…обдумывая пути развития стран Востока и Запада видишь, как уже отмечал в тексте, что никакого второго, да и третьего, «неприсоединившегося» пути не осталось. Есть или американо-западный путь, или гниение — прекращение развития и распад.
Выбор национального пути
(Поверхностные замечания к западной и восточной моделям развития)
Мирон Я. Амусья
К развилке дорог — направо отличное шоссе, налево ухабы просёлка — подъезжает машина с президентом США. «Куда ехать, господин президент?», спрашивает шофёр. «Конечно, направо. Дорога хороша, быстро будем у цели», — отвечает тот. И машина уезжает.
Следом к развилке подходит машина с Генеральным секретарём ЦК КПСС и шофёр задаёт тот же вопрос. «Конечно, налево. Мы будем преодолевать трудности — это наша основная цель»,-отвечает тот. Проваливаясь и выныривая на ухабах, его машина уползает по просёлку.
Последним едет машина с лидером главной «неприсоединившейся» страны. На тот же вопрос, шофёр получает ответ — сигналь налево, езжай направо.
Старинный анекдот
Слухи о моей смерти по счастью слегка преувеличены.
Марк Твен
Странно — находясь в западной Европе, несколько раз по году, ездя из страны в страну, я никогда не задумывался об её будущем — как отдельных государств, так и всего сообщества в целом. Вероятно, оно интуитивно казалось мне столь прочным, что сам вопрос о будущем просто не возникал. Проамерикански настроенный с начала 1942 г., я в то же время видел прелесть и удобство Европы как места проживания её граждан, да и тех, кто приезжал туда как изгнанник из СССР.
Последние десять лет, однако, я много слышал и читал про мусульманское нашествие в Европу, про их попытки, пусть и явно пока безуспешные, возродить Халифат в его старинных границах, и открутить, тем самым, колёсики истории на полторы тысячи лет назад. Бывая по службе в Европе, я отмечал увеличение мусульманского населения и в Брюсселе, и в Амстердаме, и в Париже, и в Лондоне и, пожалуй особенно, в Берлине. Читывал я и прогнозы, согласно которым через два, максимум три десятилетия Европе, в привычном виде, придёт конец, поскольку её поглотит мусульманство. Конечно, я понимал, что резкое увеличение числа бездельников, приезжих и местных, приведёт к снижению жизненного уровня, и уменьшит привлекательность Европы для тех, кто туда сейчас рвётся, уменьшая их поток. Но пока этот механизм сравнительно медленной саморегуляции проявится, пройдёт значительный период ухудшения жизни и застоя в развитии. Многие прогнозы уверяют, что этот застой вот-вот наступит.
В подобной ситуации вызывает удивление недавнее решение ряда стран, например, Грузии и Украины, войти в объединённую Европу, несмотря на сильнейшее сопротивление этому движению со стороны соседней им России. Что это, политическая близорукость местных руководителей, наивность простого народа, или, напротив, осознание прочности Европы, её цивилизационных корней, не учитываемых политологами?
Конечно, тягу «в Европу» можно объяснить и сиюминутными лозунговыми и материальными привилегиями, которые получит страна, заявившая в этом весьма поляризованном мире о своём желании примкнуть к той или другой стороне. Ведь, к примеру, за отказ от попытки Украины ассоциироваться с Евросоюзом Россия предложила отнюдь не малые деньги. Во всяком случае, это была сумма большая чем то, что пока Евросоюз даже обещает Украине. И, вполне возможно, поступи она так, не было бы войны, потери Крыма и прочих трудностей. Однако Украина сделала европейский выбор. Причём сделала выбор страна, где заметная часть населения имела представление об Европе много выше среднего общесоветского. Значит, полную некомпетентность и «розовые очки» как важный фактор можно отбросить. Не заслуживают внимания и разговоры о совращающей роли якобы поставленных из-за океана властвовать в Тбилиси и Киеве антинародных правительств. Но про эти «хунты» не говорит даже российская пропаганда. Так в чём же дело?
Разумеется, данной заметкой я не пытаюсь дать сколь-нибудь исчерпывающий ответ на этот сложный вопрос. Но поясняю, почему, поехав на три научных конференции в Испанию — именно, в Барселону, Толедо и Сан Себастьян, переезжая из одного места в другое, я думал сам и говорил со своими коллегами — физиками о выборе пути. Замечу, что Испания — страна, находящаяся в состоянии экономического кризиса, пусть не такого острого, как Греция, но в цифрах экономических сводок вполне существенного. Тем интереснее было посмотреть, в той мере, в какой это позволяет восемнадцатидневная поездка с иной целью, на то, как живёт Испания, и подумать о том, может ли такая жизнь быть предметом мечты.
Следуя логике изложения, принятой в научных публикациях в области физики, начну с результата. Уровень жизни, достигнутый в Испании, впечатляет. Определяющий её состояние дел европейский путь развития явно предпочтительнее любого другого. Не случайно Китай, Индия, и другие быстро развивающиеся азиатские страны приняли западную — американскую и европейскую — модель развития. Их города, дороги, экономическая система, учреждения образования и медицины, даже стиль жизни — носят явный отпечаток западного подхода, в той или иной мере сохраняющего местный колорит.
Сказанное про Восток есть результат не только прочтения какой-то литературы — я сам сопоставляю то, что недавно видел в Китае, Южной Корее, Тайване, с тем, что ещё стоит у меня перед глазами после Испании. Именно на основе увиденного пришёл к выводу, что, собственно, и нет нескольких альтернативных путей развития — есть только западный путь или полное отсутствие всякого развития, т.е. упадок или гниение. Этот путь, общий с Западной Европой и США, полностью определяет лицо современной цивилизации — её технику, технологии, науку, культуру, если хотите, даже мораль. Примечательно, что, выбрав этот путь, людям совсем не надо отказываться от своей национальной истории, традиций и т.п. Но повседневная жизнь целиком определяется американскими и западноевропейскими стандартами и подходами.
Понять, что другого пути нет, особенно полезно России, где весьма широкое распространение получили бредовые идеи особой миссии и роли «русского мира». Идеологическую власть захватили неучи вроде «профессора» Дугина и полубезумные истерики, подобные Кургиняну. К месту и времени пришлась анекдотическая картина происхождения русских, якобы потомков ариев, спустившихся с Карпатских гор[i]. Не без этого квази-интеллектуального оформления продвигается идея особого, специфического пути развития российского населения. Однако не только весь прошлый жизненный опыт, но и тщательное обдумывание проблемы вкупе с анализом впечатлений от последних поездок не оставили у меня ни малейшего сомнения в том, что реально никакого альтернативного пути развития для России, равно как и Израиля, кроме американо — западноевропейского, не существует.
Для Израиля эта проблема не очень важна, так как фактически он в целом давно и успешно движется по этому пути. Однако среди русскоязычной общины сильны «новаторские» идеи, рекомендующие то в области образования, то в науке или культуре, то в организации хозяйства или политических институтов следовать идеям и путям СССР. При этом нередко забывается, что СССР оказался несостоявшимся государством, погибшим от паралича всех жизненно важных органов не в результате какого-нибудь внешнего отравления, а по внутренним причинам.
Примечательно, что буквально всё, что можно отнести к положительному развитию России за последние десятилетия, определяется заимствованием, покупкой или копированием американских, западноевропейских или японских образцов. Именно это, вместе с обучением персонала в развитых странах, обеспечило рывок в распространении вычислительных машин, телефонии, медицинского обслуживания, авиации и автомобилизации, жилищного строительства. Всё, что напоминает о прошлом, особенно в оформлении и отделке квартир, поражает сейчас своим убожеством.
Полушутливым примером того, что называется «особым путём» развития, уже полвека, т.е. ещё с советских времён, в буквальном смысле у меня перед глазами стоят две «параллельных и прямых» трубы парового отопления (Рис. 1). Приведу, опять-таки, в качестве полу-шутки, пример того, как выглядит Западный выбор в Китае (Рис. 2).
В своих дорожных впечатлениях я не касаюсь ни архитектурных красот, ни исторических памятников. Описание упомянутых городов Испании, в которых проходили конференции с моим участием легко найти в Википедии. Испания не случайно привлекает миллионы туристов ежегодно. Я сам не впервые в этой стране. Упомяну лишь о некоторых дорожных впечатлениях, в первую очередь о том, что на туристической карте Толедо выделен надписью всего лишь один, весьма обширный, район старого города, который называется Juderia.
В многочисленных пересечениях с местными жителями моя жена и я, на вопрос «откуда», неизменно отвечали «из Израиля». Никто после этого не бросался к нам на шею с криками восторга, но и малейшего проявления неприязни или недружелюбия мы не видели. Однако было очевидно, что наше государство известно и шофёру такси, и магазинному продавцу с продавщицей, и официантам, и служащим в гостиницах, и просто попутчикам и прохожим. Помним, конечно, что именно генерал Франко, диктатор-маран, сохранил жизнь испанским евреям в то время, когда нацистская Германия сама весьма успешно занималась «окончательным решением еврейского вопроса», и требовала, с большим успехом, этого же от своих союзников.
Во всё время поездки по Испании я не увидел никаких признаков тяжёлого внутреннего кризиса, равно как и засилья африканцев или арабов. Обратил на себя внимание тот факт, что даже «чёрную» работу, в частности уборку улиц, делают «белые» люди. Стоит отметить, что делают они это превосходно, в результате чего города удивительно, уместно сказать, на зависть, чисты. Не видел я нищих — ни на улицах, ни у храмов, ни на вокзалах. Возможно, они собираются в других городах или других местах — но здесь и сейчас их не было.
Испания явно хочет избавиться от энергетической зависимости. Это проявляется и во множестве ветровых электрогенераторов, которыми утыканы равнинные места, и в фотоэлементах, обеспечивающих включение света только тогда, когда есть пользователь — в гостиничном ли коридоре или общественном, либо ресторанном туалете.
Развита сеть железных дорог, и испанские поезда немецкого производства, просторные и удобные для пассажиров, быстро разгоняются до 300 км/час. Замечу, что нигде не видел высоченных переходов — уродов, подобных тому, которыми ведомство, до недавнего под руководством г-на Якунина[ii], «одарило» станции финляндской железной дороги, имеющей несчастье четырежды в день пропускать пары поездов «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Стоит отметить, что только скоростные поезда по маршруту Барселона — Мадрид (расстояние несколько более 500 км) отправляются каждый час.
Разумеется, встречались на улицах и мусульмане — на улицах и в гостинице. Было забавно смотреть, как пара мусульманских семей (женщины в соответствующих платках!) завтракали в гостинице, где блюда со свининой были отнюдь не редкостью. И ничего, они явно находили, что склевать — без протестов или слышимых требований что-то переделать на свой лад.
Частная собственность на квартиру или участок земли предполагает возможность отгородиться от соседа. Но нигде, по всему треугольнику, своего путешествия и в городах-вершинах, я не видел высоченных глухих заборов вокруг коттеджей, или сплошных железных дверей, закрывающий входы в многоквартирные дома.
Рис.3 даёт пример того, как выглядят обычные входы российского «особого пути» в Санкт-Петербурге, а Рис. 4, на примере парадной в многоквартирном доме в Барселоне[iii], иллюстрирует путь западный.
Стоит напомнить, что СССР потребовалось свыше сорока лет на осознание очевидного — так называемые «коммунальные квартиры» «особого пути» плохо пригодны для проживания в них нормальных людей. Увы, возвращение на обычный западный путь отдельных, личных, наследуемых квартир не завершилось в России и в течение полувека.
Зримые проявления особого пути — это грязь, колдобины и поломанные мостовые и тротуары на улицах, отсутствие кондиционеров в автобусах, грохочущий трамвай — это всё то, чего нет в американо-западноевропейском пути. Последнее, но не по значимости, а по времени в «особом пути» это борьба с «нелегальными» гусями с помощью бульдозера (Рис. 5) по сравнению с изобильными магазинами (Рис.6) американо-западного пути, по которому ещё недавно старалась двигаться и Россия[iv]
За особый путь приходится платить ожидаемой продолжительности жизни в 66 лет, как в России, против 82.3, как в кризисной Испании[v].
Конечно, свобода предоставляет не только возможности. Она идёт в тесной связи с пакетом ответственности и обязанностей. При наличии свободы развиваются отнюдь не только лучшие черты человеческого характера. Известно, какую силу имеют в Европе левые партии, сколь сильна левая идеология в СМИ, среди деятелей культуры и науки как в Европе, так и в США. Среди членов левых движений силён анти-израилизм, что отражается в политике европейских стран. Но выборы открывают хотя бы потенциальную возможность прихода во власть относительно порядочных политиков. К счастью, наука, технология и экономика развиваются в странах американо-западноевропейского пути без особого влияния сменяющих друг друга политиков. Словом, как говаривал российский полу-классик, «свобода лучше, чем несвобода»[vi].
Резюмирую. Строго говоря, обдумывая пути развития стран Востока и Запада видишь, как уже отмечал в тексте, что никакого второго, да и третьего, «неприсоединившегося» пути не осталось. Есть или американо-западный путь, или гниение — прекращение развития и распад. А гниение или упадок — разве это нужно нормальным людям?
Санкт-Петербург
___
[i] Особенно забавно звучат эти утверждения от сына дочери В. М. Молотова и П. Жемчужиной, тем самым, галахического еврея. И это говорит по форме образованный человек в то время, когда генетические исследования указывают на происхождение сегодняшних русских не от древних славян, а от финнов, тех, кого А. С. Пушкин нарёк «убогими чухонцами».
[ii] Командовал много лет Российскими железными дорогами.
[iii] Вход понравился настолько, что сфотографировался на его фоне.
[iv] Снимок — в старом городе Толедо.
[v] В Израиле продолжительность жизни немного больше, чем в Испании.
[vi] Впрочем, сам он от этой идеи далеко ушёл.
Дорогой Мирон! Ваш вывод безусловно справедлив, если смотреть назад, на прошедшие 50-100 лет. Вопрос в том можно ли прогнозировать продолжение движения Запада по тому же пути. В свое время Маркс довольно точно описал законы экономики раннего капитализма. Исходя из них он прогнозировал длительное сохранение этой экономической модели и известный путь борьбы с ней с помощью пролетариата. История опровергла его гипотезу: капитализм победил коммунизм. Но последний не исчез. Он трансформировался в современный фундаментальный либерализм\прогрессизм. Место пролетариата в его концепции заняли угнетаемые в прошлом народы б. колоний. Их оружие — слабое место демократии — всеобщее избирательное право и социальный характер современных гос-в. Первое привело к власти в США Обаму, а второе угрожает ЕС исламизацией. Пока это лишь угрозы их можно устранить демократически принятыми законами. К сожалению, вопрос так пока не ставится.
1)Понятно, почему многие страны хотят «в Европу». Производ. труда там выше, труд оплачивается больше, чем на родине работника.
2)Загадка, почему Европа (и её филиалы) обогнали весь остальной мир. По-моему, корни надо искать в Ср. веках Крестовых походах, когда «Европа» за 200 с лишним лет сумела избавиться от вооружённых бандитов и убеждённых бездельников. В худо. форме эти годы отобразил
фольклор Ниж. Саксонии, который повествует, как некий флейтист собрал своей игрой крыс в г. Гамельне и сумел утопить их в Везере.
Известно, что в Х1У веке Центр. Европа пережила Возрождение. На Бл.Востоке (как др. пример) подобного не произошло. Арабы, придумавшие арифметику и алгебру, на этом застыли. Возможно, по той причине, что верх взяли те, кого называют дервишами , которые заставили общество в добровольно-принудительном порядке содержать себя и себе подобных , и которые следят за тем, чтобы ни у кого не скопилось никаких излишков.
Не удивительно, что миллионы трудолюбивых людей (впрочем, как и выдающих себя за трудолюбивых) рвутся «в Европу».
Уважаемый Мирон, говоря о путях развития, все же нельзя столь явно не замечать заповеданный путь развития еврейской цивилизации. Народ — то маленький, маленьким был и маленьким останется, но цивилизацию-то создал — огромную. И лишь она устоит.