Борис Э. Альтшулер: О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли

 487 total views (from 2022/01/01),  2 views today

Нити доколумбовых связей, протянувшиеся через необозримую даль океанов, установлены в настоящее время в ряде областей Нового Света: колонии викингов на восточном побережье Северной Америки, римские артефакты в Мексике, китайские и японские изделия на северо-западном побережье Канады и США…

О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли

Борис Э. Альтшулер

Говоря о Древнем мире Ближнего Востока, упоминают крах государств Левантийского региона периода поздней бронзы, вызванный нашествием морских номадов, «народов моря». Этноним этих коллективов берёт своё начало от древнеегипетских определений в надписях. Их жертвами стали микенские дворцы Греции, a также такие мощные торговые метрополии как Угарит. Только с большим трудом им смог противостоять фараон Рамзес III, но великая империя Нила уже была потрясена до основания. Даже в Библии филистимляне представлены в качестве преемников «народов моря», захватчиков, с которыми боролся царь Давид. На этот же период приходится Исход евреев из Египта и завоевание Эрец Исраэль. Финикийцы, — мореходы, купцы и кораблестроители пользовались среди ханаанейских племён в Древнем мире наибольшей популярностью. Гомер упоминал их в «Илиаде» и в «Одиссее».

Современная историография даёт этому явлению иное объяснение. Не отрицая происков хорошо вооруженных злоумышленников, она видит настоящую причину краха нескольких великих держав того времени в их «системных недостатках». Не захватчики из дальних стран стурмовали стены Тиринфа или Хаттусы, а большие обнищавшие маргинальные группы, которые были вынуждены платить всё большие репрессивные налоги. В качестве реакции они восстали против своих повелителей, основали прото-государственные структуры и, в конечном счете, выступили против господ.

В начале это были лишь уколы на периферии, но они были достаточны для того, чтобы подорвать сплоченный мир великих империй. Древние державы были очень зависимы от регулярных поставок минеральных ресурсов, строительных материалов и продуктов питания. На их развалинах в конечном итоге оказались новые этнические группы, такие как сирийские арамейцы или же хапиру в Эрец Исраэль, в которых нетрудно распознать древних протоевреев. Между ними смогли утвердиться ханаанейцы, вошедшие в историю в первую очередь как финикийцы. Одна из этимологий обозначения финикийцев ссылается на этот этноним. Самые их древние надписи обнаружены во время раскопок в городе Библе (ныне Джебель). Они относятся к ХIII в. до н.э. Древние греки, как писал Геродот, научились письму от финикийцев (перенявших его от израильтян); римляне же переняли письменность у греков.

Атака „народов моря“ на древнеегипетских барельефах

2.

После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. его трон в Израиле занял сын Рехабеам. На собрании колен в Шхеме/Сихеме выяснилось, что религиозно-культовые представления и отличия северных и южных колен Израиля были на этом раннем историческом этапе очень уж резкими. Речь шла о вековом споре библейских израильтян, потомков сыновей Иакова (Якова), о двух конкурирующих понятиях монотеизма и политеизма, который закончился разделением двенадцати колен Израиля и единого царства. В результате в библейской Палестине возникли три царства одного народа, говорившего на иврите (ханаанском иврите): финикийские города вдоль ливанского побережья, на севере Эрец Исраэль царство десяти колен Израилевых и южное царство Иуда. Так, культы Астарты, Баала, Милхома и Кемоша сопровождались жертвоприношениями детей, культами плодородия, храмовой проституцией и запрещенными согласно иудейской этике сексуальными практиками. Абсолютистские аллюры сына Соломона Рехабеама («…отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» — Первая книга Царей, 12:11, в христианской Библии третья книга Царей, 12:11) были отвергнуты старейшинами Израиля и колена разделились на два царства. В намного более маленьком южном царстве Иуда остались колена Иуда, Беньямин/Вениамин и колено Леви (13-е колено!), ответственное за Храм и не имевшее потому земельных наделов. В намного большем Северном Израильском царстве — колена Реувен, Симон/Шимон, Дан, Нафтали, Гад, Асир, Иссахар, Звулун, Эфраим и Манасе/Менаше. Последние два, Эфраим и Менаше — сыновья патриарха Иосифа, а не Якова, но по еврейской традиции причисляются к десяти коленам. Первым царём намного большего Северного Израильского царства стал Иеробеам I, вернувшийся из Египта, где до этого получил политическое убежище.

ТАНАХ приписывает связь с морем трем израильским коленам: Звулун, Дан и Ашер. Еврейские мореходы каждые три года уплывали в таинственную страну Офир, находившуюся предположительно на юге Саудовской Аравии, за золотом, пряностями и экзотическими товарами. Царь Соломон с помощью своего друга и партнёра, тирского царя Хирама и финикийских специалистов, достроил не только Первый Иерусалимский храм, но и торговый порт Эцион–Гевер в Акабском заливе Красного моря, недалеко от современного города Эйлат. Корабли отправлялись в дальнее плавание из Эцион–Гевера и Елафа — современной Акабы. Первая экспедиция привезла обратно 420 талантов золота, то есть больше тонны. В том же порту финикийцы и израильтяне создали «совместное предприятие» по выплавке меди, которая частью отправлялась в Офир для обмена на другие металлы. В этот период между двумя великими народами древности возникли династические связи. Среди жен любвеобильного Соломона были и финикиянки, а один из его преемников Ахав женился на Иезавели, дочери тирского царя. Эту решительную даму Библия ославила за жестокость, а также за то, что она пыталась удержать в Израиле культ языческого бога Баала. «Злобную Иезавель» ждал печальный конец: ее выбросили из окна дворца и затоптали лошадьми.

Два колена сыграли в Северном Израильском царстве большую роль в его развитии и были привязанны друг к другу до такой степени, что существование и выполнение непосредственных функций одного из них было немыслимо без другого: это колена Иссахара и Звулуна, которые даже упомянуты вместе в благословении Моше Рабейну (Дварим 33:18-19). Мидраш рассказывает, что колено Иссахара усиленно изучало Тору, в то время как колено Звулун посвятило себя морской торговле, отправляясь в длительные и опасные путешествия. Награду они делили поровну — часть духовных благословений, получаемых за изучение Торы Иссахаром, это колено отдавало Звулуну, который перенял заботу о материальном благосостоянии целиком отдавшего себя изучению Торы Иссахара.

Греческий термин феникс [греч. phoiniks» (φοινως) — пурпурный] нередко связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной деятельности: «финиху, фенех» — кораблестроитель. Это же имя легло в основу самоназвания финикийцев: к(е)навиим — хенавиим — ханаанеи. Древние египтяне часто называли чужестранцев по их профессиям, независимо от подлинного имени того или иного народа (в частности, гиксосы — пастухи). Наименование Финикии Ханааном встречается на монетах городов Библа и Берита. Финикийцы строили корабли для египтян и продавали им «корабельный» лес. Археологи считают, что такие корабли могли проплыть до 160 км в день. Во II–I-ом тысячелетиях до н.э. финикийцы играли важную роль в Средиземноморье. Они были описаны как жители Иерусалима, т. е. ни своим обликом, ни языком не отличались от местного населения Иудеи и Израиля. Оставшийся в истории этноним связывают с обозначением красной краски пурпур, которую те изготовляли из прибрежных моллюсков и экспортировали. Другая этимология этнонима имеет ввиду возможную красную окраску их (рыжих?) волос. Политическим строем финикийских городов-государств была монархия, где трон передавался по наследству. Правда, власть царей не имела такой силы как в Египте и Месопотамии из-за противодействия со стороны влиятельных кругов финикийской аристократическо-купеческой олигархии. Внешнеполитические связи между государствами поддерживались царями.

Финикийский корабль приближается к гавани Александрии (реконструкция)

Принято считать, что финикийцы были замечательными мореплавателями, а древние евреи нет. На самом деле, как считают многие учёные, между древними евреями и финикийцами не было никакой разницы. Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: у поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи, жители Иерусалима — это финикийцы, а их язык — финикийский (ханаанский иврит); а Феофраст (372–288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Для этого были веские основания: топонимы Сефарад или С`фарад связаны с пророчествами Авдия (Обадии) и депортациями израильтян, по-видимому, после завоеваний Ассирии:

«И переселённые из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты (в другой редакции перевода Царфат), а переселённые из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные». (Овадия, 1:20)

Эти «переселённые» на территории между Тиром и Сидоном древние иудеи и были первыми сефардами еврейской истории.

Очевидно и то, что древние евреи, особенно израильтяне, достаточно долго поклонялись также языческим финикийским богам. Пророк Хошеа (12:8) называет жителей Израильского царства «ханаанеями». С эпохой античности, после поражения в 3-ой Пунической войне (149–146 до н.э.) финикийцы «исчезли», но в раннем Средневековье из ниоткуда неожиданно появились большие коллективы евреев в Испании, Португалии, Италии, Балеарских островах, Cицилии, Сардинии, Кипре и Магрибе. Потому вполне логичен вывод, что ими были потомки финикийских колонистов.

Проникновение греческой культуры на финикийское побережье как последнего очага «чистой» ханаанейской, языческой культуры, в особенности в Сидон, началось в первой половине IV в. до н.э., ещё до падения Ахеменидской державы. После блистательных походов Александра Македонского становление эллинизма пошло в Финикии, как и в Эрец Исраэль, быстрыми темпами. Так, в официальном письме к дельфийскому жрецу союзники из Тира именуются братьями и на этом основании претендуют на то, чтобы тоже считаться эллинами. Кстати, евреи также претендовали на этническое родство со спартанцами как потомки Кетуры.[i] К началу нашей эры ассимилированные финикийцы даже причислялись не к варварам, а к ассимилированным народам эллинистического мира.[ii] Через финикийцев греки заимствовали иудео-финикийское письмо (оно же лааз, либонаа, даац, рац, багдадский шрифт). В это ивритское курсивное, руническое письмо, актуальное по сей день и состоящее из согласных, они ввели ещё гласные.

3.

Израильтяне и финикийцы сыграли важную роль в становлении древнего и античного мира Средиземноморья. Они бороздили его воды своими кораблями, совершенствовали технологии добычи и обработки железа, первыми получили прозрачное стекло, как и иудеи пользовались первым буквенным, революционным руническим алфавитом. За ними последовали греки и бесчисленные другие древние, гениальные авантюристы, так что Платон смог, наконец, объявить: «Мы живем, как лягушки вокруг пруда».

Долго предполагалось, что плавания финикийцев были всегда прибережными. Однако в 1999 г. подводный археолог Роберт Баллард (Robert Ballard) обнаружил в море у побережья Газы финикийский корабль, потерпевший более 2000 лет назад кораблекрушение. Это открытие было так представлено:

«Это открытие является сенсацией Но даже более важным, чем крушение первого корабля железного века ​​было расположение судна всего в 50 километрах от побережья — как доказательство того, что финикийцы могли свободно плыть по открытому морю».

Сегодня очевидно, что у финикийцев и карфагенян не было проблем с навигацией в открытом море. Экспериментальными археологами доказано, что финикийцы были в состоянии проводить под парусом навигацию против ветра. Например, в непрерывных морских путешествиях к их колониям на средиземноморском острове Ибица они должны были преодолеть — даже если долго плыли вдоль Северной Африки — еще как минимум 270 км в открытом море, вне поля зрения побережья. И это был только один из коротких маршрутов. Существует довольно много изображений и реконструкций моделей финикийских и карфагенских кораблей. Финикийцы строили большие (длиной 30 м) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Из ливанского кедра они строили палубные гребные суда. В первую очередь речь идёт об особенно эффективных боевых кораблях, т. наз. триремах. В расшифровке этого названия речь идёт о трёх рядах гребцов и носовом таране для поражения вражеского корабля. Несмотря на их эффективность в морском бою, карфагенцы были не в состоянии предпринимать на таких судах путешествия в Атлантику: конструкция была слишком лёгкой, с низкими бортами и слишком высоким центром тяжести. Кроме того, там было относительно мало места в трюме для товаров и провианта для долгой экспедиции. Кстати, римляне быстро скопировали конструкцию этих кораблей. Одну из купленных трирем они разобрали до досок и построили для себя точные копии.

Поэтому особенно карфагенцы пользовалсь для экспедиций торговыми и многоцелевыми судами. Такие суда имели по ряду гребцов на каждой стороне и лишь одну мачту с большим Ра-парусом. Они были довольно просто построены, шире трирем, c более глубоким погружением и, конечно, без тарана. Морской археолог, доктор Карин Хорниг из университета Фрайбург в Германии полагает, что с такими крепкими и объёмными парусными судами античные эмигранты наиболее вероятно могли решиться на большую экспедицию, вроде той как это сделали почти полторы тысячи лет спустя викинги. Суда викингов имеют большое сходство с финикийско-карфагенскими моделями.

Пророк Иезекииль так описывает тирские корабли: из кипарисов сенирских делали обшивные доски, брали кедры с Ливана для мачт; из васанских дубов делали весла, сиденье для гребцов обделывали слоновой костью с буковым деревом с островов Киттийских; узорчатое полотно из Египта употреблялось на паруса и служило флагом корабля; яхонтовый и пурпурный цвета с островов Элисы покрывали палубу. Название финикийских кораблей вошло в международную терминологию: у египтян класс кораблей назывался библскими, а у евреев крупные суда — таршишскими.[iii]

Обе страны тесно сотрудничали до VII века до н.э., когда левантийские приморские города вместе с Израилем и Иудеей стали жертвами новых завоевателей — ассирийцев. Еще в 877 году до н.э. их царь Ашшурнасирпал II с большим войском появился в Финикии и вынудил ее жителей выплатить ему дань золотом, слоновой костью и, конечно, кедром. С каждым годом этот налоговый гнет всё усиливался, что побуждало ханаанеев к частым восстаниям. После одного из них в 680 году до н.э. новый повелитель захватчиков, Асархаддон, разрушил древний Сидон и угнал его жителей в плен.

К 610 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а Финикии и Иудее пришлось противостоять новому захватчику — вавилонянину Навуходоносору II. Он дважды осаждал центр власти финикийцев Тир, но так и не смог взять город штурмом. Грозному воителю пришлось смириться с независимостью Тира и предоставить его купцам немалые привилегии. Но время было упущено — утерянные за время «ассирийского плена» и прочих напастей позиции в морской торговле уже прочно заняли греки и братья-карфагеняне. В 520 г. до н.э. Тир был захвачен вавилонянами и центр власти финикийцев, теперь уже пунийцев, окончательно переместился на запад в Карфаген, где жили более 400.000 человек, с его тогда самой модерной гаванью. Римское название карфагенян было пуны; отсюда и войны Рима против Карфагена именуются Пуническими. Пуны — Карфаген [Qart-ḥada(št), Carthago] было финикийским (пуническим) государством со столицей в одноимённом городе, существовавшим в древности на севере Африки, на территории современного Туниса.

4.

В мире древних финикийцев и израильтян были банки, страховые компании, розничные сети и всеобъемлющие государственные инфраструктуры. Тем не менее, капитализм был ещё очень далек от воплощения, — по Максу Веберу не хватало сердечника системы, т. наз. «протестантской этики», т. e. того, что немцы называют die Sekundärtugenden (вторичными достоинствами). До конца периода античности купцы вкладывали свои прибыли преимущественно в страну и в связанное с ней социальное положение, вместо того, чтобы за счет реинвестирования совершить прыжок в буржуазное капиталистическое общество. То же верно и для технических возможностей того времени. Хотя, например, принцип паровой энергии был хорошо известен, никто тогда не додумался до идеи использования её энергетических ресурсов. Настолько далеко человечество ещё не было продвинуто.

После завоевания Яффо Шимоном Хасмонеем город стал главным портом Иудеи. На надгробиях, установленных Шимоном на могилах отца и братьев, среди прочего изображены корабли. На еврейских монетах этого времени имеются изображения трезубца и якоря. Известно, что Помпей уничтожил находившуюся в Яффо базу еврейских пиратов, а Ирод соорудил великолепную гавань в Кесарии и построил значительное число кораблей. Во время Иудейских войн еврейские торговые суда занимались пиратством на морских путях, нанося римлянам значительный урон. Особенно упорным было сопротивление римлянам на озере Кинерет. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей», а легенда на одной из монет в честь римской победы гласит victoria navalis. Морская археология, включая находки озера Киннерет, дала немало образцов древних судов и лодок, а также их грузов, представленных ныне в музеях Израиля. На карте из Медвы изображены суда на Мертвом море.

В талмудическую эпоху среди евреев были распространены занятия, связанные с морским и речным судоходством. Вавилонский Талмуд содержит более 200 технических и навигационных терминов, а также правила по упорядочению речного движения. Мореходство рассматривалось как достойное занятие. В Александрии греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н.э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали. Отцы церкви Августин и Иероним описали свои встречи с еврейскими моряками. Епископ Синесий Киренский (начало V в.) сатирически описывает свое путешествие по Средиземному морю на судне с еврейской командой: когда в канун субботы разразилась буря, богобоязненные моряки, несмотря на испуг пассажиров, предоставили корабль воле волн.

Финикийские цари, например, Хирам имели тесные дружественные, торговые и династические связи с еврейскими государствами — с древней Иудеей и древним Израилем. Известна упомянутая библейская Иезавель — дочь Итобаала, тирского царя, жена израильского царя Ахава и мать иудейской царицы Аталии. При посредничестве тирских царей, израильтяне вели торговлю с Таршишем [Таршиш — תַּרְשִׁישׁ, в греко-латинской передаче Фарсис (лат. Tharsis) — в наиболее распространенном значении место, откуда экспортировалось серебро (Иер.10:9)] и Офиром (предположительно юг Индостана или Шри-Ланка). Иосиф Флавий полагал, что за Фарсисом скрывается киликийский Тарс. Иные полагают, что речь идет о стране Тартесс на атлантическом побережье Испании. Царь Соломон и царь Тира Хирам I Великий снаряжали морские экспедиции в Офир за золотом; помимо того, корабли привозили оттуда много сандалового дерева (стираксовое дерево?), слоновую кость, обезьян и павлинов. Обыкновенно её искали на юго-востоке Аравийского полуострова в районе Йемена, а также в Индии или на африканском берегу Индийского океана (Софала). После открытия Америки страна Офир предполагалась авторами также и в Южной Америке.[iv] Описание финикийской торговли дано в книге пророка Иезекииля, современника Иеремии и Даниила. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта исходили всё Средиземное море, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже до Британских островов, откуда привозили олово. Опорные пункты этой торговли находились в Испании, Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима.

Уже около 1500 года до н.э. финикийцам удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов. Около 660 года до н.э. по указу египетского номарха Нехо эти мореходы обогнули Африканский континент. Намного позже тот же маршрут повторил Васко да Гама. Путь из Красного моря вокруг Африки до пролива Гибралтар занял три года. Во время путешествия использовали вёсла, которые располагались на трех палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м². В VI веке до н.э. карфагенянин Ганнон с флотилией из 60 пятидесятивесельных кораблей и, если верить дошедшему до нас тексту, с 30.000 мужчин и женщин. проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи, основал колонию у устья р. Сенегал, замечая по пути бегемотов, «диких волосатых людей» (горилл), огненную «колесницу богов» (очевидно, вулкан на нынешнем острове Фернандо-По) и прочие чудеса. Его земляк Гимилькон в свою очередь совершил вояж к северу от Европы, до самого «застывшего моря». Он оставил известия о странном водоеме, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей, — можно предположить, что речь идет о Саргассовом море, а раз так, то финикийцы вполне могли побывать и в Америке. Очевидно, что финикийцы добрались и до Азорских островов, т. к. восемь пунических монет и одна из Киренаики были обнаружены в кладе на острове Корво в 1749 году. К сожалению, эти мoнеты пропали.[v]

Ещё в древности была возможность сохранить пищу и пресную воду для моряков. В керамических амфорах вода сохранялась ещё более свежей, чем позднее в использованных деревянных бочках. Полинезийцы, совершавшие большие морские путешествия, показали, что с проблемами питья и питания можно хорошо справиться другими методами, такими как сбор дождевой воды и рыбалкой во время продолжительного плавания.

Кроме того, финикийцы занимались активной сухопутной торговлей караванами: товары навьючивали грузы на верблюдов и ослов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям и пустыням. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. 27:13), из Фогарма — лошадей (Иез. 27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез. 27:18), из Аравии — овец (Иез. 27:21). Особенно после Вавилонского изгнания и позже, после разгрома Карфагена римлянами, финикийцы окончательно смешались с населением Эрец Исраэль, евреями Северной Африки и Испании, а в начале н.э. стали частью еврейского сефардского субэтноса.

5.

Отдельные финикийские поселения превратились в цепь самостоятельных городов-государств. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другими городами Финикии были Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская (в несколько иной артикуляции Царфат на полпути между Тиром и Сидоном),[vi] Берута (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра). Согласно Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. Во времена Селевкидов её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из поздних географов некоторые (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, иные помещают её южную границу у Кармеля и Кесарии. Позднее римское провинциальное деление расширило топоним Финикии и на прилегающие внутренние области до Дамаска. Ещё позже стали различать Финикию Приморскую и Ливанскую. При Юстиниане даже город-государство Пальмира был включён в состав последней.[vii] Известно, что «землю Кабул» на юге Ливана библейский царь Соломон из-за долгов по строительству Первого Иерусалимского Храма в X в. до н.э. был вынужден уступить финикийцам. В Сидоне было обнаружено древнейшее известное изображение Маген Давида на печати VII в. до н.э., принадлежавшее некому Иехошуа бен Асаяху.

Согласно Андрею Зелеву, единственной вроде бы нееврейской страной, посещённой Иисусом, были «страны Тирские и Сидонские.», где язычница, женщина-хананеянка, смиренно просила Иисуса излечить её психически больную дочь.[viii] «Но он не отвечал ей ни слова» и сказал в ответ: „нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам“… Когда его ученики вступились за неё, он прямо ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф., 15-23). Иисус говорил своим ученикам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Матф. 7-6). Кого же Иисус именует псами и свиньями? Так он называет людей, не принадлежащих к народу Израиля. Зачем же он тогда вообще отправился в Финикию? Значит, города Финикии и Израиля были в той же степени еврейскими, как и города Иудеи.

Уже в период странствий «народов моря» XIII-XI вв. до н.э., названных Сайрусом Г. Гордоном «героическим», начался процесс массовой миграции большой семитоязычной этнии трёх государств: Иудеи, Израиля и Финикии — в Восточную Европу, Малую Азию, Кавказ, Средиземноморье и в азиатский Восток. Некоторые современные генетические исследования исходят из того, что где-то 6% населения средиземноморских побережий относятся к потомкам финикийцев, которые являлись носителями гаплогруппы J2, одного из субкладов евреев по принадлежности к генетически и исторически относительно недавним родам, каждый возрастом примерно 10000-40000 лет. Генетически евреев относят к мозаике десяти производных родов, или как говорят в ДНК-генеалогии, субкладам: J1, J2, E1b1b1, R1b1, R1a1, G2, I, Q1b, T, R2.[ix] Финикийцы относились к средиземноморской расе, были довольно высокого роста, с узким лицом, прямым носом и тёмными курчавыми волосами.

Они говорили на западносемитском языке, очень близком к ивриту. Геродот в своей «Истории» сообщает, что финикийцы пришли в восточное Средиземноморье из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря. По мнению итальянского историка Сабатино Москати в этногенезе финикийцев принимали участие и индоевропейские «народы моря», передавшие местным аборигенам и семитам искусство мореходства (которым те уже, правда, давно владели!). Финикийцами были известный полководец Ганнибал, основоположник атомистики Мохос из Сидона, римская императорская династия Северов, основатель геометрии Евклид, первый из семи мудрецов античного мира Талес из Милета, римский юрист Домиций Ульпиан из Тира, писатель Публий Теренций Афр, изобретатель греческого алфавита Кадм и многие другие выдающиеся личности.

Древнее государство Финикия располагалось на территории современных Ливана, Сирии и Израиля, а также имело множество колоний в средиземноморском регионе. Финикийцы создали цивилизацию с развитыми ремеслами, морской торговлей, богатой культурой и собственной письменностью. Своего наивысшего расцвета Финикия достигла в 1200—800 гг. до н.э., особенно в правление царя Хирама (1001—967 гг. до н.э.).

В VI веке до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 332 до н.э. — Александром Македонским. Захватнические войны тогдашних великих держав заставили финикийцев искать новую родину в колонии на североафриканском побережье. Город-государство Карфаген был основан колонистами-финикийцами из Тира ещё в 814 г. до н.э. (или несколько позже, около 750 г. до н.э.) на территории современного Туниса. Согласно преданию, Карфаген основала царица Дидона (Элисса), которая бежала из Тира после того, как её брат Пигмалион, царь Тира, убил её мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. Древние евреи и финикийцы — самые древние оседлые народы Пиренейского полуострова, который звался Иверией/Иберией (от иври — еврейского) или Испанией. Считается, что само слово Испания (Hispania) — топоним, под которым римляне знали Пиренейский полуостров, — семитско-еврейского происхождения, происходящее от Hispalis. Некоторые этимологи считают, что римляне адаптировали на латыни как Hispania финикийское слово «i-shephan-im» (sphan — север, т.е. нахождение Пиренейского полуострова к северу от Африки). Другая, более убедительная версия гласит, что топоним Испания происходит от финикийского «и-шфаним» — «берег кроликов». Поэтому название «Испания» — финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Hispaniae) для обозначения всего полуострова.

В рамках Генографического проекта, целью которого является отслеживание миграций населения с помощью методов генетики, международная исследовательская группа ученых под руководством Криса Тайлера-Смита (Chris Tyler-Smith) провела исследование по выявлению генетических «следов» финикийцев среди современных обитателей регионов, некогда входивших в состав финикийской общности, сообщает BBC. Исследование проводилось с помощью ДНК-анализа данных, полученных у более 6.000 мужчин, ныне живущих на территориях заселённых древними финикийцами (Ливан, Кипр, Крит, Мальта, Сицилия, Сардиния, Ибица, юг Испании, побережье Туниса, Марокко и пр.). Подробный отчет представлен в работе, опубликованной в журнале American Journal of Human Genetics.

Ученые проанализировали последовательность ДНК Y-хромосомы и в результате было установлено, что у мужчин из «финикийских» регионов мутации в ДНК-последовательности отличаются незначительно. Однако необходимо также учесть миграцию людей в древности, которая могла внести свой вклад в ДНК-мутацию. Для этой цели исследователи разработали специальный аналитический метод, с помощью которого удалось в итоге выявить шесть генетических линий потенциальных потомков финикийцев, составляющих около 6% от общего числа генетических линий современных жителей бывших финикийских колоний. Следовательно каждый 17-й житель Средиземноморского региона может считать своими предками финикийцев (и античных евреев).[x]

Американский автор John Philip Cohane, археолог и семитолог из университета Пенсильвания пришел в своей книге «Ключ» («The Key», Нью-Йорк 1969) к реконструкции шести древнейших слов, которые он, как и Рихард Фестер (Richard Fester, 19101982), нашёл через топонимику и которые имели онтологическое значение. Джон Филип Кохэни и его друг, знаменитый лингвист и семитолог Сайрус Герцль Гордон (Cyrus Herzl Gordon) считали, что многие географические названия в Америке имеют семитское происхождение.[xi]

Интересна запоздалая недавняя, неожиданная версия канадских ученых: название Ниагарского водопада, традиционно рассматривавшееся в рамках «индейского» происхождения, на самом деле несет в себе отпечатки иврита. Одна из версий связывает название водопада с נגר нагар «текучий» (не путать с «плотником»). Однако, и иная версия не исключена, хотя и кажется неожиданно современной: נהגר неагер «будем двигаться (иммигрировать)». Механизм проникновения гебраизмов в индейские наречия пока неясен; любопытно, что имя водопада совершило действительную иммиграцию, «алию», в современный иврит.[xii]

Карфагенская монета, как считают, с зашифрованной схематической картой под копытами лошадки

Гордон поддерживал теории Кохэни (диффузионизм и изоляционизм) о выдающейся роли Великой еврейской миграции (семитско-еврейского этноса евреев и финикийцев) в древности при переселении в доколумбову Америку. В 350 г. до н.э. карфагеняне отчеканили золотую монету со схематическим изображением под фигурой лошадки, интерпретируемым как карта Средиземноморья с Америкой, по направлению к Западу — через Атлантику. В 335 г. до н.э. (Псевдо)-Аристотель и двести лет позже Диодор передали отчёт древнегреческого историка Тимея (Timaios) и предложили список 178 восхищавших того чудес, относящихся ко всякого рода космологическим явлениям в области истории и знаний об окружающем мире. Описывая чудо Атлантиду под номером 84 (или же Америку), он замечает:

«Говорят, что в Океане за Геркулесовыми столбами карфагеняне нашли необитаемый остров. Там растут самые разные деревья, реки судоходны, есть необыкновенные фрукты всех сортов; много дней пути до этого острова… Людям не следует часто бывать на этом острове, вступать во владение землей и вывозить богатства карфагенян».[xiii]

Диодор сообщил, что карфагенцы были заброшены туда сильными ветрами. Нет невозможного в том, что карфагеняне плавали далеко на Запад в поисках новых рынков и колоний, а клад на Азорских островах (находящихся примерно на середине пути между Америкой и Европой) доказывает это. Финикийские корабли (таршишские корабли) были построены так, что могли годами находиться на море. В 1950 г. профессор Каселла из Неаполя опубликовал работу, в которой доказывал, что на фресках Помпеи и Геркуланума изображены американские по происхождению растения — аннона и ананас. Местное население этих райских мест описано у Плутарха («Серторий», VIII-IX):

«народ там, не обременяя себя ни трудами, ни хлопотами, в изобилии собирает сладкие плоды, которые растут сами по себе».

В отношении возможных отплытий «римлян» в Новый Свет правильно поэтому говорить не о «римлянах», а о населении и народах Римской империи, в первую очередь о тех же финикийцах с израильтянами. Именно через них ананасы с заморскими диковинками попадали на столы римских богачей в знаменитых «лукулловых пирах». Вероятно, какая-то купеческая фамилия из Гадира (Кадис) в Испании сотни лет ревниво сберегала монополию на путешествия, держа в строгой тайне, откуда они привозят экзотические фрукты и другие чудесные вещи. Согласно Аристотелю, в Карфагенской республике за плавания в Америку (и рассказы об этом) в течение ряда поколений официально полагалась смертная казнь. Склонность к конспирации в делах касавшихся путешествий и открытий, суливших громадные торгово-экономические выгоды, была, очевидно, причиной того, что в истории осталась довольно скудная информация первоисточников о финикийских морских экспедициях. Кстати, та же конспирация была отмечена в конце XV века во время подготовки американской экспедиции Христофора Колумба. Ценнейшие карты своей экспедиции в Америку тот получил, очевидно, перед отплытием и от еврейских картографов Мальорки (Майо́рки), сефардских потомков финикийцев. Среди наиболее известных картографов был известный историограф, астроном и математик Авраам Бен Шмуэль Заку́то (1450–1515) из Саламанки, первым сконструировавший металлическую астролябию, позволявшую дать более полные измерения, чем бывшая до этого в обиходе деревянная. Закуто составил наиболее точные астрономические таблицы, которые были использованы Колумбом, а Васко де Гама советовался с ним перед своим историческим плаванием в Индию. Учёный пережил изгнание евреев из Испании и Португалии, окончив свои дни в Иерусалиме или Дамаске. В честь Авраама Закуто назван кратер «Загут» на Луне.

6.

Нити доколумбовых связей, протянувшиеся через необозримую даль океанов, установлены в настоящее время в ряде областей Нового Света: колонии викингов на восточном побережье Северной Америки, римские артефакты в Мексике, китайские и японские изделия на северо-западном побережье Канады и США и, наконец, контакты полинезийцев с некоторыми индейскими народами Южной Америки.

Данные в пользу древних связей между Америкой и Африкой приводит ботаника. В частности, речь идет о таком важном для тропиков пищевом продукте, как маниок. Западная и Центральная Африка — вторичный центр происхождения маниока — Manihot esculenta и M. Glaziovil и первичный южноамериканский генцентр по Н. И. Вавилову. Маниок был интродуцирован на Африканский континент в IV-V вв. н.э. В записках Колумба сохранились интересные замечания, где адмирал сравнивает находки на гвинейском берегу с американским. В его дневнике записано:

«Здесь этого растения больше, чем там, на гвинейском берегу…»

В заметках речь идёт о кассаве, подлинно американском эндемике. Тот факт, что она росла по обе стороны океана, Колумб не комментировал.

Еще более интересный пример обратного влияния на Новый Свет — клещевина. Из этого растения получают касторовое масло, употребляемое для освещения, в пищу и для лечения. Её родина — Африка. Но уже в древности она попала в Индию: её название есть в санскрите. В Америке клещевину знали ещё до прихода европейцев, часто как сорняк; в Мексике её тоже использовали для освещения. Известен только один народ, использовавший касторовое масло для освещения и в древности поддерживавший контакты одновременно с Индией и Америкой — это финикийцы.

Моряки привозили из Нового Света не только экзотические ананасы. Речь идет, в частности, о фасоли, родиной которой сейчас признана Америка. Раньше об этом полезном растении писали, будто оно культивировалось древними греками и римлянами под названием доликос, фасеолос и т. д. Потом разведение фасоли объяснялось тем, что испанцы ввезли её туда из Старого Света после открытия Колумба. Позже семена фасоли были найдены в доинкских поселениях во всем перуанском приморье. Сравнительно недавно ботаники Хатчисон, Силоу и Стефенс, опираясь на убедительные данные, показали, что фасоль Phaseolus — еще одно подтверждение доколумбовых связей между Старым и Новым Светом.

Ещё некоторые факты:

1) В 1961 г. в Бразилии на вершине труднодоступной горы в районе города Педро-де-Гавеа нашли барельеф с изображением человеческой головы в шлеме и обнаружили следующую финикийскую надпись: «Бадезир из Тира Финикийского, первый после Иевала«. Известно, что Бадезир занимал финикийский трон с 855 до 850 г. до н.э. Бразильский Бадезир мог быть назван в честь этого царя. В 1967 г. авторитетный американский археолог С. Г. Гордон еще раз проверил расшифровку надписи и подтвердил ее.

2) В той же Бразилии поблизости Сьерра-Маранажо известный французский путешественник, ученый и писатель Марсель Ф. Оме откопал погребальные урны, в которых сохранились вещи безусловно финикийского происхождения: кораллы и перстень с перламутром, на котором изображён излюбленный финикийский сюжет — нильский крокодил.

3) В Центральной Америке найдено большое количество каменных стел, на которых изображены фигуры людей европидного вида с козлиными бородками и бакенбардами — археологи прозвали их стелами «дяди Сэма». Эти стелы относятся к древнейшей цивилизации ольмеков (I тыс. до н.э.), которая как раз и была современницей финикийской цивилизации. На одной из стел отчетливо видно, что длиннобородый человек одет в туфли с загнутыми вверх носками — именно такие модели носили в свое время финикийцы.

4) Не так давно в Мексике была найдена каменная стела («стела фон Ватганау») высотой в пять футов. На стеле изображен человек семитского типа, который стоит на чём-то, похожем на палубу. В руках он держит предмет, напоминающий древний якорь вроде тех, которыми пользовались финикийцы. А в ухе этого человека четко видна серьга с узором в виде шестиугольной звезды Давида. Ныне стела фон Ватганау экспонируется в Антропологическом музее Мехико — т. е. её подлинность подтверждена.

5) В США в Бурне (штат Массачусетс) был найден камень с финикийской надписью: «Уведомление о взятии во владение. Ганнон берет эту местность в свое владение. Не уничтожать». Есть сообщения о целом ряде подобных надписей в разных районах морского побережья Северной Америки и больших судоходных рек (особенно Рио-Гранде и Миссисипи с притоками). Так, в штате Арканзас фермер нашел на своем поле карфагенскую монету. А в штатах Виргиния и Пенсильвания нашли свыше сотни плоских камней, покрытых финикийскими надписями.[xiv]

К этому можно добавить информацию, которую приводит в своей книге Н. Непомнящий:

6) В 1949 г. американские газеты обошло сообщение о том, что 85-летний Ф. Бейстлайн, учитель из штата Пенсильвания, нашел камень с едва заметными знаками. Находка заинтересовала ученых из Корнельского университета. Оказалось, надпись на камне финикийская. Подобные камни находили и в Огайо в 1956 г. Несколько камней с надписями обнаружены на реке Роанок в штате Виргиния.

7) В графстве Ланкастер еще в конце прошлого века нашли финикийские бусы, они и сейчас выставлены в местном краеведческом музее.

8) Летом 1978 г. в Колумбии, в старом захоронении около местечка Самака в округе Бойяка обнаружены фрагменты терракоты с финикийскими письменами. Их случайно нашли местные жители.

Дуглас Юджин «Джин» Савой

9) В конце ХХ века выдающийся американский исследователь и путешественник Дуглас Дж. Савой обнаружил образчики финикийского письма на каменных глыбах неподалеку от местечка Гран-Вилайя в 600 километрах к северу от Лимы, в Перу.

10) Короткий железный меч, по мнению археологов финикийский, был найден в графстве Брунсвик, на атлантическом побережье США. Там же была выкопана из земли небольшая плита-жертвенник.[xv]

К сожалению, многие найденные семитские и финикийские артефакты, особенно в католической Бразилии, куда-то пропали. Виновниками этих пропаж можно подозревать католическую церковь или же особо истовых христиан, которые явно опасались мессианских настроений и милленаристских ожиданий.

Всё это совпадает с вышеприведенным сообщением Аристотеля о том, что на открытом карфагенянами «острове» много

«полноводных рек, пригодных для навигации», а также, что «между карфагенянами часто возникали столкновения из-за обладания столь счастливым местом».[xvi]

___

[i] Эдгар Гудспид [Edgar Johnson Goodspeed (1871–1962) )]. Апокрифы. Первая книга Маккавеев. Нью-Йорк, 1989г., стр.425-426, — цитируется по переводу Ефима Макаровского с английского в его работе «Еврейское государство Феодоро в Крыму», Заметки по еврейской истории, Nr, 4 (53), 2005

[ii] Финикийская цивилизация

[iii] Зелев Андрей, Знаменитые Финикийцы

[iv] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%80

[v] Харден, Дональд: Финикийцы. Основатели Карфагена

[vi] На территории бывшего СССР есть несколько таких библейских топонимов, например, Сарепта-на-Волге — бывшая немецкая колония, ныне вошедшая в состав Волгограда, и, кроме того, станция Приволжской железной дороги. Сарепта — также село в Абайском районе Карагандинской области Казахстана.

[vii] Финикия, Википедия

[viii] Андрей Зелев: Финикийцы это евреи!

[ix] Алексей Зорин; Гаплогруппы евреев и происхождение с точки зрения ДНК-генеалогии

[x] Cyrus Herzl Gordon, Before Columbus; links between the Old World and ancient America, Crown, 1971, p. 138

[xi] Выявлены потомки финикийских мореплавателей, CNews.ru

[xii] http://umanitoba.ca/linguistics/

[xiv] Вячеслав Румянцев: Археологические и ботанические данные о связях финикийцев с Америкой

[xv] Непомнящий, Н. Н.; Низовский, А. Ю.: Тайны истории. Опредившие Колумба

[xvi] Археологические и ботанические данные о связях финикийцев с Америкой

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

35 комментариев к «Борис Э. Альтшулер: О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли»

  1. Именно эти 10 колен, уйдя в разные стороны — на запад — вплоть до Британии, а затем на Балтику, как «финикийцы» и на север, как «савиры, северяне», и на Восток — в ДЖУнгарию, в МаньЧЖУрию и вплоть до Тихого Океана…

    Дорогой Владимир и, конечно, дорогой Борис! Вы знаете, я сама –сторонник красивой версии. И 10 колен, разошедшихся по свету, и не просто так, а с пользой для всего человечества – я за эту версию все, как говорится, отдам. И сотни фактов говорят, что так скорее всего, и было. Но – КАК? Как шли, как дошли. Как получилось, что где ни ступили, там страна, там география, так прогресс и невиданные технологии. Им по дороге выжить надо было, потомство произвести, от зверей и опасностей обороняться, потери восполнять… Давайте подумаем, могли ли это они сами сделать? Тут задача за малым – узнать, кто помогал, кто развозил по свету… Распространял и умножал…

  2. Ирина Медовая
    В приведенном выше комментарии Владимира Бершадского говорится о двух обозначениях имени Бога в Торе. (Хотя каббалисты говорят о 72 именах, характеризующих Бога в Торе.)
    В Книге Бытия (БРЕЙШИТ»- в переводе -«Вначале») употребляется имя Бога — ЭЛОХИМ, в котором ЭЛЬ означает Господин, а суффикс указывает на необычное ивритское множественное число. Каббалисты объясняют это тем, что для Творения Вселенной, Единый Бог выделил место внутри бесконечного себя, где проявил полярность — плюс и минус, темнота и свет, мужское и женское начало, и т.д.
    В последующих книгах Пятикнижия встречается непозволяемое произноситься Имя Бога, вернее его аббревиатура из 4 согласных букв —
    Йод- Хей-Вав-Хей, читающихся справа налево. (Гласные не считаются буквами в Иврите, а знаками огласовки, и пишутся они ввиде знаков над, под, рядом или внутри букв.) Эта аббревиатура расшифровывается «Я тот, который был, есть и будет.» Такое имя услышал Моисей в ответ на свой вопрос к Богу, когда он взошел на гору, увидел несгорающий куст и услышал голос Бога. Исследователи, верящие в иопланетян, посещавших Землю, представляют, что Моисей увидел светящийся экран и услышал голос, исходящий из него.) Произносить эту аббревиатуру, как Яхве или Иегова, евреям запрещено, так как это искажает смысл множества вариаций огласовок и ограничивает сущность Бога.
    Слово «еврей» происходит от имени Праотца Авраама Ха-Иври («отца народов, пересекшего реку Евфрат или перешедшего из одного состояния в другое.») Еврей означает этническую принадлежность, «семит» — расовую (как потомков Шема, сына библейского Ноя).
    Слово «иудей» принято указывать на вероисповедование. Употребляется с тех пор, как евреи, угнанные в Вавилон, вернулись в Иудею из Персии и восстановили Иерусалимский Храм. Иудея названа по имени Иехуды, четвертого сына Праотца Яакова, предка Израильских царей Давида и Соломона.

  3. Уважаемый Владимир, спасибо за комментарий.
    В гомеровской Илиаде на заре греческой литературы упоминается царь Минос, правивший в городе Кноссе за несколько поколений до Троянской войны.Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, который, превратившись в белого быка, похитил её и доставил на о. Крит. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой продемонстрировали взрывной характер и внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития городской культуры. Насчет т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской. Минойская цивилизация получила импульс от пришельцев извне – могущественных народов-мореплавателей, которые завоевали о. Крит и установили здесь талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях. Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма, известного как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался согласно публикациям Сайруса Герцля Гордона западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях Североизраильского царства.
    Вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах. В одной из моих статей приводится сравнительная таблица базовых, буквенных азбук и шрифтов (http://club.berkovich-zametki.com/?p=8212). Минойская религия была близко связана с Ханааном. В отличие от греческого Зевса, критский Зевс рождается и умирает подобно Ваалу(Белу) ханаанеев и т. д. Археологические свидетельства из иудейских святилищ указывают на то, что результаты раскопок на Крите могут быть истолкованы иначе. Минойские U-образные «рога посвящения» невозможно отделить от иудейских рогов алтаря, упомянутых в Псалмах (117: 27) и сохранившихся по углам каменных алтарей раскопанных раннеиудейских святилищ. Археологи находят статуэтки, изображающие обнаженную богиню плодородия Астарту, в домах древних евреев вплоть до периода разрушения первого Храма (586 до н.э.). Таким образом, минойская цивилизация того времени тесно связана с уже ранее неоднократно описаной активностью „народов моря“.
    Однако около полутора тысяч лет до н. э. произошло сильнейшее извержение вулкана Санторин на о Тира/Фира (до 7 баллов по шкале извержений), решительным образом изменившее историю древнего мира. В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка). После заполнения жерла вулкана водой произошло её испарение и гигантской силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 м. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации. Полагают, что катастрофическое извержение вулкана на острове Тира, породившее цунами, легло в основу рассказов Торы о казнях египетских, а также легенд об исчезнувшей Атлантиде. Цунами, высотой в несколько десятков метров, уничтожило всё, что было на островах Эгейского моря, на o. Крит, в прибрежных греческих поселениях, севера Египта и Палестины, всех, кто жил на берегах Средиземного моря, и даже приостановило развитие цивилизаций.

  4. 6/ Все названия стран Европы можно перевести только зная иврит.
    Во всех государствах атлантической Европы, в Чехии, Финляндии, Болгарии, городах Львов и Владимир гербами являются…. иерусалимские львы, а лев поднятый на дыбы — это символ Иерусалима и Израиля, колена Иуды (см. Библию).

  5. 5/ По мнению Тура Хейердала (пок.) многие более примитивные народы могли плавать через Океаны. Думаю, что плавали через Атлантику и финикийцы-семиты. Во всяком случае, они плавали в бурных водах Бискайского залива до Англии за оловом. А гэльский язык включает много семитских корней (см. рассказ Конан Дойла «Дьяволова нога»). Доплыть с Канарских островов до Америки значительно легче, чем до Британии, само название которой — בריתאניה /Британия — «Священный союз через 613 заповедей Торы + Я + Бог».

  6. 4/ Пуны на иврите означает «פנה»/ пуна — «эмигранты». А международный франко-лингва средиземноморский язык «койнэ» — от ивритского קונה / конэ — «Бог, Хозяин, покупатель» , т.е. «Божественный язык хозяев торговли».
    Эллинский язык на 80% построен из семитских словокорней, а имена всех древнегреческих богов и богинь, как и римских — семитские.
    На финикийском семитском языке говорили с богами и этруски (см. золотые таблички из Пирги).
    Имя Ганнибал означает на иврите — «защити меня, Боже».

  7. Слово «Испания» можно написать и так: אי ספנאה / И спанеа = «Не моряки достойные», т.е. жители Испании не владели корабельным искусством так, как достойные жители великого города Карт-хадаш — «Новый город» (Новгород — по -семитски). Здесь можно привести параллель с «Новым светом» — Америкой — см. http://newsem40.com/forum/viewforum.php?f=20&sid=4f7bd7485e1fc0af67da74044edfe28b

    1. Ещё один реальный перевод слова «Испания» — так: אי ספניה / И спания = «Остров + ספני моряки + פני переселенцы + (под, с) יה Богом». Испания в древности была доступна только с моря, а «островами» в библии названы места, отделённые от Святой земли морем.

  8. 2/ . В отношении того, евреи ли финикийцы или не евреи, нельзя сказать в терминах не российских, а западных, так как для Запада «еврей» — это «иудей, яхвист». Поэтому, можно назвать финикийцев — ханаанеян — כנעני /кнаани — «торговец, купец» скорее не евреями-яхвистами, а «Элогимистами», для которых вся Природа — הטבע / а-тэва равнялась гематрии 86, как и слово אלהים / Элогим — «Единство множества Сил природы в образах разных богов».

    1. 2/ . В отношении того, евреи ли финикийцы или не евреи, нельзя сказать в терминах не российских, а западных, так как для Запада «еврей» — это «иудей, яхвист». Поэтому, можно назвать финикийцев — ханаанеян — כנעני /кнаани — «торговец, купец» скорее не евреями-яхвистами, а «Элогимистами», для которых вся Природа — הטבע / а-тэва равнялась гематрии 86, как и слово אלהים / Элогим — «Единство множества Сил природы в образах разных богов».
      T.e . получается, что иудаизма еще не было, а евреи уже были. Или это были не евреи? Но очень похожи на евреев! Они открывали торговые пути по всему свету, причем не к золотым копям, а к соляным копям – это был, оказывается, один из первых товаров торговли. Как они это делали – еще предстоит узнать. Здесь есть какая-то базисная тайна, сродни непонятно откуда взявшемуся богатству царя Соломона.
      Давно известно , что Элохист (Элохим) старше Яхвиста. И обе версии нашли отражение в священных книгах.

      Reply

      1. Слово «еврей» — עברי / иври- появляется в Библии по отношении к Аврааму — Быт. 14:13, а в это время иудаизма, как учения, конечно же не было. Слово עברי / иври означает несколько значений, главными из которых являются значения «переходить, проходить, нарушать, прогонять». В Быт. 12 Бог ПРОСИТ Аврама ИДТИ с его земли в землю, которую Он укажет. Другое важное значение корня עברי / ибри — «делать беременной», т.е. в переносном смысле оплодотворять народы-גוים /гоим «семенем» — Словом Божьим и устанавливать везде торическое право — «Суд». (см. Исаия 42)

        1. Что касается основного богатства Соломона, из которого исходят все богатства Храма и Иудеи, то это…. грязь и соль Мёртвого моря (Солёного). Грязь употреблялась при мумифицировании покойника, а соль — одна из самых твёрдых «валют» древности. Кстати, знаменитая кельтская культура («Закон для всех» — כל תורה) началась в Галльштадте, что в Верхней Австрии, где есть древние соляные шахты. Галит — от слова גלת / галат — «от морской волны» — это соль. Отсюда Галиция в Прикарпатье, Галисия в Испании, многочисленные «Галичи» на Руси; район Галата около бухты Золотой Рог в Константинополе, галлы Галлии и галаты в Анатолии…

        2. В Западной традиции принято смешивать понятия jew \ Джю \ יהו / Йаhy — «Божий» и «Judaic» — иудейский, которое на иврите — יהודי /Йеуди — «который (די)прославляющий Бога Yahwe\ יהוה». Прославляющие Бога — это коэны, левиты — служители Храма (первого и второго). Область Иудея после разделения царства Соломона стала теократической монархией. Остальной «еврейский» народ — бней Иаков — сыны Иакова или бней Авраам — сыны Авраама, называющийся ישראל /Исраэль (это второе имя Иакова, очищенного от греха лжи Ангелом божьим, с которым Иаков боролся), не захотел подчиняться теократии и образовал царство 10 колен — יזרעאל / Израэль или יזרעאיל / Израиль — Бог сильный посеет семя.

          1. Именно эти 10 колен, уйдя в разные стороны — на запад — вплоть до Британии, а затем на Балтику, как «финикийцы» и на север, как «савиры, северяне», и на Восток — в ДЖУнгарию, в МаньЧЖУрию и вплоть до Тихого Океана в Ниппоне (Нихон — от ивр. נכון / нахон — «верный») — Японии (от ивр. יפה נאה / Йафе неа // Йапо ниа = «красивейшая + красивая, достойная») образовали много государств и даже империй в ЕВРазии. Слово מונע גוליה / Монэ голия = «Движимые Богом -шаром (*Солнцем) изгнанники» . Традиционно Бог изображался, как ШАР — גלה /гула — на посохе, на трости.

  9. Приветствую уважаемых Бориса Альтшулера, Леонида Ейлмана, Владимира Шнейдера!
    Очень информативная статья. Только хочу дополнить. До финикийцев, которые по мнению Атласа древней истории Израиля были из колен Исраэля — Звулуна (символ — кораблик, как на гербе Парижа) и Ашера, Средиземным морем владела Минойская держава, одним из языков которой был по мнению Сайруса Гордона, семитский язык.

  10. Вдогонку

    Кстати, у сына Соломона не только суда, но и единое еврейское царство отца развалилось на части — на Иудею и Северное царство. Мудрость не передается по наследству.

  11. Ася, спасибо за очередные комменты. Об этом хорошо в странном памфлете Михаила Веллера (http://www.romanbook.ru/book/214512/). Кстати, Михаил Веллер обоснованно пишет там о разделении труда по организации экспедиций: финикийцы стали поставлять корабли, израильтяне стали чаще участвовать в менеджменте плаваний.
    В отношении еврейских пророков, о которых я уже писал ранее, интересно, что они нередко вовсе не проповедывали и не говорили с Б-гом в Иудее, а делали это чаще в Северном царстве, в финикийских городах и в диаспоре БВ, где их иврит ТАНАХА прекрасно понимали. Тут даже и двуязычие было ни к чему. Многие их могилы сегодня разрушаются IS. По сегодняшней оценке пророки занимались там миссионерством.
    До послепленного периода 2-го Храма различие в языке между иудеями, израильтянами и финикийцами было минимальным. Сегодня оно может быть определено лишь специалистами-семитологами вроде Гордона. Похожая ситуация была в период эллинизма когда евреи легко переходили от монотеизма к поли- и пантеизму. Только разрушение 2-го Храма и окончание создания Талмуда (5-6 вв. н. э.) окончательно определило развитие современного иудаизма и еврейской этнии.

    Ина, я вам уже ответил и не собираюсь больше отвечать и переругиваться в комментах. Судя по вашей тогдашней несколько истеричной реакции, вы не можете мне простить комментарий в вашем блоге об академике Марре. Обещаю вам вообще больше никогда не комментировать ваши статьи и очерки. Расстанемся по дружбе…

  12. Познакомилась с Андреем Зелевым. Ох и непростой этот мальчишечка 1980 года рождения! Здравствуй, племя молодое, незнакомое! Достаточно сказать, что он — автор более чем 2 тысяч статей в Циклопедии cyclowiki ( аналог Википедии). Это 2 тысячи статей об истории древнего мира, евреях, биологии, Карфагене. Мы, кстати, можем критиковать эти сетевые ресурсы, но они уже давно являются источником знаний и даже мудрости для многих. А у создателя портала и статей, конечно, голова пухнет от знаний и информации. Зелев знает очень-очень много и к тому же обладает нестандартным мышлением и способностью к системному анализу. Все его понты с самоназваниями — это своего рода ники и сетевой стеб. Молодые в сети ведут себя не так, как мы привыкли, но боюсь что переучиваться придется нам, а не им.

    Теперь дальше. Он ужасно про-еврейский. Называет себя сионистом. Неслабо борется с тамошним антисемитизмом. Авторитет в сети ему в этом помогает. Только что прочла его статью о еврейском происхождении армян. Очень доказательно, на большом количестве фактов, имен, исторических событий.
    Маленькое отступление. Кое-кто считает, что если заходит речь о каком-то необъяснимом семитском стержне цивилизации ( читайте статью Бориса Альтшулера!), то это, мол, говорит мания величия. Евреи и то, евреи и се! Скажите, какие в этом могут быть бонусы и бенефиты? Кому в здравом уме придет в голову это придумывать? Но факты куда девать, какие-то непонятные лингвистические параллели? Люди, далеко не замеченные в юдофильстве, а скорее наоборот, с удивлением признают это, констатируют семитические корни в географических названиях Европы, Америки, России. Понять это пока невозможно.
    Что же касается Армении, Дагестана, Грузии, то тут-то как раз все менее странно и было хорошо известно. Во многих местах это подтверждает Библия, а уже давно известно, что она не шутит с изложением — надо только внимательно читать. Когда армянские евреи стали принимать христианство ( в некоем особом виде, более приближенном к иудаизму), часть ортодоксально настроенных евреев хлопнула дверью и ушла на север, образовав Хазарию. Это кстати, давно говорилось и до Зелева. А чего, вы думаете, Сталин озаботился вопросами языкознания? Его просто взбесила отслеженная связь между картвельским языком и ивритом. Ох непросты дела твои, Господи!

  13. Инна, я прочитал ваш коммент к моему очерку и схватился за голову. Даже не убеждён, что вы этот очерк действительно читали.

    Читала и многажды. Статья в основном посвящена истории Финикии (по Вики причем), в которой она предстает страной с городами-государствами, обширными колониями, развитой инфраструктурой, как сейчас бы сказали. Но это, повторю, не еврейская история, хотя евреи и финикийцы принадлежали к одному западно-семитскому племени. Что с того, что евреи брали в жены ханаанеянок, что это доказывает? Ничего.

    Разве что история южноамериканских индейцев чачапойя прольет свет на эту проблему.

    А то, что у вас «в очерке нет ничего об исключительной роли академика Марра», — не беда, думаю, он как-нибудь пережил бы это, а я и подавно.

  14. Вероятно, что отправка кораблей в Офир было при Соломоне делом регулярным. Офирское золото (ריפוא בהז) упоминаться в Библии несколько раз.
    Попытка снарядить новую торговую экспедицию в Офир при царе Иехошафате (Иосафат ) не была осуществлена, так как построенные в Эцион-Гевере «таршишские» суда разбились до отплытия:
    «Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Ецион-Гавере»
    Интересно! Т.е. договор был только с царем Соломоном, а у сына суда разбились прямо в гавани!

  15. Ставлю линк для — по теме, и к тому же — веселый
    http://newsvo.ru/news/92520
    Мало того, что там фигурируют Яков и Самуил, они и переписываются, так еще «бля» имеется!

  16. Уважаемые коллеги,
    наконец-то забурлила жизнь в обсуждениях под очерком.
    Я очень благодарен Елене Бандас и Асе Крамер, интересно подключившихся к дискуссии.
    Скифские кочевники, пастухи и воины, которые использовали среди прочего индо-европейский язык, названы в ассирийских источниках Asguza, Askuza, Ashkeza, Ashkuza, Iskeza, Isgeza, а в древних греческих источниках нередко „скузай“ (οι Σκύθες). Часть тюркологов определяет их как огузов. Ивритским синонимом этого этнонима является Ашкеназ. Библейский термин Торы называет «Ашкеназом» сына Гомера и внука Яфета (Бытие 10, 3), ушедших в своё время в горное плато Анатолии и Курдистана, а начиная с раннего Средневековья дошедших до Германии и укрепившихся в жизни общества и в немецко-еврейской литературе. В конце XX-го в. ашкеназами была большая часть (около 80%) евреев мира, их доля среди еврейского населения США ещё выше. Пророки Таннаха не брезговали проповедями среди ашкеназов диаспоры в Финикии, Сирии, совр. Ирака и т. д.
    Наш новый автор Владимир Шнейдер из Беер-Шевы написал по этому вопросу интересное предисловие к своему словарю, опубликованному недавно в виде статьи на Портале Беркoвича (http://berkovich-zametki.com/Avtory/VShneider.htm). Американский археолог Джон Филип Кохэни (или Кохан?) и его друг, известный лингвист, востоковед и семитолог Сайрус Герцль Гордон (оба работали в университете Пенсильвании) высказали мнение, что многие географические названия в Америке имеют семитское происхождение. Кохэни опубликовал в 1968 г. книгу о «Нерушимом ирландце», в которой выставил тезис о «средиземноморской природе» кельтов Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса и их семитском происхождении. Позже Кохэни, имевший ирландских предков, cтал благодаря написанным книгам очень успешным автором и переселился в Ирландию. Там он продолжил свои исследования и написал среди прочего ряд книг по темам исследования этимологий в обоснование его учения о «диффузионизме». В сущности, он является сторонником идеи стволового семитского развития цивилизации человечества. В середине ХХ-го в. Сайрус Герцль Гордон, который был с дружен с Кохэни и поддерживал некоторые из его теорий, написал предисловие к программной книге «The Key …» („Ключ…). В нём автор утверждает, что задолго до времён египтян, греков, финикийцев и карфагенян уже имели место глобальные миграции семитских народов. Некоторые из этих теорий были недавно очень аргументативно продемонстрированы в серьёзной публикации по происхождению доколумбовой культуры немецким кинодокументалистом, автором и с 1981 г. профессором культурологии университетов Геттингена и (с 1994) Хильдесхайма Гансом Гифхорном. Проф. Гифхорн привёл убедительные доказательства происхождения южноамериканских индейцев чачапойя из кельтско-карфагенского культурного пространства (2013).
    P. S. Зелев не является автором теорий, о которых пишет. Он неплохой дотошный автор и популяризатор, находящий интересные факты, не претендующий на мировое признание. А что он делает частным порядком в своей постели меня не интересует…

  17. А.Крамер:

    Ася,

    Вот самохарактеристика А.Зелева:

    Андрей Юрьевич Зелев — император Вселенной, современный интеллектуал (*), интернет-деятель, википедист, писатель, публицист. Один из авторов и пропагандистов теории родства чеченцев с хазарами. Руководитель проекта Викисфера.

    * Современный интеллектуал — характеристика энциклопедиста, обладающего высоким уровнем интеллекта и саморазвития. Подобными являются Андрей Зелев, Денис Михеев, Володя Шишкин и Mongol.

    Если вы хотите, так сказать, углубиться, то вот адрес его странички на проза.ру:
    @http://proza.ru/avtor/zelev@

  18. Возможно мнение Андрея Зелева о том, что евреи есть финикикицы не достаточно аргументировано. Но это же утверждает католик, американоитальянский историк и философ 19 века Игнасий Доннели: «Евреи это ветвь великой семьи народов. Они часть могучей расы мореплавателей — финикийцев, развивших международную торговлю за пятнадцать веков до рождения Христа. Евреи унаследовали из общей сокровищницы своей расы массу традиций, многие из которых донесли до нас в этой древнейшей и наиболее почитаемой нами книге».

    1. «В истории, А. Зелев выдвинул ряд новых идей, ни одна из которых не признана современной наукой…», — пишет Инна Беленькая.
      С творчеством Зелева не знакома, только сейчас услышала это имя, но то, «что это не признано современной наукой…» — что же делать? Она ничего не торопится признавать и давно уже обслуживает только самую себя, оберегая свое закостеневшее body от какого-либо воздействия извне. Даже когда наука уже готова что-то признать и предъявить миру, на нее обрушиваются другие механизмы: политкорректности, невозможности подвергнуть сомнению сложившийся статус-кво. Поэтому не ждите, что со стороны официальной науки придет революционное разоблачение и смелые открытия. Они придут, если придут, из других источников. И может быть там даже будет неприлично мало докторов наук.

      On Jul 22, 2015, at 17:55, AK wrote:

      http://chefpovarok.ru/?p=922

  19. Спасибо, Борис. Как всегда, замечательно интересно. Ответ Ави, не стесняющему в выражениях (а зря!): «И флот сделал царь Шломо… при Эйлоте, на берегу Ям-Суф, в стране Эдом. И послал Хирам во флот рабов своих, корабельщиков, знающих море, со слугами Шломо. И прибыли они в Офир…» (Млахим I, 9, 26, 27).
    Небольшое ботаническое уточнение: сандаловым деревом называют древесину сантала Santalum, естественный ареал обитания которого — Австралия и о-ва Океании, а культивируют его в Индии и Китае. А в Зап. Европе растёт стиракс Styrax, дающий душистую смолу для нужд медицины и парфюмерии.
    Области его произрастания и лежали по пути следования финикийских кораблей.

  20. «Принято считать, что финикийцы были замечательными мореплавателями, а древние евреи нет. На самом деле, как считают многие учёные, между древними евреями и финикийцами не было никакой разницы» Приятно было познакомиться с этим патриотическим бредом. Наш бред, еврейский! Царь Соломон еще и мореплаватель!

  21. Уважаемый Борис, прочла ваш материал. Это очень интересная информация! Я так много хочу спросить и сказать по этому поводу, что боюсь и начинать. Ну ладно. Вот вам, Борис, еще одно доказательство, что ложная парадигма, процветающая в изучении истории, не дает понять прошлое, связать его части в единое целое. А многие точки над i были бы поставлены, если согласиться, что таинственные копи царя Соломона в не менее таинственной стране Офир как раз и были золотодобывающими рудниками ануннаков ( если вы помните, о ком идет речь — нефилим и пр.) в Юго-Восточной Африке. Именно оттуда корабли финикийцев (это те же евреи) везли такое огромное количество золота, (прихватывая по пути всякую экзотику), что его было счесть. А ведь как иначе? Царь Соломон не воевал, не захватывал добычу, не пиратствовал, не покупал, не выменивал… Просто снаряжал корабли. Это была явная наводка «гостей», которые как раз и занимались на нашей планете именно золотодобычей (ну и параллельно генетическими манипуляциями… ) впрочем, может быть гостей уже не было, их экспедиция закончилась, а золото осталось… Эта идея не мне принадлежит, такая точка зрения очень распространена. Что скажете?

  22. Лео, спасибо за интерес и второй отклик под очерком на тему, которая, похоже, мало кого интересует. Во второй части изложения, которая должна быть опубликована, затронута проблема взаимоотношений между евреями и индейцами, особенно с индейцами Чачапойя в Перу.

  23. Инна, я прочитал ваш коммент к моему очерку и схватился за голову. Даже не убеждён, что вы этот очерк действительно читали. В недавней статье Марка Цайгера (http://club.berkovich-zametki.com/?p=18257&cpage=1#comment-62020) дана интересная ссылка, имеющая прямое отношение к вашему комментарию — «Профессор Бостонского университета И.П.Липовский, автор книги «Библейский Израиль: история двух народов», СПб 2010, уточняет: «Финикийцы — это народ западносемитского происхождения близкородственный древним евреям. Русский академик Струве называл такие народы как финикийцы, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне и ханаанеи — «евреями в широком смысле слова».
    Так что проблема идентификации древних иудеев и израильтян и их отношения к монотеизму далеко не так проста как вы это пытаетесь представить. На эту тему написано много серьёзных работ и интересных книг, да и наш „квадратный“ арамейский шрифт, которым вы пользуетесь в Израиле, позаимствован от соседей-арамейцев. Древние евреи и еврейки охотно сочетались браком со своими соседями и западно-семитскими народами, об этом есть авторитетные указания в Торе. Еврейские рабы описаны во всём Восточном Средиземноморе, включая эллинистские царства Малой Азии и Пелопонеса.
    В отношении бяки Зелева, которого вы так походя деквалифицировали, то он основателен в своих деловых публикациях по темам еврейской истории, пользуется той же Википедией и иными доступными источниками, ни одна из его научно-популярных этнологических и исторических версий не опровергнута и, в конце концов, имеет как вы и я высшее образование. Одна из статей Зелева по финикийцам была в своё время под патронатом(?) Ontario опубликована на портале Берковича в „Форумах“. После Перестройки он пописывал эротические рассказики, но это его дело, — вы их просто не читайте. Так что насчёт „главного авторитета“ истории вы явно перехватили. То же самое и в отношении ономастики, которая как известно допускает различные толкования.
    Правда, у меня в очерке нет ничего об исключительной роли академика Марра…

  24. Читаешь статью и нет предела восхищению – сенсация на сенсации. Такой плотности открытий на единицу слова просто трудно себе представить. Нет, неладно что-то в Датском королевстве, если это никого не удивляет.
    Вы пишете, что финикийцы и евреи – один народ. Допустим, но история – то у них разная! Пастушеские племена, вторгшиеся в землю ханаанскую, «текущую молоком и медом», и финикийцы с их развитой системой земледелия, мореплавания и пр. Спрашивается, кто на кого оказал влияние? Почему в заглавии на первом месте евреи, а потом уже финикийцы, открывшие Америку?
    Борис, вы всегда производили впечатление эрудированного автора, знающего предмет, о котором пишете. Меня смутило обилие имен, источников, сумбурное изложение, от чего голова просто пухнет. Решила посмотреть ссылки. Открыла один источник. И поняла, откуда идет такой обвал информации. Целые куски взяты из писаний некого Зелева А.Ю., о котором в Гугле сказано следующее:
    Зелев Андрей Юрьевич – писатель, историк, по собственному утверждению композитор.
    Родился в 1980 в Свердловске. Окончил Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького.
    Пишет эротическую прозу. Иногда – сатирические рассказы, например «Миротворцы в Гори» «Миротворцы в Гори», подвергнутые жесткой цензуре, и напечатанный только на одном сайте.
    В истории, А. Зелев выдвинул ряд новых идей, ни одна из которых не признана современной наукой:
    1) Финикийцы / хананеи/ и евреи – один народ. Сефардские, марокканские евреи – потомки финикийцев (http://www.proza.ru/texts/2007/09/02/100.html).
    2) Армяне – потомки пропавших десяти колен Израиля (http://www.proza.ru/texts/2008/06/04/7.html)
    3) Вайнахи (чеченцы и ингуши) – потомки хазар (http://www.proza.ru/texts/2007/08/18-98.html)

    Так можно ли относиться к его творчеству всерьез? Да и просто, что и как он пишет – это нечто неудобоваримое. Какая-то окрошка из имен, событий, домыслов, непроверенных фактов.

    Вот один кусочек: «Библейские имена подтверждают единство финикийско-еврейско-халдейского народа: так, имена Исаак и Моисей – древнеегипетские, Я‘аков – финикийское – усечение от распространённого во II тыс. до н.э. у семитских народов имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил [меня] Господь». Где тут логика, не говоря уж об этимологии имени Яаков? Нет, не убеждает меня Зелев, который у вас чуть ли не за главного авторитета проходит.

  25. Уважаемый господин Альтшулер! Примерно десять лет назад я получил письмо от вождя индейского племени со значком в виде маген Довида, украшенного перьями. Я этот значек подарил Володе Бершадскому который живет в Израиле и увлекается археололингвистикой. Вождь утверждал, что его племя есть потомки Израиля и Америка принадлежит индейцам: детям Израиля. Я расценил это письмо, как просьбу помочь деньгами индейцам. Тогда я не знал,что индейцы богаче ряловых американцев и хорошо зарабатывают на казино и туристах.Его письмо было вовсе не о деньгах. Нельзя ли познакомить вождей индейцев с Вашими работами на английском языке?

  26. Лео, добрый день и спасибо за оперативный отклик.
    Я не специалист по судам, но из того, что узнал, — это был тип многоцелевого судна, который со времён древности и античности не очень изменился по своему внешнему виду и сохранился с некоторыми изменениями до времён каравелл Колумба и кораблей викингов. Финикийский дизайн судов копировали все конкуренты и враги. Римляне купили один такой корабль и разобрали его до последней планки, а потом уже строили свой флот на основании полученного Know How. Как указано под статьёй после ссылок на использованную литературу должно ещё появиться окончание очерка. Финикийцы даже отчеканили золотую монету с зашифрованной картой ими открытого мира — http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8
    К сожалению, в актуальной публикации не использованы многочисленные иллюстрации, в том числе рисунок с изображением финикийского судна.

  27. Статья Бориса Альтшулера об открытии Финикийцами и евреями Америки есть знаменательное, значительное событие на этом сайте. Хотелось бы, чтоб автор дополнил свою статью изложением других археологических фактов. Например, написал свое мнение о так называемом киббуце в Тенесси или о индейцах Перу племени Чапачоя и т.д.
    Автор пишет: «Название финикийских кораблей вошло в международную терминологию: у египтян класс кораблей назывался библскими, а у евреев крупные суда — таршишскими». Слово «таршир» означает ракушку, защитную оболочку. Какова была конструкция корабля для такого названия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *