский, писатель, художник и философ А.С. Хомяков и лидер славянофилов писатель К.С.Аксаков.

Со времени восстания прошло немногим более столетия. В новой геополитической ситуации у России возникла необходимость выбора союзника в приближающейся европейской войне. После переговоров с западными демократиями и нацистской Германией Россия отдала предпочтение нацистам. Предложенный Германией совместный с Россией передел стран Восточной Европы вместо гарантий их безопасности, предложенный Францией и Англией, подходил больше для России. С приходом коммунизма империалистический российский драйв не изменился.  В результате в августе 1939г. Россия заключила с Германией пакт о «не агрессии».  Этот невинный и мирный с виду  договор, получивший название «наци — советский альянс», содержал секретную часть, по которой Прибалтийские республики, Финляндия, Бессарабия и восточная часть Польши отходили в «зону влияния России», с правом «территориальной и политической реорганизации» в них. Коммунистическая Россия возвращала завоевания российских царей. Подписание пакта Сталиным и Гитлером произошло 23-го августа 1939г., а 1-ого сентября 1939г. Германия вторглась в Польшу с запада, и 17-ого сентября русские войска вошли в Польшу с востока.

В Бресте 22-ого сентября произошел совместный парад  вермахта и русских войск. С германской стороны парадом командовал командующий 19-ым танковым корпусом маршал Гейнц Гудериан. Со стороны Красной армии парадом командовал комбриг Семен Кривошеин.

По выражению польских газет «Россия всадила нож в спину Польши».

Экзекуция польских военнопленных произошла в апреле и мае 1940г. Одобренная Сталиным идея экзекуции приписывается Берии. Неожиданно польские офицеры были свезены в пригород Смоленска, в Катынский лес, подведены к широкому рву и методически расстреляны солдатами из частей НКВД. Расстреливающие поляков солдаты и офицеры беспрекословно выполняли приказ своих генералов. Так весной 1940г. без какой либо видимости судебной процедуры, 23.000 поляков (8.000 армейских офицеров, 6.000 полицейских и 9.000 представителей польской интеллигенции, мобилизованных в армию, были казнены в Катынском лесу, в 19 км. от Смоленска. Отдельные экзекуции польских военнопленных произошли в тюрьмах Калинина, Харькова, Курска и Москвы, а также в Старобельском и Осташковском концлагерях. В ров с трупами убитых в Катынском лесу офицеров помещались всевозможные немецкие документы и немецкие предметы военного назначения с целью в будущем переложить вину за это чудовищное преступление на приближающуюся к Смоленску немецкую армию.

В 1943г. захватив район экзекуции, немцы обнаружили захоронения и обвинили Россию в зверствах.

Расстрел в Катынском лесу невинных безоружных людей для России был не нов. За 35 лет до Катыни в воскресение 9-ого января 1905г. невооруженная демонстрация 30.000 мирных жителей Петербурга и окрестностей, с пеньем гимна «Боже царя хорони», с иконами и хоругвями, направилась к Зимнему Дворцу для вручения царю петиции. Демонстранты были встречены ружейным огнем, оставившим около 1000 убитых на брусчатке Дворцовой Площади. Ни один солдат и ни один офицер не отказались стрелять в мирных безоружных людей.

В июне 1962г. в Новочеркасске демонстрация бастующих рабочих, шедшая с пением Интернационала и портретами коммунистических вождей к зданию городского комитета партии, чтобы составить письмо со своими требованиями лидеру страны «либеральному» Никите Хрущеву, была встречена оружейными залпами и очередью из пулемета. 22 человека были убиты, 87 ранены. На этот раз у нескольких офицеров, командовавших расстрелом, возник протест.

Лишь через 50 лет после Катынского массакра в 1990г. Россия признала свою ответственность за массовую экзекуцию польских офицеров, однако до сих пор отказывается передать все материалы дела польским властям для ознакомления с ними родственников казненных.

В апреле 2010г. Катынская трагедия завершилась гибелью самолета с 95 членами польского правительства во главе с президентом Лехом Качинским, прилетевшими в Смоленск на 70-ую годовщину массакра поляков в Катынском лесу.

Какие стихи вышли бы из под пера Пушкина, доживи он до наших дней?

В результате российского вторжения в сентябре 1939г., после окончания Второй Мировой войны Польша вновь попала под русский контроль на следующие 50 лет. Лишь под влиянием освободительного движения Солидарности в 1989г. в Польше было установлено некоммунистическое правительство, более не контролируемое Москвой.

*

При распаде Советской империи в декабре 1991г. все союзные республики получили независимость от России. С момента завоевания Северного Кавказа  генералами Ермоловым и Паскевичем (усмирителем польского восстания 1830г.) и полным его захватом в 1870г. чеченцы и другие северокавказские народы боролись за независимость от царской, а в 20-ом столетии от большевистской России. Усилия Чечни, крупной северокавказской нации (численностью в 1.1млн.), получить независимость вместе с другими нерусскими нациями в процессе распада Советского Союза успехом не увенчались. Российский империалистический анахронизм победил дух времени. В то время, как все колониальные нации мира предоставили независимость контролируемым им народам и вздохнули с облегчением, Россия продолжила на Кавказе экспансионистскую политику Ермолова и Паскевича и в 21-ом веке.

Чеченцы объявили свою страну независимой республикой Ичкерия. Россия в ответ начала войну, сначала Первую (1994-95гг.), а затем Вторую Чеченскую войну, начавшуюся в 1999г. и продолжающуюся в форме отдельных партизанских атак и в наши дни.

Объявление независимости вновь провозглашенной Ичкерии не встретило большой международной поддержки. Не нашлось много желающих вступить в конфликт с ядерной Россией, столь решительно и усиленно удерживающей Чечню в своих границах. Независимость Чечни была признана лишь Грузией во время президентства Гамсахурдии, частично Афганистаном под властью Талибана. Поддержку независимости Ичкерии оказала группа украинских националистов, Польша, Балтийские республики. Однако попытка Эстонии формально признать Ичкерию была остановлена давлением на эту маленькую страну со стороны России.

Военный конфликт России с Чечней перешел в стадию жестокой партизанской войны с применением актов террора, взятием заложников, смертников, (мужчин и женщин с бомбами под одеждой).

В октябре 2002г. в Москве, в театре Дубровка во время представления мюзикла «Норд Ост», 39 чеченцев незаметно пронесли в театр взрывчатку с детонаторами, распределили ее в разных точках зрительного зала и объявили всех зрителей (850 человек, с большими числом детей) заложниками. Террористы потребовали прекращения войны и вывода российских войск из Чечни. В течение 2.5 дней с террористами велись отвлекающие переговоры.

Несмотря на просьбы зрителей воздержаться от штурма и каким либо образом найти мирное решение, российские власти видели в сложившейся ситуации продолжение чеченской войны. Своей главной целью власти считали уничтожение чеченских  боевиков. Присутствие 850 заложников в сознании российского единовластного руководства главной задачи операции не меняло. После 60 часов окружения театра, спецназ незаметно, без всякой попытки предупреждения заложников, через вентиляционные трубы ввел в зрительный зал мало проверенный усыпляющий газ (фентанил) — новый вид оружия в борьбе с террористами, с тем, чтобы их усыпить и уничтожить. В использованной концентрации действие газа было тотальным- все, находящиеся в зрительном зале, заснули. Спецназовцы вошли в зал и застрелили всех спящих террористов, не пытаясь их арестовать. Спящих зрителей выносили из зала и клали на землю около театра. Было лишь несколько карет скорой помощи, не способных организовать помощь всем, задохнувшимся газом. 140 зрителей погибли от газа, часть из них задохнулась от того, что в лежачем положении язык заблокировал дыхательные пути.

В Беслане (Северная Осетия) 1-ого сентября 2004г. в здание школы захваченной 33-мя чеченскими и ингушскими террористами, находилось 1100 человек, в том числе 777 детей. Террористы снова требовали прекращение войны в Чечне, вывода российских войск и признание независимости республики Ичкерия.

Захват школы продолжался 3 дня, в течение которых террористы расстреляли ряд мужчин-заложников и запретили передавать в школу воду и пищу. Переговоры продолжались все время, почти до начала штурма школы, появилась надежда на мирный исход.

По неустановленным причинам над гимназическим залом школы, где террористы содержали заложников, загорелась и обвалилась крыша, убив около 160 человек.

Спецназ и ОМОН немедленно начал штурм, в результате которого число жертв среди заложников достигло 354 человек. Практически штурм был не операцией по спасению заложников, но операцией по уничтожению террористов. Штурм помещения с 1.100 родителей со школьниками представил ужасающую картину полного пренебрежения человеческой жизни со стороны российского руководства. В атаке использовалось тяжелое оружие, 2 танка, штурмовой геликоптер Ми 24, с которого были запущены ракеты Шмель — одни из наиболее разрушительных ракет термобарического действия. (При взрыве ракеты Шмель возникают мощные волны давления и воспламеняется кислород воздуха).

После Беслана чеченские боевики оставили операции по взятию заложников среди российских граждан, убедившись, что для российского правительства жизнь людей, независимо от числа захваченных заложников, от присутствия детей и женщин среди них, не рассматривается как объект, требующий  переговоров и возможных уступок. Российские власти предпочитают штурм и уничтожение боевиков независимо от возможных последствий для заложников.

*

Отношение к евреям давно стало чувствительным индикатором степени гуманности, либеральности, демократизма нации и ее государства, а в 19 и 20-ом столетии и индикатором ценности человеческой жизни, существующей в сознании членов нации.

Отдельные еврейские поселения на территории Российской империи возникли со времени исхода из Вавилона, однако основная масса еврейского населения встретилась с Россией в результате разделов Польши.

В 14-ом веке польский король Казимир III Великий объявил евреев «людьми короля», и по сему, охраняемыми законом.

Большое число евреев, испытывающих трудности в западноевропейских странах, начали переселяться в контролируемые Польшей области Восточной Европы и поступать на службу к местным помещикам — польским землевладельцам для наблюдения за их имениями на территории Украины, Белоруссии и Литвы.

Польско-Литовская уния не смогла противостоять силам России и Австрии и в 1772г. ее территории были поделены между этими двумя странами. Так, во время царствования Екатерины Великой Россия получила в свое подданство значительное еврейское население. Со стороны российской власти еврейство встретило подозрительность и недоброжелательность. С целью ограничения прав новых еврейских подданных, которых российское правительство не признало полноценными гражданами, в 1791г. было введено ограничение на их право свободно селиться в стране. Область, в которой евреям разрешалось жить, получила название «черты оседлости». Отмена черты оседлости Временным Правительством произошла лишь в марте 1917г.

После второго раздела Польши между Россией и Пруссией в 1793г. и третьего между Россией, Австрией и Пруссией в 1795г. под контроль Российской империи отошли новые польские земли, а ее еврейское население достигло полумиллиона.

Жизнь в пределах черты оседлости с ее изоляцией от внешнего мира тяжело отразилась на психологии евреев. Возникли поколения униженных и беззащитных людей. Трудные экономические условия, связанные с ограничением в передвижении по стране и поддержкой правительством русских конкурентов в бизнесе и ремесленной активности, усугублялись культурным обособлением, препятствиями при поступлении в учебные заведения, антисемитизмом властей и простых людей. Евреи чувствовали неуверенность в завтрашнем дне, полную беззащитность и физическую незащищенность. Черта оседлости породила чувство унижения, надолго укоренившееся в сознании русского еврейства.

В царствование Николая I, резко отрицательно относящегося к евреям, из нескольких густо населенных областей черты оседлости евреи были выселены в связи с исключением ряда районов из списка разрешенных для проживания мест. Они были выселены из всех сельских местностей, из Киева, Севастополя, Ялты, из 50-ти верстной полосы вдоль границ с Австрией и Пруссией. Киев оставался внутри черты оседлости, но право евреев селиться в нем менялось многократно. В 1806г. был введен насильственный набор еврейских мальчиков в возрасте 7-15 лет на военную службу, длившуюся 25 лет. Однако царь не затруднялся одалживать деньги на военные походы в еврейском банке Джеймса Ротшильда.

Возникшее в царствование Александра I и продолжавшееся при Николае I Велижское дело по обвинению в ритуальном убийстве евреями русского мальчика поддерживалось обоими царями.

Убийство Александра II террористами Народной Воли в марте 1881г. вызвало волну еврейских погромов. Либеральный царь был убит бомбой после четырех неудачных попыток покушения. Решение убить царя-освободителя было принято Исполкомом Народной Воли исходя из глубоких идеологических расхождений революционеров с политикой царского правительства. Народная Воля была, по сути, славянофильской террористической организацией, стоящей за русский крестьянский социализм, базирующийся на общинном землевладении. Освобождение крестьян, по мнению народовольцев, открывало путь к разрушению крестьянской общины, к развитию капитализма ненавистного им западного типа. Царя-освободителя они считали рьяным западником, германцем, как и все Романовы, в жилах которых практически не текло русской крови.

В период покушения на царя в Исполком Народной Воли, состоявшим из 28 членов, входили 2 еврея. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить евреев в убийстве царя-освободителя. Начиная с 1881г при новом царе Александре III, считавшим евреев революционерами и врагами России, по городам Империи прокатилась волна еврейских погромов, не затухавшая более четверти века. Последний еврейский погром прошел в Киеве в 1919г. Отдавая беззащитное еврейское население озверевшей толпе правительство рассчитывало на «выпуск революционного пара», накапливающегося в эти годы в России.  Погромы часто провоцировались антисемитской прессой, полицией, местными священниками. Одесский погром 1905г. спланированный местной полицией, унес жизни 2500 человек. Толпы людей врывались в еврейские дома, грабили имущество, ломали мебель, вспарывали перины, насиловали женщин, избивали и убивали мужчин, пытавшихся защитить свои дома. Полиция игнорировала погром, а военные части по приказу властей были заблаговременно выведены из города.

Еврейскому населению было отказано в элементарной защите жизни и имущества.

Систематическую борьбу с еврейством во всероссийском масштабе на идеологическом, социальном и физическом уровнях повел  Союз Русского Народа, монархическая, ксенофобская и антисемитская организация, созданная в 1905г. Союз включал деклассированный, полууголовный элемент, ксенофобски настроенных представителей низших классов, наиболее консервативных политиков, журналистов и церковных деятелей, а также и представителей образованных классов и творческой интеллигенции. В нее вошли известные политики — антисемиты Пуришкевич и Марков II, журналист Крушеван, священники Иоанн Кронштадский, Тихон — архиепископ Ярославский и Антоний — архиепископ Волынский, академик Соболевский, художник Васнецов, химик Менделеев и другие. Союз стал популярной политической партией, в пору своего расцвета насчитывающий более 400.000 членов.

Российскому еврейству Союз объявил открытую войну, обвинив его во враждебности христианству, стремлению к мировому господству, разжиганию пламени революции. Пуришкевич объявил иудаизм изуверской религией и требовал организовать борьбу с еврейством в мировом масштабе. Он начал переговоры с рядом государств о переселении евреев в «их собственное царство» в Палестине.

Марков II открыто призывал к «простому» решению еврейского вопроса путем истребления всех евреев в погромах. Он, также, предложил создавать из евреев заслонные отряды, посылаемые в атаку впереди русских солдат с тем, чтобы в случае их отступления русские солдаты смогли бы стрелять в них.

Союз требовал изъятие Киева, Таврической и Херсонской губерний из черты оседлости и выселения евреев в Верхоянский округ Якутского края «безвыездно и безвозвратно». Союз ратовал за ожесточение ограничительных мер по отношению к еврейским гражданам империи, призывал не брать евреев в армию, на государственную службу, запретить им преподавание, редакторскую и издательскую работу, владение типографиями и книжными магазинами.

Союз был германофильской организацией и настаивал на сближении России с Германией.

Союзом было организовано убийство еврейских депутатов Думы Герценштейна и Иоллоса. Им были созданы боевые дружины. С момента своей организации Союз принимал активное участие во всех многочисленных погромах, проходивших в Российской Империи.

Николай II к Союзу отнесся с симпатией и правительство поддерживало его щедрыми субсидиями. Поддерживал Союз Русского Народа и председатель Совета Министров Петр Столыпин. Александр Столыпин, брат Петра, журналист, известный своей перепиской с Львом Толстым по аграрному вопросу, в 1906-11 годах, сотрудничал в черносотенной газете Новое Время. Он был активным участником Союза 17-ого Октября, в который вступил вместе с редактором этой газеты Алексеем Сувориным, и одним из наиболее красноречивых и откровенных выразителей российского антисемитизма в предреволюционные годы.

В Марте 1911г. еврей Менахем Бейлис был обвинен в убийстве тринадцатилетнего юноши Андрея Ющинского в киевском предместии Лукьяновка. 15-ого апреля в Киеве  на заседании местной секции Союза Русского Народа было принято решение активизировать мероприятия по обвинению евреев в ритуальном убийстве. Усиленная активность Союза привела в сентябре 1913г. к открытию судебного процесса над Бейлисом, получившему мировую известность.

В номере от 5-ого октября 1911г. газеты Новое Время Александр Столыпин, не упоминая обвинение Бейлиса, изложил в наиболее радикальной и законченной форме взгляды и программу российских антисемитов.

«Необходимо понять, писал А.Столыпин, что расовые особенности так сильно отграничили еврейский народ от всего человечества, что они из них сделали совершенно особые существа, которые не могут войти в наше понятие о человеческой натуре. Мы можем их рассматривать так, как мы рассматриваем и исследуем зверей, мы можем чувствовать к ним отвращение, неприязнь, как мы чувствуем к гиене, к шакалу или пауку, но говорить о ненависти к ним означало бы их поднять к нашей ступени <…> Распространение в народном сознании понятия, что существо еврейской расы не то же самое, что другие люди, а подражание человеку, с которым нельзя иметь никакого отношения <…> История знает о вымирающих племенах. Наука должна поставить не еврейскую расу, а характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло».[1]

Ни в годы Перестройки и краха коммунизма в России, ни в последующие годы Путинской Стабильности активность Союза Русского Народа, также как и Российской Коммунистической партии не была официально разоблачена и осуждена, как это было сделано в Германии с нацистскими организациями. В 1980-ых в России возникли новые антисемитские организации «Память», «Отечество», «Российское Национальное Единство» другие, широко использующие идеологию Союза и его литературу. Одиозные Протоколы Сионских Мудрецов открыто продавались в книжных киосках. В 1991г. видных членов Союза, Иоанна Кронштадского и архиепископа Тихона, вновь расцветшая Русская православная церковь причислила к лику  святых.

В то время, как в христианских странах Западного мира роль церкви в жизни населения постепенно снижается, в России церковь приобретает роль идеологической подпорки государственной власти.

*

Вопрос о начале Холокоста, также как о начале и причинах Второй Мировой войны в современной литературе подвержен политически мотивированной односторонней интерпретации. В российской историографии при описании военных действий между Россией и Германией нередко термин Вторая Мировая война не используется. Он заменен, заимствованным из войны 1812г. с Наполеоном, патриотическим названием Отечественная война, как будто это была особая независимая часть русской истории, со Второй Мировой войной не связанной. Война Германии с Россией была частью германского вторжения в восточную Европу, частью Второй Мировой войны.

В русской историографии редко упоминаются обстоятельства начала Второй Мировой войны. Германия начала вторжение в страны Европы немедленно после подписания пакта с Россией, давшего Гитлеру гарантию в том, что многочисленная и хорошо вооруженная российская армия не примкнет к Франции и Англии, с которыми Россия вела переговоры одновременно с переговорами с нацистской Германией. После подписания пакта Молотова-Рибентропа Россия вместе с Германией приняла участие в захвате европейских стран.  С сентября 1939 по июнь 1941г. Россия была верным союзником нацистской Германии. Союз с Россией во многом содействовал успехам гитлеровской армии в Европе в первые годы Второй Мировой войны.

История мира была бы иной, если бы Россия не пошла на недальновидную дружбу с гитлеровской Германией.

Хотя Нацистский Холокост произошел в годы Второй Мировой войны и часто рассматривается, как ее последствие, в действительности его начало связано со значительно более ранней датой.

Холокост не начался и в ночь на 9-ое ноября 1938г. в форме всеобщего национального еврейского погрома в Германии и Австрии, получивший название Кристаллнахт.

Не Ванзейскаую конференцию  20 января 1942г.  следует   считать   началом  Холокоста.

Антисемитизм в Германии не нов. Он существовал с момента появления евреев на ее территории. Организованные формы он принял после получения евреями равноправия в этой стране в 1871г. Вскоре после получения гражданских прав евреями в Германии возникли антисемитские лиги, объединяющие немцев, несогласных с еврейской эмансипацией. Известная Антисемитская лига Вильгельма Марра требовала изъятия у евреев недавно обретенных гражданских прав. Однако в 19-ом столетии в Германии не было призывов ни к изгнанию евреев из страны, ни к их физическому уничтожению. Не было его и в начале 20-ого столетия.

Наиболее вероятной датой начала Холокоста европейского еврейства следует считать убийство Российского царя Александра II, послужившего поводом к серии еврейских погромов, безнаказанного убийства еврейских граждан, разграбления и уничтожение их собственности при равнодушии, а порой содействии властей. Миру был продемонстрировано, что убийство евреев законного возмездия не вызывает.

Союз Русского Народа хорошо продумал и  практически подготовил для немецkих нацистов технологию уничтожения еврейского населения Европы. Он создал список всех возможных антиеврейских мероприятий, начиная с запрещения евреям какого либо участия в жизни страны (запрет на государственную службу, преподавание, издательскую деятельность и т.д.), международный призыв к изгнанию евреев из всех стран пребывания и насильственное переселение в Палестину, а главное — физическое истребление. Германские нацисты использовали разработки Союза с немецкой эффективностью. Российские антисемиты усиленно подчеркивали расовую неполноценность евреев и их несовместимость с христианскими нациями. Германские нацисты положили этот тезис в основу своей идеологии. Российская практика еврейских погромов была использована в проведении Кристаллнахт, безнаказанность физического уничтожения еврейского населения в погромах была учтена на Ванзейской конференции и рассматривалась как гарантия безнаказанности и успеха их операций.

*

В сегодняшней России в результате массовой и беспрепятственной эмиграции еврейское население сократилось почти в 10 раз. Государственный антисемитизм утратил политическую значимость инструмента влияния на сознание российского населения и практически не существует. Тем не менее, несмотря на коренное сокращение еврейского населения страны более тысячи русских антисемитских сайтов, близких по духу к риторике Союза Русского Народа и нацистской пропаганде 30-х годов прошлого столетия регулярно и эффективно оперируют в пространстве Интернета.

Английский язык и англосаксонская культура проникает в речи российских лидеров, в бизнес, в газетный язык, во всевозможные шоу, литературу, телевизионные программы,  в быт. Подобное случилось с французским языком и культурой в России во времена Пушкина, а еще раньше с культурой и языком немецким.

Страна находится в неравновесном состоянии, население, особенно молодежь, не воспринимает избранную большинством власть, как легитимную. Россия стоит перед выбором новой формы политического устройства. Одним из возможных направлений трансформации является переход к славянофильскому национализму с существенными элементами юдофобии и конфронтации с Западом. Другое возможное направление – отказ от единовластия, продолжение революции Февраля 1917г., приближение к западным формам общественной жизни.

Событья начала 21-ого столетия надолго определят судьбу этого наиболее многочисленного славянского народа, веками сопротивлявшегося принятию системы ценностей, существующей в западной Европе.


[1] Цитировано по книге Семена Резника Вместе или врозь, Захаров, Москва, 2005г.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария к «Ури Андрес: Любите Россию»

  1. B»H
    Mnogouvazhaemyi Ури, ne mogli by Vy pomoch´ mne sviazat´sia s Evgeniem Berkovichem? Zaranee blagodaren Vam za svoevremennyi otvet. Shabbat Shalom!

    S uvazheniem,
    Valery Kulakov

  2. Представленный материал производит впечатление сокращенного изложения очень крупной то ли философской, то ли просто обзорной работы. Эта неопределенность лишает возможности дать надлежащий отзыв.

Обсуждение закрыто.