Борис Кадишев: Плакат 1900 (приглашение на выставку)

Loading

Выставка плаката — прекрасное мероприятие к открывшемуся в сентябре этого года нового здания Шпренгельмузея, которое увеличит площадь экспозиции музея на одну треть и станет настоящим праздником любителей искусства. Выставка продлится до 24 января 2016 г.

Плакат 1900

(приглашение на выставку)

Борис Кадишев

Шпренгельмузей (Sprengelmuseum) в Ганновере в последнее время порадовал любителей искусства многими интересными выставками графического искусства, богатейшим собранием которого он располагает. Однако выставка «Плакатив, Тулуз-Лотрек и плакат 1900», которая сейчас экспонируется в музее, наиболее впечатляющая. О происхождении слова «плакат». Русские заимствовали его у немцев (Plakat), а немцы ссылаются на голландское «plakaat» (вывеска на бумаге в общественных местах). Но выставка называется «Plakativ», что можно перевести, как бросающийся в глаза, как плакат. В этом заключается основное свойство плаката, рассчитанного на мгновенное восприятие и сильное впечатление. И сама выставка производит такое впечатление и яркими красками, и мастерством исполнения плакатов и, наконец, именами художников, представленных на ней. История плаката, как средства быстрой информации широких масс, уходит в далёкое прошлое. Так, первые плакаты были похожи на листовки и представляли собой одноразовые оттиски в технике гравюры на дереве. Такие листовки применялись ещё в конце XV в. Однако, настоящее искусство плаката связано с изобретением литографии в конце XVIII века немцем Зенефельдером (1771–1834), уроженцем Праги. Уже в начале XIX века литография начала свой триумфальный марш по Европе. Этим способом делались репродукции с картин, печатались портреты. И самое главное, литографию стали применять в газете. Во Франции в газетах печатали свои произведения выдающиеся художники О.Домье, П.Гаварни, Т.Стейнлен. О.Домье (1808–1879) выдающийся художник и общественный деятель выполнил около 4000 литографий.

Иногда его карикатуры и политические рисунки в технике литографии появлялись на следующий день после события. И, если власти не разрешали их печатать в газете, он выставлял их в витрине книжного магазина, около которого собирались толпы восхищённых зрителей. Шарль Бодлер написал стихи «Подпись к портрету Оноре Домье»:

Художник мудрый пред тобой,
Сатир пронзительных создатель.
Он учит каждого, читатель,
Смеяться над самим собой.

Его насмешка не проста
Он с прозорливостью великой
Бичует Зло со всею кликой,
И в этом сердца красота.

И смех его лучист, сердечен,
И добр, и весел, и широк.

Именно тогда зародилось одно из назначений плаката, как средства пропаганды и агитации (политический плакат). Оно было продолжено в творчестве другого французского художника Т. Стейнлена (1859–1923), который печатал свои литографии в газетах и журналах. Газета «Листок», с которой сотрудничал Стейнлен, имела всего одну страницу, на одной стороне которой помещался рисунок, а на другой текст, носивший злободневный характер. Броский рисунок был наглядным воплощением текста и, как нельзя лучше, подходил для мгновенного восприятия информации. Все эти принципы потом стали использоваться в плакатах, а Стейнлен в дальнейшем стал признанным мастером плакатного искусства, и многие его плакаты представлены на этой выставке.

Литографии начала XIX века были монохромными и при необходимости раскрашивались вручную. Позднее была изобретена цветная литография, печатающаяся с нескольких литографских камней. В Европе первая цветная литография была выполнена Э. Мане в 1873 г.

Именно цветная литография была той техникой, которую стали применять плакатисты. Первые плакаты изготовлялись как театральные афиши, для рекламы парфюмерии и промышленных изделий, как политическая реклама и т.д. Однако, плакат, как искусство для информации широких масс, имел недостатки: сравнительно небольшие размеры и невозможность изготовления плаката в больших количествах. Эта проблема была решена французом Ж. Шере (1836–1932), художником-самоучкой, в прошлом рабочим-печатником. Он нашёл способ сочетания цветной литографии с цветной литографической печатью. Это позволило значительно увеличить и размер плаката, и его тираж. Плакаты Ж.Шере были до трёх метров в длину, а самым большим плакатом в то время стал плакат Стейнлена «Улица» — семь метров в длину.

Заслуга Ж.Шере заключается не только в том, что он нашёл удачное техническое решение, позволившее плакату получить широкое распространение, но и в том, что он утвердил плакат, как новый жанр в искусстве. В 1896–1900гг. он издаёт альбом лучших плакатов французских художников, а в 1889 и 1890 гг. в Париже состоялись выставки его плакатов. За свои заслуги Ж.Шере был награждён Орденами Почётного легиона всех степеней. Появились художники, которые стали работать в жанре плаката, а гонорары за изготовление плакатов для различных целей (реклама, афиша, объявления и т.д.) значительно увеличились.

Огромное значение имела работа в области плаката выдающегося французского художника А.Тулуза-Лотрека (1864–1901). Особенности его живописи как нельзя лучше подходили к искусству плаката: энергичная контурная линия и цветная плоскость, декоративный силуэт. С помощью скупых средств Тулуз-Лотрек выявляет характер и эмоции своих персонажей. Художник создал около 300 литографий. В 1890 г. Тулуз-Лотрек хвалит афиши П.Бонара (1867–1947), который уже занимается плакатом, и сам начинает интересоваться этим искусством. Кстати, один из плакатов Бонара, также представлен на выставке. В 1889 г. в Париже открывается знаменитый Мулен Руж (ночное увеселительное заведение) и Тулуз-Лотрек стал его постоянным посетителем, посвятив ему много своих картин, литографий, рисунков. К открытию Мулен Руж афишу изготовил Шере. В 1891 г. Тулуз-Лотрек получил заказ на новую афишу. Он работал с большим увлечением и афиша имела огромный успех. Это была его первая работа в области плакатного искусства. Афиша была посвящена выступлению в Мулен Руж широко известной танцевальной пары Гулю и Валентин. В этом плакате заметно влияние японского искусства и, прежде всего, графики, которая во второй половине XIX века стала известна в Европе. Особенностями японского искусства были не только контурный рисунок, но и цвет, правда, не всегда правдоподобный. Однако нарушение естественного цвета у японских художников было не произвольным, а связано с чувством музыкальности цветовых соотношений. С помощью гармонии и контраста цветов художник передавал и чувства людей и их настроение. Тулуз-Лотрек, как и большинство французских художников, был поклонником японского искусства. Афиши Тулуза-Лотрека были совершенно новым словом в области плаката. Он открыл, что глубина изображения без иллюзорной перспективы и пластической материальности может достигаться с помощью параллельных плоскостей изображения. Эти плоскости своими диагоналями создавали напряжённость рисунка. Без пластической лепки форм, путём использования света и тени, он достигал световых эффектов, используя при этом, искусственное освещение снизу, что было его излюбленным приёмом (свет рампы перед сценой). Это позволяло ему выделить существенные, характерные черты персонажей плаката. Эти приёмы выгодно отличали плакаты Тулуза-Лотрека от плакатов Шере, выполненных в традиционной манере рисунка с излишними для плаката деталями. Плакаты Шере были своего рода картинами и не вполне отвечали основному назначению плаката: броскости и мгновенной восприимчивости. Если Ж.Шере был первооткрывателем техники изготовления плаката и утвердил его, как новый вид искусства, то Тулуз-Лотрек создал художественные приёмы плакатного искусства, как совершенно нового жанра, надолго определив его особенности. Художник изготовил около 30 плакатов.

Особенности плаката определяются его назначением, как предмета массового искусства: афиша, реклама, политический плакат, объявление. Поэтому плакат, кроме уже названных выше качеств, должен быть ярким, наглядным, легко восприниматься, в т.ч., и с большого расстояния. Рисунок на плакате должен хорошо сочетаться с текстом, как правило, необходимым элементом плаката. Плакат — массовое искусство, но это искусство требует от его создателя оригинальных художественных решений, фантазии, иногда парадоксальности и гротеска, декоративности. Поэтому высокомерие некоторых деятелей искусств и критиков по отношению к массовому искусству неправомерно. Массовое искусство—обязательный элемент культуры, т.к. оно необходимо очень широкому кругу людей, любителей искусства, интересы которых должны учитываться. И это только подтверждает гуманистический характер искусства. Что касается оценки художественных произведений, то она должна зависеть не от принадлежности к массовому или элитарному искусству, а от художественного уровня произведений, талантливости решения специфических задач, которые ставит перед собой художник. Поэтому многие выдающиеся художники не считали для себя зазорным изготовлять, например рекламу. Так, уже в ХVIII веке знаменитый художник Ж.А. Ватто занимался этим.

Выше было сказано об истории плаката, его становлении, как особого вида искусства. Период, к которому относится выставка, характеризуется возникновением югендстиля (так он назывался в Германии, в России — стиль модерн, во Франции — арт нуво). Неудивительно, что многие художники, занимавшиеся плакатом, были или зачинателями этого стиля или примкнули к нему позже. Характерной чертой югендстиля стала, прежде всего, декоративность. Она достигалась с помощью гибких, текучих линий и форм цветочно-растительного орнамента. Для этого стиля характерен и определённый символизм — не следует забывать, что параллельно с югедстилем развивался и символизм, как одно из направлений в искусстве. Югендстиль проявил себя почти во всех видах искусства: в архитектуре, в театре, в танце, в оформлении предметов быта и др. Влияние югендстиля заметно во многих произведениях плакатного искусства, представленных на выставке. Например, в плакатах выдающегося чешского художника Альфонса Мухи (1860–1939). Широкую известность получила в 1894 г. афиша, изготовленная им для выступления знаменитой актрисы Сарры Бернар.

На выставке в Шпренгельмузее можно увидеть его же афишу 1898 г. .для выступления актрисы в «Медее» в Париже. А. Муха работал в Праге, Париже, шесть лет провёл в США, но в 1910 г. вернулся на родину.

Одним из центров плакатного искусства была Англия, где, прежде всего, необходимо выделить выдающегося графика Обри Бердсли (1872–1898), чья короткая жизнь оставила глубокий след в европейском искусстве. Бердсли в детстве был вундеркиндом и сначала занимался музыкой, хотя рисовать начал с четырёх лет. В 9 лет он вместе со своей сестрой выступал с концертами, на которых собиралось до 3000 человек. В 17 лет он, однако, отдаёт предпочтение рисованию и учится в художественной школе (Вестминстер). Широкая известность и слава пришли к нему после иллюстрации ряда книг, в т.ч. Оскара Уайльда («Саломея»), с которым он дружил. Своим творчеством Бердсли оказал большое влияние на художников югендстиля. Он работал и в области плаката, один из которых представлен на выставке в Шпренгельмузее.

Ещё одним замечательным художником, принимавшим участие в создании плакатов, был Густав Климт (1862–1916). Он был представителем австрийского югендистиля и в 1897 г. основал и возглавил художественное объединение «Венский сецессион». Художник создал свой самобытный стиль, в котором абстрактно-мозаичные элементы комбинировал с реалистическими. Он написал незабываемые женские портреты, которые и сегодня ценятся очень высоко, а один из них, т.н. «Золотая Адель», стал воистину Джокондой ХХ в. Другой австрийский художник Юлиус Клингер (1876–1942) прекрасно владел черно-белой графикой, иллюстрировал книги, создавал плакаты. Он был, кроме того, писателем. Образцами в искусстве были для него О.Бердсли, К. Сомов и Климт. Ю.Клингер работал в Германии, но с приходом к власти нацистов, преследовался, как еврей. Он был депортирован в концлагерь в Минске и погиб.

Широко представлены на выставке немецкие плакатисты. Художники, архитекторы, иллюстраторы. Большинство из них были приверженцами югендстиля. Знаменитый немецкий художник Франц фон Штук (1863–1928) учился, а потом преподавал в Мюнхенской Академии художеств. Он был под большим влиянием швейцарского художника А. Бёклина. Ф. фон Штук сотрудничал в журнале «Югенд», вокруг которого группировались художники югендстиля. В 1893 г. стал соучредителем Мюнхенского сецессиона. Штук писал выразительные портреты, аллегорические и фантастические картины с символическим содержанием, плакаты. Среди его учеников мэтр европейского искусства В. Кандинский и другие выдающиеся художники. Один из них Альберт Вайсгербер (1878–1915) рисовал для журнала «Югенд», иллюстрировал книги, создавал плакаты. Одно время (1906) входил в круг Матисса в Париже. Некоторые его работы носят черты раннего экспрессионизма. Художник погиб во время Первой мировой войны в 1915 г. Художник и карикатурист Томас Т. Хайне (1867–1948) был также, книжным оформителем и плакатистом. Он был соучредителем известного еженедельника «Симплицизмус», рекламные плакаты для которого представлены на выставке. Т.Хайне нашёл свой собственный эффектный контурный стиль и был в своё время одним из лучших книжных иллюстраторов югендстиля.

Замечательные плакаты создавали немецкие художники К.Цумбаш, Е. Едель, Л. Холвейн, Х..Р. Эрдт и др.

Выставка интересна ещё и тем, что, кроме европейских, на ней представлены ещё и американские художники-плакатисты. Как и их европейские коллеги, многие из них также исповедовали югендстиль, как бы он не назывался в США. Леон Виктор Солон (1872–1957) работал сначала дизайнером в Англии, прежде чем иммигрировал в США (1909 г.). Там он примкнул к движению, аналогичному югендстилю. Кроме плакатов занимался раскраской тканей для текстильной промышленности. Эдвард Пенфильд (1866-1925) иллюстратор и плакатист жил под Нью-Йорком в колонии художников, писателей, актёров. Занимался ещё и экслибрисом. Художник, скульптор и иллюстратор Х. Бредли (1868–1962) учился в Мичигане, работал во многих типографиях Чикаго. С 1890 г. стал известен, как мастер американского плаката. Он был видным представителем югендстиля в США.

На выставке представлены, также, работы испанских, ирландских, швейцарских, итальянских и бельгийских плакатистов. Всего более 160 работ 81 художника и это только четвёртая часть обширной коллекции плакатного искусства Шпренгельмузея.

Выставка плаката — прекрасное мероприятие к открывшемуся в сентябре этого года нового здания Шпренгельмузея, которое увеличит площадь экспозиции музея на одну треть и станет настоящим праздником любителей искусства. Выставка продлится до 24 января 2016 г.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Борис Кадишев: Плакат 1900 (приглашение на выставку)

  1. Приятно и полезно прочесть статью профессионала. Да еще в области, где собственные знания близки к нулю.

Добавить комментарий для Игорь Юдович Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.