Семён Талейсник: Медведи на картинах художников

Loading

Не знаю, можно ли считать мой экскурс в живопись с медведями интересным, либо мне это только казалось в связи с моим хобби. Но времени и труд я потратил достаточно, чтобы постараться увлечь читателя, тем более, что сам находил в этом несомненный интерес.

Медведи на картинах художников

Семён Талейсник

У меня есть хобби — коллекция фигурок медведей, которая была описана в эссе «Медвежья болезнь» 24.07.07.

Там шла речь о моей коллекции в основном деревянных медведей (появившаяся у меня после рождения сына Миши), ручных поделок всех регионов страны и даже зарубежных. Эти забавные экспонаты свидетельствуют о популярность мишки в его разнообразнейших ипостасях, как в копиях близких к оригиналу, так и в смешных карикатурных его изображениях из детских сказок, легенд и народных преданий…

Изучая и анализируя живопись с точки зрения врача либо просто по интересу к художнику или его произведениям, я решил посмотреть, как представлены медведи в живописи. Так возникла задумка описать картины с изображением медведей, которые мне удастся найти в галереях или на отдельных страницах Интернета. Может быть, это и иным читателям будет любопытно, как показалось мне…

Я, как всегда, предваряю свой текст напоминанием, что не подхожу картинам как профессионал художник и высказываю своё личное мнение не о фактуре, колорите полотен или мастерстве художника. А скорее как зритель, как дилетант, как обыватель. Но и как заинтересованное лицо в оценке того, что и как на картине показано в моей интерпретации и поставленной перед собой задаче. Сейчас меня как коллекционера фигурок медведей интересует сама картина и изображённый на ней медведь в связи с его окружением или сюжетом (ухваченной автором сценой из природы…)

И вот что из этого получилось.

Вместо эпиграфа предлагаю чрезвычайно колоритное изображение головы медведя, созданное современным американским художником из Филадельфии Адамом Смитом (AdamSmith).

В Интернете имеется только копия этой прекрасной головы, которую нарисовала художница Наталья Станиславовна Мошина в 2012 году, переведя это изображение в живопись. Начиная с этой картины, попытаюсь предложить вниманию читателей понравившиеся мне живописные полотна, с нарисованными на них медведями. Сразу же подчеркну, что наиболее яркие и выдающиеся полотна с изображением медведей были созданы русскими художниками.

Как пишет блогер Ирина Фёдоровна Сарапулова, ссылаясь при этом на опубликованную в Польше в»Przeglad» статью «Россия — медведь», в качестве символа России медведь появился не в России, а на Западе, в XVIII веке.

«Он отражал варварство, агрессию, лень. Европейскость — символ цивилизации — это лишь его внешняя маска: для Готфрида Лейбница русские были «крещеными медведями».

Как правило, с медведем отождествляется вся империя, хотя порой он становится символом только архаичной и отсталой России, которую безуспешно пытается реформировать просвещенная власть. Это вызывает у европейцев чувство собственного цивилизационного превосходства, но также страх (как бы не разбудить опасную бестию!), а порой — желание приучить ее или хотя бы посадить на цепь».

Культ медведя как тотемного животного был распространен среди многих народов, населяющих Россию, и неоднократно давала своим соседям основания для страха. Кстати, бурый медведь — символ России — входит в гербы многих городов России (Ярославля, Новгорода и др.), но одновременно является гербом Берлина и крупного федерального центра Швейцарии — города Берн… Только две страны носят символ медведя — Россия и Китай. Хотя панда, вообще-то не медведь, а енот…

В детских книгах и мультфильмах медведь бывал сильным, хитрым и добродушным, как например, в симпатичном московском олимпийском «мишке» или, благодаря сказке англичанина Милна, очаровательным и всеми любимым Вини Пухом. В русских народных сказках он, нередко, выступал в роли жадного и глуповатого пакостника, но всегда надуваемого русским мужиком.

После распада СССР Русский Медведь вернулся, чтобы быть символом в политике и культуре, и стал эмблемой движения «Единство», а вслед за этим — путинской партии «Единая Россия».

* * *

Несколько слов о первых изображениях медведей в пиктограммах некоторых палеолитических пещер, обнаруженных не так давно. Пещеру «Шове» открыли 18 декабря 1994 г. на юге Франции, в департаменте Ардеш, в обрывистом берегу каньона одноименной реки, притока Роны, близ городка Понт д’Арк, три спелеолога: Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Возможно, что первыми «художниками», оставившими свой след на стенах некоторых палеолитических пещер, в том числе и пещеры «Шове», стали сами медведи, которые своими когтями оставляли следы — царапины медвежьих когтей на стенах пещер. Местами гравировка и росписи нанесены прямо поверх следов могучих когтей, этих самых гриффад. Что и видно на фото реставрированных петроглифов:

Изображения медведей не так уж редки на картинах художников. Художники анималисты стараются приблизить изображение зверя к реальности, показать его в природе: в лесу, на льдине, рядом с берлогой, на дереве, с медвежатами и т.д. Некоторые рисуют сцены охоты на медведя с применение оружия, привлечением собак. Художники-примитивисты вносят в рисунки, помимо схематичности и оригинальности, юмор, шутливые сценки, особенно с медвежатами. Немало художников иллюстрируют детские книги, особенно сказки и рисуют кукол — любимых игрушек детворы.

Но только русские художники могут быть признаны создателями фундаментальных полотен, реально воспроизводящих изображение самой природы и жизни медведей в ней. И, конечно же, на первом месте среди них находится общеизвестное живописное полотно великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Утро в сосновом бору» (1889).

Первоначальный сюжет картины без «участия» в ней медведей, дополнил другой русский художник Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905), естественно вписавшимися в сюжет медведицей и тремя медвежатами. Правда, на эскизах и набросках к картине у самого И.И. Шишкина, были заведомо подготовлены рисунки медведей к ней. Медведи получились у К.А. Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако, приобретший картину П.М. Третьяков настоял на утверждении за этой картиной только авторство И.И. Шишкина.

Не могу пройти мимо использования медведице из этой картины для юмористического показа очередного контакта президента Путина с подчиняющимися ему мистически различными животными:

Путин едет на медведе за водкой, и на медведе потому, что в тайге нет дорог. Либо — Путин оседлал Россию…

Так Владимир Владимирович легко оседлал медведицу, которая, оставив в бору своих медвежат, поскакала, как добрая кобылица, со своим спутником на киносъёмку…

***

Другому великому русскому художнику Василию Ивановичу Сурикову принадлежит, мало известная среди его выдающихся полотен, картина царской охоты

Сурикову была не чуждой тема охоты на медведя, образ которого всегда внушал ему уважение и олицетворение сибирской русской природа, откуда родом был художник. Поэтому столь естественно он смог показать и охотника, и зверя, и собак в сцене реальной охоты на хозяина тайги…

Ещё один великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров нарисовал бурого медведя на одной из своих картин, придав ей религиозный и мистический уклон…

С детства очарованный образом великого русского святого Сергия Радонежского, Нестеров посвятил ему множество картин, одна из которых и представлена здесь. На картине изображён среднерусский пейзаж с величественным лесом вокруг небольшой часовни. Ещё молодой инок Сергий стоит на небольшом пригорке в центре картины. На лице юноши видна радость, умиротворение и наивная чистота образа преподобного, созвучная весенней природе.

У его ног распростёрся на траве огромный бурый медведь. Мощь зверя сочетается с его покорностью и поражает зрителя. Шерсть как — бы переливается и кажется гладкой и нежной. Медведь — является олицетворением природы и защитой своего хозяина и друга, прикрывшего его рядном…

Повторил сюжет картины с изображением уже постаревшего преподобного Сергея Радонежского с медведем современный художник Павел Викторович Рыженко, родившийся в 1970 в Калуге. Выпускник и преподаватель Российской Академии живописи, представитель «классического русского реализма». Ученик профессора, народного художника России Ильи Глазунова.

На картине представлен благообразный лик преподобного Сергия обрамлённого седыми волосами, бородой и усами, добрым ласковым выражение глаз, с улыбкой на лице. Он почует ломтиками чёрного деревенского хлеба или раскрошенными сухарями огромного бурого медведя, с кротким взглядом, высунувшего от удовольствия свой малиново-красный язык…

***

Русский граф, художник Владимир Леонидович Муравьев был романтиком. Дворянин, внук графа М.Н.Муравьева, получившего свой титул за подавление восстания в Польше, был баловнем судьбы и не знал ни в чём отказа, как всякий барчук из богатого дворянского рода. В 1881 году, он оставил Пажеский корпус и стал вольноприходящим учеником в пейзажный класс знаменитого художника М.К.Клодта в петербургской Академии художеств.

Повеса и гуляка, завсегдатай светских балов, он жил на широкую ногу. Искусство для него было лишь развлечением. В 1883 он прибавил к своим художественным успехам женитьбу на Вере Федоровне Комиссаржевской, в будущем знаменитой актрисе.

Из его серии «Охотничья живопись» мне хочется показать картины «Медведь в лесу» и «Лесной пейзаж» 1905-7 годов.

Следует подчеркнут, что ни на одной из картин Муравьёва, объединённым названием «Охотничья живопись» нет ни одной сцены охоты, но показаны птицы и звери перед охотой, их поведение, повадки, проявления осторожности в предчувствии опасности… Как и медведи, которые показаны на его картинах, бредущие по лесу с оглядкой…

По следу идёт собака, указывая на начало охоты и сигнализирующая остающимся за кадром охотникам об обнаруженном звере, облаивая его….

***

А вот эти две картины современных художников посвящены именно охоте в реальности на них изображённой.

Здесь и рогатина в ход пошла, а выстрел из винтовки дополнит кровавую картину, когда ревущий медведь уже отшвырнул ударом лапы визжащую от боли собаку, привстал на задние лапы, но вряд ли выйдет победителем из схватки с двумя опытными и вооружёнными охотниками. Ибо рогатина уже нацелена в брюхо, а ружьё вот-вот выстрелит…

***

Вадим Алексеевич Горбатов (1940) — один из ведущих российских художников-анималистов, живописец, график, художник книги. Его творчество посвящено миру животных и проблемам сосуществования человека и дикой природы.

На картине охота на медведя в одиночку с рогатиной и собаками, на которых медведь внимания не обращает, отшвырнув уже одну из них, летящей вверх тормашками позади бегущего зверя, атакует охотника, которому, дай Бог, успеть наставить на зверя рогатину и проткнуть его… Даже не хочется представлять, что случиться если рогатина не попадёт зверю в брюхо или грудь, а то и сломается…

А вот и второй вариант единоборства с медведем, когда ружьё отказало и брошено на снег, и охотнику пришлось встречать нападавшего зверя уже топором при бесполезно лающей собаки…

Этот поединок ещё не известно как может закончиться…

Обращаясь к более мирным и сентиментальным полотнам после кровавых сцен охоты, Вадим Горбатов пишет почти детские картинки медведя, ворующего ягоды рябину в саду, либо прогулку в лесу медведицы с медвежонком. А то и показывает идиллию целого семейства. К сожалению качественных изображений этих картин я не смог найти в Интернете.

Да простят меня читатели, которых я утомил (?) репродукциями картин современного художника-анималиста Вадима Горбатова, Но ни одну из показанных не хватило сил убрать, отдав предпочтение другой. Ибо все они настоящее искусство большого мастера живописи на тему русской природы… Не зря его картины так раскупаемы и представлены на многочисленных выставках, вернисажах, в частных коллекциях и музеях.

***

Возвращаясь к юмористическому направлению (см. рис. 4) покажу картину неизвестного художника, растиражированную в Сети в неимоверном количестве. Название произведения варьируется: «Атака русской медвежьей кавалерии» или «Партизаны в лесах верхом на медведях».

Вот еще картина из этой же ёрнической серии, явно перекликающаяся с житием преподобного Сергия Радонежского (см. рис. 6 и 7).

***

Есть у художников-анималистов некое подобие сказочным сюжетам. Так, например, художник Артур Фицвильям Тейт (1819-1905) нарисовал картину «Жизнь охотника» 1856 г., которая в отличие от его реалистичных приукрашенных картин реальной охоты, показывает как бы сказочный сюжет беседы медведя с охотником, чем-то напоминающим известное полотно В.Г. Перова «Охотники на привале» своим шутливым акцентом, жестами и мимикой…

Но, присмотревшись к картине повнимательней, можно увидеть охотника, возможно опрокинутого медвежьим толчком, со слетевшей шапкой, упирающегося в снег левой рукой, и с ножом — в правой. А не сидящего мирно визави медведя, и прицеливающегося второго охотника у дерева. Вот только поза медведя и подводит зрителя при трактовке картины: нападает или миролюбивое назидание? А, возможно, что и недоделка художника в расстановке акцентов поз и жестов каждого участника неоднозначной сцены. Уж очень миролюбива рожа медведя…

Тейт учился рисованию в Королевском институте Манчестера, но всё же был самоучкой.

***

Не отстаёт от мужчин-анималистов и худoжница Татьяна Данчурова, 1969 года рождения, выпускница училища искусств города Набережные Челны. Участница многих выставок картин и книжной графики. Преподаватель.

На всех картинах видна мощь, сила и природная выносливость бурого медведя, самого крупного в российских лесах. Только белый медведь мощнее и крупнее его.

Художница также показала редкое изображение красавца гималайского медведя.

Крупный чёрный медведь с типичным белым галстуком на шее и груди на дереве — одна из редких картин художника-анималиста, где изображён не обычный её персонаж — бурый медведь и не сцены охоты на него же, а представитель другого вида, обитающего в Гималаях. Да ещё и лазающего по деревьям в таком взрослом состоянии и весе…

***

Удивительные графитовые рисунки художника — анималиста Клайва Меридита из серии картин — «Животный мир глазами художников», или «Магия любви», каким словом их объединяют критики.

Клайв Меридит — художник-самоучка из Великобритании. Он нигде и ни у кого не учился, рисует исключительно карандашом. Профессионально писать картины начал с 1993 года. Клайв в основном специализируется на картинах животных дикой природы, передавая грацию, благородство и просто потрясающую красоту животных. Посвящает много времени наблюдению за животными в их естественной среде обитания. Каждая его работа прорисована до мельчайших деталей, с очень большим количеством слоев графита, от самых мягких до твердых карандашей. Некоторые картины Клайв занимают почти до ста часов времени. Его работы можно найти в галереях по всей Великобритании и за её пределами. Клайв Мередит является членом Международного художественного общества по сохранению дикой природы (Marwell International Wildlife Art Society), а также членом Королевского общества защиты птиц. Он активный борец за сохранение дикой природы и регулярно жертвует часть денег от проданных картин на меры по их сохранению.

***

Художник-анималист Роберт Бейтман (Robert Bateman) — один из самых известных представителей школы анималистики.

Мать и подросший медвежонок ходят осенью вдоль хребта в поисках ягод, мышей и личинок для окончательного кормления и накопления жира, который необходим для долгой зимней спячки.

На картине показаны медведи гризли, мать и детёныш, живущие в Denali Park. Рисунок сделан поздней осенью. Они идут с трудом по уже местами обледеневшему склону, который слепит глаза и мешает зрению. Конечно, они идут не по наледи, а выбирают дорогу по растущим кустарникам. Так всё это поясняет художник, ухвативший этот момент.

Роберт Бейтман родился в Торонто, Канада, в 1930 году. Закончил Высшую школу искусств. Был учителем географии на протяжении почти двадцати лет. Постоянно с увлечением исследовал и рисовал природу, птиц, животных, занимался фотографией. Им проиллюстрировано множество книг, посвященных животным планеты, источником которых служат его путешествия, исследования. Работы художника сравнивают с фотографиями за точность изображения.

Роберту Бейтману была заказана картина, предназначавшаяся в качестве свадебного подарка принцу Чарльзу от народа Канады. Произведения живописца включены в коллекции принцессы Монако Грейс. Работы художника находятся в частных собраниях во многих странах мира.

***

Одним из известных художников — примитивистов был грузинский самоучка Нико Пиросмани, 1862 -1918.

Нико понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыли мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. Тем не менее, попробовав безуспешно заниматься торговлей, Нико начал зарабатывать себе на жизнь живописью. Из-за отсутствия денег для покупки холстов, писал часто на клеёнке столиков, где этим же и отрабатывал еду. Слыл человеком странным, нередко жил как бомж. Только к концу жизни его заметили и стали собрать картины, выставлять их.

Среди милых ему анималистических картин я нашёл две: «Чёрный медведь» и, выделяемая знатоками, картина «Медведь в лунном свете» 1905 года. Они, конечно, далеко не копии медведей, а собственная интерпретация их образа художником, его манера рисунка. Но то, что это именно медведи неоспоримо, хотя второй на дереве — с натяжкой…

Примитивизм с ретро уклоном и в наше время вдохновил художника Валерия Ерёменко на создание необычного полотна с пейзажем и медведями.

Красочные разноцветные неестественные цветы и деревья, архаичный колёсный пароходик, выпускающий клубы дыма, ровные поля и прочие атрибуты примитивного художества дополнены двумя медведями, напоминающими коз или овец в застывших позах. Не ностальгия, а мираж…

***

Современные художники для изображения медведей нередко используют сюжеты русских народных сказок. Не могу не заметить улыбку Маши и летающего над ней по-шагаловски медведя, и дружелюбие между девочкой и зверем не вызывает сомнений… А возможно, что медведь существует только в воображении Маши…

Следующая картина — художника Николая Хапилова, несколько смущает зрителя своей неожиданной и сомнительной сказочностью… А может быть мама медведица перевоплотилась в женщину? Ну, не Маша же это…

Конечно, истинная интерпретация сказки в картине отсутствует, но произвольная фантазия художника расширяет её возможное продолжение в контактах Маши с медведями, которые весьма заинтересовались повзрослевшей Машей в детской кроватке…

Хапилов Николай Альбертович родился 1 октября 1960 года. Художественное образование получил в Ивановском художественном училище. Во время обучения, участвовал во многих выставках. Закончил обучение в 1983 году. Начиная с 1991 года продавал свои работы на Измайловском вернисаже. Работы художника находятся в частных собраниях во многих странах мира.

Очень популярны среди современных российских художников рисунки кукол-медведей и особенно медвежат. Всемирно известный тёзка президента Теодора Рузвельта — мишка Тедди, стал общим мягким плющевым любимцем и детей и взрослых. Он, пожалуй, может конкурировать с куклой Барби…

Это картина с изображением популярной куклы, а не её фотография, хотя автор и не указан.

Ему же соперником может стать разве что милый чисто русский медвежонок «Митька», столь приятно и весело нарисованный художницей Ириной Алексеевой.

Эта картина может послужить эталоном или моделью для серийного выпуска подобных кукол на радость детворе, я бы такую повесил над кроватью внучки, не задумываясь.

Очень милая картинка с чувством и юмором выполнения. Кажется что все эти мишки набиты соломой, как Страшила из сказочного цикла А. Волкова «Волшебник изумрудного города» или Л.Ф. Баума из Страны Оз…

И коль скоро мы просмотрели юмористические изображении мишек, то никак нельзя пройти мимо создания шедевра живописи одним из ведущих политических деятелей России экc-губернатора С-Петербурга, а теперь спикера Госдумы Валентины Матвиенко.

Валентина Матвиенко стала абсолютной рекордсменкой — её картину «Мишка» выкупил за 11 миллионов рублей глава строительной компании «Стройкомплект» Дмитрий Тютин. Губернатор прибыла на аукцион, поскольку очень хотела, чтобы ее картина «Медведь» «попала в хорошие руки». «Когда уйду из Смольного, точно пойду в художники,» — сказала, обрадовавшись успеху, госпожа Матвиенко. Так что в число художников-анималистов прибыло…

***

Не знаю, можно ли считать мой экскурс в живопись с медведями интересным, либо мне это только казалось в связи с моим хобби. Но времени и труда я потратил немало, чтобы постараться увлечь читателя, тем более, что сам находил в этом несомненный интерес.

Существует много вернисажей с картинами цветов, птиц, разных других животных, особенно домашних, но в них была цель показать объекты, самих птиц и животных, а не живопись, картины разных художников с нарисованными на них медведями, что я попытался сделать. Мне интересно мнение читателей, особенно неравнодушных к представителям животного мира.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.