Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1 (продолжение)

Loading

Все взрослые члены кибуца были готовы к отпору и состояли в отрядах Хаганы — еврейской военной подпольной организации, впоследствии ставшей основой Армии Обороны Израиля. Сами кибуцы были боевыми базами Хаганы.

«Отпусти народ мой!»
Еврейская история в филателии и нумизматике

Михаил Чабан

Часть 1
Еврейская иммиграция в Палестину до второй мировой войны (1880-1939)
Продолжение. Начало здесь

Кибуцы и мошавы

Что такое кибуц

Слово «кибуц» в переводе с иврита означает «община». Кибуц — это израильский сельскохозяйственный населенный пункт со специальным устройством общественно-производственных отношений. Эти отношения предполагают общие средства производства, коллективная форма труда и коммунальную организацию быта и отдыха.

Разница между кибуцем и колхозом

Казалось бы, что это очень похоже на обычный советский колхоз — тоже коллективное хозяйство. Но между кибуцем и колхозом большая принципиальная разница. Кибуцы образовывались добровольно и были необходимым продуктом того времени и тех условий в Палестине. Колхозы были творчеством большевистской бюрократии, крестьян туда сгонялись насильно. Насильно объединялась их собственность, вернее они ее лишались. Работали они под полным контролем как бы выбранной, но, на самом деле, назначенной сверху бюрократии.

И колхозникам оставался только тяжкий труд и беспросыпное пьянство. Как пелось в известной советской песне: «И все вокруг колхозное и все вокруг мое!» («Дорожная», 1947, слова С.Васильева, музыка И.Дунаевского). Но в реальности рядовому крестьянину ничего не принадлежало — ни земля, ни техника, ни скот. Он был рабом, прикованным к своему ярму. А плодами его труда на земле также распоряжалась партийная бюрократия, оставляя ему самый низкий прожиточный минимум, а иногда и меньше, просто устраивая голодор. На плодородных черноземах, не в пустыне, при хороших урожаях, крестьяне вымирали от голода. Это может быть только при советской власти «рабочих и крестьян».

Производительность труда в колхозах была предельно низкой, не сравнимой даже с работой тех же колхозников на своих приусадебных участках, с которых они в основном и кормились. Люди работали из под палки, процветало пьянство, воровство колхозной продукции.

В кибуцах люди работали добросовестно, как на себя и им всем принадлежали плоды их труда. Их никто не мог отобрать. В Израиле кибуцы были полностью добровольными объединениями. Никто никого туда насильно не загонял. Конечно были и идеологи кибуцного движения. В кибуце они видели соединение социалистических принципов с библейскими идеалами и с идеалами еврейского национального возрождения. С помощью коллективной формой хозяйствования идеологи сионизма надеялись изменить общественные отношения и сознание человека. Коллективные хозяйства — кибуцы должны были стать основой возрождения еврейского народа и будущего еврейского государства.

Необходимость кибуцев в Израиле

Кибуцы как коллекивные хозяйства были оправданы в то историческое время и в той политической обстановке. Евреи в Палестине жили как в осажденной крепости и им надо было держаться вместе, одной коммуной, одной семьей, просто для того, чтобы выжить в том враждебном окружении. Каждый кибуц был осажденной крепостью, в которой поселенцы жили вместе, защищались вместе от нападений, убийств, поджогов, уничтожения урожаев и все были равны и все были одинаковы и имели одинаковые права и объязанности. Кроме того, поднять целинные земли, осушить болота, освоить пустыню можно было только сообща, вместе, коллективом.

Принципы организации кибуца

Основные принципы организации кибуца: все имущество, средства производства является общей, коллективной собственностью. Земля принадлежит государству, но кибуц может ею распоряжаться пока он существует. Все равны в труде и все заработанное и произведенное распределяется и делится поровну. Социальный принцип организации кибуца полностью соответствовал основному лозунгу социализма: от каждого по способностям, каждому по труду (в масштабах возможностей кибуца).

Заработной платы в обычном ее понятии с ее премиями, прогрессивками, тринадцатой зарплатой в кибуцах нет, так как внутри кибуца отсутствуют товарно-денежные отношения.. Кибуцники удовлетворяют все свои потребности в пище, одежде, жилье, культурном отдыхе непосредственно в кибуце из общих фондов.

В имеющемся в кибуце магазине его члены могут «купить» имеющиеся там товары или продукты бесплатно или стоимость их покупки заносится на их личный счет. Деньги действуют только вне кибуца. Внутри кибуца для взаиморасчетов вводятся специальные купоны.

Если кто решит выйти из кибуца, его никто силой не удерживает и при выходе ему выделялается денежная компенсация.

Чтобы семье или индивидуально вступить в кибуц надо пройти общее собрание, которое всесторонне анализирует потенциального кандидата. Могут отказать по разным причинам. Более всего имеют шансы молодые семьи. Для вновь принятых в кибуц устанавливается испытательный срок.

Член кибуца может работать и вне его, например, где-то на заводе, преподавать, но все заработанные деньги поступают в общий фонд кибуца. Поэтому среди кибуцников есть писатели, журналисты, музыканты, ученые, политики.

Современные кибуцники живут в отдельных благоустроенных квартирах или домах, имеющих небольшой дворик с зеленью, кустами и деревьями. В кибуце все дороги ухожены и асфальтированы. Все кибуцники едят в общей столовой кибуца. Там готовят не одну манную кашу на всех, а разнообразные блюда на разные вкусы. Каждый выбирает себе что он хочет и сколько хочет (сколько влезет). Ограничений на еду нет, хотя и действуют правила умеренности в потреблении и отказе от излишеств, например, черной и красной икры, севрюги с хреном, шоколадов и пирожных.

Готовят еду в столовых по современным методикам с соблюдением еврейских традиций (хотя много кибуцев являются не религиозными, а светскими поселениями, но находятся то они в Израиле), а значит вкусно, полезно для здоровья, разнообразно и сытно. Много овощных и молочных блюд из самых свежих, обычно своих, произведенных в кибуце продуктов.

Совместное питание — это традиция кибуцев, которой кибуцники гордятся. Люди встречаются, совместно садятся за столы, разговаривают друг с другом, обмениваются новостями, своими соображениями. Столовая — это как праздник общения, который ждут целый день. Люди приходили туда не прямо с работы, еще в рабочих спецовках, наспех покушать, а в праздничной одежде и в приподнятом настроении. С развитием израильского общества, когда и сами кибуцы стали утрачивать свою актуальность, люди стали больше времени проводить в своих домах и готовить самостоятельно.

Управление кибуцем

Управляется кибуц по принципам прямой демократии — власти всех членов кибуца. Каждый член кибуца имеет право участвовать в решении всех вопросов жизни кибуца, поэтому высшим органом власти кибуца является общее собрание его членов. Оно решает все вопросы экономического и социального характера, утверждает его бюджет и принимает новых членов. Для повседневной работы существуют избранные общим собранием комиссии по жилью, финансам, культуре, образованию. Избранные председатели этих комиссий вместе с избранным главой кибуца являются повседневной исполнительной властью кибуца.

В кибуцах обычно имеется общественный центр, где расположена столовая, хорошая библиотека, большой зал для собраний, совместных мероприятий, концертов, просмотра кинофильмов, занятий самодеятельностью, один или несколько хороших спортивных залов, бассейнов. Во многих кибуцах имеются небольшие зоопарки для детей.

В кибуцах имеются общие стирка и химчистка, куда люди утром свозят свои вещи, а вечером забирают чистое. В кибуцах имеются здравпункты для лечения простых заболеваний. Для более сложной и специализированной медицинской помози в кибуце имеется транспорт, для доставки больного к врачу специалисту или в больницу для лечения.

В кибуцах имеются хорошие детские сады и школы по уровню лучшие, чем городские, так как кибуц сам доплачивает учителям и детей к классах или группах меньше. Многие не кибуцники стараются отдать своих детей в кибуцные школы или детские сады.

Развитие кибуцного движения

Первым кибуцем, основанным в 1910 году, был кибуц Дегания (см. специальный раздел о Дегании). К 1914 году в Палестине было уже 8 кибуцев общей численностью около 250-300 человек, к 1922 году на территории будущего Израиля уже было 19 кибуцев, а к 1936 году — 46. В обычном кибуце обычно живут от 100 до 2000 жителей, в среднем 500-600 человек.

Доля кибуцев в общем населении Израиля никогда не была велика. Даже в период образования их наибольшего количества — во время провозглашения Государства Израиль их доля в еврейском населении не превышала 7%. Постепенно, с развитием производственно экономических, рыночных отношений в Израиле доля кибуцев в населении и экономике стала неуклонно снижаться. В настоящее время она менее 2%. По данным на 2001 годв в Израиле было 267 кибуцев с населением 115.500 человек, что составляло 3% от населения Израиля.

Однако кибуцы производят около 40% сельскохозяйственной продукции Израиля. Но это составляыет только четвертую часть общей продукции, производимой в настоящее время кибуцами. Все кибукцы имеют промышленные предприятия и не объязательно по переработке сельскохозяйственной продукции.

Кибуцы производят 9% израильского промышленного экспорта. Эта может быть мебель, металлические, пластмассовые изделия, сложнотехнические товары, в том числе электроника и промышленные роботы. Некоторые кибуцы имеют гостинницы, достаточно большие, чтобы на их базе устраивать международные конференции, симпозиумы.

С развитием социально-экономических отношений кибуцы стараются приспособиться к новым реалиям жизни и рынка. И это относится не только к их производственной сфере, но и к общим социальным принципам их существования. Например, ранее кибуцы выполняли все работы своими силами. Со временем из-за нехватки рук на земле возникла необходимость в дополнительной наемной рабочей силе, не говоря уже о создании в кибуцах производств, требующих квалифицированных инженеров и рабочих. В настоящее время кибуцы оплачивают учебу в университетах для своей молодежи.

Роль кибуцев в истории Израиля

Израильские кибуцы были не только сетью сельскохозяйственных поселений, но и важным политическим фактором в создании Государства Израиль. Кибуцы впервые безусловно доказали ранее многими отрицаемую возможность и способность евреев продуктивно работать на земле. И это было доказано в самых тяжелых природноклиматических и общественных условиях с преодолением многими трудностей и препятствий, во враждебном окружении.

Кибуцами был создан целый класс умелых и успешных еврейских земледельцев, которые не только смогли обеспечить свою страну продуктами питания, но и успешно конкурировали на международном продовольственном рынке. Были разработаны и созданы передовые в мире технологии ведения высокопродуктивного сельского хозяйства. И все это было сделано в сравнительно короткий исторический срок.

Во время массовой алии кибуцы принимали активное участие в размещении новых репатриантов. Кибуцы предоставляли им жилье, питание, услуги, обучали ивриту и специфике жизни в Израиле. После этого многие из вновь прибывших оставались жить и работать в кибуце.

Если начинать с первого кибуца Дегания, то кибуцное движение в Израиле существует уже более 100 лет и оно сыграло важную роль в становлении и развитии Государства Израиль. Это была сеть еврейских поселений, которые обеспечили еврейское присутствие на земле Палестины. По принципу: где ступила нога еврея — там еврейская земля. Кибуцы были первыми социальными ячейками зарождающегося еврейского государства, его основой и опорой.

Со временем и с развитием экономических и социальных отношений идеи, заложенные в кибуцное движение, потеряли свою остроту и актуальность. И кибуцы не исчезли, но стали преобразовываться с учетом новых общественно-экономических реальностей. Это сказалось и в демократизации внутренних отношений в кибуце и в организации и развитии в них промышленных предприятий.

В настоящее время в кибуцах живут тысячи израильтян, не желающие жить в больших и шумных городах. В кибуцах живут люди, любящие работу на земле, любящие работать и решать свою судьбу вместе, получкающие от этого удовольствие, потому что кибуц — это как большая, дружная семья.

Такая семья-кибуц символически изображена на марке 1985 года выпуска (в таблице — слева). Рисунок на марке сделан в стиле детского рисунка с общими изображениями людей без деталей и лиц (за исключением усов слесаря). На рисунке марки изображены шестеро детей, пятеро взрослых и корова.

Взрослые представляют различные профессии: слесарь в комбинезоне с фартуком, с гаечным ключем и тяжелой шестерней; домашняя хозяйка или няня с белым фартуком и ребенком на руках; солдат в защитной форме; садовод с корзиной красных яблок или помидор; животновод с бидоном молока, который он только что надоил от рядом стоящей коровы, и это не смотря на сидящего у него на плечах ребенка, который зато держит в руках флаг Израиля.

В центре марки играют двое детей, мальчик играет на дудочке, девочка сидит с цветочком с пятью лепестками. Они сидят на фоне стилизованной зелени кустов и вида строений поселения с водяной башней и трубой, из которой идет экологически опасный дым. Двое детей постарше, стоящие по обе стороны солдата также заняты в производительном труде. Мальчик держит что-то вроде большого колоса, повидимому помогая в земледелии, а девочка держит что-то типа ягненка, повидимому помогая в животноводстве. На дополнительной секции марки симметрично от середины помещены 19 спелых колосьев, символизируя, повидимому, богатые урожаи зерновых.

На второй марке (справа). посвященной 100-летию образования кибуцев в центре помещен срез апельсина, что символизирует сельскохозяйственные достижения кибуцев в Израиле. Это звучит как предложение мира, а не войны. Спелый сладкий апельсин — посланец земли Израиля. Слева от него расположена водонапорная башня, которая обычно является не только резервуаром воды, но и наблюдательной вышкой — «друзья» рядом. Над вышкой развивается израильский флаг. Справа от апельсина находится блестящая металлическая шестерня, возможног мельничное колесо, символизирующие техническое развитие кибуцев.

Вся эта композиция расположено на фоне голубого неба и поля спелых колосьев. Водонапорная башня, апельсин и колесо как бы образуют символическию цифру 100. На дополнительной секции марки находится двухэтажное производственное помещение сельскохозяйственного назначения.

К 100-летию кибуцев выпущен также конверт с такой маркой и со штампом первого дня гашения 14.06.2010. На штампе изображено такое же, как и на дополнительной секции марки, двухэтажное сельскохозяйственное строение. На картинке конверта изображен круг людей, объединенных в веселом, зажигательном еврейском танце. Похоже на фрейлекс. Так и хочется затанцевакть.

Защита кибуцев и их военное значение

Кибуцы жили во враждебном окружении и строились с учетом этого как крепости с общим высоким каменным забором, наблюдательной вышкой, где постоянно дежурила охрана. Все взрослые члены кибуца были готовы к отпору и состояли в отрядах Хаганы — еврейской военной подпольной организации, впоследствии ставшей основой Армии Обороны Израиля. Сами кибуцы были боевыми базами Хаганы.

Кроме того, кибуцы были убежищами для нелегальных иммигрантов, преследуемых английской администрацией. В кибуцах также были постоянно расквартированы военизированные отряды Хаганы, которые несли службу по охране кибуцев и помогали в их труде. Кибуцы создавались в стратегических с военной точки зрения пунктах, например, вдоль границ Израиля, в узловых пунктах пересечения основных дорог. Из кибуцев вышли многие известные военноначальники Израиля.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1 (продолжение)

  1. эамечательный иллюстративный материал, инфомативный текст-прекрасная и нужная работа

  2. Нам гид говорил, что, когда Бен Гурион с женой захотели поселиться в кибуце, то их не приняли – не прошли испытательный срок. Неужели это правда?

Добавить комментарий для Михаил Чабан Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.