Лазарь Любарский: Жорж Веллер и его книга

 207 total views (from 2022/01/01),  1 views today

Изучение прошлого — это единственный способ помешать ему повториться… книга Веллера восполняет знания в этом вопросе и является компендиумом самой страшной в мировой истории еврейчкой катастрофы.

Жорж Веллер и его книга

Лазарь Любарский

Жорж Веллер

George Weller:
Se souvenir à Roglit.
Помнить и не забыть.
Remember and don’t forget.
לזכור ולא לשכוח
נקען און ניט פארגעס

Монумент французским евреям, депортированным и погибшим в фашистских концлагерях во Второй мировой войне, был открыт 18 июня 1981 года в долине haЭла, возле мошава Роглит-Неве-Михаэль (רוֹגְלִית נְוֵה מִיכָאֵל), около 9 км к югу от Бет-Шемеша. Инициатором выступил Серж Кларсфельд, председатель объединения «Сыновья и дочери французских евреев, жертв нацизма». Он, и его жена Беата, активно занимались поиском нацистских преступников, сбежавших от правосудия. Большая часть денег на памятник была собрана «Алюмим», объединением французских евреев, которые детьми были спрятаны от нацистской машины смерти. Каждый год в День Холокоста «Алюмим» проводит возле обелиска траурный митинг в память о погибших евреях, в присутствии посла Франции и, в прошлом создателя объединения Сержа Кларсфельда, а после его смерти, — его сына Арно.

В соседнем лесу Роглит были посажены около 80 тысяч деревьев, в память о 80 тысяч депортированных французских евреях, большая часть которых погибла в концлагерях.

Большинство евреев Франции прошли через транзитный концентрационный лагерь Дранси, специально устроенный в пригороде Парижа для короткого пребывания, перед отправкой в лагеря смерти.

Неве-Михаэль назван по имени сионистского деятеля из США Майкла Вейса. Население занято в Роглите и других поселениях района Адуллам. Общая численность населения объединенного мошава — 418 человек.

Краткая справка: Франция объявила войну Германии 3 сентября 1939 года, в связи с нападением последней на Польшу. В результате молниеносной войны немецких войск — блицкрига, союзнические войска были наголову разгромлены. 25 мая 1940 года главнокомандующий французскими вооружёнными силами генерал Вейган заявил на заседании правительства, что надо просить немцев о принятии капитуляции. 17 июня правительство Франции обратилось к Германии с просьбой о перемирии. 22 июня 1940 года Франция капитулировала перед Германией. Результатом перемирия стало разделение Франции на оккупационную зону немецких войск и марионеточное государство, управляемое режимом Виши (Vichy France) со столицей в Бордо. Официально военные действия закончились 25 июня. Французская армия в результате войны потеряла 84 000 человек убитыми и более миллиона пленными. Немецкие войска потеряли 45 074 человек убитыми, 110 043 ранеными и 18 384 пропавшими без вести.

Монумент французским евреям в долине haЭла я впервые посетил со своей семьей в 80-х годах прошлого века.

Я стоял у стендов, на которых написаны все имена французских евреев, жертв Холокоста, подобно человеку на приведенном ниже снимке…

Вторично я соприкоснулся с вопиющей историей транзитного лагеря Дранси в романе-хронике Андре Шварц-Барта (фр. André SchwarzBart) о непрерывной истории еврейской семьи с XII в. до Холокоста «Последний из праведников» (Le dernier des justes), который Эли Визель назвал «непревзойденной книгой». Герой этого романа, — последний отпрыск семьи, уцелевший сквозь века, начиная с погрома зачинателей третьего крестового похода в Иорке под предводительством Ричарда Львиное сердце в 1189-1192гг.: он был депортирован из Дранси во время Холокосте в Аушвиц. ( Родители Шварц-Барта были также депортированы в Аушвиц в 1942 году и погибли там).

В лагере Дранси евреев не убивали и не было орудий убийств, но с момента его образования 20 августа 1941 года и до его освобождения союзными войсками в августе 1944, он служил сценой для бесчисленных трагедий, которые потрясали воображение. Изначально Дранси был рассчитан на 700 человек, но на определенных этапах нацисты содержали здесь 7000 человек. Заключенные пребывали в откровенно кошмарных условиях и невероятной жестокости гестапо и французских коллаборационистов. Всего через лагерь прошло порядка 75000 евреев; больше 67000 из них из Дранси отправились прямиком в Auschwitz (Освенцим). В лагере Дранси в разное время томились многие представители французско-еврейской интеллектуальной элиты, в т.ч. известный поэт и художник Макс Жакоб (Max Jacob), драматург Тристан Бернар (Tristan Bernard), хореограф Рене Блюм (René Blum), родной брат бывшего премьер-министра Франции Леона Блюма, певец парижской оперы Рич (настоящее имя Рабинович) и др.

Мысль о написании настоящей статьи у меня возникла в ходе прочтения книги Жоржа Веллера «От Дранси до Аушвица» (Georges Wellers “De drancy a Auschwitz”). Веллер провел два с половиной года в лагере Дрансу, затем полгода в Аушвице, три месяца в Бухенвальде, откуда был освобожден американцами в апреле 1945 года.

Данные о жертвах Аушвица.

Несколько слов о Жорже Веллере (1905-1991):

Он родился в городе Козлове (в советские годы город Мичуринск) у уроженцев Латвии, — Лазаря и Анны Веллер. Всего у них родилось за период с 1897 года до 1910 года шестеро детей — две девочки и четыре мальчика. Они были единственной еврейской семьей в Козлове, никакого антисемитизма в Козлове не было. Последнюю девочку назвали Рахилью и ей довелось потом жить в Израиле. Пятый ребенок родился в 1905 году, и его назвали Георгием. Дома его звали Жоржем и ему суждено было пройти все девять кругов ада Дранси, Аушвица и Бухенвальда, чудом уцелеть и увековечить трагедию евреев Франции своей книгой. В 1917 году семья переехала в Москву и поселилась в особняке на Арбатской площади. Жорж был очень способным юношей. Он окончил школу в 16 лет и МГУ, по специальности биология, в 20 лет.

Вскоре после революции в России Латвия объявила о своей независимости и в 1920 году вышла из состава России. Лазарю Веллеру, как иностранцу, приказали уехать из Москвы в Латвию, вместе с женой и несовершеннолетними детьми, которых было двое: Жорж, 15 лет и Рахиль, 10 лет. Остальные дети имели право выбора, как совершеннолетние, и они все четверо выбрали Страну Советов,— ведь они ничего общего не имели с Латвией, никогда там не жили и не знали латышского языка. Лазарь героически боролся за право остаться в Москве и не хотел разбивать семью. Но в 1925 году все аргументы были исчерпаны, и они должны были уехать в чужую страну, где их никто не ждал. Жоржу в это время исполнилось 20 лет, он был уже совершеннолетним, и он решил пойти на прием к Калинину. Калинин выслушал его и сказал: «Убирайтесь к черту, молодой человек!». Тем самым он торпедировал Жоржа на головокружительную карьеру ученого с мировым именем, и одновременно на страшные муки в немецких лагерях во время войны (из воспоминаний Евгении Веллер, племянницы Жоржа, дочери его старшей сестры Елены). 

Лазарь умер в Риге в 1940 году, а Анна вернулась в Москву весной 1941 года, когда Латвия снова стала частью СССР. Через несколько месяцев она эвакуировалась и умерла в 1943 году от истощения и тягот военного времени.

Жорж женился в Латвии и уехал в 1929 году в Париж, где его московский диплом признавался (в Латвии он работал грузчиком), работал в течение 1932-1975 гг. в Сорбонне, занимал должность директора исследовательской лаборатории на Медицинском факультетет. Лауреат Академии Наук Франции, автор более 150 научных статей, был членом многих научных обществ, кавалером французского Ордена Почетного Легиона и других орденов. К моменту оккупации Франции немцами в 1940 году, Веллер был уже ученым с мировым именем.

В Париже у Жоржа родились два сына. Его жену и детей спрятали от немцев друзья-французы в деревне под Парижем и она также чудом уцелела. Его сестра Рахиль вышла замуж и тоже уехала в Париж, где у нее родилась дочка Ирена.

Первая часть книги Жоржа Веллера «От Дранси до Аушвица» представляет собой скрупулезное описание еврейского концлагеря Дранси. Выполненная с научной тщательностью, эта часть книги демонстрирует во всей неприглядности нацистскую политику «окончательного решения еврейского вопроса». Во второй части книги — очень личное и эмоциональное описание нескольких людей, с которыми Жорж познакомился в лагере, начиная от известных во Франции людей и до подростков, которым он помогал выжить с громадным риском для себя. Автор ведет читателя в Аушвиц (Освенцим) и описывает марш смерти в Бухенвальд после ликвидации Аушвица. Жорж был освобожден американцами из Бухенвальда в апреле 1945 года.

До 2011 года книга «От Дранси до Аушвица» никогда не переводилась на другие языки. Русский перевод с французского Виталия Колмановского, появился благодаря инициативы и под редакцией Евгении Веллер. Жорж Веллер был единственным свидетелем от Франции на процессе Эйхмана в Израиле в 1961 году, где он выступал три с половиной часа, рассказывая, в основном, о трагедии детей в концлагерях.

Жорж Веллер (справа), свидетельствует на процессе Эйхмана в Иерусалиме 9 мая 1961 г.

Веллер написал свою книгу изнутри: — это потрясающий документ об уникальном зверстве гитлеровского режима, и в то же время о товариществе, о человеческом достоинстве и … его слабости. Автор , — не проповедник истины, а человек, который видел смерть и сам умирал в течение более тысячи долгих дней; испытывал непрерывно встречу со смертью и провожал на смерть десятки тысяч людей, — от отделенных от матерей младенцев и до глубоких стариков, объединенных общим качеством: еврей. И выжил чудом…, забыв при этом как пользоваться вилкой и ножом… Но придя в себя, описал пережитые события по свежим следам на 215 страницах. Книга была опубликована в Париже на французском языке в1946 году, а затем в переводе на другие языки в т.ч. и на русский. До конца своей жизни он был членом Исполнительного Комитета Центра Современной Еврейской Документации в Париже.

В 1976 году, на территории бывшего концлагеря Дранси был сооружен Мемориал погибшим французским евреям; разработал его скульптор Шломо Селинджер (Shlomo Selinger).

Две стены по бокам центральной фигуры символизируют двери смерти Дранси и представляли собой преддверие смерти. Центральная скульптура состоит из десяти людей, символ количества мужчин, необходимых для коллективной молитвы (Миньян). В передней части скульптуры мужчина и женщина символизируют страдание и достоинство. В центре мужчина с Тефилин на лбу (Филактерий) изображает молитву. Ниже, две повернутые головы символизируют смерть. Буквы на иврите «Ламед» и «Вав» образованы волосами, руками и бородой двух людей в верхней части скульптуры.. Эти две буквы означают цифру 36, которая определяет количестао праведных людей на земле, согласно еврейской традиции.

Мемориал Дранси (Памятник депортации), скульптор Шломо Селинджер

На открытии Мемориала, Франсуа Олланд заявил о «долге сохранения и передачи исторической памяти». Он напомнил, что из шести миллионов евреев, уничтоженных нацистами, 76 тысяч человек были гражданами Франции:

«Дранси был преддверием ада. Мы по-прежнему должны бороться против мракобесия, против ненависти, против этого стремления к разрушению, против фанатизма, который всегда готов поднять голову, чтобы уничтожить наши свободы. Перед лицом этих попыток— я говорю это громко и твердо — Республика не отступит от своих ценностей».

Президент Олланд подчеркнул необходимость передачи памяти о страшных преступлениях нацизма будущим поколениям. Изучение прошлого — это единственный способ помешать ему повториться.

Президент Франции Франсуа Олланд, на открытии Мемориала в 2012 г.

Через лагерь Дранси прошел и целый ряд представителей русской эмиграции во Франции, в их числе политик и издатель Илья Фондаминский, поэт и прозаик Юрий Мандельштам, художник Михаил Финк, художник-декоратор Савелий Шлайфер… все они впоследствии погибли в нацистских лагерях смерти. Узникам Дранси активно помогала мать Мария, героиня движения Сопротивления, погибшая в концлагере Равенсбрюк. В 1988-м году был установлен памятный железнодорожный вагон — один из тех, в которых французских евреев увозили в Освенцим. На восточной стороне мыса острова Сите в 1964 году был открыт мемориал в память о французских гражданах, которые во время Второй мировой войны были высланы в фашистскую Германию. Практически все они были евреями и погибли в немецких концлагерях.

Символика Мемориала на острове Сите: обнесенный бетонной стеной тюремный дворик с единственным зарешеченным окошком. Из него можно войти в помещение, где на стенах нанесены имена жертв депортации и названия концлагерей, где они погибли.

Жорж Веллер, по следам своей неутраченной памяти, передал будущим поколениям потрясающий документ, — память о страшных преступлениях нацизма. Это память пропущенная через собственную душу, которая нескоько лет умирала, подвергаясь страданиям вместе с миллионами евреев, умерщвляемых или умирающих из-за антисемитской паранои гитлеров и иже с ними. Три года он ежесекундно ожидал депортации в рамках «окончательного решения еврейского вопроса», в условиях постоянного голода и холода, нечеловеческих бытовых условий, унижений и одиночества. При этом он неизменно утешал подготвляемых к депортации новых партий привозимых евреев со всей Франции, находил доброе слово для женщин, стариков и больных, успокаивал детей, оторванных от матерей… Вот как Веллер описывет доставку детей:

«…привезли несколько тысяч детей из Парижа без родителей, которых депортировали, а детей группами по тысяче отправили в Дранси. Детям было от 2 до 12 лет. Их выгрузили из автобусов посреди двора, как зверьков. Автобусы подъезжали с полицейскими на ступеньках, колючая проволока охранялась жандармами. Дети выходили из автобусов, и старшие брали малышей и вели их до комнат. Там они не отходили друг от друга, как маленькое испуганное стадо, не решаясь сесть на отвратительно грязные матрацы. Большинство не знало где их вещи или, что делать со своим скарбом… В лагере сложились женщины-добровольцы, лишенные всего (также обреченные на скорую депортацию), чтобы за ними ухаживать. Они их мыли, вытирали своими носовыми платками, в полдень и к шести бежали накормить их супом из капусты, иногда оставались с детьми, чтобы соорудить им что-то вроде ложа на ночь. Но это было каплей в море. В каждой комнате размещалось по сто детей. Суп из капусты был совершенно непригоден для детских желудков и вскоре детей стал мучить жестокий понос. Они пачкали одежду и матрасы, мыла не было…; детей затем депортировали, но поступали новые…»

А вот как Веллер описывает структуру управления лагерем:

«Лагерем управлял верховный шеф по делам евреев во Франции и Бельгии (шеф антиеврейской немецкой администрации), но непосредственно распоряжался французский коменант, которому помогали инспекторы судебной полиции и жандармы. Инспекторы занимались гражданским состоянием каждого узника, а жандармы обеспечивали охрану и выполнение распорядка. Последнее было затем возложено на самих заключенных. В подчинении еврейской администрации находились старосты блоков, комнат, детская столовая, службы уборки, гигиены…»

Всего за годы пребывания Веллера в Дранси, сменилось три главы антиеврейской немецкой администрации Франции, сотрудники Эйхмана: Теодор Даннекер, Рётке и Алоиз Бруннер. Отправление производилось два-три раза в месяц. Контингент должен был состоять из тысячи человек.

Веллер отмечает, что в лагере почти до самого конца не знали о судьбе депортированных; немецкая пропаганда (газета Pariser Zeitung) описывала удовлетворительные условия в которых они живут; заключенные мужественно переносили голод, грязь, клопов, тесноту, неприятных соседей, отсутствие известий о родных. Депортация же была прыжком в неизвестность и всегда происходила в условиях напряженной нервозности и растерянности женщин, детей и стариков, больше нуждающихся в помощи. Лагерь был осведомлен о происходящем в мире по парижским газетам, болтливости жандармов и просачивющейся из разных источников информации. Заключенные следили за Сталинградской эпопеей и динамикой военных событий с непомерными надеждами…

Веллер был известной личностью в Париже и во всей Франции как ученый с мировым именем и общественный деятель, особенно среди интеллектуальной элиты. В лагере он также выделялся своей стойкостью и непрерыкаемым, моральным авторитетом, сопережеванием с обреченными и посильной поддержкой нуждающихся в страшных реальных условиях… По этой причине еврейская администрация поручала ему в разные времена быть старостой блока, заведовать столовой… участки требующие неукоснительную честность и порядочность. Вероятно, это явилось и причиной того, что его долго не депортировали и, что в конечном счете он пережил несколько страшных этапов жизни. Его депортация в Аушвиц произошла лишь после высадки союзнков в Нормандии и ликвиданции лагеря Дранси. Но победное наступления Советской Армии с востока вызвало и ликвидацию лагерей Аушвиц-Биркенау, где Веллера использовали как биолога и его вновь депортировали, на этот раз в больницу Бухенвальд…

В своей книге «От Дранси до Аушвица», Веллер проводит ряд мыслей, которые не потеряли своей актуальности и сегодня, спустя семьдесят лет. В лагере у него сложились добрые и доверчивые отношения с некоторыми заключенными, большинство также интеллектуалы, с которыми он соприкасался и часто встречался в том тесном и замкнутом пространстве в котором они жили, вели опасные, скрытые тайные разговоры. Ясно, что все были евреями и естественно, что они неутомимо следили и обсуждали новости, которые до них доходили разными путями. Веллер особенно отмечает врачей Леви-Кобленца и Розенроша, которые работали в клинике. Первый отличался полными здравого смысла суждениями, а второй был большой спорщик. В пору, когда англо-американцы были еще лишь в Италии, а русские входили только в Украину, — все уже видели крах немцев, предвидели падение Берлина, рассматривались гипотезы о развале Германии изнутри, или разрушителной войны на ее территории. Отмечалось также, что немцы не такие как другие люди, и доводы пригодные для других, для них непригодны. Упоминались и затянувшиеся на несколько лет гражданская война в России и Испанская война, поход Муссолини на Рим, перевороты Пилсудского и Ататюрка… И конечно же диктатор Гитлер:

«он победил по правилам демократической игры, по бюллетеням всеобщего тайного голосования…, боши послушны, и такими останутся до конца, они будут драться, поскольку Гитлер велел им драться…, нужно войти в Берлин, чтобы вынудить его капитулировать…»

Конечно, в момент, когда Веллер писал эти строки, война уже была историей и было известно какие прогнозы оправдались или рухнули, т.е. разумность и логичность этих рассуждений. (Веллер отмечает, что и Леви-Кобленц и Розенрош не дожили до конца войны…)

Другим предметом острого обсуждения, о котором Веллер пишет в своей книге, была тема о будущем евреев после счастливого окончания войны. «Что произойдет потом с печальным еврейским народом?». Несмотря на текущие заботы о выживании, кое-кто, и особенно Леви-Кобленц, проявлял реалистический и даже практический интерес к этому вопросу. Речь шла о злобном антисемитизме, который воплощала Германия. Эти дискуссии происходили скрытно по воскресениям и выявили две противоположные позиции: «доверчивые» и «сионисты». Первые считали постоянный характер антисемитизма преувеличением:

«…во Франции его в 19 веке почти не было, а дело Дрейфуса — это лишь эпизод; что касается организации еврейского госудаарства в Палестине, то мы не видим в этом необходимости, так как с прогрессом человечества евреи смогут сосуществовать с остальными; к тому-же эта страна не соответствует условиям прочного успеха, она крошечная, защищать её будет горстка евреев, которые стремятся остаться евреями, и она утонет во враждебном арабском океане. Почему бы не создать еврейское государство в лоне французского общества, например в Мадагаскаре? И будущее, и нормальное развитие еврейского народа, были бы обеспечены; Франция извлекла бы выгоду из колоний, а мир избавился бы от вечного еврейского вопроса…»

А вот позиция сионистов (которую исповедовали Веллер и Леви-Кобленц):

«Идея организации еврейского государства где-то, а не в Палестине ошибочна, химерическая и связана с непониманием нравов и особенностей еврейского характера. Для создания нового государства нужна мистика, идеал, способный увлечь массы. Для евреев существует только одна страна, где они хотят родиться, жить, трудиться и умереть, это Палестина. Нужно полностью игнорировать и пренебрегать священным престижем Палестины в глазах евреев всего мира, чтобы не признавать этой очевидной истины…»

Эти рассуждение велись в 1943 году, т.е. четыре года до решения ООН об образовании Израиля в 1947 году, а книгу Веллер писал в 1945-46 годах. Думается, читатель правильно оценит, и разумность предвосхищения последовавших событий, равно как и их текущую актуальность. (В наши дни, иногда встречается «термин постсионизм», которым некоторые комментаторы отражают позицию «доверчивых» из Дранси). Я опускаю дополнительные доводы каждой из сторон как менее принципиальные, но они приведенны в книге Жоржа Веллера «От Дранси до Аушвица».

Народ непобедим, если помнит и чтит свою историю.

Изучение прошлого — это единственный способ помешать ему повториться. Мне неизвестны другие книги о немецких лагерях для французских евреев, хотя понимаю, что они имеются. Поэтому книга Веллера восполняет знания в этом вопросе и является компендиумом самой страшной в мировой истории еврейчкой катастрофы. Страницы его книги полны драматизма, потому что такова была жизнь в лагерях, в которых он провел три года. Он сумел показать и мужество, и благородство, и сплоченность заключенных-евреев перед лицом смертельной опасности. В октября 1943 года, после долгих месяцев заключения, Веллера переводят из Дранси, вместе с 250 заключенных в Париж, чтобы работать в другом лагере, занимающемся пересылкой в Германию еврейского имущества, награбленного во Франции, а в июне 1944 года и его депортируют. И вот как он описывает финальный этап своей Одиссеи, т.е. блуждания по волнам лагерей уничтожения евреев… Группа заключенных попыталась убежать из вагона, но немцы заметили эту попытку. Шестьдесят мужчин раздели донага и в таком виде поместили в пустой вагон. Это было плачевное зрелище голых людей, страдающих от жажды. Через сорок восемь часов, в глубине Германии им разрешили добежать до своего вагона, чтобы взять одежду и вещи. Его, привезли в Аушвиц и, как биолога, определили в биохимическую лабораторию лагерного госпиталя.

В ноябре Гиммлер приказал уничтожить этот лагерь. В январе 1945 года все три лагеря в Аушвице были ликвидированы и Веллера, с группой заключенных перевели в Бухенвальд. Железная дорога была уже в нескольких местах перерезана русскими. От эсэсовцев веяло опасной паникой и нервозным неистовством…заключенных везли в открытых платформах с оградой высотой в половину человеческого роста, На платформе размещалось 100-150 заключенных, тесно прижатых стоя друг к другу. Путешествие продолжалось четыре дня через Судеты и Тирольские горы в лютом холоде и под обильным снегопадом. За всю дорогу раздали всего два раза хлеб. Бросали по 10 килограммов буханок на каждую платформу, на которой находилась сотня несчастных, замерших, умирающих от утомления и голода, жажды и болезней людей, перемешанных с зажатыми труппами. Никакое распределение не было возможно. Каждая буханка, брошенная в неописуемую давку падала в плотную массу живых, умирающих и трупов. Эвакуацию лагеря Бухенвальд немцы начали 4 го апреля. Международный день освобождения узников фашизма отмечается 11 апреля потому, что в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны…Через двое суток они дождались прихода американских солдат. Таким образом, узники Бухенвальда сами спаслись от уничтожения, так как гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных из 18 стран Европы.

После освобождения Бухенвальда американцами, Жорж Веллер вернулся в Париж. 30 апреля Адольф Гитлер и Ева Браун покончили жизнь самоубийством.

Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 8 мая в 22:43 по центральноевропейскому времени (в 00:43, 9 мая по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст. От германской стороны акт подписали: генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель. Безоговорочную капитуляцию приняли маршал Жуков (от советской стороны) и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами англиский маршал Теддер (англ. Arthur William Tedder), посланный Эйзенхауэром вместо себя.

Окончанием Второй мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу считается Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представителями союзных государств.

И естественен вопрос, возникающий при чтении книги Веллера: Каким образом, эта страшная катастрофа произошло в стране Гёте, Бетховена и множества подобных корифеев мировой культуры и гуманизма? Ответ на этот вопрос можно конечно найти во многих исследованиях… Ограничусь лишь кратким экскурсом в историю восхождения Гитлера к вершине тоталитарной власти, позволившей ему сотворить эту, величайшую в истории человечества, катастрофу.

В первую мировую войну, Гитлер служил вестовым в чине ефрейтора. После войны, разочарованный поражением Германии и убежденный, что в поражении виновны евреи, он написал свой первый политический документ, где заявил, что конечной целью антисемитизма должно стать «полное устранение евреев».

В 1920 г. Он вступил в «Немецкую рабочую партию» антисемитской направленности, программа которой требовала лишения гражданских прав и изгнания некоторых из них из страны. В 1921 г. он возглавил партию, а в ноябре 1923 г. осуществил попытку вооруженного переворота в Мюнхене. Путч провалился, Гитлера приговорили к пяти годам тюрьмы, а через девять месяцев освободили. В тюрьме он начал писать свою подстрекательскую автобиографию «Moя борьба» (Mein Kampf), в которой вопрос об истоках его радикального антисемитизма является ключевым.

В 1925 г. Гитлер возролил нацистскую партию. Число ее членов продолжало расти и на общенациональных выборах 1932 г. она стала крупнейшей фракцией германского парламента. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен канцлером После смерти президента Германии Пауля фон Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер принял на себя и его должность.

Гитлер, стремясь обновить Германию, провел антиеврейские меры, 7 апреля был принят закон, позволяющий увольнять евреев с занимаемых ими должностей на государственной службе. В сентябре 1935 г. были приняты расовые Нюрнбергские законы, и нацисты провели серию антиеврейских мер, исключающих еврейское население из всех сфер жизни в Германии. В то же время начали организовываться концентрационные лагеря, куда отправляли политических и идеологических противников нацизма.

В марте 1938 г. Гитлер аннексировал Австрию, присоединив ее к Германскому Рейху. Тем самым, еще почти 200 000 евреев оказались под властью Гитлера.

Об остальном можно понять из книги Веллера.

Я привел лишь достоверно известные факты биографии Гитлера и опустил различные бытующие версии о его, якобы, генетике, монорхидизме и инцесте, о которых не считаю себя вправе судить. Добавлю лишь, что Гитлер провозгласил немецкую нацию высшей, а по Ветхому завету (еврейской Торе) евреи являются «Ибранным народом».

Как он за столь короткое время промыл мозги немцам, что они пошли на столь ужасные и страшные преступления! 

Гитлер рассматривал евреев как своих идеологических противников, угрозу «арийской» расе, Германии и миру в целом. Он также считал их ответственными за появление демократии, либерализма и социализма — идеологических течений, диаметрально противоположных его собственным убеждениям. Поэтому, став фюрером (вождем) Германии, Гитлер сосредоточил усилия на уничтожении евреев в соответствии с нацистскими расовыми принципами, а также на установлении господства Германии в Европе, а впоследствии — во всем мире.

По существу-же, Гитлер, согласно существующей версии, с некоторых пор мог находиться во власти «Паранойи», разновидность определения которой привожу из Интернета: «Паранойя, — это психическое расстройство, характеризующееся систематическим бредом, манией величия и преследования, переоценкой собственных суждений, склонностью к подозрительности и разоблачительности, конфликтности и сутяжной борьбе, интерпретационной деятельности и конструированию спекулятивных систем».

Ясно, что отдельные составляющие приведенного «определения» можно обнаружить в каждом человеке, равно как и другие составляющие, порождающие грандиозные исторические явления и способность подчинить беспрекословно своей воле целые народы… Думается, читатель и сам знаком с подобными историческими примерами из мировой истории… Хочется лишь напомнить пророческий «тезис друзей Веллера в Дранси 1943 года, что Германия не развалится изнутри, так как Гитлер велел им драться и, следовательно, нужно войти в Берлин, чтобы вынудить его капитулировать».

30 апреля 1945 года, когда война велась уже на подступах к Рейхстагу, а ее судьба уже была известна со времен битв в Сталинграде и на Курской дуге, Гитлер сам привел в исполнение приговор своего собственного самосуда и покончил жизнь самоубийством…

Жордж Веллер в Лагере Дранси, 1942 г. (худ. Жак Готко — Яаков Готковский, погиб в Аушвице)

Настоящая статья написана после появления в 2011 году русского издания книги Жоржа Веллера «От Дранси до Аушвица», написанной на французском языке и увидевшей свет впервые в 1946 году. Инициатива перевода принадлежит племяннице автора и редактору книги Евгении Веллер. В предисловии редактора, Е. Веллер пишет:

«Мы, группа энтузиастов — переводчик (Виталий Колмановский Л.Л.), редактор, корректор, добровольные помощники, — считаем, что честная и документальная книга о Холокосте все еще нужна людям всех поколений, в особенности молодежи, чтобы еще раз напомнить о злодеяниях не такого уж далекого прошлого. Наша цель — просвещение равнодушных, предотвращение еще одного Холокоста и нового витка антисемитизма в душах людей и в политике власть имущих в мире.

Мы посвящаем перевод и идание этой книги памяти ее автора Жоржа Веллера и памяти всех тех людей, которые погибли во время Второй Мировой Войны. Мы надеемся, что человечесство больше никогда не допустит подобного зверства и издевательства над людьми, единственная «вина» которых заключалась в том, что они были евреями».

Лазарь Любарский

Aloumim — Association israélienne des Enfants Caches en France pendant la Shoah.
״עלומים— אגודה ישראלית של ילדים שהוסתרו בצרפת בימי השואה בצרפתית.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария к «Лазарь Любарский: Жорж Веллер и его книга»

  1. Депортировали в основном евреев, приехавших во Францию из России до и после революции, и их стран Восточной Европы и Прибалтики. Чужаков. Тех, которые «понаехали».
    Точно так же относятся к «понаехавшим» во всех странах, включия Израиль
    Человеческую природу не изменить. Гниль — внутри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *