Дан Рогинский: Ужасающие вехи века

 164 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Ужасающие вехи века

Дан Рогинский

20-й век внёс в историю человечества много беспрецедентного.

Ужасающие вехи века — Холокост и ГУЛАГ.

Ужасающие фюреры — Гитлер и Сталин.

Нужно ли сравнивать этих двух супер-злодеев?

И тот, и другой совершили злодеяния, убеждающие в бездонности пропасти, куда может свалиться бесчеловечность.

Обоих античеловеков больше нет, и делу конец.

Увы, не конец.

Обоих античеловеков поддерживали (да и привели к власти) народы (немецкий и советский), и каждый из этих двух народов коллективными усилиями создал античеловеческий режим и коллективно участвовал в преступлениях режима.

Мир всё ещё не знает ответов на вопросы:

как Освенцим и ГУЛАГ могли возникнуть и существовать?

как исправить мир (человека), чтобы античеловечность стала невозможной?

Тора учит: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Т.е. страдай от мучений «ближнего», как от своих собственных.

Если бы люди научились выполнять эту заповедь, то исполнилось бы пророчество Исайи «перекуют мечи на орала и разучатся воевать».

Спрашивается: кто же «ближний»?

Где граница между «своими» и «чужими»?

Я считаю, что Сталин был античеловеком ещё в большей степени, чем Гитлер.

Для Сталина «своим» был только он сам, а «чужим» был весь остальной род человеческий.

Сталин уничтожал всех, кого считал полезным уничтожить, включая самых близких и любивших его.

Сталин был извергом по отношению ко ВСЕМУ населению «своей страны» СССР. И по отношению ко всему роду человеческому.

Античеловек Гитлер не был извергом по отношению к немцам.

Именно это нацистское разделение человечества на «своих» (немцев и «арийцев») и «чужих» (прежде всего евреев, да и остальных «неарийцев») и сделало возможным Холокост.

С другой стороны, возможно, именно сталинское разделение человечества на «я, любимый» и «все они» и затормозило уничтожение им евреев СССР.

Сталин умел вынуждать людей даже мыслить так, как он велел. Он научил людей не позволять себе даже в уме отклоняться от линии партии.

Гитлер не успел этого сделать; да в этом и не было нужды: народ единодушно и искренне его поддерживал.

В СССР народ единодушно поддерживал Сталина — под палкой и под страхом.

В Германии народ единодушно поддерживал Гитлера — не под палкой.

Что хуже?

Оба хуже.

Весь немецкий народ, став палачом почти добровольно, несёт ответственность за нацистские злодеяния.

Советский народ не позволял себе думать и решать, что такое хорошо, и что такое плохо. Поэтому, с одной стороны, «дитя не ведает, что творит», но с другой — ведь всё-таки были и те, кто видел в большевиках страшное зло (за такую «зоркость» многим пришлось дорого уплатить); значит, «ослеплённый» народ добровольно предпочёл «не видеть».

Нам всем по отдельности и миру в целом нехватает баланса между «я» и «мы» («я» и «они»), между благом личным и коллективным, между удовольствием и ответственностью, между любовью к себе и «любовью к ближнему» (даже дальнему).

Пытаясь понять происходившее в душах участников и вдохновителей злодеяний, мы ищем путь к столь нужному ТИКУН ОЛАМ.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария к «Дан Рогинский: Ужасающие вехи века»

  1. Пытаясь понять происходившее в душах участников и вдохновителей злодеяний, мы ищем путь к столь нужному ТИКУН ОЛАМ.
    ———————————
    Это только одна из нескольких очень важных причин.
    В любом случае, после такого «понимания» целей злодея и оценки его действии (не факты злодеяний сами по себе, а именно в контексте возможного для него выбора и известной ему информации !) вполне можно и дать моральную оценку такому злодею — и это ни в коем случае не будет его оправданием.
    Это в равной степени верно для Гитлера, Муссолини, Хорти и также для израильского солдата, который убил мирных палестинцев или ливанцев.

    1. В прошлом посте (157) я допустил ошибку: именно «понимание» целей злодея не будет его оправданием, его моральная оценка может быть его оправданием, осуждением или находится между этими двумя крайностями.

    2. С какой стати Вы, Бенни, ставите в один ряд нацистов, коммунистов и израильских солдат? Первые прицельно уничтожали ни в чем неповинных людей (вернее «виновных» в том, что они чужие). ЦАХАЛ борется с террористами, которые прикрываются телами мирных жителей (пусть даже они сочувствуют этим террористам, они не являются целями солдат). При этом неизбежны жертвы среди населения, как и во всякой войне. Солдаты выполняют заповедь: пришедшего убить тебя — убей первым. Их совесть чиста, а вина за гибель жителей лежит на террористах.

      1. Уважаемый Михаил,
        В предыдущем посте я плохо себя объяснил: я совсем не ставлю в один ряд нацистов и израильских солдат.
        Я согласен с автором в том, что можно и нужно понять цели и морально оценить действия в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ смерти одних людей по вине других людей: и в случае самых страшных злодеев (нацисты) и в случае полностью оправданной оборонительной войны (израильские солдаты).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *