Владимир Янкелевич: Израиль: квартирный вопрос

Loading

Страсть к национальному самобичеванию не отменяет крупнейших достижений в большинстве важнейших областей. А они, в свою очередь, создают мощную базу для будущего решения проблем…

Израиль: квартирный вопрос

Владимир Янкелевич

Бог посылает несчастья, но Он же дает широкие плечи, чтобы вынести их. «Плохие новости» заключаются в том, что несчастья превзошли самые страшные кошмары пессимистов, а «хорошие новости» — в том, что наши плечи во сто крат шире и крепче того, о чем мечтали оптимисты в самых сладких грезах.
Д-р Дан Шифтан

Жилищный кризис — это хит обсуждений в израильских СМИ. Тема выгодная, что ни напиши о бессовестном правительстве, которое работает против своего народа, всегда найдешь отклик.

Но есть одно «но»!

В СССР в поликлинике некто просил записать его к врачу «ухо-глаз», а когда ему сказали, что нет такого заболевания и потому нет такого врача, он ответил: «Этого не может быть! У меня глаз не видит то, что слышит ухо!».

Видимо такого врача уже пора заводить в Израиле.

Сначала мы все с удивлением читали, что около миллиона детей в нашей стране ложатся спать голодными. Сразу интересно, откуда они взялись? Это же означает, что каждый второй ребенок голодает! Видимо, хорошо маскируются под сытых.

Вот и с квартирами нечто похожее. Если цены заоблачные, то построенные дома должны стоять с нераспроданными квартирами, а строительные подрядчики должны разоряться, однако, и квартиры раскупаются, и цены продолжают расти.

Район «Кирьят-А-Шарон» в Натании. Здесь за несколько лет вырос практически небольшой новый город и строительство идёт непрерывно. И так везде, куда ни приедешь — повсюду активное строительство. Почитаешь-послушаешь СМИ, начинаешь думать, что всё это обман зрения, обострение болезни «ухо-глаз». Потом подойдёшь, потрогаешь стену нового дома, — нет, строят, на самом деле, активно строят.

Вот аналитическая статья о жилищном кризисе в Израиле:

«Для начала — сопоставление данных за 2008 и 2013 годы на рынке жилья, произвольно взятых в районе Хадеры. Так, в 2008 году земельный участок стоил порядка 100 тысяч шекелей, но через пять лет его стоимость достигла уже 250 тысяч шекелей. В 2008 году средняя квартира (четырехкомнатная) стоила порядка 800 тысяч шекелей, а в 2013 году — уже миллион 320 тысяч шекелей».

Мы живем не на облаке, шекель — свободно конвертируемая валюта, не может плавать полностью оторвавшись от мирового рынка. Неназванный автор цитируемой аналитической статьи умолчал о том, что в период с начала 2002 г. по начало 2011 г. произошло обесценение доллара по отношению к золоту более чем на 500%. То есть, 200 долларов США в начале 2002 года в пересчете на золото равны 1000 современным долларам. И наоборот, 1000 долларов сегодня — это 200 долларов в 2002 году. А мы часть мировой системы. Поэтому «лобовое» ценовое сравнение некорректно.

Самые жесткие обвинения исходят от оппозиции. Это легко понять, они сидели на скамейках запасных, возможностей принимать решения у них не было, а значит и ответственности никакой. Вот где простор для обвинений и ничем не подкрепленных обещаний: как только он/она и/или партия, членом которой он/она является, придёт в Кнессет победителем (если и как только электорат отдаст им свои голоса), то жилищный кризис будет решён вмиг, уж он/она и/или партия знают, как решить проблему…

Всему есть своя Причина, и у всего есть Следствие — материализация этой Причины!

Причины

  • Демографическая

На конец 2014 года еврейское население Израиля составило 6 миллионов 576 тысяч человек, то есть выросло почти на 2% в годовом исчислении — абсолютно беспрецедентный рост для развитых стран (см. «живой» график ниже).
Вот некоторые данные на настоящее время, позволяющие сравнить демографические показатели стран и коэффициент фертильности [i]:

Страна Рождаемость (дет/в день) Смертность (чел/в день) Соотношение в % Коэффициент фертильности
США в среднем 12 250 в среднем 7 423 165% 2,1
Финляндия в среднем 154 в среднем 152 101,3% 1,73
Дания в среднем 159 в среднем 157 101,3% 1,74
Норвегия в среднем 151 в среднем 128 118% 1,78
Россия в среднем 5 294 в среднем 5 226 101,3% 1,4
Израиль в среднем 437 в среднем 124 352,5% 2,77

Коэффициенты фертильности по данным The World Factbook несколько отличаются, но соотношение между странами остаётся тем же. Напомним, что для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть на уровне 2,2-2,3.

В 2014 году в Израиле родились 176 600 детей, и, население увеличилось на 162 тыс. человек.

В Израиле традиционно высокая рождаемость в религиозном секторе, но сегодня и среди светских израильтян «три ребенка в семье — это, как выражаются в тель-авивских кафе, «уже не тренд». Тренд — четыре» [ii].

Нужно отметить, что этот объективный, легко проверяемый показатель свидетельствует, что в целом население страны проявляет высокий уровень удовлетворенности жизнью в Израиле, что экономический кризис успешно преодолевается, а экономическая ситуация в Израиле на фоне других государств достаточно благополучна.

  • Репатриация

Алия (репатриация в Израиль) — всегда хорошо, «вместе мы станем сильнее», в принципе, для алии Израиль и создавался, но стабилизировавшийся приток репатриантов в последние годы возрос. 2014-й стал рекордным годом, был достигнут 10-летний максимум, в страну прибыло 26.500 новых репатриантов (рост на 38% по сравнению с 2013 годом). И это — невзирая на военные действия и на 4.560 ракет и миномётных снарядов, выпущенных по Израилю из сектора Газа во время операции «Нерушимая скала».

Рекордсменом алии остаётся Франция. Репатриация из Франции, где проживает сегодня около полумиллиона евреев, по данным на начало декабря 2014 года, достигла за 11 месяцев 2014 года 6.655 человек — в прошлом году из этой страны репатриировалось 3.293 человека.

Чего нам ждать в ближайшем будущем?

Это представляется очевидным. Конечно, «номенклатурные евреи», кому по должности полагается личная охрана, могут смотреть на события не так, как их простые соплеменники, и гордо говорить в адрес Натанияху, что зря он предложил им защиту в Израиле, они никуда уезжать не собираются. Но это слова, это поза. А факты говорят о другом. Так, по данным Министерства абсорбции и Еврейского агентства, за январь 2015 года более 11 тысяч граждан Франции позвонили в местное Еврейское агентство и выразили желание переехать в Израиль по праву о возвращении.

Само собой, едут не только из Франции. Несколько возросла алия из США и Канады, а из Латинской Америки — возросла аж на 20%. Едут из Бельгии и Украины, Англии и России, в общем — отовсюду. Но сегодняшние репатрианты отличаются от приезжавших ранее. Те приезжали с парой долларами в кармане. Новые — увеличивают спрос на квартиры и вздувают цены на рынке жилья в Израиле.

Безусловно, причины названы не все. Есть и ошибки планирования. Так, согласно отчету Госконтролера, начало кризиса относится ко времени правительства Ольмерта, которое вовремя не распознало надвигающуюся беду, а продолжилось уже в годы правления Натаниягу, который всё больше занимался Ираном и Хамасом и не смог оперативно проблему решить, допустив разрастание её до масштабов кризиса. Есть и бюджетные трудности, вызванные подготовкой к возможному военному противостоянию, есть израильская свистопляска «выборы вместо работы» — причин множество.

Следствие

А следствие простое — квартир не хватает. Госконтролер считает, что в Израиле не хватает 115 тысяч единиц жилья. Строительство не успевает за спросом. А это всегда вызывает рост цен.

Но дело делается.

В 2014 году общее число объектов в стадии активного строительства достигло пика с 1997 года — 95 тысяч.

Министерство строительства Израиля прогнозирует, что уже в текущем году строительство достигнет нового рекордного показателя. Этот прогноз основан на данных земельных торгов за 2014-й. Было проведено 50500 сделок, что стало наивысшим результатом за всю историю Израиля.

А вот продажи недвижимости иностранцам упали и достигли 11-летнего минимума.

Как относиться к продажам квартир иностранцам в Израиле? А может и не продавать их вовсе? А то они приобретают квартиры как инвестиции в недвижимость. Если деньги держать в банке, то их съедает инфляция, вот и покупают жилье в Израиле, тем самым вздувая цены.

Можно, конечно, и не продавать, но тогда этот приток денег в экономику Израиля будет потерян. Покупатели квартир — инвесторы — оплачивают не только труд строителей и коммунальщиков, но и, приобретая и оборудуя квартиры, стимулируют экономику, не говоря уж о муниципальных налогах, пополняющих городскую казну.

Так вот, в 2014 году продажи объектов недвижимости зарубежным инвесторам упали на 15% по сравнению с 2013 годом. Это стало самым низким показателем с 2003 года. Вызван такой спад следующим.

Во-первых, иностранцы вынуждены с января 2014 года платить налог на покупку недвижимости, а во-вторых, в июле-августе 2014 года в связи с израильской военной операцией «Нерушимая скала» в секторе Газа у иностранных инвесторов возникли опасения, безопасная гавань перестала им казаться безопасной. Зарубежные покупатели не только перестали покупать собственность, но и начали продавать ее со значительными скидками. За этот период число покупок недвижимости нерезидентами сократилось сразу на 25%.

Но цены на рынке не упали. Значит — проблема не в этом.

Так всё же, как звучит проблема?

Варианты:

— Нет доступной квартиры!

— Нет доступной квартиры в том месте, где я хочу!!

— Нет квартиры, соответствующей моим доходам!!!

— Там, где есть подходящая для меня квартира, там нет работы (или необходимой транспортной инфраструктуры).

В общем, вариантов много, но разные формулировки ведут к разным решениям.

В статье «Недоступное жилье» сделан обзор по странам, лучше или хуже решающих проблему жилья. Стран названо много, но все решения сводятся к двум. Первый вариант — решить проблему за счет бюджета в той или иной форме, второй — решить проблему за счет как бы застройщика, который, в конечном счете, все удешевления переложит на плечи остальных жильцов.

Ну и, естественно, самое привычное — «решать» проблему путём создания всевозможных надзорных, контролирующих и регулирующих органов, комиссий и департаментов, умножения числа чиновников «и прочая, и прочая, и прочая», что само по себе является проблемой. Это уже не раз проходили — спасибо, не надо.

Решение от барона Натана Ротшильда

С решением от барона Натана Ротшильда познакомил нас Джоэл Шеридан в статье «Доступное социальное жилье» в журнале «Калькалист», правда спутав барона Натана с его предком Натаном Майером (не бароном), да кто их, Ротшильдов разберёт…

Но решение по строительству доступного жилья от барона Ротшильда достаточно интересно. Он в 1887 году успешно решил проблему доступного жилья для семей рабочего класса в лондонском Ист-Энде, в Англии.

Суть этого решения в использовании для строительства арендного жилья не бюджетных средств, а накоплений населения.

Решения по Ротшильду проблемы здесь и сейчас: программа-эмитент, назовем её, к примеру, «Доступное жилье», выпускает корпоративные облигации (англ. Corporate Bonds) под залог построенного для аренды социального жилья, например, под 4% годовых. Выгодно это будущим держателям облигаций? Безусловно выгодно, ведь сегодня израильские банки практически не платят проценты по вкладам. И если вкладчики не получают ни копейки от своих сбережений, лежащих в банке, то на облигациях будут получать устойчивый, гарантированный доход. На деньги, полученные за облигации, то есть, на деньги населения и должна (по Ротшильду) осуществляться программа строительства нового жилья исключительно для сдачи в аренду.

Необходимо отметить, что свободные денежные суммы на счетах израильтян растут, за 2014 год возросли на 54% и составили 143 млрд шекелей. «На руках» находится более 57 млрд шекелей, и это на 6 млрд больше, чем годом раньше.

Предположим для определенности, что арендная плата составляет 3000 шек. в месяц. Следовательно, за год арендатор должен заплатить 36000 шекелей, которые и должны составлять те самые 4%, которые нужно выплатить держателям облигаций. Теперь мы легко можем определить, сколько же стоит та самая арендованная квартира. Если 4% стоимости составляют 36 тысяч, то вся стоимость квартиры составит 900000 шекелей, а это уже очень приличная квартира, особенно, если ограничить аппетиты всех структур, получающих доход от строительства.

Естественно, приведенный расчет только демонстрирует принцип подхода и не пригоден к непосредственному использованию, например, не учтён интерес обслуживающего банка, коммунальные расходы и так далее, но сам принцип барон Ротшильд продемонстрировал в действии более чем успешно. Так может нужно адаптировать этот опыт к израильским реалиям?

Задача важнейшая, и её решение откладывать нельзя: доступное арендное жилье по всему Израилю — в центре и на периферии — это национальный интерес, это решение важнейших социальных проблем, таких как обеспечение мобильности рабочей силы и поддержка молодых семей.

Три в одном

Любят три в одном, взял что-то одно, а там — три. Приятно!

В жилищной проблеме тоже три в одном. Нужно

  • жилье,
  • рабочее место там, где жилье,
  • удобный, достаточно быстрый транспорт, дороги, инфраструктура.

Вопрос, что раньше произошло, яйцо или курица, устарел еще во времена первого Храма. Но все же, что раньше? Можно ли строить завод там, где не живут будущие работники? Или, к примеру, перенести военную базу в Негев, и не иметь дороги до места, где будет работать жена военнослужащего этой базы?

Работа идёт, и идёт активно.

«За последние пять лет мы вложили огромные средства в соединение периферии с центром страны — написал Министр транспорта Исраэль Кац — Я говорю о строительстве автомагистралей, железных дорог и развязок. Недавно открыли новую железнодорожную станцию в городе Нетивот. Мы ввели в эксплуатацию масштабные транспортные проекты по массовым пассажирским перевозкам в крупных городах страны. Кроме того, уже сейчас выделены миллиарды шекелей на строительство дорог для будущих жилищных проектов в рамках программы «Путь к квартире» («Натив ле-дира»)».

Реконструкция шоссе в Негеве

Для увеличения предложения земли в коммерческий оборот правительством было принято решение № 1807(דר/48). Министерство жилищного строительства, транспорта, финансов и управление земельных ресурсов Израиля подписали соглашение на сумму 4 млрд для финансирования 45 дорожно-строительных проектов, цель которых — устранить препятствия для строительства более чем 50 тысяч квартир, которые сейчас не строятся из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.

Будем надеяться, что решения предыдущего кабинета министров будут обязывающими для нового правительства.

Развитие транспортной сети уже дает свои результаты.

Крупные израильские компании Дор-Химикалим и DME Israel уже приняли решение строить заводы в Негеве, в промышленном парке Рамат-Ховав, а это 1000 рабочих мест. В строительство будет вложено около 2 млрд шекелей.

Но проект, который даст самый заметный толчок развитию Негева, это, конечно, железнодорожное сообщение с Эйлатом и два новых порта — «Южный порт» в Ашдоде и «Порт Залива» в Хайфе. Они обеспечат новые рабочие места для работников всех отраслей промышленности Израиля, они создадут новую транспортную артерию из Красного моря в Средиземное.

«Мы не будем конкурировать с Суэцким каналом, но у нас есть стратегическая линия, которую мы просто обязаны использовать!».
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу

В Негев пришла израильская промышленность из центра страны — заводы и фабрики, производящие продукты питания, ткани, электронику, электрооборудование. Туда передислоцируются военные базы, освобождая место под программы жилищного строительства в центре страны. Выставки сельскохозяйственной продукции в Негеве и достижения в рыборазведении — потрясают воображение и заслуживают отдельной статьи.

Сельскохозяйственная выставка продукции, выращенной в пустыне «Арава»

А недавно ученые опытной научно-исследовательской станции «Яир» начали выращивать помидоры и картофель на одном и том же кусте. Невероятно, но факт.

Но есть несколько ложек дегтя

  • Первая ложка дегтя

Развитие Негева идёт достаточно успешно, но вот проблемами Галилеи и Голан занимаются явно недостаточно. По данным Центрального бюро статистики Израиля на 2014 год 74,9% населения — евреи, 20,7% — арабы. Но дело в том, что Северный округ Израиля — единственный, в котором арабы составляют большинство населения. Википедия со ссылкой на то же Центральное статистическое бюро Израиля сообщает, что на 2011 год в округе проживало 44,37% евреев и 53,17% арабов, причем численность арабов растет там быстрее еврейского населения. Необходима государственная программа — не на бумаге, такие есть, а реальная и жёстко контролируемая программа привлечения еврейского населения в Северный округ, а то так его и потерять можно.

  • Вторая ложка дегтя

Решение названной проблемы требует устойчивого правительства, способного проработать весь предусмотренный законом срок. Дали ли мы Правительству такую возможность? К сожалению, нет.

Вроде СМИ пишут о победе национального лагеря. Но Коалиция возможна при вхождении 6 партий, причем все они не просто хотят, а рвут министерские портфели, Натанияху, для того, чтобы удовлетворить непомерные амбиции и ненасытные аппетиты, возможно, придётся изобретать новые и ненужные министерские посты… И, кроме того, у членов коалиции сохраняется возможность шантажировать Премьер-Министра выходом из коалиции и развалом правительства.

Попытка поработать Нострадамусом:

Кахлон в течение 2-2,5 лет проведет 2-3 популистские реформы, поднимет свой личный рейтинг, а потом «завалит» правительство с тем, чтобы в Кнессете следующего созыва занять более сильную позицию, вплоть до самой-самой. Это утверждение базируется на том, что Кахлон в свое время провёл реформу, снизившую цены на услуги мобильной связи, и каждый в Израиле знает, кому он обязан своим счастьем. Есть министр транспорта Кац, проводящий огромную работу, о некоторых результатах сказано в статье, но он ведёт себя в принципе иначе — он ведёт себя так, потому что выполняет свои функциональные обязанности наилучшим образом, считает это нормой для себя и для всех остальных и не занимается политической трескотнёй. Вот такие разные министры. У читателей есть возможность набраться терпения и увидеть реальность прогноза.

  • Третья ложка дегтя

Строительство строительством, но необходимо обеспечить безопасность. Вот, Хамас всё никак не успокоится.

Около года назад в Сдероте была открыта новая железнодорожная станция, которая пользуется большим успехом у жителей города и окрестностей. В рамках проекта проложена железнодорожная колея протяженностью 60 км между Ашкелоном и Беэр-Шевой. Построено 15 железнодорожных и 3 автодорожных моста, 4 многоярусных развязки..

Это прекрасно, создает условия для развития города. Только вот находится она на расстоянии 3,5 км от сектора Газы, то есть в пределах дальности минометной стрельбы. Приходилось читать о всевозможных фантастических проектах, в том числе и о варианте с синхронно движущимся по второй колее бронепоезде, исполняющим функции бронезащиты.

Странное решение. Более реальным, естественно, является такой удар по Хамасу, чтобы им и в голову не приходило стрелять в сторону Израиля, но идиотов хватает, и потому системы защиты нужны серьезные.

Система активной танковой защиты Trophy (иврит. מעיל רוח «Меиль руах», буквально «Ветровка») показала себя достаточно эффективной. В ходе операции «Несокрушимая скала» система перехватила выстрелы противотанковых средств РПГ-29 — советского ручного противотанкового гранатомета, ПТРК Конкурс и Корнет — противотанковых ракетных комплексов Тульского КБ Приборостроения.

Система Хец-Дурбан на БТР. Фото: Эрез Лихтфельд

Так вот, системе безразлично, где она установлена, она так же успешно перехватит и снаряды, направленные в поезда. А сегодня, когда к совершенствованию «Ветровки» добавился концерн «IMI» со своей системой Iron Fist (חץ דורבן «Стрела дикобраза»), успешно зарекомендовавшей себя в защите от противотанковых ракет и снарядов, то и поезда, двигающиеся невдалеке от сектора Газы защитить можно. Но пока об этом не слышно.

  • Ложка меда

Есть общеизвестный израильский парадокс. Израильтянам в почти нечеловеческих условиях удавалось и удаётся достичь впечатляющих успехов.

Израиль, прежде всего, опирается на силу израильского общества. Эта сила даёт возможность на протяжение последних поколений развиваться и процветать, несмотря на угрозы любого плана.

Национальная стойкость и творческий подход позволяет не только выстоять многие годы в войнах и конфликтах, но и строить и развивать своё государство, свободное общество, цветущую экономику и передовую науку.

Мы часто не видим этого, ставим себе нереальные, но красивые цели, а потом с удивлением рассматриваем расхождение между этими нереальными целями и действительностью.

Страсть к национальному самобичеванию не отменяет крупнейших достижений в большинстве важнейших областей. А они, в свою очередь, создают мощную базу для будущего решения проблем там, где им не уделялось до сих пор должного внимания или в решении которых ранее допускались ошибки.

___

[i] Отношение числа рожденных детей к числу женщин репродуктивного возраста.

[ii] Алекс Тарн.

Print Friendly, PDF & Email

32 комментария для “Владимир Янкелевич: Израиль: квартирный вопрос

  1. [Сначала мы все с удивлением читали, что около миллиона детей в нашей стране ложатся спать голодными. Сразу интересно, откуда они взялись? Это же означает, что каждый второй ребенок голодает! Видимо, хорошо маскируются под сытых.]
    Прежде, чем отпускать такие ехидные замечания, г. Янкелевич, настоятельно вам рекомендую ознакомиться с отчетом Комиссии Алалуфа по борьбе с бедностью: (דוח הוועדה למלחמה בעוני בישראל). Может быть тогда и вы поймете откуда в Израиле берутся голодные дети. Между прочим, сегодня Эли Алалуф идет третьим в списке Кахлона. Вам это ни о чем не говорит? Что касается остального текста, то такой похлебки из ротшильдов, бронетехники, хамасов и несознательных левых даже от вас не ожидал. Вопщем, как там у вас сказано? Читал с удивлением.

  2. Как я понимаю общую картину:
    — В последнее время квартиры в Израиле сильно подорожали (рент и покупка) — и это сделало жизнь многих израильтян ощутимо тяжелее.
    — Несмотря на это — бездомных и голодающих практически нет.
    — Страна успешно развивается, строится много нового жилья и инфраструктуры.

    Решать эту проблему нужно только руководствуясь этими принципами:
    — Бездомных и голодающих быть не должно.
    — Нельзя создавать серьёзные проблемы на будущее, например значительно увеличивать национальный долг или власть бюрократии.
    — Решение должно быть эффективным.

    В этой области свободный рынок ОЧЕНЬ сильно зависит от политики правительства, поэтому мне очевидно как решить эту проблему наилучшим способом: назначить министром строительства умелого и инициативного администратора с правильными принципами и с сильным желанием решить эту проблему — и потом дать ему работать и ожидать результаты только через несколько лет.
    Время работает на Израиль, но такой администратор может сделать очень много хорошего, а НЕ такой — много плохого.

  3. А недавно ученые опытной научно-исследовательской станции «Яир» начали выращивать помидоры и картофель на одном и том же кусте. Невероятно, но факт.
    А вы помните в «Чонкине» у Войновича описан мичуринец, который задумал скрестить картофель с помидором,
    чтобы не кусте росли помидоры, а в корнях картофель и название красивое придумал: «Путь к социализму», сокращенно «Пукс». Он скрестил, посеял и пуксы дали всходы, правда ни на кустах, ни в корнях чего не появилось ……….. пока за дело не взялся израильский агроппом.

  4. > «корзина» покупок, куда входит, конечно, и жилье, по которой определяется инфляция

    Насколько я зная (но могу и ошибаться) в эту пресловутую корзину стоимость жилья, как стоимость собственности, имеющей определенную тенденцию к росту или падению, не входит. Туда вообще не входит множество предметов и вещей самой первой необходимости. Поэтому инфляции официально нет, а стоимость «корзины» тех же самых продуктов в Костко выросла раза в два за последние 5 лет. Арендная плата в СФ растет ежегодно не менее, чем на 10% уже много лет. Стоимость жилья, как собственности, растет по всей стране очень по-разному. Впрочем, как и в Израиле. Жители Калифорнии с грустным смехом прочтут о сравнении в отзыве одного из комментаторов стоимости и возможности купить дом-квартиру в Мичигане с нашей возможностью. В СФ снимает квартиры куда больше 50% жителей города. Думаю, что это «покруче» Тель-Авива. Но мне всегда был не понятен снобизм израильтян, которые считаю ниже своего достоинства добираться на работу более 30 минут. А не час с большим лишним, как это сплошь и рядом делают здесь. Тем более, что дороги в Израиле получше и попросторнее, чем в у нас. Да и при всех «ужасах» пробок им до нас, как до Луны.

    Последнее. Сегодня семье со средним доходом в СФ (в Нью-Йорке, Сиэтле, Вашингтоне и так далее, но не везде) надо заплатить примерно 15-18 семейных годовых доходов (ДО НАЛОГОВ), чтобы купить среднее по стоимости жилье. Тут израильтянам еще много и долго расти (правда, наше среднее больше и лучше их среднего, но нам уже скоро 250 лет, не забывайте).

  5. MB — Владимир Янкелевич

    В отличие от множества восторженных отзывов, мой — таковым не будет. Мне статья видится слабой и, в известном смысле, создающей ложное впечатление. Она основана на (1) перечислении множества механизмов того, почему квартиры в Израиле дорожают (ок, «купим» это, хотя и так всем известны),
    (2) изложения плана по решению жилищной проблемы а-ля барон Ротшильд; отличный план! Я его даже комментировать не стану (не смогу)- пусть экономисты это делают; Поставим на полочку, где стоят еще несколько подобных идей и планов. К реальности это отношения не имеет. [кстати, это мне напоминает, как доморощенные специалисты на протяжении 15 лет убеждали, как легко решить проблему обнаружения подземных тоннелей в Газе].

    Либо, стоит пойти по приведенному автором линку и прочитать «Недоступное жилье»

    (3) Далее речь идет о совершенно замечательных достижениях израильского народного хозяйства. Никакой иронии. И о том, как будет хорошо, когда появятся места работы на периферии и транспорт свяжет ее с центром. Никакой иронии. Когда появятся — в достаточном количестве — будет хорошо.

    В конце концов, давно известно и былo сказано, что богатство Израиля периферией (то есть, Негевом), прирастать будет. Это знает каждый школьник в Израиле, и его даже возят туда, посмотреть, где оно будет прирастать.

    «Волна» предприятий двигается на юг (, наверное, на север), и множество из них в Гедере, Явне, Кириат Гате (я сам недавно был на заводе, производящем 3D принтеры — заводе, который теперь принадлежит фирме Стратисис; принтеры печатают 150 видов пластмасс, и даже три одновременно) — все замечательно. Kак рассказал представитель фирмы, у них работает 150 человек, но добавил, что еще 400 работают в R&D в Реховоте («это очень далеко, и мы обеспечиваем им зарплату»). Вот, когда 400 будут работать в Кириат Гате, а 150 в Реховоте..я бы еще с интересом услышал, что думают те, кто работает на периферии, каковы их возможности найти работу, когда фирма, где они трудились — закроется, каковы их профессиональнюе возможности на рынке труда, скажем, за Беер-Шевой, и Каримелем. Сегодня. Но все это эмоции. Как и то, что изложено в статье Янкелевича, и на аналитическую статью не тянет. ИМХО, конечно.

    Можно сколько угодно расссказывать об успехах израильского сельского хозяйства, но, уж если так, то без обьяснения о его серьезных текущих проблемах, коллапсе на юге (в том числе, и из-за падения рубля) — эти истории создают ложный и вредный Эффект. В результате, да, я предпочту читать статью про то, что у нас плохо; про то, что у нас хорошо, я и так знаю; ИМХО, опять же.

    Я совершенно согласен, что «Будем надеяться, что решения предыдущего кабинета министров будут обязывающими для нового правительства.»

    Проблема заключается в том, что 50% населения получают брутто < 6,000 НИС (mediane). С этим тяжело купить жилье даже в разрекламированном Кирьят Шароне, с которым — отдельная история. Нет, не тяжело, а невозможно. Конечно, мы можем (и будем) дальше жить, со словами — "будет хорошо". Мо мы это уже много раз слышали. Будет также, и медленно, может быть, чтуь лучше.

    Я даже не знаю до конца, почему мне статья не нравится. Ну, то есть по сути, конечно, есть проблемы, и конечно, любое правительство, так или иначе, продвигает их решения. Наверное, мне она не нравится своим шапкозакидательством.

    И еще:
    "…сегодня и среди светских израильтян «три ребенка в семье — это, как выражаются в тель-авивских кафе, «уже не тренд». Тренд — четыре» [ii]. Нужно отметить, что этот объективный, легко проверяемый показатель свидетельствует, что в целом население страны проявляет высокий уровень удовлетворенности жизнью в Израиле, что экономический кризис успешно преодолевается, а экономическая ситуация в Израиле на фоне других государств достаточно благополучна."

    Ну, не может аналитическая (or it is not?) статья выдавать такие утверждения, со ссылкой на Тарна (где? откуда?)?. про что это? про разговоры в тельавивском кафе? про тел’ авивские семьи? Что мне тогда Тарн и автор статьи, — я со ссылкой на неизвестного МB скажу — в моем светском окружении четкая тенденция на снижение числа детей в семье. "Обьективный, легко проверяемый показатель,,," Даннные, пожалуйста. Или ссылку.
    вот, нашел:
    The average size of the Israeli family was 3.73 persons. A decade ago, in 1999, the average family size was similar, 3.75.
    http://www.cbs.gov.il/hodaot2011n/11_11_025e.pdf.

    Size of the family….

    Сравнение 2009 с 1999 годом. Вот вам и тренд по стране. Ок, теперь, мне скажут, арабы меньше рожают, а евреи — больше. Но, наверное, и смертность детская у них (араб) упала. Вот, я бы и хотел знать, как количество детей в семье изменяется по группам населения. Я предполагаю, что в Jewish семьях, живущих за зеленой чертой, число детей выросло в семье. (или еще одна волна, связанная с последней эмиграцией — примерно, как через 5-7 лет после начала массовой эмиграции "русские" начали интенсивно рожать детей"). Отсюда, и ссылка нa Тарна. Но как можно отнести этот "тренд" к светским израильтянам и сделать вывод из этого, что "в целом население страны проявляет высокий уровень удовлетворенности жизнью в Израиле, что экономический кризис успешно преодолевается, а экономическая ситуация в Израиле на фоне других государств достаточно благополучно"? Вот это мне не ясно.

    я поинтересовался, как видят специалисты связь межу числом детей в семьях и удовлетворенностью от жизни. И связь эта неоднозначна; к примеру, задаются вопросом, а существует ли подобный тренд (or change of it) в другой стране, где, скажем, евреи живут в свое удововольствие? Или, какова идеологическая составляющая и ее роль в тренде? Я, разумеется, отвечать не стану — поскольку сам не знаю, и специалистом не являюсь. Но без этого связки между числом детей, удовлетворенностью жизни (действительно, часто цитируемой в статистических опросах по Израилю) и прочим малоубедительны. Я уж не говорю, что делать выводы на основе временных корреляций… — у евреев в Израиле есть немало причин быть довольными жизнью и недовольными экономическими проблемами, как бы парадоксально это бе звучало.

    И еще, это скорее, в Ответ Игорю Ю. Оптимизм такого рода по отношению к Израилю, несомненно, очень нам приятен. Но примеры с друзьями и знакомыми, Италиями и Франциями, неубедительны, как почти любюе другие примеры. Мне, честно говоря, не хочется комментировать приведеннюе Вами примеры, но ситуация проста. Большая часть моих коллег и знакомых живет в Ваших больших краях. Большинство — професссионально состоялись, купили дом после 5-7 лет пребывания "там", у некоторых из них "супруг" не работают. По разным причинам (в том числе, и не самыm хорошим). Вот, мои друзья и коллеги в состоянии содержать семью, в таких, видимо, "непростых" ситуациях. В Израиле ни то, ни другое, ни третье, взятое вместе, "в среднем", невозможно (и даже в комбинациях any two of three). Самое смешное, что я себя отношу к несомненно довольным жизнью в Стране. Я убежден, что окажись, в свое время, в ….Амхерсте, или Мичиган, куда меня приглашали — в материальном смысле только бы выиграл. Был бы я доволен жизнью — совершенно не уверен. Совершенно уверен, что своего вклада в улучшение тренда, котором нас убеждает Владимир, не внес бы.:-)

    Стоит, кстати, пойти по приведенному линку и прочитать некоторюе заключения из статьи "Недоступное жилье". Недоступное — не в кавычках:

    "В то время как в западных странах давным-давно ведется массовое строительство проектов доступного жилья, которые впервые появились еще в 1970-е годы, Израиль только примеряется к ним…..В Израиле до сих пор не знают, как подступиться и реализовать проекты по возведению доступного жилья. Но почему бы не поучиться их успешной реализации там, где это делают уже четыре десятилетия?" Вот вам и источник (если, конечно, это источник)
    .
    И последнее. я избегаю сказатЬ что должно быть сделано для решения жилищной проблемы, поскольку слабо себе представляю; однако, почти убежден, что все стоящие идеи уже были стократно высказаны. Осталось лишь их реализовать.

  6. Ну что же, уважаемый Элиэзер, давайте попробуем разобраться.
    Когда рубль в России начал «кувыркаться», то оценивать что-либо в рублях стало сложно, перешли на оценку в долларовом эквиваленте.
    А как оценить сам доллар? Видимо не в шекелях и не в соотношении с Вашей пенсией. Я взял за базис стоимость золота. Именно из анализа соотношения доллара и цены золота получились те цифры, которые Вы назвали ошибкой. Мои утверждения теперь легко проверить.

    Я сожалею, уважаемый Владимир, что Вы снижаете ценность Ваших, обычно тонких, наблюдений, продолжая настаивать на совершенно ошибочной концепции. Какие Ваши утверждения легко проверить? О соотношении доллара и золота? Я не проверял, но уверен, что они правильны. Но даже во времена Адама Смита, когда золотой стандарт был стандартом, были известно,

    «Как государство богатеет
    И как живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет».

    А сегодня, без оного стандарта, оценка положения с ценами на квартиры в Израиле на основе золота просто не имеет смысла. Путь самого доллара оценивается «не в шекелях и не в соотношении с» моей пенсией, а по совершенно четкому крирерию, на который я дал ссылкы и повторю ее:
    http://www.measuringworth.com/ppowerus/ (почему-то она оказалась другой) — по тому, что называется Purchasing Power, или Consumer Price Index

    http://en.wikipedia.org/wiki/Consumer_price_index

    — «корзина» покупок, куда входит, конечно, и жилье, по которой определяется инфляция, надбавка к той части моей пенсии, которая от государства, и по которой мы всегда можем сравнить доллар любого временного промежутка. В статье Википедии (выше, на английском) дан график стимости доллара, начиная с 1913 г. Именно такой индех имели в виду Адам Смит, Пушкин и Онегин. Я привел совершенно корректное вычисление в этих терминах, показывающее рост жилья в Вашем примере на реальные 60% и не ожидал простой отмашки.

  7. Согласен, что Израиль развивается быстрыми темпами. За 24 года моей жизни здесь он стал фактически другой страной с современными хай-вэйями, общественной архитектурой, высотными домами, новыми городами, опреснительными установками, не говоря уж о хай-теке. Но так и должно быть, если ставить перед гос-вом цель привлечь репатриантов. Этой же цели служит и строительство поселений в Иудее и Шомроне (распространенный эвфемизм — Зап. берег). В этих местах прекрасный климат, основные запасы подземной воды, они расположены вблизи культурных и технологических центров страны. К сожалению, т.н. мировое общественное мнение настроено по-другому. Однако, у нас не развита система доходных домов, т.е. жилья на съем. Основная масса квартиросдатчиков — это владельцы вторых и более квартир. Это единственный надежный способ инвестиций для людей, имеющих скромные сбережения, т.к. банки практически не платят процентов по вкладам. Вообще-то проблемы решаемые, если бы не пресловутый «мирный процесс».

  8. Вот аналитическая статья о жилищном кризисе в Израиле:

    «Для начала — сопоставление данных за 2008 и 2013 годы на рынке жилья, произвольно взятых в районе Хадеры. Так, в 2008 году земельный участок стоил порядка 100 тысяч шекелей, но через пять лет его стоимость достигла уже 250 тысяч шекелей. В 2008 году средняя квартира (четырехкомнатная) стоила порядка 800 тысяч шекелей, а в 2013 году — уже миллион 320 тысяч шекелей».

    Мы живем не на облаке, шекель — свободно конвертируемая валюта, не может плавать полностью оторвавшись от мирового рынка. Неназванный автор цитируемой аналитической статьи умолчал о том, что в период с начала 2002 г. по начало 2011 г. произошло обесценение доллара по отношению к золоту более чем на 500%. То есть, 200 долларов США в начале 2002 года в пересчете на золото равны 1000 современным долларам.

    Здесь уважаемый автор ошибается, создавая впечатление, что доллар за 9 лет обесценился в 5 раз, иными словами 9-летняя инфляция составила 556%. Этого, конечно, не было. Те из нас, кто живет на фиксированных пенсиях. давно пошли бы по миру с сумой при таком раскладе. На самом же деле доллар, как и большинство валют, давно не пользуется золотым стандартом. Подсчет с помощью сайта
    http://www.measuringworth.com/uscompare/relativevalue.php
    показывает, что 200 долларов 2002 года по покупательной способности равны примерно 250 долларам 2011 г. То же сравнение между 2008 и 2013 дает 200 на 216.
    В январе 2008 за доллар давали 3.86 шекеля, а в январе 2013 — 3.71, т.е. около 4% ревальвации шекеля за 5 лет. Так что указанное в источнике повышение с 207 тысяч долларов до 356 тысяч, или 329 тысяч в долларах 2008 г., является вполне реальным ростом на 60%.

    1. P.S. Я, конечно, ошибся:

      Здесь уважаемый автор ошибается, создавая впечатление, что доллар за 9 лет обесценился в 5 раз, иными словами 9-летняя инфляция составила 556%.

      Если 200 стало тысячью, то это увеличение в 5 раз, или на 400%, без всяких усложнений. Более сложная формула нужна, чтобы посчитать среднюю годовую инфляцию, которая около 20%. Все остальное в моем постинге должно быть правильно.

    2. Элиэзер М. Рабинович
      28 Март 2015 at 17:10 | Permalink
      ——————————————
      Здесь уважаемый автор ошибается, создавая впечатление, что доллар за 9 лет обесценился в 5 раз,…
      ========================
      Ну что же, уважаемый Элиэзер, давайте попробуем разобраться.
      Когда рубль в России начал «кувыркаться», то оценивать что-либо в рублях стало сложно, перешли на оценку в долларовом эквиваленте.
      А как оценить сам доллар? Видимо не в шекелях и не в соотношении с Вашей пенсией. Я взял за базис стоимость золота. Именно из анализа соотношения доллара и цены золота получились те цифры, которые Вы назвали ошибкой. Мои утверждения теперь легко проверить.
      Далее. Если нечто производится в долларах и покупается в долларах, то золотое наполнение не имеет значения. Поэтому Ваши утверждения о низкой инфляции на уровне ощущений вполне верны.
      Конечно, в 1976 году была создана Ямайская валютная система, в рамках которой официально отменялась привязка доллара к золоту, но при этом доллар оставался мировой резервной валютой с плавающим коэффициентом обмена. Но значение золота для оценки капитала отменить сложно, потому то и указываются, как основа выполнений обязательств государств – золотовалютные запасы. (Да простит мне Ю.Герцман приблизительность этого текста)

  9. Присоединяюсь ко всем, выразившим одобрение и согласие с автором, особенно к тем, кто жил в свое время в коммунальной квартире

  10. Не статья, а реклама Еврейского Агентства. 🙂

    Если цены заоблачные, то построенные дома должны стоять с нераспроданными квартирами, а строительные подрядчики должны разоряться, однако, и квартиры раскупаются, и цены продолжают расти.

    То, что построенные дома заселены, совершенно не свидетельствует о том, что все квартиры проданы, а не сданы в аренду. В знакомом мне доме есть 10 квартир, только одна продана, все остальные заселены (!) арендаторами. Строительный подрядчик, владелец этих квартир, в открытую говорит о том, что на сегодня (!) ему выгоднее сдавать, а не продавать, ибо цены на квартиры растут, как снежный ком. Два года назад он просил за квартиру 1700 тыс.шекелей, сегодня ее можно продать за 2000 тыс.шекелей – почти 15% будущей прибыли за два года, где еще можно получить такой процент на сохранение капитала?

    …шекель — свободно конвертируемая валюта, не может плавать полностью оторвавшись от мирового рынка. …в период с начала 2002 г. по начало 2011 г. произошло обесценение доллара по отношению к золоту более чем на 500%. То есть, 200 долларов США в начале 2002 года в пересчете на золото равны 1000 современным долларам. И наоборот, 1000 долларов сегодня — это 200 долларов в 2002 году. А мы часть мировой системы. Поэтому «лобовое» ценовое сравнение некорректно.

    Не бред, а смешно: с каких пор золото — обыкновенный товар — является критерием стоимости валюты, любой, особенно доллара? Цены на израильские квартиры в долларах появились только тогда, когда инфляция, начиная в 70-х гг. с 20-30% в год докатилась до 400% в 80-х гг., и только привязка к доллару позволяла установить цену на НЕменяющемся уровне хотя бы на протяжении нескольких месяцев. И только в 2000-х гг., когда израильская инфляция установилась на уровне 2-4% годовых, народ опять перешел на цены в шекелях. Никакого золота никто не уловил, как и влияния «мировой системы». 🙂

    Самые жесткие обвинения исходят от оппозиции. Это легко понять, они сидели на скамейках запасных, возможностей принимать решения у них не было, а значит и ответственности никакой.

    Что за чепуха? Не пора ли отменить безответственную израильскую оппозицию на ответственную российскую Госдуру? 🙂

    В Израиле традиционно высокая рождаемость в религиозном секторе, но сегодня и среди светских израильтян «три ребенка в семье — это, как выражаются в тель-авивских кафе, «уже не тренд». Тренд — четыре» [ii].

    Тренды тель-авивских кафе, конечно, убедят любого сомневающегося, что и говорить. Но есть госстатистика с разбивкой рождаемости по вполне определенным контингентам – арабы, светские евреи, евреи «вязаных кип», ультра-ортодоксальные евреи. И дело не только в этой разбивке, но и в том, что у каждой из этих групп свои потребности и требования к квартире.

    Но сегодняшние репатрианты отличаются от приезжавших ранее. Те приезжали с парой долларами в кармане. Новые — увеличивают спрос на квартиры и вздувают цены на рынке жилья в Израиле.

    Независимо от количества долларов в кармане репатрианта, всем как-то надо жить. Советские репатрианты 70-х, несмотря на 90 долларов в кармане индивида, купили квартиры – подавляющее число владельцев. То, что значительная часть сегодняшных репатриантов Франции едут на житье в Ашдод, а не покупают квартиры в десятки миллионов шекелей в северном Тель-Авиве, — яркое свидетельство прошлого советского воображения, что все западные евреи ходят в миллионерах. Ни французские репатрианты, ни американские и иные к таковым не относятся. Цены «вздуваются» не от количества денег в кармане, а из-за роста спроса, прежде всего.

    Безусловно, причины названы не все. Есть и ошибки планирования. Так, согласно отчету Госконтролера, начало кризиса относится ко времени правительства Ольмерта, которое вовремя не распознало надвигающуюся беду, а продолжилось уже в годы правления Натаниягу, который всё больше занимался Ираном и Хамасом и не смог оперативно проблему решить, допустив разрастание её до масштабов кризиса.

    Разумеется, и безответственная оппозиция 2000-х гг. виновата! 🙂
    Цены на квартиры начали расти в конце 90-х (первая каденция Натанияху), когда миллионная российская репатриация, уже найдя работу, начала покупать квартиры. Все это заметили, вот только ответственная коалиция воевала с Ираном – не до квартир им было. Второй удар по ценам произошел в результате кризиса 2008 г. – Банк Израиля начал снижать процент, банковские программы по сбережению денег населения начали выдавать настолько смешные проценты, что не покрывали даже минимальную инфляцию в стране. Куда деться людям со сбережения в сотни тысяч шекелей? пары-другой миллионов? Правильно: покупать дополнительные квартиры для сдачи в аренду — цены пошли вверх. Строительная отрасль была в упадке (по разным причинам и из-за кризиса, в частности) — цены быстрее пошли вверх, ибо желающим продать нечего было покупать в новых домах, тогда снизилось количество старых продаваемых квартир, тогда цены еще веселее пошли вверх, тогда молодым семьям квартиру купить было уже совсем невмочь и они увеличили спрос на аренду, тогда и цены на аренду пошли вверх, ибо, как уже сказано, появление новопостроенных квартир не удовлетворяло динамике спроса. Итак, дошли до «цели»: купить квартиру без помощи (очень даже не символической!) родителей (если и у них что-то есть) невозможно, арендовать дорого… довести до ответственного (очень ответственного!) правительства многолетней правой коалиции проблему стало возможно только установлением палаточного лагеря в центре Тель-Авива и демонстрациями в сотни тысяч (!), столь раздражающими (почему-то?!) участников Портала. Кстати, в знакомом мне доме, где подрядчик не хочет продавать, а только сдавать, ВСЕ арендаторы – молодые семьи без или с одним маленьким ребенком, вот по ним и пришелся удар.

    Как относиться к продажам квартир иностранцам в Израиле? А может и не продавать их вовсе? А то они приобретают квартиры как инвестиции в недвижимость.

    Эти «иностранцы» всегда покупали квартиры в Израиле и покупали квартиры большие (!), дорогие (!) в дорогих (!) кварталах, в дорогих (!) городах. На цены «обычных» квартир для среднего израильтянина это не влияло и не влияет никоим образом. Не надо искать только под фонарем.

    Страсть к национальному самобичеванию не отменяет крупнейших достижений в большинстве важнейших областей.

    Почему элементарная человеческая реакция гражданина на работу власти называется «самобичеванием»? Почему не здоровой, обусловленной реальностью, критикой? Потому что неприятно, когда у власти «родные лица»? Потому что политические пристрастия застят свет? Потому что всегда легче обвинить чужого, а не родного? Потому что всегда легче обещать златые горы и самому ими вдохновляться вместо того, чтобы обеспечить НЕпадающий балкон в новом доме. Потому что некоторым ужасно выгодно борьбу правоохранительных органов с коррупцией, особенно в строительной отрасли да под руководством муниципалитетов, объявлять политическими репрессиями? И, в конце концов, потому что на Портале большинство участников не имеет понятия о реальной жизни в Израиле и каждый минус по Израилю воспринимается автором (авторами) как провокация и подрыв основ государства?
    Израиль – молодое государство, но даже как молодое он чрезвычайно упорядочен, т.е. устойчив в значительной степени, и полагать что какая-то критика его граждан в области экономической/политической/культурной подорвет его основы уже смешно. Все эти местечковые «этносы», партии, содружества и нравы СМИ, занесенные в страну репатриантами из политически отсталых родин несомненно замедляют развитие израильского общества, но вся надежда (и даже значительно оправданная) на второе-третье поколения.
    Выборы прошли, пора и очувствоваться, а не копаться по любой мелочи в политических наклонениях и спряжениях при рассмотрении экономических и общественных проблем, чтобы ублажить близкую по духу партию/движение/политика, унижая право гражданина на личное восприятие, интрепретацию реалий и форму реакции на них. Дешевая, высосанная из пальца, политизация всего и всякого только переводит любой анализ и любой разговор на базарный уровень, познавательная цена которого = НОЛЬ.

    1. Сильвия!
      Я не знаю, Вы היא или הוא, живёте Вы в Денвере или в Израиле, мне вообщем это не принципиально, хотя хотелось бы, чтоб היא и в Израиле, но владеете Вы темой на порядок лучше автора, который, кстати, так и не ответил на вопрос, сколько он проработал, чтобы купить свою квартиру в Натании.
      P.S. Вот только насчёт сдачи новых квартир в аренду я не согласен. Причина в другом: строят мало, кабланом не выгодно строить много, да и строить особо некому.

    2. Признаюсь, что не знаю темы и переслал статью Янкелевича и коммент Сильвии израильским родственникам. Они находят комментарий Сильвии во многом справедливым.

      1. Лев, попробуйте прочитать комментарий Сильвии внимательно и не спрашивать мнения родственников, а самостоятельно проанализировать ситуацию. Если Вы найдете в статье отрицание существующей проблемы, пожалуйста сообщите мне, я буду благодарен.
        Кроме того, что есть проблема, есть и желание понять источники проблемы и тенденции и пути решения. Если Вы сможете добавить что-то к статье или опровергнуть — прекрасно.
        Жду конкретики, а не веры или политических заявлений.

  11. Браво, Владимир! Журналистский блеск помноженный на знание темы.

  12. На мой взгляд, важно знать КТО покупает (раскупает?) жильё.
    Какую долю среди покупателей составляют, скажем, молодые семьи, новоприбывшие?

    1. Soplemennik
      28 Март 2015 at 11:09 | Permalink
      ———————————————————-
      На мой взгляд, важно знать КТО покупает (раскупает?) жильё.
      Какую долю среди покупателей составляют, скажем, молодые семьи, новоприбывшие?
      ==================================
      Уважаемый Соплеменник,
      Покупают те, как и в любой стране, кроме СССР, у кого есть деньги. Доли покупателей не знаю, А какую долю среди покупателей жилья в Австралии составляют, скажем, молодые семьи, новоприбывшие?
      У меня нет данных, но думаю, что примерно такую же.

  13. Спуститесь на землю, господа. Тут средств не хватает снять, а не то что купить квартиру.

    1. Спустились, куда уже ниже. Это рынок, нормальный рынок, уважаемая Инна. Все попытки регулировать его социалистическими методами приводят — ЭТО 100+% ДОКАЗАНО — только к ОЧЕНЬ негативным результатам. Начиная с увеличения стоимости жилья и, естественно, снятия в аренду, заканчивая эмиграцией в другую страну.
      В Израиле, слава Богу, хотя бы, как я знаю (но я знаю не все, конечно), нет такого идиотизма,, как во многих американских городах, где существует так называемый rent control. Поэтому есть хороший шанс, что рынок этот конкретный рынок приведет к некоему балансу. Удачи, как говорит Евгений Михайлович.

      1. Расскажите это нашим коллегам в Германии, получившим соц.жильё от социалистического правительства, расскажите это Вашим соплеменникам в Америке, пользующимся благами 8-ой программы.

  14. Очень интересно и оптимистично. Но у меня такой вопрос: я слышала, что Нетанияху назначил сейчас министром строительства человека, который отсидел в тюрьме за махинации в свою бытность министром строительства. Так ли это?

    1. Уважаемая Фаина!
      Министры ещё не назначены, торг не окончен. Вы же вспомнили про Арье Дери, 2-жды Министра Внутренних Дел, осуждённого в середине 90-х за коррупцию. Отмечу, что у нас МВД занимаеться не борбьой с преступностью, полицией и прочей ерундой, а намного более важным делом — распределяет бюджеты между различными муницивалитетами.

    2. Фаина Петрова
      28 Март 2015 at 5:27 | Permalink
      —————————————————————
      …я слышала, что Нетанияху назначил сейчас министром строительства человека, …
      ====================================
      Уважаемая Фаина, нужно вникнуть в механизм назначений. Натанияху должен сформировать коалицию из 6 партий. Партии в соответствии с мандатами и нахрапистостью рвут должности. А внутри партий есть внутрипартийные списки. Если Вы ведете речь об Арье Дери, то он глава партии ШАС, за которую проголосовали израильтяне, партия получила 7 мандатов, комиссия не отстранила его от участия в выборах, значит быть ему министром. C’est, как говорят, la vie

  15. Чрезвычайно интересная статья, далеко выходящая за рамки публицистики. Серьёзный, многосторонний анализ ситуации в новой для автора — военного эксперта — области. Впечатляют короткие точные формулировки и прогнозы.

  16. Не вдаваясь резко в похвалы статьи замечу, что высшая положительная оценка деятельности Министра транспорта Исраэля Каца мной разделяется (см. http://club.berkovich-zametki.com/?p=16313).
    В недавнее смутное время настойчивых претензий левой «половины» израильского общества на власть, в мгновения отсутствия полной уверенности в победе правого дела, после введения поправки прописанной дозой «Glen Scanlan. Single Malt», признаюсь, посещала мысль:
    «Хрен с ним, но Каца на транспорте оставьте!»
    Спасибо.
    М.Ф.

  17. Наконец-то могу похвалить Янкелевича. Не потому что мне не нравились его предыдущие работы, но они были посвящены вопросам, в которых я — ни уха, ни другого ответственного органа. А здесь, вроде бы, можно умно сморщить лоб. Безусловно, то, как Израиль справляется с девятым валом роста населения, следует считать чудом. Просто у этого чуда, очевидно, есть имена и фамилии, и чрезвычайно жаль, что мы их не знаем. Сама же статья — практически безукоризненна, поскольку внятно представляет, как финансовый, так и политический аспекты жилищного строительства.
    Единственная просьба к автору: «Дорогой друг, не мог бы ты избавиться от привычки украшать статьи ненужными иллюстрациями? Конечно, натюрморт выглядит впечатляюще, равно как и бронированная будка «Хеца», но они ничего не добавляют. Я понимаю, что эта привычка идет из твоей боевой юности, когда ты обклеивал стены лейтенантской каюты вырезками из польских журналов, но теперь-то — зачем? И мы уже не те, и поляки по спецсайтам бродят.»

    1. Юлий Герцман
      28 Март 2015 at 2:20 | Permalink
      ——————————————————
      Юлий, ты почти угадал про привычки боевой юности, только вот какая деталь, в моей юности на подводной лодке не было каюты. Каюты были только у трех офицеров — командира, старпома и механика с замом на втором ярусе.
      А картинки — дело хорошее, веселее читать нудный и длинный текст.

  18. Согласен! Янкелевич — публицист в лучшем значении этого слова!

  19. Ну, что можно сказать по существу: нечего, все уже сказано. Я не видел ни одной страны в «белом» мире (в Азиях не бывал), где так очевиден был бы прогресс буквально во всех областях. Включая, конечно, жилищное строительство и инфраструктуру. 20 лет назад мне было тоскливо видеть квартиры родственников и друзей в Израиле. Сегодня ВСЕ давно уже поменяли и построили себе вполне нормальное по западным (любым западным) образцам жилье. Города растут так быстро, что в Ашдоде я показывал давным-давно живущему там брату совершенно новые микрорайоны, а он только сокрушенно ойкал, ибо видел их в первый раз. Ашдод уже почти соединился с Ашкелоном. Причем за счет действительно приличных домов и просто удивительно красивой и удобной инфраструктуры.
    Но я сейчас хочу сказать еще одну вещь. Возьмем две страны из Западного мира, куда более богатые и древние: Италию и Францию. Без, кстати, каких-либо вложений в оборону. Возьмем любой итальянский город в ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ экономическом районе, например, на севере или вдоль Средиземного моря севернее Рима. У меня нет цифр, но АБСОЛЮТНОЙ нормой является возвращение «детей» после университета домой, к паме с мапой. Жилья для них нет, как нет и средств на жилье. Даже женившись в свои сегодня нормальные 35+ лет, многие вынуждены жить с родителями. О том, чтобы завести детей до 35 лет уже даже и не мечтают, а о том, чтобы больше одного… ну, это уже из области фантастики. В общем об этом можно говорить и говорить, но как посмотришь на израильские проблемы издалека, даже из благополучного Сан-Франциско, то, извините за откровенность, зависть берет. Если бы еще, как написал автор, дали бы спокойно поработать правительству и людям хотя бы десяток лет, то из Франции не только евреи побежали бы.
    Мне кажется, израильтяне сами не понимают (многие, конечно понимают, но шумят-то другие) насколько у них все проще в жизни, включая сюда и вопросы жилья.

  20. А можно я скажу, что это — блеск ? Блеск, и не с вопросительным, а с восклицательным знаком. Даже по высоким стандартам, установленным автором …

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.