Леонид Ейльман: Миграционные процессы евреев-ашкеназов

Loading

В послевоенные времена русские ашкеназы претендовали на организацию еврейской автономии в Крыму, что исторически обосновано. Крым — родина значительной части народа ашкеназов!

Миграционные процессы евреев-ашкеназов

Леонид Ейльман

Как известно современный еврейский народ делится на ашкеназов (европейских), сефардов (юговосточных средиземноморских) и мизрахи (восточноазиатских). Если расселение сефардов и мизрахи было связано с торговлей и они жили в основном вдоль Великого шелкового пути, то ашкеназы имели более сложную миграционную судьбу. Существуют три гипотезы формирования этого этноса. 1. Средиземноморские евреи мигрировали в Рейнскую область Германии, а оттуда на Восток через Польшу. 2. Ашкеназы сформировались в Эрец Исрaэль еще во времена Авраама. 3. Родина определенной части евреев ашкеназов — Крым. В основе всех этих гипотез лежит тайна приобретения ашкеназами языка идиш. Вполне возможно, что существовали все три миграционные направления, которые теперь после Холокоста слились в единный миграционный поток, направленный в Израиль.

Какие факторы позволяют нам установить миграционную судьбу ашкеназов?

Прежде всего это исторические документы, факты давления христианства на евреев, археологические раскопки, данные генетических исследований и археологолингвистики, а также происхождение языка идиш.

Данные генетических исследований

Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин (спорные данные генетики), все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов. Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем — как у родственников в четвертом-пятом поколении. Мизрахи (жители Кавказа, Узбекистана, Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно — 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении. Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины — лавинообразно. В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм — в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи. Далее в имеющихся исторических реконструкциях — большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна. Первая группа — это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году. Вторая — светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы. Они появились на Рейне в VIII веке н. э. Были предположения, что это тюрки-хазары, принявшие иудаизм. Генетика показала, что эта гипотеза не верна. И вот результаты нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев — 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло? Профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон из “Human Genetic” считают: «По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад». Ашкеназы, напомню, появились на Рейне как раз в VIII веке. Теперь можно быть уверенным, что часть народа ашкеназы — просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись вниз по Рейну. За последующие века ашкеназы получили небольшую примесь североевропейской крови (по новым данным, это около 7,5%), но авторы считают это вторичным наслоением, никак не говорящим об их происхождении от северных народов.Генетик Мас Вейрейх является сторонником рейнской гипотезы

Поскольку все основные популяции евреев, а не только ашкеназы, имеют в геноме и заметную европеоидную компоненту то, здесь следует указать на вторую гипотезу происхождения евреев ашкеназов. Американский историк Ефим Макаровский пишет о третей жене Авраама: Хеттуре, которая была хеттиянка, т. е. индоевропейка. Генетики установили, что ашкеназы ведут свое происхождение от четырех праматерей— индоевропеек. Видимо, у Хеттуры были подружки!

В заключении стоит сослаться на книгу известного ученого, медицинского генетика профессора Гарри Острера из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке «Наследие: Генетическая история еврейского народа» (“Legacy: A Genetic History of the Jewish People”, 2012 [17]). Он утверждает, что евреи являются однородной группой со всеми научными атрибутами того, что мы привыкли называть «раса». Это заявление вызвало отрицательную реакцию социологов и культурных антропологов, утверждающих, что нет значимых различий между этническими группами. Для евреев само слово «раса» несет в себе особо неприязненное отношение в связи с нацизмом и его Нюрнбергскими законами. Однако, замечает Острер, нельзя обходить достижения современной науки, которая неоднократно декларировала «биологические основы еврейства» и «еврейскую генетику».

И это вовсе не означает того, что признание своеобразия евреев ставит их выше других народов: просто это отражает тот факт, что человечество реально состоит из разных народов.

Как пишет в рецензии на книгу Острера Джон Энтин (Jon Entine), сам автор известной книги “Abraham’s Children”, «к счастью, воссоздание истории теперь зависит не только от черепков глиняной посуды, шуршания рукописей и исчезнувших монет, а от более достоверного — от ДНК».

С развитием науки сама генетика евреев еще может преподнести неожиданности, со временем могут измениться духовные, культурные и социальные установки иудаизма, что повлияет на наше самосознание как евреев. Но это может случиться потом, а пока, как и тысячу, и сто лет назад ашкеназы идентифицируют себя как единый еврейский народ, имеющий и свою давнюю историю, и свою генетику.

О происхождении языка идиш

Поскольку язык является одним из главных факторов, формирующих нацию, то вопрос приобретения идиша ашкеназами должен быть изучен отдельно. Вторая миграционная гипотеза предложена историком Ефимом Макаровским.“Кто мы? Мы — Бени-Израиль. Мы, евреи ашкеназы, потомки праотца Авраама: древнейшие жители Хаанана, Ливана, Малой Азии, Кавказа и Крыма кровно связаны с племенами Израиля. Истории известны скифы-ашкеназы, хетты-ашкеназы, геты-ашкеназы, готы-ашкеназы, евреи-ашкеназы. Исчезли с исторической арены скифы, хетты, геты, готы, а евреи-ашкеназы вошли в финал. Мы — хетты-ашкенази, одно из индоевропейских племён“— утверждает известный американский историк Ефим Макаровский. “Отсюда и наш язык идиш. Когда Авраам прибыл в Хаанан, то там он застал уже хеттов. Наши предки издавна жили в Палестине. Могучее государство хеттов во втором тысячелетии до нашей эры было ведущей силой всей Передней Азии, под чьим контролем находилась как вся Месопотамия, так и Палестина-Ханаан. Наши предки издавна жили в Палестине. Они были аборигенами этой земли. И когда Авраам должен был похоронить жену свою Сарру в земле Ханаанской, то он пришёл и поклонился народу земли той, сынам Хеттовым, и просил их уговорить хеттиянина Ефрона, сына Цахорова, продать ему пещеру Махпелу. После смерти Сарры Авраам женился на нашей праматери Хеттуре— хеттиянке. Можно смело предположить, что Хеттура была одной из дочерей царя хеттов, и этим браком Авраам тесно связал себя родственными узами с династией хеттских царей, также как и женитьбой на Агарь он был связан с египетским фараоном. После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре, которая родила ему шестерых детей: Зимрана, Иокшана, Мадина, Мадиана, Ишбака, Шуаха. В 1712 году до новой эры родился сын Авраама Исаак. У Исаака были сыновья Исав и Иаков. Исав взял в жены Иегудифу дочь хеттиянина Беэра. На дочери Иофара из племени хеттов Мадионитов женился Моисей. Сам Авраам был из города Ура, где жило смешанное с арийским племенем шумеров семитское население. Предки курдов сыновья Авраама и Хеттуры, как и мы. Моисей не все племена сынов Хеттуры привел к иудаизму“.

Так отвечает на вопрос заглавия этого раздела статьи историк Ефим Макаровский.

Гипотезу Ефима Макаровского подтверждает следующий факт. Евреи–ашкеназы, жившие Англии, Франции, Германии в результате начавшихся на них гонений в начале второго тысячелетия переселились в Польшу. Все евреи, приехавшие в Польшу из стран изгнания, уже говорили на идиш. Если это явление находит свое объяснения для немецких евреев, то для евреев выходцев из других стран Европы остается предположить, что они владели идишем и в странах исхода. Польский князь города Калиша Бореслав Благочестивый в сентябре 1264 годо издал Калишский статус, который гарантировал евреям защиту; аналогичный закон был принят в Австрии в 1244 году и Венгрии в 1261 году. В 1334 году польский король Казимир Великий женился на еврейке Эстер и распространил Калишский статус на всю Польшу.

Поскольку ашкеназы пришли в Польшу через Германию, то принято считать, что в Германии они приобрели идиш, но профессор Тель Авивского университета Пол Векслер считает, что часть словарного запаса идиша взято из лужицко-сербского славянского языка.

Третья миграционная гипотеза опирается на факт совместного проживания евреев-ашкеназов с остготами в Крыму в течение примерно 7 веков. В Крыму существовало еврейское государство Ашкеназ (по гречески: Феодорон) вплоть до 15 века. Поэтому идиш подвергся влиянию и восточнонемецкого. Подробнее о вопросах археологолингвистики можно прочитать в книге Б. Э. Альтшулера: “Последняя тайна Европы”.

Когда евреи ашкеназы появились в Европе?

После завоевания Помпеем Иудеи в 63 г. до н. э. Евреи-ашкеназы появились в Риме. (Мы не рассматриваем время появления в Европе язычников финикийцев). Эмиргация в Рим усилилась после подавления Римом восстания Бар Кохбы. Из Иудеи двинулись в Рим вольные и невольные (рабы) евреи-переселенцы. Численность их в Риме в первые века христианской эры была весьма значительна: некоторые исследователи полагают, что она доходила до 300 тысяч. Кроме Рима, евреи во времена первых веков христианства жили и в городах Южной Италии, которая была связана торговлей с мировым портом того времени Александрией. В следующие века еврейские поселения и значительные общины появились во многих других городах Италии. Об этом свидетельствуют надгробные надписи и христианские летописи. О еврейских поселениях в больших городах Верхней Италии — Милане, Равенне, Генуе — упоминается в литературных памятниках VI века. К началу 8-го века еврейские общины существовали во всех значительных городах Аппенинского полуострова.

С IV века появляются еврейские поселения в французских городах Нарбонна с его округом, Авиньон, Мец, Пуатье, Париж и в других местах Галлии. Вслед за выходцами из восточной диаспоры туда направляются купцы-евреи из Италии. Еврейские поселения наиболее распространились в эпоху Меровингов в городах Нейстрии и Бургундии (Париж, Орлеан, Тур и др.). В прирейнской области с преобладанием германского населения еще во времена римского владычества существовала в городе Кельне еврейская община (что подтверждается местными документами III века). Первый император христианского Рима Константин повелел в 321 году привлекать состоятельных кельнских евреев к тяжелой муниципальной службе.

Современные генетические исследования подтверждают эти исторические факты. Жители Италии и юга Франции имеют ДНК, близкое к ашкеназам. В Провансе существовало даже государство ашкеназов “Септимания”.

“К XI веку евреи проживали по всей территории современной Франции, Англии и Германии. С завоеванием Испании арабами усиливается связь евреев Европы: возник интенсивный мост между восточной и западной диаспорами Европы. В период между завоеванием Европы арабами (711 год) и первыми крестовыми походами (1096) консолидируется еврейское население Средней Европы — Франции и Германии.

Именно эти земли (бассейны Рейна и Сены — Юго-Запад Германии и Север Франции) в средневековых еврейских источниках начали называть Эрец-Ашкеназ”.(историк Дубнов).

Возникновение еврейских поселений на Балканском полуострове относится ко временам завоеваний Александра Македонского, когда было положено начало иудео-эллинской диаспоре (Дубнов). Во II веке до н.э., в эпоху Хасмонейских войн, попадаются следы иудеев в святом для греков городе Дельфи. В «Первой Книге Маккавеев» упоминается о союзных договорах хасмонейских вождей Ионатана и Симона с жителями Спарты. Филон Александрийский пишет о еврейских поселениях во многих городах Греции. Апостол Павел проповедывал новое учение в синагогах Фессалоник, Афин и Коринфа. В нескольких городах Греции и Македонии сохранились древние надгробные надписи с еврейскими именами или религиозными эмблемами.

Апостол Андрей Первозванный проповедывал христианство в Восточном Причерноморье и Крыму. Он жил в Каптернауме (Эрец Исроэль) и занимался ловлей рыбы. Конечно, он не знал языков греков, грузин или крымских скифов. Здесь ему помогали местные ашкеназы в качестве переводчиков. Однако, греки его распяли в своем городе Патры.

Изгнания и вынужденные переселения евреев Западной Европы

Положение евреев резко изменилось в период первого крестового похода (1096 г.). Погромы охватили многие общины во Франции и города Рейнской области, они повторялись и при последующих крестовых походах. В 1306 году было изгнанно из Франции (король Филипп IV ) около ста тысяч евреев. В 1394 г. король Франции изгоняет оставшихся евреев, окончательно завершив тысячелетнюю историю французского еврейства. Большинство изгнанных двинулось на земли Германии. На основании этого исторического факта Макс Вайнрeйх в своей “Истории еврейского языка” выдвинул теорию происхождения идиша в результате общения евреев с немцами.

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианском мире. Спор между иудаизмом и христианством утратил богословский характер. Сопутствующая этим походам резня выявила всю силу ненависти к евреям и бессилие евреев. Евреи утратили в результате этих походов роль посредника в торговле Европы с Востоком. Известно, что орден тамплиеров постепенно начал служить не Богу, а золотoму тельцу: занялся ростовщичеством, что подорвало его авторитет. Еврейские купцы вынуждены были перенять их практику ростовщиченства, но у них ростовщичество в последствии превратилось в банковское кредитование. Фигура ростовщика вызывала озлобление тех кому нужно было отдавать долги и начался период изгнаний евреев. Изгнание из Англии в 1290 году, изгнание из Франции в 1306 году. Погромы в Германии, вызванные наветами во время чумы 1348 года, погромами в Кастильи и Арагоне в 1391 году. Изгнание евреев из Испании в 1492 году. В начале 15 века морская торговля экономически оказалась выгоднее и безопаснее караванного пути и Великий шелковый путь прекратил свое существование. Великий шелковый путь был хребтом экономики мира со 2 века до новой эры по 15 век новой эры. Этот путь был в руках еврейских купцов— рахдонитов.

Особенно мрачным для евреев был 17 век. Евреи— ашкеназы начали искать страну для спокойного проживания. Такими странами тогда им казались Польша и Литва. Так образовалась большая еврейская община Польши. Однако, вскоре Польша утратила свою независимость и ее восточные области отошли под юриcдикцию России Этому способствовал гетман Хмельницкий. Гетман Хмельницкий погубил много еврейских местечек. Он требовал от евреев креститься. Молодежь чаще всего принимала православие и стало компонентом украинского народа, а пожилое население практически поголовно погибло.

Ашкеназы в Крыму

Почему следует выделить отдельно рассмотрение общины евреев в Крыму? Дело в том, что древнейшее население Крыма киммерийско-скифское по всей видимости было иудейского происхождения и именно в Крыму появились первые еврейские государственные образования. Там возникло так называемое государство Феодорон (по гречески) или Ашкеназ на идише. Лишь название современного города Аскания (новая) осталoсь нам в память о тех временах. (Греки не выговаривали букву “Ш” и заменяли ее буквой “С”)..

Современные исследования подтверждают: евреи, действительно, в течение многих столетий нашей эры жили в Крыму.

В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная — до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте — eврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.

Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение — его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи ашкеназы, населявшие города и поселки Крыма после разгрома Иудеи, приветствовали иудеев из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.

А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом. В то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.

Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готов на полуострове.Почему язык идиш похож на язык остготский? Не возник ли этот язык, как результат общения с крымскими готами?

Но Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное торговое государство, а его столица — в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы поскольку там оканчивался сухопутный Великий шелковый путь.

В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодоро. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм. В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.

Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.

Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.

Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро — пишет историк Ефим Макаровский. “Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.

Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.

Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников — евреев”.

Однако, существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство. Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.

Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим — Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.

А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие.

Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана. Правители княжества бежали в Москву под защиту Великого князя Ивана III. Так на Руси появились боярские рода Ховриных, Головиных, Софоновых, Сытиных, Третьяковых, Нарышкиных. Они оказали влияние на Великого князя в плане религии. Он стал склоняться к идее принятия иудаизма. Тогда на Руси возникла первая волна секты субботников, начато было строительство города Новый Иерусалим с иерусалимским храмом около Москвы. Реку Истра переименовали в Иордан. В Европе в это время разгорелось протестанское движение. Но новая жена Великого князя Ивана III византийка Софья Палеолог добилась расправы над этим движением.

Но первые сведения о евреях Крыма восходят к античным временам до новой эры задолго до образования государства Феодоро, когда на Южном побережье полуострова были основаны греческие города-полисы, колонии, впоследствии объединенные в т. н. Босфорское царство. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании в этом царстве большой и влиятельной еврейской общины. В городах Босфорского царства строились синагоги, еврейские общинные здания, причем, иногда, как следует из посвятительных надписей, деньги на строительство жертвовали и неевреи в знак уважения к еврейской религии и общине. Надписи такого рода делались обычно на греческом языке и на иврите. Вот отрывок из надписи I века новой эры, найденной при раскопках в Керчи (древний Пантикапей, Босфор): «В царствование царя Тиберия Юлия Рискупорида Благочестивого, друга кесарей и друга римлян… я, Христа, бывшая жена Друза, отпускаю в молельне бывшего воспитанника моего Иракла, свободным раз (и навсегда) по моему обету… и с участием в опеке синагоги».

В каменоломнях под Керчью тогда уже добывали камни, обтесывали плиты. На одной из них и была, видимо, высечена эта надпись.

Торговые и судоходные связи евреев Александрии, Яффы и Константинополя немало способствовали превращению последнего в центр мировой торговли на границе Востока и Запада. Колонии купцов Греции, Афин и Спарты на берегах Черного, Азовского морей и Крыма появились, начиная с VII века до н.э. После распространения греческого владычества в Азии в эти колонии попадают и евреи. Они сосредотачиваются главным образом в Боспорском царстве. Когда Таврида (Крым) в 63 г н.э. попала под протекторат Рима, еврейские колонии уже существовали во многих городах (современные Феодосия, Тамань, Анапа и др.). Сохранились вещественные доказательства их существования в первые века христианской эры и в других городах Черноморья и приазовского края. Одним из них является косой крест на корабельных флагах. Этим крестом крымские тавры метили принадлежащие им корабли, скот. Отсюда слово “тавро”, происходящее от ивритской буквы “тав” — X в довавилонском начертании.

После раздела Римской империи Таврида попадает под власть Византии. Гнет над евреями в самой Византии гонит многих из них в Тавриду и другие области Северного Черноморья, и число их растет, о чем свидетельствует византийский хронограф Феофан и многочисленные еврейские захоронения.

В третьем веке Крым захватили Готы. В пятом веке в Крым ворвались гунны. Однако, готы смогли договориться с гуннами и остаться в Крыму.

Пребывание готов в Крыму, видимо, и привело к принятию крымскими ашкеназами остготского языка. Но согласно гипотезе историка Ефима Макаровского архаичный идиш был в употреблении у евреев ашкеназов еще во времена Авраама. Присутствие евреев в юго-восточном Крыму в 7 веке отметил византийский хронист Феофан. Найденные археологами надписи свидетельствуют также о том, что евреи часто занимали различные должности в администрации городов Босфорского царства. Менялись государственные образования на территории Крыма, сменялись режимы, а еврейская община продолжала жить.

Таким образом Крым является родиной крымской ветви ашкеназского народа.

Очень интересна судьба народа ”поляне”, которые расселились северовосточнее Крыма. Татищев характеризует полян, как производителей железа и изготовителей мечей. Историк Гумилев указывает на то, что поляне говорили на германском языке. Историк Ефим Макаровский прямо считает полян евреями-ашкеназами: представителями салтово-маяцкой культуры Восточного Причерноморья. Ефим Макаровский ссылается на летопись иегумена Моисея и летописца Нестора Нестор писал, что поляне ели только чистую пищу т. е. кошерную.

Киев располагался на землях полян. Историк В. А. Пархоменко пишет, что поляне были выходцами из Восточной Хазарии, из Азово-Донских степей. Они пришли в Среднее приднепровье и основали Киев. Слово “ла азов” на иврите означает “покинутый”. Если раньше историки считали, что поляки и есть древние поляне, то теперь они назыают киевских полян восточными и здесь только частичное звуковое совпадение названий народов. (По-ляки или по-ляхи, где “по”, слово “здесь” или “пеа” или “поа” означает “край, земля”, а “ляхи”— “сырая, мокрая”). Борис Э. Альтшулер считает, что перевод названия народа “поляне” должен быть таков: “по— линна”, т.е. “остаюсь здесь”. Не оказали ли поляне значительное вияние на формирование украинского народа?

В трудах географа и историка Страбона (жившего на рубеже старой и новой эры) указание на то, что занятие железоделанием было делом халибов. Они закаливали свои мечи в молоке. Молоко «халав» на иврите. Отсюда и название этого народа. Эллины узнали о железе от халибов, поэтому железо по эллински: “халибос”. Железо содержит до 0,22 процента углерода. Сталь содержит до 2,14 процента, а чугун более 2,14 процента.

Халибы жили в Хаанане в болотистом районе озера Хула. Они были, возможно, потомками Авраама и Хеттуры. Моисей заставил племена потомков Хеттуры принять иудаизм после битвы с племенем Мадианцев. Халибы сначала овладели сыродутным способом получения железа из железосодержащей болотной руды. В Израиле были найдены клинки из сыродутного железа, датируемые ориентировочно 2100 годом до новой эры. Потом, когда найдены были залежи магнетитового песка самородного железа с примесью никеля в реке Галиб в Малой Азии халибы переселились в пойму этой реки. Они разработали процесс обогащения руды методом тройного водного промывания. Из обогащенного концетрата они изготавливали железные изделия возможно методом кузнечной сварки. Такое железо по свидетельству историка Пария появилось в 1432 до н. э.. Это произошло немного ранее Троянской войны после которой халибы-ашкеназы ушли в Восточное Причерноморье: Кавказ и Приазовье, Для производства железа им необходима была так называемая болотная железная руда. Поэтому они расселялись в болотистых местах: Колхиде, Керчи, Киеве, около Сиваша в Крыму. Видимо, крымских халибов называли таврами, а поселившиеся северовосточнее Крыма халибы стали предками полян. Конечно, это только предположение.

Конечно, попыток получения железа было несколько разных местах, но наиболее удачным был сыродутный процесс (вдувание воздуха мехами в очаг горения) с использованием раскислителя— угарного газа, выделяемого древесным углем, и последующим устранением пористости отливки— крицы при помощи проковки. Видимо о сыродутном железе сказано в книге Иова при перечислении богатств Иова в Танахе.

Мы постоянно находим слова из иврита в русском языке. В чем же дело? На это явление обратил внимание известный русский поэт Максимилиан Волошин. Живя в начале двадцатого века в Крыму, он увлекся историей полуострова. Там много мест, связанных с античной историей: название Крыма — “крума” — соляная корка из-за множества соляных озер, загадочные развалины пещерных городов—крепостей Чуфут-кале, Мангуп-кале, где с незапамятных времен жили евреи — предки крымчаков; колонии в Херсонесе, Керчи, Феодосии имеют кладбища с угловатыми еврейскими буквами на плитах; развалины синагог и средневековой генуэзской крепости в Судаке.

В послевоенные времена русские ашкеназы претендовали на организацию еврейской автономии в Крыму, что исторически обосновано. Крым — родина значительной части народа ашкеназов!

___

Примечание: наиболее полный перечень археологогических находок, указывающих на присутствие древних ашкеназов в Крыму, дает книга Э.И. Соломоника.

Print Friendly, PDF & Email

20 комментариев для “Леонид Ейльман: Миграционные процессы евреев-ашкеназов

  1. Дорогой господин Альтшулер! Спасибо за деловое обсуждение моей работы. Я склонаясь к гипотезе происхождения идиша в результате совместного длительного проживания евреев ашкенази с остготами в Крыму, поскольку идиш ближе восточному немецкому и имеет некоторое количество славянских слов. Относительно четырех праматеререй ашкенази пишет профессор Чернин Леонид «Исследования мтДНК показали, что всего четыре еврейских женщины стали прародительницами примерно половины евреев-ашкеназов, прошедших в своем развитии в качестве отдельной популяции через «горлышко бутылки», вырвавшись из которого евреи Европы резко увеличили свою численность. Эти женщины, по всей видимости, пришли с Ближнего Востока Подобно этому, всего четырем женщинам обязаны своим происхождением 43% евреев Туниса. Вот уж поистине магическое число для «женской» истории евреев! Четыре библейских праматери (Сарра, Ривка, Лея и Рахель) вначале дополнились четырьмя безымянными прародительницами ашкеназов, а теперь оказалось, что четырех женщин хватило и для формирования очень значительной в свое время общины евреев Туниса. Есть немало и других примеров. Словом, основателями многих сообществ могли стать относительно небольшое число женщин. При этом происхождение отца часто спорно или вообще неизвестно. Это подтверждает мудрость иудаизма, определяющего национальность по матери.В 2010 году профессора Гарри Острер и Гила Атцмон вместе с учеными из нескольких университетов США и Израиля опубликовали в «Американском Журнале Генетики Человека» статью под названием «Дети Авраама в геномную эру: основные популяции евреев диаспоры содержат различные генетические кластеры, имеющие общее ближневосточное происхождение».Опечатки поправлю.

  2. Уважаемый господин Ейльман! Я с грустью вынужден констатировать, что Вы не смогли привести ни одной ссылки на публикацию господина Макаровского в научном издании или на рецензию учёного или учёных на такую публикацию. Надеюсь, что Вы этого не сделали из-за большой занятости, а не потому, что Вы не в состоянии привести такую ссылку. Всего Вам доброго!

  3. Дорогой Лео,
    вернулся на днях из Греции и обнаружил на Портале твою интересную публикацию по истории ашкеназов. Должен сказать, что была проделана серьёзная и вдумчивая работа по охвату информации на эту тему и её систематизации.
    В принципе можно согласиться со многими выводами, может быть лишь стоит дополнить эту информацию упоминанием факта исхода части населения Древнего Израиля на высокогорное плато Анатолии к скифам Ашкуза в „Царство Ашкеназ». Именно там, среди индоевропейцев, израильтяне переняли этот древний этноним и больше уже с ним не расставались. Пророк Иеремия/Йирмеяhу, пытаясь спасти Иудею и Иерусалим, конкретно упоминает этноним Ашкеназ в первой половине VI в. до н. э. Интересны в этом отношении статьи азербайджанского автора, тюрколога Эльшада Алили о (прото-) ашкеназах, «Ашкенази», на территории Азербайджана в VII в. н. э., где среди прочего разбираются надписи на камне из местности Ихе-Асхете (Монголия). В тексте проходит словосочетание «asğanaz er», которое один из видных тюркологов перевел как антропоним «муж Азганас», а другой — как выражение «азганас’ов муж» в качестве этнонима.
    В опубликованной на Портале Берковича статье Владимира Шнейдера, одного из русскоязычных пионеров истории ашкеназов, особо указывается на двуязычие народов Ближнего Востока — предков германцев, славян, турок и т. д., принимавших участие в глоттогенезах евреев. С другой стороны Талмуд в трактате „Брахот“ сообщает, что ашкеназы путали в древней Галилее произношение Айн и Алеф, а также фонемы Хет. Ученики Рабби Элиэзера обвинялись в том, что они смешивали произношение Алеф и Айн. Доходило до того, что в отдельных местах Севера Израиля жителей Бет Шеана, Хайфы и других городов не допускали к молитве в синагогах.
    В конце 1 в. до н. э. и в 1 в. н. э. германцы, например, в составе римского Х легиона жили в Иудее и принимали участие в боевых действиях и осаде Иерусалима. Известно, что в 66 г. до н.э. подразделения легиона пытались подавить восстание в Иерусалиме, но потерпели в схватке поражение и даже потеряли часть своих орлов. Культурным наследием их пребывания на Ближнем Востоке явилось появление в I-II вв. н. э. первых германских рунических алфавитов Futhark, показывающих поразительное сходство с еврейским, в которых направление письма определялось справа налево. Михаил Носоновский опубликовал в 2004 г. статью, в которой проанализировал старую публикацию знаменитого русского археолога и гебраиста Даниэля Хвольсона (1882 г.) о трех еврейских надписях из Партенита, деревни на южном берегу Крыма близ подножья горы Аю-Даг. На одной из опубликованных Хвольсоном надписей изображена менора и содержится ивритский текст «hерфидил hа-коhен тануах нафшо» (Херфидил священник, да упокоится его душа), исписаный неизвестным готом… квадратным шрифтом еврейского алфавита. Имя священника Херфедила является, видимо, скандинавским, хотя и оно в общем-то кандидат на типичную трёхслоговую семитскую лексему.
    А в отношении Макаровского могу лишь сказать, что он дипломированный историк, писал диссертацию, всё оставил и уехал на Запад. Так что он профи в отличие от многих его критиков. В своей книге он сообщает, что по приезде в США прошёл тяжёлую школу жизни и был вынужден заниматься даже физической работой. Так что же в том предосудительного, если историк пишет эссе по истории евреев? О княжестве Феодоро я узнал от Макаровского. О том, что в Крыму под защитой генуэзцев до 1492 г. существовала „Газария“, хорошо известно. Вполне возможно поэтому, что речь идёт о различных определениях и упоминаниях одного и того же государственного образования(?) в церковных документах. В любом случае Макаровский для меня интересный источник и некрасиво его каждый раз по любому случаю третировать.
    Хотелось бы узнать от автора подробнее о „четырех праматерях— индоевропейках“? Мы знаем, что у евреев нет характерного генома, а есть мозаика генотипов. Индоевропейцы — это не национальность, а особенности языков.
    Теория Пола Векслера о части словарного запаса идиша, взятого из лужицко-сербского славянского языка притянута на мой взгляд за уши. Несмотря на использованный автором громадный этнографический материал, этот его постулат остаётся очень странным.
    В тексте есть описки типа Мас Вейрейх, на самом деле Макс Вайнрайх — американский лингвист-германист родом из Гольдинген в Латвии (Кулдига), один из крупнейших специалистов в области идиша и основателей YIVO (Еврейского научного института) в Вильне и позже в Нью-Йорке. Опиской является, очевидно, Каптернаум (Эрец Исроэль) . Возможно имелся ввиду Капернаум (Кфар Нахум) на побережьe озера Кинерет?

  4. Юлий Герцман

    Сэр, по-моему, вы имеете отношение к науке. Поэтому, наверняка, знаете, что всевозможные регалии, высокие звания, которыми облечен тот или иной деятель науки, и даже соревнующийся в их перечислении, еще ни о чем не говорят. Всем известно, какую роль в этом играет «промоушн». При этом — везде, ну, может, кроме точных наук. Не буду называть имен, хотя они и вертятся на языке.
    И самое смешное, что эти деятели становятся яростными ревнителями науки, наподобие законодателей эстрадной моды, всех этих безголосых певцов, раскрученных не без личного интереса их производителями. И вам эта «кухня» знакома, я уверена.

  5. Конечно, некритическое использование разного рода сомнительных источников чести Макаровскому не делает, к примеру, об еврейском княжестве Феодоро, и не только.
    Но если покопаться, то кое-что интересное найти можно. Например:
    «профессор Тель Авивского университета Пол Векслер считает, что часть словарного запаса идиша взято из лужицко-сербского славянского языка.» Это на самом деле так, например, «тате» — отец. Это бросает тень на теорию зарождения идиша на Рейне и, вообще, западнее славянских племен. И сдвитает время зарождения идиша на время не раньше шестого-седьмого века. Далее, насчет лужичан — врял ли стоит выделять их из западных славян в первом тысячелетии, к концу которого идиш уже был известен. Обитали славяне тогда на Дунае и в Моравии. К концу тысячелетия туда вторгся германский император из северной Италии, о чем с обидой пишет Нестор в ПВЛ. Город Виден стал Веной, а Прага стала центром торговли, в том числе, и работорговли. В городах поселились преимущественно немцы, появились и евреи. Вместе с императором из Северной Италии. Были там и славяне. Там, в Праге, только и мог возникнуть идиш. на основе немецкого с вкраплениями из славянского.

  6. Уважаемый господин Виктор Бруклайн! Спешу сообщить Вам то, что Ефим Макаровский является учеником доктора исторических наук, профессора, с 1963 года заведывающего кафедрой истории древнего мира и средних веков Одесского университета Петра Осиповича Карышковского. В своих работах по истории Ефим Макаровский не расходится с целой школой историков. Докторская диссертация Ирмы Хайнман (Беспаловой Ирмы Ивановны) содержит порядка 200 документов на тему еврейского влияния на формирование Руси. Такой же позиции придерживался американский историк Омельян Прицак. В отличие от горе историков, выхватывающих кусочки знаний с помощью Гугла, Ефим Макаровский работает с документами библиотек Конгресса и Лондона.

    1. Господин Ейльман!
      Неужели так трудно признать свою явную ошибку?
      Зачем упрямиться?

    2. Уважаемый господин Ейльман! Да, дейстительно господин Макаровский окончил заочное отделение исторического факультета Одесского университета, работал учителем истории в школе и писал диссертацию у профессора Карышковского, с которым мне приходилось сидеть за одним столом. Но Вы так и не привели никаких доказательств того, что его работы, посвящённые инопланетянам, еврейской истории, идишу и ивриту, прошли апробацию в научном сообществе. Я думаю, Вас не затруднит привести соответствующие ссылки. Всего Вам доброго.

      1. Итак! Господин Виктор Бруклайн (Юрий Герцман, Озер, Soplemennik и другие), Вы убедились в том, что Ефим Макаровский — профессиональный историк. Он живет городке Марина и, возможно, согласится побеседовать с Вами о научной опробации его исторических исследований. Он всегда проверяет свои гипотезы по первоисточникам. Их копии можно получить за деньги из Англии и Вашингтона. Он преподавал в школе статус, которой университет. Не все есть в Гугле.

  7. «… Можно быть ученым и подметать улицы, мыть туалеты и т.д. За примерами и ходить далеко не надо …»

    Да. А можно объявить себя не просто ученым, а еще непонятым гением, и тиснуть какую-нибудь безумную хрень, не затрудняясь доказательствами. И за примерами, действительно, ходить недалеко.

  8. Что касается книги» Еврейские корни Руси» — ох. Имел счастье посмотреть. Ужас-ужас-ужас — и к тому же этот «труд» усердно склоняется на российских антисемитских сайтах. Больно уж цель крупная, там чуть ли не каждый абзац можно цитировать как образец вздора.

  9. Юлий Герцман
    Почтенный г-н Ейльман, уважаемый г-н Макаровский работал инструктором русского языка в военной школе в г. Монтерей. Какое это имеет отношение к его историческим изысканиям.
    ____________________________________
    Не вижу логики в ваших словах, г-н Герцман. Можно быть ученым и подметать улицы, мыть туалеты и т.д. За примерами и ходить далеко не надо.

    1. Инне Беленькой: Мадам, я просто ответил на замечание достопочтенного г-на Ейльмана, что не мнее почтенный г-н Макаровский, во-первых, преподавал в Университете Сан-Марино, и во-вторых, печатал труды в журнале «Мосты», где есть редколлегия, и что это есть доказательство его научного веса. Движимый неизбывным правдолюбием, я выяснил, что г-н Макаровский преподавал не историю и не в университете, а также, что «Мосты» является — журналом переводчиков (другой журнал «Мосты» во главе с тем еще авторитетом Батшевым г-на Макаровского среди авторов не числит). Все это — для того, чтобы показать, что г-на Ейльмана в кроторый раз подвела фантазия, заменяющая ему факты (кто же не помнит «куначество по кавказскому обычаю» между Гитлером и Сталиным. А так, конечно, у нас есть масса примеров, когда человек, днем подметающий улицу, вечером совершает судьбоносные открытия, об этом даже В.В.Маяковский писал: «Папаша хитр, землю попашет, попишет стихи».

  10. Уважаемый господин Ейльман! Спасибо за информацию. Дело, однако, в том, что господин Макаровский не имеет диплома по истории, а один из журналов «Мосты» является журналом для профессиональных переводчиков, а второй — литературным журналом и их редколлегии не компетентны в исторических вопросах. Что касается книги «Еврейские корни Руси», то насколько мне известно, она была опубликована издательством, не являющимся научным. А мне хотелось бы знать, была ли апробирована хотя бы одна из его публикаций специалистами-историками и/или специалистами-филологами и можете ли Вы привести хотя бы одну ссылку на научную рецензию на какую-то публикацию господина Макаровского. Спасибо!

  11. Почтенный г-н Ейльман, уважаемый г-н Макаровский работал инструктором русского языка в военной школе в г. Монтерей. Какое это имеет отношение к его историческим изысканиям. Гугл дает два журнала «Мосты» — один литературный, среди авторов которого уважаемый г-н не значится, и второй — для профессиональных переводчиков.

  12. Уважаемый господин Виктор Бруклайн! Профессиональный дипломированный историк Ефим Макаровский теперь публикуется в журнале «Мосты», где есть редколлегия. Ранее он преподавал в калифорнийском университете города Сан Марино. Он автор известной книги «Еврейские корни Руси». На эту тему есть много публикаций других ученых, например, докторские диссертации И. Хайнман, Е. Прицак и т.д.

  13. Уважаемый господин Ейльман! Буду Вам очень признателен, если Вы приведёте ссылку хотя бы на одну публикацию Ефима Макаровского в научном историческом или филологическом издании, т.е. издании, у которого имеется редколлегия из ученых-историков и/или филологов.

  14. Уважаемая госпожа Инна Беленькая! Я высказал гипотезу о происхождении евреев- ашкенази и идиша из трех ручейков. Наиболее древний от Авраама и Хетуры согласно мнению историка Ефима Макаровского; другой ручеек это пребывание евреев на Рейне и третий это длительное соприкосновение евреев и остготов в Крыму. Как эти три составляющие сложились в единный язык идиш и сложились ли без видимых различий нужно изучать. В наш компьютерный век этo сделать можно.

  15. Все евреи, приехавшие в Польшу из стран изгнания, уже говорили на идиш. Если это явление находит свое объяснения для немецких евреев, то для евреев выходцев из других стран Европы остается предположить, что они владели идишем и в странах исхода.
    ___________________________________
    Уважаемый Леонид, ваши слова невольно вызывают вопрос: так какой язык древнее – идиш или иврит? Я тут «погуглила» и нашла такое мнение, что «идиш — это старинный язык, а иврит – современный».
    Но это шутка, надо понимать. А если серьезно, то иврит возник как западносемитское консонантное письмо, обозначающее только согласные звуки, но не гласные. Позднее гласные стали передавать при помощи знаков, которые размещались под согласными. И, если в иврите существует система огласовок, то в идише – специальные буквы.
    При том, что письменность его образовалась на основе ивритского алфавита. Но речь идет о влиянии на иврит, вмешательстве в его письменность других языков. Так что мнение о том, что идиш как разговорный язык сложился примерно 1000 лет назад в Германии в результате смешения разных немецких диалектов, имеет вполне реальные основания.

Добавить комментарий для Soplemennik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.