Яков Иовнович: Звезда Григория Лямпе

Loading

Наступает 90-й год. Начинается великое переселение советских евреев в Израиль. И Григорий Лямпе с семьей едет в Тель-Авив. Что тянуло его туда? Ведь в шестьдесят пять не начинают. Пережив то, что ему пришлось пережить, он должен был это понимать. И все же оставил театр, в котором провел тридцать лет…

Звезда Григория Лямпе

Яков Иовнович

Григорий ЛямпеЕсть актеры, творчество которых многие годы находится в фокусе зрительского внимания, а когда они уходят в мир иной, мало кто вспоминает об их былой славе. Наш рассказ об актере, который прожил большую творческую жизнь, сыграл десятки ролей в театре и кино, не имея при жизни всенародного признания. Но прошли годы, десятилетия после его кончины, и его творчество все больше и больше привлекает внимание благодарных зрителей, и отсчет его достижений в театре, на телевидении и в кино со временем растет. Речь идет об актере Григории Лямпе. Можно рассказывать о его творческом пути, перечислять сыгранные роли, но этот рассказ не раскроит тайну его явления как актера, если мы не коснемся генетических основ его таланта. Ведь, безусловно, не случайно он стал актером, ибо родился в «театральной семье», в которой дышать можно было не иначе как «воздухом сцены».

Мать Ревекка (Рива), с полутора лет росшая без отца, заразилась с детства «вирусом» театра и, несмотря на сопротивление матери, ведшей традиционный еврейский образ жизни, устремилась в чарующий мир театра. Она поступила в нерелигиозную школу, в которой был театральный кружок, руководил которым будущий театральный критик Любомирский. Этот кружокмногое дал ей, как будущей актрисе и она продолжала участвовать в любительских спектаклях, обучаясь на музыкальном факультете Киевского театрального института им. Лысенко. В возрасте 20 лет, окончив институт, она берет себе сценический псевдоним «Руфина» несколько лет работает в еврейских театральных коллективах города, в частности, в еврейском театре «Кунствинкл», отсюда её сценический путь пролег через гастрольную группу, разъезжавшую по городам и весям. В этом коллективе она познакомилась с будущим отцом Григория, польским актером Морисом Лямпе, а затем двадцать лет (с 1929 по 1948 годы) играла сначала в театре «Гезкульт», на базе которого был организован Харьковский еврейский театр. Среди её коронных ролей — Миреле Эфрат в пьесе Якова Гордина, Бобэ Яхне в «Колдунье» Авраама Гольдфадена, где она впервые сыграла роль, которую исполняли мужчины, «Гершеле Острополер» по одноименной пьесе Гершензона, где она также впервые на еврейской сцене сыграла мужскую роль. С 1948-го она работала в еврейском театре им. Шолом Алейхема в Черновцах, а после закрытия театра перешла на русскую сцену, и с 1951 года работала в Закарпатском русском драматическом театре города Мукачево, переиграв порядка 40 ролей (в частности, характерных). Зрители любили актрису, сравнивая её с Фаиной Раневской. После смерти Люксембурга, бывшего много лет её мужем, закарпатский русский театр закрылся. Руфина больше на сцену не выходила и переехала к сыну, который в это время жил и работал в Москве. Умерла она в Тель-Авиве в возрасте 90 лет.

Григорий родился в 1925 году в Витебске. Его отец, Морис Лямпе, работал с Ривой Руфиной в гастрольном театре, они поженились и вскоре родился сын Григорий. Когда театральная группа распалась, Морис не смог найти работу ни в одном коллективе и вынужден был вернуться в Польшу, где стал одним из популярнейших актеров. В частности, он считался одним из лучших исполнителей роли шолом алейхемского Тевье-молочника. Реальности актерской профессии не позволили ему встретиться с женой и сыном. Оказавшись в оккупированном немцами Вильнюсе, Морис Лямпе погиб в вильнюсском гетто.

Григорий пошел по стопам родителей. Находясь во время войны в эвакуации в Самарканде, он приезжает в Москву поступать в театральное училище при московском Госете (театр в это время уже вернулся в Москву из эвакуации), который закончил в 1947 году и остался в театре, работая в нем до самого закрытия Госета в конце 1949 г.

Но вот театр закрыт. В Советском Союзе наступают тяжелые времена. Актер с дипломом еврейского театрального училища, во время, когда не осталось и следа от еврейской культуры, ищет место применения своему таланту. Он молод (двадцать четыре!), полон желания, сил и способностей. И если найдется такое место, то источник его вдохновения не иссякнет. И он его находит — это Московский областной драматический театр им. А. Островского. Постоянная колесная жизнь (таков был удел этого театра). Бесконечные переезды от колхоза к колхозу до второй мировой войны, бесчисленные спектакли под канонаду немецкой артиллерии, закалили этот неприхотливый слаженный коллектив. Двенадцать лет проработал Григорий Лямпе в этом театре и, без сомнения, это дало ему многое: знакомство с талантливыми режиссерами (чего стоит работа с молодым Георгием Товстоноговым) и партнерство с известными актерами (в этом театре когда— то играли такие актеры, как Алла Тарасова, Михаил Жаров и др.).

В начале 60-х годов 20 века оттепель, начавшаяся с разоблачения культа Сталина, приходит и на театральные подмостки. И здесь Григорию удалось

не упустить свой шанс. Его принимают в Московский драматический театр, который вскоре переехал со Спартаковской улицы на Малую Бронную,4. Можно себе представить, что чувствовал актер Григорий Лямпе, выходя на ту самую сцену, которая была для него родной, ведь здесь до конца 1949 года находился ГОСЕТ под руководством Соломона Михоэлса. Здесь прошла его театральная юность, и где его, казалось, счастливый полет, был так не вовремя прерван. Думается, сознание того, что он продолжает этот свой полет, поддерживало актера все тридцать нелегких, но счастливых лет работы в театре на Малой Бронной. Он взвалил на себя непосильный груз, будучи не только актером, но и заведующим труппой.

Михаил Козаков, близкий друг Лямпе вспоминал:

«Он был заведующим труппой. Занимал эту собачью должность стрелочника в таком гнусном учреждении, как театр с его актерами, с их интригами, да еще при двоевластии: Дунаев — Эфрос. За всю мою долгую жизнь в разных театрах — будь то Москва, Ленинград или Тель-Авив — я ни разу (ни разу!) не наблюдал другого такого случая, когда бы все любили — именно любили — заведующего труппой. Тем более, если зав. труппой еще и актер. Ведь зав. труппой отвечает за все. Он, связанный и с режиссурой, и с дирекцией, в глазах артистов ответствен и за распределение ролей, и за очередность составов, и за количество спектаклей в месяц, идущих на сцене, и за повышение или понижение зарплаты. С его ведома вывешиваются выговоры и благодарности на доске объявлений. Он и только он может помочь артисту получить тайм-аут, чтобы уехать на съемки или концерты. Он должен подсказать режиссеру актера, способного осуществить срочный ввод на роль. И так далее и тому подобное. Один Бог ведает, что еще стоит за этой должностью. И ведь всегда кто-то будет обижен, недоволен, разгневан. В конторе зав. труппой происходят все наши актерские истерики, ведрами льется актерская грязь с поклепами друг на друга… Теперь вообразите, что зав. труппой и сам актер. У него, как у всех, есть амбиции, обиды, собственный интерес. Добавим: Григорий Моисеевич Лямпе был замечательным актером. При этом недооцененным. И как при всем при этом он умудрялся расхлебывать всю эту кашу… И расхлебывать таким образом, что все его любили, — и тот же Эфрос, и Дунаев, и директор Коган, и сама Ольга Яковлева — «наша девочка», как называл ее Григорий Моисеевич с недвусмысленной ироничной улыбкой. При этом он не только ценил ее талант, он еще умудрялся любить ее саму. Подвиг, достойный Геракла. Уметь развести таких монстров, как Леонид Броневой, Ольга Яковлева, Тоша Дмитриева, Лев Дуров да и я, грешный, — Ахилл, Геракл и Перикл в одном лице.

«Темно! Включите Лямпе!» Кто это придумал и сказал первый? Остроумный Мартынюк, наверное. Да не важно, кто. Важно еще одно, весьма существенное. Гриша любил и хотел сниматься в кино, играть на телевидении и участвовать в концертах. А главное, понимал, что это необходимо и актерам, где он зав. труппой. Мало того что он делал все от него зависящее, чтобы предоставить нам эту возможность, так он еще был «организатором» — так это именовалось в середине прошлого века — многих телевизионных проектов. То есть составлял графики съемок, принимал участие в распределении ролей в телеспектаклях и телефильмах. Он — и не кто иной, как он, — способствовал карьере актеров».

Не сомневаясь в верности утверждений Михаила Козакова о всеобщей любви коллег по Малой Бронной к Лямпе, выразим недоумение по поводу того, что на сайте, связанном с именем театра на Малой Бронной в длинном перечне работавших в разное время актеров, не нашлось и полстрочки для любимого всеми Лямпе.

И все же, в чем была причина такого явления Григория Лямпе в театре на Малой Бронной? Думается, что секрет того, что происходило в течение тридцати лет в этом театре, объясняется тем, что театр на Малой Бронной — это был в сознании Лямпе — его дом. Дом, в котором он учился и начинал работать на сцене. Ведь для любого актера место и время сценической юности остаются навсегда в памяти с точностью до всех деталей и подробностей. Нет, для Лямпе этот дом на Малой Бронной, где он сыграл ту самую роль, которую играл великий Зускин — это Дом Счастья, несмотря ни на что. А вернуться в такое место и служить в нем, — это продолжение счастья. И он окунулся в круговорот нелегких театральных будней, которые для одних — каторга, а для него это был желанный Мир! За тридцать лет в театре на Малой Бронной им были сыграны десятки ролей.

В 1982 году Лямпе получает звание заслуженного артиста России. Как потом напишет один из гостей интернетного сайта «Все-то заслуженный. А могли бы дать и народного». У дающих награды и звания в СССР были свои критерии для присвоения почетных званий, но ведь прав автор замечания: десятки прекрасно созданных ролей в театре, 44 (!) роли в кино и на телевидении. И каких ролей! Отметим, прежде всего, профессора Рунге в сериале «Семнадцать мгновений весны», Ковальского в сериале «Следствие ведут знатоки», учителя Удря в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда», Кантора в «Блуждающих звездах». Здесь и классика (Шприх в «Маскараде» Лермонтова, Беримор в «Собаке Баскервилей», обер-екретарь в «Капитанской дочке»), и современность (Арно в «Петровке, 38», директор отеля в «Возвращении резидента», учитель в «Визите дамы», Халецкий в «Визите к Минотавру», продавец тайн в «Вооружен и очень опасен»). все не перечислишь… Нельзя не отметить, что каждая из иногда небольших ролей, в которых снимался Лямпе, сыграна так филигранно, что и до сих пор, десятилетия спустя, продолжают вызывать восторг зрителей.

Но наступает 90-й год. Начинается великое переселение советских евреев в Израиль. И Григорий Лямпе с семьей едет в Тель-Авив. Что тянуло его туда? Ведь в шестьдесят пять не начинают. Пережив то, что ему пришлось пережить, он должен был это понимать. И все же оставил театр, в котором провел тридцать лет. Да, в Москве была в то время голодная унылая пора. Но разве это причина для такого шага? Наверное, Лямпе уезжал не из Советского Союза, а ехал в Израиль. Потому что все долгие 40 лет он продолжал надеяться, что вернется то, что было прервано с закрытием ГОСЕТа. В тель-авивском театре «Гешер» он играет Залмана из спектакля «Дело Дрейфуса» (1991 г.), старого польского еврея, гибнущего от погрома в предвоенные 30-х годы прошлого века, Ардальона Иволгина в «Идиоте» Ф. Достоевского (1992), Шарля Варле («Мольер», 1992 г.), Человека из лагеря («Адам бен келев», 1993 г.), сыграл в своем бенефисном спектакле. М. Козаков вспоминал о том, что «Лямпе стал живой душой театра “Гешер”, его совестью и духовным эпицентром. Как и в Москве, он прекрасно играл доверяемые ему роли». Проблема возникла, когда театр «Гешер» перешел с русского языка на иврит, который давался актеру с трудом.

Был еще «Идишпиль», театр, игравший на идиш. Лямпе подготовил с руководителем театра Шмуэлем Ацмоном и другим Шмуэлем, Сегелем превосходный спектакль «Клейне менчелех» (Маленькие люди»), с которым объездил не одну страну, но интенсивный режим работы в «Гешере» не давал возможность больше играть на любимом языке.

Он многого не успел. Были большие планы, ведь что такое семьдесят лет для актера! Столько еще могло быть ролей впереди! Но судьба распорядилась иначе. Он ушел из жизни, не дожив месяцы до семидесяти…

С тех пор прошло ровно двадцать лет, но Григорий Лямпе продолжает жить в памяти друзей, на экране кино и телевидения, на интернетных сайтах благодарные зрители продолжают делиться впечатлениями о его работах. На небосклоне театра и кино продолжает ярко светить звезда, имя которой «Григорий Лямпе».

Обществом друзей театра при Доме ученых и специалистов города Реховот (Израиль) снят фильм «Звезда Григория Лямпе» из серии «Сага о ГОСЕТе».

На иврите фильм можно просмотреть здесь. Запись вечера памяти Григория Лямпе, состоявшийся 21 декабря 2015 г. в Реховоте можно просмотреть здесь. Остальные фильмы серии можно найти в поисковике по ключевым словам «Сага о ГОСЕТе».

Настоящая заметка является частью доклада, прочитанного на Девятых Михоэлсовских Чтениях, состоявшихся в Москве 27-28 ноября 2015 г. (авторы доклада Я. Иовнович, Т. Хазановская).

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Яков Иовнович: Звезда Григория Лямпе

  1. Я помню Г.Лямпе. Роли его в кино были не самые главные, но результат всегда безупречен. Из последних его ролей в моей памяти осталась работа в «Безымянной звезде» — отлично!

Добавить комментарий для Сильвия Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.