Александр Парицкий: Бог Tоры — что это? Можно ли верить в него?

Loading

Большой Взрыв не создал законы физики и астрофизики. Эти законы были и остаются всегда постоянными и неизменными, вне зависимости от того, существует уже Вселенная или ее еще нет.

Бог Tоры — что это? Можно ли верить в него?

Александр Парицкий

«Библия — великий источник мудрости и утешения, ее следует часто читать»
Альберт Эйнштейн 

»Конфликт между наукой и религией есть результат ошибочного толкования Библии»
Рамбам, рабби Моше бен Маймун (Маймонид), 1138-1204 гг.

«В Того Бога, в которого вы не верите, я не верю тоже»
Раввин в дискуссии с атеистами о сущности Бога

Тора — это первые пять книг Библии.

Судя по всемуТора — это удостоверение личности, паспорт, даркон еврейского народа.

Термин даркон произошел от ивритского слова дерехдорога. Он подобен русскому слову «подорожная«. Даркон — это путеводный документ, описывающий маршрут движения его обладателя — еврейского народа.

Пользуясь современной терминологией можно утверждать, что Тора — это не просто паспорт, а «биометрический паспорт», включающий в себя кроме биографических сведений его владельца — еврейского народа, также «отпечатки пальцев» и даже его духовное ДНК. Глубокое исследование Торы обнаруживает в ней описание всех прошлых и будущих тысячелетий истории народа, черты его характера, его судьбу. *)

Но, помимо этого, Тора содержит сведения о Ее Авторе, о том, кто выдал этот даркон евреям, о Его сути, свойствах, стремлениях, планах.

10 лет назад я раскрыл Тору на иврите и заглянул в нее глазами ученого, который привык все сведения принимать не на веру, не как нечто святое, абсолютно истинное по мнению великих мудрецов-авторитетов прошлого и настоящего, но как человек, ищущий объективные, убедительные доказательств истинности того или иного утверждения, приведенного в Торе.

Хочу напомнить, что эта Книга возникла, по меньшей мере, 3600 лет назад. Среди ученых до сих пор существуют споры по поводу даты ее создания и ее авторства. Я не буду вступать в эти споры.

Мне вполне достаточно того факта, что свиток пророка Исайи, из Кумранских пещер, датирован первым веком до Новой эры, то есть был переписан в последний ра и с тех пор лежал нетронутым свыше 2100 лет назад, и что текст этого свитка полностью, вплоть до знаков препинания, совпадает с общеизвестным сегодня текстом книги пророка Исайи, формально входящей в состав Библии.

А так, как Исайя, один из величайших пророков Израиля, творил в VIII веке до Новой Эры, то я беру на себя смелость утверждать, что принятая верующими дата создания Торы 3600 лет назад, более чем правдоподобна.

Итак, Тора написана не вчера, не сто лет и даже не тысячу лет назад, а более 3000 лет назад, то есть очень-очень давно. Для дальнейшего анализа именно это является главным.

Все прошедшие тысячелетия Тора привлекала к себе пристальное внимание многих миллионов простых людей и сотен тысяч гениальных мудрецов, которые не просто читали Тору, но тщательно анализировали все детали ее текста вплоть до значков огласовок ее букв. Казалось бы, после всего этого в Торе не должно остаться ничего, что еще не известно человеку.

И, в общем, это верно. Но Тора это ведь не обычная книга. Ее можно сравнить с океаном. Не с земным океаном, но с океаном духовным, космическим.

Даже в земном океане мы постоянно обнаруживаем что-то новое неизвестное, в особенности после того, как изобретаем новые средства и методы научных исследований, обретаем новое научное мировоззрение.

Что же касается Торы, то человеку никогда не исчерпать того бесконечного объема информации, который содержит ее духовный океан. И спустя тысячелетия после нас будущие читатели Торы откроют истины, которые не видны нам сегодня.

Первым в глаза непредвзятого, вдумчивого, критически настроенного читателя бросается огромное количество парадоксов, переполняющих страницы Торы. Тут есть и очень яркие, броские парадоксы, выставленные Автором демонстративно на показ, как огонь маяка в ясную ночь, видный в море на огромном расстоянии. Тут есть и парадоксы менее яркие, порой намеренно скрытые от простого читателя, но, зачастую, значительно более существенные.

Начнем с первого очень яркого парадокса, который сразу бросается в глаза.

Глава 1 стих 21: «И создал Бог огромных крокодилов (ящеров) и всякую душу, живущую в воде…»

Эта фраза Торы не только предсказывает предстоящее через 3500 лет научное открытие ископаемых динозавров, но сообщает название, которое им присвоит научное сообщество: «динозавры«, что в переводе с греческого означает «страшные ящеры«.

Термин «динозавр» был введён в 1842 году английским биологом Ричардом Оуэном, для описания первых окаменелых останков древних ящеров, поражавших воображение учёных своими размерами. Слово происходит от греческого δεινός (deinos) — «страшный, ужасный» и σαῦρος (sauros) — «ящер». Хотя таксономическое имя часто интерпретировалось как некое указание на зубы, когти, и другие внушающие страх особенности динозавров, на самом же деле, Оуэн дал этот термин, указывая на их размер и величие. **)

А Тора назвала их «огромные крокодилы, ящерицы» ***).

Таким образом, автор Торы предвидел не только факт будущего открытия динозавров, но предсказал название, которое ученые присвоят этим животным!

А вот описание процесса формирования жизни на земле.

На третьем этапе (третий день) Творения на земле возникли растения, на пятом этапе появились животные в воде, на шестом этапе — животные суши, а в конце — создан человек.

А что утверждает научная теория эволюции, «происхождения видов»?

Вначале на земле возникала растительная жизнь, за ней возникала животная жизнь в воде, затем животные из воды выползли на сушу, и возник животный мир суши. А в конце процесса эволюции возник человек — вершина эволюции.

Но, помилуйте, о чем идет спор, в чем состоит борьба атеистов, сторонников эволюционного взгляда на развитие жизни на земле, с верующими в постулаты Торы?

Именно в Торе описана последовательность (эволюция) развития жизни на земле, и ученые-эволюционисты просто-напросто скопировали «свою эволюционную модель» из Торы. Мы ведь помним, что все ученые во главе с Дарвином во времена создания теории эволюции были людьми глубоко верующими, хорошо знакомыми с Библией. Единственное, что предложили ученые для определения этой последовательности — это слово «эволюция«, которого в Торе нет.

Бесспорно, слово «эволюция» действительно солидное, наукообразное. Но кроме этого слова никакого дополнительного вклада ученых в описание последовательности развития жизни на земле по сравнению с Торой нет!

А что сегодня ученые ищут в первую очередь на далеких планетах, на Марсе, Луне, спутниках Юпитера, Сатурна, астероидах?

Они ищут воду, или хотя бы ее признаки. Зачем?

Да потому, что наличие воды — это главный фактор зарождения жизни на любой планете. Но ведь этот подход они почерпнули из Торы!

Идем к следующему парадоксу.

Недавно один знакомый, причисляющий себя к ученым, рассмеялся по поводу моего уважительного отношения к Торе: «как можно серьезно воспринимать Тору, если в ней первая женщина создана из ребра Адама

Действительно, смешно! Для кого написана Тора? Для детей трехлетнего возраста?

Да нет, Тора написана для всех. И для тех, кто жил в далеком прошлом, когда в мире наука еще не существовала, и знания были на уровне знаний современного ребенка трех лет, но также и для тех, кто живет сегодня и знаком с достижениями в области клонирования. А что может быть наиболее подходящим материалом для клонирования себе подобного, если не костный мозг собственного тела? Вот вам и смешной парадокс Торы с ребром Адама.

Но, как автор Торы узнал о будущем через 3500 лет успешном клонирования знаменитой овечки «Доли»? Как он проник так далеко в будущее?

Исследуя текст Торы я натолкнулся на тысячи парадоксов подобного рода. Их можно найти буквально на каждой странице. Тора — это поистине загадочный документ, информация которого пронзает тысячелетия истории человечества.

А вот парадокс конечного возраста Вселенной.

В школьные годы учителя толковали нам, что в отличие от представления Библии о том, что Вселенная была создана в какой-то момент времени, наука показала, что Вселенная вечна и бесконечна. Это было 60 — 70 лет назад.

Но сегодня науке известен конечный возраст и конечные размеры Вселенной. Более того, на основе Частной Теории Относительности наука может объяснить временные расхождения в возрасте Вселенной по Торе и по данным науки.

Парадокс в том, что автор Торы каким-то образом знал о современных взглядах науки на факт создания Вселенной в некоторый момент, до которого она не существовала.

Или парадокс «Большого взрыва»!

Эта весьма свежая «научная» теория описывает возникновение Вселенной гигантским взрывом из ничего, из вакуума, в точке бесконечно малых размеров. Ее авторам присвоена нобелевская премия по физике. Теория прекрасно объясняет процесс возникновения мира, описанный в Торе: «И сказал Бог: «Будет свет! И был свет!»

Каким образом Автор Торы знал о создании в наше время теории «Большого взрыва»?

А вот современное представление о мире на основе принципов квантовой механики, которая рассматривает окружающий мир, как неразделимое единство материального и духовного миров — квантовых полей, без которых не существует ни один материальный объект в мире, от электрона до планет, звезд, галактик.

Суть современной квантовой механики весьма сложна. Но ее основы, как и положено при описании наиболее глубинных базисных принципов мироздания, мы находим в самом первом предложении Торы:

«Вначале создал Бог небеса и землю…» читай:

«В основу мира положены Небеса и земля…» то есть:

«В основу мира были положены духовный (квантовый, небесный) и материальный (земля) атрибуты… »

В завершение приведу парадокс, предсказавший развитие социальных процессов современной Европы.

В главе 16 стихи 10 и 12 сообщают о судьбе Исмаила, будущего сына рабыни Агарь, которым она была беременна:

И сказал ей ангел Господа: «сделаю твое потомство таким бесчисленным, что никто не сможет его сосчитать. Это будет человек-дикарь, его сила на каждом, и сила каждого на нем. И расселится он среди всех своих братьев«.

Именно эти процессы неудержимой экспансии мусульман, мы наблюдаем сегодня повсюду, но прежде всего, в Европе и России. Так Тора предсказала нынешний мусульманский всемирный потоп, вызванный стремительным размножением потомков Исмаила?

Таковы некоторые результаты критического анализа Торы, которые бросаются в глаза уже при первом ознакомлении с ней. Подобные парадоксы можно встретить почти на каждой странице Книги.

Возникает естественный вопрос: зачем Автор Торы использовал метод парадоксов? Почему Он не писал все открытым текстом о динозаврах, о Большом Взрыве, о мусульманском потопе?

Ответ прост.

Тора написана и передана еврейскому народу почти 4000 лет назад. Представим себе, что знал человек того времени.

Вряд ли больше, чем трехлетний ребенок наших дней (разумеется, до эпохи интернета).

Как объяснить такому ребенку эволюцию жизни на земле, существование динозавров, теорию большого взрыва, квантовую механику? Решить эту задачу проще и доходчивей всего с помощью Торы, зачитав ему соответствующие места Книги.

Тора дана евреям для ее усвоения и запоминания в момент рождения народа. Тора дана евреям и всему человечеству на последующие тысячелетия их духовного развития вплоть до далекого будущего. Именно поэтому текст Торы напоминает сказку, наполненную огромным числом парадоксов, которые постепенно раскрываются перед человеком по мере его взросления, созревания, по мере накопления знаний об окружающем мире, как маяки, как ориентиры на пути его бесконечного духовного развития.

Тора — это высшее духовное откровение ее Автора, которое справедливо и актуально во все времена прошлого, настоящего и будущего. По мере накопления знаний, человек все больше открывает для себя мир, созданный Автором Торы, сближается с Ним.

А сейчас от примеров очевидных парадоксов Торы перейдем к некоторым итогам ее анализа, к определению сути ее Автора. Они касаются общей картины мироздания, отраженной в терминологии Торы, которая иногда вводит в заблуждение как современных «атеистов», так и «верующих».

Текст Торы изложен от имени Творца мира, от имени Господа Бога. Каков смысл этого имени?

Бог на иврите читается как Элоhим.

Господь — читается как Ашем или Адонай.

Исследование текста Торы и традиционного ортодоксального взгляда на Тору и Мироздание приводит к выводу, что Элоhим или Бог — это Творец физического мира, его законов, которые нельзя отделить друг от друга. Как нельзя, к примеру, отделить свойство гравитации от законов гравитации, ибо гравитацию мы ощущаем и познаем только через явление ее законов.

Слово «Эль» на иврите обозначает «божество, сила, могущество, свойство». А слово «Элоhим«, множественное число слова «Эль» — «божества, силы, могущества, свойства».

Согласно традиционному взгляду верующих ЭлоhимБог это строгий, неумолимый Судья, Законодатель, который не прощает нарушений своих законов, сурово карая нарушителей.

Эта оценка соответствует строгим законам физического мира, физическим константам, таким, как гравитационная константа, постоянная Планка и другие, нарушение которых, по мнению науки, неизбежно приведет к полному разрушению всего мира. Из школьного курса математики нам хорошо известна константа «пи» — отношение длины окружности к ее диаметру.

Тора описывает шесть дней Творения, различные физические явления, преобразования, катастрофы, такие, например, как Всемирный Потоп, гибель Содома, от имени Бога, Элоhим, то есть, ссылаясь на физические законы.

А все, что происходит в духовном мире человека, Тора описывает от имени Господа.

Имя Господь в Торе возникает после того, как создан человек, ибо духовный мир наиболее полно отражен лишь в человеке.

Как только был создан человек, полноценный носитель духовного мира, во всех его проявлениях, так Тора тут же ввела общий термин, общее наименование законов этого мира, законов Господа.

Каковы традиционные взгляды мудрецов Торы на имя и сущность Господа?

По их мнению Господь — это не только Судья и Законодатель, но и адвокат, защитник человека перед Богом. Господь в той или иной мере оправдывает и прощает человека перед лицом Бога, милует человека, нарушающего законы духовного мира, которые сами по себе не так строги, как законы физического мира, и допускают варьирование в определенных пределах.

Итак, в первой главе Тора приводит лишь имя «Бог«, то есть единое название свода законов материального мира, во второй и третьей главе, когда человек уже создан, Тора использует имя «Господь Бог«, ибо происходит постепенное формирование мира, наполненного как физическими, так и духовными законами. А далее, начиная с четвертой главы, в Торе фигурирует только «Господь«, ибо дальнейшие главы Торы описывают процесс эволюции духовного мира человека.

И лишь в отдельных, довольно редких случаях на страницах Торы время от времени вновь появляется имя «Бог«. Это происходит в моменты, когда дело касается тех или иных дополнительных физических коррекций мира, таких, например, как Всемирный Потоп, катастрофа Содома, обрезание Авраама, попытка жертвоприношения Исаака.

Таким образом, Автор Торы разделяет современный взгляд науки на силы, действующие в мире: а именно на духовные и физические законы, названные общим именем «Господь Бог«.

Будет неверным ограничится лишь этими двумя именами, этими двумя областями законов, действующих в мире.

Тора, хотя и очень редко, упоминает еще и третье имя Творца, что соответствует третьей области законов мира, не входящих в определения физического или духовного миров. Это имя «Эль Шадай«. Оно охватывает законы биологии, законы жизни, лежащие на стыке законов физики и психологии.

Итак, в Торе отражены все наблюдаемые области окружающего нас мира: сфера физических законов — Бог, сфера биологических законов — Эль Шадай, и сфера духовных законов — Господь. Тора кратко именует полное собрание всех законов именем Господь Бог.

Естественно, эти законы неразделимы и находятся в тесном единстве. Вот почему, в соответствие с традиционным взглядом верующих на мироздание, Творец един и неделим. В мире нет двух, трех или более богов. Господь Бог — это общее название всех законов Мироздания.

Следует сказать, что, в соответствие с мировоззрением верующих, Господь Бог кажется слишком персонифицирован.

Альберт Эйнштейн говорил: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».

Хотя глубоко верующие понимают, что Господь Бог не человек, а нечто всемогущее, всеведущее, все разумное и все справедливое, но они верят, что Он Лично следит за каждым человеком, заботится о каждом, отзывается на молитвы каждого и, в той или иной степени, милосердно прощает его грехи.

Как человек, знакомый с основами кибернетики, я лет 50 назад в содружестве с Дорой Штурман написал работу ****), в которой доказывал невозможность централизованного планирования государственного хозяйства, ибо при таком планировании необходимо учесть все потребности каждого человека, требуется снабдить каждого человека персональным датчиком-компьютером (тогда даже термина «персональный компьютер» еще не существовало), сообщающим о всех его потребностях. Необходимость сотен миллионов таких датчиков, необходимость сбора и обработки информации от них делает централизованную плановую систему управления страной принципиально невозможной с точки зрения кибернетики. Таковы были мои аргументы 50 лет назад.

Но сегодня мне придется, в полном соответствие с «принципами Талмуда», доказать нечто прямо противоположное тому моему прежнему утверждению, основанному на принципах кибернетики.

Я попытаюсь показать, что не только такая, но значительно более сложная задача управления даже не страной но всей Вселенной под силу ее Творцу, который учитывает не только общие потребности всех и каждого в отдельности индивидуума в мире, но принимает во внимание также работу всех органов тела каждого животного и человека, все мельчайшие помыслы его души.

С этой целью я задам вопрос: как по вашему, законы мира, в котором мы все существуем, по которым мы рождаемся, живем, страдаем, наслаждаемся и умираем, разве эти законы не всемогущие, разве не они определяют в каждое мгновение нашу физическую и духовную жизнь и все происходящее вокруг нас?

Разве существует хоть что-то в мире, созданном по законам Господа Бога, что действует не в соответствие с ними, вопреки им? Разве эти законы не охватывают весь мир, не управляют этим миром и каждым из нас ежечасно и ежесекундно? Разве наш мир не разумен, не подчинен этим законам, то есть, разве наш мир не справедлив?

Ведь даже наша свободная воля, наша любовь и ненависть, наши гнев и страсть, наши протесты и сомнения, наше не согласие с тем или иным законом мира, с тем или иным проявлением нашего мира, наши оценки справедливости мира, наши «спонтанные» поступки, разве все это не есть результат действия все тех же законов, ибо в мире нет иных законов, кроме этих? А все наши сомнения и протесты против существующего порядка вещей, против действующих в мире законов так же, как наша радость и ликование, естественно и вполне закономерно вызваны нашим ограниченным пониманием происходящего.

Не в этом ли всесилие, всемогущество, всеведение, все разумность и все справедливость законодательства нашего мира, то есть Господа Бога, управляющего каждым из нас в каждое мгновение, то есть «думающего и заботящего о каждом из нас» в любое мгновение времени?

Вот он поистине величайший парадокс Торы!

Я очень надеюсь, что приведенные выше аргументы полностью отвечают сомнениям Эйнштейна: «Я не верю в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».

Но постойте, а как быть с чудесами, сверх естественными явлениями, которые подтверждают веру во всемогущество Господа Бога?

Начнем с того, что в Торе нет ни одного описания чудес и сверх естественных событий. Они возникают лишь в комментариях мудрецов Торы. Сама же Тора постоянно пытается дать вполне естественные объяснения всем событиям, описываемым в ней.

Так, к примеру, одно из самых великих чудес, рассечение Красного моря, Тора объясняет воздействием сильного восточного ветра, нагонным течением, подобным тому, что часто наблюдается в районе Петербурга, когда город затопляется вследствие сильного западного ветра.

Так что же такое «чудеса», которые верующие приписывают всемогуществу Господа Бога?

Прежде всего вспомним, что «чудо» — это явление, как правило, встречающееся в нашей жизни довольно редко. Чудо не происходит каждый день. Уже только по одному этому оно называется чудом.

Если все происходящее в мире мы считаем проявлением законов Господа Бога, естественным проявлением известных «законов природы», то явление, которое мы называем «чудо», следует отнести к тем «законам природы», законам Господа Бога, которые нам до этого момента были еще не известны, не встречались в нашей жизни, были нами еще не познаны. Именно такое не знакомое явление «законов природы» мы называем чудом.

 

Я очень надеюсь, что этот взгляд на глубинную суть Торы и нашего мира постепенно приведет к сближению позиции глубоко верующих с агрессивными и непримиримыми атеистами, всех народов мира между собой. Это путь постепенного сближения человека со своим Творцом.

Тора, это великая Книга не только прошлого, но, в первую очередь, это Книга будущего человечества. Она рассчитана на все поколения истории человека, но, прежде всего, она предназначена нашим потомкам. Это им предстоит сблизиться и со временем слиться с духовным миром Творца, объединиться с Ним.

А сейчас немного философии.

Мы так обожаем науку, ее достижения, что давно не обращаем внимания на строгость ее терминологии. Мы привыкли к определению «законы природы». Этот обобщающий научно-философский термин охватывает все открытия в области физики, химии, биологии, психологии и прочего. Даже глубоко верующие, даже мудрецы Торы используют термин «законы природы», отделяя его от термина «законы Господа Бога».

Но если вдуматься в термин «законы природы», то выяснится, что он ложный, спекулятивно пропагандистский, подменяющий духовную истину материалистическим шаблоном.

Давайте разберемся.

Исследуя то или иное природное явление, то или иное свойство окружающего мира, ученые обнаруживают, что оно с некоторой степенью вероятности подчинено определенным зависимостям, законам, которые они называют «законы природы». Все открытия науки до сегодняшнего дня, являются «законами природы», ибо описывают закономерности, наблюдаемые в окружающем мире.

Но используя этот термин мы осуществляем грубую подмену причины и следствия. В случае, если нам все равно, что есть причина, а что — следствие, такая подмена вполне терпима.

Но пришло время, когда эта подмена уже совершенно неприемлема и со стороны верующих вообще и, в особенности, со стороны мудрецов Торы.

Разумеется эта подмена была недопустима всегда. Хотя, до поры до времени, ее можно было игнорировать, чем наука с успехом пользовалась.

Один из авторов теории Большого взрыва, лауреат Нобелевской премии по физике, профессор Хокинг в порыве величайшего заблуждения громко заявил, что с ее созданием полностью отпала необходимость в Творце, в Господе Боге, Создателе Вселенной, ибо теперь совершенно ясно, как возникла или могла возникнуть Вселенная по «законам природы» и без помощи Бога.

Великий астрофизик, нобелевский лауреат, профессор Хокинг этим комментарием подтвердил поговорку мудрецов Торы: «если Господь Бог хочет по настоящему наказать грешника, он лишает его разума».

А теперь по существу теории «Большого взрыва».

Хокинг и его коллеги показали на основе известных им физических закономерностей, действующих в мире, что при определенных условиях в бесконечно малой точке вакуума может произойти «Большой взрыв», выделиться гигантское количество энергии, в результате которого возникнет целая Вселенная, в точности так, как описано в Торе, та Вселенная, в которой мы сегодня живем и мыслим со всеми ее физическими, химическими, биологическими, психическими и прочими «законами природы».

И вот тут великие физики-лауреаты попали в ловушку, которую они сами расставили.

Не Вселенная, не «Большой взрыв» явилась источником всех «законов природы», но «законы природы» явились причиной «Большого взрыва», источником Вселенной и всей «природы».

Казалось бы, какой пустяк, что первично: курица или яйцо, первичны ли законы, определяющие наш мир, или же мир первичен, а законы его формирования — вторичны и являются результатом существования нашего мира.

Хокинг с коллегами показали, возможно, сами того и не поняв, что Вселенная возникла в соответствие с законами ее формирования, законами физики, астрофизики и другими, которые существовали еще до «Большого взрыва», до возникновения Вселенной.

Большой Взрыв не создал законы физики и астрофизики. Эти законы были и остаются всегда постоянными и неизменными, вне зависимости от того, существует уже Вселенная или ее еще нет.

Именно вечно существующие законы вызвали Большой взрыв и создали Вселенную в соответствие с этими законами. Эти законы были, есть и всегда будут источником больших взрывов, источником вселенных вчера, сегодня или когда-либо в будущем.

То есть, первичным в мире являются законы, определяющие наш мир и все процессы в нем.

А что такое все эти законы физики, астрофизики, химии, биохимии и миллионы других в нашем мире?

Это то, что существовало и существует вечно вне зависимости от того, возникла уже Вселенная, в которой они действуют, или же только готовится ее создание в каком-то отдаленном будущем. Это та вечность и бесконечность, которую Тора назвала Господь Бог. Это то, что всегда предшествует возникновению материальной субстанции, в соответствие с этими законами.

Совершенно абстрактное нематериальное понятие «Законы Мироздания», которые вечны, наиболее емко и полно отражено в Торе формулой Господь Бог.

Господь Бог есть вечный неисчерпаемый источник всех «Законов Мироздания», как физических, так и духовных.

Великий мудрец и комментатор Торы Раши в свое время пытался раскрыть сущность имени Творца Вселенной, зашифрованного под аббревиатурой יהוה, которую верующие произносят, как Господь — Адонай.

Раши пришел к гениальному выводу, что имя Адонайיהוה есть концентрированное единение трех времен глагола «быть» на иврите: былהיה , естьהווה и будетיהיה.

То есть, Господь это сама Вечность, не связанная ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим. Господь — это единая и единственная данность, константа мира. Мир — это Господь. В Мире нет ничего, кроме Господа.

Приведенное выше определение Господа Бога как единого термина, описывающего вечные законы Творения и бытия мира вне зависимости от того, существует этот мир, или же он будет когда-то создан в будущем, прекрасно отражено в концепции великого Раши, раскрывающей сущность имени АдонайГосподь.

При таком взгляде на сущность Господа Бога становится абсолютно понятен смысл слов Бога (Тора, глава 1, стих 26): «Создадим человека по образу и подобию нашему» — то есть создадим Вселенную, природу и человека в ней в полном соответствие с «нашими» вечными законами, законами Господа Бога. Человек есть концентрированное выражение всех законов Господа Бога, на которых зиждется идея Вселенной.

Литература

*) Тора Прошлого и Будущего.

**) Толковый словарь иврита Эбен-Шошана, ,מלון אבן-שושן Израиль, 2003г.

***) Динозавры.

****) Д. Штурман, «НАШ НОВЫЙ МИР» Теория. Эксперимент. Результат, ЭКСПРЕСС, Иерусалим, 1986 г.

Print Friendly, PDF & Email

25 комментариев для “Александр Парицкий: Бог Tоры — что это? Можно ли верить в него?

  1. Уважаемый г-н Парицкий! Зря вы нападаете на науку. Напротив, мне близки ваши рассуждения о разумности плана построения Вселенной. В последнее время много пишут о том, что физические эксперименты совместимы с духовностью, а научное мышление — с мистическим мировоззрением, что ум или сознание реально влияют на материю и даже предполагают «ключевую роль психики в квантовой реальности».
    Так что ваша статья — в русле современных научных течений, противостоящих механистическому видению мира. Я только против спекулятивных выводов, всяких там динозавров, бронтозавров и прочих «завров». А это ваше сравнение описанных чудес в Торе с цирковыми номерами …. Не может быть, Моше, Аарон — иллюзионисты?
    Но, если без шуток, то в своей статье вы затрагиваете много важных и актуальных вопросов, и читается она с большим интересом. Удивительно, что на нее не откликнулся никто из наших философов, а также читателей, исповедующих веру.

    1. Уважаемая госпожа Инна Беленькая, не в продолжение нашего спора и не в завершение его, а просто для справки материал, который только что попался мне в Интеренете из журнала Science:
      Отлично сохранившиеся окаменелые останки позволили палеонтологам разобраться в анатомии и образе жизни спинозавра (Spinosaurus aegyptiacus) — крупнейшего плотоядного ящера (15 метров в длину), по размерам превосходившего тираннозавра и гигантозавра. Новое исследование представлено в журнале Science.

      Жили спинозавры в меловом периоде на территории нынешней Северной Африки. Останки ящеров впервые нашел немецкий палеонтолог Эрнст Штромер в 1915 году, однако во время налета британской авиации на Мюнхен в 1944 году местный палеонтологический музей, где они хранились, был уничтожен. Низар Ибрахим (Nizar Ibrahim) и его коллеги создал трехмерную цифровую модель ящера на основе сравнительно полного скелета, обнаруженного в геологической формации Кем-Кем в Марокко: череп, позвоночник, тазовый пояс, нижние конечности.

      Ученые утверждают, что Spinosaurus aegyptiacus вел полуводный образ жизни, подобно некоторым крокодилам. По этой причине его анатомия была во многом необычной для динозавра: ноздри сдвинулись к середине черепа (чтобы не погружаться под воду), огромные зубы конической формы ушли в переднюю часть морды (это помогало хватать рыбу), центр тяжести сдвинулся вперед, из-за чего спинозаврам было трудно ходить и легко плавать. Как и у первых китообразных, небольшой таз и мускулистые бедра помогали ящеру плавать, а широкие перепончатые лапы были приспособлены не к хождению по суше, а к тому, чтобы передвигаться по грязи (на четырех лапах) и грести в воде.
      С глубоким уважением
      Александр Парицкий

  2. Приходится только удивляться вашей логике, г-н Парицкий! Из чего вы заключили, что я с вами согласилась во всем? И с динозаврами, и с клонированием и т.д.? Давайте уж оставим это, а то опять пойдем по кругу.
    Что касается сходства космогонических мифов, которое вас так поразило.
    Совпадение мифологические образов и символов у разных народов ученые объясняют тем, что существуют универсальные архетипические, кроющиеся в глубинной психике человека, символические сюжеты, которые свойственны всем традиционным мифологиям. По Леви-Брюлю, это коллективные представления. Они существуют до индивидуумов, которые усваивают их с рождения, и обнаруживают себя после их смерти. Они передаются из поколения в поколение и независимы от отдельной личности.
    Вы в этом видите доказательство божественного происхождения человека. У вас вера в Творца. Вы пишете, что в Элоhим или Бог — это Творец физического мира, его законов, которые нельзя отделить друг от друга. Я стою на научных позициях.
    Что мне сказать по поводу вашего главного вопроса: «Бог Торы-что это?» Вообще-то, вам надо было бы обратиться не ко мне. На Портале есть ваши единомышленники, с которыми вы могли бы подискутировать более плодотворно.
    Когда читаешь о ваших взглядах на законы мироздания, которые первичны, и определяют все процессы в мире, а также о неразделимом единстве материального и духовного миров — квантовых полей, это интересно и мне импонирует. Только вы уж слишком сурово обошлись с Хокингом.
    А вот дальше, когда вы утверждаете, что законы Вселенной изложены в Торе, что все законы физического и духовного мира заложены в понятиях Элохим и Господь Бог — это для меня непостижимо. Взять хотя бы «Большой взрыв», по – вашему мнению, описанный в Торе: “И сказал Бог: “Будет свет! И был свет!”. Не натяжка ли это? Все мифы дуалистичны. Бог – это свет и мрак, жизнь и смерть, добро и зло. Ничего общего с научным мышлением я не вижу. Зато примеров магического мышления и «чудес» в Торе сколько угодно. И это объяснимо, надо только представлять себе, насколько далеко те времена отстоят от нашего времени

    1. Уважаемая Инна, мне нравится Ваша логика, логика науки, Вы представили великолепный пример этой логики: «Совпадение мифологические образов и символов у разных народов ученые объясняют тем, что существуют универсальные архетипические, кроющиеся в глубинной психике человека, символические сюжеты, которые свойственны всем традиционным мифологиям. По Леви-Брюлю, это коллективные представления. Они существуют до индивидуумов, которые усваивают их с рождения, и обнаруживают себя после их смерти. Они передаются из поколения в поколение и независимы от отдельной личности.логика науки.» Эта логика состоит в том, чтобы здравый смысл заменить обилием наукообразных слов. Что это такое «универсальное архетипическое» кроме набора слов, подменяющих понятие «первоисточник» Что это за универсальное архетипическое, каков его первоисточник? Ответ науки: «он един для всех народов». Почему этот первоисточник (это универсальное архетипическое) един у всех народов? Ответ: «а потому, что это универсальное архетипическое». А в логике это называется «тавтология». А если говорить по-простому, наука умеет много гитик.
      Что же касается «магического мышления и чудес», которые Вы обнаружили в Торе, то советую Вам сходить в цирк. Там не только палка превращается в змею а змея — в палку, но там женский платок превращается в жезл, а затем в голубя, взлетающего под купол цирка. Очень забавно. Сходите, не пожалеете. Что же касается уважаемого мистера Хокинга, то он пишет уравнение и заявляет, что при определенных условиях, которые мы себе даже не можем представить, это уравнение описывает большой взрыв в точке вакуума бесконечно малых размеров, которую мы также не можем себе представить. И в результате этого Большого взрыва возникает вся наша бесконечная видимая и невидимая Вселенная, наполненная бесконечным числом звезд и планет. Самое удивительное в этом утверждении не то, что оно явно нарушает универсальные законы сохранения массы и энергии, а то, что Вы, уважаемая Инна, его принимаете, ибо верите («ибо верую», слова известного иезуита). Да Вы и не можете не принимать утверждение Хокинга, ибо он ученый, а Вы безоглядно верите в науку, в не зависимости в то, что она утверждает. Ну что же. Я вас очень хорошо понимаю. Человек должен верить хотя бы во что-то. Так пусть уже верит в науку. Ведь наука очень скоро сама заговорит о Боге. А точнее она уже говорит о нем. Так, что все пути ведут (в Рим) к Богу. И Вы, уважаемая Инна, на верном пути.
      Будьте здоровы
      Александр Парицкий

    2. Уважаемая госпожа Инна Беленькая по моей вине в мой последний комментарий вкралась ошибка, которую я не заметил в виду малого размера окна для комментария. Я прошу Вашего прощения.
      С глубоким уважением
      А. Парицкий

  3. Владимир Янкелевич
    Уважаемый Александр,
    Вы пишете, в ответе г-же Беленькой, что «Согласитесь, что человек также не мог знать об образовании луны и солнца, процесс создания которых также описан в Торе».
    В ТаНаХе таких сведений множество. Вот, к примеру, из книги Иова: “Он простер север над пустотой, землю подвесил ни на чем”.
    Многие комментаторы считают, что книга Иова написана до дарования Торы.
    Что могли пастухи знать о том, на чем земля подвешена?

    Уважаемый Владимир! Ваш комментарий заставил меня вернуться к статье Парицкого, хотя я не собиралась этого делать, т.к. разговор у нас пошел по кругу. У вас вызывает изумление вышеприведенные строки из книги Йова. Но ведь они стоят в одном ряду со всеми космогоническими мифами. Вот пример из ВИКИ, сравните:
    «Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы так встать…» (гелиопольская версия древнеегипетского мифа творения); «Это — рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и ПРОСТРАНСТВО НЕБА БЫЛО ПУСТО… Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов… Не было еще ничего соединенного…, не было ничего, что могло бы двигаться… Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование…» («Пополь-Вух», Центральная Америка).
    Сходная картина представлена в скандинавской, ведийской, шумерской, аккадской, иудаистической, греческой, сибирских, полинезийских и многих других мифологиях».
    Пережитки мифологических представлений встречаются на каждом шагу в библейской литературе. Да и как может быть иначе, если эти времена уходят в такую глубь веков (по версии Парицкого, так вообще Тора была дана 4000 лет назад). Как можно отбросить мифотворческий период, который характерен для ранней стадии цивилизации и всюду отмечен общими чертами? Вы подходите к описываемым в Торе событиям, с точки зрения современного человека, в то время, как древний человек мыслил совершенно иначе. Это было мифологическое мышление, нельзя же это игнорировать. Такой подход неминуемо влечет за собой то, что (по выражению М.Мюллера) «наше путешествие по древним небесам будет направлено по ложному пути».
    Так чего стоят все эти отмеченные в Торе «парадоксы»?

    1. Уважаемой Инне Беленькой по поводу ее сравнения космогонических мифов разных народов о происхождении мира. Это просто замечательный пример того, что источник всех этих мифов един для всех народов. Неплохо было бы задуматься над этим удивительным феноменом: народы разные, география разная, происхождение их разное и история их разная, а космологические мифы у всех одинаковые. Отличная задачка, не правда ли? Ответ на нее может быть лишь такой: у всех этих мифов первоисточник един, точно также как все носители этих мифов в чем-то едины. В чем же единство тех, кто проживает на разных континентах, в разных условиях и происходит от разных предков? Их всех объединяет принадлежность к роду человеков, созданных Единым Творцом: «Создадим человека по образу и подобию нашему…»

  4. Я очень сожалею, что Вы не владеете ивритом — языком оригинала Торы. Дело в том, что то, что переводчики Торы с иврита на греческий, с греческого на латынь а потом с латыни на русский превратили в слово «вскипели» (воды), которое на иврите звучит как «ишерцу» (ישרצו) и происходит от слово «шерец» ( שרץ), что означает «пресмыкающийся», «гад» и никакого отношения к слову «кипение» не имеет.

    Действительно, слово «шерец» ( שרץ), что означает «пресмыкающийся», «гад», никакого отношения к слову «кипение» не имеет. Потому что «кипятить», «кипячение» на древнееврейском обозначается словом רתח . А переводчики, следуя в точности букве и слову Торы, глагол שרץ и переводят в том значении, в каком оно употребляется в древнееврейском языке, а именно «кишеть». Но только не кипеть. «Да воскишит вода кишеньем живых существ…». Зачем же возводить напраслину на переводчиков, они не превращали «ишерцу» в слово «вскипели». Может, по-русски эти слова и созвучны, но в Торе — это два разных слова, «кипеть» означает еще «быть взволновану».
    Вы сами пишете, что глагол «ишерцу» (ישרצו) происходит от слово «шерец» ( שרץ), что означает «пресмыкающийся», «гад». Т.е. все глаголы в древних языках носили именной характер, иначе, происходили от имен существительных. Отсюда и тавтология, характерная для древнего иврита. Вот еще один пример в подтверждение этого: «И погибла всякая плоть…из птиц, из скота, из зверей и из всех гадов, ползающих (ובכל-השרצ השרצ ) на земле..» (Береш. 7:21).
    А что касается вашей «трактовки понятия Господь Бог», то судить об этом я не могу, т.к. особенно не вникала. Мне достаточно уже того, как вы интерпретируете сказанное в Торе.

    1. Уважаемой Инне Беленькой по поводу ее сравнения космогонических мифов разных народов о происхождении мира. Это просто замечательный пример того, что источник всех этих мифов един для всех народов. Неплохо было бы задуматься над этим удивительным феноменом: народы разные, география разная, происхождение их разное и история их разная, а космологические мифы у всех одинаковые. Отличная задачка, не правда ли? Ответ на нее может быть лишь такой: у всех этих мифов первоисточник един, точно также как все носители этих мифов в чем-то едины. В чем же единство тех, кто проживает на разных континентах, в разных условиях и происходит от разных предков? Их всех объединяет принадлежность к роду человеков, созданных Единым Творцом: “Создадим человека по образу и подобию нашему…”

      1. Уважаемая госпожа Беленькая, мне показалось, что с баранами мы с Вами уже разобрались, и Вы согласны с тем, что наука позволит в будущем из ДНК производить как мужские особи так и женские. Мне также показалось, что не смотря на путаницу между кипением и кишением, Вы также согласились с моей трактовкой динозавров в тексте Торы. Вы также привели прекрасные примеры единства мифов разных народов земли в разных точках глобуса, что лишь подчеркивает единство их происхождения, из Первоисточника (Он же Первоисточник Торы) которому было известно все и о происхождении мира и о существовании динозавров (созданных Им Самим). Мне лишь досадно, что при всем Вашем критическом подходе к моей статье Вы упустили в ней самое главное, чему она, собственно, и была посвящена, а именно, что есть Господь Бог Торы, то есть, как Он сам Себя характеризует и определяет в Торе, и что значит быть созданным по образу и подобию Бога, и что значит, что Господь Бог каждое мгновение нашего существования думает и заботится о каждом из нас? Но я Вас хорошо понимаю. После всех этих овец и баранов, после всего этого кишения вод и пресмыкающихся, как говорится в известной басне «Слона то я и не приметил».
        Но ведь еще не поздно. Можно вернуться к началу статьи и перечитать ее заново. Я буду Вам, уважаемая госпожа Инна Беленькая, несказанно благодарен, если Вы выскажите свою критику в адрес концепции Господа Бога, как (по моему мнению) ее описывает Тора.
        С уважением
        Александр Парицкий

  5. Александр Парицкий

    8 Сентябрь 2014 at 9:13 | Permalink

    Уважаемая госпожа Беленькая я очень рад продолжению нашей дискуссии. Вас смущает слово “вскипели (воды)” в тексте Торы. Вы почему-то считаете, что это обязательно относится к рыбам, но ни как не к динозаврам. Я очень сожалею, что Вы не владеете ивритом – языком оригинала Торы. Дело в том, что то, что переводчики Торы с иврита на греческий, с греческого на латынь а потом с латыни на русский превратили в слово “вскипели” (воды), которое на иврите звучит как “ишерцу” (ישרצו) и происходит от слово “шерец” ( שרץ), что означает “пресмыкающийся”, “гад” и никакого отношения к слову “кипение” или «кишение» не имеет. Видимо переводчики решили исправить текст Торы добавив в него метафору, которая Вам, уважаемая госпожа Беленькая, так не нравится в моих текстах.
    Что касается словарного запаса древних людей, наших предков, то Вы несомненно правы в случае, если автором текста Торы является человек. Один человек (некто) диктовал другому человеку (Моисею), и тот записал. В таком случае Вы совершенно правы, как человек, диктовавший Тору Моисею мог знать о динозаврах, которые люди обнаружат через 3000 лет? Но я ведь исхожу из того, что текст Торы был продиктован Моисею Богом, который есть Автор нашего мира и Торы в том числе. А если так, то Автор имел в виду что-то, что действительно существовало на земле, знал об этом человек или нет. Согласитесь, что человек также не мог знать об образовании луны и солнца, процесс создания которых также описан в Торе. Именно так я воспринимаю текст Торы и так я его толкую, называя это парадоксом – то есть описанием событий не известных летописцу. Дело в том, что Тора хоть и записана давным давно в глубокой древности, но никто не запретил читать ее нам спустя 3000 лет и также не запрещают читать ее нашим далеким потомкам спустя еще 3000 лет. И это при том, что мы воспринимаем мир совершенно по иному, нежели наши предки, а наши потомки будут воспринимать мир по иному, чем мы с Вами. Тора записана для всех поколений людей с тем, чтобы они воспринимали ее в силу развития своих знаний и своего мировоззрения.
    Итак, Тора написана для всех людей, которые когда либо будут жить на земле. Тора, как я уже писал, есть портал Господа Бога, через который любой смертный имеет возможность общения со Всевышним.
    Но, уважаемая госпожа Беленькая, Вы своей дискуссией о динозаврах ушли в сторону от главной темы моей статьи, посвященной смыслу понятия Господь Бог. Вы согласны с тем, как я определяю это понятие или нет? Если нет, то каковы Ваши возражения против моей трактовки этого понятия?
    С уважением
    Александр Парицкий

    1. Уважаемый Александр,
      Вы пишете, в ответе г-же Беленькой, что «Согласитесь, что человек также не мог знать об образовании луны и солнца, процесс создания которых также описан в Торе».
      В ТаНаХе таких сведений множество. Вот, к примеру, из книги Иова: «Он простер север над пустотой, землю подвесил ни на чем».
      Многие комментаторы считают, что книга Иова написана до дарования Торы.
      Что могли пастухи знать о том, на чем земля подвешена?
      И это просто один из примеров.

      1. Уважаемый Владимир Янкелевич, Вы своим примером еще раз подтверждаете общепринятое мнение (и мое в том числе), что Тора суть произведение Господа Бога, которому известно все. По Торе Он творил нашу Вселенную и ее (Тору) Он диктовал Моисею и человечеству. Этим же фактом объясняется появление в Торе сведений о динозаврах.
        АП

        1. «…общепринятое мнение (и мое в том числе), что Тора суть произведение Господа Бога, которому известно все. По Торе Он творил нашу Вселенную и ее (Тору) Он диктовал Моисею и человечеству.»
          —————————————————————————————-
          См. http://blogs.7iskusstv.com/?p=30533 Кто написал Тору

  6. Уважаемый г-н Парицкий! Мне казалось, что в своем комментарии я ясно выразилась, почему нельзя говорить о ящерах или динозаврах по отношению к “таниним гдолим”.
    Но оказалось, что этого недостаточно и вы упорно стоите на том, что вода « вскишела»…
    ящерами или динозаврами. Единственно, в чем вы правы, так это в том, что древние слова отличались особой семантической емкостью или полисемией (многозначностью).
    Но это вовсе не значит, что к толкованию этих слов нужно подходить с позиций новых научных знаний. В этом ваше глубокое заблуждение. Древний человек ничего не воспринимал подобно современному, он мыслил иначе, и его психологический механизм мышления не совпадал с механизмом мышления современного человека. Поэтому древние языки надо изучать в их связи с особенностями древнего архаического мышления. Это, что касается общих положений, смысловой системы древних человеческих стадий. А в частности, нельзя применить значение «ящер», когда речь в Торе идет о сотворении живых существ из воды. Это настолько очевидно, что все ваши построения вокруг “таниним гдолим” ничем другим не являются, как вымыслом. Этим вы только опровергаете Тору, вопреки желанию найти в Торе научные «открытия».

    1. Уважаемая госпожа Беленькая я очень рад продолжению нашей дискуссии. Вас смущает слово «вскипели (воды)» в тексте Торы. Вы почему-то считаете, что это обязательно относится к рыбам, но ни как не к динозаврам. Я очень сожалею, что Вы не владеете ивритом — языком оригинала Торы. Дело в том, что то, что переводчики Торы с иврита на греческий, с греческого на латынь а потом с латыни на русский превратили в слово «вскипели» (воды), которое на иврите звучит как «ишерцу» (ישרצו) и происходит от слово «шерец» ( שרץ), что означает «пресмыкающийся», «гад» и никакого отношения к слову «кипение» не имеет. Видимо переводчики решили исправить текст Торы добавив в него метафору, которая Вам, уважаемая госпожа Беленькая, так не нравится в моих текстах.
      Что касается словарного запаса древних людей наших предков, то Вы несомненно правы в случае, если автором текста Торы является человек. Один человек диктовал другому (Моисею) и тот записал. В таком случае Вы совершенно правы, как человек, диктовавший Тору Моисею мог знать о динозаврах, которые люди обнаружат через 3000 лет? Но я ведь исхожу из того, что текст Торы был продиктован Моисею Богом, который есть Автор нашего мира и Торы в том числе. А если так, то Автор имел в виду что-то, что действительно существовало на земле, знал об этом человек или нет. Именно так я воспринимаю текст Торы и так я его толкую, называя это парадоксом — то есть описанием событий не известных летописцу. Дело в том, что Тора хоть и записана давным давно в глубокой древности, но никто не запретил читать ее нам спустя 3000 лет и также не запрещает читать ее нашим далеким потомкам спустя еще 3000 лет. И это при том, что мы воспринимаем мир совершенно по иному, нежели наши предки, а наши потомки будут воспринимать мир по иному, чем мы с Вами. Тора записана для всех поколений людей с тем, чтобы они воспринимали ее в силу развития своих знаний и своего мировоззрения.
      Итак, Тора написана для всех людей, которые когда либо будут жить на земле. Тора, как я уже писал, есть портал Господа Бога, через который любой смертный имеет возможность общения со Всевышним.
      Но, уважаемая госпожа Беленькая, Вы своей дискуссией о динозаврах ушли в сторону от главной темы моей статьи, посвященной смыслу понятия Господь Бог. Вы согласны с тем, как я определяю это понятие или нет? Если нет, то каковы Ваши возражения против моей трактовки этого понятия?
      С уважением
      Александр Парицкий

  7. «Я с обоими Вами согласен». Развеселили вы меня, г-н Крейдерман! Как в том анекдоте, кто прав. А насчет того, что вам «не продали такого словаря», то могу вам посоветовать «Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета» О.Н.Штейнберга, Вильна,1878г. Вы как раз упоминали этот город. Тогда, может, ваши сомнения рассеются относительно перевода “рыб больших= התנינמ “. Это не словарь, а целый клад неоценимых сведений по древнему еврейскому языку. Вы говорите об «инертности переводчиков и их редакторов». Я бы не ставила им это в вину. В некоторых случаях «инертность» лучше, чем ретивость и безудержная фантазия. Надо же когда-то и «остановиться, оглянуться». Не считайте это за мои назидания. ОК?

  8. недалеко то время, когда ученые научатся клонировать не только овец, но и баранов,
    _________________________________________________________________
    Зачем же клонировать баранов? Их и так хватает. Как говорится, дураков не сеют, не пашут…

  9. У меня у Вам обоим вопрос: знаете ли Вы, по какой причине в переводах на русский слово “tanin=крокодил, чудо морское” заменено общим понятием “пресмыкающийся”? В чем причина вольности переводов?

    2: прошу строить дискуссию на ПОДЛИННИКЕ, не на переводе.
    _________________________________________________________________-

    ОК, г-н Крейдерман, так откройте же ПОДЛИННИК и сравните его с переводом, хоть синодальным, хоть новым под ред. Йосифона, наиболее «соответствующим тексту и духу оригинала».
    «И сотворил Бог рыб больших ( את-התנינמ ) и все существа живые, пресмыкающихся ( הרמשת ) , которыми воскишела вода, по роду их…». Никакой «вольности» и «замены» понятий нет. Рыбы – это один класс, пресмыкающиеся (рептилии) — другой, по традиционной классификации. В Торе — все в соответствии с законами живой природы.
    Как мы знаем из школьного курса зоологии, вода — источник жизни на Земле, зарождения живых существ. Динозавры пока сюда не вписываются.
    А вот потом: «И сказал Бог: да произведет земля существа живые по роду их … И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных ( את כל- רמש האדמה ) по роду их» (Берешит.1:25). Тора подчеркивает « гадов земных» и «по роду их». Как можно полагать, тут и динозаврам пришел черед. Вы не согласны?

    1. Уважаемая госпожа Инна Беленькая, мне очень лестно узнать, что Вы следите за моими публикациями. Большое Вам спасибо! Позвольте мне ответить на вопросы, поднятые Вами в комментариях.
      1. Насколько мне известно, переводы Торы на европейские языки, как правило, производили с латыни и греческого, которыми владели монахи и многие образованные люди начиная средневековья. Греческий и латынь были обязательными предметами духовных семинарий и школ того периода, чего не скажешь об иврите. Кроме того, позвольте мне отметить, что любой перевод любого произведения есть в той или иной степени выражение толкование переводимого текста переводчиком на основе научных знаний, которыми он обладает. То есть двойной перевод это, по меньшей мере, два толкователя между оригинальным текстом и читателем. Мы живем в иное время и обладаем иными знаниями. Так, например, латынь и греческий не являются в нашей школе обязательными предметами. А вот иврит, наоборот, стал предметом обязательным, по крайней мере, в моей школе. Именно в силу этих обстоятельств, а также из соображений близости к первоисточнику я взял Тору на иврите, минуя толкования переводчиков ее на греческий, на латинский и на русский, я решил сделать перевод Книги на русский язык сразу с иврита. При этом я пользовался самым современным толковым словарем иврита под ред Эбн Шошан. И еще одна деталь, любое слово на иврите, да и в других языках, как правило имеет несколько значений. Так например словосочетание «таниним гдолим» в словаре определено как огромные крокодилы, чуда морские, ящерицы, ящеры. Вот Вам хороший пример того, как переводчик с иврита на греческий или на латынь а далее на русский или английский должен выбрать одно из этих значений. Подумайте, какое бы значение этого слова Вы бы выбрали? Ведь все эти значения имеют право на толкование. Сегодня, когда мы уже знаем о существовании ископаемых животных, которые названы гигантскими ящерами, почему бы нам не соотнести этот термин, с тем, что имел в виду Автор Торы. Признайтесь, что это будет весьма логично. Мы мало знаем о жизни динозавров, но не вызывает сомнения, что это были пресмыкающиеся, напоминающие сегодняшних крокодилов, которые обитают и в воде, и на суше. Вы правы, уважаемая госпожа Беленькая, никакого противоречия с точки зрения зоологии в Торе нет. Да и вообще нет никакого противоречия между нашей жизнью, между открытиями современной науки и Торой. Это именно то, что я пытаюсь подчеркнуть в данной статье и во всех других своих работах, посвященных Торе. Вся современная наука и тем более все будущие научные открытия не противоречат Торе, но только подтверждают и будут еще больше подтверждать в будущем весь текст Торы до последней ее буквы. А парадоксами я называю те факты, изложенные в Торе, которые человечество обнаруживает вокруг себя через тысячелетия после записи Торы. Это парадоксы с чисто человеческой точки зрения на авторство Торы. Если Автор Торы человек, то он не мог знать о фактах, изложенных в ней, таких как динозавры.

    2. Уважаемая госпожа Инна Беленькая, мне очень лестно узнать, что Вы следите за моими публикациями. Большое Вам спасибо! Позвольте мне ответить на вопросы, поднятые Вами в комментариях.
      1. Насколько мне известно, переводы Торы на европейские языки, как правило, производили с латыни и греческого, которыми владели монахи и многие образованные люди средневековья. Греческий и латынь были обязательными предметами духовных семинарий и школ того периода, чего не скажешь об иврите. Кроме того, позвольте мне отметить, что любой перевод любого произведения есть в той или иной степени выражение толкование переводимого текста переводчиком на основе научных знаний, которыми он обладает. То есть двойной перевод это, по меньшей мере, два толкователя между оригинальным текстом и читателем. Мы живем в иное время и обладаем иными знаниями. Так, например, латынь и греческий не являются в нашей школе обязательными предметами. А вот иврит, наоборот, стал предметом обязательным, по крайней мере, в моей школе. Именно в силу этих обстоятельств, а также из соображений близости к первоисточнику я взял Тору на иврите, минуя толкования переводчиков ее на греческий, на латинский и на русский, я решил сделать перевод Книги на русский язык сразу с иврита. При этом я пользовался самым современным толковым словарем иврита под ред Эбн Шошан. И еще одна деталь, любое слово на иврите, да и в других языках, как правило имеет несколько значений. Так например словосочетание «таниним гдолим» в словаре определено как огромные крокодилы, чуда морские, ящерицы, ящеры. Вот Вам хороший пример того, как переводчик с иврита на греческий или на латынь а далее на русский или английский должен выбрать одно из этих значений. Подумайте, какое бы значение этого слова Вы бы выбрали? Ведь все эти значения имеют право на толкование. Сегодня, когда мы уже знаем о существовании ископаемых животных, которые названы гигантскими ящерами, почему бы нам не соотнести этот термин, с тем, что имел в виду Автор Торы. Признайтесь, что это будет весьма логично. Мы мало знаем о жизни динозавров, но не вызывает сомнения, что это были пресмыкающиеся, напоминающие сегодняшних крокодилов, которые обитают и в воде, и на суше. Вы правы, уважаемая госпожа Беленькая, никакого противоречия с точки зрения зоологии в Торе нет. Да и вообще нет никакого противоречия между нашей жизнью, между открытиями современной науки и Торой. Это именно то, что я пытаюсь подчеркнуть в данной статье и во всех других своих работах, посвященных Торе. Вся современная наука и тем более все будущие научные открытия не противоречат Торе, но только подтверждают и будут еще больше подтверждать в будущем весь текст Торы до последней ее буквы. А парадоксами я называю те факты, изложенные в Торе, которые человечество обнаруживает вокруг себя через тысячелетия после записи Торы. Это парадоксы с чисто человеческой точки зрения на авторство Торы. Если Автор Торы человек, то он не мог знать о фактах, изложенных в ней, таких как динозавры.
      И последнее. Сегодня мы все уже хорошо знаем, что наука умеет много гитик. Исходя из твердой веры в этот несомненный факт, я убежден, что недалеко то время, когда ученые научатся клонировать не только овец, но и баранов, и последняя проблема клонирования женщины из ребра мужчины отпадет. Подождем еще немного.
      С уважением.
      Александр Парицкий

  10. По поводу (цитирую) Глава 1 стих 21: “И создал Бог огромных крокодилов (ящеров) и всякую душу, живущую в воде…”. Я имею издание Торы 1975г. и «Пятикнижие Моисеево » 1977г.(переиздание дореволюционного, отпечатанного в г.Вильна), на двух языках.. В обеих книгах читаю «…ויברא אלוהים את-התנינים הגדולים ואת …». У меня у Вам обоим вопрос: знаете ли Вы, по какой причине в переводах на русский слово «tanin=крокодил, чудо морское» заменено общим понятием «пресмыкающийся»? В чем причина вольности переводов?
    Далее я пока не успел прочесть, но две просьбы УЖЕ имею.
    1: прошу обсуждения в спокойном, если уж не в дружеском, тоне. Ведь предмет — основа нашего народа.
    2: прошу строить дискуссию на ПОДЛИННИКЕ, не на переводе.

  11. Настоящая статья в значительной мере повторяет ранее опубликованные статьи автора. Как-то на Портале обсуждался вопрос, в чем состоит отличие любительских статей от научных. К перечисленным признакам я бы добавила особый выспренний тон, выделяющий эти статьи. Название одной из статей автора звучит как «Тора- портал Творца» (portal, פרטאל = פרט + אל = подробное изложение + божественных истин, законов природы и мира).
    А в настоящей статье автор пишет, что «Тора — это удостоверение личности, паспорт, даркон еврейского народа. Тора — это не просто паспорт, а “биометрический паспорт”, включающий в себя кроме биографических сведений его владельца — еврейского народа, также “отпечатки пальцев” и даже его духовное ДНК».

    Все бы ничего, если бы автор ограничился этими метафорическими образами. Но все дальнейшее изложение автора, из которого мы узнаем о множестве «парадоксов» в Торе, ничего общего не имеет с наукой.
    Так, вопреки научным фактам он « берет на себя смелость утверждать, что принятая верующими дата создания Торы 3600 лет назад, более чем правдоподобна». И все это на том основании, что « Исайя, один из величайших пророков Израиля, творил в VIII веке до Новой Эры». Но простой арифметический подсчет (800лет + 2014г.) дает совершенно другую цифру. А в другом месте он и вовсе пишет, что « Тора написана и передана еврейскому народу почти 4000 лет назад». И таких неувязок в статье много.

    Взять хотя бы трактовку автором следующего отрывка из Торы:
    Глава 1 стих 21: “И создал Бог огромных крокодилов (ящеров) и всякую душу, живущую в воде…”
    По мнению автора, «эта фраза Торы не только предсказывает предстоящее через 3500 лет научное открытие ископаемых динозавров, но сообщает название, которое им присвоит научное сообщество: “динозавры“, что в переводе с греческого означает “страшные ящеры“.
    А Тора назвала их «огромные крокодилы, ящерицы» ***).
    Таким образом, автор Торы предвидел не только факт будущего открытия динозавров, но предсказал название, которое ученые присвоят этим животным!».
    С этим никак нельзя согласиться, т.к. это противоречит самой Торе, в которой эти строки следует рассматривать в контексте предыдущих строк: «И сказал Бог: да воскишит вода кишеньем живых существ, и птицы да полетят над землею по своду небесному. И сотворил Бог рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их».
    Именно о морских чудовищах идет речь, а не о ящерах или динозаврах, которые вообще представляют собой надотряд наземных позвоночных животных.
    Автор вырывает из контекста слова и строит на этом далеко идущие выводы. Но в Торе точно говорится: «воскишела вода», и… отнюдь не динозаврами. Никакого противоречия, с точки зрения зоологии, в Торе нет.

    Еще один пассаж. Для автора не сомнения, что женщина произошла из ребра Адама путем клонирования. «А что может быть наиболее подходящим материалом для клонирования себе подобного, если не костный мозг собственного тела? Вот вам и смешной парадокс Торы с ребром Адама», пишет он. Парицкий не перестает удивляться и восхищаться описанием событий в Торе, которые предвосхищают будущие открытия человечества: «Но, как автор Торы узнал о будущем через 3500 лет успешном клонирования знаменитой овечки “Доли”? Как он проник так далеко в будущее?»
    Это даже не подлежит обсуждению. Клонировать мужскую особь так, чтобы из нее получилась женская — до этого даже современные ученые не додумались.
    В поисках «парадоксов» в Торе автор пишет, что « в Торе нет ни одного описания чудес и сверх естественных событий. Они возникают лишь в комментариях мудрецов Торы. Сама же Тора постоянно пытается дать вполне естественные объяснения всем событиям, описываемым в ней».
    И тут можно только удивляться. Вот навскидку из Торы:
    «И сказал Господь Моше и Аарону, говоря: Если скажет вам Паро, говоря: « дайте о себе доказательное чудо», то ты скажешь Аарону: «возьми посох свой и брось пред Паро», он сделается змеем. И пришел Моше и Аарон к Паро , и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон посох свой перед Паро и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал Паро мудрецов и чародеев, и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями, но посох Аарона поглотил их посохи» (Шемот. 7:9-12). А добывание воды из скалы ударом посоха, а исцеление всего еврейского народа от укусов ядовитых змей, благодаря сделанному Моше медному змею, и т.д. и т.п.?
    Это только небольшая часть из тех «парадоксов» в Торе, которые рассматривает в статье автор. Почему он дает название «парадоксы» описываемым событиям в Торе, не совсем понятно. Скорее можно говорить о «парадоксах» мышления самого автора.

    .

    1. «Вы не согласны?»
      Ну, что Вы. Я с обоими Вами согласен.
      Тем не менее, зачислив себя еще до репатриации в разряд не нуждающихся в сеянии и перепахивании и не заслуживающих клонирования, осмеливаюсь удивиться переводу «рыб больших= התנינמ «. Мне не продали такого словаря.
      Статью А.Парицкого прочел с удовольствием: автор повествует о Своем открытии Торы, и его чувства после «сдачи диамата» мне известны, знакомы.
      Острые замечания И.Беленькой о ненаучности — тоже хороши, но мне вот по-дурацки любопытна инертность переводчиков и их редакторов. Ладно бы греки да немцы — но евреи же переводили с Оригинала.

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.