Евгений Романов: Прах развеять над Карибским морем

Loading

По-разному сложилась судьба семейства Фердинандовых, одни стали знаменитыми артистами и художниками, другие педагогами и учеными…

Прах развеять над Карибским морем

Евгений Романов

Однажды на мой адрес электронной почты получил письмо от Нила Никандрова, в котором он сообщал:

«С интересом ознакомился с материалами сайта о городе Богучар. К удивлению моему не нашел ничего (может быть, плохо искал) о Владимире Фердинандовиче Фердинандове, который начал свою карьеру в Богучарах смотрителем уездного училища. Благодаря ему была открыта женская прогимназия. Он являлся своего рода местным просветителем….».

Завязалась бурная переписка. Меня самого заинтересовала личность Владимира Фердинандовича. В архивах удалось найти очень интересные сведения. Оказывается, Владимир Фердинандович, более 35 лет был штатным смотрителем, а так же попечителем учебного округа ряда училищ Богучарского уезда в чине коллежского асессора. (Этот чин VIII класса ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину — как правило, требовался университетский или лицейский диплом — Е.Р.) Как сообщает книга «Адрес-календарь лиц служащих в Воронежской губернии» за 1877 год в этой должности он находился с 1855 года. Был участником русско-турецкой войны 1853–56 годов, за что награжден орденами Святого Станислава 3 степени и Святой Анны 3 степени, а также бронзовой медалью «В память войны 1853–1856».

Из архивов РГАЛИ мне удалось установить, что Владимир Фердинандович Фердинандов, рожденный в 1825 году, был родом из прибалтийских немцев. В возрасте семи лет был отдан в Гатчинский сельский воспитательный сиротский дом матерью, в связи со смертью отца и вторичным замужеством. Изначальная фамилия была другая. Эту фамилию ему дали в воспитательном доме по имени отца. По документам опекунского совета учреждений императрицы Марии удалось установить, что в Гатчинском воспитательном доме служил учителем немецкого языка и классным надзирателем Фердинанд Лустих. Умер в 1837 году. Возможно он и был отцом Владимира.[1]

В 1834 году воспитательный дом был преобразован в восьмиклассную мужскую гимназию для детей-сирот, а в 1837 году — в гатчинский Сиротский институт, который готовил домашних учителей. В институте Владимир обучался до 1840 года.

В своем письме Константин Сапожников сообщил мне, что:

«поисками следа Фердинандовых (Москва, Италия, Египет, Венесуэла, США и т.д.) я занимаюсь с начала 80-х годов. Фотоархив Николая Алексеевича, цветные репродукции всех его работ, уцелевшие письма, полнейшая коллекция публикаций о нём, мои личные впечатления от поездок по маршрутам художника etc. — позволяют написать о нём и его семье с достаточной полнотой. На испанском языке я опубликовал две книги, в России — несколько больших статей, в том числе в журнале «Латинская Америка».

При этом, он писал, жена Владимира Фердинандовича — «Анна Федоровна Федоровская (девичья), дочь священника из Старобельского уезда Харьковской губернии». Но это оказалось не так. В составлении родословной мне помог архив местного краеведческого музей.

Так сложилось, что практически все метрические книги, которые раньше хранились в Богучарском ЗАГСе, в 2012 году были переданы в г. Воронеж и найти сведения о родственниках В.Ф. Фердинандова через многочисленные запросы краеведам стало намного труднее. Казалось, поиск на этом и закончится, но когда обратился к директору местного краеведческого музея Сахно А.В., то был приятно удивлен.

Она сообщила:

— Да у меня есть сведения о Фердинандовых.

— Неужели это правда?

— В 90-х годах я работала в Богучарском ЗАГСе с метрическими книгами, собирая метрики об известных богучарцах, в том числе и семье Фердинандовых.

Из этих записей, сохраненных в объемистой общей тетради, удалось восстановить часть родословной Фердинандовых.

Фердинандов В.Ф. был православным, его жена Анна Яковлева, дочерь губернского секретаря, учителя русского языка из уездного училища Косьмы Игнатовича Яковлева.

И что интересно, членом богучарского уездного училищного совета в это период был известный воронежцам городской архитектор А.П. Багалдин-Таишев — уроженец города Богучар. У Владимира Фердинандовича уже были дети: Алексей, Александр, Мария (род.1858), Виктор (род. 1863), Лидия (род.1864), Павел (28.08.1872–22.01.1876), Василий (род.10.12.1974).

Все дети получили достойное образование в Богучарском Александровском трехклассном училище: дочь Лидия стала учителем и 11 сентября 1881 года вышла замуж за своего сослуживца, учителя Александровского училища Якова Яковлевича Бибикова (род. 1860); Александра — преподавала французский язык в женской гимназии при костеле Святого Людовика в г. Москва; Виктор — после окончания, работал писарем первого разряда в уездной управе; Алексей — уехал учиться в Москву, где окончил Казанское техническое железнодорожное училище, затем Московский императорский университет и всю жизнь работал в Московско-Казанском железнодорожном училище преподавателем математики, дослужился до коллежского асессора, Василий уехал в г. Воронеж и посвятил себя сельскохозяйственной науке.

В переписке с Нилом Никандровым удалось выяснить, что это псевдоним Сапожникова Константина Николаевича, журналиста-международника, автора нескольких романов и биографических книг, две из них — «Григулевич» и «Уго Чавес» — были изданы в серии ЖЗЛ. Сейчас он готовит к изданию книгу о внуке Владимира Фердинантовича, Николае Алексеевиче Фердинантове, всемирно известном венесуэльском живописце и художник прикладного искусства. В одном из своих писем К.Н. Сапожников писал:

«Насколько мне известно, по его инициативе (имеется виде Фердинандов В.Ф. — Е.Р.) в городе впервые за все его существование были организованы любительские спектакли. Ставили А. Островского и водевили. Был создан любительский оркестр».

В российских архивах удалось найти наброски, одной из таких постановок Фердинандова В.Ф., отраженной будущим художником-передвижником Сергеем Васильевичем Ивановым, который в апреле 1885 года делал зарисовки в городе Богучаре.

В 1881 году Владимир Фердинандович получил чин надворного советника. Гражданский чин VII класса, который соответствовал чинам подполковника в армии, официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».

Как сообщается в документах РГАЛИ, «неустанным трудом выслужил себе потомственное дворянство» и стал потомственным почетным гражданином города Богучар. В 1884 г. он вышел на пенсию, а 29 мая 1901 года Фердинандов В.Ф. умер.

«Похороны его вылились в грандиозную демонстрацию любви и уважения. За гробом шло по крайней мере половина населения города, учащиеся всех учебных заведений. На крышку гроба были прикреплены его форменная треуголка и шпага, как символы его длительной, честной и плодотворной работы».

Символично, что именно в этот год в городе Богучаре было закончено строительство, начатое по инициативе Фердинантова В.Ф., и открыт Народный Дом (сейчас кинотеатр «Шторм), где до нынешнего времени проводятся театрализованные постановки.

По-разному сложилась судьба семейства Фердинандовых, одни стали знаменитыми артистами и художниками, другие педагогами и учеными, но все они часто посещали родной город Богучар.

Сейчас прошли годы и не всем воронежцам известно, что у истоков создания Воронежского Зооветинститута был Василий Владимирович Фердинандов, один из основателей научной школы птицеводства в России. Вот только некоторые вехи из истории его деятельности: Владимир Васильевич был делегатом 2–го съезда России по мелкому животноводству и птицеводству, проходившем в Москве 7-8 ноября 1917 г. Его доклад на съезде стал значительным вкладом в учение «о простой русской курице». С 1935 года по 1941 год руководитель кафедры частного животноводства, доктор сельскохозяйственных наук, первый проректор по науке. Профессор Фердинандов В.В. впервые в России поставил исследования в области птицеводства на научную основу, обследовал и описал породы кур в Центральном Черноземье. 26 ноября 1929 года Коллегия Народного Комиссариата по внешней и внутренней торговле СССР, проходившая под председательством А.И. Микояна, приняла решение об организации Научно-исследовательского института по птицепромышленности и птицеводству, был образован оргкомитет, в который вошли профессора: В.В. Фердинандов, В.П. Никитин, В.В. Букраба и А.С. Солун.

Константин Сапожников прислал мне фотографию семейства Фердинадовых, где сфотографировались Алексей Владимирович с родителями и детьми во время посещения города Богучар.

Особенно были талантливыми дети в семье Алексея Владимировича Фердинандова: Борис Алексеевич Фердинандов (1889–1959) стал актером, режиссером, художником; Лидия Алексеевна актрисой, снималась в лирических мелодрамах европейского кинематографа; Владимир Алексеевич был отличным скрипачом.

Всемирную известность приобрели два брата Борис и Николай Фердинандовы. Борис Алексеевич в начале своей театральной деятельности с 1909 по 1911 годы учился на драматических курсах и был сотрудником Малого художественного театра. В 1913–1914 годах работал художником оформителем в Петербургском театре музыкальной драмы, а после революции в Московском камерном театре. С 1921 по 1923 годы руководил созданным им Опытно-героическим театром. Когда в сентябре 1922 года появилась мастерская ГИТИСа, руководимая Борисом Фердинандовым группа, влилась в него, а Опытно-героический театр, объединившись с Вольной мастерской Мейерхольда В.Э., образовал Театр ГИТИСа.[2] В театре у Б.А. Фердинандова начинали работать актерами Михаил Жаров, Михаил Мухин и Игорь Ильинский. Борис Алексеевич был знаком с Сергеем Есениным и Владимиром Маяковским.[3] Так в марте 1922 года состоялось публичное чтение пьесы «Черный человек», написанной по поэме Сергея Есенина, а уже в мае в Опытно-героическом театре состоялась премьера пьесы. Борис Алексеевич был известным актером театра и кино, занимался литературной деятельностью. В 1923 году Опытно-героический театр распался. Борис Алексеевич Фердинандов впоследствие ставил спектакли в театрах Калуги, Челябинска, Новокузнецка, Воронежа, Сыктывкара, Туркменском театре драмы (Ашхабад), Театре им. Камала (Казань). Так в Воронеже им поставлен спектакль «Ромео и Джульетта», где он играл роль Тибальда.

В ноябре 2013 году я обратился к Константину Сапожникову, с просьбой прислать мне фото семьи Фердинандовых, он прислал мне письмо в котором сообщал:

«Добрый вечер, Евгений Павлович! Должен сказать, что собранные мною материалы о семье Фердинандовых, войдут в книгу о художнике Николае Алексеевиче Фердинандове. Летом пришлось временно отложить работу над текстом из-за необходимости срочной доработки биографии Уго Чавеса, вышедшей в серии ЖЗЛ в начале октября с.г. После публикации книги о Фердинандове, проблем с передачей Вам необходимых фотографий не будет.

Часть из них попала мне из архива бывшего директора Национальной библиотеки Венесуэлы Хосе Монкады, который после смерти Соледад Гонсалес — вдовы Николая — унаследовал всё её имущество, включая фотоальбомы, письма, некоторые уцелевшие графические работы художника.

Кстати, среди тех, с кем я встречался, были «аргентинские» Фердинандовы, воронежских корней, «невозвращенцы». Игорь Фердинандов (насколько я понимаю, близкий родственник В.В.Ф. — специалиста по птицеводству) даже написал для меня воспоминания о встречах с Николаем на воронежской земле (до его отъезда из России), плюс к этому — наша почтовая переписка. За информацию о сыновьях Бориса спасибо. Об обстоятельствах их гибели я ничего не знал».

В письме направленном мною Константину Сапожникову речь шла о трех сыновьях Бориса Фердинандова, которые без вести погибли на фронте. Мне удалось разыскать место гибели двоих сыновей Бориса Фердинандова, о чем я и написал Константину Сапожникову. В благодарность он выслал мне фото семьи Фердинандовы и фото матери Бориса Фердинандова, по которому мне удалось найти дом в Богучаре, где проживало до революции все семейство, а так же копии зарисовок, сделанные в с. Журавка Богучарского уезда Николаем Федринандовым.

Именно брат Бориса Алексеевича художник Николай Алексеевич Фердинандов получил всемирную известность. Он родился в Москве 14 апреля 1886 года. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом — в Высшем художественном училище Академии художеств города Санкт-Петербурга. Свои работы экспонировал на московских выставках, много путешествовал по Египту, Америке, Греции, Италии и Франции. На Международной художественной выставке в Риме в 1913 году за декоративные работы он был удостоен Золотой медали. Николай Фердинандов всегда стремился быть известным художником, отказался участвовать в империалистической войне 1914 года. В 1918 году он был вынужден перебраться на тропический венесуэльский остров Маргарита, где активно участвовать в художественной жизни этой страны. Знаменитый венесуэльский писатель Ромуло Гальегос назвал Николаса (Николая) Фердинандова «человеком, зажигающим маяки».

В 1920–1922 годах Н. А. Фердинандов неоднократно экспонировал на проходивших в Венесуэле выставках свои живописные (в духе импрессионизма) и декоративные работы. С 1923 по 1924 годах жил на острове Кюрасао в Карибском море. 7 марта 1925 года накануне выставочного турне по Америке и Европе художник умер от туберкулеза. Свой прах он завещал опустить в Карибское море После себя оставил множество живописных работ. В национальной галерее изобразительных искусств в Каракасе хранятся картины переданные вдовой Фердинандова — венесуэлкой Соледад Гонсалес. К сожалению большая часть художественного наследия художника, перевезенного родственниками во Францию, погибла во время гитлеровской бомбежки.

Вместе с братом Николай Алексеевич неоднократно бывали в Богучаре и посещали театр, делали зарисовки в окрестных селах. Многие работы братьев Фердинандовых, хранятся сейчас в архивах РГАЛИ в Москве и экспонируются на выставках. Совсем недавно в 2012 году в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка работ русского зарубежья, живопись и графика из собрания национального музейного фонда Галереи национального искусства Венесуэлы, где были представлены работы Николая Алексеевича Фердинандова.

Р.S. Работая с архивными документами РГАЛИ, мне удалось выяснить много интересного о семье Фердинадовых. В частности, что сестра Лидия Алексеевна, актриса немого кино, с 1920-х в эмиграции — сначала в Париже, затем в Бразилии, навещала брата Николая на Кюрасао. Сохранилось многие фото, рисунки и письма Бориса Алексеевича. Одно из них написанное И.В. Сталину. К письму от 20-го ноября 1950 г. приложены предисловие и оглавление к очеркам В.В. Фердинандова «Евангелие без чуде». В письме Фердинандова В.В. к Б. А. Фердинандову от 15 августа 1952 г. приложено письмо В. В. Фердинандова в редакцию журнала «Успехи современной биологии» с просьбой, вернуть рукопись его статьи «Вегетативная гибридизация животных и ее перспективы». Все, найденные мною документы, постарался передать писателю и журналисту Константину Николаевичу Сапожникову, для написания его книги о Николае Фердинандове с надеждой на скорейшее издание.

Николай Алексеевич Фердинандов. Каракас 1920 год. Фото из архива РГАЛИ.

В центре основатель рода Владимир Фердинандович Фердинандов. Справа от него — его жена Анна Кузминична (Яковлева). Еще правее сын — Алексей Владимирович Фердинандов. Левее жена Алексея Владимировича. Самый верхний Николай Алексеевич Фердинандов, мальчик слева от него Борис Алексеевич. Сидящая девочка (крайняя справа) — Лидия. Фото архива К.Н. Сапожникова. Фотограф Л.Э.Непперт. Богучар.

Анна Козьминечна Фердинандова. Фото из архива К.Н. Сапожникова.

Владимир Васильевич Фердинандов.

Пастель. с. Журавка. Художник Н.А. Фердинандов. Богучарского уезда, 1889 год. Из архива К.Н. Сапожникова.

«Провинциальный театр». Набросок. С.В.Иванов. Богучар, 1885 год. Из архива РГАЛИ.

___

[1] РГИА, Шифр: Ф. 758 Оп. 18 Д. 122.

[2] Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1978. 255 с.

[3] Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1978. 255 с.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.