Галина Подольская: Краски Земли Израиля

Loading

Светлой памяти Валентины Оскаровны Гартиг (1950–2015 гг.) — искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, члена Союза художников России, члена Ассоциации искусствоведов России, заместителя директора Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.

Краски Земли Израиля

Галина Подольская

Предисловие

В сентябре 2015 года в Иерусалиме в серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях» вышла в свет книга-альбом Галины Подольскиой доктора филологических наук, искусствоведа, академика Израильской Независимой Академии Развития Наук «Краски Земли Израиля. Израильское изобразительное искусство в собрании Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств».

Это первый альбом-каталог, в котором представлены материалы совместного международного проекта Объединения профессиональных художников Израиля и Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (Россия), коллекция израильского изобразительного искусства, появившаяся в собрании УРМИИ благодаря акции дарения «ИЗРАИЛЬ — ИЖЕВСКУ», осуществленной Объединением профессиональных художников Израиля в 2014 году, приуроченной к 35-летию со дня основания музея.

В альбомную часть издания вошли работы израильских художников Аарона Априля, Виктора Бриндача, Анатолия Баратынского, Бориса Геймана, Андриана Жудро, Анны Зарницкой, Иосифа Капеляна, Шауля Космана, Аркадия Лившица, Вадима Макарова, Анатолия Метлы, Любови Минкович, Сергея Москалева, Германа Непомнящего, Аркадия Острицкого, Анатолия Финкеля, Григория Фирера, Ильи Хинича из собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.

В разделе «О художниках-дарителях» дается информация о том, насколько широко их имена уже известны в музейном пространстве мира.

Настоящее издание посвящено светлой памяти Валентины Оскаровны Гартиг (1950–2015 гг.) — искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, члена Союза художников России, члена Ассоциации искусствоведов России, заместителя директора Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (УРМИИ).

После окончания Ленинградского университета Валентина Оскаровна ГАРТИГ начала работать в Удмуртском республиканском краеведческом музее, была одним из первых сотрудников созданного Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (УРМИИ), вместе с которым готовилась отмечать его 35-летие.

Валентиной Оскаровной ГАРТИГ написано более ста статей и книг о художниках Удмуртии. Будучи личностью многогранной, она внесла значительный вклад в музееведение республики, была автором многих экспозиций и выставок, неоднократно побеждала в грантовых конкурсах федерального и республиканского уровня, была награждена нагрудным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», Почетной грамотой Государственного Совета Удмуртской Республики.

В 2014 году Валентина Оскаровна ГАРТИГ поддержала первый в России проект международного сотрудничества, предложенный музею Объединением профессиональных художников Израиля «Краски Земли Израиля».

Будучи экспертом по изобразительному искусству управления Росохранкультуры Удмуртии, Валентина Оскаровна она приняла деятельное участие в определении ценности передаваемых израильскими художниками работ и воплощении в жизнь совместного проекта Объединения профессиональных художников Израиля и Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.

17 сентября 2015 года Валентина Оскаровна ГАРТИГ безвременно ушла из жизни.

Светлая ей память, посвятившей жизнь культуре во имя сближения народов, во благо искусства, утверждающего вечные гуманистические ценности.

Краски Земли Изаиля

В 1931 году после своего первого посещения Земли Израилевой Марк Шагал делился своими впечатлениями от поездки на страницах русского эмигрантского журнала «Рассвет»:

«Влекла ли меня Палестина именно как художника? <…> вся эта экзотика Востока, за которой обыкновенно гонятся, вся эта этнография, которую художники спешат нанести на полотно, — мне кажется несущественной… Разве дело в какой-нибудь там пальме или горе? Ведь такую же пальму и почти такую же гору, таких же пестрых арабов и верблюдов можно найти и несколько сот километров от Палестины. Для этого достаточно съездить в Алжир или в Марокко…

Нет, европейская мерка тут ничего не может дать. Другое дело, если на это все посмотреть внутренним глазом, понимаете ли вы?.. Конечно, Делакруа и Матисс, не в пример Гогену, сумели что-то увидеть в Северной Африке, — но они не евреи, у них нет нашего прошлого».

И чуть ниже:

«Чувствуешь, какая мощная культура разрослась тут когда-то… Если ей суждено воскреснуть, она будет одной из богатейших на земле».

Эта культура возрождается, оживая в новых жанрах, формах и красках, пропитанных пафосом прош­лого и порывом в будущее. Причем качественное обновление культуры происходит во многом благодаря вкладу в изобразительное искусство выходцев из стран восточно-европейской диаспоры. Многие из них, состоявшись в стране репатриации и за ее пределами, сегодня ощущают в себе потребность отдать стране, где они родились и получили профессиональное образование, частицу этого нового творческого обретения себя. Таков феномен личностной зрелости Художника по отношению к себе и собственному творчеству в мире.

Так появился проект «Краски Земли Израиля» — совместный международный проект Объединения профессиональных художников Израиля и Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.

О проекте

Художниками, решившими передать свои работы в собрание музея, выступили: Виктор Бриндач, Анатолий Баратынский, Борис Гейман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Иосиф Капелян, Шауль Косман, Аркадий Лившиц, Вадим Макаров, Анатолий Метла, Любовь Минкович, Сергей Москалев, Герман Непомнящий, Аркадий Острицкий, Илья Хинич, Григорий Фирер, — все выходцы из стран восточно-европейской диаспоры.

В коллекцию «Краски Земли Израиля» вошло 25 произведений изобразительного искусства. Тематически работы подобраны так, чтобы в целом они сложились в эстетико-просветительский образ земли Израилевой — земли, в которой срослись легенды, история и мистерия современности, показать особенностях природы, обусловленные географическим положением страны на карте мира.

В статье «Переселение Искусства» Николай Рерих писал:

«Великие переселения народов, как в прошлом, так и в настоящем, имеют аналогий, <…> одним из первых вестников таких аналогий является, как и следовало ожидать, Искусство».

Работы коллекции подобраны так, чтобы дать представление о ветви Израильского изобразительного искусства, выросшей из особенностей школ, привезенных в Израиль деятелями культуры из стран постсоветского пространства.

Сама тема — «Краски Земли Израиля» — определила пейзажный характер подборки произведений. И это закономерно. Пейзаж современен всегда. В нем — живопись живой природы и ее состояний в мире. Пейзаж как жанр отражает пробуждение жизни в живописи, как палитры цвета и света. Не случайно в статье «Кризис цвета» Марк Шагал писал: «Природа не терпит зла, ненависти, безразличия». Пейзаж как жанр отражает исконную взаимосвязь между художником и природой. Одновременно он напоминает о проблеме экологической — напоминает средствами изобразительного искусства.

Значительная часть работ написана с натуры — с большим или меньшим приближением к объекту изображения — в зависимости от индивидуальной стилистики и конкретного направления, которое представляет художник — от сентиментализма до экспрессионизма. Но в целом — это искусство фигуративное — наиболее подходящее для выражения заявленной темы. На картинах-оригиналах, выполненных на холсте, картоне, бумаге, в том числе тонированной, созданных в различной стилистике, сияют краски разных ментальностей, направлений и школ, обусловленных спецификой полученного авторами профессионального образования, опыта плавильного котла израильской культуры и качественного обретения себя в новом художественном пространстве.

Со стороны израильских художников проект «Израиль — Ижевску» отражает открытость Объединения профессиональных художников Израиля к культурному сотрудничеству и желание участников акции своим вкладом обратить взор на позитивный образ Израиля как страны мира.

Коллекция передана музею в 2014 г. — в год, объявленный Годом культуры в России. Не менее символично, что презентация ее состоялась в 2015-м — в год 35-летия Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. Надеемся, что она станет новой тематической экспозицией музея, тем более что начало ей было положено еще в далекие 60-е годы прошлого века. Как это случилось? Из Государственного музейного фонда СССР в художественный отдел тогда еще Республиканского краеведчес­кого музея была передана картина Аарона Априля «Пристань Колпашево на Оби» (1962. Х., м. 100 х 150).

Ныне израильский художник Аарон Априль входит в состав почетных академиков Российской академии художеств. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Московском музее современного искусства, в Худо­жественном музее в Литве, в Астраханской государственной картинной галерее, в художественных музеях Иркутска, Оренбурга, Херсона, Умани, в Якутском государственном объединенном музее, Каракалпакском государственном музее искусств, в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, в Одесском Доме-музее им. Николая Рериха, в Музее изящных искусств в Монреале, в Художественном музее Мюнстерланда, в Музее современного искусства в Харбине, в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме, в Эйлатском городском музее, в Хайфском городском художественном музее, а также во многих частных коллекциях почитателей таланта художника.

Со дня основания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств эпическое полотно Аарона Априля находится в постоянной экспозиции музея.

Краски Земли Израиля

Израиль — страна контрастов и сплава культур. Трудно вообразить, как на этом крохотном перешейке между Африкой и Евразией сосуществует столько климатических особенностей, столько народов, пришедших обрести себя здесь. Их объединяло и объединяет то, что, в первую очередь, Эрец Исраэль — Земля, завещанная Богом детям Израиля.

Одной из ключевых фигур истории этой земли является легендарный царь Давид, три с лишним тысячи лет назад перенесший древнюю столицу иудеев из Шомрона в Иерусалим и правивший в нем 33 года. Человечный, живой, он танцевал перед Ковчегом Завета от счастья, поднимаясь в Иерусалим, ныне ставший духовной столицей мира.

На сюжетном полотне Виктора Бриндача — напоминание о детстве великого царя. Его Давид — трогательный мальчик-пастух, еще не знающий о своем предназначении, но уже коронованный Всевышним. А потому под мотив его скрипки мир расцветает вокруг. И звукам всесильным послушны и природа, и животные у водопоя. А наступит час, когда и враги склонятся перед Давидом, и станут иудеи как одна семья.

В камерной экспрессионистической работе Анны Зарницкой тоже мальчик, но он доверчивое дитя нового Израиля и готов поведать миру о красоте земли, на которой ему выпало счастье родиться, и быть собой, и нести традиции своего народа. А кто-то здесь не родился, но, приехав сюда, полюбил этот край сердцем. Известно, что самый сильный эстетический заряд несет искусство, в котором живет искренность…

Краски Земли Израиля. Они вдохновляют. На полотнах Анатолия Метлы «Парк под Иерусалимом. Оливы» и Анатолия Баратынского «Гефсиманский сад» свет струится сквозь плотную крону олив, и легко дышится в их тенистой прохладе.

Север Израиля. Голаны. Базальтовое горное плато, образовавшееся после извержения вулкана. На картине Андриана Жудро за домами, построенными на террасах, спускающихся в ложбину, открывается панорама на горный ландшафт. И, словно умывшись холодной росою, просыпается друзская деревня.

Краски Земли Израиля. Высокое солнце. Пронзительно синее небо. Здесь, на песчаных дюнах неподалеку от древнего городища, вырос краснокрыший Ашдод. И средиземноморская зелень буйно обласкала его, напоив ароматами трав, кустов и цветов. В пейзажах Бориса Геймана «Ашдод. Район Дюна», Анатолия Метлы «Ашдод» первозданная природа и та, что преображена человеком, дополняют друг друга.

В работе Германа Непомнящего «Ашдод» городской пейзаж становится основным.

Израиль. Краски его — чудесные руны глади морей, на побережье которых родились города. И история их бытия будит мечты от созерцания того, как прекрасен союз природы и людей ее созидающих.

Вот Ашкелон — еще один средиземноморский город — древнейший порт Ханаана. Здесь пролегал путь из Египта в Элладу и Рим, в Вавилон и Царство Парфянское. Море рассказывает нам об этом, выбрасывая на берег моллюсков, камушки, ракушки и даже затонувшие предметы.

А еще все это можно сложить в натюрморт, как это сделано Любовью Минкович.

И прибрежный песок, и камни у моря знают о древних тайнах марины. И тут же Ашкелон молодой — с отелями-вышками, устремленными к небу. Пылает предзакатный вечер — и небо, и берег, и море. И мир — старинный и новый — весь охвачен предзакатной зарею. Таков импрессионистический реализм, запечатлевший динамику состояний природы, как эпос света над «Ашкелоном древним и современным» Григория Фирера.

Краски Израиля. Розовый Яффо — град, позабывший о Ное, — возносится ввысь стрелой минарета. Мечеть Махмудия и ныне напоминает о золотом веке османов. Таков Старый Яффо — с куполами, аркадами и внутренними двориками — на акварелях Анатолия Метлы.

На полотне Ильи Хинича «Уголок Старого Яффо» солнце в зените, светотень на пределе. Просоленные камни борются с дневным светилом. И нет в той борьбе побежденных.

Яффо. Он возрождался всегда, сколько б ни разрушали его. Город, запечатлевший невообразимые повороты истории градостроительства. Сырость морская камни его пропитала. Жмутся в тисках домов мышиного цвета беззащитные улочки. Но под аркой, подобной запястью руки, — пылает пунцовый куст бугенвиллий. Дугообразный, выгнутый куст напоминает алую букву «хей», символизирующую смысл творенья Вселенной. Так в работе Аркадия Острицкого «Улочка в Старом Яффо» молитвой-выдохом красных цветов оживает казавшийся безжизненным камень.

Яффо — морские ворота. Это сюда прибывали сионисты-поселенцы. Они были первыми, желая жить на Земле, завещанной Богом. На картине Сергея Москалева «Порт в Яффо» старая прибрежная пристань — стоянка для современных яхт с воздушными мачтами и отдраенными до блеска палубами, ожидающими пассажиров с тугим кошельком.

Краски земли. Вот другой порт Иудеи. На полотне Бориса Геймана «Эйлат» дышит жаром горный хребет, словно мифический зверь, пьющий воду морскую. Эйлатский массив — страж природы — охраняет южную границу Земли Обетованной. Ныне Эйлат — многолюдный, шумный курорт.

Израиль. Мир вокруг нас. У художника он может сложиться в замысловатый орнамент, как это выполнено на линогравюрах Иосифа Капеляна — в орнаментальных фантазиях с элементами растительного и звериного стиля — атрибутами иудаизма. Все современно, но словно вдохновлено сюжетами, увиденными на фасадах древних синагог.

Руны Иерусалима

Краски земли. Они цветоносные руны.

В акварели Любови Минкович, разомлев, Иудейские горы застыли, как в медитации, дарующей силу и равновесие духу — высоту небес. Не потому ли, что каждый идущий в город святой должен быть светел?

И-е-ру-са-лим! Город в семь мер красоты, отпущенных Всевышним, божественная святыня иудаизма, христианства и ислама. На картине Вадима Макарова «Иерусалим» Стена Плача и мечеть «Купол Скалы» запечатлено их импрессионистическое мгновение — в бело-розово-палевых красках.

Масличная гора. Купола монастыря Марии-Магдалины в Гефсимании. Открывающаяся с этой точки — панорама Старого города, который и впрямь золотой. Город святой — он отлит из света закатного солнца в акварели Анатолия Метлы «Масличная гора. Золотой Иерусалим».

Но сколько художников, столько и возможностей увидеть и воплотить мир по-своему. Оказывается и ориентальную архитектуру можно наполнить движением музыкальных ритмов. Спонтанность, импровизационность, насыщенность красок — с предпочтением янтарно-оранжевого. Таково видение Иерусалима как города радости на полотне Шауля Космана «Солнечный свет в Иерусалиме».

А вот мгновение, едва ли не уникальное для ближневосточной столицы — Иерусалим снежный. В работе Анатолия Метлы «Снег выпал в Иерусалиме. Эйн Карем» поземка заметает колеи дороги. И «идут белые снеги, как по нити скользя» (Е.Евтушенко)… Израиль? Россия? А, может, и не спроста это вовсе, если ты на пути к Московии в Иерусалиме?

Но похожее ощущение можно испытать не только зимой. Если во время цветения олив, поутру, тебе случится оказаться на одной из террас или площадок Горней — православного Горненского монастыря, ты увидишь, как в ложбине Иудейских гор клубится рассветный туман. И отзовется в тебе мир, что «на небеси и на земли», и деревья, что рядом с тобой, расцветшие над клубами пара, зацветут как в обещанном Рае. Такая она — Московия в Иерусалиме на полотне Аркадия Лившица «Весеннее утро».

Так читается город святой по цветоносным рунам.

Таков Израиль глазами художников, чей взгляд подобен взгляду ребенка и провидца (чье сердце тоже дитя). В этой связи не случайно в подборку «Краски Земли Израиля» включены два детских портрета.

«Свет Великой Реальности сияет там, где произошло просвещение Культуры», — утверждал художник-миротворец Николай Рерих. Свет реальности Израиля — он такой разный. Свет Великой Реальности, он — в ощущении жизни как чуда, дарованного человеку, он — в стремлении воплотить в искусстве лучшее и прекрасное в мире, в котором нам выпало жить. Он — в отсутствии болезненности и упадка — качеств весьма характерных для изобразительного искусства XX–XXI вв.

Есть история, есть прошлое, будущее. И есть сегодняшний день — самый лучший.

Кто-то может с этим поспорить. Но работы представленной коллекции эстетически передают эту мысль.

Сотрудничество. Цвет жизни

Ижевск — двадцатый по численности населения город России, известный как «оружейная столица» России, крупный административный, промышленный, научно-исследовательский и культурный центр Поволжья и Урала, столица Удмуртской Республики в составе России.

Как случилось, что именно в Ижевске реализовался проект Объединения профессиональных художников Израиля? Культурные контакты не всегда начинаются с государственных приоритетов. Они начинаются с людей и общности творческих представлений на предмет искусства и его бытие в мире.

То, что проект реализовался именно в Ижевске, не случайно. О многих наших художниках здесь уже известно благодаря изданию «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями», экземпляры которого автором, пишущим эти строки, были переданы в дар Национальной библиотеке Удмуртской Республики, Республиканскому музею изобразительных искусств, библиотекам Института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, Камского института гуманитарных и инженерных технологий, Общинного центра еврейской культуры УР.

Презентация книги-альбома была организована Национальной республиканской библиотекой Удмуртии в конце 2012 года.

Через год библиотека провела в Доме дружбы народов знакомство с новыми израильскими изданиями, представляющими графику художника Аарона Априля, живописный цикл Аркадия Лившица «12 колен Израилевых», а также сборник «Шагал и Израиль. Жизнь. Творчество. Наследие», включающий широкий спектр работ членов Объединения профессиональных художников Израиля как диалог с Мастером. Все эти книги тоже были переданы в дар библиотечным учреждениям Ижевска.

Фотографии обложек книг:

В работе над выпуском названных книг (в качестве редактора и дизайнера), а также многих других изданий, связанных с творчеством израильских художников (Григория Фирера, Виктора Бриндача и др.), принимала участие сотрудник Национальной библиотеки Удмуртской Республики Ирина АБУГОВА, с которой нас связывает многолетняя творческая дружба, живое общение в Израиле и удивительные прогулки по Иерусалиму. С 2008 года Ирина АБУГОВА была бессменным редактором и дизайнером по сути всех книг автора, пишущего эти строки.

Известно, что человек, долгое время находящийся в предмете пристального внимания, сам проникается им изнутри. Такой областью для Ирины АБУГОВОЙ стало израильское изобразительное искусство, действенным пропагандистом которого она стала, проведя все указанные выше презентации книг с видеорядом в Ижевске. Ей же принадлежит заслуга доставки работ израильских художников из Израиля в Ижевск, их передача Удмуртскому республиканскому музею изобразительных искусств, техническая работа по пересылке соответствующей документации в Израиль.

На фотографии: Ирина АБУГОВА и члены Объединения профессиональных художников Израиля: Андриан ЖУДРО, член правления Объединения, в центре — Григорий ФИРЕР, справа — Анна ЗАРНИЦКАЯ, председатель Объединения профессиональных художников Израиля.

Так человеческие отношения, дружеские связи и общее представление о назначении и роли искусства в международном культурном пространстве стали благотворной почвой для международного сотрудничества, для того, чтобы работы членов Объединения профессионального объединения художников Израиля вошли в собрание Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, и наш совместный международный проект воплотился в жизнь.

На фотографии: Ирина АБУГОВА и Галина ПОДОЛЬСКАЯ, член правления Объединения профессиональных художников Израиля, доктор филологических наук, искусствовед, академик Израильской Независимой Академии Развития Наук, инициатор, автор концепции проекта.

«Краски Земли Израиля». Теперь широкий зритель далекой от Израиля Удмуртии имеет возможность красоту Земли Израиля и почувствовать доброжелательность людей, проживающих на этой земле, к другим людям — далеким, но одновременно и самым близким, если и тех и других захватывает цвет жизни и любовь к миру.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Галина Подольская: Краски Земли Израиля

Добавить комментарий для Arkady Livshitz Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.