Борис Э. Альтшулер: О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли. Окончание

Loading

…дальнейшее глубокое изучение древней трансатлантической истории финикийцев, евреев и кельтов, вызванное находками в Южной Америке и антропологическими особенностями европидных индейцев чачапойя, чревато новыми сюрпризами и, очевидно, вызовёт ещё более глубокий интерес широкой публики.

О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли

Борис Э. Альтшулер

Окончание. Начало. Продолжение

Современные сведения о прошлом чачапойя так ограничены, потому что до нас не дошли письменные или устные информации об этом народе. Известно, например, что в отличие от инков женщины чачапойя имели сильную и гордую общественную позицию, были очень уважаемы. В царстве инка женщин использовали как вьючных носильщиков грузов и для обслуживания мужчин. В случае если они были достаточно привлекательны, служили подарками для глав покорённых народов и для уважаемых партнёров по переговорам, например, для тех же испанцев. В политических процессах — советах, решениях о войне — женщины инков в отличие от чачапойя не участвовали. Хронист Сьеса де Леон (Cieza de Leon) писал, что ни один из покорённых народов не доставлял администрации инков таких проблем как чачапойя. Их область именовалась «страной повстанцев» (Las Tierras de los Rebeldes). На постоянные восстания инки реагировали депортациями больших коллективов в отдалённые части своего царства. Оригинальное самоназвание чачапойя до нас не дошло и когда испанские конквистадоры появились на политической карте Южной Америки, эти люди уже сами называли себя «чачас» (Chachas). Собственный язык этого народа нигде больше не упоминался.

Первые встречи испанских конквистадоров с чачапойя прошли на удивление миролюбиво. Чачапойя приветствовали испанцев как освободителей. Три года отряд конквистадора Франциско Писарро (Francisco Pizarro) держал последнего царя инков Атахуальпа в Кахамарке в плену, после чего 26 июля 1533 г. царя казнили. Это совершенно неожиданное стратегическое решение открыло испанцам дорогу к завоеванию Перу. Но многие битвы были ещё впереди. В 1537 г. Писарро со своим войском захватил бывшую столицу инков Куско. Однако инки не сдались: 150.000 их воинов выступили против 200 испанцев. Целый год испанцы мужественно держали оборону и в конце концов победил Писарро. Перуанцы учат в школах, что победа у Куско открыла испанцам дорогу к колонизации Южной Америки. Нечто иное находят в отчётах хронистов: у 200 испанцев были могущественные союзники-индейцы — канарис из Южного Эквадора и чачапойя из северо-востока перуанских Анд. Их называли «самым мужественным народом Перу». Вскоре, однако, чачапойя уже боролись против новых «друзей», но потерпели поражение от новых врагов, которые колонизаторы привезли с собой: оспы, кори и гриппа. По сообщениям местных историков в течение нескольких десятилетий болезни децимировали гордый народ Анд. Только спустя четыре столетия искатели приключений наткнулись на их мумии и руины жилищ.

Ткани чачапойя, чья ткацкая техника была известна в Андах задолго до нашествия испанцев, ещё сегодня вызывают восхищение. Инки не умели тогда так хорошо ткать. Некоторые из тканей удивительно хорошо сохранились сотни лет спустя и хранятся сегодня в Centro Mallqui в Леймебамба.

Исследователи обнаружили в лесах Чачапойяс культовые камни и стелы со спиральными орнаментами. На скальных гравюрах вне этой области их находили редко, там выбивали в основном концентрические круги, которые отсутствовали у чачапойя. В конце XV века инки насаждали свой культ солнца, но терпели старые религиозные практики, особенно очень расточительный культ мёртвых. Очевидно чачапойя верили в жизнь после смерти, не жалели труда и риска для обеспечения достойной загробной жизни их мумиям. Для этого выбиралось защищённое от гробоискателей место, обычно высоко в скалах. Особенно примечательны большие глиняные фигуры-саркофаги, в которых чачапойя где-то c 1200 г. хоронили своих мёртвых.

Саркофаги Карахия, Перу (Sarcofagos de Karajia)

Чачапойя отсекали головы у побеждённых врагов и приносили человеческие жертвы. Кроме того, они владели техниками трепанации черепа, очевидно для удаления злых сил из головы. У чачапойя практиковалась специальная трепанация черепа коническими трепанами, причём отверстия на своде черепа наносились в форме овала, который по предположению Гриффхорна даже позволял удалять часть костной пластины свода. Найденые среди черепов фрагменты керамики позволяют заключить, что эта специальная техника использовалась ещё из времён доинкских завоеваний. Черепа с трепанационными отверстиями, найденные в области Чачапойя, являются древнейшими на американском континентe, в Южной и Северной Америках. Исследования палеопатолога Инге Шъеллеруп показали, однако, что трепанированные особи эти операции пережить не смогли. Почему же тогда продолжали проводить трепанации? Трепанации черепа были известны за тысячи лет до нас у различных культур Древнего мира, — у мореходов Карфагена они известны не были. Однако в культурах кельтов голова, место обитания души, была особенно важна. Именно там, в их захоронениях, обнаружены такие похожие трепанационные отверстия черепов в виде клеверного листа.

Особенно опасны для исследователей горы далеко на юго-востоке области Чачапойя в провинции Сан Мартин. Правительство Перу объявило большие районы этого региона закрытыми. Отвесные горные массивы покрыты густыми лесами и джунглями, — сегодня это, очевидно, самая дикая область Южной Америки. Известно также, что у остатков побеждённых герилья-организаций там были тайники. Перелом произошёл в 1963 г.: местные крестьяне наткнулись посреди леса на на странные, обросшие джунглями, постройки. Об этом прослышали два совершенно различных исследователя: Федерико Кауфман-Доиг (Federico Kauffmann-Doig) и «настоящий Индиана Джонс» — «Джин» Савой. Два года спустя Кауфман-Доиг в сопровождении немецкого археолога Вольфганга Вурстера (Wolfgang W.Wurster) возглавил первую научную экспедицию в джунгли. Вурстер сообщил позже об этом, однако он ещё не рассматривал обнаруженные строения как часть культуры чачапойя. В то же время Савой исследовал восточные склоны Анд Северного Перу, где искал забытые города инков. По наводке местных крестьян он нашёл описаные строения и окрестил их Гран Пахатен (Gran Pajatén). Здания, которые он тогда увидел, были поселением овальных построек чачапойя. В 2007 г. Кауфман-Доиг был за свои заслуги назначен правительством Перу послом в Германии.

В то время, когда Кауфман-Доиг ещё раздумывал к какой культуре индейцев Анд надо отнести находку, Савой распостранил в медиях и в нескольких ТВ-документациях в свою очередь совершенно иную концепцию природы вновь открытой таинственной культуры. К тому же он рассказал и о других находках в ареале Чачапойя. Так, он нашёл глифы — символы на глиняных стенах некрополя чачапойя (Pueblo de los Muertos), в которых разобрал семитские символы и изображения финикийских кораблей. Эта находка доказывает по его мнению, что финикийцы ещё 3000 лет назад привозили золото из области Чачапойя библейскому царю Соломону. По убеждению Савой перуанские Анды были ничем иным как сказочной страной Офир, которой Соломон был обязан своим богатством. Савой тогда ещё не знал, что глиняные стены с включёными в них символами возникли примерно около 1200 г. н.э. Немецкий учёный Петер Лерхе интерпретировал в свою очередь символы глифов как изображения змей(?).

После этого в 1960-х гг. для Перу наступили тяжёлые времена. Герилья-организация «Светлый путь» благодаря своим террористическим актам усилила влияние на внутреннюю политику страны. Только в конце 1970-х регион стал несколько более подконтрольным и небольшие группы исследователей, в первую очередь Савой и Кауфман-Доиг, решились вновь на поездки и экспедиции. Исследователи восхищались крепостью Куэлап, осматривали открытые Савоем глиняные глифы некрополя, встречали странных белокурых или рыжих «грингитос» — так родилась новая теория происхождения чачапойя. Теперь на глифах увидели картины судов викингов, а грингитос должны были быть их потомками.

Особая роль выпала в это время французу Жаку де Матье (Jacques de Mathieu), во время Второй мировой войны добровольцу 33-й гренадирской дивизииr СС «Charlemagne». В конце войны он, как коллаборант нацистов, был присуждён к смертной казни, но сумел сбежать в Аргентину и сделал там карьеру писанием речей для диктатора Перона, представляя т. наз. «научный расизм». Матье предложил теорию царства расы северных господ (die nordische Herenmenschen) — викингов, которые тысячу лет назад контролировали Южную Америку и, среди прочего, стали аристократами народа инка. В его представлении регион Чачапойя был оплотом викингов, которые организовали строительство крепости Куеэлап, чтобы оттуда контролировать подступы к Амазонии.[i] C другой стороны в крепости Куэлап и в архитектуре жилищ чачапойя не нашли никаких соответствий с культурой викингов, которые обитали в четырeугольных деревянных домах, а не в овальных каменных. В дополнение ко всему высказывания хронистов о якобы голубых глазах чачапойя, использованные Матье ещё в 1981 г., оказались на поверку ложными. Несмотря на это, местные экскурсоводы всё ещё рассказывают туристам нацистские басни.

Загадка культуры чачапойя инспирировала и совершенно других людей. В середине 1990-х гг. по приглашению мормонов США в Чачапойя приехал молодой американский генетик Джоэл Майрес (Joel Myres). Мормоны услышали о грингитос и искали согласно учению их религии следы «потеряных» и эмигрировавших в VI веке до н.э. в Америку колен Израиля. К сожалению Джоэл Майрес умер в 2002 г., а результаты его исследований не были опубликованы.

В середине 1980-х гг. начался новый этап научных исследований в регионе Чачапойя. Молодой антрополог и этнолог Петер Лерхе (Peter Lerche) искал тогда для себя новую область исследований и узнал о загадке народа чачапойя. Очарованый тогдашней информацией, он эмигрировал в Перу, в регион Чачапойя, и написал докторскую диссертацию о природе коренного населения. С той поры он постоянно живёт там, получил перуанское гражданство и посвятил свою жизнь изучению загадки грингитос. В поисках следов он обошёл непроходимые леса в округе, исследовал отчёты инков и испанских хронистов, собрал даже в самых отдалённых деревнях устные свидетельства, которые могли дать ответ на историю чачапойя. В 2007 г. Лерхе был избран бургомистром столицы провинции Чачапойяс и в течение четырёх лет боролся против коррупции, за спасение реликтов древних культур в его новой родине. С течением времени Петер Лерхе стал одним из наиболее информированных учёных по этой проблеме. В 1997 г. он участвовал в спасении некрополя чачапойя в туманных джунглях 80 км южнее города Чачапойяс на берегу Laguna de los Condores (озеро Кондор). Более 200 мумий были спасены и хранятся сегодня в Centro Mallqui Leymebamba, где с помощью австрийского правительства и университета Вены построен небольшой музей.

Уже в 1996 г. Петер Лерхе выяснил, что керамика чачапойя показывает довольно ясное влияние из Амазонии и нашёл многие наскальные рисунки и рельефы, на которых были изображены животные из восточной равнинной части Амазонии. Из этого он заключил, что предки чачапойя должны были пройти путь через Амазонию, из Бразилии вверх в горы Анд.

Культовые камни и обелиски кельтов и чачапойя свидетельствуют об общности культурных традиций с мотивами средиземноморских пальметт и меандр. В обеих культурах большое значение придавалось отрубленным головам. Страбон рассказывает, что когда кельты возвращались домой с победой, то головы их врагов свисали с шей коней — точно также головы убитых висят на колеснице Кухулина, возвращающегося в Эмайн после набега на Коннахт.[ii] Кельты украшали свои жилища отрубленными головами врагов, высекали их изображения на камнях.

Быки, козы и похожий рогатый скот не принадлежал к фауне преколумбийской Америки. Тем не менее на скульптурах и текстилиях чачапойя нередко изображёна голова странного существа, очень напоминающая главного рогатого языческого бога Карфагена Баал Хаммона. Однако в этих изображениях прослеживается также связь с кельтскими религиями.

На одном из деревенских праздников немецкие кинодокументалисты увидели на улице местных музыкантов. В одной руке те держали флейту и играли монотонную повторяющуюся мелодию, другой рукой отбивали на маленьком барабане ритм. Мелодия, подчёркнутая ритмом барабана, оказалась удивительно схожей с той, которую играют на деревенских праздниках на средиземноморском острове Ибица — La Rondada. Свирель была также распостранена у кельтов.

На одной из найденных римских монет с изображением императора Калигулы на обратной стороне изображён карфагенский бог Бес давший название Ибице: I-bus-im остров Бес. Этот остров римляне смогли завоевать лишь десятилетие после падения Карфагена в 123 г. до н.э. Население Балеарских островов кельты и карфагенцы стали после этого союзниками Рима, civitas foederata. Ещё сегодня скульптуры этого карфагенского бога с подчёркиванием половых характеристик можно повсеместно встретить на острове Ибица. Похожие деревянные фигуры встречаются перед многими домами в провинции Чачапойяс в Перу.

Если иммигранты из Старого Света прибыли в Америку, то там должны были быть найдены типичные следы европейско-средиземноморских достижений: надписи, колёса или оружие из железа. В основном этими иммигрантами были воины, крестьяне или моряки. Из всех находок в Южной Америке наиболее представлены довольно многочисленные надписи, указывающие на пуническую культуру. С другой стороны большинство параллелей указывает на кельтов, в культурах которых шрифт не играл практически роли. Иберокельты и кельты Балеарских островов использовали для коммуникации иудео-финикийские шрифты. И если часть коллективов или отдельные индивиды античных иммигрантов были в состоянии читать и писать, то по прошествии нескольких поколений эти способности терялись, т. к. не было необходимости в их использовании.

С другой стороны прялки и гончарные круги были известны в античности, но не принадлежали к быту кельтов. Гончарные круги, например, были тысячелетия до этого в ходу и стали у некоторых родов кельтов повседневными лишь столетия до н.э. Также колесо было известно в преколумбийской Америке, об этом можно убедиться в Museo Nacional de Antropologia (MNA) в Mexico-City. Правда, на этих экспонатах оно было использованы лишь для производства игрушек, в хозяйстве и для работы колёса не нашли использования. В Чачапойя иммигранты не смогли произвести орудия из железа, потому что там тогда не была найдена соответствующая руда. В разграбленных погребениях чачапойя найдены указания на запястные браслеты и шейные цепи из золота, которыми охотно украшали мумии. Многие тысячи незарегистрированных захоронений чачапойя стали объектами мародёрства нелегальных «археологов», продающих свою добычу за рубеж. К сожалению, все некрополи, изученые учёными, уже ранее были посещены грабителями.

Австрийский антрополог Хорст Зайдлер (Horst Seidler) из университета Вены узнал от перуанских коллег об индейских мумиях чачапойя и сумел убедить своё правительство выделить средства для финансирование их спасения. В качестве благодарности за оказанную помощь в постройке нового музея в Леймебамба, в котором могли профессионально содержаться и выставляться найденные артефакты, часть мумий была «одолжена» австрийским специалистам. В Вене они были основательно изучены как Зайдлером, так и специалистами смежных дисциплин. Через некоторое время в газетах появилась сенсация: в останках чачапойя палеопатологами с помощью рентгеновских обследований и ДНК-исследований усопших были найдены следы костного туберкулёза. Подавляющее большинство специалистов исходят из того, что туберкулёз у людей в Старом Свете связан с разведением крупного рогатого скота. Самые древние случаи туберкулёза известны ещё 6000 лет назад из Древнего Египта и из Италии. До Колумба крупный рогатый скот в Америке не разводился, специалисты из США едины во мнении, что феномен заболевания туберкулёзом объясним импортом возбудителя через иммигрантов в Новый Свет.

Теоретически нежелательный импорт инфекции азиатскими предками индейцев был возможен 15000 лет назад во время ледникового периода, когда люди начали переходить по ледяному барьеру в Аляску и принесли с собой заболевание. Эта возможность отпала после окончания ледникового периода около 11000 лет назад и таяния ледяного барьера, приведшего к образованию Берингова пролива между Аляской и Чукоткой 86 км шириной в самом узком месте. Земледельческая культура стала появляться в Америке лишь пять тысячелетий до нас. Предки индийцев в Сибири ещё не практиковали к тому времени разведение крупного рогатого скота. На возражение, что дрейф туберкулёзной палочки был возможен позже больными индивидами при резком понижении температуры c замерзанием пролива или при миграции с помощью лодок и плотов, можно аргументированно возразить: акватория Берингова пролива очень неспокойна, опасна для мореплавания и замерзает теоретически, согласно Гиффхорну, при очень низких температурах.

Трудно себе представить, что больной туберкулёзом скотовод из Восточной Азии мог бы решится на эксперимент преодоления Берингова пролива на плоту и его пережить. На территории Северной и Центральной Америки следы костного туберкулёза в период до появления конквистадоров обнаружены не были. В громадном собрании палеопатологических артефактов в институте профессора Михаэля Шультца (около 15.000 препаратов) находится один из позвонков очень древней перуанской мумии, жившей почти 2000 лет назад, препараты которой исследованы в электронном и поляризационном микроскопах. Таким образом, факты туберкулёза у мумий чачапойя из захоронений у озера Кондор позволяют предположить, что они вероятнее всего связаны с трансатлантическими экспедициями около двух тысяч лет назад.

В 1996 году в штате Вашингтон американскими студентами во время каникул был найден древнейший человеческий, доколумбийский скелет мужчины, названный по месту находки „Кенневикским человеком“ (Kennewick-Man). Немедленно разгорелся конфликт между федеральным правительством, которое собиралось передать кости индейцам, и группой ученых, стремившихся их исследовать. В 2004 году суд постановил, что индейское происхождение кенневикского человека не может быть доказано. Кроме того, исследователи указывали на форму его черепа, более близкую к современным айнам и полинезийцам.

Группе генетиков во главе с датчанином Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) удалось не только извлечь и секвенировать ДНК из кости, но и договориться с племенами резервации Колвилля, предоставившими ученым образцы своей ДНК. Оказалось, что среди современных народов (европейцев, полинезийцев, аборигенов Восточной Азии и Южной Америки) генетически ближе всего к кенневикскому человеку именно индейцы резервации, рядом с которой и обнаружили останки. Сходство черепа с айнскими и полинезийскими оказалось чистой случайностью. По мнению генетиков, племена Колвилля или отделились от предков кенневикского человека за 700 лет до его рождения, или же древний американец является прямым предком этих индейцев, а все генетические различия связаны лишь с притоком «свежей крови» в последние столетия.

Ученые смогли расшифровать ДНК кенневикского человека — одной из самых противоречивых находок американской археологии. Мужчина возрастом 9300 лет (9300 до 9600 лет — 8400 некалиброванных «радиоуглеродных лет») оказался близким родственником современных индейцев — что укрепляет претензии последних на изъятие останков: коренные жители континента давно требуют перезахоронения кенневикского человека согласно их традициям. О расшифровке ДНК сообщается в журнале Nature, а коротко об исследовании и связанных с ним спорах рассказал New Scientist.[iii]

10.

Все эти факты говорят в поддержку выводов книги Гриффхорна о трансатлантических плаваниях финикийцев вместе с кельтами. Во времена, когда финикийцы основали Карфаген, Рима ещё не было. Когда карфагенцы разведали путь к Западной Африке и маршруты в Британию, Рим был ещё не очень влиятельным городом-госуларством, быстро развивавшем свою экспансию. В 264 г. до н.э. на вершине мощи Карфагена вся Италия уже находилась под властью Рима.

В начале Первой Пунической войны с Карфагеном пунийцы всё ещё убедительно побеждали в морских сражениях. Поэтому римляне разобрали карфагенский корабль до отдельных досок и стали сами производить свои корабли по этим тогда современным моделям. 23 года после начала войны, в 241 г. римляне победили в нескольких морских сражениях, завоевали Сицилию, а три года спустя Сардинию и Корсику. После потери трёх больших островов Средиземноморья и их морского господства карфагенцам требовалась новая база на европейском континенте. Поэтому год спустя пунийцы маршировали по Испании под командованием генерала Гамилькара, вместе с которым были и его сыновья Гасдрубал и, ставший позже великим, Ганнибал.

В стратегии пунийцев, в поисках новой среды обитания в союзе с кельтскими племенами, Испания должна была стать плацдармом войны с Римом. В конце концов на протяжении нескольких десятилетий Испания была колонией Карфагена. На Иберийском полуострове, основательно заселённом семитами, жили его коренные жители иберы/иври, когда-то прищедшие сюда из Восточного Средиземноморья и из Африки. Кроме них там уже на протяжении 600 лет, если не более, жили кельты, которые смешались с иберами отсюда обозначение иберокельты. Древние финикийцы не менее семисот лет поддерживали интенсивные торговые контакты с испанским племенами. Карфагенцы продолжили эту традицию не только в торговых контактах, но и для вербовки солдат, необходимых для ведения войн. Кельты и иберы были очень заитересованы в доходной профессии ландскнехтов. Частью их завербовывали в родных поселениях, однако ещё чаще они бороздили сушу на конях или западное Средиземноморье на судах в поисках работодателей-карфагенцев для получения боевых заданий, об этом пишет историк Саймон Джеймс. Солдатская профессия была искомой и доходной работой…

Лишь после окончательного разгрома Карфагена кельты начали сражаться на стороне римлян, чаще всего как элитные военные формирования. В армии Ганнибала кельты превышали число солдат-карфагенян. Особенно интенсивные контакты карфагенцы поддерживали на севере и северо-западе Испании, где добывался не только цинк для производства бронзы, но и вербовались самые мужественные солдаты. Например, Ганнибал набирал свою армию в Галлии и в некогда греческих колониях Южной Испании, а кавалеристов у соседей Карфагена, нумидийцев. Кроме того, в их распоряжении были люди с Балеарских островов, особенно из Мальорки, острова-соседа Ибицы. В подавляющем большинстве ими были профессиональные солдаты, великолепно владевшие грозным дистанционным оружием древности пращей, с которой ещё сражaлся царь Давид. В изображениях перуанских чачапойя праща представленна относительно нередко, причём именно в дизайне Ибицы и Мальорки.

В 201 г. до н.э. римляне осадили Карфаген. Ганнибал поспешил в Африку, но Вторая Пуническая война была проиграна. Карфаген был вынужден отдать римлянам свой флот, за исключением десяти трирем; боевых слонов и всё свои владения в Испании и на Балеарах, которые стали для римлян провинцией Hispania. Римляне вели там длительные кровопролитные войны, но Балеары, а также населённые кельтами север и запад Испании долгое время покорить не могли.

Третья Пуническая война началась в атмосфере ненависти. Римский сенатор Катон старший повторял в конце каждой своей речи вне зависимости от тематики: Ceterum censeo Carthaginem esse delendam («Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен»). В 149 г. римляне вторглись в Африку, началась Третья Пуническая война. Три года спустя они осадили Карфаген. Подкупив золотом и серебром африканских союзников карфагенян нумидийцев, римляне переманили их на свою сторону. Это решило исход войны. Карфаген был разрушен до фундаментов зданий, погибли 450.000 жителей, а его новые пустыри были осыпаны солью в знак вечного разрушения. Наступила именно та трагическая ситуация, которую описал в своём отчёте об открытии «большого острова» в западных акваториях Атлантического океана Диодор. Древний мир платоновых «лягушек вокруг (средиземноморского) пруда» кончался у Геркулесовых столпов, у Гибралтара. Дальше начинался почти неведомый и полный опасностей океан, в котором, однако, был какой-то чудесный «остров». Выжившие карфагеняне были обязаны найти это тайное прибежище, которого не знали их враги.

11.

Союзниками карфагенян были в первую очередь соседи-нумидийцы, предавшие Карфаген во время римских завоеваний Африки. Кельты из Северной Италии, Центральной и Южной Испании остались теперь ограниченно союзниками, т. к. их территории стали контролироваться римлянами. Да и другие народы и племена западного Средиземноморья были покорены Римом и стали его союзниками. Оставалось лишь два исключения: древнее население Балеарских островов, особенно из острова Мальорка, а также кельты и кельтиберы из севера и северо-запада Иберийского полуострова. Кельтов, точнее совершенно различные коллективы, объединённые под этнонимом «кельты», всегда выделяла непреодолимая любовь к свободе.

Карфагенянам повезло, так как именно эти две последние группы имели наилучшие предпосылки для большой совместной экспедиции. Всех объединяли столетние торговые контакты ещё со времён предков. Кельты сражались вместе с карфагенянами и были знаменитыми воинами, виртуозно пользуясь пращей. Метателей камней из пращи можно было встретить в древности во многих армиях. Слово ballein происходит из древнегреческого и переводится как «метать». Оно и стало топонимом Балеарских островов. «Острова метателей камней» — такое название дали им римляне и так они зовутся сегодня: islas Baleares. Особенным плюсом для включения кельтов в состав карфагенской экспедиции в неизвестность было то обстоятельство, что это эффективное оружие, в отличие от вооружения из металла, было очень простым и им было практически возможно пользоваться повсюду.

Следы подобных, однако сухопутных, экспедиций европейцев были найдены даже в Китае на маршрутах, позднее ставших известными как Великий Шелковый путь. В музее г. Урумчи, столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, выставлено шесть мумий европейцев, — древнейшая насчитывает 3200 лет, в запасниках хранится ещё не менее сотни подобных находок. Их текстильные изделия не являются необычными, а подчинены общей технологической традиции, которая была свойственна Европе и Кавказу.[iv] Предполагают, что этими людьми могли быть местные европиды-тохарцы или же мигрировавшие европейские кельты. С точки зрения сторонницы последней версии, известного учёного, археолога и лингвиста Элизабет У.Барбер (Elizabeth Wayland Barber),[v] материалы, из которых изготовлены одежды мумий, по расцветке и орнаменту очень напоминают клетчатую кельтскую шотландку. Исследовательница отмечает, что кельты не коренные жители Британских островов. Они начали проникать туда только в IV веке до н.э. из Центральной Европы, из территорий сегодняшних Австрии и Венгрии, где уже до этого обитали тысячу лет.

Кроме того, кельты из северо-запада Испании были ценны для экспедиции ещё и тем, что во времена вне военных кампаний были крестьянами и работали на полях. Карфагенские мореходы, солдаты, ремесленники и торговцы были традиционно очень связаны с кельтами и населением Северной Африки, т. к. сами едва ли имели опыт в сельском хозяйстве. Знания и умения кельтиберов могли, таким образом, стать очень важным фактором для успеха масштабной экспедиции. Примером такой хорошо подготовленной экспедиции можно считать уже упомянутое морское путешествие карфагенянина Ганнона с флотилией из 60 пятидесятивесельных кораблей и с 30.000 мужчин и женщин ещё в VI веке до н.э., когда он проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи.

Особенной мотивацией всех возможных участников такой экспедиции пунийцев должна была быть ненависть к римским завоевателям и неуёмная страсть к свободе. Когда римляне в 133 г. до н.э., наконец, завоевали кельтиберскую столицу Нумантия, многие её жители покончили с собой, чтобы не стать рабами Рима. В своё время даже карфагенцы не могли покорить Мальорку так, как они это сделали с соседней Ибицой. Покорение Балеарских островов произошло десятилетие после падения Карфагена в 123 г. до н.э. Римским легионам потребовалось два года тяжёлых сражений для покорения острова. Кроме того, ожесточённые сражения с кельтами севера и северо-запада Иберийского полуострова длились ещё десятилетиями, не в последнюю очередь из-за контроля над залежами цинка в регионе. Лишь Цезарь смог добиться там частичных успехов в 60-х годах до н.э.

Для нашего сценария экспедиции карфагенцев в Америку мы должны определить, что когда-нибудь, немного раньше или немного позже битвы за Карфаген, корабли с пестро набранными командами эмигрантов ушли в море. Очевидно среди команд были склонные к авантюрам галлы или жаждущие свободы иберы и греки из южной Испании; кроме того, воинские контингенты из севера или северо-запада Пиринейского полуострова и из Мальорки. Именно особенности личного мужества и стремления к свободе таких людей были отмечены и в культуре чачапойя на северо-востоке Перу, которая показывает определённые параллели с традициями возможных участников экспедиции карфагенян в нашем сценарии. Сюда же относятся овальные постройки, коллекционирование голов убитых врагов, религия природы, культы змей и богов с рогами на голове, сохранение мумий в эмбриональных позах, общественная форма разделения на кланы и роды, — и сильные, уверенные в себе женщины как у чачапойя, так и у кельтов северо-запада Испании. Кроме того, праща в кельтском дизайне имеет большое сходство с пращей чачапойя и отличается от моделей инков.

Где-то, однако, должны были быть построены купеческие таршишские корабли, которые в отличие от боевых кораблей с тараном не вызывали больших подозрений. Есть несколько мест, где это могло произойти и где могла начаться совместная экспедиция. Таким наиболее вероятным пунктом мог быть остров Ибица, где ещё существовал цветущий пунийский филиал. Ибицу отделяют на северо-запад от Карфагена 800 км и остров находится на полпути до Гибралтара и выхода в Атлантический океан. Потребовались десятилетия для контроля римлян над островом, который карфагенцы называли «победоносная Ибица». Под защитой мощной крепости эмигранты были в состоянии организовать всё необходимое для экспедиции. Из Ибицы было возможно собрать всех остальных её участников: из Мальорки и с испанского побережья.

После прохода через Гибралтарский пролив оставался лишь маршрут на юг вдоль африканского побережья. Всё это время суда могли маневрировать вблизи побережья для того, чтобы пополнить запасы пищи и воды. На северо-западном африканском побережье сегодняшнего Марокко были тогда процветающие пунические города, основанные ещё Ганноном, — Ликсус (Lixus) и Могадор (Mogador). Почему же мигранты не остались там? Они не оставили свою родину для того, чтобы попасть под кнут жёсткого пунического правления. Кроме того, зная эффективность римской военной машины, появление римлян было в их понимании лишь вопросом времени. Римский полководец Сципион Эмилиан (Африканский), захвативший и разрушивший Карфаген, послал после своей победы военного советника Полибия с эскадрой из семи кораблей на запад, через Гибралтарский пролив и дальше на юг вдоль африканского побережья. Для римлян это была тогда экспедиция в незнаемое. Об этом плавании римлян упоминает знаменитый римский историк Плиний Второй (Plinius Secundus, 23–70 гг. н.э.). Римская эскадра достигла Ликсус и, к изумлению его жителей, проплыла мимо пунического города дальше на юг. Историки занимающиеся изучением древних текстов (Paul Herrmann) считают, что экспедиция с участием Полибия доплыла до широт Сенегала и Кабо-Верде или же до Канарских островов, однако здесь уже не было пунических городов. Но именно на 14° северной широты, берёт своё начало северо-восточный пассат, равномерный ветер, который более полутора тысяч лет спустя дул в течение 21 дня в паруса кораблей некоего Христофора Колумба до Америки. Стратегически плавание Полибия на юг Африки не имело смысла. По-видимому, он продолжил свою странную и немотивированную экпедицию так далеко на юг для того, чтобы убедиться в действительном исчезновении карфагенцев в открытом океане.

12.

Побережье Бразилии вокруг портового города Ресифи наименее удалено от Африки (менее 3.000 км). Океанские течения и пассаты непрерывно приносят к бразильским берегам африканский мусор, включая выброшенные холодильники. Несмотря на то, что по прибытии иммигранты могли найти настоящие райские кущи региона Mata Atlantica с чудесными пляжами, реками, джунглями, равнинами и горной панорамой вдалеке, они, очевидно, не собирались там оставаться. Страх перед преследователями на римских судах был ещё велик. Кроме того, для того чтобы остаться в Бразилии им были нужны союзники и торговые партнёры. Поэтому решением был быстрый уход с побережья вглубь материка. На гигантском острове Маражо в дельте Амазонки археологи нашли следы загадочного культурного взрыва около 2000 лет назад: специфическую, очень похожую на средиземноморскую, керамику и керамические чаши, очень сходные с кельтскими и увенчанные головами быков. Однако и в семитской языческой традиции бог Баал нередко изображался в виде быка.

Надпись из Параибы

Итак, иммигранты на своих кораблях повернули на северо-запад Бразилии и прошли вдоль побережья до устья ближайшей судоходной реки. Ею тогда оказалась Параиба (Rio Paraíba), на берегах которой в XIX веке была найдена знаменитая плита с финикийскими письменами. Дельта реки защищает от штурмов и, кроме того, там отпадает проблема пресной воды. Решением является поход под парусом и на вёслах вверх по течению реки, чтобы уже в глубине ландшафта искать возможность для оседлости. Однако в какой-то определённый момент корабли не могут пройти дальше, река становиться слишком узкой и фарватер слишком мелким. Сегодня Параиба в своём верхнем течении значительно высохла. Две тысячи лет назад эта река была на протяжении до 80 км вглубь страны судоходной. И именно на этом месте археологи нашли впечатляющие свидетельства исчезнувших бразильских культур: наскальные гравюры Pedra do Inga. Когда тут пятьсот лет назад появились потугальцы, эти скалы уже были исписаны. Древние легенды местных индейцев рассказывают от пришедших сюда чужестранцах с красными бородами, которые и высекли загадочные знаки. Кельтиберийское письмо было заимствовано древними кельтиберами от финикийцев. На наскальных гравюрах Pedra do Inga можно хорощо распознать как минимум пять рун — ti, ku, bo, ś и ŕ, заимствованных из этого алфавита, состоящего из 23 букв. Согласно нашему сценарию можно предположить, что часть экспедиции ушда на поиски партнёров, у которых было бы возможно запастись продовольствием. Оставшиеся коротали ожидание наскальными гравюрами. Свидетельством поисков таких партнёров и контактов является упомянутый жертвенный топор, возможно явившийся результатом торговых обменов.

Наскальныен кельтиберийские надписи и символы в Pedra do Inga

Можно себе представить, что когда-нибудь запас изделий и раздичных предметов для обмена и покупки продуктов питания у индейцев стал подходить к концу. Крестьяне из Мальорки и северо-запада Испании не обладали привычками обработки суглинистой и болотистой почвы нижнего течения и дельты Амазонки, зато прекрасно знали как надо обрабатывать каменистую горную почву. Всё это мотивировало к уходу всё дальше от прибрежных болот ввиду возможного появления римских кораблей у берегов Бразилии. Для карфагенцев играло большое значение то обстоятельство, что индейцы не имели порта на побережье, зато была возможность торговать с ними в деревнях на берегах реки по мере путешествия. Протяжённость Амазонки составляет более 4.000 км и в общей сложности 40 м перепадов высоты по течению реки. Почти повсюду по направлению пассатных ветров в русле реки образуются противотечения. Кроме всего, передвижению судов против течения должны были помочь гребцы. Конечно, часть участников экспедиции умерла или погибла в стычках. Однако, на основании своего опыта карфагеняне знали, что лишь масштабная и многочисленная экспедиция в незнаемое имеет шансы выжить. Возможно, что по мере продвижения экспедиции в число её участников вливались всё новые люди из числа местных индейцев. Во всяком случае и в бассейне Амазонии антропологами отмечены единичные появления местных светлых, рыжих или белокурых европидов — грингитос.

Полтора тысячелетия позже, в 1542 г. испанские конквистадоры прошли тот же маршрут в обратном направлении — от источника к дельте. Хронистом, сопровождавшим экспедицию, был тогда монах-доминиканец Gaspar de Carvajal. Отряд под руководством конквистадора Francisco de Orellana проплыл за восемь месяцев по Амазонке с отрядом из 70 войнов на ими построенной бригантине — по течению реки — от истоков на склонах Анд до Атлантики. Ореллана встретил на своём пути множество индейских народов и воинственных женщин, которые ему напомнили амазонок греческой мифологии. Поэтому он окрестил реку Rio de las Amazonas — «река амазонок», в Перу её зовут Río Marañon.

По мере восхождения в горы продвижение по реке на кораблях подходит к концу. Бушующие горные притоки, наполняющие верховья Амазонки, не позволяют использовать лодки. Начинается пешее восхождение в сегодняшней перунской провинции Сан Мартин, ландшафты которой напоминают горы Мальорки и испанского атлантического побережья, родины большого числа членов экспедиции. По сценарию Гиффхорна это был, возможно, переломный момент, когда пунийцы моряки, торговцы, военоначальники и менеджеры из Карфагена выполнили свою роль. Войны из Балеарских островов и из поселений кельтов на Иберском полуострове переняли инициативу и поселились там по своим племенным представлениям и традициям. История трансатлантических контактов, которая началась где-то между 140 г. до н.э. и 100 г. до н.э. подошла на этом этапе к концу. Иммигранты нашли страну, в которой они жили в смешанной культуре полтора тысячелетия до появления инков. После покорения страны инки депортировали чачапойя в их тогдашние столицы Кито и Куско. Мужчины чачапойя стали лейб-гвардией царей, а женщины, славившиеся своей красотой, пополнили гаремы. Испанские хронисты называли чачапойя из-за светлой окраски их кожи «белыми индейцами».

Немецкими антропологами и культурологами были взяты мазки слюны в семьях перуанских грингитос из глухих деревень, позже исследованные профессором молекулярной биологии Манфредом Кайзером в медицинском центре университета Эразма в Роттердаме. К удивлению Кайзера анализы ДНК показали три различные митохондриальные ДНК-гаплогруппы — A B и C, в то время когда у коренного населения индейцев Южной Америки находят обычно две другие гаплогруппы — D и X. Предположительно по материнской линии индейские предки грингитос происходили из раздичных регионов. Из этого следует, что мужчины карфагенской экспедиции уже до своего появления в Перу, в том числе и в миграциях по Амазонке сошлись, очевидно, с индейскими женщинами и привели их с собой в горы на северо-восток Южной Америки. У мужчин из семей грингитос был найден тип Y-хромосомы, относящийся к Y-гаплогруппе R1b. Эта гаплогруппа часто встречается на Британских островах, атлантическом побережье Франции, на севере и северо-западе Испании. Исследования молекулярных биологов в Перу и Южной Америке доказали правильность сценария античных трансатлантических контактов, который превратился в рабочую гипотезу. Индейцев чачапойя сегодня нет, есть их наследники: европидные индейцы «грингитос», нередко с рыжими или светлыми волосами, светлой кожей с веснушками, карими или тёмными глазами.[vi]

13.

Подходя к концу рассказа о доколумбовых путешествиях людей из Старого Света в Америку, надо в первую очередь отметить прекрасные и плодотворные контакты немецких и немецкоязычных учёных и публицистов, того же Ганса Гиффхорна, в Европе, в первую очередь в Германии, Австрии и Швейцарии c коллегами из Южной Америки и США. То, что раньше было предметом дискуссий и споров, стало подтверждённым фактом и рабочей гипотезой: финикийцы, евреи и кельты достигли до или после поражения в Третьей Пунической войне на кораблях Америку и поселились там.

В середине XX века в перуанском городе Кахамарка двое братьев Альваро и Сегундо Вильянуева Корреа решили обратиться в иудаизм. С них началась община, которая сформировалась к 1958 г. Члены этой общины, получившие имя Сыны Моисея (Бней Моше), строго соблюдали субботу, праздники и кашрут. Со временем группа выросла до 500 человек, и в народе их стали называть «инко-евреями». Сравнительно недавно они были признаны раввинатом и многие из них переселились в Израиль.[vii] Кроме того, генетики медицинского центра «Шиба» в больнице Тель а-Шомер обнаружили, что индейцы из племени, проживающего в американском штате Колорадо, являются носителями уникальной мутации BRCA1 — так называемого «еврейского гена». Об этом писал сайт израильской газеты «Гаарец» со ссылкой на статью в научном журнале European Journal of Human Genetics. По мнению генетиков, индейцы и американцы испанского происхождения, обследованные профессором Вайцелем, имеют общего предка: еврея, эмигрировавшего из Испании в Латинскую Америку около 600 лет тому назад — в период изгнания евреев и открытий Колумба. В статье отмечается, что ген BRCA1 наличиствует у 1,5% ашкеназских евреев и у 0,5% евреев из Ирака.[viii] Мутация, о которой идет речь, существует уже 2500 лет — она была обнаружена в человеческих останках периода Первого храма.

В ходе своей истории евреи и палестинские этнии в силу высокой социальной активности заключали союзы с большими народами, в которых они вначале нередко были менеджерами, вождями, полководцами, царями, но потом рабами. В случаях исхода из Египта, депортаций и возвращения из Вавилонского плена, образования Аварского каганата в Западной Европе, Хазарского каганата в Великой Cтепи, с нарастанием религиозных эксцессов во времена Крестовых походов, изгнания из Англии и из стран Западной Европы в позднем средневековье — или даже участия в Октябрьской революции — когда-нибудь кончались тесные этнические контакты с большими коллективами и наступало выделение и возрождение евреев из массы окружающих народов. После прошлогоднего сообщения Гиффхорна можно говорить о том, что дальнейшее глубокое изучение древней трансатлантической истории финикийцев, евреев и кельтов, вызванное находками в Южной Америке и антропологическими особенностями европидных индейцев чачапойя, чревато новыми сюрпризами и, очевидно, вызовёт ещё более глубокий интерес широкой публики.

___

[i] Jacques de Mathieu

[ii] Страбон. География, IV, I–V.

[iii] Генетики разрешили спор антропологов с индейцами; Rätsel um 8500 Jahre alten Kennewick-Mann gelöst, Die Welt

[iv] Необычные мумии. Это путешественники или прародители? Г.Шаров. По материалам журнала «Bild der Wissenschaft» (Германия)

[v] Elizabeth W. Barber: The Mummies of Urumchi, 1999

[vi] Giffhorn, Hans: Wurde Amerika in der Antike entdeckt? Karthager, Kelten und das Rätsel der Chachapoya, Mюнхен 2013, S. 262-268

[vii] http://www.sem40.ru/index.php?newsid=239851

[viii] http://www.newsru.co.il/world/30may2012/gen456.html

Print Friendly, PDF & Email

16 комментариев для “Борис Э. Альтшулер: О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли. Окончание

  1. Асе Крамер, Владимиру Бершадскому, а также Ирине Медовой — 2015-08-19 05:23:33(581)
    Поскольку все наши отзывы появляются под различными фрагментами очерка, помещаю мой ответ в «Окончании». В сравнительной лингвистике заимствование уже трёх слов из другого языка считается доказательством соответствующего влияния. В моих примерах их пять: четыре — из публикации Баудинот, который имел очень тесные контакты с индейцами и одного из них даже усыновил, и пятое — из современной университетской публикации. К этому надо добавить американско-семитскую топонимику, найденную Гордоном и Кохэни. Так что для желающих написать что-то по этому поводу — материал имеется.
    Как отметил Ontario14 — 2015-08-18 03:21:49(462) и уважаемая Ирина обе этимологии этнонима «иври» имеют своё обоснование. Тем не менее в ешиве моего сына утверждалось, что Авраам ещё не был евреем, а неким предтечей. Странствования Авраама приходятся на период начала древних миграций с БВ. Еврейство же начиналось согласно этому объяснению в лучшем случае с Якова, если не с Моисея. А Исход из Египта как-то возможно совпал с извержением вулкана Санторин, когда его пепел поднялся в стратосферу и вызвал тогда устойчиввые неурожаи и „казни египетские“. По моему субъективному мнению нерешительного агностика такая благожелательная по отношению к исламу трактовка могла иметь место в сефардской диаспоре, где был подчеркнут монотеистический характер ислама в отличие от политеизма христианской церкви, куда ортодоксам и сегодня вход заказан. В мечеть же евреи могут заходить и молиться. Несмотря на исламские издевательства, еврейские «зимми» имели там свою нишу, если, например, не замечать дикого обычая скаковой еврейской езды задом наперёд, держась за хвoст коня.
    Как я это уже подчеркнул в своём комментарии по поводу еврейско-семитского характера минойской культуры Крита, обстоятельство тесной связи этой культуры с БВ обоснованно и устойчиво подтверждалось до конца 18-го века — до момента рождения индогерманской/индоевропейской лингвистической теории, очень быстро переродившейся в арийскую философско-лингвистическую теорию и расовое учение, доведших европейцев до Холокоста 20-го века. Ответ на вопрос: „куда же делись еврейские колена?“ даётся синкрезией хода исторического развития цивилизации. История еврейского народа, всех его составных частей — это ещё и горький рассказ о внутренних распрях великого народа, который Занд походя определил как «придуманность».

  2. Марку Фуксу и Юлию Герцману — спасибо за доброжелательный комментарий.

  3. Ася Крамер4 Август 2015 at 0:40
    «Все эти факты говорят в поддержку выводов книги Гриффхорна о трансатлантических плаваниях финикийцев вместе с кельтами.»
    Я, как вы знаете, тоже сторонник этой версии при всей ее экзотичности, но все-таки… Сколько могло длиться такое путешествие? Что пили, что ели? Ну, питьевую воду перевозили в амфорах, но сколько? Может быть, тогда материки были ближе? Ведь они говорят о регулярных плаваниях с торговыми целями! Что можно везти, чтобы окупить ТАКУЮ торговлю! Нет, something important is missing!
    ————————————————————————————————————————————————
    Несмотря на ваш личный скептицизм, приведенные мною факты являются частью доказанной современной рабочей гипотезы о древнем трансатлантическом покорении Америки. Кстати, плавание экспедиции Колумба продолжалось лишь три недели. Тор Хейердал доказал в свою очередь методами экспериментальной археологии возможность достижения цели не на таршишском корабле, а аж на судне из папируса — от берегов Египта до побережья Америки. А привозили моряки из Америки знаменитое золото из Офира и редкие плоды, о которых уже шла речь в соответствующем разделе очерка.

    1. Я, как уже писала, поддерживаю версию, что страна Офир была в Южной Африке (современные ЮАР и Зимбабве). Насчет Офир в Перу вы же сами опровергли — сейчас не могу найти где. Кроме того, возвращаться в Старый Свет трудно, да еще с грузом золота… Но я согласна с вами, что не на все вопросы можно так сразу найти ответы. Главное, что такие изыскания существуют.

  4. Выпускающий редактор «Мастерской»
    — 2015-08-04 19:23:59(913)

    Редакция получила от автора, Бориса Э. Альтшулера, подборку иллюстраций к его работе «О том, как израильтяне с финикийцами в античности Америку открыли». Приглашаем читателей не только почитать (если кто не сделал это ранее), но и посмотреть богатый иллюстративный материал.

    Начало: http://club.berkovich-zametki.com/?p=18508
    Продолжение: http://club.berkovich-zametki.com/?p=18623
    Окончание: http://club.berkovich-zametki.com/?p=18735
    ———————————————————————————————————————————————————————
    Оказалось, что я по моей собственной рассеянности вовремя не отправил иллюстрации к очерку.
    Я очень благодарен Редактору за публикацию иллюстраций и приношу свои извинения за обвинения под горячую руку.

    1. Без проблем, уважаемый Борис. Хорошо, что иллюстрации наконец-то нашлись и теперь огромный по объёму текст стал более читабельным. Пользуюсь случаем и приглашаю читателей ознакомится с этой без преувеличения сенсационной работой (в трёх частях, в начале каждой части ссылка на начало, в конце каждой части — ссылка на продолжение).

  5. Асе Крамер
    С интересом прочитал ваш очередной комментарий. Спасибо, что выдержали и дочитали весь очерк до конца. Теперь ответы на ваши вопросы.
    1. Моя работа не ставила своей целью ответить на ВСЕ вопросы, особенно инженерного плана. Это просто попытка связать в единое целое проблему, которая до сих пор мало или очень-очень невнятно излагалась. Придут новые публицисты, которые выдвинут свои новые идеи и доказательства.
    2. Как и вы стою с открытым ртом и думаю: зачем это было им нужно? Крепость, да ещё такая грандиозная как Куэлап была чачапойя нужна. Но такая громадная? Подождём, что нового расскажут нам археологи и антропологи.
    3. Перекликается с пунктом 2. Возможно уже готовились к конфронтации с инками.
    4. Символ в форме корабля царя Соломона — это схематический рисунок таршишского корабля.
    5. Взрывной характер новой цивилизации в горах на высоте 3000 м? Да, но всё-таки не совсем «вдруг». Люди, которые готовили все эти экспедиции (а есть все основания полагать, что их было как минимум несколько), должны были обладать аналитическим умом и уменьями, учились на опыте предыдущих плаваний. Вот тут древняя ближневосточно-североафриканская цивилизация сыграла свою роль. По вполне понятным причинам европейцев и, особенно, немцев интересовала и интересует в первую очередь роль кельтов, нас — роль евреев и финикийцев. После Пунических войн и до разгрома царства царицы Дахины в Северной Африке жили миллионы евреев.

  6. «Все эти факты говорят в поддержку выводов книги Гриффхорна о трансатлантических плаваниях финикийцев вместе с кельтами.»
    Я, как вы знаете, тоже сторонник этой версии при всей ее экзотичности, но все-таки… Сколько могло длиться такое путешествие? Что пили, что ели? Ну, питьевую воду перевозили в амфорах, но сколько? Может быть, тогда материки были ближе? Ведь они говорят о регулярных плаваниях с торговыми целями! Что можно везти, чтобы окупить ТАКУЮ торговлю! Нет, something important is missing!

  7. БЭА-БМТ
    Поддался на провокацию и ответил Борису. И сразу же наткнулся на хамство и пожалел.
    Тененбаум не из тех, кто признаёт свои ошибки или заблуждения. Тем более не в состоянии адекватно реагировать на публикацию… коллег. Больше не буду….

  8. Захватывающий материал. Я очень дале от того, чтобы профессионально или даже квазипрофессионально анализировать его, просто скажу, что читал с неослабевающим интересом.

  9. БЭА-БМТ
    Прусский генеральный штаб — оно конечно… Цитируемую вами работу Дельбрюка не читал, зато посмотрел у общепризнанного Джона Хемминга (John Hemming, The Conquest of the Incas , pp. 185—186), где автор пишет «Инка Манко не спешил сразу атаковать Куско, собирая армию, численность которой варьировалась от 100.000 до 200.000 воинов (называют также цифру от 40.000); им противостояли 190 испанцев, среди них 80 всадников, и несколько тысяч индейцев». Так что указание Гиффхорна соответствует оценке исторической науки.
    В отношении «децимирования» — слова имеют и неформальный смысл без того, чтобы их сразу взвесить на ювелирных весах.

    1. посмотрел у общепризнанного Джона Хемминга (John Hemming, The Conquest of the Incas , pp. 185—186), где автор пишет «Инка Манко не спешил сразу атаковать Куско, собирая армию, численность которой варьировалась от 100.000 до 200.000 воинов
      ==
      Это что ! Вы почитайте Геродота, про несметные персидские полчища! Дельбрюк по методичке прусского Генштаба посчитал емкость дорог отдельно для пехоты и для конницы, и у него получилось, что такое войско на марше растянулось бы от Ирана до Греции. А у Фейхтвангера, в «Испанской балладе», 40 тысяч отважных кастильцев храбро бьют по уж не припомню скольким сотням тысяч арабских воинов, вторгшихся в Испанию из Марокко — я как-то разок прикинул, сколько времени у них заняла бы переправа, и получилось, что лет так десять ….
      Ну, писателю художественные преувеличения простительны — но вы же пишете как бы научную статью?
      Не надо вздор тиражировать, коллега …

  10. Спасибо всем отозвавшимся на мою публикацию. К глубокому сожалению Редакцией „Мастерской“ не была использована ни одна из мною представленных многочисленных иллюстраций, позволяющих с большим пониманием подойти к осмыслению роли еврейского этноса не только в древней европейской, но как оказалось и в ранней истории Америки. Несмотря на то, что уже восемь лет назад в Гостевой велись те же дискуссии о родственности древних евреев и финикийцев/карфагенцев, говоривших на одном и томже языке, они разгорелись вновь с голословными указанием на некие „исторические артефакты“.
    В 1974 г. итальянскими археологами под руководством профессора Паоло Маттие (Paolo Matthiae) была открыта цивилизация Эблы (Тель Мардих). Раскопки находятся на севере Сирии в 55 км на юго-западе от Алеппо. Развитое древнее государство существовало 25 веков до н. э. Благодаря исследованиям другого итальянского ученого – Джованни Петтинато (Giovanni Pettinato), главного ассиреолога и шумеролога Римского университета, – были дешифрованы тексты на эблаитском языке. Эблаит принадлежит к семитской группе аккадских языков, он близок к древнему ивриту и финикийскому языку. Язык Эблы включает в себя как элементы восточносемитского (аккадского), так и западносемитского (древнееврейского и арамейского) языков. Кроме того, были обнаружены билингвы, шумеро-эблаитские словари из 3.000 слов, что также помогло прочтению текстов. Интересным представляется имя Эврум у самого могущественного из царей Эблы. Ассоциации возникают и с двумя словами: одно – это имя праотца евреев Авраама, и другое – «иври» (еврей). Предполагается, что эблаит предшествовал языку древних ханаанцев, которые пришли в Эрец Исраэль тысячу лет спустя.
    Как нам это представляет история Северного царства Израиль, между израильтянами и финикийцами существовали очень древние тесные этнические и родственные связи. Самые древние шрифты финикийцев были обнаружены во время раскопок в городе Библе (ныне Джебель). Они относятся к ХIII в. до н.э.(?). Ханаанейцы, вошли в историю в первую очередь как финикийцы. Одна из этимологий ссылается именно на этот этноним. Древнейшим прописным буквенным шрифтом мира стал иудео-финикийский. Именно этим буквенным шрифтом были написаны Десять Заповедей, а по мнению ортодоксии вообще вся Тора. Древние греки как писал Геродот научились письму, которое им принёс Кадм, от финикийцев, перенявших его от израильтян; римляне же переняли письменность у греков. Таким образом финикийцы принесли еврейское письмо в Европу. Древнегреческое алфавитное письмо возникло предположительно в IX—VIII вв. до н. э. (дипилонская надпись из Афин и надпись из Феры). Письмо это произошло из крито-микенских шрифтов, а их носителями была, очевидно, пёстрая этническая общность „народов моря“, среди которых были семиты, а также носители древних индоевропейских языков. В этом можно убедительно удостовериться в Интернете, об этом я неоднократно писал в своих публикациях.
    Ещё тысячелетие после существования единого еврейского царства проблема борьбы с языческими ритами была основной заботой еврейских пророков. И чем дальше уходили на север Эрец Исраэль, тем более сильным было языческое влияние древних богов Востока. Не случайно историки Древнего мира говорят и пишут о „трансфере культуры“ с Востока на Запад. Даже бой быков является древней пережившей традицией языческих семитов островов Греческого архипелага.

  11. Дочиталась до головной боли. Все-таки, Борис, при таком обилии материала, имен и названий надо как-то лучше это систематизировать, продумать подачу. Тема вами взята интереснейшая. И много интересных фактов раскопано. Но еще больше возникает вопросов. Вот народ чачапойя называли «народом облаков» потому что они селились высоко в горах и там создавали неимоверные постройки. Как? По какой технологии? Как транспортировали, поднималищц, устанавливали? Без хотя бы попытки ответить на эти вопросы концепция не имеет достаточной весомости. Сами финикийцы, кстати, вовсе не горный народ.

    2. Вот вы пишете: “Для постройки такого оборонительного бастиона чачапойя понадобилось больше камней, чем египтянам на строительство самой большой пирамиды Гизы – пирамиды Хеопса.» Ну, и …? Как такое количество камня добыто, обработано, установлено? Кем? Кто кормил такую прорву строителей? И зачем им, попросту говоря, это было нужно?

    3. « Чачапойя занимали покрытые лесами горы между реками Уайяга и Мараньон на площади в 30.000 кв. км. Они возвели сотни поселений на недоступных вершинах гор. Некоторые поселения состояли из десятков зданий, в других их насчитывалось до четырехсот. Поселения укреплялись мощными оборонительными сооружениями – это была защита от своих же соседей…» явное несоответствие средств защиты от опасностей нападения, не правда ли?

    4. Еще одним подтверждением израилитского происхождения чачапойя стал найденный исследователем символ в форме корабля царя Соломона . О каком символе идет речь?

    5. «Создаётся впечатление о взрывном характере высокотехнологического строительства индейцев Перу — практически из ниоткуда». Можно ли такой взрывной всплеск объяснить успехами группы финикийцев-израэлитов, только недавно пересекшими океан? Привыкающими к новым условиям и новому климату? И вдруг освоившими технологии, неведомые им ранее? Если они там и были, то в составе каких-то « продвинутых» экспедиций, обладающих супер-технологиями. Вот это можно считать доказанным фактом.

  12. Б.Тененбаум

    Не касаясь вопроса по существу — пара частных замечаний:

    1. «… инки не сдались: 150.000 их воинов выступили против 200 испанцев …»
    Цифра в 150 тысяч абсурдна. Ганс Дельбрюк давным давно показал, что армии такого рода невозможно ни собрать, ни вести, ни прокормить — и в качестве формального доказательства привел детальные расчеты прусского Генштаба

    2. «… болезни децимировали гордый народ Анд …».
    Ученое слово «децимация» означает казнь каждого десятого, выбранного по жребию. Как крайняя мера, практиковалась в Риме в отношении военных частей, плохо проявивших себя на поле боя.
    Тем не менее, при этом 90% все-таки оставались в живых.

Добавить комментарий для Борис Э. Альтшулер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.