[Дебют] Владимир Вершинин: Читая старые журналы

Loading

Сколько погибло во время сталинского террора радиоинженеров, от которых остались только подписи под статьями в журналах 20-30-хх годов… Потом удивляемся, почему у американцев уже «walky talky» были в 1941-м… А у нас почти вся фронтовая связь всю войну — катушка с телефоном. Разрыв мины и связи нету…

Читая старые журналы

Владимир Вершинин

С некоторых пор у меня появилась странная привычка, когда я читаю старые книги или журналы, я нет-нет, да и поинтересуюсь биографией автора книги, редактора журнала или инженера, который что-то написал, открыл или создал. А интерес у меня вполне конкретный. Пережил ли автор конец Большой террор конца 30-хх?

Вот намедни скачал подшивку журналов Радио за 20-е годы. Само по себе, как и о чем писали в то время, требует отдельного рассказа.

Первый номер журнала «Радио всем» 15 сентября 1925 года

Шотман Александр Васильевич — Арестован 25 июня 1937 года, 29 октября за «участие в антисоветской троцкистской организации» приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. Через день, 30 октября 1937 года приговор был приведён в исполнение.

Похоронен на Донском кладбище, могила 1. Реабилитирован 24 декабря 1955 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

Ответственный редактор И.А. Халепский — Арестован в ноябре 1937 года. Осуждён 29 июля 1938 военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Реабилитирован 8 сентября 1956 года военной коллегией Верховного суда СССР.

Ответственный редактор А.М. Любович — Осуждён 28 июня 1938 военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. Обвинение: статьи 69, 79, 76 (участие в антисоветских правых организациях, вредительство в промышленности и сельском хозяйстве). Расстрелян в тот же день, похоронен в Минске. Реабилитирован 29 февраля 1956 года военной коллегией Верховного суда СССР.

Порой находишь, что кто-то умер своей смертью до 37-го года. Написан какой-нибудь хвалебный некролог. А сам себя ловишь на мысли, что повезло ему не дожить до Большого Террора. Умер в почете, и родственники не пострадали.

Вот, например, секретарь редакции М.А.Нюренберг:

Не умер бы от язвы в 1931-м, был бы готовый кандидат на «врага народа» в 37-м. Даром что ли бок о бок столько лет работал с «врагами народа» Халепским и Любовичем?

А вот журнал «Самолет» — редколлегия:

К.А. Мехоношин — Арестован 28 ноября 1937 года. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 7 мая 1938 г. к смертной казни, в тот же день расстрелян. Место захоронения — Расстрельный полигон «Коммунарка», Московская область. Реабилитирован в октябре 1956 г. ВКВС СССР

Я.Я.Анвельт — В 1937 году арестован. Во время допроса к нему применялись пытки и избиения. Не выдержав пыток и избиений, Анвельт скончался 11 декабря 1937 года. Допрос проводил следователь А. И. Лангфанг. Посмертно объявлен «врагом народа».

Малиновский Л.П. — Арестован 6 января 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 29 августа 1938 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Определением Военной коллегии от 10 ноября 1956 г. реабилитирован.

Стоклицкий С.П. — Арестован 11 августа 1938 г. Приговорен: ВКВС СССР 10 марта 1939 г., обв.: участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 10 марта 1939 г. Место захоронения — место захоронения — Москва, Донское кладбище. Реабилитирован 8 февраля 1956 г. ВКВС СССР.

Просто «растрелянная редколегия».

Баранову и Зарзару «повезло», они погибли в автокатастрофах в начале 30-х. Ни минуты не сомневаюсь, что доживи они до Большого террора, разделили бы судьбы Алксниса, Смушкевича и других авиаторов…

Хитрый лис, автор доносов на Туполева и Таубина, Ильюшин наоборот пошел по трупам в гору.

Но про авиацию это отдельный разговор.

А вот интересная передовица ноябрьского номера журнала «Радиофронт» по поводу награждения строителей 500-кв радиостанции имени Коминтерна:

А ежели бы сгинул Александр Львович в ГУЛАГе или пошел бы по «1-й категории», как многие его коллеги, не было бы разработчика систем связи и радиолокации; одного из создателей РЛС дальнего обнаружения и советского синхрофазотрона в Дубне. Члена-корреспондента АН СССР (1946), академика АН СССР (1958), члена бюро Отделения общей физики и астрономии АН СССР (1963).

А вот профессора и одного из лучших советских радиоинженеров того времени Валериана Ивановича Баженова расстреляли как «врага народа». Статья из журнала «Радиофронт» №1 за 1936 г. За год до ареста.

Аксель Берг — Академик АН СССР и основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий — повезло больше, только арестовали в 37-м и три года был под следствием, хорощо хоть выпустили в 40-м.

Сколько погибло во время сталинского террора радиоинженеров, от которых остались только подписи под статьями в журналах 20-30-х годов… Да и если бы только радио. Какую область ни коснись. Хоть паровозостроение, хоть самолетостроение, хоть математику, хоть физику.

Потом удивляемся, почему у американцев уже «walky talky» были в 1941-м (SCR-536 Motorola):

А у нас почти вся фронтовая связь всю войну — катушка с телефоном. Разрыв мины и связи нету…

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “[Дебют] Владимир Вершинин: Читая старые журналы

  1. Прочитавши инетересные замечания автора об американской гражжданской войне, стал смотреть, что еще он написал, и натолкнулся на эту статью-дебют, которая вызвала у меня полное сочувствие. Совсем маленькое замечание — неудачная конструкция:

    Я.Я.Анвельт — В 1937 году арестован. Во время допроса к нему применялись пытки и избиения. Не выдержав пыток и избиений, Анвельт скончался 11 декабря 1937 года. Допрос проводил следователь А. И. Лангфанг. Посмертно объявлен «врагом народа».

    Не сразу понял, кто объявлен посмертно «врагом народа» — и Лангфанг тоже? Посмотрел в Википедии и убедился, что последний умер в Москве в возрасте 83 лет, правда, отсидев 15 после смерти Сталина.

    Когда смотришь на даты смерти и находишь 1937-й или 1938-й, порой с удивлением видишь, что и в эти годы люди иногда умирали дома…

    Правильное замечание одного из комментаторов:

    А если бы у советских была техника как как у американцев и они бы дошли до Ла-Манша? А вот погибших учёных жалко, но как людей, а не как учёных, работавших на поганый советский ВПК

    и не менее правильный, хотя и противоположный, отклик автора:
    Vladimir Vershinin’s GravatarVladimir Vershinin10 Июль 2015 at 12:47 | Permalink
    А вам бы хотелось, чтобы немцы дошли до Урала?

    показывает в рамках какого страшного выбора жили люди в то время.

    1. Я.Я.Анвельт был объявлен врагом народа, согласно Википедии. Интересно, что ни Анвельта, ни радиолюбителя Шмидта, первым услышавшего экспедицию Нобиле в базе данных Мемориала нет. Я связывался по этому поводу с сотрудниками центра. Говорят, будут проверять.
      Лафганг дожил до 83-х. Судоплатов тоже отсидел свои 15 и мемуары потом написал. И что совсем мерзко, был реабилитирован еще при Ельцине. А ведь Судоплатов один из участников убийства Михоэлса. Жаль, что Судоплатова с Лафгангом не на Колыму отправили, где смертность была выше, чем в Бухенвальде.

  2. Дополнение из статьи на сайте «Механизмы войны»:

    «Публицист и исследователь А.Помогайло, пытаясь выяснить причины такого отстования в авиационной радиосвязи, пришел к выводу, что во многом это связано с неоправданными политическими репрессиями против инженеров и конструкторов военной техники. В своей книге «Оружие Победы и НКВД», в главе «Создатели радиотехнических систем» описывает потери, которые понесли их (систем) создатели.
    «При наркоме НКВД Ежове радиосвязи не повезло особенно. Причины тому были личные. Ежов когда-то был военным комиссаром радиошколы 2-й базы радиотелеграфных формирований. В составе базы сложился сильный коллектив специалистов, которые позднее станут столпами отечественной техники военной связи: AT. Углов, А.В. Дикарев, А.Г. Шмидт, К.П. Иванов, Л.В. Виткевич и другие. Комиссар не смог вписаться в творческую среду русских интеллигентов. Мало того, показал себя совсем не на высоте своей должности. В приказе, подписанном начальником базы А.Т. Угловым, отмечалось, что «революционный военный трибунал Запасной армии республики своим приговором от 2 февраля 1920 года за принятие в радиотелеграфную школу двух дезертиров без соответствующей проверки военному комиссару Ежову объявляет строгий выговор с предупреждением».
    Позднее А.Т. Углов стал первым директором ЦВИРЛ, в этой лаборатории (точнее, институте) будут в 1930-е созданы основные средства связи для РККА. Ежов погубил и А.Т. Углова, и его дело. Погубит и всех прежних своих коллег по работе во 2-й базе радиотелефонных формирований, и множество других специалистов.

    Погибнет доктор технических наук Валериан Иванович Баженов, руководитель кафедры радиотехники МАИ, участвовавший в разработке авиационной радиоаппаратуры, погибнет Бронислав Антонович Валюсис, старший конструктор завода 208 в Ленинграде, где разрабатывалась и изготовлялась радиоаппаратура. Были расстреляны начальники отделов НИИС РККА Н.Н. Астахов и А.Н. Шахвердов.

    Л.Л. Кербера, который тоже занимал пост начальника отдела НИИС РККА и выпустил наставление по радионавигации, единственное тогда в советских ВВС, арестовали и отправили в лагерь.

    Аресты прошли и в Научно-исследовательском институте техники связи разведуправления РККА. Начальник института, Александр Иосифович Гурвич, был также репрессирован. Любопытно, что советские разработки тех времен по скрытой связи — как проводной, так и беспроводной — были лучшими в мире.

    Был арестован будущий академик С.А. Векшинский, главный инженер завода «Светлана», где производились радиолампы. Во время отсутствия этого крупнейшего специалиста по вакуумной технике завод будет производить плохие лампы.

    В 1936-1937 годах были репрессированы такие крупные специалисты в области средств связи, как А.В. Водар, П.И. Епанешников, Л.Д. Исаков, Ф.А. Миллер, К.Ф. Престин, Г.М. Петухов, Л.И. Сапельков.

    Неудивительно, что во время Второй мировой немцы имели лучшую технику связи.

    Но наибольший урон Красная Армия в 1937 году, на мой взгляд, понесла из-за арестов, связанных с производством военной радиоаппаратуры.

    Николай Михайлович Синявский был расстрелян 29 июля 1938 года. Хотя он был русским, родом из Брянска, польский вид фамилии дал основание причислить его к «Польска организация войскова». (По обвинению в причастности к этой организации были арестованы И.С. Уншлихт, Р.В. Лонгва, корпусной комиссар Я.Л. Авиновицкий, комдив В.Ф. Грушецкий, К.Ф. Квятек и другие).

    Н.М. Синявский был начальником 5-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности. Именно здесь производилась военная радиоаппаратура и часть оборудования, которое могло иметь военное применение.
    «

  3. «А вот профессора и одного из лучших советских радиоинженеров того времи Валериана Ивановича Баженову»
    Наверное, всё-таки Баженова.

    «А у нас почти вся фронтовая связь всю войну -. Катушка с телефоном Разрыв мины и связи нету …»
    А если бы у советских была техника как как у американцев и они бы дошли до Ла-Манша? А вот погибших учёных жалко, но как людей, а не как учёных, работавших на поганый советский ВПК.

    1. В 1945 г. Черчилль подвёз оружие к лагерям немецких военнопленных (ок. 1 млн. чел),и дал понять тов. Сталину, что в случае если Красная армия перейдёт Эльбу, ей придётся сражаться не только с бывшими союзниками. Кремль заседал два дня (почему вторичный Акт о капитуляции Германии был подписал только 9 мая), и решил , что рисковать не стОит. А так, при Жукове находился Вышинский со своим портфелем. По звонку мог достать бумагу, что Война не окончена, потому что Гитлер скрывается у Франко, и и его надо оттуда достать …..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.